Кафтан

Ни кафтан, ни ряса

Огромный культурологический материал можно почерпнуть из русских народных пословиц и поговорок. В словарях представлено несколько десятков устойчивых фольклорных словосочетаний, в которых упоминается кафтан. Синонимом более распространенного сейчас варианта «ни рыба, ни мясо» был в Древней Руси эквивалент «ни кафтан, ни ряса».

В то время, когда действительно встречали по одежке – определяли его место на сословной лестнице, отсутствие индивидуальных признаков, позволяющих судить о роде занятий, стало основанием для появления поговорки. Ряса – человек духовного звания, кафтан – не обязательно крестьянин или боярин, главное, что не представитель религиозной субкультуры. Когда используют эту поговорку, уже не имеют в виду существовавшее в Древней Руси распределение по социальным ролям: главное, что в ней подчеркивается, что у человека нет индивидуальных характеристик.

Этимология слова «кафтан»

Кафтан

Что такое «кафтан», можно выяснить, читая толковый словарь. Это слово персидского происхождения. Изначально оно служило для обозначения военной амуниции. В Древней Руси в кафтанах щеголяли все, правда, для одних эта верхняя одежда становилась возможностью продемонстрировать свое материальное благополучие: кафтан мог застегиваться на дорогие пуговицы, иметь богатую меховую подкладку, украшение золотым или серебряным кружевом по полам и отворотам рукавов.

Когда варяги принесли на Русь моду на кафтаны, знать стала себе заказывать наряды из парчи и атласа. Потом кафтаны спустились и в низы: народ стал себе шить зипуны – упрощенную модификацию кафтана, лишенную украшений. Помимо крестьян, кафтаны-зипуны полюбились и казакам, а также грабителям на больших дорогах, которых даже прозвали зипунниками.

«А кафтан зеленый, бархатный»

Кафтан

В первый раз вопрос о том, что такое кафтан, может возникнуть у ребенка в достаточно раннем возрасте. Еще только-только осваивая алфавит, он может столкнуться с загадкой, которая через века дошла до нашего времени: «Сам алый сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». Хотя и не во всех регионах растут арбузы, загадку эту в книги для дошкольников любят включать повсеместно. И родителям приходится объяснять, что, дескать, это такая одежка, которую раньше тети и дяди носили, а сейчас уже не носят. Приблизительно такой же ответ ребенок получает, когда находит в книгах еще одну загадку, теперь уже про сосну: «Все капралы поскидали кафтаны, а один капрал не скинул кафтан».

Для устного народного творчества, вышедшего из магических обрядов, а потому основанного на разных табу, зашифровывать одни предметы через другие было делом обычным. Правда, для современных детей, многие загадки становятся тайной за семью печатями, потому что не сохранилось в окружающей их действительности предметов, которые в загадках упоминаются. Вот к разряду одежды, вышедшей из употребления, как раз и относится кафтан.

В словаре «кафтан» относится к лексике устаревшей, к тем архаизмам, которые обозначают что-то, чем мы уже не пользуемся. Но, читая книги о Древней Руси, мы замечаем, что при описании одежды, как богатых, так и бедных, постоянно речь заходит об их кафтанах.

В западных странах

Американцы, вернувшиеся из путешествий по тропе хиппи, способствовали популяризации кафтана.

Совсем недавно кафтан был представлен на Западе в 1890-х годах, когда Аликс Гессенская надела традиционный русский кафтан во время своей коронации. Эта одежда напоминала кафтаны, которые носили османские султаны, и контрастировала с обтягивающими платьями с корсетами, распространенными в Англии в то время.

Кафтан постепенно завоевал популярность из-за своей экзотики и как разновидность свободной одежды. Французский модельер Поль Пуаре еще больше популяризировал этот стиль в начале 20 века.

В 1950-х модные дизайнеры, такие как Кристиан Диор и Баленсиага, использовали кафтан как свободное вечернее платье или халат в своих коллекциях. Эти вариации обычно были без створок.

Американская мода хиппи конца 1960-х и 1970-х годов часто черпала вдохновение из этнических стилей, включая кафтаны. Эти стили были привезены в Соединенные Штаты людьми, которые прошли так называемый « путь хиппи ». Дашики в африканском стиле, похожие на кафтаны, были популярны, особенно среди афроамериканцев . Уличные стили были заимствованы модельерами, которые продавали роскошные кафтаны в качестве платьев для хозяйки для повседневных домашних развлечений.

