Канон (музыка)

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques.

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Канон в обращении

В «обращённом» каноне все интервалы пропосты в риспосте берутся в противоположном направлении, например, квинте вверх соответствует квинта вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.

Ракоходный канон

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается от конца к началу. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV — начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum, «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, в котором в определённый момент в пропосте вновь появляется её начало, после чего он повторяется, в результате его можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности. Исторические и локальные разновидности бесконечного канона носили оригинальные названия, например, рота (лат. rota; самый известный пример — Sumer is icumen in), раунд (англ. round), кэтч (англ. catch).

Если в каноне присутствуют одновременно две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Каноничность

Поскольку разные работы создаются разными людьми в разное время, в них неизбежно накапливаются противоречия. Они разрешаются лишением некоторых работ статуса «каноничных» («Звёздный путь»), установкой разных уровней каноничности разным работам («Звёздные войны»). Разные работы могут считать параллельными вселенными («Звёздный крейсер „Галактика“»), а могут не заниматься этими вопросами вообще. Некоторые события вообще являются «пасхальными яйцами» и изначально не претендуют на каноничность.

Каноническая концовка

В компьютерных играх часто есть выбор игрока и несколько концовок в зависимости от того, что он выбрал. Одну из концовок (обычно самую «лучшую») объявляют канонической, и игры-сиквелы ссылаются именно на такой вариант хода событий.

Интересно решение серии Fallout. Ни один выбор игрока — если, конечно, есть другие способы пройти игру — не считается каноническим, пока на него не сошлётся кто-то другой с авторитетом канона.

Перезапуск

В любом случае, с накоплением новых и новых сиквелов канон расширяется, и работа с ним всё усложняется. Помимо выброса второстепенных произведений из канона, может помочь перезапуск — создание нового канона с нуля. Перезапуски и переработки нужно выполнять аккуратно — от этого зависит принятие или непринятие фильма имеющимися поклонниками.

Канон и фанон

Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон

То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.

Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.

К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.

Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.

В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.

Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).

Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.

Фанфики по «Сказке о Хвосте Феи»

Узнав немного о фанфике «Такой разный канон…» с Фикбука, стоит рассмотреть еще какое-нибудь любительское произведение на основе популярного аниме.

Канон (музыка)

Например, на основе сериала «Сказка о Хвосте Феи», снятого по мотивам одноименной манги. В отличие от «Наруто» в центре его событий находятся целая группа главных героев – это волшебники из гильдии «Хвост Феи». Как это традиционно для японской мультипликации, между большинством из них нет романтических отношений.

На данный момент на Фикбуке «Сказке о Хвосте Феи» посвящено почти 53 тысячи ФФ («Наруто» 58 тысяч). Как и в случае с последним, большая часть из них о любви.

Среди любимых фанатских пар Нацу и Люси («Та, кто видит призраков», «Подарок для Люси», «Веселая школьная жизнь до и после»), Джерар и Эльза («Право на ее улыбку», «А мне тебя мало, правда», «Отпадные каникулы»), Грей и Джувия («Ты – рядом, и все прекрасно!», «Реквием по здравому смыслу», «Время отмороженных приключений»).

Стоит отметить, что попытки более активно развивать романтику среди этих героев соответствуют канону аниме, в котором даны более чем откровенные намеки на особое отношение между вышеупомянутыми парами.

Фанфики по «Бедной Насте»

Важно отметить, что плодотворная фантазия российских сочинителей ФФ сосредоточена не только на зарубежных творениях, но и на русской кинопродукции. Так, популярному сериалу «Бедная Настя» посвящено 278 фанфиков

Канон (музыка)

Большинство из них о приключениях Анны и Владимира. В них речь идет либо об их детстве, либо о будущем после свадьбы («Каменная трилогия», «Люблю…»). Сочинения такого рода, как правило, каноничные и являются источниками для фанона.

Кроме перечисленного, неуемная фантазия поклонников сериала создала и несколько неканоничных фанфиков-кроссоверов с таким проектами, как «Не родись красивой» («Незаменимый») и книгой «Гордость и предубеждение» («Гордость и предубеждение Двугорского уезда»).

Примеры

«Звёздный путь»

В канон «Звёздного пути» входят «все события сериалов и фильмов» (а именно Star Trek, Star Trek: The Next Generation, Star Trek: Deep Space Nine, Star Trek: Voyager, Star Trek: Enterprise, и все фильмы). Соответственно, неканонично всё остальное: сопутствующие романы, комиксы, игры и мультфильмы. Однако события романов и мультфильмов могут в конце концов проникнуть в сериалы, ведь, как говорит сайт, «канон — это не то, что высечено на камне». Один из неканоничных элементов, позднее вошедших в канон,— второе имя Тиберий у Кирка (Джеймс Тиберий Кирк), которое появилось в мультсериале, а позднее было упомянуто в фильме Star Trek VI: The Undiscovered Country.

«Звёздные войны»

В «Звёздных войнах» было несколько уровней каноничности. Высший уровень — шесть фильмов и личные заявления Лукаса. Прочие материалы имеют уровни более низкие. Эту сложную систему поддерживает Лиланд Чи, сотрудник Lucasfilm.

В 2014 году Чи уменьшил количество уровней до двух — «канона» и «легенд».

«Доктор Кто»

Создатели «Доктора Кто» уклонялись от вопросов о каноничности. Рассел Дэвис, текущий (2013) продюсер, объяснял это тем, что он просто не думал об этом вопросе.

Fallout

Каноническими (на конец 2015 года) считаются пять игр: Fallout, Fallout 2, Fallout 3, Fallout: New Vegas, Fallout 4 со всеми аддонами и с той частью сопроводительной документации, которая не противоречит играм. Каноничны оба комикса.

Неканонична игра Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (за исключением общей цепи событий, на которую ссылается Fallout 3), Fallout: Brotherhood of Steel (малоизвестная консольная игра), Fallout Shelter (миниигра для смартфонов), специальные встречи Fallout 1, 2 и New Vegas, ошибки игр, невышедшие игры. Любой выбор игрока — если, конечно, есть другие способы пройти игру — также неканоничен, пока более новая игра не сошлётся на тот или иной вариант развития событий: так, общепринято, что Выходец из Убежища подобрал Псину и нанял Яна, и оба погибли (это описано в документации к Fallout 2), однако об остальных напарниках Fallout такой информации нет.

В случае противоречий Black Isle/Bethesda «выигрывает» вторая, текущий правообладатель. Однако неканоничен довоенный винт в одном из убежищ Fallout 4: считается, что этот наркотик изобрёл Майрон (Fallout 2).

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона — пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона —шансон «Мой конец — моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430—1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития

Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И

С. Баха «Гольдберг-вариации», где каноном является каждая 3-я вариация, «Музыкальное приношение», где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг, Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит, Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Что такое канон христианской Церкви?

Церковь — это очень сложная структура со своими законами, догмами и традициями. Их сложно понять без осознания истоков. Так что такое канон церковный?

Впервые это слово появляется касательно Священного писания. Что такое канон в контексте Библии и герменевтики? Это правило, которое используется для определения некоторого стандарта для книг. Необходимо помнить, что все книги Нового и Ветхого Заветов были на момент их написания абсолютно каноничными. Понимание того, что Писание – это и есть основной авторитет христианской Церкви и даст возможность отделить истину от теологического заблуждения.

Канон (музыка)

Что такое канон в Библии, и какие меры и стандарты использовались, чтобы определить, могла ли та либо иная книга быть классифицированная как каноничная и стать частью Священного Писания? Разъяснение этого вопроса было дано в Послании от Иуды (1:3). Там утверждается такой момент, что вера была дарована Господом Богом один раз и уже навсегда. Следовательно, вера определена Писанием, и, согласно утверждению апостола Иуды, оно было единым для всех. Псалтырь утверждает, что Истина – это основание Священного слова. Исходя из этого утверждения, теологи и апологеты сопоставляли отдельно взятые книги в пределе общепринятого каноничного Писания. Основные книги Библии поддерживают то утверждение, что Иисус Христос является Сыном Божим. Однако большинство небиблейских текстов, которые претендуют на каноничность, отрицают саму идею божественности Христа. Это является одной из основных черт так называемых апокрифов.

Канон (музыка)

Что такое канон с более метафизической точки зрения? В эпоху ранней христианской Церкви отдельные общества признавали тот или иной текст «вдохновленным», что в итоге и являлось критерием его каноничности. На протяжении нескольких первых столетий активная полемика велась лишь по поводу нескольких книг, основной список которых был уже утвержден до III столетия нашей эры. Например, каноничным признан так называемый покаянный канон (или же умилительный) Андрея Критского.

При рассмотрении книг Ветхого Завета основополагающими были такие факторы:

— присутствие цитат или ссылок в Новом Завете к книгам Ветхого Завета (за исключением двух);

— как описано в Евангелиях, Иисус Христос поддерживал ветхозаветные традиции и даже цитировал некоторые повествования и тексты;

— сами иудеи крайне тщательно подходили к сохранениям писаний Старого Завета. Римско-католические апокрифы не соответствуют этим пунктам, поэтому они никогда не были приняты иудеями.

Многие богослужебные тексты относятся к ортодоксальным исключительно благодаря их «одухотворенности». В качестве примера можно привести канон покаянный. Он сочетает в себе огромное количество святых для христиан образов и пропитан христианским духом и духовностью.

Отвечая на вопрос: «Что такое канон?» — нельзя не упомянуть один из важных критериев ранней Церкви: был ли человек, писавший тот или иной текст, «очевидцем» деяний Иисуса Христа. Таким образом, можно сделать вывод, что церковный канон был сформирован в первые столетия зарождения христианства и с тех пор особых изменений не претерпел.

Евхаристический канон

Его ещё называют анафорой. Что значит канон Евхаристии? Это ряд молитвословий, которые вместе образуют центральную, кульминационную часть Литургии. Во время чтения этих молитв происходит преложение Святых Даров. То есть превращение освящённых хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святые Дары ещё называют Причастием, поскольку верующие вкушают их на Литургии и таким образом соединяются со Христом.  Это Таинство установил Спаситель на Тайной Вечере с апостолами:

Евхаристический канон практически не менял своего содержания с первых веков христианства. Его молитвословия включают благодарения (евхаризмы) и прославление Спасителя, упоминания Тайной Вечери, искупительной смерти Христа (анамнеза), Его Воскресения и Вознесения. Священником совершается призвание Святого Духа (эпиклеза), который совершает чудо преложения и освящает молящихся. Также прославляются святые и Божья Матерь, поминаются живые и усопшие православные христиане, читается молитва Господня («Отче наш»).

Краткая характеристика

Канон (музыка)
Простой 4-голосный канон «Братец Яков»: каждый голос вступает на два такта позже предыдущего

Каноны обычно двух-, трёх- или четырёхголосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» — «Братец Якоб») — простые.

Производные понятия

Канонический иллюстратор, канонический переводчик

Работа иллюстратора или переводчика может стать настолько удачной, что его достижения — внешний вид персонажей, перевод имён и т. д. — становятся каноном. Так, благодаря художнику Сидни Пэджету и его последователям шляпа с двумя козырьками стала фирменным головным убором Шерлока Холмса, хотя в книге нечто подобное однажды упоминается там, где и полагается — где-то за городом. Что носил Холмс в городе — книги не упоминают; скорее всего, котелок.

Фанон

Фанфики практически никогда не объявляют каноничными. Но некоторые мысли из них могут стать известными среди фанатов. Эти мысли называют фанон (фанат+канон).

Фаноны часто бывают в крупных медиафраншизах, где много каноничных и неканоничных работ, как во вселенной «Звёздного пути».

Иногда, например, среди фанатов «Горбатой горы», фанатские работы объявляют каноническими, если работа остаётся верной исходному рассказу Энни Пру и фильму 2005 года. Эти работы могут описывать события до, во время или после событий рассказа и фильма.

Кинон

В случае, если каноничное произведение было экранизировано, то новая интерпретация называется кинон (от. «кино» и «канон») и может отличаться в деталях. Зачастую различия относятся к внешнему облику действующих лиц. Например, в первом томе серии романов «Гарри Поттер» возраст преподавателя Северуса Снегга составляет 31 год, в то время в фильме как сыгравшему его актёру Алану Рикману на тот момент было 55 лет.

Хедканон

Хедканон, хэдканон (от англ. headcanon, «канон в голове») — канон и дополнения к нему (из других фанфиков, обсуждений на интернет форумах, и т. п.), которые автор считает основой своего произведения. Если фанон является общепринятой или наиболее часто используемой трактовкой событий, то хедканон может быть произвольным набором постулатов, выбранных автором.

Например, произведение «Fallout: Equestria» основывается на франшизе «My Little Pony» и компьютерных играх «Fallout», при этом само стало источником производных работ. Наиболее известные из них: «Project Horizons», «Pink Eyes», «Heroes» и «Guise of Chaos». Авторы последующих фанфиков этой вселенной автоматически признают каноном «Fallout: Equestria», но в качестве хедканона могут выбрать только часть из производных работ — например, «Fallout: Equestria» и «Project Horizons» — проигнорировав прочие истории и не согласовывая с ними сюжет.

В интернете распространён ироничный вариант перевода термина — «головопушка», так как в английском языке слова «канон» (canon) и «пушка» (cannon) имеют схожее написание.

Откуда взялся канон в музыке?

