Эллинизм

Что можно сказать об эллинизме?

В связи с тем, что произошло слияние греческой и местных культур, появился эллинизм. Это взаимное обогащение повлияло на сохранение единой культуры в нескольких государствах и после развала империи.

Эллинизм

Что же подразумевает под собой эллинизм? Стоит сразу отметить, что он является насильственным, так как становление данной культуры произошло в результате многочисленных войн. Эллинизм способствовал объединению древнегреческого мира с древневосточным, ранее они развивались по разным направлениям. В результате появилось мощное государство, обладающее единой социально-экономической структурой, политическим устройством и культурой.

Как уже было сказано, эллинизм – это своеобразный синтез разных элементов культуры. Его можно рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, на возникновение эллинизма повлияло развитие древнегреческого социума, а также кризис греческого полиса. С другой же, в его становлении сыграли роль древневосточные общества, а именно их консервативная и малоподвижная общественная структура.

Смерть властелина

Согласно многим историческим сообщениям, Александр Великий умер внезапно, после десятидневной тяжелой болезни. Одни связывают заболевание эллинистического правителя с малярией или воспалением легких. По мнению других, великий полководец мог умереть вследствие паразитарных заражений или онкологического недуга. Существует версия и о преднамеренном отравлении Александра во время его очередного военного похода.

Эллинизм

Как бы там ни было, со смертью Македонского наступил упадок греческих государств, приведший к полному падению Греции и грандиозному процветанию Римской империи – страны, покорившей эллинистические государства.

Какие же державы входили в состав греческого правления?

Развитие эллинистического общества

Период эллинизма затронул разные по размерам государственные образования, начиная с Сицилии и Южной Италии и заканчивая северо-западной Индией (от южных границ Аральского моря и до первых порогов реки Нил). Другими словами, в составе эллинистического общества находились классическая Греция и Восток. Не были включены в эту территорию только Индия и Китай.

Можно выделить несколько регионов, которые характеризовались общими признаками:

  1. Египет и Ближний Восток.
  2. Средний Восток.
  3. Балканская Греция, западная территория Малой Азии, Македония.
  4. Великая Греция с Причерноморьем.

Наиболее характерные элементы, присущие эллинизму, проявили себя в полном объеме в Египте и на Ближнем Востоке. В связи с этим данные регионы можно считать областью, в которой господствовал классический эллинизм.

Греция, как и другие регионы, обладала в основном отличиями в социально-экономических, политических и культурных сферах. Можно сказать, что в Древней Греции синтеза как такового и вовсе не было. Однако по некоторым причинам утверждается, что и эти территории вошли в систему эллинистических стран.

Развитие культуры и науки

Эллинизм

Культура эллинизма повлияла на исчезновение характерного для классического периода разрыва между техникой и наукой, практикой и теорией. Это можно увидеть в работах Архимеда, который открыл гидравлический закон. Именно он внес огромный вклад в развитие техники, спроектировав винтовой насос и боевые метательные машины вместе с оборонительными орудиями.

Создание новых городов и прогресс в таких сферах, как мореплавание и военные технологии, поспособствовали подъему некоторых наук. Из них можно выделить математику, механику, астрономию, географию. Немалую роль в этом сыграл и Евклид. Он стал основоположником элементарной геометрии. Эратосфен определил истинные размеры земного шара, Аристарх Самосский доказал, что наша планета вращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца. Успешное развитие происходило и в естествознании, и в медицине.

Бурное развитие науки и культуры повлекло за собой необходимость в хранении информации. В связи с этим в некоторых городах были построены библиотеки.

Говоря о том, какие черты эллинизма можно выделить, следует сказать о развитии новой отрасли – филологии

Большое внимание стало уделяться грамматике, критике и прочему. Огромная роль была отведена школам

Литература стала более разнообразной, однако она все еще продолжала уступать классическим элементам. Эпос и трагедии стали более рассудительными, так как на первый план вышли эрудиция и виртуозность слога, а также изысканность.

Суть эллинизма

Если сказать кратко, эллинистические государства являлись следствием распространения греческой культуры, активно внедряемой Александром Македонским. Это порождало новые политические и общественные связи, торгово-рыночные отношения, а также популяризацию греческого языка и культуры.

Эллинизация стран Востока обуславливалась принятием местным населением культуры, обычаев, традиций и взглядов греков-завоевателей, а также подражанием их образу жизни, привычкам и государственному строю.

Основным инструментом распространения греческой культуры являлось градостроительство, так как эллинистические власти занимались активным возведением городов на подконтрольной им территории. Масштабы строительства больших городов были огромными и впечатляющими. На их территории заранее планировались широкие улицы, просторные парки, религиозно-культовые здания и большие центральные площади. Такое обширное градостроительство являлось основной особенностью эллинистических государств, так как город в греческой культуре считался центром искусства, образования и политической жизни всего населения.

Другим способом распространения греческого образа жизни стало насаждение образования, активно осуществляемое Македонским и его приверженцами. Александр Великий очень любил просвещение. Он строил школы и библиотеки, поощрял труды литераторов и ученых, способствовал становлению театра и переводу священных книг.

Эллинизм

Как уже упоминалось выше, эллинистические государства возникли в результате завоеваний Александра Македонского. Кем был этот человек и что ему удалось достичь?

Видеоматериал

https://youtube.com/watch?v=Nyh6nMfzHQw

Теперь вы сможете не только вывести запах кошачьей мочи из обуви, но и сделать так, чтобы больше подобная проблема у вас не возникала. Для этого вам всего лишь надо придерживаться тех советов, которые изложены в этой статье.

Стоицизм: философия добродетели

Классический стоицизм – еще одна школа древнегреческой философии. Ее название – производное от названия зала Стоя. В нем философ Зенон Элейский впервые выступал со своими выводами относительно концепции движения. Помимо Зенона, среди знаменитых стоиков выделяются:

  • Панетий;
  • Сенека;
  • Цицерон;
  • Марк Аврелий;
  • Эпиктета.

Эллинизм

Большая часть письменных работ стоиков была утрачена, но по сохранившимся фрагментам, составлено общее представление об учении. Основа стоицизма – этика. Он состоит из добродетели: спокойствия, стойкости и невозмутимости. В стоицизме идеальный человек – это мудрец, способный преодолевать искушения. Он считает добродетель единственным благом и стремится к нему. Мудрец руководствуется только разумом и умеет контролировать чувства.

Стоики представляли мир, как единство материи и формы. Мир – один живой организм, обладавший особым типом дыхания «пневмой». В философию стоицизма включены 3 части:

  1. физика;
  2. логика;
  3. этика.

Концепция стоиков позволяла достичь гармонии с природой, и одновременно быть независимым от нее. Достигнув равновесия с мирозданием, люди обретают гармонию, которую не разрушит никакое внешнее воздействие.

Об этой статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 202 человек(а). Количество просмотров этой статьи: 34 875.

