Карфаген (город)

Содержание

Город Карфаген: история

О событиях, связанных с основанием, развитием, войнами, колониями и падением древнего Карфагена, написано немало трудов и снято много фильмов. Но его история требует дальнейшего изучения.

Максим Ершов

Древний Карфаген

Чаще всего датой основания города называют 814–13 гг. до н. э. В этот период на южном берегу Средиземного моря высадилась будущая карфагенская царица Дидона вместе со своими соратниками. Она бежала из Тира от преследований своего брата Пигмалиона, убившего ее мужа ради завладения его богатства.

При покупке земли под поселение у царя местного племени Иарбанта Дидона воспользовалась хитрым планом. Ей позволили приобрести лишь тот участок, который покроет шкура вола. Легендарная царица разрезала ее на тонкие полосы и окружила ими холм, где впоследствии была возведена цитадель Бирса.

Спустя пять веков Карфаген превратился в развитый, могущественный город. Он был хорошо укреплен с суши и неприступен с моря. До начала Пунических войн здесь проживало почти полмиллиона человек.

Пунический Карфаген, Denis Tarabarov

Войны с Римом

К III  в. до н. э. Апениннский полуостров оказался под властью Рима, а Карфаген контролировал западное Средиземноморье. Первые не желали мириться с господством над проливами вторых и подчиняться их правилам, ведь силы могучих держав были в то время практически равны. Серьезный конфликт, приведший к серии вооруженных столкновений, разгорелся из-за владения Сицилией. Три Пунические войны продолжались с перерывами с 264 по 146 гг. (пунами римляне называли финикийцев, обосновавшихся в Северной Африке).

Первая Пуническая война завершилась через 23 года победой Римской республики. В итоге карфагеняне были вынуждены отказаться от Сицилии в пользу римлян и выплатить им контрибуции. Но противоречия между державами остались.

Вторую Пуническую войну развязал заклятый враг Рима Ганнибал в 221–20 гг. до н. э. Он зашел на территорию Италии с севера, через Альпы и Апеннины, разбил несколько направленных против него войск и с триумфом проследовал до самого юга. В августе 216 г. до н. э. в битве при Каннах (Апулия) полководец нанес сокрушительный удар римской армии. Однако последний этап войны завершился генеральным сражением на территории Африки в 202 г. до н. э. победой римлян. Карфаген потерял все заморские колонии и флот, выплатил огромные контрибуции и был лишен права вести войны без согласия Рима.

Причиной начала Третьей Пунической войны в 149 г. до н. э. стал вооруженный конфликт между Карфагеном и нумидийским царем Массиниссой, постоянно провоцировавшим карфагенян. Рим воспользовался нарушением договора и направил в Африку свою армию. Осада Карфагена длилась до весны 146 г. до н. э. и закончилась его поражением и разрушением.

Уличная экспозиция, Марина Гололобова

Рим и Карфаген

Римская эпоха в Карфагене началась в 29 г. до н. э. Чтобы окончательно уничтожить следы пунов, вершина Бирсы была срезана, а окружающая территория выровнена. В центре организовали форум, от него проложили сетку параллельно-перпендикулярных улиц, построили общественные и жилые здания, возвели храмы и провели акведук. Сюда была перенесена столица провинции Африка, в связи с чем численность населения выросла до нескольких сот тысяч человек. К III в. город превратился в один из крупнейших в Римской империи полисов и стал центром раннего христианства. Римляне владели Карфагеном до 439 г.

Античная статуя, Максим Ершов

После Рима

Ослабление Западной Римской империи отразилось и на Карфагене. В V в. над провинцией был утрачен контроль, и город захватили вандалы, объявив его резиденцией своего короля. В 534 г. земли отвоевали византийцы, образовав на них Африканский экзархат со столицей в Карфагене. Он просуществовал до захвата территории арабами. В 698 г. город окончательно пал — дома и акведук были разрушены, сельскохозяйственные угодья разорены, гавани заброшены.

В конце XIX в. Тунис оказался под протекторатом Франции. С этого момента древним Карфагеном заинтересовались археологи.

III пуническая война[править]

Основная статья: Третья Пуническая война

Даже проиграв две войны, Карфаген сумел быстро оправиться и вскоре вновь стал одним из богатейших городов. В Риме уже давно торговля стала существенной отраслью экономики, конкуренция Карфагена сильно мешала её развитию. Большое беспокойство вызывало также его быстрое восстановление. Марк Катон, бывший во главе одной из комиссий, расследовавших споры Карфагена, сумел убедить большую часть сената, что он всё ещё представляет опасность. Вопрос о начале войны был решён, но необходимо было найти удобный повод.

