Интонация

Работа над интонацией

Надо учить читать сдержанно и просто.

Компоненты интонации:

  • логическое ударение;
  • мелодика речи, повышение и понижение голоса;
  • пауза – короткая, длинная (/, //);
  • темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения);
  • тон – эмоциональная окраска речи.

Например,

«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.

Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой интонация играет очень важную роль.

Значение слова Интонация по словарю Брокгауза и Ефрона:

Интонация (Intonazione, intonation) — произведение звука посредством человеческого голоса или струнного или духового инструмента без клавишей. При верной И. каждый звук вполне согласуется с требуемым строем. Если И. выше или ниже его, то происходит фальшь. При хорошей И. звук атакируется, т. е. производится сразу, без всяких колебаний. Верная И. составляет задачу первоначальных занятий как в пении, так и в игре на инструменте. Возгласы или пение священнослужителя, за которыми вступает хор, называется И. Интонировать (intonare) у капельмейстеров значит задавать хору тон перед началом исполнения. У строителей органа И. — способ уравнения силы звука и его верности в органных трубках. H. С.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания

Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно

Значения термина (краткая характеристика)

Выделяются три основных значения термина:

  1. В традиционном богослужебном пении католиков «интонацей» (лат. intonatio букв. «исполнение в тоне») называется распев псалма и псалмоподобных библейских песней по мелодии-модели (мелодической формуле), а также сама эта модель, псалмовый тон. Первые свидетельства такого словоупотребления восходят к XIII—XIV векам. Например, у Уолтера Одингтона («Сумма теории музыки», не позже 1316 г.): «Интонация — это простой распев псалмов, приспособленный к антифонам». У Якоба Льежского («Зеркало музыки», 1330): «Псалмодическая интонация — это такое правило тона или такое правило послепсалмового стиха „Saeculorum“, которое учитывает начало, середину и конец». Первоначально термин intonatio относился только к формульному зачину псалмового тона (начальной мелодической формуле), а затем слово было перенесено на весь псалмовый тон.
  2. В григорианике (cantus planus), в распевах многих литургических жанров интонация — исполняемая солистом («запевалой», оригинальный термин praecentor) начальная мелодическая фраза, подхватываемая далее хором (например, в частях ординария мессы Credo, Gloria, в многоголосных обработках магнификата, Benedictus и т. п.);
  3. Ключевое понятие учения Б.В. Асафьева. Для теории интонации Асафьева (в публикациях 1930-47 гг.) характерно сочетание аналитических приёмов, присущих «обычной» теории музыки (преимущественно по части музыкальной формы; соответствующая практическая дисциплина в советские времена расплывчато именовалась «анализом музыкальных произведений»), с методами социологии и культурологии, окрашенными в «идеологические тона» современных общественно-политических реалий. Отсюда интонация рассматривалась Асафьевым на широком социокультурном фоне как специфически музыкальное проявление исторически изменчивой и общественно детерминированной деятельности индивида. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Асафьев метафорически описывал интонацию многими способами, в том числе как «состояние тонового напряжения», как «качество осмысленного произношения» и т.п. Притом что научного определения интонации Асафьев не дал, он тем не менее определял все важнейшие категории музыки и саму музыку через интонацию. Так, лад по Асафьеву — это «интонационная, в общественном сознании коренящаяся совокупность мелодико-гармонических связей», музыкальное произведение — это «форма социального обнаружения музыки в процессе интонирования» и, наконец, музыка — это «искусство интонируемого смысла». Асафьевскую социокультурную теорию интонации развивал советский музыковед А.Н. Сохор, предложивший «самое широкое» (как он полагал) её толкование; интонация по Сохору — это «высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности». Интонационная теория Асафьева была чрезвычайно популярна в СССР в послевоенное время. Её рецепция (не столь всеобщая, как в советские годы) отмечается и на постсоветском пространстве, например, в трудах Т.В.Чередниченко, В.В.Медушевского, Т.В.Цареградской и др.

Термин «интонация» следует отличать от термина «интонирование», который применяется в практике музыкального исполнительства в смысле верного «попадания в тон», нефальшивого пения или игры на музыкальном инструменте (особенно на инструменте с нефиксированной высотой тона).

Упражнения:

1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх. 2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.) 3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении. 4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.) 5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения. 6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?). 7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.

Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….

Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.

  • Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.)
  • Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.)
  • После точки – всегда длительная пауза.
  • Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //)

Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

Сильным или слабым голосом в момент речи также существенно меняется интонация. Примеры того испуг или неуверенность, которые выражаются очень тихо, либо злость, которая, наоборот, звучит очень громко.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые основные средства интонации – паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: «Казнить нельзя помиловать.» От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Что такое интонация: изменение темпа

В повседневных разговорах слова льются легко и спонтанно. Если человек взволнован чем-то, то говорит быстро. Когда же хочет, чтобы слушатели хорошо запомнили его слова, то замедляет темп. Но в публичных выступлениях делать это не всегда легко. Особенно если говорящий зазубрил текст на память. В таком случае его интонация бывает холодная. Он сконцентрирован только лишь на том, чтобы чего-то не забыть. Соответственно, темп его речи, скорее всего, будет одинаковым во время всего выступления.

Чтобы не делать таких ошибок, надо усвоить основные приемы грамотной техники разговора. Ускорять речь следует на несущественных деталях или незначительных подробностях. А вот главные мысли, значимые аргументы или кульминационные пункты надо озвучивать медленно, четко, с расстановкой. Еще один важный момент: никогда не надо тараторить настолько быстро, чтобы от этого страдала дикция.

Состав

В любой фразе есть своя интонация: вне зависимости от посыла эмоций и ее громкости. Даже нейтральные словосочетания имеют определенную тональность, которая демонстрирует общее значение. Состоит манера речи из таких элементов:

  • частота;
  • интенсивность;
  • паузы;
  • мелодика.

Частота и насыщенность – объекты речи, которые 1-е показывают общий посыл. В зависимости от меняющегося настроения меняется тональность: одно словосочетание может сочетать сразу несколько разных речевых конструкций (выступать в роли акцента, повествования). Чувство, эмоция, сильное переживание влияют на звучание голоса.

Интенсивность – это 2-й показатель эмоций. Зависит он от работы мышечного аппарата лица. Направление мышц создает разную интенсивность речи: происходит изменение тональности и ее продолжительности.

Интонация

Значение интонации предполагает наличие пауз. Они помогают выделить отдельные словосочетания – так делается акцент. Благодаря паузам речь становится более осмысленной и структурированной. Выражающие паузы – это остановки в монотонной речи (делать их слишком большими нельзя). Для демонстрации эмоций в речи используется мелодика: движение тона (его повышение и понижение).

Разновидности

Манера характерна для устной речи. Виды интонации разнообразны: более 16 типов. Употребляется интонация в повседневной речи и для ведения официальных разговоров. Ее разделяют на типы по цели, для которой она применяется.

Манера может быть повествовательной, вопросительной и восклицательной формы. Каждая форма играет свою функцию: для информативной речи используется сразу несколько видов интонации.

Интонация

Повествовательная

Выразительный тон с акцентом на последнем слоге употребляется в повествовательном стиле. В чрезмерном изменении высоты звуков слоги не нуждаются. Тональность спокойная, равномерная. Наблюдается в повествовательном стиле вершина и понижение (низкий пик). Высокий и низкий тон плавно переходит друг в друга. Если в стиле необходимо объединение отдельных частей текста, то одну часть словосочетания произносят с высоким тоном, а оставшуюся – низким тоном.

Для литературного стиля используется резкий перепад тона (в конце делается акцент, символизирующий окончание речи). Повествовательная интонация используется для перечисления: когда необходимо объединить несколько частей и украсить их одним тоном. Такая манера не нуждается в дополнительных усилителях.

Вопросительная

Интонация для вопроса используется в 2 случаях: если нужно просто спросить и когда надо выделить определенную часть словосочетания (показать сомнения или уточнить информацию). Произносится предложение в экспрессивной форме с резким перепадом тона.

Для такой конструкции используются ее отдельные части. Для нее манера смещается к концу словосочетания (высказывание в виде вопроса в конце повествовательного словосочетания). Для громоздких речевых конструкций используются акценты, которые могут быть в середине словосочетания и на его окончании. Акцент смещается на одно слово, и на нем повышается тональность.

Восклицательная

Восклицательные типы интонации – это среднее между повествовательной манерой и прямым вопросом. Восклицательная интонация выше по тону (чем повествовательная) и ниже по тональности, чем вопрос. Включает такой тип побудительную манеру речи, которая демонстрирует просьбу или приказ.

Интонация

Такая мелодика речи имеет логическую связь между частями конструкции. Она определяет значение всей конструкции: перегружать восклицательное словосочетание дополнительными усилителями не стоит.

Незаконченные конструкции

Есть незаконченные словосочетания, которые эмоционально могут нести смешанную информацию. Различают виды незаконченных конструкций, меняющиеся в разной речевой манере:

  • противопоставление;
  • предупреждение;
  • перечисление;
  • обособление.

