Примеры путей поисков «Песенной тайны» у бардов
Путь поиска Владимира Капгера. За творчеством барда В. Капгера мы наблюдаем с большим интересом уже более 20 лет. Ряд его песен («Пусть шорохом теней», «Ты расскажи мне жена», «Плачь во поле береза», «В нерешительной позе Морфей») удерживается в нашем исполнительском репертуаре примерно столько же лет. Он начал как «московский утенок», потом трансформировался в образ «артист песенного объединения Первый Круг», развернулся в образ «бешенный Капгер», который «не шуточно» грозит «Все барды – все гады, фигни и гамны». А сегодня его можно увидеть: 1) как организатора «Гульбария», где могут вольно и громко попеть свободные от трудовой повинности граждане, заканчивающие свой выходной туристский поход; 2) участником концерта на сцене известного фестиваля «Бенефис»; 3) участником концертных вечеров авторской песни в не центральных городах России.
Рис. 1. Исконный организм пяти колец «песенной Руси».
Заглянем в историю
Дело в том, что ещё в шестнадцатом веке в первых академиях архитектуры и искусства Германии, Франции, Англии, Швеции, а позже и в России (Санкт-Петербург) обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре проходило по общей для всех факультетов программе.
В конце семестра необходимо было оценить истинные знания каждого студента. Поэтому и возникла довольно необычная система проверки навыков и способностей учеников. Их рассаживали по одному в отдельные помещения и запирали на замок (clausere, klouso). Они должны были в одиночку выполнить задание. Самостоятельная работа продолжалась до шести часов. Итогом творчества являлось графическое изображение или макет – клаузура.
Клаузура в дизайне
Трудно предугадать, как возникшая творческая идея воплотится в художественный пространственный образ. Кроме таланта дизайнера важен и уровень его профессионализма.
Именно при полёте фантазии, когда кажется, что главное – творческая неопределённость, можно применить разработанные технологии. Для этого и применяется метод клаузуры. Дизайнер выполняет упражнение на образ.
Создаётся идея в предметном воплощении. Она уточняет цветовой ряд, материалы, текстуру, вид будущего объекта. Клаузура – сама по себе законченное художественное произведение. А для дизайнера это ещё и важная ступень к воплощению своих идей в жизнь.
Завершающий этап – обсуждение
Обсуждение – элемент корректировки клаузуры. На этом этапе отмечают её плюсы и минусы. Это активный элемент обучения и важный момент в проведении последовательного ряда клаузур. Этап обсуждения помогает учитывать выявленные недостатки в работе над очередным упражнением. В цикле каждая следующая клаузура должна быть качественней предыдущей.
Анализировать результат студент может самостоятельно. На возникающие вопросы сразу стараются найти всевозможные ответы.
Во время коллективного обсуждения получается своеобразный конкурс. При участии в анализе работ сокурсников ученик усиленно развивает свою творческую фантазию. Он может примерно определить свой рейтинг.
Создать цельный гармоничный образ по заданной теме, учитывая при этом технические особенности осуществления проекта, – достаточно сложная задача. Использование клаузуры как эффективной системной методики на сегодняшний день интересно и актуально.
Избавляемся от стереотипов
Интересный пример группового упражнения – клаузуры «Как за час очистить от стереотипов сознание или разрыв шаблона».
- Требуется выполнить рисунок жилого дома за пятнадцать минут. Результатом обычно является изображение картинки из жизни. Такой эскиз как раз и является стереотипным, а ведь архитектура — это отражение внутреннего Я, души, индивидуальности.
- Далее ученикам в добровольном порядке предлагается надеть на голову заранее заготовленные картонные коробки без дна. Требуется описать возникшие ощущения и понять, что коробки — это и есть стереотипы. Их нужно стереть из памяти, освободив место для записи новой информации.
- В коробках нужно прорезать отверстия для рта, ушей, носа, глаз, то есть нарисовать индивидуальное лицо с собственным характером, отражающим индивидуальный взгляд на мир.
- Затем студентам снова предлагается нарисовать за 15 минут дом, но уже применив девиз «Моё мышление без стереотипов!»
Так раскрепощается сознание студентов и достигается свобода изображения.