Царь нумидийцев Массинисса постоянно нападал на карфагенские владения; поняв, что Рим всегда поддерживает противников Карфагена, он перешёл к прямым захватам. Все жалобы карфагенян игнорировались и решались в пользу Нумидии. Наконец пунийцы были вынуждены дать ему прямой военный отпор. Рим незамедлительно предъявил претензии в связи с началом боевых действий без разрешения. К Карфагену прибыла римская армия. Испуганные карфагеняне просили мира, консул Луций Цензорин потребовал отдать всё оружие, затем потребовал, чтобы Карфаген был разрушен и чтобы новый город был основан вдали от моря. Попросив месяц на обдумывание, пунийцы приготовились к войне. Так началась III пуническая война. Город был великолепно укреплён, поэтому захватить его удалось только через 3 года трудной осады и тяжёлых боевых действий. Карфаген был полностью разрушен, из 500 000 населения в живых осталось лишь 50 000. На его территории была создана римская провинция, управлявшаяся наместником из Утики.

Нострадамус

В наше время почему-то понятие катрена связывают исключительно с Нострадамусом, считая, что такое четверостишие обязательно должно иметь некий зашифрованный вид.

Карфаген (город)

Увы, большинство ученых сходится во мнении, что толковать любой катрен Мишеля Нострадамуса можно двояко (это как минимум зависит от конкретного исторического события). То есть, получается так, что мы просто подгоняем историю под определенный катрен, считая, что именно он должен соответствовать какому-то эпизоду.

Но в целом есть и много такого, что укладывается в рамки только одной исторической эпохи, а обо всем остальном приходится только догадываться и самим себе придумывать, что бы могло значить то или иное четверостишие.

Таким образом, говорить о том, что классический катрен – это некая смесь стиха, пророчества и тайны просто не представляется возможным. И для этого есть все предпосылки, ведь тот же Нострадамус использовал эту форму исключительно как литературный прием, правда, умудрился зашифровать в ней достаточно много до сих пор непонятной информации.

Евреи в Карфагене

Проведённое в 2012 году генетическое исследование показало, что североафриканские евреи происходят от предков, прибывштх в этот регион ещё до нашей эры.

Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и большей частью относятся к II–IV вв. н. э.

Это, по всей видимости, указывает на массовую еврейскую иммиграцию после разрушения Второго храма (70), подавления антиримского восстания евреев в Киренаике в 115–117 гг. и восстания Бар-Кохбы (132–135).

При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище — большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (значительно реже — на иврите). Карфагенские мудрецы — рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба — упоминаются в Талмуде.

Все перечисленные еврейские колонии появились в те времена, когда северо-запад Африки контролировался финикийскими колониями, впоследствии объединёнными в единое государство Карфагеном.

Как видно из введения к работе «Adversum Judæos», приписываемой Тертуллиану, евреи жили в Карфагене, и они найдены еще дальше на запад. Мюнтер упоминает некоего рабби Ицхака (того же, что в Талмуде?). Евреи в Африке часто упоминаются в связи с перепиской между Иеронимом и Августином.

От завоевания Карфагена вандалами (439) до его попадания под власть византийцев (533), священные сосуды из Иерусалимского храма, которые были взяты из Рима, держали в Карфагене. Иудеи попали под власть Юстиниана, который поручил Соломону, губернатору Африки, превратить синагоги в православные церкви.. Но Соломон вскоре был вынужден бежать от мятежных африканцев.

О дальнейшей истории города Туниса см. Тунис

[править] Евреи и Карфаген

 → Евреи в Карфагене

Евреи живут в Карфагене с древних времен до настоящего времени.

Согласно международному исследованию коллектива генетиков, опубликованному в 2012 году, основание Карфагена произошло при участии евреев (см. Мнение генетиков об основании Карфагена евреями).

Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; то есть собственно в эпоху финикийской колонизации.

В конце 7 века евреи и берберы, сплотившись вокруг племени джерба, во главе которых стояла еврейка Дахия Кахина (умерла в 698 или 702), исповедовавшая иудаизм, попытались провозгласить Карфагенское царство и занять Карфаген, однако были разгромлены арабами.

В 1946 году в Карфагене жило 1 064 евреев (21,8 % населения).

Очень вкусная паста карбонара с курицей и грибами в сливочном соусе

Ремесло.

Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши – например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием «тирский пурпур», – известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой – в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения.

В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что-либо, кроме копий.

Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших.

Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, – на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии – там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать.

Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене.

Система правления.

По своему государственному устройству Карфаген был олигархией. Несмотря на то, что на родине, в Финикии, власть принадлежала царям и основательницей Карфагена, согласно легенде, была царица Дидона, о царской власти здесь мы почти ничего не знаем. Древние авторы, по большей части восхищавшиеся устройством Карфагена, сравнивали его с государственным строем Спарты и Рима. Власть здесь принадлежала сенату, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов (sufetes называли их римляне, это та же должность, что «шофетим», т.е. судьи, в Ветхом Завете). Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена. Хотя многие аристократы владели огромными сельскохозяйственными угодьями, обладание землей не являлось единственным основанием для достижения высокого социального положения. Вполне почтенным занятием считалась торговля, и к полученному таким способом богатству относились с уважением. Тем не менее некоторые аристократы время от времени активно выступали против засилья торговцев, как, например, Ганнон Великий в 3 в. до н.э.

