Словарь шахматных терминов

Р Править

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  •  — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.

Мат королем и пешкой

Еще один элемент композиции. Даже если нет соперника, а вы только осваиваете азы. Возьмите парочку задачек, доску и набор фигурок. Постарайтесь записывать партии для дальнейшего разбора.

В нашем случае есть несколько развитий сюжета. Мат в шахматах этим способом ставится пешками или, если одна из них дойдет до последней горизонтали, одним из предыдущих способов.

Вы сможете выбрать вместо пешки любую фигуру.

Словарь шахматных терминов

Но это только первый шаг. Мы даже еще не вошли на порог этого волшебного дворца. Впереди вас еще ждут радости величайших побед и горести необратимых поражений. Счастливые слезы чемпиона страны или мира, гордое звание гроссмейстера.

Как знать, заразившись перспективами, возможно, вы начнете развивать и нести в массы идею. Логическое мышление станет гибким, а внимательный взгляд – цепким.Многогранность мира шахмат захватывает дух и поражает перспективами. Как говорил классик, Москва переименуется в Нью Васюки, а Васюки – в Старую Москву.

Остальное – дело практики. Удачи вам, дорогие читатели!

М Править

  •  — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
    •  — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    •  — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    •  — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

П Править

  • Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.
  • Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».
  • План игры — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль) и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
  • Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).
  • Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
  • Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
  •  — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
  • Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
  • Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию).
  • Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временем и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.
  • Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.
  • Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
  • Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Спертый мат в шахматных задачах и этюдах

Словарь шахматных терминов

Мат в 5 ходов.

1. Фе6+ Kph8 2. Kf7+ Kpg8 3. Kh6++ Kph8 4. Фg8+ Л:g8 5. Kf7Х.

Словарь шахматных терминов

Единственная задача французского шахматиста и музыканта Филидора, мат в 6 ходов.

1.Лd8+ Сe8 2. Л:e8+ Л:e8 3. Кf7+ Крg8 4. Кh6++ Kрh8 5. Фg8+ Л:g8 6. Кf7Х.

Словарь шахматных терминов

Задача К. Яниша, 1849. Спертый мат в 10 ходов

Нетрадиционное задание – отыскать именно спертый мат.

1. f3+ gf 2. ed+ cd 3. Cf5+ ef 4. Ле6+ de 5. Лd4+ cd 6. a8C+ Фd5 7. C:d5+ ed 8. Kf6+ gf 9. Фе5+ fe 10. Kg5Х.

Словарь шахматных терминов

Оригинальный замысел автора воплощается форсировано – с жертвами и шахами. На доске возникает орнамент, поэтически окрещенный автором «Железная клетка Тамерлана». Клетка квадратная.

Словарь шахматных терминов

Этюд Р. Беккера (2011)

Белые выигрывают

1. Кb5+ Крb8 2. Фh2+ Сg3 3. Ф:g3+ Крa8 4. Кc7+ Крb8 5. Кa6++ Крa8 6. Фb8+ Л:b8 7. Кc7Х. Спертый мат.

1. … Крd7 2. Фc7+ Крe6 3. Фd6+ Крf7 4. Фd5+ Крg6 5. Фh5+ Крf6 6. Фf5+ Крe7 7. Фe5+ Крf7 8. Кd6+ Крg8 9. Фe6+ Крh8 10. Кf7+ Крg8 11. Кh6++ Крh8 12. Фg8+ Л:g8 13. Кf7Х. Спертый мат.

Д Править

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  •  — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  •  — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Как в США отмечают День независимости

День независимости — это главный праздник Соединенных Штатов. В США это оплачиваемый выходной день, праздник отмечается чрезвычайно широко и на официальном уровне, и в кругу семьи.

По всей Америке, а также в странах, где есть большие диаспоры выходцев из США, проходят военные и исторические парады, костюмированные шествия и карнавалы, устраиваются реконструкции событий Войны за независимость, спортивные соревнования, благотворительные ярмарки, концерты и т.д. Страна окрашивается в цвета звездно-полосатого флага США — красный, белый и голубой. Выпекаются горы тортов с «патриотическим» оформлением, праздничные столы украшаются национальными флажками, даже в нарядах присутствует звездно-полосатая тематика. Граждане страны в этот день поднимают над домами национальные флаги, с воодушевлением поют патриотические песни и гимн США.

Как пообещал президент США Дональд Трамп, в этом году 4 июля пройдет в стили милитари: впервые за почти 30 лет в День независимости в Вашингтоне пройдет военный парад с участием боевой техники.

После официальных торжеств 4 июля у американцев принято устраивать праздничные пикники, барбекю и т. д. В этот день алкоголь льется рекой, съедаются тонны мяса, хот-догов, гамбургеров, кукурузы и других традиционных американских блюд.

Ровно в полдень по всей стране и за рубежами США на военных базах гремит «салют единства» из главного орудия. А вечером 4 июля небо над всеми Соединенными Штатами озаряется потрясающими фейерверками, самые знаменитые из которых вошли в Книгу рекордов Гиннеса.

История возникновения игры

Необычное слово «чатуранга». Мало кто его слышал сегодня. На самом деле это название игры в древней Индии, которая стала прародительницей шахмат. В нее играли вчетвером, а фигур у каждого было всего восемь. Раджа (король), колесница (ладья), кавалерия, слон и четыре пешки. Цвета так же отличались от современных. На доске стояли красные, зеленые, желтые и черные статуэтки. Не просто — поставить шах и мат!

Был, правда, вариант для двоих игроков. По количеству и расстановке фигур он в точности соответствует шахматам сегодня.

Второй версией происхождения является византийская. В средние века ромейская знать развлекалась в Затрикион. Два противника, по 16 фигур у каждого. Вроде, все, как и сейчас… Но не все так просто! Доска была круглая! Шестнадцать полей по внешней окружности и четыре – по ширине игрового кольца.

В Российской Империи в XVIII–XIX вв. были популярны шахматы для четырех игроков с крепостями. 76 фигур, 192 клетки и двадцатиугольная доска!

Сегодня есть поля в форме цилиндра и тора (бублик). Можно поставить шах и мат, обойдя сзади!

А изобретенная в 1948 году модификация этой забавы дополнена правилами шашек и называется шашматы. Ходить можно только по черным клеткам, а у каждого участника 8 пешек, 2 короля, 1 слон и 1 верблюд (другое название – няня; то же, что и конь в стандартных шахматах).

«Боевая» версия игры предполагает следующее. Доска разделяется по горизонтали на две половинки, и противники расставляют войска скрытно друг от друга. Далее собирается в одно целое и продолжается по обычным правилам.

К Править

  •  — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  •  — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  •  — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Мат Легаля

Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.

Мат Легаля по ходам

  • 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
  • Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
  • Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.

Словарь шахматных терминовПротивники сделали по  четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле,  ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого  ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!

Словарь шахматных терминов

Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым.  Всего  семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь  — Кd5×.

Варианты и комбинации

Вариантов постановки так называемого «дурацкого» мата существует всего 8. По этой причине запомнить их несложно. Черные могут осуществить такое окончание партии за 2 хода, белые – за 3. В процессе задействуются пешки и ферзь (в иных вариантах слон).

Предлагаем рассмотреть наиболее употребляемые 3 варианта:

  1. Черную пешку нужно передвинуть на e7, второй ход черных выполняется ферзем (королевой) с перемещением фигуры на e1 (в ином варианте на e8) по диагонали h4 (h5).
  2. Играя белыми, пешкой с поля d2 нужно пойти на d3, на втором ходу пешка от короля идет вперед на 2 клетки, на е4. Тем самым решается задача открытия диагонали, по которой можно двинуть королеву. Конечный результат будет достигнут в том случае, если пешка соперника будет передвинута на g5. Третий завершающий ход белых выполняется ферзем на h5. Все, матовая ситуация!
  3. Играя белыми, можно поставить быстрый мат в 3 хода, сопровождающийся захватом пешки. Первым ходом е4 белые открывают королевскую защиту, вторым захватывается пешка е4xf5. Если король соперника открыт, можно завершить игру перемещением королевы на h5.

