Колобок

Во полу березка стояла…

В далекие советские времена в московский фирменный магазин со сказочным названием «Колобок» (на улице Профсоюзной, д. 27, корп. 1) приезжали со всего города — не только за свежими молочными продуктами собственного производства и импортным мороженым, но и за необыкновенно вкусными колобками, что пекли в одноименном кафе на втором этаже. Те знаменитые колобки диаметром 6-7 см из творожного теста с добавлением изюма, политые сметанным сладким соусом и посыпанные сахарной пудрой — неповторимый вкус детства для многих москвичей — можно было купить за 48 копеек за штуку. Лишь в «Колобке» продавались свежайшие 35% сливки, которые стоили всего-навсего 65 копеек. Они легко сбивались простым бабушкиным венчиком, а уж миксер за пару минут превращал содержимое небольшой баночки в изысканный десерт.

Колобок Кухня Родины: «Пирожки натурально а-ля Карамзинъ…»

Постоянный автор «Родины», доктор философских наук Семен Аркадьевич Экштут поделился со мной воспоминаниями: кафе было у всех на устах, о нем знали все сотрудники близлежащих институтов. Именно там собиралась академическая интеллигенция: младшие и старшие научные сотрудники (иных тогда не было). За стаканом молочного коктейля из прекрасного мороженого с добавлением молока и натурального сиропа они обсуждали последние новости науки и делились идеями, которые позже увидели свет в том числе и на страницах нашего журнала.

Вкуснейшие колобки были главной, но не единственной приманкой магазина на Профсоюзной. Пока довольный покупатель уплетал колобки, которых полагалось в порции две штуки, он мог наслаждаться необыкновенным видом: в кафе росла настоящая русская березка, в полу второго этажа было сделано для нее специальное отверстие.

Сказка была недолгой, магазин закрыли в 90-е: конкуренции с реалиями рыночной экономики «Колобок» не выдержал. На его месте какое-то время был ночной клуб, а сейчас — ресторан. Таких колобков больше не пекут, и рецепт их не найти даже на просторах Интернета.

Но у вас, дорогие читатели, есть журнал «Родина»!

Колобок

Три поросенка

Так, например, в современной версии сказки «Три поросенка» — хэппи-энд. Когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чье жилище оказалось самым устойчивым, пустил их к себе и спас им жизни. Казалось бы, все логично. Но чему учит сказка?

Колобок
Источник фото: ef.ru

В изначальной версии сказки волк съедает двух поросят, которые построили домики из соломы и веток. То есть они «не выживают» из-за своей безответственности. Сказка учит тому, что если ты слишком легкомысленный, спустя рукава относишься к делу, не задумываешься о последствиях своих действий, то тебя ждет именно такой конец. Третий поросенок ответственно подошел к делу и справился с возникшими в жизни трудностями (волк не смог ему навредить).

Современная версия, получается, пропагандирует безответственность и иждивенчество. Ведь поросята спустя рукава построили домики, но у них хеппи-энд. В жизни так не бывает.

И бесполезно после прочтения сказки объяснять ребенку, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф безответственные, с них не нужно брать пример, а третий поросенок — молодец, и на него надо равняться. Ребенок уже понял смысл сказки через метафору, он на подсознательном уровне усвоил, что можно лениться и как-то все само собой устроится. Поэтому лучше читать эту сказку «в оригинале», там посыл логичный и более правильный.

Хитрость

Персонажи сказки ведут себя по-разному. Лиса представляет собой собирательный образ зла в обличии добра. Хитрость лисы сродни лицемерию. Она обманом заставляет Колобка поверить, что заинтересована его красотой. Лесть дает ей преимущество и помогает добиться цели, то есть съесть жертву. Сказка о Колобке учит детей, что лживые комплименты могут навлечь беду. Не всегда слова оказываются правдой, а те, кого считали друзьями могут оказаться страшными врагами. Доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к катастрофическим последствиям. Лучше вынести этот урок из сказки, чем столкнуться на личном опыте.

Как народ стал автором сказки «Колобок»

Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.

При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Курочка Ряба

Несмотря на свою простоту, эта сказка очень сложна и символична. И из-за того, что до наших дней она дошла в сильно измененном виде, может быть непонятно: о чем она?

Колобок
Источник фото: dialogimam.com

Золотое яйцо в сказке можно рассматривать как множество символов. Оно может быть символом и материального богатства, и здоровья, и какой-то духовной ценности, и самой жизни. И дед с бабой били его, то есть пытались получить какую-то выгоду от яйца. А мышка — символ случайности — разбила яйцо, и дед с бабой остались ни с чем, поэтому они плачут.