Категории: Маникюр и педикюр

English:Paint Your Nails

Italiano:Mettersi lo Smalto sulle Unghie

Español:pintarte las uñas

Português:Pintar as Unhas

Nederlands:Nagels lakken

Français:poser du vernis à ongles

Čeština:Jak si nalakovat nehty

中文:涂指甲油

ไทย:ทาเล็บ

हिन्दी:अपने नेल्स पेंट (nails paint) करें

Tiếng Việt:Sơn Móng tay

العربية:طلاء أظافرك

日本語:ネイルを塗る

Bahasa Indonesia:Mengoleskan Kuteks dengan Baik

한국어:손톱 칠하는 방법

Печать

Эллинизм в Греции

Первая греческая организация, открыто поддержавшая возрождение древнегреческой религии, называлась Ύπατο Συμβούλιο των Ελλήνων Εθνικών (Верховный совет этнической греческой религии, YSEE); она была основана в 1997 (4) и активна в настоящее время. YSEE — основатель и участник Мирового конгресса этнических религий (WCER, в настоящее время слово «Мировой» в названии заменено на «Европейский»), а также организовывала седьмой конгресс WCER в июне 2004 (5). YSEE также участвует в проводимых Европейским Союзом программах против дискриминации. Свою религию YSEE первоначально обозначала как «этнический политеизм» или «подлинный эллинизм» (6), а своих приверженцев — как «этнических эллинов».

Другая активная организация, основанная в 2008, называется Лабирис (англ. Labrys)

Она фокусирует своё внимание в первую очередь на религиозных аспектах эллинизма или эллинского политеизма, избегает антихристианских риторики и политики, проводит еженедельные публичные ритуалы (7), а также занимается другими аспектами возрождения древнегреческой культуры, такими как музыка и театр . Лабирис также активно пропагандирует среди приверженцев эллинизма по всему миру идею о том, что необходимы домашние (непубличные) молитвы, что религия начинается с семьи и сообщества (15)

С 2008 Лабирис организует в Афинах масштабный фестиваль, а также активно поддерживает более ранний по времени возникновения и самый старый из ныне существующих эллинистический фестиваль Прометейя (англ. Promitheia) (16), который проводится ежегодно на горе Олимп. Также организация Лабирис опубликовала книгу «Эллинский политеизм: почитание богов в семье» (на русский язык не переводилась, ISBN 9781503121881).

Другие греческие организации, такие как Додекатеон (Δωδεκάθεον, Dōdekátheon, «почитание двенадцати богов») (17), Helliniki Hetaireia Archaiophilon (Общество эллинских древностей) и Тирсос — по-разному комбинируют имеющиеся термины, делая их взаимозаменимыми, в том числе используют термины ἑλληνικὴ θρησκεία (hellēnikē thrēskeîa, «эллинская религия»), эллинский политеизм и эллинизм (18)(19).

И Додекатеон и YSEE пользуются терминами «традиционная», «этническая» и «аутентичная» по отношению к своим религиозным практикам

Являющийся приверженцем эллинизма греческий писатель Влассис Рассиас написал серию популярных книг о «преследовании греков-язычников христианами», в результате чего так называемая «Эллинская церковь» дошла в своём радикализме до требования полного уничтожения христианства (20), в то время как базирующаяся в Афинах группа Эллинаис подчёркивает важность «мира во всём мире и братства людей» (21).

Важность эллинизма для искусства и науки

Эллинистический период имеет большую ценность, потому как открытия, которые были совершены в то время, используются и сейчас.

Читайте ниже, насколько данный период имел значение для человечества.

Эллинизм и искусство

Искусство было доступно только высшему классу.

Архитектуре были присущи восточные мотивы. Наиболее ярко восточное влияние выразилось в сводах и арках сооружений.

Живопись практически исчезла в этот период.

А вот изображение расовых различий, боли, старости, злости и детства с помощью искусства стало очень популярным в эпоху эллинизма.

Эллинизм и литература

К сожалению, эллинистическая литература практически не сохранилась до наших дней.

Самыми известными поэтами того времени были Каллимах (который сочинял гимны, эпиграммы и был автором двух поэм) и Феокрит (создатель жанра пастораль).

Во время эллинизма также возник жанр «новой комедии» в театре. Этот жанр отображал жизнь простых людей. Древнегреческий драматург Менандр был его основоположником.

Эллинизм и философия

Период эллинизма был процветающим и в плане философии.

Идеи западного мышления, которое до этого преобладало лишь в Греции, стали распространяться за её пределы.

Возникли новые школы: стоики, эпикурейцы, циники и скептики.

Эллинизм и наука

Научные открытия того времени используются и сейчас.

Великий математик Архимед из Сиракуз открыл интегральное исчисление, закон сохранения импульса, придумал планетарий и винт-насос для перекачки воды.

В астрономии выделяются имена Гиппарха, который заявил, что год состоит из 365 дней, и Аристарха Самосского, который доказал, что Солнце находится в центре солнечной системы.

Древнегреческий врач Герофил, который жил в эллинистическую эпоху, внёс большой вклад в медицину. Он считается основателем анатомии.

Герофил открыл мозжечок в мозгу, описал строение двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы и простаты. Он также определил частоту пульса, измеряя его во время определённых сердечных циклов (систолы и диастолы).

Эллинистические государства

Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:

  • Государство Селевкидов центром сначала в Вавилоне, а потом в Антиохии.
  • Греко-Бактрийское царство отделилось от государства Селевкидов в III в. до н. э., центр которого находился на территории современного Афганистана.
  • Индо-греческое царство отделилось от Греко-Бактрийского царства во II в. до н. э., центр которого располагался на территории современного Пакистана.
  • Понтийское царство образовалось на территории современной северной Турции.
  • Пергамское царство также существовало на территории современной западной Турции.
  • Коммагенское царство отделилось от государства Селевкидов и располагалось на территории современной восточной Турции.
  • Эллинистический Египет образовался на территории Египта, во главе которого стали Птолемеи.
  • Ахейский союз существовал на территории современной Греции.
  • Боспорское царство существовало на территории восточного Крыма и восточного побережья Азовского моря, одно время входило в состав Понтийского царства.

Эллинизм
Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе (301 до н. э.)

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис, как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический институт даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия, пользуются автономией, а их граждане — особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь, обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат, осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов, которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав

Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция, в конце IV века до н. э

страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Что произошло в философии?

Философия эллинизма также приобрела некоторые отличия. Уменьшилась вера в богов. Стали появляться новые культы. Гражданские идеалы постепенно ушли на второй план, уступая свое место индивидуализму. Вместо общности возникло равнодушие, безразличие к тем вопросам, которые были связаны с национальной принадлежностью человека. Именно социальное положение стало определяющим фактором в жизни людей. Философия эпохи эллинизма получила свое развитие благодаря становлению нескольких школ: киников, скептиков, стоиков, эпикурейцев и перипатетиков.

Эллинизм

Философы стали постепенно отказываться от идеи космоса

Большее внимание уделялось человеку с позиции некой самодовлеющей единицы. На второй план ушли общественные и гражданские идеалы

Начало эпохи эллинизма

В XIX—XX вв. антиковеды много спорили о смысле и содержании понятия «эллинизм». Одни полагали, что эпоха эллинизма представляет собой следующую за Великой греческой колонизацией стадию экспансии греческого мира. Другие видели движущую силу, сформировавшую эллинистическое общество, в македонском «империализме», т. е. в агрессивной политике, направленной на территориальные захваты и создание крупных государств на Востоке, Третьи указывали на то, что явления, характерные для эллинизма, наблюдались в некоторых районах ойкумены уже в V—IV вв. до н. э.

Согласно современному антиковедению, азиатские народы не воспринимали пассивно элементы эллинской цивилизации. Скорее наблюдались взаимодействие и синтез греческих и варварских (главным образом восточных) начал в политике, экономике, культуре. Именно это и породило в итоге уникальный историко-культурный облик государств, которые возникли на необозримых просторах от Сицилии и Южной Италии до Афганистана и Северной Индии, от Крыма до долины Нила.

Началом периода эллинизма обычно считают 323 г. до н. э., время смерти Александра Великого, а его окончанием — 30 г. до н. э. Именно тогда утратило независимость последнее из крупных эллинистических государств — птолемеевский Египет.

Распространение эллинистической культуры

Александрия — город в Египте, названный в честь македонского императора — была главным центром эллинистической культуры, в особенности искусства и литературы.

В Александрии находилась знаменитая библиотека. В ней хранились по меньшей мере 200 000 папирусных свитков с трудами древних философов.

ЭллинизмАлександрийская библиотека, Египет

Другим важным культурным городом была Антиохия, столица древней Сирии.

В эпоху эллинизма образовались новые философские учения: цинизм, стоицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

Узнайте также про философские течения Гедонизма и Релятивизма.

Уничтожение Александрийской библиотеки

Наиболее известной причиной уничтожения библиотеки считается история, произошедшая в 642 году. Тогда халиф (или правитель) Умар ибн аль-Хаттаб (он же Омар I) приказал арабскому военноначальнику Амре ибн аль-Аса сжечь все книги, которые противоречат Корану.

Историки, однако, выдвигают другую версию. Согласно ей упадок библиотеки, а затем и её уничтожение произошли по бюрократическим причинам.

Упадок начался с указа римского императора Марка Аврелия отменить стипендии для членов и исключить иностранных учёных из списка членов библиотеки.

Существует мнение, что внешний фасад здания был и так уже достаточно повреждён из-за постоянных военных операций, в которых Александрия принимала участие.

Считается, что библиотека уже больше походила на руины, когда в ней случился пожар. По мнению историков, все свитки были сожжены, но не в пожаре: они использовались для растопки бань в Александрии.

Единственно сохранившимися свитками были работы Аристотеля.

Литература

На русском языке
  • Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 384 с.
  • Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. — М.: Высшая школа, 1963. — 64 с.
  • Чернявский С. Н. Александр Великий и наследники его империи. Начало эпохи диадохов. — М.: Вече, 2017. — 304 с.: ил. — Серия «Античный мир».
  • Шлюмберже Даниэль. Эллинизированный Восток / Пер. с франц. Н. П. Алампиевой. — М.: Искусство, 1985. — 206 с.: ил.
  • Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. — Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 224 с.
  • Эллинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
На прочих языках

Rostovzeff M. The Social and Economic History of the Hellenistic World. Oxford: Clarendon Press, 1941.

Предыстория, или с чего все начиналось

Эллинистические государства пришли на смену Классической эпохе государственного строя, характеризующейся античной городской гражданской общиной.

В тот исторический период человеческое общество было организовано в так называемые полисы, часто принимаемые облик городов-государств. Каждая отгороженная территория считалась отдельной страной, во главе которой стояла земледельческая община.

Поэтому, если говорить кратко, возникновение эллинистических государств зиждилось на основе античных полисов. Чем еще характеризовались данные поселения?

Прежде всего, каждая гражданская община состояла из городского центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной территории. Члены общин обладали одинаковыми политическими и владельческими правами.

Существовала и отдельная часть населения в полисе, не имеющая гражданских прав. Это были рабы, метеки, вольноотпущенники и другие.

Каждый город обладал собственной властью, денежной единицей, религиозной и светской организацией. Государственный строй таких полисов был разнообразен: начиная от монархического политического режима и заканчивая демократическим или капиталистическим.

Чем ознаменовалась новая общегосударственная система? Что изменилось с возникновением эллинистических государств? Кратко об этом речь пойдет ниже.

Культура эллинистического общества

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року».

Эллинизация Востока

На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, в то время как сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.

Архитектура эллинизма. Градостроительство

План Александрии Египетской, столицы птолемеевского Египта

Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.

Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было отступление от классических греческих канонов. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

Эллинистический Египет

Являлся основным центром греческой культуры. История данного эллинистического государства началась с момента его покорения Александру Македонскому и закончилась поражением державы в битве с римским правителем Октавианом. С тех пор Эллинистический Египет стал входить в Рим в качестве одноименной провинции.

Египтом в те времена управляли Птолемеи. В своей власти они сочетали как греческие, так и местные традиции и обычаи. При дворе существовали привилегированные должности, такие как “родственники”, “первые друзья”, “приемники” и подобные им.

