Коллективизм и индивидуализм

Оценки

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистского общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм. Коллективисты полагают, что для развития личности полезна включенность в коллектив, под чем могут подразумевать различные понятия — группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство.

Апология

Согласно исследованиям профессора Корнеллского университета Ури Бронфенбреннера семья и коллектив являются жизненно необходимыми элементами социализации детей, трансляции культурных ценностей, воспитания в детях альтруизма, коллективизма, чувства ответственности перед другими людьми, перед обществом. Бронфенбреннер предлагает использовать в США для снижения уровня насилия и преступности в детской и подростковой среде, повышении уровня образования социально слабых групп населения советский опыт воспитания подрастающего поколения, традиции шефства и наставничества, в частности концепцию А.Макаренко, доказывающего незаменимость коллектива в формировании у личности коллективистских ценностей, альтруизма и ответственности перед обществом.

Некоторые исследователи (Этциони, Амитай) обосновывают невозможность дихотомии и противопоставления коллективизма и индивидуализма, так как любое общество невозможно без их существования и баланса в той или иной форме; в этом аспекте предлагаются те или иные формы коммунитаризма, где индивидуальные права и устремления защищены, но в то же время внутренне согласованы с интересами сообщества, «включены» в моральные и культурные традиции общества.

Критика

Идеология коллективизма подвергается обвинениям в том, что не уделяет достаточного внимания отдельной личности. Известный исследователь коллективизма, нобелевский лауреат по экономике Фридрих фон Хайек писал:

По мнению философа Н.Бердяева, исконный русский коллективизм всегда был враждебен культуре, враждебен личному началу, всегда тянул нас вниз, всегда мешал нам выйти к свету, в мировую ширь. Этот коллективизм парализовал в нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу.

Значительный вклад в оценку коллективизма и индивидуализма у разных народов внес эстонский учёный Юри Аллик.

Правильные нормы

Что такое коллективизм? Прежде всего это важность групповых установок – например, жизнь как у других и нормальное поведение, а также зависимость от мысли, что о человеке скажут люди, и т.п

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Еще одной важной нормой такого общества является удовлетворение потребностей. Во всех племенных поселениях, например, все ресурсы объединяются в одну общую «кассу», а потом распределяются между всеми членами коллектива

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Можно долго рассуждать о том, чем отличаются индивидуализм и коллективизм, но можно рассмотреть и их общие черты. Например, как утверждал Шварц, есть ценности, одинаково служащие интересам и отдельного человека, и коллектива в целом, поэтому они могут регулировать поведение людей в любом коллективе.

Главным примером такой ценности можно считать мудрость. Между тем в каждом современном коллективе существуют универсальные ценности, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Например, охрана от загрязнения окружающей среды, общественная справедливость и защита мира.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В социальных науках имеется и несколько иной взгляд. К примеру, Хофстеде рассматривал коллективизм с индивидуализмом как взаимоисключающие понятия. Они могут совместно существовать и в зависимости от обстоятельств в той или иной степени проявляться как в культуре, так и отдельно у каждого человека.

Рекомендуем: Понятие зависимости в психологии

Ученый доказал, что представители коллективистских культур ведут себя, учитывая поведение других участников группы. Причем они ведут себя с учетом обстоятельств: если они будут контактировать с членами другого общества, то их поведение может быть похоже на индивидуалистическое.

Главная особенность общения в культурах, которые можно назвать коллективистскими, заключается в том, что стиль общения с «чужими» и «своими» очень разный. Ярким примером может служить уважительное общение японцев со значимыми людьми и их грубость на улицах или в общественном транспорте. Справедливости ради нужно сказать, что и у русских наблюдается подобное поведение: с родными и друзьями они весьма благожелательны, а с посторонними обычно холодны и порой даже невежливы.

Что такое коллективизм

Коллективизм — личная ответственность каждого, где человек отвечает не только за свои поступки, но и за поступки всего коллектива.

Никто не может жить в одиночестве, даже высокоразвитый и гениальный человек. Общество и, в целом, коллектив имеет сильное влияние на человека — без него он мучается и его ничего не радует.

Коллектив — сплочение людей, объединенных одними интересами, увлечениями и целями. Разница между коллективом и группой, например, преступников в том, что коллектив занимается благородными целями. Потому что член группировки преступников не будет спасать своего соратника, когда он попадет в беду. Там каждый сам за себя.

