История возникновения жанра
Интермедия появилась в европейском театре в средние века, когда под влиянием площадного театра строгая литургическая драма начала переходить в мистерию, то есть мирской язык стал проникать в канонические религиозные тексты.
Представители церкви не могли допустить, чтобы нарушалось ритуальное исполнение сцен из Евангелия, поэтому литургическая драма была изгнана на городские площади и окончательно трансформировалась в мистерию. Под влиянием уличных представлений постановки приобретали все более комедийную направленность. Так, в итоге, и появилась интермедия.
Этот жанр распространился в эпоху Возрождения, особенно в итальянской комедии дель-арте, полностью выстроенной на импровизации. Комических интермедий стало так много, что они превратились в отдельное направление под названием «фарс». Из них вырос еще один самостоятельный жанр — комическая опера.
На Руси узнали о том, что такое «интермедия», в XVII веке от иностранных гастролеров. Небольшие сценки стали появляться сначала в придворном репертуаре, а позднее — в спектаклях школьного и балаганного театров. В начале ХХ века, в связи с интересом к итальянской комедии масок, интермедии начинают появляться в спектаклях Мейерхольда «Дон Жуан» и Вахтангова «Принцесса Турандот». Нередко с помощью этого приема, часто содержащего сюжеты прошлого, режиссеры проводили тонкую ассоциативную связь с происходящим в современном мире.
Что такое «интермедия» в театре, можно проиллюстрировать примером из оперы Чайковского «Пиковая Дама».
Сцена приема гостей в одном из домов Петербурга: в числе приглашенных — все главные герои оперы. И вдруг в это время хозяин предлагает гостям прослушать пастораль на тему, никак не относящуюся к сюжету. Так начинается «спектакль в спектакле»: изящная сценка приостанавливает главное оперное действие и отвлекает зрителя на время. Это делается для того, чтобы достичь еще большего напряжения в следующих сценах.
Определение слова «Интермедия» по БСЭ:
Интермедия (от лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный)1) небольшая пьеса или сцена (пантомима, танец, музыкальное или инструментальное произведение), обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драматического спектакля. И. возникли в средневековом театре в представлениях мистерий и широко использовались в школьном театре, комедии дель арте, в театре Мольера и др. В Испании И. под названием пасос получила развитие как самостоятельный жанр публичного театра, достигнув художественной зрелости в творчестве Лоне де Руэды и особенно М. Сервантеса. В Англии называется «интерлюдия», в Португалии «интремиш».В России И. появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв. превратились в самостоятельные сценки с пением и танцами, получив распространение и в современном театре (например, в спектакле «Принцесса Турандот» К. Гоцци в московском Театре им. Вахтангова).И. существовали и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С 15 в. они вошли в практику музыкального театра Италии, позднее Англии, Франции и др. стран. Постепенно И. к спектаклю превратились в музыкально-сценические произведения с самостоятельным сюжетом. Нередко такие И
привлекали большее внимание публики, чем акты основного спектакля. В 17-18 вв
в Италии И. представляли собой маленькие оперы. часто они перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними комический характер. Опера«Служанка-госпожа» Перголези, положившая начало развитию итальянской комической оперы и оказавшая большое влияние на формирование французской комической оперы, возникла как И. к опере «Гордый пленник» того же автора (1733). 2) Промежуточный эпизод между различными проведениями темы в фуге. называется также интерлюдией.