Дайана Вриланд , Бэйб Пейли и Барбара Хаттон помогли популяризировать кафтан в господствующей западной моде. В 1970-е годы Элизабет Тейлор часто носила кафтаны, разработанные Теей Портер . В 1975 году на ее вторую свадьбу с Ричардом Бертоном она надела кафтан, разработанный Джиной Фратини .

Совсем недавно, в 2011 году, Джессика Симпсон была сфотографирована в кафтане во время беременности. Американский редактор моды Андре Леон Талли также носил кафтаны, созданные Ральфом Руччи, как один из его фирменных образов. Бейонсе, Ума Турман, Сьюзен Сарандон, Кейт Мосс, Мэри-Кейт и Эшли Олсен, а также Николь Ричи были замечены в этом стиле. В некоторых модных линиях есть коллекции, посвященные кафтану, например, летняя коллекция Willian by Keia Bounds 2015.

Для дальновидных модных брендов кафтаны были включены в линии летнего сезона таких известных брендов, как Roberto Cavalli, House Of Inoa Fashion и TheSwankStore, которые, в свою очередь, увидели, что платье-кафтан стало популярным как основной предмет женской одежды для тех, кто посещает тропические места отдыха. . Часто сделанные из шелка и отделанные кристаллами и бисером на вырезе и спине одежды, многочисленные и разнообразные стили кафтанов часто называют современной роскошной курортной одеждой, а термин «кафтаны» составляет общее название, охватывающее жанр стиля. Эти современные красочные наряды, обычно созданные с использованием ярких, красочных и уникальных принтов, отсылающих к традиционным культурам Ближнего Востока и Индии, сочетающимся с модными цветовыми палитрами и стилями, начали выходить за рамки использования только в качестве курортных предметов моды, но как предметы повседневной одежды носить.

Османский кафтан

Османский султан Сулейман Великолепный в кафтане из сложной тканой ткани.

Кафтаны носили по султаны в Османской империи . Украшение на одежде, включая цвета, узоры, ленты и пуговицы, указывало на ранг человека, который ее носил. С 14 по 17 век использовались ткани с крупными узорами. К концу XVI — началу XVII веков орнамент на тканях стал меньше и ярче. Ко второй половине 17 века самыми ценными были кафтаны с «йоллу»: вертикальными полосами с различной вышивкой и мелким рисунком — так называемые ткани «селимие».

Большинство тканей, производимых в Турции, было произведено в Стамбуле и Бурсе , но некоторые ткани были доставлены из Венеции , Генуи , Персии (Иран) , Индии и даже Китая . Кафтаны изготавливались из бархата, аба , бюрумчюк (тип крепа с шелковой основой и хлопчатобумажным утком), канфес , шатма (тяжелая шелковая парча ), гези , диба ( персидский : دیبا ), хатайи , кутну , кемха , серасер. (Персидский سراسر ) (парчовая ткань с шелковой основой и утком золотой или серебряной металлической нити), серенк , зербафт (персидский زربافت ) и тафта (персидский تافته ). Предпочтительными цветами были синий индиго , красный кермес , фиолетовый, pişmis ayva или «вареная айва» и желтый сварочный шов .

Алжирские кафтаны

Женский кафтан, предложенный Али Пача из Алжира короне Швеции по случаю мирного договора 1731 года.

Женский кафтан вписан в нематериальное культурное наследие человечества как костюм Тлемсена . Это основная часть Чедды Тлемсена .

Исторически зарегистрировано, что кафтан носили в Алжире с начала 16 века. В соответствии с османской традицией мужской кафтан, известный как кафтан чести, османский султан даровал губернаторам Алжира, которые, в свою очередь, даровали кафтаны беям и членам знатных семей. В его топографии и всеобщая истории Алжира , Антонио де Сос   описал его как цветной халат из атласа, дамасские, из бархата и шелка , и имеющей форму , которая напоминала ему о рясах священников. Дей носил кафтан с свисающими рукавами; в ходжа (секретари) носил очень длинную ткань на основе Кафтан, приходящихся на лодыжках; в chaouchs (исполнителями справедливости Дей) были признаны зеленым Кафтан с рукавами либо открытыми или закрытыми, в соответствии с их рангом. Кафтан также носили янычары в 17 и в половине 18 веков. Его продолжали носить высокопоставленные мужчины даже в 20 веке.