Тайна песенности бардов
Известно, что «репрезентное множество песен» является заведомо переполненным множеством по отношению к пространству разнообразия качества песенности. Чтобы исследователь получил возможность работать с «концентрированным материалом», нужно трансформировать «репрезентное множество песен» в «референтно-исполнительское множество песен» (РИМП) . Такое множество было нами построено и сегодня содержит 1 266 песен от 317 авторов песен. Тип такого множества – множество с расплывчатыми границами. В нем сосредоточено полное разнообразие песенности явления «песни бардов» с допустимыми повторениями песенного качества. Задача любого человека, причисляющего себя к позиции «теоретик песенности бардов», удерживать РИМП в актуальном состоянии, поверяя его различными процедурами, например: оптимизация похожего, адекватность выводов теории и практики, проявление многообразия соединительных прошивок отношения «целое часть».
Выполнение архитектурных клаузур
Цель клаузуры – получить общее визуальное представление проекта, выявить композицию архитектурного замысла. В самом первом наброске содержится подборка материала для оформления идеи. Он должен быть максимально обобщён и ярок. В клаузуре жилого дома, например, определяется место его расположения с учётом сторон света и границ участка. Намечается образ силуэта здания, варианты ближайших строений.
Темы клаузур не объявляются заранее, поэтому требуются простые и эффективные приёмы графики. Это растушёвка углём, сангиной и соусом; штриховка пером, угольным и свинцовым карандашом. Ограничение по времени вынуждает применять тушь и акварель в один слой и т. д. Манера исполнения всегда соответствует жанру заданной темы.
Необходим навык отобразить самые существенные стороны проекта в максимально короткие сроки. Приобрести такой опыт можно только при многократном выполнении набросков, рисунков и упражнений в проектировании.
Сегодня клаузуры в архитектуре становятся методом систематически применяемых упражнений. Это эффективнейший приём обучения в современных архитектурных и художественных школах.
Пробуем начать
Вот как это выглядит на примере клаузуры детской площадки.
Ставится задача: Разработать проект детской игровой площадки. Она должна быть безопасной и иметь выразительную композицию, а оборудование — удобным и интересным для тихих и активных игр. Возраст детей — от 2 до 16 лет.
За время до 6 часов нужно:
- Предложить выразительный вариант площадки в архитектурном и в художественном плане.
- Учесть окружающие строения, насаждения, пешеходный трафик. Увязать с ними композицию и функционал.
- Разработать безопасное игровое оборудование.
- Провести зонирование с учётом детских возрастных категорий.
- Обеспечить в проекте безопасность детей.
Самый яркий и захватывающий проект – «Диснейленд».
В связи с этим, хотел бы Вам сообщить, что литературно-публицистический журнал «КЛАУЗУРА» возобновляет свою деятельность и начинает прием рукописей к публикации.
Новые требования к рукописям:
1. Принимается материал только публицистического и научно-популярного жанров. А в частности:
— Критические статьи и рецензии по всем формам, жанрам и направлениям в культуре и искусстве;
— Обзоры и аналитические статьи, посвященные культуре и искусству;
— Интервью с деятелями культуры и искусства;
— Обзоры и анализ деятельности творческих союзов, объединений, коллективов и лиц творческих профессий;
— Материалы собственных, авторских исследований в культурологии и истории искусства;
— Научно-популярный материал (здесь основным словом считать «популярный») по культуре и искусству;
— Статьи социального и общественного характера, где тема раскрывается через призму культуры и искусства.
2. О публикации художественных произведений (рассказы, отрывки из крупной прозы, стихи) будет объявлено дополнительно. В настоящий момент, в регулярных, периодических выпусках журнала, такие рукописи публиковаться не будут. Скорее всего, мы запланирует электронное издание в виде альманаха, под эгидой журнала.
3. Рукописи должны высылаться на мой личный электронный адрес или на адреса редакции в файле формата Word, уже готовые к публикации – отредактированные, прошедшие корректуру.
ВНИМАНИЕ! После отправки рукописи, внесение в них изменений и дополнений будет невозможно!
4. К рукописи могут быть приложены отдельными файлами иллюстрации, изображение, фото. Не более 3-ех к одной рукописи.
Требования к иллюстрациям:
— формат любой jpeg, gif и т.д.;
— размер не менее 1000 пикселей по большей стороне;
— ориентация изображения/иллюстрации по горизонту
В том месте рукописи, где бы Вы хотели видеть иллюстрацию, обязательно укажите имя прикрепленного файла, а в скобках подпись к нему.
6. В тексте рукописи не допускаются прямые ссылки ни на какие интернет ресурсы или сайты.