Канон в музыке – это форма, созданием которой может без зазрений совести гордиться Западная Европа, ведь именно оттуда взялось и это понятие, и сама форма. Данный тип музыки отличается одновременно сложной конструкцией звука и эмоционально насыщенной и полной формой. Данная форма зародилась еще в эпоху многоголосия в Европе, но продолжила свое развитие в последующих семи столетиях, причем роль его не уменьшается при развитии современной музыки. Конечно же, данный термин претерпел значительную эволюцию за время своего существования при создании музыки.

Канон (музыка)

Изначально канон существовал под одним значением, в современной же музыке это понятие обозначает немного другую форму. Именно поэтому этот термин используют для обозначения нескольких эпох его развития, разделяя его на классический и современный.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона — пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона —шансон «Мой конец — моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430—1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития

Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И

С. Баха «Гольдберг-вариации», где каноном является каждая 3-я вариация, «Музыкальное приношение», где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг, Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит, Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Краткая характеристика

Канон (музыка)
Простой 4-голосный канон «Братец Яков»: каждый голос вступает на два такта позже предыдущего

Каноны обычно двух-, трёх- или четырёхголосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» — «Братец Якоб») — простые.

Канон — что это?

В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке – это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.

Канон (музыка)

Если говорить более понятным языком, то это – музыкальная пьеса, которая строится на постоянной имитации. Это и есть канон. Определение его бывает разнообразным, но особой формой и разновидностью данного понятия в музыке является бесконечный канон, где мелодия может переходить от окончания к началу и повторяться бесконечное количество раз. При этом существует не один тип канонов, каждый из которых звучит неповторимо. Главным же условием в исполнении такой музыки есть то, что мелодия, воспроизводимая первым голосом, должна быть повторена идентично до каждого звука.

Этимология и типология канона

Греческое слово κανών (канон) обозначает «прут, линейка, брусок»; «какой-то предмет, выступающий мерилом». Еще одно значение – это «правило, мера, норма или образец». Помимо греческого определения, этим обозначением называют монохорд, известный как инструмент мудрецов. Именно из-за этого инструмента канониками называли сторонников математико-философского определения в создании музыки.

Византийская музыка закрепила данный термин определение как форму церковной музыки. Этот тип музыки состоит из девяти од, в которых вторая часть в большинстве своем отсутствует или же пропускаются восьмая и девятая песни. Чуть позже византийский канон перешел в русскую музыку и сохранил изначальное строение.

Канон (музыка)

Католики стали называть данным определением часть от слов в молитвенных мессах Те igitur после Sanctus. Эта часть мессы не подлежит никаким видоизменениям, и именно поэтому появилось название «канон» в католических мессах.

Бывают такие типы канонов, как простой, производный, бесконечный, тройной, двойной и мензуральный. Все они чем-то похожи друг на друга, но все же имеют некоторые различия.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона — пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона —шансон «Мой конец — моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430—1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития

Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И

С. Баха «Гольдберг-вариации», где каноном является каждая 3-я вариация, «Музыкальное приношение», где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг, Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит, Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Особая форма канона

В европейской музыке развилось такое особое ответвление, как полифония. Полифонический канон в музыке – это особая форма канона, возникшая при мощном подъеме полифонического мышления. При полифонии проводится непрерывная имитация звуков, при этом звуки передаются от одного инструмента или голоса к другому. Таким образом, полифоническая мысль погружается в измерение музыки, которое находится внутри нее. Полифония являет собой эстетический эффект, который не поддается описанию словами.

Канон (музыка)

Канон в музыке является довольно забавным приемом, при котором есть абсолютное следование мелодии, а не общему правилу. При исполнении этого ответвления в музыке один из голосов начинает мелодию, затем его подхватывает второй и полностью повторяет мелодию, не принося никаких изменений. К двум голосам присоединяется третий, полностью повторяя уже заданную мелодию. Такой способ исполнения музыки звучит естественно и ненавязчиво. Полифония достигла особого подъема своей популярности в двухтысячные годы, когда на звук вызова на телефоне ставили как раз таки полифонические мелодии.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques.

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Канон в обращении

В «обращённом» каноне все интервалы пропосты в риспосте берутся в противоположном направлении, например, квинте вверх соответствует квинта вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.

Ракоходный канон

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается от конца к началу. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV — начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum, «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, в котором в определённый момент в пропосте вновь появляется её начало, после чего он повторяется, в результате его можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности. Исторические и локальные разновидности бесконечного канона носили оригинальные названия, например, рота (лат. rota; самый известный пример — Sumer is icumen in), раунд (англ. round), кэтч (англ. catch).

Если в каноне присутствуют одновременно две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время

Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство

Канон (музыка)