Подобные маты ставятся невнимательному противнику, внимание которого тем или иным приемом отвлекается. Постановка их более менее профессиональному игроку практически невозможна

Быстрый мат – удар по репутации начинающего шахматиста, побуждающий его вникать в шахматную теорию.

(86198)

Спертый мат в середине игры

Словарь шахматных терминов

1. Фе6+ Крh8 2. Kf7+ Kpg8 (или 2. … Л:f7 3. Фе8+) 3. Kh6++ (двойной шах) Крh8 4. Фg8+ Л:g8 5. Kf7Х.

Партия 7. Морфи – Джефферсон (Нью-Йорк, 1859)

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. b4 С:b4 5. c3 Сc5 6. 0-0 d6 7. d4 Сb6 8. de de 9. Фb3 Фf6 10. Сb5 Сe6 11. Фf4 Кge7 12. Сg5 Фg6 13. С:e7 Кр:e7 14. С:c6 bc 15. К:e5 Фf6 16. К:c6+ Крf8 17. e5 Фg5 18. h4 Фg4 19. Фa3+ Крg8 20. Кe7+ Крf8 21. Кg6++ Крg8 22. Фf8+ Л:f8 23. Кe7Х.

Известная партия .

Партия 8. Франклин Ноулс Янг – Л. Дор (Бостон, США)

1. e4 e5 2. d4 ed 3. c3 dc 4. Сc4 Кf6 5. Кf3 К:e4 6. 0-0 Кd6 7. К:c3 К:c4 8. Лe1+ Сe7 9. Кd5 Кc6 10. Сg5 f6 11. Лc1 b5 12. Л:c4 bc 13. Кe5 fg.

Словарь шахматных терминов

14. Фh5+ g6 15. Кf6+ С:f6 (15. … Крh8 16. Фh6Х) 16. К:g6+ Фe7 17. Л:e7 С:e7 18. Кe5+ Крd8 19. Кf7+ Крe8 20. Кd6++ Крd8 21. Фe8+ Л:e8 22. Кf7Х.

Как же поставить мат

Шахматы при простых правилах являются одной из наиболее сложных придуманных человечеством интеллектуальных игр. От участников требуется:

  • внимательное отношение к каждому ходу;
  • аналитические способности;
  • стратегическое мышление;
  • терпение;
  • острый ум и прочие помогающие в игре качества.

В шахматах существует огромное множество комбинаций, различные возможные варианты ходов с большим напряжением ресурсов может просчитать современный компьютер. Но для победы этого мало, есть игровые ситуации, в которых мощные компьютеры пасуют, а опытные шахматисты находят правильные решения.

Шахматистам интересны эффектные варианты выигрыша у соперника. Иногда продолжительность шахматных партий растягивается на несколько суток и более. В других случаях за короткое время ставится быстрый мат. Поставленные ловушки позволяют закончить игровой процесс за несколько минут.

В дебютах с начинающим противником «профи» достаточно высокого уровня часто ставят шокирующие соперника быстрые маты. Вы можете изучить подобные комбинации и применять их в своей игре.

Мат ферзем

Один из двух первых этюдов для начинающих. Умеем ходить, выучили, как вести запись партий. Самое время поставить первый мат в тепличных условиях. А что, тренировка необходима. Тяжело в учении, легко в бою.

Внимательно рассматриваем композицию. Отличная комбинация для новичков. Решается элементарно, где бы фигуры не находились. Белый король стоит на А1, и следующим ходом черный ферзь атакует его, передвигаясь на А3. Можно закрыться или побить нападающего? А сбежать от удара? Сложная ситуация. Игра закончена, а проигравшему стоит разобрать партию по записи и проанализировать допущенные ошибки.

Словарь шахматных терминов

Б Править

  •  — две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
  •  — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
  •  — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
  • Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
  • Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Что такое мат

Это не брань поверженной стороны, а просто сходное по звучанию слово. На персидском языке оно означает «беспомощен, обездвижен», а в арабском – «умер».Вашего короля атакуют, а бежать некуда, побить нечем и закрыться никак? Вот это и произошло. Всё, шах и мат, что означает «конец игры».