РИМСКИЙ КАРФАГЕН

Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.

Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции.

Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.

Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. Слушаем ли мы рассказы о публичных казнях христиан, читаем ли о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, или встречаем упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429–533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

См. также ДРЕВНИЙ РИМ.

Кухня и рестораны

Поскольку земля в Карфагене имеет высокую историческую значимость и оценивается очень дорого, то найти здесь большое количество ресторанов или кафе не получится. То небольшое число гастрономических заведений, расположенных в городе, предлагает туристам экзотические и традиционные блюда средиземноморской кухни. При желании провести время в романтической обстановке, можно посетить Виллу Дидон, где туристам предоставляется небольшой современный ресторан с видом на море, развалины старого города и резиденцию президента.

Стоимость основных блюд на Вилле стартует от 15 долларов. Тунисская кухня порадует большую часть европейских туристов, поскольку схожа с кулинарными традициями европейцев. Основу всех блюд составляют: рыба, мясо, овощи, оливковое масло. Существенным отличием является большое количество пряных специй, которые обожают местные жители.

Из традиционных блюд гостям города предлагают:

чебуреки брик (слоёные пирожки с начинкой из тунца и мяса);

Карфаген (город)

шорба — суп с курицей, овощами, нутом и специями.

Карфаген (город)

Пить карфагеняне предпочитают зелёный чай или кофе. Из алкоголя гостей города угощают пивом, различными винами, в том числе и тунисскими.

Государственное устройство[править]

У власти Карфагена стояла аристократия. Высший орган — совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Народное собрание формально также играло значительную роль, но фактически к нему обращались редко. Примерно в 450 до н. э. с целью создать противовес стремлению некоторых родов (особенно рода Магонов) получить полный контроль над советом был создан совет судий. Он состоял из 104 человек и первоначально должен был судить остальных должностных лиц по истечении срока их полномочий, но впоследствии сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Исполнительную (и высшую судебную) власть исполняли два суффета, они как и совет старейшин избирались ежегодно путём открытой покупки голосов (вероятнее всего, существовали и другие чиновники, но сведений об этом не сохранилось). Совет 104-х не избирался, а назначался специальными комиссиями — пентархиями, которые сами пополнялись по признаку принадлежности к тому или иному аристократическому роду. Совет старейшин также избирал главнокомандующего — на неопределённый срок и с самыми широкими полномочиями. Выполнение обязанностей чиновников не оплачивалось, кроме того существовал ценз знатности. Демократическая оппозиция усилилась только ко времени пунических войн и не успела сыграть в истории почти никакой роли. Вся система была в высшей степени коррупционной, но колоссальные государственные доходы позволяли стране довольно успешно развиваться.

Карфаген – центр средиземноморской колониальной державы

Как уже указывалось, Карфаген выступал объединителем многочисленных городов северного побережья Африки. Создание этого объединения имело целью в числе других и задачу борьбы с греками, которые с VIII в. до н.э. начали чрезвычайно активно проникать в западную часть Средиземного моря. Чтобы дальше развивать торговлю и продолжить борьбу с проникновением греков в Западное Средиземноморье, недостаточно было иметь в наличии сильную федерацию на африканском побережье, а необходимо было также создать опорные пункты в западных районах Средиземноморского бассейна.

Начало колонизации было, как мы видели, положено городами Финикии, но Карфаген развил здесь гораздо более энергичную колонизационную деятельность. Финикийские колонии, расположенные на северном побережье Африки (Утика, Гиппом, Лептис-Минор, Лептис-Магна), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к Карфагену социальную и политическую структуру и, возможно, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли.

В середине VII в. до н.э. карфагеняне обосновались на Балеарских островах и в скором времени после этого проникли в Сардинию. В конце VII — начале VI в. до н.э. начинается уже более ожесточенная борьба с греками за Сицилию, в общей сложности продолжавшаяся более трех столетий. В первой половине IV в. до н.э. карфагеняне, как известно, покорили значительную часть Сицилии. К концу того же века началось активное проникновение их в Испанию. В результате чего старые колонии Тира перешли во владение Карфагена, и колонизация распространилась с побережья в глубь Пиренейского полуострова.

Естественно процесс образования колониальной Карфагенской державы происходил далеко не мирным путем. В ряде стран карфагеняне встретили упорное и ожесточенное сопротивление местных племен. Так, например, в Испании иберские племена вели долголетнюю ожесточенную борьбу за свою независимость еще с Гадесом, одной из самых старых финикийских колоний. Город был ими захвачен, и карфагенянам пришлось долго осаждать Гадес и брать его штурмом, при больших потерях с обеих сторон. Сопротивление местного населения карфагеняне встретили и при колонизации Сардинии.

И все же основным соперником карфагенян в этот период были, как известно, воинственные греки. Так, в начале VI в. до н.э. карфагеняне сталкивались с греками из Фокеи, заселившими Массалию (ныне Марсель на юге Франции). Проникновение в Испанию также было связано с борьбой против греков, и, наконец, весь начальный этап борьбы за Сицилию связан с крупными военными столкновениями с греками. В этой сложной борьбе укрепилась военно-морская мощь Карфагена, окреп его государственный аппарат, приспособленный не только для угнетения рабов и зависимого населения, но рассчитанный и на ведение захватнических устремлений властвующей верхушки карфагенского общества.

К этому времени держава, созданная Карфагеном, включала Северную Африку, Западную Сицилию, Южную Испанию и Сардинию.

Карфаген (город)

Реконструкция вида Карфагена с высоты птичьего полета

Армия[править]

Армия Карфагена была главным образом наёмной. Основу пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские наёмники, карфагенская аристократия служила в «священном отряде» — тяжеловооружённой коннице. Наёмная кавалерия состояла из нумидийцев, считавшихся в античности искуснейшими воинами, и иберийцев. Иберийцы также считались хорошими воинами — балеарские пращники и цетратии (caetrati — соотносимые с греческими пельтастами) образовывали лёгкую пехоту, скутатии (вооружённые копьём, дротиком и бронзовым панцирем) — тяжёлую, испанская тяжёлая кавалерия (вооружённая мечами) тоже очень ценилась. Племена кельтиберов пользовались вооружением галлов — длинными двухлезвийными мечами. Важную роль играли также слоны, которых содержали в количестве около 300. Высоким было и «техническое» оснащение армии (катапульты, баллисты и т. д.) В целом по составу пунийская армия была похожа на армии эллинистических государств. Во главе армии находился главнокомандующий, избираемый советом старейшин, но к концу существования государства это избрание проводилось и войском, что свидетельствует о монархических тенденциях.

Историяправить

Файл:Phoenician colonies.jpg финикийские колонии

Карфаген был основан выходцами из финикийского города Тира в конце IX века до н. э. Согласно легенде, город основала вдова финикийского царя по имени Дидона. Она пообещала местному племени заплатить драгоценный камень за кусок земли, ограниченный шкурой быка, но при условии, что выбор места останется за ней. После того, как сделка была заключена, колонисты выбрали удобное место для города, окольцевав его узкими ремнями, сделанными из одной бычьей шкуры.

Права легенда или нет, не известно. Но кажется маловероятным, что без благоприятного отношения аборигенов кучка преселенцев могла закрепиться на отведенной ей территории и основать там город. К тому же есть основания полагать, что переселенцы были представителями политической партии, не угодной на родине, и надеяться на поддержку метрополии им вряд ли приходилось. По сообщениям Геродота, Юстина и Овидия, вскоре после основания города отношения между Карфагеном и местным населением испортились. Вождь племени макситан Гиарб под угрозой войны потребовал руку царицы Элиссы, но та предпочла браку смерть. Война тем, не менее, началась и была не в пользу карфагенян. По Овидию, Гиарб даже захватил город и удерживал его в течение нескольких лет.

Судя по предметам, найденным во время археологических раскопок, в начале своей истории торговые связи соединяли Карфаген с метрополией, а также Кипром и Египтом.

В VIII веке до н. э. положение в Западном Средиземноморье сильно изменилось. Финикия была захвачена Ассирией, и многочисленные колонии стали независимыми. Ассирийское владычество вызвало массовый отток населения из древних финикийских городов в колонии. Вероятно, население Карфагена пополнилось беженцами до такой степени, что Карфаген смог, в свою очередь сам образовывать колонии. Первой карфагенской колонией в западном средиземноморье стал город Эбесс на острове Питиусс (первая половина VII век до н. э.).

На рубеже VII и VI вв. до н. э. началась греческая колонизация. С целью противостояния продвижению греков финикийские колонии начали объединяться в государства. На Сицилии — Панорм, Солуент, Мотия в 580 году до н. э. успешно противостояли грекам. В Испании союз городов, возглавляемый Гадесом, боролся с Тартессом. Но основой единого финикийского государства на западе стал союз Карфагена и Утики.

Выгодное географическое положение позволило Карфагену стать крупнейшим городом западного Средиземноморья (население достигало 700000 человек), объединить вокруг себя остальные финикийские колонии в Северной Африке и вести обширные завоевания и колонизацию.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий