Кимоно

История

Кимоно гейш

Женщины в кимоно на станции синкансэна

В современном японском языке существует три слова для обозначения японской традиционной одежды:

  1. кимоно (着物) — наряд
  2. вафуку (和服) — японская одежда
  3. гофуку (呉服) — «китайская» одежда

Самым старым из них является первый вариант. К началу вестернизации Японии в середине XIX века им обозначали любую одежду. Ещё в XVI веке португальские миссионеры-иезуиты сообщали в отчетах в Европу, что японцы называют одежду словом кимоно (kimono). Это название перекочевало в большинство иностранных языков, в том числе и в русский. Хотя в досовременной Японии «кимоно» было аналогом универсального понятия «одежда», в Европе и Америке оно стало ассоциироваться именно с японским нарядом.

В конце XIX века в Японии увеличилось количество тех, кто принялся носить одежду западного стиля. Отличие западного и японского костюма вынуждало японцев выделить последний из общего понятия «кимоно». Возник неологизм для обозначения традиционной одежды — «вафуку» До конца Второй мировой войны это слово стало основным для определения японского наряда. Однако в послевоенные времена, под воздействием американского «понимания» японской действительности, универсальный термин «кимоно» начали применять как один из синонимов «вафуку».

Соответственно, в современном японском языке «кимоно» получило два значения. В широком понимании — это общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Археологические находки на японском архипелаге подтверждают тезис, что древнейшие японцы носили простую конопляную одежду в конце эпохи Дзёмон. В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу — традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794—1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392—1573), косодэ — кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс — оби. В период Эдо (1603—1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной.

Революцию в японской одежде повлекли вестернизационные реформы периода Мэйдзи второй половины XIX века. Европейская мода начала вытеснять японский традиционный костюм. Этот процесс был постепенным и поверхностным до 1945 года, касаясь лишь руководящих прослоек общества. Однако демократизация и «американизация» образа жизни простых японцев привела к тому, что японское кимоно было вытеснено из повседневной жизни.

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий.

Запа́х

Как женское, так и мужское кимоно надевают с запахом направо.

На похоронах тело одевают в кимоно с запахом налево, говорят «Мир после смерти противоположен нашему миру».

Мужские кимоно

В отличие от женских кимоно, мужские гораздо проще, они состоят обычно из пяти частей (не включая обувь). У мужских кимоно рукава втачаны (пришиты) в боковой шов так, чтобы свободными оставались не более чем десять сантиметров рукава; у женских кимоно их глубокие рукава почти никогда не пришиты таким образом. Мужские рукава короче женских ещё и для того, чтобы не мешать оби. У женских кимоно рукава не касаются оби именно из-за своей длины.

Сейчас главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. Типичными считаются чёрный, тёмные синий, зелёный и коричневый. Ткани обычно матовые. Набивной или обычный рисунок, светлые цвета используются в более будничных кимоно. Борцы сумо часто носят кимоно цвета фуксии (бордово-фиолетовый).

Наиболее формальны чёрные кимоно с пятью гербами на плечах, груди и спине. Немного менее формально кимоно с тремя гербами, под него часто надевают белое нижнее кимоно.

Почти любое кимоно можно сделать более формальным, надев его с хакама и хаори (см. ниже)

Ико (яп. 衣桁 ико:, вешалка для кимоно)

Виды кимоно

Кроме уже упомянутых видов традиционного наряда, есть еще и другие.

Детское повседневное кимоно называется хантен. К женским видам относят:

  • Юкату – повседневную одежду, которая представляет собой легкий халат из хлопка. Ее носят в теплое время года и дома, чаще всего шьют их тканей пастельных цветов с цветочными мотивами.
  • Иромудзи, которое также является повседневной одеждой, надеваемой для некоторых церемоний, занятий искусством или определенных ремесел.
  • Комон – еще один вид повседневной одежды, которая отличается богатством украшений.
  • Цукесаги – однотонная одежда «на выход».
  • Куротомесоде – одежда черного цвета с дорогой отделкой, предназначающаяся для замужних женщин, которые посещают важные мероприятия.

Кимоно

Мужские кимоно не столь разнообразны:

  • саму – повседневная одежда, которую одевают для физической работы, его делают из ткани черного или серого цвета;
  • дзинбей является аналогом юкаты, кроме хлопковой куртки одеваются еще и шорты;
  • тандзен – верхняя одежда, японский вариант пальто;
  • хапп, являющийся универсальной курткой с узкими рукавами, которая шьется из хлопка.

Ошибочно называть кимоно одежду для занятий традиционными боевыми искусствами. На самом деле такая одежда в широком смысле называется доги, а варианты названия зависят от того или иного вида боевых искусств: каратэги – для каратэ, дзюдоги – для дзюдо и т. д.

Женские кимоно

Кимоно невесты в Кунсткамере (Санкт-Петербург)

Красный нагадзюбан на майко квартала Понтотё

Многие современные японки утратили навык надевать кимоно самостоятельно: традиционное кимоно содержит двенадцать или более отдельных частей, так что в случае необходимости нередко обращаются к специалистам в этой области — отокоси (яп. 男衆, мужчина-слуга) и онагоси (яп. 女子衆, женщина-слуга) или оннасю (яп. 女衆 оннасю:, женщина-слуга). Гейши тоже одеваются с помощью таких профессионалов. Одевал обычно вызывают на дом лишь для особых случаев, поэтому они работают при парикмахерских.

Выбор верного кимоно сложен из-за необходимости учитывать символизм традиционного костюма и социальные посылы, такие как возраст, семейное положение и уровень официальности мероприятия.

  • Фурисодэ (яп. 振袖): слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно для незамужней женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко.
  • Хомонги (яп. 訪問着 хо:монги): переводится как одежда для приёмов. На нём рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов, хомонги немного более высокого стиля, чем похожее цукэсагэ. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.
  • Цукэсагэ (яп. 付け下げ): орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.
  • Томэсодэ (яп. 黒留袖): самое официальное кимоно замужней женщины с рисунком только на подоле. Имеет две разновидности:
Куротомэсодэ (яп. 黒留袖): чёрное кимоно. Это самое официальное кимоно для замужней женщины. Оно также часто используется на свадьбах — в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеется пять гербов камон.
Иротомэсодэ (яп. 色留袖): одноцветное кимоно, разрисованное ниже талии. Этот тип кимоно немного менее официальный, чем куротомэсодэ. На иротомэсодэ может быть три или пять камон.
  • Иромудзи (яп. 色無地): его носят женщины на чайных церемониях. Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок ринцу, но ткань всегда одноцветная.
  • Комон (кимоно) (яп. 小紋): «мелкий рисунок». У комон мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане, но уже с более формальным оби.

Лиловое сусохики на майко, проводящей чайную церемонию

  • Эдо комон (яп. 江戸小紋): кимоно в горох. В эру Эдо его носили самураи. Сегодня оно может использоваться аналогично хомонги, если на нём есть гербы камон.
  • Мофуку (яп. 喪紋 мофуку): одежда для похорон. Полностью чёрное кимоно, в которое одеваются родные и близкие умершего. Остальные присутствующие одеваются в цветные иромудзи с чёрными аксессуарами, чтобы показать, что они в трауре, но не очень близки к покойному.
  • Хикидзури (яп. 引き摺り) и сусохики (яп. 裾引き). Сусохики обычно носят гейши или исполнители традиционных японских танцев. Сусохики длиннее обычного кимоно, за счёт длинного шлейфа. Сусохики буквально означает «держать подол». Обычное женское кимоно имеет длину 1,5—1,6 метра, а сусохики может быть длиной до 2 метров. Гейши и ученицы гейш поднимают подол кимоно также и для того, чтобы показать разноцветный нагадзюбан (см. ниже).

Части женского кимоно

Кимоно
Части женского кимоно

  1. Доура — верхняя внутренняя часть.
  2. Эри — воротник.
  3. Фуки — подшитый низ.
  4. Фури — рукав выше локтя.
  5. Маимигоро — передняя полка.
  6. Мияцукути — отверстие под рукавом.
  7. Окуми — внутренняя передняя часть.
  8. Содэ — рукав.
  9. Содэгути — отверстие в рукаве.
  10. Содэцукэ — рукав.
  11. Сусомаваси — нижняя внутренняя часть.
  12. Тамото — карман в рукаве.
  13. Томоэри — внешний воротник.
  14. Ураэри — внутренний воротник.
  15. Усиромигоро — спинка.

Кимоно для женщин

Вопреки тому, что думают многие, кимоно не только для женщин. Нет, мужчины уже более 1000 лет носят кимоно. Тем не менее, это правда, что кимоно чаще всего носят женщины, как в прошлом, так и в наши дни.

Как уже говорилось, существует много разных типов традиционных костюмов. Одно кимоно предназначено для официальных дел, другое — для более повседневного. Степень формальности этой традиционной японской одежды обычно определяется цветом и рисунком.

Дело не только в том, какое кимоно носить. Возраст женщины и то, замужем ли она, также играет роль.

Наиболее распространенными или «стандартными» кимоно для женщин являются Furisode, Mofuku, Jūnihitoe и Komon.

Варианты дизайна

Рисунок традиционного японского кимоно определяется сезоном его применения. Всего существует 28 вариантов расцветок, причем начинают носить соответствующий вариант примерно за 2 недели до наступления нужного временного периода. Мужские однотонные вафуку носятся по достижении 30 лет, до этого возраста принято выбирать цветные модели или с оригинальным орнаментом. Обычно кимоно и хакама делают контрастных цветов.

Если ткань тонкая, мужские кимоно шьются с подкладкой. Зимние утепленные варианты имеют ватный подбой, они стеганые, смотрятся очень респектабельно.

Обычные хлопковые и льняные юката редко украшаются ручной росписью. В цветном варианте их покрывает некрупный набивной рисунок с геометрическими узорами. Дизайн шелковых моделей вафуку зависит от многих факторов, но в целом их не принято богато украшать и декорировать. Чаще всего здесь используются орнаменты эпохи Тайсё-Сева, флористические и анималистические мотивы. Ритуальные и траурные кимоно всегда белые.

Немного о крое и особенностях

Кимоно выглядит как прямой шелковый халат с ниспадающими широкими рукавами. Подвязывается на талии поясом оби. Дополнительной застежкой являются специальные ремешки.

Оби может носиться по-разному

Для мужчин костюм шьется по росту, а женское убранство одной длины, превышающей их рост на несколько сантиметров. Излишки длины укладываются красивыми складками над оби.

Мужчина и женщина в кимоно

Качественный шелковый халат кимоно, сопутствующие аксессуары и обувь всегда стоили недешево. В целях экономии, старые изделия распарывали и из них делали костюм для детей или ремонтировали однотипные платья.

Для раскроя используются отрезы ткани шириной 40 см. Этой ширины хватает, чтобы вырезать спинку, полочки и рукава. Вообще рукава – очень значимая часть. Их длина и форма указывает на половую принадлежность и возраст носителя. У мужчин рукава короткие с острыми углами, у замужних женщин немного длиннее и со скругленными углами. Рукава убранства молодой девушки длинные, а углы у них скруглены. У детей – короткие, со слегка скругленными углами.

Японское кимоно с длинным рукавом

Длина рукава и то, насколько сильно скруглен угол, определяет положение в доме. Мужчины обладают приоритетом, молодые девушки в самом низу иерархии. Причем дети, что девочки, что мальчики имеют статус в доме выше, чем молодые девушки. Это связано с тем, что им многое могут простить, в отличие от подростков, которым многое непозволительно.

По красоте, кстати, детское кимоно не уступает взрослому

Производство

Сушка ткани для кимоно между окрашиваниями

Мужские кимоно бывают разных размеров, а женские, в основном, одного и того же размера, подгоняются с помощью складок. У идеально выбранного кимоно рукава оканчиваются у кисти. Мужское кимоно должно ниспадать до локтя, не образуя складок. Женское кимоно длиннее, чтобы можно было сделать охасиори (яп. おはし折), особую складку, которая выглядывает из-под оби. Очень высокие или полные люди, такие как борцы сумо, заказывают себе кимоно, хотя обычно в готовом изделии остаётся целый отрез ткани, с помощью которого можно легко перешить его почти на любую фигуру.

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и тому подобного. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Нанесение рисунка на ткань

Традиционное кимоно делают вручную, причём ткань также зачастую сделана и расписана руками. Повторяющиеся рисунки наносят в таком случае с помощью трафарета. За долгие годы сменилось множество тенденций в стиле кимоно и аксессуаров, типе и цвете ткани.

Кимоно и оби традиционно делают из шёлка, креп-шёлка, сатина, современные кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина, хлопка, полиэстера и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом для формальной обстановки.

Обычно тканые узоры или мелкие рисунки носят в неформальных ситуациях, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности. В период Хэйан под кимоно носили до десяти контрастирующих друг с другом слоёв одежды, причём каждая комбинация цветов была строго определена. Сегодня под кимоно чаще всего носят ещё одно, тонкое. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.

Старые кимоно утилизируют разными способами, из них делают хаори и кимоно для детей, ремонтируют похожие кимоно, из них делают сумки или аксессуары. Кимоно с повреждённым низом носят под хакама, чтобы спрятать низ. Опытные текстильщики раньше удаляли нити из кимоно и использовали их снова в тканях.

Стоимость

Танцевальное кимоно гейши «хикидзури»

Кимоно — дорогое удовольствие. Женское кимоно запросто может быть дороже 300 000 рублей, а полный комплект вместе с нижним кимоно, оби, таби, обувью и аксессуарами может стоить дороже 600 000 рублей. Один оби может стоить больше тридцати тысяч. Однако большая часть кимоно, содержащихся у любителей или людей, практикующих традиционные искусства, стоят гораздо дешевле. Люди, занятые в индустрии развлечений, носят стандартные кимоно, сделанные не индивидуально, или подержанные кимоно.

Удешевить кимоно может и материал. Вручную разрисованный шёлк часто заменяют на фабричную печать и более простые ткани. Также в Японии развит бизнес перепродажи подержанных кимоно, которые могут стоить около 500 иен или около 260 рублей. Таким образом, оби становится наиболее дорогим предметом гардероба, потому что для их производства требуется опытный текстильщик. Незатейливые образцы стоят около 1500 иен (около 770 рублей). Мужские оби, даже шёлковые, стоят намного дешевле из-за меньших размеров и меньшей декоративности.

Сегодня в Японии распространены клубы любителей кимоно, где люди учатся выбирать и носить его.

Кимоно для мужчин

Мужское кимоно проще женского и состоит из 5 элементов. Основные цвета – черный, синий, коричневый и темно-зеленый, для официальных событий выбираются более яркие тона – пурпурный, ярко-зеленый, голубой. Ткани используются с матовой поверхностью.

Украшение крестами камон говорит о степени нарядности одеяния и о том, насколько костюм формален, определяется тремя видами:

  • 1 крест на затылке;
  • 3 креста – добавляются изображения сзади вверху рукава;
  • 5 крестов – наносится еще 2 креста спереди, в области ключиц.

В современном мире мужчины одевают традиционный костюм на официальные мероприятия. Только борцы сумо публично ходят исключительно в национальном одеянии, так как сама борьба – это традиции народа, а борцы их олицетворяют.

Борцы сумо

Дополнительно мужчины одевают жакет кимоно хаори и специальную юбку-брюки хакама. Эти элементы придают значимость наряду. Подпоясываются мужчины поясом оби, размещая его ближе к бедрам, он отличается от женского варианта как шириной, так и видом узла.

Мужчина в хаори и хакама

Как правильно одевать кимоно в дзюдо. Из чего состоит форма для дзюдо: секрет хорошей экипировки

На площадку для схватки во время соревнований, а также на обычных тренировках дзюдоисты выходят в специальной форме, официальное название которой — дзюдога .

Её также называют кимоно. Это вид формы для тренировки под названием «кэйкоги». Он создан основателем боевого искусства Дзигоро Кано.

За основу взята одежда для дзю-дзюцу: был удлинён рукав куртки и брюки. В 1905 году дзюдога официально утверждена как форма для занятий по дзюдо. С течением времени, однако, менялись материалы для пошива, а также сам крой.

Костюм состоит из трёх элементов:

  • плотная куртка «увага»;
  • брюки «дзюбон»;
  • пояс «оби».

Каждая часть костюма дзюдоиста имеет определённое название, даже задняя часть воротника куртки.

Отличие женской и мужской одежды

Различие только в том, что девушкам-дзюдоистам необходимо надевать под костюм белую длинную футболку или спортивное белье. Футболка должна быть с короткими рукавами. Она заправляется в брюки дзюдоги.

Как выбрать дзюдогу

Выбирать дзюдогу для соревнований и тренировок при серьёзном подходе к занятиям необходимо с учётом чётко установленных стандартов и требований. Перед выбором костюма желательно также проконсультироваться с тренером .

Также нужно подбирать костюм в соответствии с индивидуальными параметрами спортсмена: рост, размер, вес, длина рук.

Требованиям Международной федерации к спортивному костюму

Форма профессионального дзюдоиста должна строго соответствовать установленным стандартам Международной федерацией дзюдо (IJF) , чтобы ни один из участников не получил преимуществ за счёт дзюдоги, неверного размера или плотности.

С весны 2015 года действуют следующие стандарты:

  1. Кимоно должно иметь вес в пределах от 700 до 750 г после стирки и сушки.
  2. Ширина ворота составляет не более 4 см. Он должен быть прошит 4 строчками. Ворот легко сворачивается вертикально.
  3. Между отворотами расстояние на уровне пояса не менее 20 см.
  4. От верхнего края грудины, где находится «межключичная ямка», до места соединения отворотов должно быть не более 10 см по вертикали.
  5. На профессиональной дзюдоге присутствует красная нашивка. Она подтверждает, что костюм соответствует международным стандартам и может быть использована на соревнованиях.
  6. Рукава должны полностью покрывать руку , вытянутую вперёд, включая лучезапястный сустав.

Кроме этого, спортсмены должны надевать чистые, целые, неизношенные костюмы. Различные федерации дзюдо, которые организовывают те или иные состязания оставляют за собой также право вводить дополнительные условия касательно одежды дзюдоистов: могут быть напечатаны имена на форме, аббревиатура страны или реклама.

Перед схваткой судья просит спортсменов вытянуть руки вперёд, чтобы произвести замер длины рукавов. Если длина не соответствует стандарту, арбитр просит заменить тут же костюм. Если запасного нет, участник дисквалифицируется.

Важно! Запасной костюм должен быть у тренера возле стула на краю площадки для поединков

Куртка

Длина должна позволять куртке закрывать бедра спортсмена и его опущенные руки до кистей. Кроме этого, куртка дзюдоги широкая, что позволяет запахивать её довольно глубоко: не менее, чем на 20 см на уровне нижней части груди.

Фото 1. Кимоно для дзюдо для детей модели Dsudo Suit, изготовлено из 100% плотного хлопка, производитель — «Lonsdale».

Толщина лацкана отворота не превышает 1 см, а ширина 5 см.

Классический материал для пошива дзюдоги — хлопок . Плотность ткани может существенно отличаться в зависимости от цели использования костюма: на тренировках или соревнованиях.

Внимание! Более плотная и прочная ткань используется для таких деталей куртки, как воротник, отвороты, рукава и её верхняя часть , потому что во время бросков и захватов дзюдога должна выдержать большую нагрузку и не порваться. Укрепляются также колени брюк

Укрепляются также колени брюк.

Рукава куртки

Максимальная длина рукава — до запястья , а минимальная — на 5 см выше него. Между рукавом и рукой должно быть расстояние 10—15 см по всей длине рукава, то есть куртки должны быть не в обтяжку.

Длина брюк

Штанины брюк закрывают ногу до голеностопного сустава или до точки выше него на 5 см. Между ногой и брюками должно быть расстояние не менее 10—15 см по всей длине.

Пояс

Ширина пояса составляет от 4 до 5 см. После завязывания пояса должны оставаться его свободные концы длиной от 20 до 30 см.

Цвет пояса говорит об определённом уровне мастерстве (ранге), которого достиг спортсмен.

Кимоно и аксессуары

  • Нагадзюбан (яп. 長襦袢) — (или просто дзюбан, 襦袢) — нижняя рубаха, похожая на кимоно, которую носят как мужчины, так и женщины для того, чтобы верхнее шёлковое кимоно, тяжёлое в чистке, не касалось кожи носящего. Из-под кимоно выглядывает лишь край ворота нагадзюбана. У многих дзюбанов сменные воротники для того, чтобы их можно было носить в соответствии с цветом верхнего кимоно и чтобы стирать только воротник, а не всё сразу. Наиболее формальные нагадзюбаны белого цвета, на них часто имеется мелкий рисунок, схожий с рисунком на внешнем кимоно. Хотя у мужских кимоно очень ограничена расцветка, дзюбан может быть очень неординарным как по цвету так и по стилю.
  • Хададзюбан (яп. 肌襦袢) — тонкое бельё вроде майки. Носится под нагадзюбаном женщинами.
  • Сасоёке (яп. 裾除け) — тонкие панталоны, которые женщины носят под нагадзюбаном. Иногда сасоёки и хададзюбан соединяют вместе.
  • Гэта (яп. 下駄) — деревянные сандалии, которые носят как мужчины, так и женщины, обычно вместе с юката. Есть особый вид гэта, который носят только гейши.
  • Хакама (яп. 袴) — юбка или шаровары, сделанные из разделённых или сшитых очень широких штанин, традиционно носимая мужчинами (а с недавних пор и женщинами) в неформальной обстановке, синтоистскими жрецами, а также в качестве формы в некоторых боевых искусствах, например, айкидо, кендо, нагинатадзюцу. Традиционно раздельные хакама в виде шаровар носятся мужчинами, тогда как женские хакама ближе к юбке. У хакама есть длинные складки, косиита (жёсткая задняя часть) и химо (длинные и короткие ленты, удерживающие хакама от спадания). Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки.
  • Хаори (яп. 羽織) — верхний жакет, добавляющий наряду официальности. Раньше хаори носили только мужчины, но с конца эпохи Мэйдзи мода позволила женщинам тоже носить их. Отличие в том, что женский хаори длиннее. У современного мужского хаори расписана только подкладка, тогда как женский хаори обычно сшит из узорчатого полотна.
  • Хаори-химо (яп. 羽織紐) — тканая полоса материи, используемая для завязывания на хаори, как пояс. Самый формальный цвет — белый.
  • Хиёку (яп. ひよく) — подвид нижнего кимоно, который женщины носили раньше. Сегодня используется только на официальных мероприятиях (свадьбах и т. п.)
  • Кандзаси (яп. 簪) — женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.
  • Оби (яп. 帯) — пояс для кимоно, носимый женщинами и мужчинами. Мужской оби довольно прост и представляет собой узкий плотный матерчатый кушак, тогда как женский является наиболее сложной и дорогой деталью костюма. Расцветка, узоры и способы завязывания женского оби имеют сложный символизм и являются отдельной областью прикладного искусства.
  • Оби-ита (Маэ-ита) (яп. 帯板) — тонкая доска, обитая материей, которую женщины носят под оби, чтобы тот сохранял форму.
  • Датэдзимэ (яп. 伊達締め) — тонкий пояс, используемый для того же, что и оби-ита.
  • Косихимо (яп. 腰紐) — тонкие пояски, помогающие зафиксировать кимоно на теле во время одевания.
  • Таби (яп. 足袋) — низкие носки с отделённым большим пальцем, часто носятся с дзори.
  • Варадзи (яп. 草鞋) — соломенные сандалии, которые носят монахи.
  • Юката (яп. 浴衣) — летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки. Юката часто носят на фестивалях люди всех возрастов. Юката также можно часто увидеть на онсэн (горячих источниках).
  • Дзори (яп. 草履) — матерчатые, кожаные или соломенные сандалии. Дзории могут быть как обильно декорированными, так и совсем простыми. Их носят как мужчины так и женщины. Соломенные дзори с белыми верёвочками — ханао — самые формальные мужские сандалии. Внешне дзори похожи на обыкновенные сланцы (шлёпанцы).
  • Окобо (яп. おこぼ) — высокие туфли, носимые девушками на официальных церемониях, а также обычная обувь майко. С них легко упасть, поэтому нужно передвигаться мелкими шажками.

Аксессуары и атрибуты японского кимоно

Полностью комплект традиционной одежды Японии состоит из 12 предметов у женщин и 5 у мужчин и включает в себя все от нательного белья до обуви.

  1. Нагадзюбан – нательное одеяние, исполняющее роль нижней рубахи.

  2. Хададзюбан – блуза напоминает короткую майку и одевается под нагадзюбан.

  3. Сасаёке – штанишки – панталоны для женщин.

  4. Хакама – напоминает широкую юбку-брюки, но штанины не сшиты между собой.

  5. Гэта – сандалии из дерева.

  6. Хаори – жакет кимоно, одевается поверх основной одежды.

  7. Хаори-химо – пояс для хаори.
  8. Канзаши – все украшения для женской прически.

  9. Оби – пояс.

  10. Оби-ита – специальная доска, обшитая тканью, служит для фиксации формы оби.

  11. Коси-химо – тонкие завязки, используемые во время надевания наряда.

  12. Таби – носки с отделенным большим пальцем.

  13. Варадзи – сандалии из соломы.

  14. Юката – облегченное кимоно для лета.

  15. Дзори – сандалии, обшитые тканью, кожей.

Нижние одежды служат для японок удобным бельем, а также предохраняют верхнее пальто кимоно от дополнительных стирок, так как соприкосновения с кожей практически исключены. Шелковый материал очень дорогой, поэтому его берегут.