Административно Египет разделялся на несколько полисов, которые не играли значительной роли в политическом управлении, а также на номы, которые вообще не обладали ни влиянием, ни самоуправлением.

Важной социальной и политической силой в государстве обладали жрецы, находящиеся при каждом храме. Эти культовые работники получали материальное пособие из казны, а также собирали подношения множества верующих

В период эллинизма Египет отступал от своей культурной самобытности, постепенно перенимая эллинистический образ жизни. Здесь процветали библиотеки и школы, развивались такие науки, как геометрия, математика, география и другие.

В Эллинистическом Египте жили знаменитые литераторы, такие как Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит, которые творили в различных жанрах и стилях (гимны, трагедии, мимы, идиллии и другие).

Религия государства соединила в себе греческое и египетское вероисповедание, выражающееся в культе бога Сараписа.

Конец данных государств и причины этого

Как видим, государства эллинистического мира играли важную роль в культурном, общеполитическом и социальном плане всей эпохи. Возникнув практически в один момент, каждая держава обладала собственной историей и собственным административно-политическим устройством, что отрицательно сказалось на их дальнейшей судьбе.

Каковы основные черты эллинистических государств? Прежде всего, это их направленность на греческую культуру, отражающуюся в искусстве, религии, науке и других сферах жизни каждого жителя.

Как уже упоминалось выше, эллинистические государства возникли в результате завоеваний Александра Македонского и распространения греческой культуры среди восточного населения того времени. Конец этих некогда могущественных держав был разгромным и эпохальным. Однако события разворачивались медленно и постепенно. Основную роль в покорении греческих держав сыграл Рим, ставший новым, реальным претендентом на мировое господство после империи Александра Великого.

Самым первым, кто вступил в противоборство с Римской державой, был Антиох III – правитель Селевкидов. Он потерпел поражение, следствием которого являлось подчинение Греции и Македонии римским легионерам. Это произошло в сто шестьдесят восьмом году до нашей эры.

Затем в военные распри с римлянами вступила Сирия, которой пришлось обороняться от агрессивных нападок новой главенствующей державы. Подчиненное положение Сирии Селевкидам привело к тому, что государство практически сразу покорилось завоевателям. В шестьдесят четвертом году до нашей эры Сирия стала провинцией Римской империи.

Дольше всех продержался Египет. Династия Птолемеев, во главе которой на тот момент стояла могущественная царица Клеопатра, долгое время сопротивлялась римскому господству.

Расчетливая египетская правительница была любовницей влиятельных императоров, территориально находящихся во вражеском лагере. Ими были и Цезарь, и Марк Антоний.

И все же Клеопатра вынуждена была признать римское господство. В тридцатом году нашей эры она покончила жизнь самоубийством, после чего могущественный Египет перешел во власть Римской империи и затерялся среди ее многочисленных провинций.

Это было концом целой эллинистической эпохи, нашедшей отражение в нескольких крупных греческих государствах того времени. С тех пор главенствующее место на мировой арене отошло Риму, ставшему центром культурной, политической и экономической жизни общества того времени.

Военные поселения периода Эллинизма

Наряду с полисами в эллинистических государствах очень велика была роль военных поселений — катекий, создаваемых царями в стратегически важных (как правило, пограничных) районах. Такие поселения существовали в великих эллинистических монархиях, а также в Пергаме и Вифинии. Колонисты подбирались нередко из представителей одного этноса: фракийцев, мизинцев, евреев, арабов, идумеев (родственный евреям семитский народ). Они могли быть переселены монархами на значительное расстояние от их родины. Чаще всего в роли военных колонистов выступали всё-таки македоняне. Получая от царя земельный надел, который давал им и их семьям пропитание и средства к существованию, они обязаны были расплачиваться с монархом военной службой. Широкое распространение катекий позволяло монархам комбинированно решать как военные, так и экономические задачи.