Игры с тропом и его вариации[править]
Недостойный правитель, всех заставляющий себя почитать — уже заезженная банальность, хотя иногда и может сработать. Но если это единственная характеристика главного злодея, то автору стоит еще поразмышлять над его проработкой.
I never asked for this — относительно оригинальный приём, когда культ складывается вопреки воле его героя. Он этому может даже посильно противодействовать или же скрыто тяготиться, сетуя на примитивность мышления большинства.
Крутой с манией величия — этот персонаж действительно крут, причем с большой буквы. И когда его последователи составляют хвалебные оды, им не приходится приукрашивать. Всё бы хорошо — только наш герой подсаживается на славу и восхваление, как на наркотик, упиваясь собственной славой и величием. В таком состоянии у героя может возникнуть болезненная жажда славы и новых завоеваний любой ценой. Старые товарищи, скорее всего, будут забыты или станут безропотными приспешниками. Историческим каноном подобного пути считается Александр Великий, в меньшей степени Наполеон.
«Оказывается, у моей личности есть культ…» — по ходу сюжета выясняется, что у некого персонажа, чаще всего у главного героя, есть культ почитателей, который он не создавал и даже мог не знать о его существовании какое-то время. Чаще всего такое получается с неким избранным, возрождённым древним героем или просто героем пророчества. Например, в The Elder Scrolls III: Morrowind главный герой является перерождённым Нереваром, обожествлённым героем данмеров, которому поклоняются племена кочевников, да и официальная церковь признаёт, хотя и с натяжкой.
«Не хочу быть Великолепным и Великим, но приходится» — персонаж может быть даже крут, но манией величия не страдает, только вот ему «посчастливилось» родиться в царской семье, стать вождём революции или как-то иначе повести за собой множество людей. А людям нужен красивый символ, чтобы идти за ним, и некто великий во главе, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне. Здесь персонаж своими силами или силами ближайших сподвижников создаёт культ личности, при этом понимая, что это просто инструмент власти. Подобное положение может персонажа тяготить, так как каждый его шаг и каждое слово отныне в центре внимания.
Культ личности в художественных произведениях[править]
Подобный персонаж (почти) никогда не бывает главным героем, часто может вообще оставаться за кадром. В крайнем случае такого статуса главный герой достигает ближе к финалу или середине, особенно если он очень махровая сьюха.
Стандартные герои таких культов:
- Императоры и другие властители крупных держав могут быть и отрицательными, и положительными, и нейтральными персонажами.
- Тёмные властелины любят насаживать свои культы из-под палки. Обычно им искренне преданы или тёмные расы, или несколько особо отмороженных приспешников, остальные только делают вид.
- Герои древности ко всему прочему иногда могут быть обожествлены. Возможно, есть пророчество, предрекающее их эпическое возвращение. Победа над силами зла обычно идет в комплекте.
- Лидеры сект, тайных организаций, революций и т. д. — обычно данный культ личности локален и существует именно в рамках организации, что могут компенсировать истовым фанатизмом последователей.
Эволюция диктатур
Более 30 000 человек, как полагают, были убиты агентами Аугусто Пиночета – бывшего президента Чили, пришедшего к власти путем военного переворота. Большинство жертв режима были сосланы в секретные места заключения и лагеря. В Северной Корее Ким Ир Сен и его политика были ответственны за голод, который привел к гибели от 1 до 2 миллионов человек. Когда еда наконец прибыла, государственные СМИ сообщили, что это дань уважения национальному лидеру.
Но иногда кровавые военные режимы выживают – так произошло в Египте, Бирме и Северной Корее. А некоторые менее жестокие недемократии существовали даже в период расцвета авторитарных репрессий (в основном монархии и постколониальные африканские режимы). Но как таким диктаторам как Ким, Саддам Хусейн, Гитлер, Мао, Пиночет и Сталин удалось сохранить власть над своим народом?
Северокорейские женщины (и несколько мужчин) безутешно рыдают узнав о смерти Ким Чен Ира.
Причины возникновения
Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:
- Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
- Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
- Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
- Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
- К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
- Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
- Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.
Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.
Китай – Мао Цзэдун
Председатель Мао Цзэдун сыграл главную роль в формировании сильного Китая, каким он является сегодня. Коммунистический революционер, поэт, политолог, военный стратег — Мао Цзэдун занимал пост Председателя ЦК Коммунистической партии Китая с 1949 года до своей смерти в 1976. В начале своего правления он инициировал массовые убийства свой политических оппонентов, которых он характеризовал как «контрреволюционеров».
Считается, что в течение массовой чистки 1949 года было убито от 2 до 6 миллионов людей. Попытки Цзэдуна перевести экономику Китая, которая базировалась на сльском хозяйстве, к развитию различных отраслей промышленности привели к разрушительному голоду в стране, который унес по разным оценкам от 15 до 50 миллионов жизней граждан.
Послесловие
На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.
К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.
Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.
Религия и культ
Еще древние люди тем или иным образом преклонялись перед стихиями, богами и неизведанными явлениями. Если проанализировать первые обычаи и ритуалы, становится понятно, что такое культ и откуда он берет свое начало. Его появление уходит глубоко в века, а развитие тесно взаимосвязано с религией. В Древнем Египте люди поклонялись загробному миру и животным. Понятия религии и культа очень схожи по определению. В основе своей – это массовое поклонение. А вот предмет поклонения может различаться: при культе личности – это конкретный человек, а в религии – высшие силы, которые кроются под различными понятиями. В зависимости от вероисповедания это может быть Бог, Карма, Судьба. Культ религии отличается также тем, что человек пытается всяческими способами взаимодействовать и общаться с высшими силами. Однако при некоем обожествлении священника, проповедника, главы церкви, лидера группы можно говорить о секте. Именно в ней пытаются навязать завышенные авторитеты своих учителей и лидеров групп.
Экваториальная Гвинея – Франсиско Масиас Нгема
Экваториальная Гвинея – небольшое государство, расположенное на восточном побережье Африки. Франсиско Масиас Нгема занимал должность первого премьер-министра страны с 1968 года. Его правление продолжалось до политического переворота в 1979. Нгема стал сиротой в юном возрасте: его отец был обвинен в колдовстве и убит испанскими властями, а некоторое время спустя его мать покончила с собой. Нгема начал организовывать свою политическую карьеру, занимая различные должности, включая пост мэра, территориального члена парламента и вице премьер-министра. После проведения в стране свободных выборов в 1968 году Нгема дослужился до поста главы государства.
С этого момента лидер начал движение в сторону расширения своего политического влияния на все ветви власти. В 1972 году, после преобразования всех политических партий в Объединенную национальную партию, Нгема получил пост пожизненного президента, который обладал абсолютной властью над всей нацией. В установленном режиме важную роль играло насилие. По приказам президента было убито бесчисленное множество семей и были уничтожены целые деревни. Объяснить поведение Нгема и некоторые из его странных указов можно постоянным употреблением им конопли и других психотропных веществ.
Понятие культа личности
Заводя разговор о понятии культа личности, необходимо упомянуть об увеличении или даже обожествлении человека, который стоит во главе государства или какой-то религиозной организации, к примеру, церкви. Его роль в жизни государства и функции, которые он исполняет, завышаются до громадных размеров, а власть признается неоспоримой или быть может священной, в зависимости от идеологии и отношения к религии. Власть вождя одарена почетом как отданная свыше, а сам он в осознании собственного народа наделен некоторыми сверхчеловеческими способностями, к примеру, по собственному усмотрению изменять ход истории либо непосредственным образом ведать судьбами любых гражданин государства. Наиболее часто данное явление образуется в государствах авторитарного и тоталитарного государственного строя.
Психология культа личности
По мнению Элиса Лочичеро, клинического психолога из Кембриджского университета которая изучает терроризм и лидерство, диктаторы используют хорошо известный инстинкт большинства людей – нам свойственно искать защиты у сильного лидера. На наше поведение все еще влияет то, что происходило тысячи лет назад. «Легче понять, почему люди приспосабливаются и обычно привязываются к влиятельным лидерам. В дарвиновской эволюции выжили люди, которые были связаны с лидером. Этот инстинкт передавался по наследству.»
Лочичеро изучала терроризм и жертв террора со всех пяти континентов
Она отмечает, что в некоторых культурах важно проявлять уважение к лидерам, будь то семья северокорейских диктаторов Ким или просто местный школьный учитель. Как , Джеролд Пост, директор программы политической психологии в университете Джорджа Вашингтона, диктаторы также способны управлять людьми с помощью более практичных и неоднократно проверенных инструментов – страх и контроль над информацией
Примечательно, что Пост – как и другие ученые – изучал личности Саддама Хусейна и Ким Чен Ира в течение нескольких десятилетий. Он отмечает, что культ личности вокруг Кима и других диктаторов поддерживается мифотворчеством об их происхождении. Ким, например, предположительно родился в деревне в тени священной корейской горы, где его появление было предсказано ласточкой, а появился он под двойной радугой. На самом же деле Северокорейский лидер родился в бедном городке на территории бывшего Советского Союза, где его отец возглавлял бригаду изгнанных корейских войск под российским командованием.