Только в настоящем коллективе проявляется девиз “Один за всех, все за одного”. Люди, при тяжелых и трудных ситуациях, становятся ближе друг к другу.

Термин

Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.

Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объёме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы.

Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне её, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.

Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.

Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности.
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.

Термин

Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.

Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объёме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы.

Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне её, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.

Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.

Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности.
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.

Оценки

Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистского общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм. Коллективисты полагают, что для развития личности полезна включенность в коллектив, под чем могут подразумевать различные понятия — группу людей, социальный класс, всё общество, нацию, государство.

Апология

Согласно исследованиям профессора Корнеллского университета Ури Бронфенбреннера семья и коллектив являются жизненно необходимыми элементами социализации детей, трансляции культурных ценностей, воспитания в детях альтруизма, коллективизма, чувства ответственности перед другими людьми, перед обществом. Бронфенбреннер предлагает использовать в США для снижения уровня насилия и преступности в детской и подростковой среде, повышении уровня образования социально слабых групп населения советский опыт воспитания подрастающего поколения, традиции шефства и наставничества, в частности концепцию А.Макаренко, доказывающего незаменимость коллектива в формировании у личности коллективистских ценностей, альтруизма и ответственности перед обществом.

Некоторые исследователи (Этциони, Амитай) обосновывают невозможность дихотомии и противопоставления коллективизма и индивидуализма, так как любое общество невозможно без их существования и баланса в той или иной форме; в этом аспекте предлагаются те или иные формы коммунитаризма, где индивидуальные права и устремления защищены, но в то же время внутренне согласованы с интересами сообщества, «включены» в моральные и культурные традиции общества.

Критика

Идеология коллективизма подвергается обвинениям в том, что не уделяет достаточного внимания отдельной личности. Известный исследователь коллективизма, нобелевский лауреат по экономике Фридрих фон Хайек писал:

По мнению философа Н.Бердяева, исконный русский коллективизм всегда был враждебен культуре, враждебен личному началу, всегда тянул нас вниз, всегда мешал нам выйти к свету, в мировую ширь. Этот коллективизм парализовал в нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу.

Значительный вклад в оценку коллективизма и индивидуализма у разных народов внес эстонский учёный Юри Аллик.

Основы коллективизма

Прежде всего, черты коллективизма проявляются в осмысленном и добровольном подчинении личным интересам общественным. Отдав предпочтение потребностям социума, человек всегда будет полезным обществу и каждому человеку по отдельности.

У коллективиста развиты нравственные качества, которые помогают строить отношения с другими людьми. Это качества, такие как ответственность, доверие, взаимоуважение, честность, трудолюбие, взаимопомощь и товарищество.

Принцип коллективизма станет частью жизни человека только тогда, когда он будет относиться к людям с искренним желание делать добро, заботиться о других и оказывать им внимание

Основы коллективизма

Во-первых, добровольное, осознанное подчинение личных интересов общественным. В таком осознании заключена возможность выхода из самой сложной ситуации, в которую может попасть человек. Моральный выбор в сторону интересов коллектива, общества всегда будет одобряемым, нравственным, полезным для людей и, следовательно, для каждой личности. Такой выбор не обезличивает человека, а, напротив, обогащает его общественным содержанием.

Во-вторых, отношения товарищества, взаимной помощи, ответственности, требовательности, честности, доверия, уважения — прекрасных нравственных качеств, которые могут быть развиты только у коллективиста. Сила коллектива обтачивает острые углы угрюмого нелюдимого индивидуалиста.

Слово «коллектив», знакомое с детства, закрепляется в нашем сознании всю жизнь: коллектив детского сада, школьный коллектив. Сейчас всё больше говорят о семейном коллективе.

Принцип коллективизма становится мотивом поведения человека лишь в том случае, если он превращается в чувство локтя, товарищества

Подкрепляется нравственными потребностями — стремлением делать людям добро, оказывать заботу, внимание

Воспитание коллективизма в семье должно быть деликатным, ненавязчивым, проникнутым большой любовью к детям. В противном случае можно достичь обратного эффекта.

Статью прочитали 2 047 чел.

Основы индивидуализма

Индивидуализм — это тоже принцип, выражающий связь личности и общества. В основу его положен приоритет личного над общественным, что в корне противоречит человеческой природе.