Кимоно и аксессуары

  • Нагадзюбан (яп. 長襦袢) — (или просто дзюбан, 襦袢) — нижняя рубаха, похожая на кимоно, которую носят как мужчины, так и женщины для того, чтобы верхнее шёлковое кимоно, тяжёлое в чистке, не касалось кожи носящего. Из-под кимоно выглядывает лишь край ворота нагадзюбана. У многих дзюбанов сменные воротники для того, чтобы их можно было носить в соответствии с цветом верхнего кимоно и чтобы стирать только воротник, а не всё сразу. Наиболее формальные нагадзюбаны белого цвета, на них часто имеется мелкий рисунок, схожий с рисунком на внешнем кимоно. Хотя у мужских кимоно очень ограничена расцветка, дзюбан может быть очень неординарным как по цвету так и по стилю.
  • Хададзюбан (яп. 肌襦袢) — тонкое бельё вроде майки. Носится под нагадзюбаном женщинами.
  • Сасоёке (яп. 裾除け) — тонкие панталоны, которые женщины носят под нагадзюбаном. Иногда сасоёки и хададзюбан соединяют вместе.
  • Гэта (яп. 下駄) — деревянные сандалии, которые носят как мужчины, так и женщины, обычно вместе с юката. Есть особый вид гэта, который носят только гейши.
  • Хакама (яп. 袴) — юбка или шаровары, сделанные из разделённых или сшитых очень широких штанин, традиционно носимая мужчинами (а с недавних пор и женщинами) в неформальной обстановке, синтоистскими жрецами, а также в качестве формы в некоторых боевых искусствах, например, айкидо, кендо, нагинатадзюцу. Традиционно раздельные хакама в виде шаровар носятся мужчинами, тогда как женские хакама ближе к юбке. У хакама есть длинные складки, косиита (жёсткая задняя часть) и химо (длинные и короткие ленты, удерживающие хакама от спадания). Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки.
  • Хаори (яп. 羽織) — верхний жакет, добавляющий наряду официальности. Раньше хаори носили только мужчины, но с конца эпохи Мэйдзи мода позволила женщинам тоже носить их. Отличие в том, что женский хаори длиннее. У современного мужского хаори расписана только подкладка, тогда как женский хаори обычно сшит из узорчатого полотна.
  • Хаори-химо (яп. 羽織紐) — тканая полоса материи, используемая для завязывания на хаори, как пояс. Самый формальный цвет — белый.
  • Хиёку (яп. ひよく) — подвид нижнего кимоно, который женщины носили раньше. Сегодня используется только на официальных мероприятиях (свадьбах и т. п.)
  • Кандзаси (яп. 簪) — женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.
  • Оби (яп. 帯) — пояс для кимоно, носимый женщинами и мужчинами. Мужской оби довольно прост и представляет собой узкий плотный матерчатый кушак, тогда как женский является наиболее сложной и дорогой деталью костюма. Расцветка, узоры и способы завязывания женского оби имеют сложный символизм и являются отдельной областью прикладного искусства.
  • Оби-ита (Маэ-ита) (яп. 帯板) — тонкая доска, обитая материей, которую женщины носят под оби, чтобы тот сохранял форму.
  • Датэдзимэ (яп. 伊達締め) — тонкий пояс, используемый для того же, что и оби-ита.
  • Косихимо (яп. 腰紐) — тонкие пояски, помогающие зафиксировать кимоно на теле во время одевания.
  • Таби (яп. 足袋) — низкие носки с отделённым большим пальцем, часто носятся с дзори.
  • Варадзи (яп. 草鞋) — соломенные сандалии, которые носят монахи.
  • Юката (яп. 浴衣) — летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки. Юката часто носят на фестивалях люди всех возрастов. Юката также можно часто увидеть на онсэн (горячих источниках).
  • Дзори (яп. 草履) — матерчатые, кожаные или соломенные сандалии. Дзории могут быть как обильно декорированными, так и совсем простыми. Их носят как мужчины так и женщины. Соломенные дзори с белыми верёвочками — ханао — самые формальные мужские сандалии. Внешне дзори похожи на обыкновенные сланцы (шлёпанцы).
  • Окобо (яп. おこぼ) — высокие туфли, носимые девушками на официальных церемониях, а также обычная обувь майко. С них легко упасть, поэтому нужно передвигаться мелкими шажками.

Вышивки на кимоно

На кимоно каратистов часто можно встретить разные вышивки, разберём, что они значат.

Вышивка на левой стороне куртки с эмблемой организации:

В зависимости от организации бывает (самые популярные):

—  Киокушанкай (Кекусинкай)

 — Синкёкусинкай (Шинкиокушинкай)

 — Кёкусин кан

Нашивка на нижней части куртки (она также используется на штанах и поясе)

Также в зависимости от организации бывает следующих видов (самые популярные):

  —  Киокушанкай (Кекусинкай)  — старый вариант

—  Киокушанкай (Кекусинкай)  -новый вариант (с 2017 года)

   — Синкёкусинкай (Шинкиокушинкай)

  —  Кёкусин кан

Вышивка имени спортсмена на японском языке на куртке

Вышивки на левом плече

На левом плече делается нашивка с эмблемой организации, в которой занимается спортсмен

Также на левом плече часто можно встретить вышивку «Ичигеки» — это эмблема фирмы, производящей кимоно, обозначает «Победить одним ударом»

Вышивки на правом плече

На правом плече делается вышивка с эмблемой школы или клуба, в котором занимается спортсмен

Вышивки на штанах

На правой штанине можно встретить вышивку с официальными символами организации, например, это принято в Шинкиокушинкай

На левой штанине часто можно встретить вышивку «Ичигеки» — это эмблема фирмы, производящей кимоно, обозначает «Победить одним ударом»

Об авторе Наталья

Пишет для портала о здоровом образе жизни YASEN.SU экспертные статьи в областях психологических отношений, здоровье и о ЗОЖ, красоте и уходу за собой. Имеет ряд статей и экспертных комментариев на авторитетных интернет источниках таких как woman.ru, wday.ru, baby.ru. Контактная почта: yasen-su@yandex.ru