То есть дед с бабой не уберегли то ценное, что им было дано, отнеслись к этому не бережно. Но Курочка снесла им обычное яйцо. То есть жизнь на этой неприятности не заканчивается.

Когда золотое яйцо рассматривают как символ смерти, а простое яйцо как символ жизни, тогда это сказка о победе жизни над смертью. Несмотря на сложный метафорический смысл дети усваивают из сказок именно его. Они ближе к природе, к интуитивным знаниям, поэтому могут понять этот глубинный смысл, заложенный в сказках.

Война грибов

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами. Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: Приходите вы, белянки, ко мне на войну! — Отказалися белянки: Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну! <…> Приходите вы, опенки, ко мне на войну! — Отказалися опенки: У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну! — Приходите, грузди, ко мне на войну! — Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!

Колобок Кухня Родины: Как были устроены холодильники наших предков

Рецепт груздей в сметане: Самые знаменитые грибы в русской кухне. Грузди вымочить в холодной воде в течение нескольких часов, постоянно меняя воду.

Грузди — 800 г, сметана — 2 стак., вода, растительное масло, мука, 1 большая головка репчатого лука, соль, перец. Вымоченные и промытые грузди отварить в соленой кипящей воде в течение 15-20 минут. Затем откинуть на дуршлаг и дать остыть. Нарезать грибы или оставить целыми и панировать в муке. В глубокой сковороде раскалить масло и обжарить в нем грибы около 5 минут. Затем к грибам добавить мелко нарезанный лук и жарить еще 3-5 минут.

В конце добавить сметану, посолить, поперчить и тушить еще около минуты.

Пышный, мягкий, ноздреватый

Обычно колоб, или колобок, пекли не от хорошей жизни, а когда на обычный хлеб не хватало муки. На него шли остатки разной муки и поскребки квашни, которые оставляли на закваску. В итоге получался очень пышный, ноздреватый, мягкий и долго не черствеющий хлеб — практически чудо из ничего.

Колобок стал не просто символом нашей находчивости и смекалки, но настоящим кулинарным брендом на все времена. Сегодня традиция выпекания румяных хлебных шаров на продажу утеряна, и зачастую то, что называют «колобком», не соответствует оригинальному рецепту. От волшебного блюда осталось лишь коммерчески успешное название. Ведь «колобок» ассоциируется у нас с чем-то быстрым, вкусным и недорогим. Поэтому кафе с таким названием много: это и бистро в Петербурге, открытое еще в 1965 году, и детское кафе в Измайлово, есть «Колобок» в Великом Новгороде и в Казани.

Колобок

Экранизации сказки

  • Колобок — рисованный мультфильм, «Союздетмультфильм», 1936.
  • Колобок — кукольный мультфильм, «Союзмультфильм», 1956.
  • Сказка про колобок — кукольный мультфильм по мотивам сказки, «Союзмультфильм», 1969.
  • Очень старая сказка — кукольный мультфильм, «Киевнаучфильм», 1983.
  • Колобок, колобок!.. — рисованый мультфильм для взрослых, студия «Экран», 1988.
  • Колобок — рисованный мультфильм Александра Бубнова, 1990.
  • Колобок — рисованный мультфильм, студия «Классика», 2006.
  • Колобок. Однажды в Чернобыле — авангардный мультфильм для взрослых, Анатолий Кочеваткин, 2008.
  • Современный колобок — пародийный мультфильм для взрослых, KuTstupid, 2011.
  • Колобок — мультипликационный фильм, студия «Пилот», 2012.

Колобок

Читать сказку на весь экран

Жил-был старик со старухою. Просит старик:

— Испеки, старуха, колобок!

— Из чего печь — то? Муки нету, — отвечает ему старуха.

— Э — эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал — полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Колобок
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

И от тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от тебя, медведь, не хитро уйти!

Колобок

И опять укатился, только медведь его и видел!

Катится, катится «колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький. Колобок, колобок! Я тебя съем.

— Не ешь меня, лиса! Я тебе песенку спою, — сказал колобок и запел:

— Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от медведя ушел,

А от тебя, лиса, и подавно уйду!

— Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче.

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
Колобок

— Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, — сказала лиса и высунула свой язык; колобок прыг ей на язык, а лиса — ам его! И съела колобка…

 

Петушок и бобовое зернышко, Русская народная сказка

Глиняный парень, Русская народная сказка

Использование образа Колобка

В начале 2011 года желание называться «родиной Колобка» выразила Ульяновская область. Причиной послужило заявление местного краеведа, доцента УлГУ Сергея Петрова. По его словам, «колебяткой» в старину в Поволжье называли остатки теста.

