Мелодрама — это что такое? значение слова

Мелодрама в России

В России начала 19 века переводная французская мелодрама (пьесы де Пиксерекура, А.Дюмаотца, В.Дюканжа, Ф.Пиа) имела успех у публики, но запрещалась цензурой и порицалась официозной критикой за подрыв высших устоев показом «благородных преступников», добродетельных «падших созданий» и разоблачением пороков аристократии. Вместе с тем, недовольство излишней «слезливостью» или выспренностью сюжетов, персонажей, диалогов мелодрам, ходульностью ситуаций, нагромождением ужасов, экзальтацией в выражении чувств высказывали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, считая, что все это ведет к порче художественного вкуса. Белинский, однако, давая теоретическую трактовку драмы как рода словесности, отмечал, что драма ведет свое начало от мелодрамы, которая в 18 веке «делала оппозицию» надутой и неестественной тогдашней трагедии и в которой жизнь находила… единственное убежище от мертвящего псевдоклассицизма» («Разделение поэзии на роды и виды», 1841). Авторы мелодрам нередко использовали сюжеты сентиментальной и романтической прозы. Из жанра готического романа мелодрама заимствовала атмосферу ужасного и таинственного. В России одним из первых к мелодраме обратился Я.Б.Княжнин («Орфей», музыка Ф.Торелли, 1781; музыка Е.И.Фомина, 1792). Первыми оригинальными русскими мелодрамами исследователи театра считают переделки «Бедной Лизы» (1792) Н.М.Карамзина — пьесу В.Фёдорова «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1804) и тематически связанную с карамзинской повестью пьесу Н.Ильина «Лиза, или Торжество благодарности» (1803). Карамзин, пропагандировавший высокую драматургию штюрмеров (см. «Буря и натиск») и Г.Э.Лессинга, тем не менее открыто восхищался французской мелодрамой, ее трогательно-патетической стилистикой, установкой на чувство жалости к человеку из «низов». Воздействие жанра мелодрамы несет в себе «Маскарад» (1835-36) М.Ю.Лермонтова, выдержавший несколько цензурных запретов, мотивируемых сходством пьесы с «уродливыми» сочинениями французской школы.

Открытое выражение чувств, нагнетание ужаса, тайны, сострадания к невинной жертве и к ее страдающему убийце, безумие героя в финале настораживали «блюстителей нравственности», в то же время напряженность действия и взлет романтических страстей обусловливали будущий сценический успех пьесы. В конце 18 — начале 19 века и впоследствии мелодрама широко взаимодействовала с другими жанровыми формами, в том числе и с реалистической бытовой драмой. A.Н.Островский использовал мотивы мелодрамы («Пучина», 1866; «Горячее сердце», 1868; «Таланты и поклонники», 1882), а также создал классические образцы жанра («Поздняя любовь», 1874; «Без вины виноватые», 1884). Бытовую мелодраму осваивали русские драматурги 1860-90-х: B.Дьяченко, Н.Чиркин, В.Травский, П.Невежин. Старый мелодраматический «succes des larmes» («слезный успех») возродился на новой эмоциональной основе к концу 19 — началу 20 века «Цепи» (1888) А.Сумбатова, «Цена жизни» (1896) В.Немировича-Данченко, «Темная сила» (1895) И.Шпажинского, «Тот, кто получает пощечины» (1915) Л.Андреева отражали кризисное сознание «конца века» с его культом страдания и изломами чувств. Углублялся психологизм, во взаимопереходах настроений, в многозначительных диалогах, в противостоянии характеров по своему реализовывалась философская проблематика. Мелодраматические «неистовства» уступали место эмоциональным надрывам мятущейся души человека переломного времени. Способ обновления театра увидели в высокой театральности мелодрамы в 1910-20-е во Франции Р.Роллан, в России — А.Блок, М.Горький, A.Луначарский, В.Мейерхольд. «Нет труднее и возвышеннее задачи, чем создать истинно поэтическую мелодраму», — писал Р.Роллан («Народный театр». Роллан Р.). В 1919 был объявлен конкурс на лучшую мелодраму, в жюри конкурса входил М.Горький. При поддержке Луначарского на мелодраму как стержень репертуара ориентировались создатели театра «Романеск» (в Москве в 1922-23). Современные театроведы наблюдают оживление мелодраматических тенденций в драматургии 1950-80-х в пьесах А.Арбузова, А.Володина, А.Салынского и др.

