Клинопись

Использование клинописи для других языков

К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более-менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков, для которых была характерна как полифония, так и омофония. В последующие века все 600 знаков никогда не использовались одновременно в одном месте, и в каком-то смысле дальнейшая история клинописи — это история выборок форм знаков и их значений, в зависимости от времени, места и жанра, с добавлением некоторых значений и неиспользованием многих других, упрощением отдельных знаков и формированием характерных местных пошибов.

Вслед за распространением по Передней Азии шумеро-аккадской культуры повсеместно начинала распространяться и клинопись. В первую очередь вместе с аккадским языком, но постепенно адаптируясь и для местных языков. От некоторых языков нам известны лишь отдельные глоссы, имена собственные или изолированные тексты (касситский, аморитский, амарнско-ханаанский, хаттский). Известны лишь 4 языка, которые адаптировали и систематически использовали клинопись для большого корпуса текстов: эламский, хурритский, хеттский и урартский:

  • эламская клинопись (2500—331 гг. до н. э.);
  • хурритская клинопись (2000—XII/XI вв. до н. э.);

Древнеперсидская клинопись

  • хеттская клинопись (XVII—XIII вв. до н. э.);
  • урартская клинопись (830—650 гг. до н. э.).

В таблицах в соответствующих статьях приводятся наборы силлабограмм, использовавшихся в соответствующем виде клинописи. В заголовках строк указывается предполагаемая согласная фонема (или аллофон), а в заголовках столбцов — последующие или предшествующие гласные. В ячейках, соответствующих пересечению согласного и гласного, указывается стандартная транслитерация данного слога — при этом выбирается значение, наиболее близкое к предполагаемому фонетическому звучанию. Например, знак ?, который транслитерируется как zí, используется в эламском для передачи слогов ʒi/ci и ʒe/ce, а возможно также и ǰi/či и ǰe/če. Когда близкое по звучанию транслитерационное значение оказывается не самым основным (например, pí для ? в хурритском), более обычная транслитерация указывается в скобках прописными (BI). Более редкие силлабограммы даются курсивом.

[править] Источники

  1. John Heise, Akkadian language. 4. Cuneiform writing system
  2. Емельянов В., Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.:Петербургское востоковедение, 2001. С. 167—168
  3. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001. С. 219
  4. Babylonia, A history of ancient Babylon (Babylonia) including its cities, laws, kings and legacy to civilization.
  5. Brown P. F. Venice and Antiquity: The Venetian Sense of the Past. — Yale University Press, 1997. P. 156
  6. Kevin J. Cathcart, The Earliest Contributions to the Decipherment of Sumerian and Akkadian

Письменности мира

История • Глиф • Графема • Дешифровка • Палеография • Список языков по системам письма • Создатели

 

Консонантное письмо

Арамейское • Арабское • Джави • Древнеливийское • Еврейское • Набатейское • Пахлави • Самаритянское • Сирийское • Согдийское • Угаритское • Финикийское • Южноаравийское

 

Абугиды /Индийское письмо

Балийское • Батак • Бенгальское • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджангское • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское

 

Абугиды /
Другие

Скоропись Бойда • Канадское слоговое • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • Эфиопское

 

Линейные алфавиты

Авестийский • Агванский • Армянский • Басса • Бютхакукия • Вагиндра • Венгерские руны • Глаголица • Готский • Скоропись Грегга • Греко-иберский • Греческий • Грузинский • Гьирокастро • Дезеретский • Древнепермский • Древнетюркский • Кириллица • Коптский • Латиница • Мандейский • Малоазийские • Международный фонетический • Маньчжурский • Нко • Обэри-Окаимэ • Огамический • Ол-чики • Руны • Северноэтрусские • Старонубийский • Сомалийский • Старомонгольский • Древнеливийский (Тифинаг) • Фрейзера • Эльбасанский • Этрусский • Хангыль

 

Нелинейные алфавиты

Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Семафорная азбука • Международный свод сигналов • Тюремная азбука

 

Идео- и пиктограммы

Астекские • Дунба • Месоамериканские • Микмак • Миштекские • Нсибиди • Токапу

 

Логографическое
письмо

Китайское: Традиционное • Упрощённое • Тьы-ном • Кандзи • ХанчаПроизводные от китайского: Киданьское • Чжуанское • ЧжурчжэньскоеЛого-силлабическое: Анатолийское • И • Клинопись • Майя • ТангутскоеЛого-консонантное: Египетское письмо (иероглифика, иератика, демотика)

