5 русских меценатов

Меценатство и благотворительность отличия

Чем отличаются меценатство и благотворительность? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Казалось бы, меценатство – та же самая благотворительность, но не зря же существуют оба эти понятия. Если под благотворительностью понимают любую помощь (материальную и социальную), направленную на поддержку людей, которые сами не могут обеспечить себя всем необходимым, то меценатство – это поддержка проектов в области культуры, искусства и науки.

Два эти вида деятельности различает мотивация. Если благотворительность – это борьба за человека, всесторонняя поддержка и помощь нуждающемся потому, что он нуждается, то меценатство – поддержка талантливых людей не потому, что они нуждаются, а именно в силу их таланта. Меценаты стремятся развивать культуру, искусство и науку посредством помощи начинающим талантливым художникам (музыкантам, писателям и т. д.) и подающим надежды ученым.

Благотворительность и меценатство отличаются друг от друга не сферой деятельности, а ролью, которую играют в обществе. Это не означает, что меценаты плохие люди, которые не заботятся о других, а озадачены лишь отвлеченными сферами. Наука, искусство и культура так же нуждаются в поддержке, которую они получают от государства в недостаточном объеме. И наше общество немыслимо без них, от них зависит становление духовной стороны человека, они отражают изменения в обществе в целом и в некотором роде влияют на его развитие.

Меценаты XIX-XX веков

  1. Первый купец, потянувшийся к меценатству во второй половине 19 столетия, стал Кокорев В.А. Купец являлся винным откупщиком и железнодорожным подрядчиком. Кокорев первым основал и вложил немалое количество денег в первое хранилище произведений живописи. В ней было около 600 произведений живописи, которые он сам собрал. Также его имя прославилось благодаря открытию жилища для юных талантов в Тверской области.
  2. Невероятно яркой особой был коммерсант из Москвы, пайщик текстильных фабрик, банка и пивоваренного общества – Солдатенков К.Т. Являвшийся книжным издателем он, не освоив начальную школу, плохо читал, не считая старообрядческие книги. Он издавал их, тем самым старался пополнить русскую культуру. Занимался переводами с французского языка, собрал около 8 тысяч книг и 15 тысяч экземпляров журналов, в его владении была галерея картин, хранящая около 270 произведений искусств. Все это Солдатенков К.Т. отписал музею м. Румянцева. Данный коммерсант не щадил деньги и на культуру, и на потребности общества. Он пытался помочь с образованием и с лечением населению, являлся основателем Боткинской больницы.
  3. Сыновья династии Щукиных, в частности – второй сын Петр (а их было 4: Сергей, Дмитрий, Петр. Иван) во время прохождения практики в Лионе скупал книги французских писателей, гравюры. Скупая барахло на Сухаревском базаре в столице, он на длительное время погружался в мешки, наполненные покупками и отбирал все самое лучшее. После смерти отца его возможности в разы увеличились. Появились финансы, и он взялся за строительство двухэтажного дома с целью расположения своей коллекции. Осенью 1893 года открывается его собственный музей, в котором имеют свое место быть единственные в своем роде документы – Евангелии 13 века, древнее оружие, отечественный фарфор, памятники прикладного искусства. В 1896 году музей стал свободным для всех без исключения.
  4. Сергей Щукин (брат Петра) собрал коллекцию произведений живописи известных художников, таких как Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар. Насчитывалось примерно 221 полотно. Дмитрий Щукин любил коллекционировать живопись, в его коллекции насчитывалось 604 полотна, они являлись произведениями западной жизни 16-17 веков. В будущем часть коллекции братьев Щукиных была отдана в дар музею изобразительных искусств А. С. Пушкина.
  5. В ряду людей-меценатов были и те, кто жертвовал денежные средства из-за любви к культуре России, но они не кичились этим. Меценатами без излишеств считается династия Третьяковых. Именно им принадлежит Третьяковская галерея. Братья Третьяковы Павел и Сергей родились в коренной купеческой семье, они имели превосходное образование (были частыми посетителями Малого и Большого театра). Получив образование, они с успехом развивали промысел родителя – торговля льняным полотном. Оба брата были неравнодушны к искусству. Сергей Михайлович Третьяков за свои шестьдесят лет своей жизни собрал 84 произведения, 52 из них принадлежали и зарубежным живописцам. После его ухода из жизни все по наследству перешло его брату Третьякову Павлу Михайловичу. В дальнейшем все произведения он подарил хранителям произведений живописи. Павел Михайлович тратил не малое состояние на куплю картин. Он был очень прилежным в своих расходах, не чествовал роскошь, но оказывал денежную помощь художникам, находящимся в тяжелом положении. Павел Михайлович на удивление считался скромнейшим человеком, редко выходил в принадлежащую ему галерею в присутствии посетителей.
  6. В 19 веке меценатством промышляли не только люди состоятельные, но и обычные люди. Само собой, их вклад был не огромен, но отмечается, что такие люди отдавали стране многое. Немалые инвестиции внес С.И. Мамонтов. Свое состояние он сколотил на сооружении железных путей. Помог художникам и актерам театра создать Московскую частную оперу, позже в ней распивались такие знаменитости как Рахманинов и Шаляпин. С.И. Мамонтов очень чтил оперу, и с превеликим удовольствием ее финансировал. Принадлежащая ему Московская частная опера успешно превзошла все предположения в 1896 году, после чего опера являлась существенным событием культурной страницы в стране.