Для сложных конструкций используются противопоставления: для их выделения применяются знаки препинания или тире (в письменном стиле). Для разделения конструкции на 2 части используется предупреждение. Оно заканчивается паузой, которая усиливает манеру. Та часть конструкции, которую разделили, произносится с повышением тона.

Однородные члены читаются с единой манерой – через монотонность они выделяются из остальных частей конструкции. Обособление разделяется паузами (одна длиннее, 2-я короче).

Музыкальная

Для мелодичных партий используется организация разных словосочетаний (по интонации) с последовательным местом расположения в конструкции. Общий ритм и продолжительность музыки складывается в композицию. Отличается такой вид интонации от речевой информативным посылом: она не служит для определения прямых эмоций. У словосочетания плавные или резкие перепады: паузы в таком стиле используются редко.

Интонация

Результат понижений тона при произнесении – перепад громкости для усиления общего эффекта. От точности воспроизведения в такой интонации зависит общий фон. Менять манеру композиции нельзя. С повышением и понижением громкости интонации меняется ее акцент.

Какие могут быть сквозные словесные действия?

  • воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
  • воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
  • воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).

Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.

Интонация

  • После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
  • Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
  • После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.

Зачем изменять интонацию?

Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, даже вызвать слезу. А самое главное — побудить к действию. В повседневной речи с этим обычно проблем не возникает. Но что касается публичных выступлений, то тут могут возникнуть определенные трудности.

Речь, даже очень содержательная, но безо всяких изменений интонации, похожа на работу печатной машинки, которая в одинаковом темпе чеканит буквы. Идеально, чтобы звучание голоса напоминало мелодичную игру на музыкальном инструменте. Некоторые ораторы в силу волнения или того, что стараются читать уже написанный текст, забывают о том, что такое интонация. Поэтому их речь звучит действительно монотонно. Такие выступления убаюкивают. Кроме того, если говорящий не изменяет силу, высоту или темп голоса, то нельзя понять его личное отношение к собственным словам.

Интонация

Важные свойства

Лингвистические термины интонации связаны с демонстрацией эмоций через создание определенных конструкций. Мелодия передает радость, ненависть, симпатию. Точного значения у такого стиля нет, но есть основные мотивы. Ритмико-мелодическая интонация может передать характер человека, его поведение, мотивы. Мелодия является средством выражения чувственного тона, которое сложно описать словами.

Интонация

Правильные акценты

Важнейшая часть манеры – ударение. Оно может показать смысловой посыл высказывания. Акцент служит для выделения отдельных слов и их грамотной интерпретации. Правильный акцент бывает логичным и синтагматическим.

Тактовый акцент выделяет отдельные части конструкции из речевого потока. Смысловые группы повышают общее значение. Логические акценты усиливают только важные слова, ради оформления которых построена вся речь. В интонационном типе словосочетания используются дополнительные паузы после акцента.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Что такое интонация: высота звучания

Без смены тональности (модуляции) речь была бы лишена благозвучия и эмоциональности. Радостное возбуждение и рвение можно передать повышением тона, тревогу и грусть — понижением. Эмоции помогают говорящему достичь сердца своих слушателей. А значит, и быстрее побудить их к определенным действиям.

Интонация

Правда, существуют тональные языки (например, китайский), в которых изменение высоты тона влияет на значение самого слова. Поэтому там иное понятие того, что такое интонация. Русский язык к таким не относится. Но и в нем с помощью модуляции можно выражать разные мысли. Например, чтобы превратить повествовательное предложение в вопросительное, его конечную часть проговаривают с восходящей интонацией. В результате мы по другому воспринимаем сказанную фразу.

Интонация для любого высказывания, будь то повседневный разговор или публичное выступление, — это как специи для блюда. Без них оно безвкусно. Правда, надо использовать ее с умом, чтобы не переборщить. В этом случае речь будет выглядеть наигранной и неискренней.

Определение

В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создать логическую конструкцию (по значению каждого элемента). В психологии интонация выражает истинный посыл: если словами люди врут, то их речь наиболее показательна. Для устной речи манера является важным инструментом. Тон голоса может меняться в слоге или отдельных словах, а тональность образовать правильный посыл.

Интонация

Значение слова интонация включает синтаксические приемы, которые нужно использовать отдельно или в комплексе. Движение голоса характеризует мелодику и плавность речи: в интонационной методике важна тональность, протяжность, наличие пауз – это основа речевой конструкции.