Главная задача – не допустить такого поворота событий любой ценой. Может получиться сыграть вничью, создать патовую ситуацию. Но лучше детально разобраться во всех тонкостях игры и дирижировать самому положением на доске.Анализируйте партии по записям, разбирайте решения гроссмейстеров на чемпионатах мира. Выучите, наконец, чем дебют отличается от миттельшпиля!

Эта потрясающая игра настолько разнообразна и многогранна, что, подружившись с ней, вы начнете меняться в лучшую сторону. Даже если сейчас не все так хорошо, как хотелось бы.

Ну ничего, скоро так освоите стратегию и тактику, что сможете сражаться с несколькими противниками сразу!

А сейчас давайте разберем основные варианты победы.

Э Править

  • Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).
  •  — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется в ферзи.
  • Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
  • Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Спертый мат в дебюте

Партия 1.

1. e4 g6 2. Кc3 Кf6 3. Кd5 К:e4 4. Фe2 Кd6 5. Кf6Х. Спертый мат.

Словарь шахматных терминовХод … 5. Кf6Х приводит к спертому мату

Партия 2. Любитель – Блэкберн (1869)

1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Кd4 4. К:e5 Фg5 5. К:f7??

Словарь шахматных терминов

Фатальная ошибка. 5. … Ф:g2 6. Лf1 Ф:e4+ 7. Сe2 Кf3Х.

Партия 3. П. Керес – Э. Арламовский (Поляница Здруй, 1950)

1. e4 c6 2. d4 d5 3.Кc3 de 4. К:e4 Кd7 5. Фe2 Кgf6??

Словарь шахматных терминов

Наихудший ход в данной позиции. Правильно 5. … е6. После 6. Kd6Х, спертый мат.

Партия 4

1. е4 с6 2. Kf3 d5 3. Kc3 de 4. К:e4 Kd7 5. Фе2 Kgf6??

С перестановкой ходов партия перешла в позицию на диаграмме 3. 6. Kd6Х.

Партия 5. Грантер – Хейли (Шотландия, 1984)

1. е4 с5 2. Kf3 Kc6 3. d4 cd 4. К:d4 е5 5. Кb5 Кge7??

Словарь шахматных терминов

6. Kd6Х. Спертый мат.

Партия 6. Яковлев – Чалманский (Куйбышев, 1984)

1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 e5 6. Кdb5 d6 7. Кd5 К:d5 8. ed Кe7 9. c3 Сd7??

Грубейшая ошибка, Лучше 9. … а6.

Словарь шахматных терминов

10. К:d6Х. Спертый мат.

Н Править

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  •  — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.

Что такое шах

Итак, вернемся на стандартное поле. Целью игры является уничтожение короля второй стороны. Так вот, нападение на него и является шахом. Если противник смог защититься или избежать его, борьба продолжается.

Давайте разберемся на примере. На рисунке показано это положение: белый слон нападает на черного короля.

Вечный (как только игрок уходит от угрозы, следующим ходом он снова оказывается под боем).

Такой способ нападения очень сильно удлинит время партии, практически до нескольких часов. Однако, с другой стороны, проигрывающему это очень выгодно. Можно сделать повторяющийся ход трижды и, при желании игрока, будет объявлена ничья.

Скрытый (шахует фигура, которую до этого скрывала другая того же цвета. То есть, одной отошел, вторая напала).

Достаточно распространенный вид атаки. Прелесть его заключается в том, что при создании подходящей расстановки на доске вы сможете забрать одного из бойцов противника, при этом вражеский король окажется под ударом. Следующий шаг соперника тоже будет для вас плюсом, так как ему придется защищаться, а не нападать и развивать позицию.

Перекрестный (закрывшись от угрозы, вы в ответ этим же ходом сами атакуете короля противника).