Так (предположительно) выглядит счастливая семья диктаторов
Личность Ким Чен Ира также была предметом исследования, проведенного в 2009 году Фредериком Кулиджем, профессором психологии в университете Колорадо. Кулидж и его коллега Дэниел Сингер поставили диагноз основываясь на интервью с южнокорейским психологом, который прошел «серьезную психологическую подготовку и имел глубокие и прочные знания о Ким Чен Ире.» Ранее исследователи разработали своего рода личностный тест для диктаторов и использовали его для анализа личности как Гитлера, так и Хусейна. Результаты Ким Чен Ира оказались довольно близки.
Так почему же народ Северной Кореи (и других похожих режимов) не восстает? Дело в том, что в диктатурах такого рода действует тотальный контроль. Это означает, что четыре человека, разговаривающие вместе, могут рассматриваться как заговор. Любое проявление нелояльности или инакомыслия жестоко карается.
Отмечу, что психологи и психиатры уже довольно давно изучают диктаторов и свойственные им расстройства психики. Так, в публикации Lenta.ru от 2001 года говорится об исследовании выпускника Гродненского медицинского института Дмитрия Щигельского, в ходе которого он изучал личность президента Белоруссии. После длительного анализа поведения «последнего диктатора Европы» Александра Лукашенко, Щигельский согласовал свои выводы еще как минимум с тремя врачами-психиатрами и поставил следующий диагноз: «умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием черт параноидального и диссоциального расстройств личности». Этот же диагноз ранее был поставлен Гитлеру, Сталину и Муссолини.
Разоблачение культа личности
Ни одно масштабное явление в жизни общества не обходится без последствий. После эйфории массового заблуждения приходят разочарование и всенародное раскаяние. В любом народе, переболевшем культом личности, обязательно – рано или поздно – пробуждается самосознание.
Отрезвленные граждане начинают сомневаться в верности выбранного пути и волноваться о своем будущем. В недрах рабской покорности и поголовного соглашательства зарождается четкое понимание необходимых перемен, стремление взорвать изнутри систему.
Насильно насаждаемое идолопоклонничество провоцирует возникновение людей, берущих на себя роль разоблачителей культа личности. В СССР эту миссию возложил на себя Никита Хрущев. В ходе XX съезда КПСС, уже после смерти Сталина, Никита Сергеевич выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем бывший соратник Сталина озвучил свое мнение о правлении вождя, указав на факты, доказывающие виновность «отца народов» в совершенных им массовых преступлениях против человечности.
Несмотря на закрытость документа, разоблачающего культ личности, вести о нем моментально разлетелись по всем городам и весям Страны Советов. Его обсуждали в каждой общественной ячейке, на каждом предприятии. Огромный резонанс получил этот документ во всем мире. Правда, официально опубликовать его решились только через 40 лет – в 1989 году.
При этом внутренние противоречия между приверженцами сталинизма и его противниками до сих пор не искоренены. Так что каждому члену посткультового общества приходится самостоятельно осознавать свержение с пьедестала бывшего кумира. Некоторые не примирились с этим фактом по сей день.
Примеры в истории
Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.
Саддам Хусейн
Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.
Ким Чен Ир
Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.
Адольф Гитлер
Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.
Что такое диктатура?
Как пишут в работе 2015 года под названием «Как выживают современные диктаторы: информационная теория нового авторитаризма,» экономисты Сергей Гуриев и Дэниел Тризман, диктаторы выживают не потому, что используют силу или идеологию, а потому, что убеждают общественность в том, что они компетентны.
Исследователи полагают, что граждане не наблюдают за типом диктатора, но делают выводы о нем из сигналов, присущих их уровню жизни, государственной пропаганды и сообщений, посылаемых информированной элитой через независимые СМИ. Если граждане приходят к выводу что диктатор некомпетентен, они свергают его путем революции. В свою защиту диктатор может увеличить инвестирование в создание госпропаганды, оказывать давление на независимые СМИ с помощью силовых структур, а также тратить огромные средства на оснащение полиции для того, чтобы подавлять попытки восстаний.
Авторы исследования также утверждают, что некомпетентные диктаторы выживают ровно до тех пор, пока экономические потрясения в стране не слишком велики. Более того, их репутация как некомпетентных лидеров может со временем исправиться, даже несмотря на падение уровня жизни. В некоторых известных истории случаях правитель использовал пропаганду и финансировал элиту; в других пропаганда изящно сочеталась с цензурой. Все-таки, трудные экономические времена требуют увеличения расходов на цензуру и пропаганду. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о компромиссах, с которыми столкнулись различные диктаторские режимы в последние десятилетия.