Александр Кузнецов

Александр Кузнецов (1856 — 1895) — купец Кунгура, хозяин самой крупной “чайной” компании, щедрый благотворитель и филантроп.

Александр Кузнецов с раннего детства видел от своего деда (А. Губкина), как надо заниматься делом, умножая доходы семьи, и при этом не забывать помогать неимущим — тот построил в Кунгуре несколько приютов для детей и училище, а потом содержал их. Александр, после смерти деда, продолжил финансирование этих заведений.

Кроме того, он возвел храм подле захоронения деда, помогал учебным заведениям и больницам Ялты и Москвы, принимал участие в создании биологических станций в Севастополе, 

Кузнецов помог издать книги о чае, работы древнегреческих историков и философов, научные труды ученых того времени.

Приобретя Форос (ныне поселок в Крыму), возвел там роскошный дворец, храм и разбил парк — по сей день они являются памятниками государственного значения.

Российская династия меценатов Рябушинских

Данную династию основали крестьяне из Калуги М. Я. Рябушинский и два его наследника Василий (1826-1885) и Павел (1820-1899). В 1846 году они сформировали малое текстильное предприятие, которым они владели почти двадцать лет.

Также Рябушинские основали и целый ряд других предприятий:

  • Бумагопрядильный завод;
  • Ткацкую фабрику;
  • Красильную фабрику;
  • Отбельную фабрику;
  • Аппретурную фабрику.

В 1871 году Павел Рябушинский основал Московский банк. Во время кровопролитной войны Рябушинские выкупили два огромных завода одно лесопромышленное, а другое по металлообработке. Началось возведение автомобильного предприятия. Рябушинские вместе Сергеем Николаевичем Третьяковым сформировали общество под названием «РАЛО», вложив в него один миллион рублей.

В 1915 году было основано общество под наименованием «Ростор» собственником, которого являлся Столичный банк. Рябушинские издавали печатное издание под названием «Утро Росси» и коллекционировали иконы. По окончании революции братья уехали в Париж.

Все герои данной статьи совершали благие поступки, они помогали деятелям культуры, безработным, больным людям, детям сиротам, студентам и матерям одиночкам, потому что у них было большое сердце и открытая душа.

В данной статье мы сумели ответить на вопрос, кто такой меценат – это добрый человек, который бескорыстно помогает творческим людям и финансово поддерживает искусство.

5 русских меценатов

Видео о меценатах России

В этом видео Леонид Комаров расскажет о меценате из Н. Тагила, который на свои средства построил целую клинику:

https://youtube.com/watch?v=1-VVEFTIVIE

Благотворительность и меценатство – история зарождения

История благотворительности и меценатства уходит корнями в глубокое прошлое. Про зарождение благотворительности достоверно ничего не известно, и мы можем только предположить, что она существовала изначально, как только человек осознал себя не животным, вынужденным вырывать пищу из рук другого человека, а подал руку помощи своему более слабому соплеменнику.

Меценатство зародилось в Древней Греции. Это были частные случаи помощи отдельных граждан творческим людям и древнегреческим ученым. Крупные случаи меценатства в те времена были редкостью. О них известно лишь благодаря раскопкам: археологи обнаружили каменную плиту, на ней были запечатлены сведения о том, что раз в 5 лет местным храмом проводились торжества в честь творческих людей. Этому храму была передана крупная коллекция произведений искусства.

Популярность меценатства началась в древнем Риме: там оно получило определение как понятие, там получило свое название по имени древнеримского государственного деятеля, жившего между 74 и 64 г. до н. э. Гай Цильний Меценат был приближенным императоры Августа и настолько добрейшей души человеком, что не только оказывал помощь лучшим поэтам того времени (Горацию и Вергилию), но и положительно влиял на самого императора, успокаивая его гнев. Роскошные пиры для видных людей искусства того времени легли в историю.

5 русских меценатов

Благотворительность и меценатство в средние века не приветствовались, потому что нуждающиеся в помощи люди рассматривались как иждивенцы. Их преследовали, клеймили, отдавали во временное рабство.

История благотворительности и меценатства в России

Благотворительность и меценатство в России официально берет свое начало в конце 18 века. До этого единственные вид благотворительности, который был известен на Руси, — это милостыня, подаяние нищим.

Развитие благотворительности и меценатства в России началось при Екатерине Второй. Императрица издала первые законы, позволяющие жертвовать деньги бедным, открывать благотворительные заведения. Именно тогда были открыты первый Московский Воспитательный дом для подкидышей, Странноприимный дом графа Шереметева, Первая градская больница.

5 русских меценатов

Наиболее известные примеры благотворительности и меценатства того времени – Екатерининский богаделенный дом, Измайловская военная богадельня, Андреевская богадельня, Покровская мещанская богадельня; поддержка людям искусства оказывалась со стороны графа А. С. Строганова – именно благодаря ему получили в свое время помощь Державин, Крылов, Мартос. Кроме того, щедрый меценат открыл собственную картинную галерею, предоставив в нее широкий доступ.

*До начала 20 века благотворительность и меценатство в России развивалось огромными темпами. Благотворительная деятельность для богатых людей стала не просто привычной, они считали своим чувством долга оказывать всестороннюю поддержку как обычным людям, так и людям искусства. Фонды в помощь учащимся, выделение субсидий на их стипендию, строительство школ, училищ, университетов и, главное, доступность искусства всем слоям общества – обо всем этом заботились российские меценаты.

5 русских меценатов

Людовик XIV, Ротшильды и другие меценаты

Многие монархи европейских стран оказали огромное влияние на развитие мировой культуры, помогая деятелям искусств своего времени. Например, Людовик XIV поддерживал великих драматургов Жана-Батиста Мольера и Жана Расина. Прусский король Фридрих II Великий опекал музыкантов Берлинской школы, художников и философов. Король Баварии Людвиг II покровительствовал Рихарду Вагнеру. Их примеру следовали многие аристократы (например, венгерские князья Эстерхази).

Со временем к меценатам присоединилось новое сословие — буржуазия. Семья Ротшильдов, владевшая крупнейшими мировыми банками XIX века, заставила свои деньги работать на культуру. Четыре поколения семьи в разной форме помогали французским музеям в том числе и Лувру: способствовали формированию их коллекций, делали денежные пожертвования и финансировали археологические раскопки.

Историческое здание Бритайнской галереи Тейт у Воксхолльского моста. (Wikimedia Commons)

В Европе начали появляться музеи, основанные меценатами. В Лондоне на деньги изобретателя сахара-рафинада Генри Тейта открыта крупнейшая галерея британского искусства. В Нидерландах на основании коллекции Елены Крёллер-Мюллер открыт музей современного искусства, который сегодня носит ее имя. В Лиссабоне в музее имени Галуста Саркиса Гюльнбекяна можно увидеть собрание нефтяного магната, которое высоко оценивают и посетители, и искусствоведы. Этот список можно продолжать и продолжать.

В ХХ веке самыми крупными меценатами стали американцы. Результатом их деятельности стали, например, всемирно известные музей Гуггенхайма, Карнеги-Холл и другие культурные институции, оказавшие значительное влияние на развитие и популяризацию современного искусства не только в США, но и во всем мире.

Талантливый деятель и меценат Савва Мамонтов

Савва Мамонтов появился на свет третьего октября 1841 года в купеческой семье. Он был четвертым ребенком в многодетной семье. Семья Мамонтовых жила в достатке: арендовала роскошный дом, каждую неделю устраивала роскошные приемы и балы.

Когда Савве было, одиннадцать лет его мать умерла, и он вместе со своим отцом и старшими братьями переехали в другой дом. В скором времени Савва поступил в гимназию, но проучился там всего год. Мальчику с легкостью давался немецкий язык, но вот по-латыни он получил неудовлетворительные оценки.

В юности Савва регулярно посещал выставки и театры. Практически каждый вечер в семье Мамонтовых были принято обсуждать музыку, спектакли, книги, театры и выставки. Савва поддерживал различные виды искусства и устраивал у себя дома многочисленные спектакли.

Мамонтов оказал огромную поддержку многим талантливым художникам:

  • Константину Коровину;
  • Илье Репину;
  • Виктору Васнецову;
  • Марку Антокольскому;
  • Валентину Серову;
  • Михаилу Врубелю;
  • Михаилу Нестерову;
  • Елене Поленовой;
  • Василию Паленову.

Савва Мамонтов стал знаменитым меценатом и оказывал художникам финансовую поддержку. Также он помогал талантливым исполнителям и очень любил творчество Федора Шаляпина.

5 русских меценатов

Современность

В последние годы тема стала популярной в России. Все чаще озвучивают случаи безвозмездной помощи со стороны влиятельных личностей. Самыми известными считаются:

  • Владимир Потанин – основал «Фонд развития Эрмитажа», вложив порядка 5 $ млн, периодически устраивает конкурс грантов;
  • Виктор Вексельберг – вернул в Россию изделия фирмы Фаберже, скупив их на аукционах. Создатель музея ювелирной мастерской с коллекцией из одиннадцати пасхальных яиц. Фонд «Связь времен» выкупил артефакты из архива князей Юсуповых, передав предметы государству;

5 русских меценатов

Фото: ВК: @Яйца Фаберже

  • Роман Абрамович – основал культурный центр «Гараж», вложив 50 € млн, реконструировал территорию острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, расходы – 400 $ млн;
  • Андрей Скоч – организатор литературной премии «Дебют» с призовым фондом 6 млн руб., поддерживает молодых дарований;
  • Шалва Бреус – учредил ежегодную премию имени Кандинского за лучшие художественные достижения;
  • Александр Мамут и Сергей Адоньев – масштабный проект – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» с бюджетом 10 $ млн, реконструкция электротеатра «Станиславский;
  • Михаил Прохоров – основатель фестиваля «Неизвестная Сибирь» в Лионе с вложением 2 € млн, учредил литературную премию НОС с ежегодным призовым активом 1 млн руб.;
  • Алишер Усманов – организатор фонда «Искусство, наука и спорт», финансирующего театры, музеи, социальные проекты, в том числе для больных детей. Выкупил за 11 $ млн коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, передав ее российскому правительству. Приобрел сборники анимационных фильмов «Союзмультфильм» и подарил каналу «Бибигон»;
  • Олег Дерипаска – финансирует Кубанский казачий хор и Школу-студию МХАТ, возглавляет фонд «Вольное дело»;
  • Борис Минц – организовал Музей русского импрессионизма, вложил в реконструкцию 10 $ млн.

В тему! Через фонд Горбачева, которым сейчас руководит его дочь Ирина Виргинская, потрачено $11 млн на гуманитарную помощь в горячих точках и помощь детям с лейкозами.

Перспектива развития меценатства есть. Во всем мире идет пропаганда безвозмездного участия состоятельных людей в различных проектах. Множество знаменитостей спонсируют детские дома, художественные, театральные, музыкальные школы, поддерживают юных поэтов и писателей.

В России учрежден День благотворителя, отмечаемый 13 апреля. Это дата рождения Гая Мецената. Идею инициировал директор музея Эрмитаж Михаил Пиотровский.

Подробнее о современном явлении в видео:

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

5 русских меценатов

Савва Тимофеевич Морозов

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере — текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей.

В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Благотворительную деятельность они вели и в Зарайске, откуда были родом родители, и в Москве. По воспоминаниям современников, к роскоши в семье Бахрушиных никогда не тяготели. Бесплатная лечебница на двести мест для неизлечимо больных, городской сиротский приют и приют для деревенских детей из нищих семей, бесплатный дом, где жили нуждающиеся вдовы с детьми и учащиеся девушки, детские сады, училища, бесплатные столовые и общежития для курсисток — это далеко не полный перечень их благотворений. Василий Алексеевич написал завещание, согласно которому пять вузов (Московский университет, Московская духовная академия и семинария, Академия коммерческих наук и мужская гимназия) получили деньги на стипендии для студентов. Четыре театра, в том числе театр Корша, строились частично на деньги Бахрушиных.

Меценат — кто это?

Оказывающий помощь деятелям искусства, больницам, музеям или развитию спорта может ли считаться меценатом? Основываясь на определении понятия, можно сказать, что не вся вышеперечисленная деятельность относится к меценатству. Само понятие является скорее частью такого обширного значения как благотворительность. Меценатство — узкая его составляющая, направленная на помощь искусству, осуществляемая бескорыстно.

Бескорыстие выгодно отличает направление от спонсорства, схожего по своей структуре, но имеющего серьезное отличие в необходимости получить прибыль от вложений в спонсируемый проект. Меценат же не ждет отклика от своих вложений, рассчитывая лишь в дальнейшем процветании самого проекта.

Так же обстоит дело и с самим понятием «благотворительности», которое объединяет несколько узких направлений, но в целом основано на сострадании.

Термин

Свое происхождение название берет от имени римского вельможи, зарекомендовавшего себя как помощника гонимых властью поэтов и писателей времен Октавиана. Благодаря его деятельности мир знаком с таким произведением как «Энеида», а также множеством других творений, созданных поэтами древности.

Будучи влиятельной фигурой, не боявшейся заступиться за неугодного поэта, Гай Меценат стал достойнейшей личностью, заслужившей остаться в памяти потомков, поэтому его именем назван термин, характеризующий деятельность, которой занимался древний римлянин.

Как возникло направление

Нельзя точно определить время возникновения термина, потому что деятели искусства и культуры нуждались в покровительстве всегда. Во все времена существовали опальные писатели, помощь которым приходила из разных источников. Причины для ее оказания могли быть самыми разными, были и по истине влюбленные в искусство люди, стремящиеся оказать творцам поддержку, а порой дань моде становилась основным рычагом к поддержке поэтов-бунтарей.

Лишь в период правления королей «домашнее рабство» приобретает форму различного рода наград и поощрений. Меценатство начинает раздавать придворные должности и почетные звания, обретая более приемлемую и завуалируемую форму поддержки.

https://youtube.com/watch?v=L3SMZVfAWyU

Что движет меценатами

Российская форма меценатства, прежде всего, существует в оказании денежной поддержки культуре. Эта помощь является бескорыстной, оказывая материальную поддержку, дающий ее не ожидает ответных даров и прибыли. В западной форме данной деятельности более присущ принцип «ты мне — я тебе» — обоюдная помощь мецената и государства. Ответным действием власти может быть освобождение благотворителя от налогов или снижение их размеров.

И все же, основной движущей силой меценатства выступает высокий уровень нравственности благотворителей. Их желание видеть развитие искусства, сопровождаемое милосердием и состраданием меценатов. Свой расцвет в России направление получило в начале XX века.

Развитие в России

  • Свое развитие понятие меценатство получило в конце XVIII века. Одним из первых меценатов был Александр Строганов, Граф получил свою известность благодаря любви к коллекционированию. Его страсть к составлению коллекций картин разбавляло стремление к поддержке русских поэтов. Оставаясь главой Академии художеств до самой кончины, граф возглавлял, курируемую им, Публичную библиотеку. По инициативе представителя знати началось привлечение отечественных архитекторов к строительству, ставшим в дальнейшем, культовых сооружений Петербурга.
  • Дальнейшее развитие меценатства зависело от деятельности купцов России. Вопреки расхожему мнению, большинство купеческой знати обладало образованием и хорошим вкусом. Именно благодаря данному сословию меценатство в России укоренилось и продолжило свой путь. Воспитанные на традициях потомки старообрядцев считали своим долгом развитие России и несли ответственность перед Всевышним за свое богатство, что приводило к оказанию помощи деятелям искусства. Получалось, что меценаты руководствовались, прежде всего, зовом сердца, а не принуждением.
  • Еще одним ярчайшим даром меценатства России стала открытая в Москве галерея, собранная из выкупленных купцами Третьяковыми ярчайших произведений искусства. Художественная галерея продолжает и сегодня просвещать население страны, приобщая все больше поколений к искусству и культуре.

Современное общество нуждается в меценатстве также, как и во времена зарождения данного направления благотворительности. Однако необходимо помнить, что меценатство не является способом обогатиться, а лишь зовом сердца, стремящимся к повышению культурного уровня страны.

Российские меценаты

История российского меценатства не менее славна, чем европейская. В России до XIX века меценатами традиционно были цари, императоры и знатные богатые вельможи. Они создавали музеи и театры, покровительствовали архитекторам, строившим храмы и дворцы, летописцам и ученым. Особенно сильно меценатство начало развиваться в XVIII веке, когда после преобразований Петра I в Россию хлынули идеи европейского Просвещения.

