Оратория

Оратории Генделя

По творчеству этого немецкого гения, большую часть жизни создававшего музыку в Англии, можно составить представление об этом жанре и его определении. Что такое оратория у Генделя? Это объединение немецких и итальянских традиций с патриотическим и социальным пафосом. В отличие от сладкозвучных композиторов, убаюкивающих публику, Гендель превратил ораторию в настоящий монументальный жанр. Его произведения проникнуты духом мощи и героизма. Гендель написал целую серию произведений на библейские темы и сделал этот жанр необычайно популярным в Англии. Его «Мессия», «Валтасар», «Самсон», «Саул», «Израиль в Египте» и другие оратории до сих пор являются непревзойденными. По крайне мере, ни один английский композитор в течение почти двухсот лет, не мог достичь таких высот. Историки полагают, что именно музыкальный язык Генделя, страсти и аллюзии, взятые из Ветхого Завета, был идейной подготовкой английской революции под руководством Кромвеля.

Оратория

Развитие музыкального жанра

В то время в Италии очень популярна была опера. Но ее сюжеты были героическими, часто взятыми из популярной тогда античной мифологии или истории. Набожные же католики решили создать противовес этому жанру. Что такое оратория в музыке? Это попытка создать своего рода оперу на религиозную тему. Например, самая старинная оратория была написана Эмилио де Кавальери и была посвящена католической интерпретации тела и души. Но похоже было это произведение на оперу, потому что там были задействованы актеры в пышных костюмах, а на сцене стояли богато украшенные декорации. Иной вид этот музыкальный жанр приобрел через сто лет, в творчестве композитора Джакомо Кариссими. Он стал называть свои постановки «историями». Это были латинские стихи – тексты монологов и диалогов – в которых рассказывалось о каком-либо сюжете из Библии. В такой оратории обязательно присутствует повествователь, а также певцы, исполняющие арии от первого лица и воплощающие действующих персонажей. Наиболее знаменитым примером этого жанра является «История Иеффая». Произведения Карссими были легкими, обаятельными и приятными на слух, и привлекали множество слушателей.

Оратория

Современные оратории

В двадцатом веке грани между жанрами понемногу начинают стираться. Так, оратория постепенно приближается к опере. При этом темы берутся не только библейские и религиозные, но и из античных мифов или европейской истории. Одним из самых выдающихся композиторов современности, писавших оратории, является Артюр Онеггер. Некоторые его произведения этого жанра близки к кантатам. Это, к примеру, «Пляска мертвецов». «Рождественскую» кантату того же автора можно тоже назвать ораторией. Есть у Онеггера и оперы, которые можно исполнять как в театре, так и в концертном зале. Это тоже своего рода оратории. К ним можно отнести «Царя Эдипа». Писал подобные оперы-оратории и Игорь Стравинский. Например, созданное по мотивам античных трагедий произведение «Царь Эдип». А композитор Дариус Мийо — это еще и автор знаменитой исторической оратории «Христофор Колумб».

Ссылки

  • Букофцер, Манфред Ф. Музыка в эпоху барокко. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton and Co., Inc, 1947.
  • Смитер, Ховард. История оратории. т. 1–4, Чапел-Хилл, Северная Каролина: Univ. NC Press, 1977–2000.
  • Диди, Джон. Католическая книга фактов . Чикаго, Иллинойс: Thomas Moore Press, 1986.
  • Хардон, Джон А. Современный католический словарь. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Double Day and Co. Inc., 1980.
  • Новая католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1967.
  • Рандел, Дон. «Оратория». Гарвардский словарь музыки. Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press, 1986.
  • Макгуайр, Чарльз Эдвард. Оратории Элгара: Создание эпического повествования . Олдершот: Ashgate Press, 2002.
  • Макгуайр, Чарльз Эдвард. «Элгар, Иуда и теология предательства». В музыке XIX века , т. XXIII, вып. 3 (Spring, 2000), стр. 236–272.

Отличие оратории от других видов эпических музыкальных произведений

Хотя в этом жанре очень много патетики, он отличается от оперы. Оратория, как правило, не предназначена для актерской игры. Ее смысл именно в музыке и песнях. Опера же имеет либретто — сценическую пьесу, согласно которой развивается действие. С другой стороны, оратория отлична и от кантаты. Она все же имеет определенный сюжет, иногда довольно разветвленный. К тому же оратории и по размерам, и по масштабам намного превосходят кантаты. Оперы имеют неограниченный выбор сюжетов. Оратории же в классическом понимании практически всегда основаны на Священном Писании. Хотя в наше время и этот жанр сильно эволюционировал. Оратория не слишком длинна и чаще всего звучит не более 40-60 минут. В то время как опера может продолжаться несколько часов.

История

Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (лауды), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старейшей ораторией считается «Представление о душе и теле», написанная Эмилио де Кавалиери ( г.). Однако с равным успехом это произведение можно считать оперой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и с театральными декорациями. Первым классиком жанра стал Джакомо Кариссими, который называл свои произведения не ораториями, а «историями» (наиболее знаменита «История Иеффая», около 1650). «Истории» Кариссими основаны на библейских и евангельских сюжетах; их тексты написаны на латинском языке, но не являются точными цитатами из Священного писания. Повествование ведет Рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги.

Выдающимися композиторами в области старинной оратории были Лео и Хассе. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория получила новый характер при Генделе; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической, но тем не менее многие также их называют ораториями. К авторам ораторий относятся ещё Граун, К. Ф. Э. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен.

В XIX веке жанр развит Мендельсоном. В XIX веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствие Розы», «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв — автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн).

Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той эпохи
была «Патетическая оратория» Георгия Свиридова.

Значение слова Оратория по словарю Брокгауза и Ефрона:

Оратория (oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales», происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. но главное назначение О. — не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается «Rappresentazione di anima е di corpo», Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.). не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствование розы», «Рай и Пери»). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B &ouml. hme. «Geschichte des О.» (1887). Kretzschmar, «F &uuml.hrer durch den Konzertsaal» (1890). Н. С.

История возникновения

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нужно обратиться к истории данного понятия. Считается, что подобное произведение появилось в конце XVI века в конгрегации ораторианцев, которая была основана Св. Филипом Нери в Италии. Название происходит от латинского слова «oratorium», что обозначало специальное помещение, предназначенное для моления и собрания членов конгрегации.

«О душе и теле» Эмилио де Кавальери — это самое первое произведение, которое позволяет понять, что такое оратория в музыке. Определение показывает, что это было новой музыкальной формой, поскольку оно составлялось из отдельных сольных фраз, которые были более разнообразными, а также сопровождались музыкальными инструментами и хором.

Изначально оратории писались на главные библейские и евангельские темы и часто использовались для исполнения непосредственно в храме в дни больших церковных праздников. Соответственно существовали рождественские, пасхальные, страстные и другие подобные типы данного музыкального произведения. Само определение слова оратория указывает на то, это прежде всего была молитва, однако, со временем музыкальное произведение становится более светским и перемещается на сцену театра.

Оратория

Определение слова «Оратория» по БСЭ:

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.. на формирование О. оказали влияние жанры оперы и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.. к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н.«Страсти».Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ(«Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна. его О., написанные в конце 18 в.(«Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман(«Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна дАрк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. —«Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910. Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911. Blanchi L., I grandi dell oratoria, Mil., 1964.

Оратория