Не стоит недооценивать силу государственной пропаганды
Диктаторы нового стиля могут жестоко подавлять восстания и разгонять мирные демонстрации, применяя светошумовые гранаты и резиновые пули против безоружных протестующих. Но по сравнению с большинством автократов прошлого, современные диктаторы редко прибегают к насилию, предпочитая домашний арест ГУЛАГу. Сохранение власти для таких лидеров – это не столько вопрос запугивания жертв, сколько вопрос манипулирования их представлениями о мире.
Необходимо отметить, что многие тоталитарные лидеры стремились влиять на общественные убеждения — некоторые были великими новаторами в использовании пропаганды. Однако то, как они использовали ее, было совершенно другим. Такие диктаторы как Гитлер и Сталин стремились коренным образом изменить мировоззрение граждан, навязывая им определенную идеологию и мировоззрение.
Новые «самодержцы» более изощренны: они стремятся убедить граждан в своей компетентности править. Тоталитарные диктаторы часто прибегали к пропаганде ради «общего блага.» Их преемники стремятся манипулировать гражданами, чтобы поддержать режим из корыстных соображений. Наконец, хотя пропаганда была важна для автократий старого типа, насилие явно стояло на первом месте.
Особенности приверженцев
Американский психолог Стивен Хассен 25 лет изучал культы. Вот как автор охарактеризовал их: «Прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы».
Из этого мы можем сделать вывод, что приверженцы обладают следующими психологическими особенностями:
- внушаемость;
- слабая сила воли;
- неуверенность в себе;
- склонность к зависимому положению, подчинению;
- мышление жертвы;
- низкий уровень интеллекта, узкий кругозор;
- пассивная жизненная позиция;
- неопределенность, отсутствие личных планов;
- личностная незрелость, отсутствие стойкого мировоззрения, убеждений, ценностей.
Культ – это секта. Во главе стоит один человек, группа людей или организация. В любом случае приверженцы в данном контексте становятся пешками в чьей-то игре. Конечно, с этим нужно бороться.
2.4.Разоблачение культа личности
5 марта 1953г. скончался И.В. Сталин. Советский Союз онемел. Чувства
народа были сложны и драматичны. Многих охватила глубокая и
искренняя скорбь. Ещё более сильным было смятение. И.В. Сталин был обличен
множеством официальных постов.
С 14 по 25 февраля 1956 года проходил XX съезд КПСС, первый после
смерти Сталина. Решение о его созыве принял Пленум ЦК в июле 1955 года.
Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина.
Имя Сталина в докладе было названо лишь дважды, когда речь заходила о
его смерти. Критика культа была прозрачной, но имя Сталина не
называлось.
Основу «секретного доклада» составляли результаты расследования репрессий.
Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин
сконцентрировал с своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого
себя. Съезд был поражен. После доклада была принята короткая резолюция,
в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры по «преодолению культа
личности и ликвидации его последствий во всех областях».
XX съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел и
окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на
сопротивление сталинцев, «секретный доклад» был зачитан на открытых собраниях
на предприятиях, в учреждениях и в ВУЗах. Сама брошюра с докладом выпущена
не была, но материалы, попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы.
Это потрясло мир. Обнародование доклада в СССР вызвало бурную реакцию.
Серьезные инциденты произошли в Грузии и в Прибалтике. Стали
восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались
незаконно осужденные, им возвращались утерянные права.
Причины появления культа личности
Откуда же появилось это явление и почему? Очевидно, что культ личности благоприятно развивается там, где власть становится основной целью правителя страны. Эта «болезнь», к счастью, поражает не всех власть имущих. Однако она великолепно развивается и поражает то общество, где есть масса неукорененных лиц, так называемых маргиналов, которые к тому же бедны. Эти люди вечно всем недовольны, испытывают агрессию по отношению ко всему миру. Вот в таком обществе и зарождается культ личности. Такими людьми легко манипулировать, удовлетворив их желания. Массы людей попадают под воздействие влиятельной личности с признаками «богоизбранности». Подчинив себе маргиналов, управлять становится легче и проще.
Как правило, причины культа личности кроются ещё и в кризисе, в котором пребывает страна на тот момент. Рост цен, разгул криминала, беспорядки вызывают желание и необходимость появления сильной правящей руки. И таковая всегда находится. Так пришел к власти Адольф Гитлер. Однако получив желаемое, лидер становится тираном и деспотом.
Исторические предпосылки и критика культа личности
Август из Прима-Порта
Монумент Китайскому императору Цинь Шихуанди
На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.