Слово мелодрама произошло от греческого melos — песня и drama, что в переводе означает — действие.

Мелодрама – жанр драмы

Не стоит полностью отождествлять драму и мелодраму. Последняя считается более поверхностной, рассчитанной в основном на женскую аудиторию.

Чаще всего события мелодраматических произведений происходят с необычными людьми (аристократы, богачи, известные персонажи истории) и овеяны сказочностью и ореолом романтики. В то же время классическая драма чаще описывает судьбу обычных людей, в которых каждый способен узнать себя или своих близких.

Также способ изображения главных героев отличает драму и мелодраму. В первой персонажи более реалистичны, а во второй — наоборот. Характеры героев мелодрамы, как правило, гипертрофированы, их легко разделить на плохих и хороших. В драме часто персонажей трудно понять и отнести к какой-то категории, так как их поступки и чувства крайне противоречивы.

В мелодрамах часто присутствуют элементы эротики, в тоже время как для драмы эта деталь необязательна, а если она и есть, то выглядит более тускло.

За почти четыреста лет своего существования пережила немало мелодрама. Это сказалось на ее особенностях. Сегодня благодаря развитию кинематографа мелодрама является одним из самых популярных жанров. Ежегодно снимаются тысячи кинолент-мелодрам на любой вкус, и сегодня практически каждый житель планеты может найти произведение подобного рода, которое придется ему по сердцу.

Отличительные черты мелодрамы

Данный жанр драмы имеет ряд особенностей.

В первую очередь это преувеличенная эмоциональность главных героев, на которой концентрируется все внимание.
Главная задача произведений подобного рода — заставить читателей (зрителей) сопереживать персонажам. Мелодрама взывает к эмоциям, а не разуму человека.
Финал классического произведения этого жанра трагичен

Однако в XX ст. с легкой руки Бертольда Брехта, сделавшего популярным открытое окончание в театральных пьесах, эта мода распространилась и на мелодрамы и стала одной из отличительных их черт. В последние годы мелодрамы все чаще имеют счастливый конец.
Хотя в подобных произведениях иногда поднимаются темы социального неравенства или показываются попытки личности противостоять обществу, в центре классической современной мелодрамы находится любовная история.

Аритмия

  • Россия, 2017 год.
  • Мелодрама, драма.
  • Длительность: 116 минут.
  • IMDb: 7,5.

Олег — талантливый врач, который работает в скорой помощи. Он спасает пациентов, но вот свою личную жизнь исправить не может, постепенно спиваясь. Его жена Катя подаёт на развод. А тем временем у Олега начинаются проблемы на работе.

Эта картина выходит далеко за рамки традиционной мелодрамы, рассказывая и о проблемах семейных отношений, и о трудностях российских врачей. Но, возможно, главное достоинство «Аритмии» — актёрская игра Ирины Горбачёвой, исполнившей роль Кати.

Смотреть в iTunes →Смотреть в Google Play →

Значение слова Мелодрама по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мелодрама — чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх («Фрейшютц» Вебера, сцена в Волчьей долине. отдельные сцены в «Прециозе» Вебера), а также в музыке к «Эгмонту» — Бетховена, к «Струэнзе» — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами. К концу XVIII столетия слово М. начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение. так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место «великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души», способные «разрывать сердце». Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. и лжеклассической трагедией. Не остался без влияния на французский театр слезливый и «страшный» Коцебу. Наиболее характерными представителями М. были Пиксерекур (Pix &eacute.r&eacute. court), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет «Виктор, или Дитя леса» (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами «Суд Соломона» (1802) и «Сорока-воровка» (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит. В М. «30 лет, или Жизнь игрока» (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям. эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. и переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина «15 лет разлуки» (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг. своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера («Ошибка молодости», 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара.

Мелодрама: значение слова

Данным термином называют литературный жанр (поджанр драмы), произведения которого концентрируются на демонстрации чувств, душевных и духовных переживаний действующих лиц в необычных для них обстоятельствах. Как правило, чтобы лучше раскрыть внутренний мир и мотивы поступков героев, в мелодраме используется противопоставление: любви и ненависти, добра и зла, честности и обмана. Часто произведения это типа имеют печальный финал, однако бывают исключения.

Стоит помнить, что поскольку мелодрама является промежуточным жанром, в ней могут присутствовать как элементы трагедии, так и комедии.

Также этот жанр довольно сильно распространен в кинематографии и театральном искусстве.

Питер FM

  • Россия, 2006 год.
  • Мелодрама, комедия.
  • Длительность: 86 минут.
  • IMDb: 7,0.

Маша работает диджеем на радио и собирается выйти замуж. Максим планирует уехать в Германию и стать архитектором, а пока подрабатывает дворником. Однажды они сталкиваются в толпе. Маша роняет телефон, а Максим его подбирает. Он не понимает, кому вернуть находку, и так начинаются отношения двух людей, которые не знают друг друга в лицо.

Жители Санкт‑Петербурга нередко придираются к реалистичности этого фильма: герои, подобно персонажам картины «Приключения итальянцев в России», иногда внезапно перемещаются из одного района в другой. Но в целом это очень милая и светлая история о любви по телефону.

Мелодрама в кино

Как и в литературе, так и в кинематографии первые фильмы-мелодрамы начали снимать во Франции в начале XX ст. Однако в то время они более были похожи на детективы или фильмы ужасов, поскольку содержали массу кровавых сцен и интригующую тайну.

С развитием жанра кино мелодрамы стали снимать в большинстве стран мира (Дания, Швеция, Италия, Германия, США и Российская империя). Примечательно, что в царской России наиболее известной актрисой, снимавшейся в лентах-мелодрамах, стала одесситка Вера Холодная. Самая популярная с ее участием мелодрама – это «Молчи, грусть, молчи». Также пользовались успехом картины «У камина», «Жизнь за жизнь» и подобные.

В следующие два десятилетия не утратила мелодрама значение свое в кинематографе, а, наоборот, только усилила позиции. Наиболее известные фильмы-мелодрамы этого периода – «Леди Гамильтон», «Дама с камелиями» и «Голубой ангел».

В 50-60-х гг. кинокартины данного жанра в Европе и США вышли из моды. Зато в Индии фильмы-мелодрамы в этот период начали пользоваться невероятной популярностью. Стоит отметить, что, в отличие от европейского и американского кино, где мелодраматические сюжеты чаще рассказывали о любви, в индийских картинах поднимались социальные вопросы.

Начиная со второй половины 60-х мелодрама снова становится популярной во всем мире и является таковой по сей день. Классические киноленты этого вида – «Твое имя» (Япония), «Мужчина и женщина» (Франция), «Летят журавли» (СССР), «История любви» (США).

Мелодрама - это что такое? значение слова

Определение слова «Мелодрама» по БСЭ:

Мелодрама (от Мело… и Драма 1)жанр драматургии. пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30-40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.В России М. появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь резко критиковали произведения этого жанра за отрыв от насущных интересов русского общества, неправдоподобие характеров и положений. В советском театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали в защиту М., по существу приравнивая её к социальной драме романтического стиля. Отдельные элементы М. характерны для творчества некоторых современных драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М. — лирическая сцена «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским композитором 18 в. И. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М.«Орфей» (1792).Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963. Глумов А. Н., Несколько значений термина «мелодрама», в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

Мелодрама - это что такое? значение слова