Женский кафтан, с другой стороны, возник на местном уровне и произошел от ghlila , куртки до середины икры, сочетающей в себе мориско и османское влияние, но которая развивалась в соответствии с очень специфическим алжирским стилем, начиная с шестнадцатого века. Между шестнадцатым и семнадцатым веками женщины среднего класса начали носить глилу. Использование парчи и качественного бархата, обилия вышивки и золотых нитей было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность самых богатых алжирцев, которые решили удлинить глилу до щиколоток, чтобы сделать кафтан, который стал центральным элементом одежды. парадный костюм, тогда как глила ограничивалась ролью повседневной одежды.

В 1789 году дипломат Венчур де Паради описал алжирскую женщину следующим образом:

С тех пор было разработано несколько типов кафтанов, сохраняющих первоначальный образец. В настоящее время алжирские женские кафтаны, включая модернизированные версии, считаются неотъемлемой частью приданого невесты в таких городах, как Алжир , Аннаба , Беджайя , Блида , Константин , Милиана , Недрома и Тлемсен .

Марокканский кафтан

Согласно « Энциклопедии ислама» , кафтан был завезен в берберийские государства османами и по моде распространился до Марокко.

По словам Наймы эль-Хатиба Буджибара , кафтан мог быть завезен в Марокко королем Саади Абд аль-Маликом, который жил в Алжире и Стамбуле . Поначалу его носили сановники и женщины дворца, а с конца 17 века он стал модным среди среднего класса.

По словам Рашиды Алауи, кафтан датируется концом 15 века в Марокко благодаря мавританской истории и, следовательно, представляет собой средневековое андалузское наследие. Первые упоминания об этой одежде, которую носят марокканцы, относятся к 16 веку.

Сегодня в Марокко кафтаны в основном носят женщины, а слово кафтан в Марокко обычно используется для обозначения «цельного платья». Альтернативные варианты марокканских кафтанов, состоящие из двух частей, называются такчитой и носятся с большим поясом. Takchita также известен как Mansouria , который происходит от имени султана Ахмеда аль-Мансур , который изобрел Аль-Mansouria и новый способ ношения двух частей кафтана.

Верхняя одежда в Позднем Средневековье

Период XV-XVII веков является одним из интереснейших в истории мужской верхней одежды. Это связано не только с огромным разнообразием видов кафтанов, появившимся в этот период, но и с мировыми историческими событиями.

КафтанОдежда XVII века на Руси

Мало кто знает, что именно в этот период появляется и наш русский сарафан в том виде, в котором он сохранился у староверов — косоклинный сарафан. Само слово «сарафан» также является заимствованием из тюрко-иранской среды и означало мужскую верхнюю одежду. Постепенно он трансформируется в косоклинный сарафан и приобретает привычный нам вид к XVIII–XIX векам.

В XV веке в связи с активностью турок на Руси начинается «турецкая мода» — активно поступают ткани из Ирана и Средней Азии, а также сама одежда от турок. Есть упоминания о том, что восточные послы в качестве подарков приносили русским князьям и верхнюю одежду.

КафтанТурецкий кафтан

Можно вспомнить и казачьего предводителя Степана Разина, ходившего «за зипунами» в Персию. Надо сказать, что «турецкая мода» проявляется не только в одежде, но и в оружии, доспехах и тактике боя. В начале XV века русское войско из преимущественно тяжелой конницы становится лекговооруженной. Одновременно с этим в Московском княжестве начинается «византийский ренессанс», при дворе Ивана III складываются некие представления о Византии, и «образ Византии» становится весьма модным. Надо сказать, что это было именно представление о Византии, а не настоящая византийская мода. А именно: долгополые богатые одежды, рукава с напуском, сюда же прибавились и древнерусские длинные рукава.

Все эти процессы приводят к классическому образу русской мужской одежды: рубаха, нижний кафтан (однорядка, свита, поддевка) и верхний кафтан (опашень, охабень и т.д.). На иконе «Молящиеся новгородцы» XV века мы можем видеть «классический look» мужской моды: все одеты в свиты с полами в стык, сверху надеты внаброс верхние кафтаны — опашни, с долгими рукавами и прорезями для рук.

КафтанИкона «Молящиеся Новгородцы»

Зачастую рукава завязывались за спиной. Иногда надевали несколько нижних кафтанов для пущего щегольства и знатности. Аналогичным знаком знатности и богатства были и длинные рукава на кафтанах. Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения.

«Трехслойность» сохранялась в русской традиционной одежде до конца XVII века в среде знати, а в крестьянской среде — до начала XX века.

В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты. В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства».

КафтанАкварели Ф. Г. Солнцева «Одежды Русского государства»КафтанЛатный полукафтан

Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта. Стоит отметить, что в XVI-XVII веках также складывается и профессиональная корпорация церковных певчих — певчие дьяки. Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма.

Кафтан певчего дьяка из ГИМа

Кафтаны на Руси

Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.

Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.

Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.

В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.

История

Согласно Энциклопедии ислама, эта мода довольно рано зародилась среди арабов под влиянием персидской моды. В арабском языке слово k̲h̲aftān используется точно так же, как и в персидском языке . Он описывается как длинный халат, иногда доходящий до икр или чуть ниже колена. Она открыта спереди, а рукава слегка обрезаны на запястьях или даже до середины рук.

Д’Арвье в своих путешествиях в 17 веке упоминает сирийские амиры и бедуинские шейхи, которые носили кафтан в качестве зимней одежды.

Эпоха Аббасидов

Во время золотого века ислама в эпоху Аббасидов космополитическая суперкультура распространилась повсюду среди китайских императоров, англосаксонской чеканки, но также и в Константинополе (нынешний Стамбул ). Они копировали и копировали культуру Багдади (столица Аббасидов).

Даже Феофил , сражавшийся с арабами в 830-х годах на поле битвы, построил дворец в багдадском стиле недалеко от Босфора . Они ходили по ларабе в кафтанах и тюрбанах. Кафтан в арабском стиле был в моде даже на обычных улицах Гуанчжоу в эпоху Тан .

Это стало роскошной модой — богато украшенный халат с пуговицами спереди. Калифы носили элегантные кафтаны из серебряной или золотой парчи с пуговицами на передней части рукавов. Халиф аль-Муктаддир (903–932) носил кафтан из серебряной парчи тустарского шелка, а его сын — из византийского шелка, богато украшенный или украшенный фигурами. Кафтан распространился повсюду Аббасидами и стал известен во всем арабском мире.

Западноафриканский кафтан

В Западной Африке кафтан — это халат-пуловер, который носят как мужчины, так и женщины. Женский халат называется кафтаном , а мужской — сенегальским кафтаном.

Сенегальский кафтан — это пуловерный мужской халат с длинными рукавами-колокольчиками. На языке волоф этот халат называется мбубб, а по-французски — бубу . Сенегальский кафтан — это одежда до щиколотки, которую носят с соответствующими брюками на шнурке, называемыми тубай . Эти халаты, обычно сделанные из хлопковой парчи, кружева или синтетических тканей, распространены по всей Западной Африке. Кафтан и соответствующие брюки называются костюмом-кафтаном. Костюм-кафтан надевается с фуражкой куфи . Сенегальские кафтаны — официальная одежда во всех странах Западной Африки.

Как наряд выглядит на разных типах фигур

Тема кафтана неисчерпаема. Под этим названием подразумеваются очень разные платья, которые прекрасно сидят на всех типах фигур. Они подходят любым возрастным категориям. Длинный кафтан с вертикальными кантами вдоль разрезов боковых швов и по переду сделает более узкой и изящной даму корпулентного телосложения, а невысокой особе добавит роста. Худощавой фигуре отделка на груди и пояс на талии придадут соблазнительный объём в тех местах, где его недостаточно. Женщина в кафтане выглядит более стройной, мягкой, сексуальной. А ведь изначально этот вид одежды относился к предметам мужского гардероба.

Кафтаны знаменитых модельеров современности

Молодые дизайнеры модной одежды больше ориентируются на кафтаны народов Африки, Азии и Аравии, например, Мухра, Артка, Мэтью Уильямсон.

Наш знаменитый соотечественник — кутюрье Вячеслав Зайцев, дал новую жизнь кафтану-зипуну в своей роскошной коллекции в русском стиле. Его кафтан – это отрезное по талии короткое женское пальто с прилегающим лифом и расширяющейся трапецией нижней частью. Те старинные наряды, которые вдохновили его на создание этой коллекции, шились из однотонной ткани. Он же свои шедевры выполнил из материалов с роскошной набивкой, традиционной для платков павлово-посадских мануфактур.

Кутюрье высших эшелонов индустрии моды для вдохновения нередко обращаются к хранилищам музеев старинного прикладного искусства. В потрясающей роскошью блеска камней и золотой вышивки коллекции Дольче и Габбана «Византия» кафтан – это платье прямого, очень простого покроя, напоминающее верхнюю одежду русских царей.

Кензо же придал ему стиль сафари. Спущенные плечи, широкий пояс, ткань-хаки – очень своеобразное видение старинного русского наряда. Роберто Кавалли подарил публике невероятно женственные летящие платья-кафтаны из тончайшего шифона с анималистическим рисунком.

Старообрядческие кафтаны после церковного раскола

Церковный раскол XVII века поделил историю русского кафтана на «до» и «после». Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской.

Поповец и безпоповец. Гравюра

Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов. Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей (певчих дьяков) повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов

Более ранние источники («молящиеся новгородцы») позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву. Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала

Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей (певчих дьяков) повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники («молящиеся новгородцы») позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву. Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала.

Но обо всём по порядку. XVIII век раскидал староверов по разным окраинам страны, куда люди привозили с собой в том числе и моду. На окраинах начинали формироваться свои предпочтения на основе кафтанов разных уголков московского царства

Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней

Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар

Кафтаны с гасниками у Выговских отцов

Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками (гасниками, гашниками), на которых крепились пуговицы. Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Такие кафтаны можно увидеть на портретах отцов Выговской пустыни, а также на гравюрах XVIII-XIX веков.

Кафтан на гаснике из Нижнего ТагилаН.С. Лесков

Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде.

Разновидности

Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой (ватник).

Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.

Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.

  • Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запа́хом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.
  • Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии . Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
  • Поддёвка — считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Имела сзади сборки. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы.
  • Польский кафтан — появился в XVII веке. Верхняя часть кафтана (от пояса) плотно охватывала фигуру, а нижние полы — широкие. Рукава очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти.
  • Терлик — кафтан, который носили царские охранники (рынды), сокольничьи и другие. Был похож на польский кафтан. Терлик имел спереди особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече.
  • Тегиляй — броневой кафтан.
  • Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза. В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: «Пехота носит такие же кафтаны (как и конница), и немногие имеют шлемы».
  • Турские — без воротника, с застежкою на шее и левом боку.
  • Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.
  • Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.
  • Азям — шился из тонкой ткани и носился только летом.
  • Армяк — широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Шился из фабричной материи — толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Был верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин).

Будут ли мужчины снова носить кафтаны

Кафтаны в разное время довольно долго были форменной одеждой военных. Они богато расшивались позументом, украшались пристёгивающимися на металлические пуговицы пластронами, отделывались мехом, дополнялись съёмными воротниками. Сейчас современный мужской кафтан можно найти только с очень большим трудом. Если удастся, то понадобится большая смелость, чтобы надеть его и носить. Мода в этом вопросе пока на стороне женщин, но она быстротечна и очень изменчива. Кто знает, может быть, очень скоро мужчины снова станут носить кафтаны. Меняется мода, одни предпочтения приходят на смену другим. Но значение слова кафтан остаётся прежним – это удобная и практичная верхняя одежда.

Какие кафтаны продаются в магазинах

Если зайти в модный бутик зарубежной брендовой одежды и спросить, можно ли у них купить кафтан, то вам предложат на выбор длинные платья для пляжа, для дома или для праздничного торжества. Что значит кафтан в представлении молоденьких продавщиц этих магазинов? Это длинное просторное платье с разнообразной отделкой по краям выреза, подола и рукавов. Отделка бывает из контрастной косой бейки или из пёстрой тесьмы. Платье-кафтан обычно имеет верхнюю часть полочки и спинки прилегающего силуэта. В нём не может быть никаких драпировок, воланов, рюшей, пышных воротников, допустим только маленький воротник-стойка.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы – внутреннее убранство

Размеры главного купола, отличающие собор Покрова Пресвятой Богородицы снаружи, сказываются и на впечатлении от внутреннего устройства. Покоящаяся на четырех массивных столбах верхняя часть строения в центре уходит далеко ввысь, к световым проемам барабана главного купола. Белокаменные столбы делят внутреннее пространство храма на три нефа, в центральном возвышается иконостас алтаря.

Кафтан

Сверху свисает многоуровневая люстра, за ней просматривается высоченный 18-метровый иконостас. Алтарная преграда в измайловском храме – одна из самых высоких в России, святые образа здесь располагаются на пяти уровнях. Таким он был и в давние времена, но непоправимо пострадал от костров, разводимых наполеоновскими вояками. Восстановлением образов для иконостаса занимается художник Никита Нужный.

Святые образы собора

Сохраняет собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и подлинные старинные шедевры, особо почитаемые прихожанами. Среди них – список (копия с подлинника) иконы Богоматери Федоровской с клеймами, изображающей Деву Марию в покрове с младенцем Христом на руках. Оригинал образа, называемый еще Иерусалимской иконой, был вывезен из столицы Византии – Константинополя в Киев, побывал во Владимире и осел в Москве.

Кафтан

Клеймами называют боковые изображения рядом с центральным образом. На них отображены знаменательные события из жития Богородицы, описанные по библейским сюжетам

Большая информативность и красота комплекса произведений старинной иконописи привлекают внимание всех посещающих собор Покрова Пресвятой Богородицы. Перед этим образом – персональный подсвечник для обращающихся к Матери Божьей

Есть отдельный подсвечник и возле образа Николая Чудотворца, одного из популярнейших в православии святых. Святитель изображен древним иконописцем в епископской мантии, с Евангелием в левой руке, правой рукой он благословляет верующих христиан. Поверх одеяния наброшена белая лента с изображениями креста. В верхних углах иконы помещены изображения ангелов или святых с сияющими нимбами.

Кафтан

Левее на дальнем плане виден храмовый иконостас со Святыми вратами и престолом, выше расположено более сотни святых образов, воссозданных в мастерской Нужного. На столбе справа от иконостаса помещен оригинал Иерусалимской иконы, возвращенный из временного пребывания в другом храме, вынужденном на время реставрации Покровского. На оригинале иная поза младенца, другие боковые изображения.

В словаре Даля

м. татарск. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя:
запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно
кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с
борами, кучерской, немецкий или разрезной сзади, короткий или
полукафтан, сибирка, прямой или кафтанчик, казачий, казакин; французский
кафтан, широкополый, круглый фрак, какие носили в прошлом веке;
мундирный кафтан, сюртук с шитым стоячим воротом. Становой кафтан, стар.
косой, с широкими рукавами. Кафтанец, щеголеватый кафтан; кафтанишка,
кафтанища, зипун, тяжелко, будничний, плохой кафтан. Рубаха кафтана к
телу ближе. Худая слава, что без кафтана Сава. Рад Епифан, что нажил
серый кафтан. По Ереме шапка, по Сеньке кафтан (колпак). Те же кафтаны,
да не те карманы. И кафтан греет, когда шубы нет. Этот кафтан (сарафан)
вам не к рукам. Этот кафтан не по нашим (или нам не по) плечам. В драке,
богатый лицо бережет, убогий кафтан. Служить стану по кафтану. Кафтан
кафтаном, а борода даром. Хоть кафтан и сер, а ум не черт съел. Мужик
хоть и сер, да ум-то у него не черт съел. Кафтан зелён, да бит ежедён.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом. Пуст карман, да синь кафтан,
щеголь. Не велик, да широк, кафтан короток. Золотой кафтан охотнику, а
золотой карман работнику. Без клиньев кафтана не сошьешь. У него кафтан
с подкладкой, денег много. Житье хорошее: семерых в один кафтан согнали!
Шуба за кафтаном тянется, 14 сентября. Сам алый, сахарный, кафтан
зеленый, бархатный? арбуз. Кафтанный, к кафтану относящ. Кафтанник м.
щеголяющий кафтанами; кафтанный портной; женская суконная одежда, род
кафтанчика с перехватом. -ница ж. женщина, которая носит суконную
одежду. Кафтанщик м. портной.