Пример:
http://klauzura.ru/ или www.klauzura.ru – такие ссылки запрещены.
klauzura.ru – такое упоминание ссылки разрешено.
Порядок публикации журнала.
1. В связи со сложностью и длительностью модерации электронных книг на ресурсах ЛитРес, Ozon.ru, Amazon, выпуски литературно-публицистического журнала «Клаузура» не будут иметь привязки к календарным месяцам и дням, а будут иметь порядковый номер и год. Пример: № 2`15
2. Рукописи направлять до 15 числа каждого месяца, тогда они попадут в текущий выпуск.
3. После того, как выпуск будет сформирован, он будет отправлен в вышеуказанные магазины электронных книг и появится на их ресурсах в течение 15 дней.
4. Решение о публикации того или иного материала в выпуске литературно-публицистического журнала «КЛАУЗУРА» принимается лично мной. Также, я имею права не объяснять причин, по которым было отказано в публикации.
5. Редакция, в моем лице несет все расходы по оформлению журнала «КЛАУЗУРА» его подготовке к публикации на ресурсах ЛитРес, Ozon.ru, Amazon и продвижении в сети интернет.
6. Рукописи, отправленные в редакцию, не рецензируются и не возвращаются автору.
Если у Вас возникло желание продолжить, возобновить или начать сотрудничество с нашим изданием – пишите! Буду рад!
Если возникают вопросы, тоже звоните, пишите, обязательно отвечу и разъясню.
Путь поисков звучания «Тайны бардов»
Чего же хотят те, кого мы назвали «искатели»? — Они хотят найти «Тайну бардов» и озвучить ее. Такая тайна открывается только тому, кто сможет получить представление о песенности бардов в целом. С другой стороны, чтобы суметь озвучить такую тайну, нужно научиться гармоническому движению внутри отношения «целое часть» и уметь выразить маршрут такого движения в песенной форме.
-
путь активного осмысления и деятельностного удержания теоретической умозрительности. Здесь легко совершить выбор. Не надо изучать теоретические результаты, в которых нет представлений о явлении «песни бардов» в целом. По сути, только наша комплексная теоретическая модель «Песенность бардов» работает с полным размахом интервала «целое часть».
Здесь следует учесть ряд из пяти понятийных линий, а именно:
-
бардовский мейнстрим. Частота попадания «песен бардов» в разные позиции шкалы «потенциал песенности бардов» далеко не одинакова. Мейстрим (наиболее частое попадание) песенности здесь имеет вид, показанный в таблице 1. Мы имеем три сектора, делающих вклад в множество из 32 (10 + 10 + 12) разных типов качества песенности. О чем говорят данные таблицы 1? — Они подсказывают исполнителю песен, что полное звучания «песенного мейнстрима бардов» – это звучание ряда из 32 песен, каждая из которых взята особенным образом из РИМП.
Таблица 1. «Мейнстрим песенности бардов».
Требования к клаузуре
В результате совершенствования методики развития творческих способностей были разработаны определённые требования к её применению.
- Клаузура должна выполняться студентом самостоятельно. Не допускаются консультации с преподавателями и товарищами. Нельзя пользоваться какой-либо литературой. В этой работе нужно показать понимание сути задания.
- Выполнение упражнения ограничено строгими временными рамками. Объём выполнения клаузуры должен соответствовать заданию.
- Нужно отразить основные аспекты идеи визуально. Даётся объяснение объёмно-пространственной модели и её назначения.
- Должна чётко просматриваться композиция изображения; определяться её центр, статика или динамика, ритм и приёмы построения.
- В клаузуре применяется комплексный подход к выполнению задания. Отражаются функциональные связи, предлагаемые конструкции. Определяются материалы для исполнения.
- Результат выполнения упражнения – графика или макет. Эскизная подача должна ярко представлять решение в объёме или плоскости.
Блог сообщества
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»publicSort»>
- Свежие
- Популярные
- Обсуждаемые
- Свежие комментарии
Макспарк проинформировал:
Дни рождения: Дмитрий Плынов — сегодня 5 лет
А уже столько написано золотым пером России!
Пора б издать «От двух до пяти исключительно», чтобы через год переиздать «включительно». Хорошо, не надо бегать по чужим издательст…
К майским праздникам будет готов новый сборник рассказов Влада Костромина «Наследники Мишки Квакина».
В данном сборнике собраны отдельные рассказы про персонажей романа Крестьянские дети.