Образ Колобка планируется использовать в целях развития туристической отрасли региона. Рассматриваются проекты по созданию интерактивного игрового тематического парка по мотивам русской народной сказки «Колобок», который будет включать в себя Усадьбу Колобка, Колобкодром, детскую площадку, производственную линию «Симбирские колобки» с изготовлением берлинеров в фирменной упаковке при поддержке губернатора Ульяновской области Сергея Морозова.

В настоящее время в Ульяновской области изготавливаются сувениры в виде расписных колобков: «колебятка» — девочка и «колебятко» — мальчик.

В 1980-х в одном из номеров «Весёлых картинок» была опубликована с оформлением в духе комикса современная сказка в детективном жанре с участием Колобка про ужасного волшебника Штосса и его «обезвреживание».

С 1969 по 1992 год в СССР выходил детский иллюстрированный звуковой журнал «Колобок», главный литературный герой которого рассказывает читателям и слушателям поучительные истории.

Колобок стал талисманом чемпионата мира по хоккею с мячом 2016.

Кто написал «Колобок» – автор общепринятого текста

Фольклористы начали записывать русские сказки еще с середины XIX века. Начиная с этого времени, в России активно издавались сборники сказок и преданий, записанных в разных уголках страны. Одни и те же истории фигурировали в них во множестве вариантов. И каждая из версий, записанных со слов рассказчика, имела свои достоинства и недостатки.

И в конце 30-х годов XX века русский писатель Алексей Николаевич Толстой решил подготовить для детских книжных издательств некие «стандартизированные» версии русских народных сказок. Он встречался с народными сказителями, изучал множество вариантов народных сказок, записанных в разных уголках страны, выбирал из них «коренной», самый интересный – и добавлял в него яркие словесные обороты или же сюжетные подробности из других версий, «склеивая» воедино несколько текстов, редактируя, дополняя. Иногда в процессе такой «реставрации» сюжета ему приходилось что-то дописывать, но Толстой, очень тонко чувствующий поэтику русского народного творчества, творил в том же стиле. И сказка «Колобок» также вошла в число народных историй, обработанных Толстым.

По сути в данном случае шла речь об авторской переработке народных сказок, которую Алексей Толстой выполнил с блеском. Итогом его работы стали два сборника народных сказок, выпущенных в сороковых годах, а также посмертное издание 1953-го года. С тех пор в большинстве случаев русские народные сказки издавались в СССР (а затем и в постсоветской России) именно под его редакцией.

Поэтому Алексея Толстого с полным правом можно назвать автором сказки «Колобок» – или как минимум соавтором. Ведь, несмотря на то что сюжет этой истории относится к народным, общепринятый (и очень популярный) текст написал именно он.

Этимология слова

Колобок — уменьшительное от колоб — «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара, или разбухающая до формы шара к концу выпечки.

Слово колоб образовано, вероятно, от корня др.-рус. коло «колесо» при помощи суффикса -б-.

В новгородской берестяной грамоте № 363 (конец XIV века), в рекомендации по испечению хлеба, встречается слово колобья. По мнению А. Б. Страхова, под этим термином понимаются отходы маслобойного производства (пахта, жмых), которые могли использоваться в хлебопечении. Значение «хлебное изделие круглой формы» вторично по отношению к данному значению. Этимологически слово восходит к корням *kolo + *biti «сбивать масло».

Некоторые исследователи считают слово заимствованным, например из греч. κόλλαβος «пшеничный хлеб» или из швед. klabb «чурка», норв. klabb «ком» или из др.-сканд. kolfr «брус, шест», однако такие сопоставления неубедительны с фонетической точки зрения. Иногда слово сравнивают с латыш. kalbaks «ломоть, краюха хлеба».

Гуси-лебеди

Бросилась девочка догонять их… Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Колобок Кухня Родины: Печка-матушка, спрячь меня

Рецепт киселя из клюквы с молоком или сливками: Клюква и сахарный песок по 2/3 стак., крахмал — 2 ст. л., вода — 4 стак., молоко — 3 стак. либо сливки — 2 стак., сахарная пудра — 1 ст. л. Ягоды перебрать, промыть и отжать сок. Выжимки сварить, процедить, присоединить сахар и прокипятить. Крахмал развести водой, ввести в кипящий сироп и заварить, одновременно вливая сок, а после этого кисель посыпать сверху сахаром и быстро остудить. Густой кисель разлить в формочки, смоченные холодной кипяченой водой. К киселю подать в стакане молоко либо сливки.