 

Слоговое письмо

Афака • Ваи • Геба • Древнеперсидское • И • Катакана • Кикакуи • Кипрское • Кпелле • Линейное письмо Б • Манъёгана • Нюй-шу • Хирагана • Чероки • Югтун

 

Переходные слого-алфавитные

Палеоиспанское • Чжуинь

 

Узелковые системы

Кипу • Узелковое письмо в Китае

 

Нерасшифрованные

Библское • Винча • Древнеханаанейское • Иссыкское • Кипро-минойское • Критские иероглифы • Линейное письмо А • Миштекское • Долины Инда • Цзяху • Полей погребальных урн • Протоэламское • Ронго-ронго • Рукопись Войнича • Протосинайское • Табличка из Диспилио • Фестский диск • Эламское линейное

 

Вымышленные
и мнимые

Дохристианская письменность у славян • Кирт • Сарати • Тенгвар

 

См. также

Мнемоника • Стенография • Носители: Бумага • Глиняные таблички • Папирус • Пергамент (Палимпсест)

Клинопись в Европе

Старый Свет узнал, что такое клинопись, больше трехсот лет тому назад. Впервые загадочные знаки в виде гвоздиков представил миру итальянский путешественник по имени Пьетро делла Балле. Он написал книгу о своих странствиях по Ближнему Востоку и в ней изобразил странную надпись, которую видел на глиняной табличке в Персии. Древняя клинопись сильно отличалась от алфавитов, которые применялись в Европе, поэтому ее даже не считали системой письма. Но со временем в западный мир глиняные таблички стали попадать все чаще. Поэтому они вызывали интерес у общественности и ученых.

Клинопись

Огромное количество глиняных табличек археологи обнаружили на месте бывшей столицы Персии, легендарного Персеполя, сожженного Александром Македонским и его любимой – афинской гетерой Таис. Как известно, от огня глина только становится крепче, поэтому ценнейшая библиотека древности дошла до наших дней. Правда, к этому времени никто уже не мог прочитать таинственные знаки, запечатленные умелыми писцами.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») – одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Клинопись

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине рек Тигр и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык – весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

Клинопись

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Почему писали клиньями?

Наши предки были очень наблюдательными, ведь это позволяло им выжить в трудных условиях. А еще они умели приспосабливаться к окружающему миру, брать от него все, что нужно. Если в Египте рос в изобилии папирус, а также можно было раздобыть камни, чтобы выбить на них свои иероглифы, то в Месопотамии этого не было. Зато была глина, из которой строили дома и делали посуду. Жители видели, как на мокром материале отпечатываются следы зверей, поэтому попробовали использовать его для записей. Но рисовать сложные знаки на глине было неудобно, гораздо легче было выдавливать на ней вмятины острой палочкой с треугольным основанием. Так появилась знаменитая клинопись Двуречья, которая донесла до нас многие сведения о таинственном народе региона.

Клинопись

[править] Эволюция клинописи

Архаичная клинопись Урука во многом напоминала древнеегипетские иероглифы. Предметы изображались точно. Записи формировали вертикальные столбики. Однако к середине 3 тысячелетия до н. э. произошли существенные изменения.

Поскольку влажная глина, на которой велись записи, не позволяла быстро рисовать четкие формы, а потребность в количестве документов росла, то писцы перешли к знаковой передаче слов в виде знаков-клиньев. Одновременно записи начали вестись горизонтально слева направо, количество знаков значительно сократилось благодаря их постепенному превращению в иероглифы и фонетическое письмо, когда сочетания отдельных знаков означали обособленные понятия, а иногда набор звуков. Так, символ звезды мог означать также «небо» и «бог», знаки («хлеб») и («рот») читались как «кушать».

В аккадский период клинопись пережила дальнейшие изменения. Многие словоформы, принятые шумерами, были отброшены. Знаки-клинья начали передавать определенные составы. Для упорядочивания многозначных шумерских клиньев начали использовать детерминативы, определяющие знаки, что относились к группе понятий. Например, знак дингир () перед именем использовался для обозначения богов, перед названием города ставился знак уру (), а перед названием другой страны — символ кур () и др. Таким образом, можно было отличать одинаково написанные клинья и в каждом случае находить их различные значения. В итоге это привело к сокращению знаков. До начала 2 тысячелетия до н. э. из примерно 2000 архаичных знаков осталось около 500. В ассирийский и вавилонский периоды писцы использовали всего 350—450 знаков.