Индивидуализм и коллективизм — прямо противоположные личностные ориентации людей. Если рассматривать индивидуалиста с исторической точки зрения, он не имеет себе оправдания, тем более в нашем обществе. Однако, коллективиста надо воспитывать, так как в человеке, наряду со спонтанной готовностью стать и быть коллективистом, уживается и склонность к индивидуализму, эгоизму.

Тысячелетия господства эксплуататоров-индивидуалистов отравили сознание трудящихся ядом индивидуалистского сознания. Рабочий класс быстро создал новый тип коллективизма. К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в «Манифесте Коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В сознании прогрессивных мыслителей прошлого возникали мысли о справедливости, равенстве, уважении к людям труда и необходимости объединять все усилия для борьбы против эксплуатации.

От чувства общности, сострадания и от проблесков понимания великой силы солидарности и коллективизма до осознания величия силы, собранной в монолит,— такова диалектика этого пролетарского принципа. В. И. Ленин писал: «Рабочему приходится искать средство дать отпор капиталисту, чтобы отстоять себя. И такое средство он находит в соединении. Бессильный в одиночку рабочий становится силой в соединении со своими товарищами, получает возможность бороться против капиталиста и дать ему отпор».

Итак, только в нашей стране впервые в истории принцип коллективизма получил своё реальное развитие. Что же такое развитый коллективизм? Это принцип, выражающий связь личности и общества, которая опирается на единство общественных и личных интересов при главенстве общественных.

Термин

Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга, особенно характерен для групп высокого уровня развития и коллективов, где сочетается с коллективным самоопределением и идентификацией, являясь основой группового единства и сплоченности.

Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: ориентация на себя — ориентация на коллектив, в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объёме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы.

Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами, дистанцированность и свободу социальных связей, избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь, приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами, минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом, слабую связь личных и групповых целей, а также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных, ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан, участие коллектива в продвижении их личных интересов, социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне её, нет, для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.

Ни одна из культур не существует в своем чистом виде и в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей; в современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения: работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков: умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения; консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д.

Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности.
Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Существует мнение, что коллективизм является общей чертой тоталитарных систем XX века, таких как коммунизм, нацизм и фашизм.

Коллективизм или индивидуализм

Коллективизм и индивидуализм

В коллективе участники реже испытывают стресс, могут добиться больших результатов, эффективнее работают и быстрее решают внутренние проблемы. Коллектив помогает и поддерживает, умножает способности каждого участника. Но это так только в том случае, если группа становится настоящим коллективом. Что это значит:

  1. У группы есть общая цель и общая деятельность по ее достижению.
  2. Все участники психологически признают других как участников группы, отождествляют себя с ними. Основу этого составляют общие идеалы и принципы, психологическая совместимость (схожесть и дополнение по характеру, темпераменту, свойствам психики).
  3. Присутствует общая культура. Отражается в символике, поведении, ценностях, нормах и правилах поведения, требованиях к внешнему виду.

Каков психологический результат слаженной работы коллектива:

  • потенциал каждого участника усиливается;
  • взаимодействие людей с разными знаниями, умениями, навыками и способностями позволяет преодолеть физические, интеллектуальные и иные ограничения;
  • благодаря разделению труда, объем выполняемой работы больше;
  • благодаря разделению труда по специальностям качество работы выше.

В противном случае внутри группы часто возникают проблемы, участники чувствуют себя неудовлетворенными, формируется неблагоприятная психологическая атмосфера.

Если группа действительно является коллективом, то каждый участник получает психологические выгоды:

  • удовлетворение базовой потребности в общении, сопричастности;
  • поддержка и защита;
  • возможности для самореализации, самоактуализации и самоутверждения;
  • мотивация к творческой активности, самосовершенствованию.

В коллективе человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, лучше понять себя и других людей. Потребности и желания участников все равно будут отличаться, но коллектив учит решать противоречия, идти на компромиссы, уживаться с особенностями других людей. А дух здоровой конкуренции мотивирует заниматься самосовершенствованием.

Нельзя сказать однозначно, что лучше для личности: коллективизм или индивидуализм. Многое зависит от особенностей коллектива. Если он сплочен и хорошо организован, то оказывает положительное влияние на личность. Полезен тот коллектив, в котором участники уважают общие цели, но и не забывают о личных потребностях.

Важен баланс коллективизма и индивидуализма. Коллектив должен быть таким, чтобы способствовать максимальному развитию личности, раскрытию ее потенциала, но вместе с тем и способствовать развитию коллектива.