Желающих приобрести данный сборник в формате epub прошу…
Дорогие Друзья!Уважаемые авторы и читатели!
Вышел в свет очередной печатный Выпуск № 3`16 литературно-публицистического журнала КЛАУЗУРА. В этом номере опубликованы статьи, эссе, рецензии, обзоры и интервью, а также воспоминания и мемуары известны…
Вэтом выпуске
I. ЛИТЕРАТУРА. РЕЦЕНЗИИ ИКРИТИКА.
1. Рауль Мир-Хайдаров. Глас беды икрик отчаяния. Эссе овыдающемся казахском романисте идраматурге Роллане Сейсенбаеве иего романе Мертвые бродят впесках
2. Валерий Куклин. Гешефтмахеры Чернобога иих же…
Новый печатный выпуск журнала «КЛАУЗУРА». Избранное: О театре, кино и ТВ. Рецензии и обзоры.
В этот выпуск вошли материалы следующих авторов:1.Елена Зевельт. Великая тайна бельканто (О новом оперном театре)2.Дмитрий Лисин. Ботаника. (спектакль амер…
Дорогие Друзья!
Уважаемые авторы!
Как я Вам сообщал ранее, журнал «КЛАУЗУРА» (ЖК) проводить кардинальную реструктуризацию контента, вводит новые формы подачи материала и механизмы популяризации Вас — наших авторов.
На фонеотсутствияфинансиров…
Содержание. Выпуск 4 (10) апрель.
От редакции
Ольга Несмеянова. Что нравится читателям в Клаузуре?
Владимир Глинский. Возможна ли еще одна реинкарнация земства?
Владимир Аветисян. Канкан у АЛТАРЯ.
Литература
Петр Алешкин. Какие книги выбирает время?…
Владимир Глинский. Литература и действие: вечный обморок на фоне бытовых телодвижений
Намедни читал один будущий роман. Будущий, потому что пока он существует в авторской, неокончательной еще, редакции. Роман очень интересный, хорошо читаемый благода…
Мила Ильина. Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации
Все экономические взгляды и теории, известные из истории человечества, можно разделить на два основных направления в зависимости от их целеполагания. Понятийная основа …
Ольга Несмеянова, заместитель главного редактора по работе с авторами
Что интересует читателей Клаузуры? Думаю, ни для кого не станет откровением, что целью любого автора является внимание читателя благодарность и внимание читателя это практически…
Вадим Виноградов. Кто меня пожалеетъ? (МИРОНОСИЦЫ)
И сказалъ Господь Богъ: не хорошо быть человэку одному; сотворимъ ему помощника (Быт. 2,18)
Каждая женщина, как помощница человеку, имеет хотя бы один ген жены мироносицы! Там заявят о себе этот ген…
Знакомимся с современной клаузурой
Клаузура — это вид проектной деятельности, с помощью которой производится проверка практических навыков студентов при решении архитектурной или дизайнерской задачи. Ученики должны проявить свои творческие способности и фантазию, чтобы визуализировать возникшую идею в виде макетов, графиков, художественных композиций и эскизов.
Клаузура – это учебные упражнения, помогающие развивать способность мыслить нестандартно.
Цели могут быть различны:
- поиск общей идеи проекта;
- решение частной проблемы (например, поиск вариантов оформления фасада);
- контрольное упражнение.
Студенты могут знать о предстоящей работе, а вот её тема заранее иногда неизвестна. Ставятся разные задачи, для решения каждой отводится определённое количество времени. В зависимости от целей существуют клаузуры разных видов. У каждого преподавателя имеется множество таких упражнений собственной разработки.
Клаузура – это метод и технология, применяемая при обучении творчеству и профессионализму. Помогает выявить индивидуальные возможности каждого студента, развить его самостоятельность в решении задач. Ученики должны правильно рассчитать отведённое им время и применить все свои практические навыки.
Клаузура – это вид работы над проектом, помогающий сконцентрировать творческий потенциал и проявить своё видение заданной темы. Здесь в самых первых набросках определяется композиция архитектурного и художественного замысла. При этом преследуется цель представить образ, отталкиваясь от которого, можно будет создать эскиз. К примеру, в состав клаузуры дома могут войти рисунки фасада, примерные разрезы, ориентировочная планировка. А основным станет вид объекта в перспективе или проекция, наиболее удачно поясняющая идею архитектора.