Изобретенная шумерами клинопись с успехом применялась представителями древних семитских и индоевропейских языков. Если в городах шумеров письменность первоначально зависела от храмовых служителей, то уже в Вавилоне имелись вполне светские школы, которые готовили писцов, секретарей, архивистов. Учение включало копирование и запоминание многочисленных знаков учениками. Даже после исчезновения шумеров их язык оставался обязательным для изучения, имелись специальные словари.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания – пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается – они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные – для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Клинопись

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

[править] Происхождение

Древнейшие клинописные тексты, найденные при раскопках шумерского города Урука, относятся к концу 4 тысячелетия до н. э.

Первичная шумерская клинопись имела пиктографического основу. Запись пиктограмм на глиняных носителях информации была распространена от Судана до Ирана уже в 9 тысячелетии до н. э. На Ближнем Востоке и Иране существовали мелкие изделия из глины и камня в виде конусов, шаров, цилиндров и др. Американский археолог Денис Шмандт-Бессер (Denise Schmandt-Besserat) пришла к выводу, что они использовались для подсчетов. Так, одно изделие могло означать определенное количество овец, кувшинов с маслом и зерном и др. В 4 тысячелетии их клали в глиняные сосуды, которые запечатывали. На сосудах иногда знаками обозначали количество изделий. Таким образом сосуды с изделиями применялись для учета производства в хозяйствах, меновою торговле и отчетах.

В середине 4 тысячелетия появились глиняные таблички — очень удобные носители информации по сравнению с сосудами. Но для возникновения настоящей письменности требовалось абстрактное понимание символов для их записи в виде конкретных посланий, а также упрощенных форм клинописных знаков. В этом смысле, интересную гипотезу выдвигает российский историк Емельянов, который связывает возникновение письменности с шумерской религией и общим мировосприятием. Шумеры понимали окружающий мир как бесчисленное множество несогласованных между собой предметов, враждебных друг к другу богов и духов. Письменность была должна систематизировать этот мир, установить изнутри его связи. Таким образом, ранняя шумерская клинопись имела большое сходство с пиктографическим письмом, хотя в определенном смысле уже им не являлась.

[править] Расшифровка клинописи

История письменности. 2. Бесконечный поиск (Бехистунская надпись)

Генри Раулинсон

К периоду средневековья большинство памятников древних ближневосточных культур оказалось погребенным под слоями земли и ждало своего дальнейшего открытия. Зато в Иране среди развалин Персеполя сохранилась каменная плита и отдельные надписи, сделанные персидской клинописью. Попытки его расшифровать предпринимались мусульманскими учеными, однако успеха не имели.

Одно из первых в Европе описаний надписей из Персеполя составил венецианский дипломат Иосафат Барбаро (1413—1494 гг.), который однако посчитал, что они имеют древнее еврейское происхождение. В XVII—XVIII вв. образцы иранской (и возможно шумерской) клинописи попали в Европу благодаря итальянским и датским путешественникам. Первые серьезные попытки анализа этих текстов были предприняты уже в конце XVIII века, но только в 1845 году британец Генри Раулинсон (1810—1895 гг.) опубликовал точный перевод. Важным было то, что Генри Роулинсон скопировал и перевел персидский текст Бехистунской надписи, сделанной на трех языках. Таким образом, исследователи получили возможность пользоваться его переводом для дальнейшей расшифровки эламского и вавилонского текстов.

В 1846 году британский востоковед Эдвард Хинкс (1792—1866 гг.) опубликовал статью, в которой сумел детально описать принципы составления клинописных памятников.

Другие типы клинописи

Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.

Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде (см. также филистимский язык).

Определение слова «Клинопись» по БСЭ:

Клинопись — способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии. К. появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумерийцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий (см. Идеографическое письмо). Так, рисунок ноги стал передавать понятия«ходить» (шумерийское du-, rб-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определенными словами, что позволило использовать знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения. так, знак ноги мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, rб и т. д.. знак звезды мог обозначать и имена dingir — «бог» и an — «небо», и слог an и т. д. Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине 3-го тысячелетия до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некоторых определённых категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т. д.), применялось небольшое число детерминативов — непроизносимых показателей.Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Черточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже — построчное, слева направо. Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили К. для своего семитского флективного языка в середине 3-го тысячелетия до н. э., сократив число ходовых знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе. стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов. однако шумерские идеограммы и написание отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система К. распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э. К. использовалась в религиозных и юридических целях лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже мёртвых шумерского и аккадского языков).Формы памятников К. разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты). наиболее распространены плитки из глины. До нас дошло огромное количество текстов, написанных К.: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические и другие научные сочинения, религиозно-магические тексты.Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная К. из г. Угарита (Рас-Шамры) 2-го тысячелетия до н. э. — приспособление древнесемитского алфавита к письму на глине. с аккадской К. сходна лишь способом нанесения знаков. 2) иранская (древнеперсидская) слоговая К. 6-4 вв. до н. э.. расшифровка её начата немецким учёным Г. Гротефендом в 1802. наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50-х гг. 19 в. расшифровать и аккадскую К. (английский учёный Г. Роулинсон, ирландский учёный Э. Хинкс, французский учёный Ж. Опперт и др.). Шумерская система К. была расшифрована рядом учёных в конце 19-начале 20 вв., угаритская — в 1930-32 французским учёным Ш. Виролло, немецким учёным Х. Бауэром и др. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено советским учёным А. А. Вайманом. Хеттская и урартская К., относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле.Лит.: Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961. Вайман А. А., К расшифровке протошумерской письменности, в кн.: Переднеазиатский сборник, в. 2, М., 1966. Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967.И. М. Дьяконов.Развитие клинописных знаков.

Клинопись

История

Междуречье

Таблички из Киша (3500 г. до н.э.)

Древнейшим памятником шумерского письма является табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За ней по времени следуют документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относящиеся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Древней Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.

Между Тигром и Евфратом находилось Шумерское царство, а на востоке — царство Элам.
В городах этих довольно урбанизированных государств жили управляющие, торговцы, ремесленники.
Вне городов — крестьяне и пастухи.

Как торговые, так и административные контакты всех этих групп необходимо было запечатлеть в определённой форме.
Именно из этой необходимости и появилась письменность.

Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык.

От счёта — к письму

Туппум — глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н. э.

Согласно гипотезе профессора Техасского университета (Остин) Дениз Шмандт-Бессера, изначально для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных фишек различной формы (токенов), при этом каждый токен обозначал один объект (корову, барана и т. п.). Затем размер и форма токена стали претерпевать изменения, а вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечки, узнаваемые геометрические формы).

Токены складывались в глиняный контейнер, который зачастую запечатывался цилиндрической печатью, идентифицирующей владельца. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.

К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стали появляться отпечатки токенов, содержащихся в конверте. Таким образом, информация, заключённая в наборе значков, помещённых в глиняный шар, дублировалась с помощью оттиска тех же самых значков на его поверхности. Это позволяло считывать информацию, содержащуюся в конверте, не разбивая его, и затрудняло несанкционированное изменение информации.

Постепенно физические токены исчезли, остались лишь их отпечатки, а контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми записями о количестве определённых объектов: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество.

При этом не существовало абстрактного понятия «универсальной единицы измерения». Каждый символ существовал только в связи со своим качественно-количественным признаком. Одна овца не равна одной мере зерна.

Таким образом, первые символы письменности имели форму считаемых объектов (товаров).
Например, знак «1 коза», «2 овцы», «3 меры зерна».
Играя роль «символа-картинки», они по определению были пиктограммами.

Впоследствии стали образовываться устойчивые сочетания пиктограмм, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок.
Например, знак «птица» вместе со знаком «яйцо» дали сочетание «плодовитость» не только в применении к птицам, но и как абстрактный термин.
Эти сочетания уже были идеограммами («символ-идея»).

К 3000 году до н. э. получавшиеся пиктограммы и идеограммы стали использовать фонетически, составляя из этих символов («символ-звук») слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображённым предметам.

Одновременно изменяется и стиль письма. Для упрощения записи все символы разложены на короткие отрезки (клинья — откуда название письменности), которые уже не надо было вырезать в глине, а можно было просто наносить при помощи калама — специальной палочки с заострённым концом треугольной формы.

Параллельно с этим происходит разворот существующих символов на 90° против часовой стрелки.

Словарь новой письменности постоянно пополняется, начертания оттачиваются и стандартизируются.
Письменность уже способна довольно точно передавать шумерский язык, не только административные и юридические журналы, но и литературные произведения, такие, как «Эпос о Гильгамеше».

Начиная со II тысячелетия до н. э. клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку, о чём свидетельствуют Амарнский архив и Богазкёйский архив.

Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было идеографическое письмо.

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали – глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия – район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские берестяные грамоты или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Клинопись

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название — «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Глиняная книга

Итак, что такое клинопись, мы разобрались. Теперь поговорим немного о том, на чем писали древние обитатели Междуречья. «Книги» были разными. Если глиняный блин предназначался для упражнений учеников в письме (а в городах Месопотамии были школы), то его не сушили. После занятий просто стирали написанное, и табличка использовалась снова. Но ее могли высушить на солнце, тогда информация сохранялась дольше. Важные таблички обжигали в огне и хранили во дворцах.

Ученики, которые хотели освоить древнюю грамоту, сначала обучались технике изготовления глиняной таблички. Дело непростое, так как материал имел много примесей, от которых следовало его очистить. Далее необходимо было нанести линии веревкой, чтобы знаки клинописи ложились ровно. И только потом писец учился выдавливать «буквы».

Клинопись

Дешифровка клинописи

В 1802 году немецкий учитель Георг Фридрих Гротефенд, не имея билингвы, сумел с помощью комбинаторного метода частично дешифровать древнеперсидскую клинопись. Он проанализировал две надписи, скопированные в руинах Персеполя в XVIII веке датским путешественником Карстеном Нибуром. Обнаружив группы повторяющихся знаков, Гротефенд предположил, что надписи содержат имена и титулы древних персидских царей из династии Ахеменидов. Опираясь на генеалогию династии, известную по сообщениям Геродота, Гротефенд определил в надписях имена царей Дария I и Ксеркса I, а также имя отца Дария Гистаспа. Использовав затем эти имена в их авестийской и древнееврейской передачах, Гротефенд получил звуковые значения для 13 знаков, 9 из которых в дальнейшем оказались правильными. Однако его работа в итоге осталась малоизвестной.

Позднее британский дипломат и лингвист Генри Роулинсон скопировал огромную Бехистунскую надпись и окончательно дешифровал персидскую клинопись. Благодаря тому, что надпись была трёхъязычной, были также дешифрованы (в сотрудничестве с целым рядом ассириологов) эламская и аккадская клинопись. Они оказались потомками шумерской клинописи. В Вавилоне и Ниневии были обнаружены большие архивы с документами и даже словарями, что дало возможность уже к концу XIX века в основном дешифровать более поздние формы клинописи.

Основная работа по дешифровке аккадской клинописи была проведена Эдуардом Хинксом, Роулинсоном и Юлиусом Оппертом.

Большинство клинописных форм письма (хурритская, хеттская и т. п.) являлись дальнейшим развитием аккадской клинописи, поэтому были прочитаны без труда, а благодаря большому количеству детерминативов и логограмм в основном были поняты и языки, скрывавшиеся за этими письменностями. Некоторые поздние формы клинописи (персидская, угаритская) лишь внешне напоминали аккадскую, являясь оригинальными формами письма.

По состоянию на начало XXI в. недешифрованными остаются древнейшие рисуночные прототипы знаков шумерской клинописи (так называемое протошумерское письмо) и протоэламское письмо, возможно, не имеющее отношения к шумерской клинописи.

Загадка раскрыта

История клинописи насчитывает не одну тысячу лет. Но те, кто наносил на глиняные таблички загадочные знаки, давно умерли, а их знания – потерялись. Ученые, глядя на древние книги, понимали, что там содержится ценнейшая информация. Но, увы, никто не мог прочитать ее. Попытки расшифровать клинья и гвоздики предпринимались с самого начала зарождения науки ассириологии. И вот наконец ключ к загадке был найден! Правда, случилось это совсем недавно, в девятнадцатом веке.

Первые попытки дешифровки, которые принесли плоды, осуществил немецкий лингвист Георг Гротефенд. Его часто называют гением одной ночи, поскольку он «на спор» взялся за невыполнимую задачу и выполнил ее. Потом снова вернулся к своему ремеслу – он работал учителем. Но начало разгадки тайнописи он положил.

В 1872 году независимо от Гротефенда английский гравёр Джордж Смит сумел прочитать табличку, в которой говорилось о всемирном потопе. Наводнение послали боги, но они помогли человеку, который, словно библейский Ной, спас людей. Это произведение потом вошло в науку под названием «Песнь о Гильгамеше».

Клинопись

Неоценимый вклад в это дело внес Генри Роулинсон, военный атташе. Рискуя своей жизнью, он изучал и копировал монументальные надписи персидских царей на Бехистунской скале и на горе Эльванд. Они содержали большое количество собственных имен (родословные царей), поэтому помогли разгадать три системы клинописи, три ее формы.