Анализ №2

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Двери в сказку распахни!

Мой маленький сын Егор очень любит русские народные сказки, мудрые, честные и неизменно утверждающие важнейшие жизненные принципы: «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» и, конечно, «Колобок».

Колобок Кухня Родины: Чем потчевали гостей на балу в Зимнем дворце в 1903 году

Естественно, многие приметы того времени приходится объяснять и отвечать на бесконечные вопросы маленького почемучки: что такое сусек, как выглядит короб и как нужно правильно пряжить в масле? Именно сказки первыми в доступной форме знакомят малыша с бытовыми реалиями прошлого и в том числе с особенностями русской кухни. Традиционные блюда — уха из ершей, кисель с молоком, ржаной пирог, каравай — превращаются в важную часть придуманного сказочного мира, через который ребенок познает мир реальный. И именно эти знания в дальнейшем помогут ему в постижении структуры повседневности. Поэтому я совершенно не удивилась, когда сын попросил испечь ему колобок: подобно хитрой лисе, он захотел полакомиться диковинным блюдом.

На самом деле, сказки любят не только дети. В новогодние каникулы мы все неизменно ждем чуда и хотим, хотя бы ненадолго, превратиться в персонажа любимой сказки…

МЕНЮ ОБЕДА ИЗ ДЕТСКИХ СКАЗОК

Уха из ершей
Грузди в сметане
Каша из топора
Колобок
Кисель из клюквы с молоком или сливками

Каша из топора

«Что за диво! — думает баба. — Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»

Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:

— Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!

Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:

— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!

Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:

— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть…

Колобок Что ели на обед в Царскосельском лицее, Пажеском корпусе и советской школе

Рецепт каши из топора: Вода — 2,5 стак., топор — 1 шт., чугунок — 1 шт., крупа ячневая — 1 стак., масло сливочное — 1 ст. л. Налить в кастрюлю 2,5 стак. воды. Как закипит — посолить. 1 стакан крупы хорошо промыть холодной водой, отправить в кастрюлю. Довести крупу до кипения, сделать минимальный огонь и варить под крышкой. Через 10-15 мин., когда каша впитает воду, добавить 1 ст. л. масла, перемешать, накрыть крышкой, снять с огня.

Волк и семеро козлят

Интересна для анализа и эта сказка, поскольку в ней есть послание и для ребенка, и для мамы. Козлята в сказке — дети послушные, но на самом деле не очень умные. И только один из них умный — тот, который спрятался от Волка и потом рассказал маме о случившемся.

Колобок
Источник фото: pinterest.com

Эта сказка говорит о том, что опасно быть глупым и не уметь подстроиться под ситуацию. Козлята послушные, знают запреты, но они не смогли сориентироваться в непривычной, нестандартной ситуации ,когда пришел Волк.

А Мама-коза, можно сказать, была гиперопекающей и не развивала в детях самостоятельность, лабильность, их умственные и творческие способности. Она излишне оберегала детей: научила их закрывать дверь на засов, а что делать в случае опасности — нет.

Сказка как бы говорит мамам:

Сказки и мультики

Сейчас очень много мультфильмов в свободном доступе. Но родителям стоит понимать, что допустимый максимум для просмотра мультфильма ребенком — 20-30 минут в день. Пусть это будет советский мультфильм или короткий мультфильм по русской народной сказке. Тогда от этого будет польза.

Колобок
Источник фото: zclub.aiv.by

Так, например, в сказке Маша и Медведь хорошо показан жизненный урок для девочки. Поход в лес — это выход во взрослую жизнь. Медведь — это символ изменившихся условий, к которым надо уметь адаптироваться, чтобы стать взрослым. Маша успешно адаптировалась и, перехитрив Медведя, вернулась домой уже в ином качестве, повзрослевшей. Уже не девочкой, а девушкой. Эта сказка про взросление девочки.

А когда на основе этих героев сделали многосерийный мультфильм, то совсем непонятно, о чем он. Чему учит детей? Современные родители слишком легкомысленно относятся к мультикам: ребенок «сидит в них» — и дома тишина и покой. А то, что у ребенка идет перегрузка нервной системы непонятно какой информацией — об этом родители, к сожалению, не задумываются. А ведь именно в детском возрасте происходит формирование психики, она неустойчива, пластична и податлива. И та информация, которая сейчас «записывается» в подсознание через метафоры, остается там на всю жизнь и будет влиять на человека в будущем.