Очень распространенный ответ на непродуманный по всем деталям предыдущий вариант. Часто у новичков возникает положение, когда соперник, похоже, «зазевался». Потрясающая фигура стоит под боем, или шах так и напрашивается. Если вам показалось, что ситуация полностью в вашу пользу, и все идет, как по маслу, остановитесь и взгляните на доску под другим углом. Возможно, вы с гордо поднятой головой идете к собственному поражению, прямо в расставленную ловушку.

З Править

  • Закрытая игра  — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  •  — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  •  — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  •  — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

Т Править

  •  — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  •  — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Шаги

Метод 1 из 2:

Выполнение ходов

  1. 1

    Играйте белыми.

  2. 2

    e4 — передвиньте королевскую пешку вперед на два поля (Е2-Е4).
    X
    Источник информации

  3. 3

    Сc4 — переместите королевского слона на три клетки по диагонали, так, чтобы он угрожал слоновой пешке на королевском фланге противника, стоящей на поле F7 (F1-C4).
    X
    Источник информации

  4. 4

    Фh5 — пойдите ферзем по диагонали на четыре клетки, также обеспечивая нападение на пешку F7 (D1-Н5).
    X
    Источник информации

    В данной позиции те, кто видел детский мат раньше, будут знать, что им угрожает. Смотрите раздел ниже о том, как черные могут блокировать уловку в таком положении.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА Международный мастер по шахматам Виталий Неймер — международный мастер по шахматам и сертифицированный профессиональный тренер по шахматам с более чем 25 годами опыта в качестве игрока. Имеет более 15 лет тренерского опыта и обучил свыше 3500 учеников. Vitaly Neimer Международный мастер по шахматам

    Детский мат подвергает ферзя опасности. Если вы попытаетесь поставить детский мат тому, кто знает, что это такое, вы окажетесь в худшем положении. Все дело в том, что для детского мата необходимо сразу же вести ферзя в центр поля, что делает фигуру более уязвимой.

  5. 5

    Фxf7 — возьмите ферзем слоновую пешку на королевском фланге (F7).

    Вы можете взять пешку F7 своим слоном вместо ферзя, но это не приведет к матовой позиции.

  6. 6

    Шах и мат!

Метод 2 из 2:

Защита от детского мата при игре черным цветом

  1. 1

    Сделайте первый ход по своему желанию.

  2. 2

    ... d5/e6 — переместите ферзевую пешку вперед на две клетки или королевскую пешку на одно поле, чтобы слон белых больше не атаковал поле F7.
    X
    Источник информации

  3. 3

    ... Кh6/Фe7/Сe6 — делайте все, чтобы защитить поле F7. Вот некоторые примеры: передвиньте либо коня G8-H6, либо ферзя D8-E7, либо ферзевого слона C8-E6.
    X
    Источник информации

  4. 4

    В качестве альтернативного и более рекомендуемого варианта заблокируйте возможность атаки поля F7 со стороны ферзя. Однако, если ферзь стоит на поле F3, используйте маневры F7-F6 или G8-F6. Если ферзь находится на поле H5, не следует ходить G7-G6, если только у вас не стоит пешка на E7 или E6 (перед королем). В противном случае белые передвинут ферзя на поле E5, делая вилку на черного короля и ладью — придется защититься от шаха, и белый ферзь заберет черную ладью.

Быстрый детский мат или блицкриг

Это самый быстрый и дурацкий мат в шахматах который возможен. Он случается всего за 2 хода. Новички часто получают его.  Обычно это дети. Потому, что только они могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода.

Словарь шахматных терминовЛевая картинка: Первый ход делают белые — g2-g4. Черные — e7-e5. Правая картинка: Белые — f2-f3. Черные ходят ферзем — d8-h4.Мат. Интересно, но белые в 2 хода мат поставить не могут.

 В русской шахматной нотации (система условных обозначений), мат обозначается символом «×» после хода фигуры. В международной нотации и в шахматной композиции — символом «#» после хода.

 Кстати говоря, первым ходом белых на g4 начинается дебют Гроба. Поэтому этот ход имеет смысл. Второй же ход белых, это конец.