Старейшими российскими меценатами была семья Строгановых. Они не только преумножали семейное богатство. Со времен правления Ивана Грозного несколько поколений династии Строгановых вносили значительную лепту в становление русского искусства. Они строили много деревянных и каменных церквей, что повлияло на развитие русской архитектуры. В их мастерской крепостные художники трудились над новым стилем — строгановской иконописью. Благодаря Строгановым русское церковное пение прославилось на весь мир, потому что они поддерживали композитора Николая Дилецкого, работавшего над тем, чтобы оно стало многоголосым.

Казанский собор, 1821 г. (Wikimedia Commons)

Позднее Строгановы стали собирать коллекцию предметов искусства, и Бартоломео Растрелли построил в Санкт-Петербурге дворец, где была размещена картинная галерея. При участии Строгановых в Петербурге был возведен Казанский собор в честь победы 1812 года, а в 1825 году в Москве построена рисовальная школа, знаменитая Строгановка.

С каждым годом в России меценатов становилось все больше и больше и на рубеже XIX — XX вв. настал золотой век русского меценатства, когда этим благородным делом стали заниматься купцы и промышленники. Каждый из них заслуживает отдельного подробного рассказа. К сожалению, после 1917 года новое советское государство сделало частное меценатство невозможным, и даже слова «благотворительность», «филантропия» и «меценатство» стали чуть ли не ругательными. В ХХI веке в пост-советской России традиции меценатства снова начали возрождаться. Банки и промышленные предприятия сотрудничают с музеями и театрами и организовывают фонды помощи художникам и артистам.

Династия Морозовых

Сергей Морозов

Сергей Морозов

Сергей Морозов (1860 — 1944) — купец, богатый предприниматель, меценат.

Организовал Музей кустарных изделий Москвы, развивал и финансировал его. С братом Саввой создал театр для всех желающих (ныне МХТ); курировал школы и училища Москвы. Принимал участие в организации Музея изящных искусств, поддерживал художников и музыкантов, оплатил строительство роддома.

Алексей Морозов

Алексей Морозов

Алексей Морозов (1857 — 1934) — предприниматель, меценат. Всю жизнь увлекался коллекционированием икон, гравюр, фарфора — его коллекция была одной из лучших в России. При советской власти он передал ее в музей.

Иван Морозов

Иван Морозов

Иван Морозов (1871 — 1921) — купец, предприниматель, коллекционер, меценат, филантроп. В Твери построил здание театра для рабочих; перебравшись в Москву, купил автомобиль физическому институту; вместе с другими благотворителями финансировал строительство Института по борьбе с раком; покупал полотна русских и зарубежных живописцев (позднее коллекция перешла в Пушкинский музей).

Варвара Морозова

Варвара Морозова (1850 — 1917) — меценат, супруга Абрама Абрамовича Морозова, одного из братьев Морозовых.

Морозова купила земельный участок, возвела на нем больницу для психически больных и подарила ее университету Москвы. Внесла свою лепту в учреждение премии студентам, оплатила строительство корпуса научной лаборатории Ботанического сада, выделила по тем временам огромную сумму (30000 рублей) в создание Института по борьбе с раком (ныне НИИ онкологии им. Герцена), построила здание ремесленного училища (первое ПТУ Москвы), женского и мужского училищ, больницу, родильный приют и подарила их городу. Внесла большой вклад в строительство общежития Императорского Московского Технического училища, основала бесплатную библиотеку, материально поддерживала газету “Русские ведомости”.

Савва Морозов

Савва Морозов

Савва Морозов (1862 — 1905) — купец, владелец мануфактур, предприниматель, меценат, филантроп. Помогал МХТ.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

5 русских меценатов

Ф. Чумаков «Портрет Ф.П. Рябушинского»

Из семьи российских промышленников и банкиров. Был страстным путешественником, заинтересовался географией, интерес к которой привел его к идее организовать научную экспедицию на Камчатку. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел у них поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении.

На его средства экспедиция была проведена в 1908–1910 гг. и названа его именем.

Организационные вопросы экспедиции решались Ф. П. Рябушинским с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Финансирование экспедиции взял на себя Ф. П. Рябушинский. Он и сам хотел в ней участвовать, но болезнь не позволила ему это осуществить. В 1910 году он умер от туберкулеза, но завещал родственникам довести экспедицию до конца.