В абсолютных монархиях монарха практически обожествляли. Утверждалось, что он был дарован Божиею милостью или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения.
Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, пришедших к власти в результате государственных переворотов, революций или внешнего вмешательства (марионеточные правители). Им необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причём диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно[уточнить] развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты создавали во множестве[] произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары[уточнить]. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты.
Термин «культ личности» возник в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля.
Одними из первых, кто указали на недопустимость такого явления, были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Маркс писал Вильгельму Блосу:
Энгельс высказывал аналогичные взгляды:
Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:
Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:
Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»
После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.
Причины возникновения[править]
1) Самомнение правителя и желание ему угодить.
Самое простое и даже примитивное объяснения культа личности. Дорвавшийся до власти начинает активно восхвалять себя любимого, а приспешники и рады стараться. Такие культы, как правило, недолговечны и заканчиваются со смертью объекта поклонения или потерей власти.
2) Обоснование права на власть.
Власть вождя племени основана на его личных качествах и традициях, он напрямую руководит своими соплеменниками, ходит с ними на охоту, проводит ритуалы и т. д. Но что делать, если мы имеем дело с огромной державой, правителя которой в лицо увидят только приближённые? Как объяснить каждому крестьянину, почему именно фараон Рамзес Тутмос Третий или великий император Цин Шин Чен имеет право властвовать над страной? Особенно когда конституции, выборы, гражданское самосознание и пр. пока не завезли, но есть сознание религиозное и мифологическое. Очень просто — нужно расписать НЕВЕРОЯТНУЮ крутизну правителя, его огромные заслуги, несомненные таланты, а желательно вообще божественное происхождение. Это все дает власти заметный бонус в стабильности и объединяет население.
До подобной схемы доходили самые разные народы, причем многие независимо друг от друга. Сюда можно отнести китайских и римских императоров и персидских царей, но больше всех отжигали фараоны, каждый из которых объявлялся сыном бога Солнца. Египтяне верили, что фараон своей божественной волей контролирует почти весь ход жизни страны. Например, считалось, что Нил может разлиться только после того, как фараон ему прикажет. Да, фараон натурально выезжал на церемониальной ладье и бросал в воды приказ реке разлиться, и она разливалась (день, в который нужно бросать приказ, высчитывали по звёздам и климатическим признакам жрецы).
В Средние века культы личности имели место, но в меньшей степени и играли немного другую роль (см. пункт третий). Возрождение культов личности началось уже в XX в., когда выяснилось, что при контроле СМИ старая схема работает на пять с плюсом. Новый виток культов личности назвали вождизмом.
3) Как залог сплоченности и символ некой идеологии.
Принадлежность к культу личности может служить для распознавание по схеме «свой-чужой» или служить основным или дополнительным инструментом объединения людей. Такие культы часто создаются без участия самого героя культа, иногда после его смерти. Для коммунистов таким героем стал Ленин, для разных революционеров, особенно социалистического толка — Че Гевара, для гуманистов-пацифистов-непротивленцев — Махатма Ганди, для идеологии единства и величия Китая — Цинь Шихуанди.
4) Естественные социальные движения в обществе.
В реальной жизни Гитлер пришел к власти в демократической стране демократическим путем через выборы. В выдуманном мире Star Wars схожий прием использует Палпатин. Они оба не смогли бы стать диктаторами, если бы их общество не захотело принять. В обоих мирах желание получить «великого вождя» существовало задолго до его реализации. К такому желанию приводят многие факторы: недовольство существующим режимом, экономические неурядицы, противоречия и разлад внутри государства или империи. А главное — вера в чудо. Придёт великий вождь и всё исправит (пойдет горячая вода, отремонтируют дороги и т. п.). Эти идеи существуют без пропаганды — приходи да бери готовое.
5) Или это просто Бог-Император, неподчинение которому себе дороже, потому что он повелевает силами, простым смертным недоступными, и может спокойно установить повсюду свою власть без чьей-либо помощи.
Отношение И. В. Сталина к культу личности
Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС, утверждал, что И. В. Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Так, Н. С. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, И. В. Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Н. С. Хрущёв утверждал, что самим И. В. Сталиным был вписан следующий отрывок: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».
На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», И. В. Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».
В то же время известно, что И. В. Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по словам писателя О. С. Смысловского, первые эскизы орденов Победы и Славы были выполнены с профилем И. В. Сталина, однако Сталин якобы попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, И. В. Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя — Ломоносова».
Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные действия должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ.
Публичное поведение Сталина также играло важную роль. Согласно воспоминаниям: