Окончание инквизиции
Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.
Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.
В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.
После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.
В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.
Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.
В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.
12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.
Ордосы Инквизиции
Ордос — крупное оперативное подразделение имперской Инквизиции. Так как Инквизиция не имеет ни формальной иерархии, ни официального лидера, то каждый инквизитор свободен в выборе способов, которыми он поможет выжить человечеству. Инквизиторы со схожими мировоззрениями объединяются вместе для совместных расследований и исследований мест, представляющих общий интерес и связываются одним из многих Ордосов Инквизиции. Каждый Ордос приходит и уходит с течением времени, так как многие инквизиторы свободно перемещаются между ними, в соответствии со своими суждениями и желаниями. Ордос может вырасти во время кризиса, а после существовать только на бумаге до того времени, когда его сфера деятельности не станет вновь необходима. Принадлежность к Ордосу не означает абсолютной преданности и не препятствует инквизитору участвовать в делах, относящимся к другому Ордосу. Принадлежность к Ордосу не является обязательной, и существуют инквизиторы, предпочитающие работать в одиночку.
Ордо Майорис
В М41 в Инквизиции выделяются три крупнейших Ордоса, известных как Ордо Майорис. Эти ветви существуют всё время, так как их миссия считается бесконечной. Каждая ветвь специализируется на борьбе с одной из специфических угроз владениям Империума. В то время, как инквизиторы из любого Ордоса обучены сражаться со всеми потенциальными угрозами, задача Ордоса — создавать агентов, особенно искусных в понимании и уничтожении определённой мерзости.
- Ордо Маллеус (Угроза вовне) — Уничтожает демонические угрозы и расследует природу демонов. Ордос появился сразу после Ереси Хоруса и следовательно, стал частью Инквизиции с самого её начала.
- Ордо Еретикус (Угроза изнутри) — Находит и искореняет ереси, мутации, беглых псайкеров, а также приглядывает за Экклезиархией. Ордо Еретикус появился после событий Эпохи Отступничества
- Ордо Ксенос (Угроза извне) — Находит и уничтожает влияние чужих и их козни против Империума. Неизвестно, когда этот Ордос был основан, как бы то ни было, говорят что он также стар, как и Маллеус.
Инквизиторские инсигнии
Ордо Минорис
Кроме трёх основных Ордосов, существует неизвестное количество меньших орденов, известных как Ордо Минорис:
- Ордо Эгис — Постоянно присматривают за Кадианскими Вратами
- Ордо Астартес — Следит за Адептус Астартес
- Ордо Барбарус — Надзирает за Доиндустриальными Мирами
- Ордо Хронос — Злосчастная организация, все члены которой исчезли
- Ордо Кустодум — Находится на Терре
- Ордо Дезолатус — Назначение неизвестно
- Ордо Экзориум — Следит за применением Экстерминатусов
- Ордо Машинум — Надзирает за Адептус Механикус
- Ордо Милитарум — Надзирает за Имперской Гвардией
- Ордо Некрос — Назначение неизвестно
- Ордо Ординатус — Пытается приоткрыть тайну происхождения Инквизиции
- Ордо Редактус — Пытается оставить историю Инквизиции строго засекреченной
- Ордо Санкторум — Надзирает за Экклезиархией
- Ордо Скрипторум — Следит за имперскими записями и переговорами
- Ордо Скриптус — Следит за имперскими историческими записями
- Ордо Сенаторум — Назначение неизвестно
- Ордо Сепультурум — Исследует различные виды чумы, в данный момент поразившие Империум и определяет как лучше охранять, уничтожать и уничтожать их. Создан для расследования увеличения вспышек Чумы Зомби перед началом 13-го Чёрного крестового похода.
- Ордо Сикариус — Создан, чтобы отслеживать деятельность Официо Ассассинорум после событий Войн Доказательств, случившихся в результате Правления Крови Гога Вандира.
- Ордо Танатос — Назначение неизвестно
- Ордо Вигилус — Надзирает за Ордо Некрос
Испанская инквизиция
Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)
Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.
Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.
Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.
По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.
Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.
Жертвы инквизиции. Критика Править
В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (англ. Narratives of sorcery and magic, 1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает:
Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <…> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь-епископ, Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство, прославил своё правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600.
Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди, исповедующие лютеранство, обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:
- «Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов — 28.
- Горожан, состоятельных людей — 100.
- Мальчиков, девочек и малых детей — 34.
Среди ведьм были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены. Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.
Православная инквизиция в Российской империи
Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.
Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод, с прописанным в нем Духовным Регламентом. Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.
Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.
В круг обязанностей инквизитора входило:
- наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
- недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
- проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
- выполнение духовенством Святых правил.
Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.
Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.
Книги и фильмы об инквизиции
События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:
- рассказ «Колодец и маятник» (авт. Эдгар Аллан По, 1842);
- роман «Лейденская красавица» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1901);
- исторический роман «Прекрасная Маргарет» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1907);
- исторический роман «Псы Господни» (авт. Рафаэль Сабатини, 1928);
- роман «Имя розы» (авт. Умберто Эко, 1980);
- роман «Воспоминание о монастыре» (авт. Жозе Сарамаго, 1982).
Среди наиболее значимых фильмов, отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:
- «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
- «Галилео Галилей» (1968);
- «Джордано Бруно» (1978);
- «Инквизитор: колодец и маятник» (1990);
- «Воин Бога» (1999);
- «Жанна д’Арк» (1999);
- «Во времена ведьм» (2005);
- «Палач» (2005);
- «Страшный суд» (2006);
- «Черная смерть» (2010).
Испанская инквизиция
Испанская инквизиция, также известная как Трибунал Священной канцелярии, была основана в Испании в 1478 году. Ее основной целью было обращение евреев и мусульман в католицизм.
Испанская инквизиция действовала в Испании и во всех ее колониях в Северной Америке, Центральной Америке и Южной Америке. По оценкам, около 150 тысяч человек были привлечены к суду за различные преступления в течение трех веков испанской инквизиции, из которых привело к примерно 5000 казней.
Инквизиция была отменена в Испании впервые во время правления Наполеона Бонапарта между 1808 и 1812 годами и окончательно уничтожена в 1834 году королевским указом королевы Марии Кристины из двух Сицилий.
Судебная процедура
Перед возбуждением расследования в городском или сельском округе, инквизитор объявлял период благодати. В это время подозреваемые должны были добровольно признать свое участие в ереси и после этого получали лёгкое наказание.
Оно заключалось в виде паломничества, ношения жёлтых крестов на одежде или тюремного заключения. Еретики, признавшие свои ошибки, но отказавшиеся отречься, передавались светским судам.
Задачей инквизиции был возврат заблудшей души еретика в лоно церкви. Но попав в светский суд, человек, так и не признавший своей вины, часто приговаривался к смертной казни. Таким образом, церковь, как бы снимала с себя ответственность, что не смогла вернуть заблудшую душу и виновником смерти еретика становилось государство.
Протестантская инквизиция
В шестнадцатом веке произошла так называемая протестантская реформация, христианское движение во главе с Мартином Лютером, целью которого было реформирование различных аспектов католической доктрины.
Некоторые историки утверждают, что, несмотря на то, что протестантская Реформация была движением, противоречащим католицизму, она использовала несколько методов, характерных для Церкви, для распространения своих идеалов, образуя истинную протестантскую инквизицию.
Утверждается, что в Германии Лютер потребовал бы преследования анабаптистов, христианской группы, которая не соглашалась с различными точками евангельской веры. Таким образом, протестанты того времени преследовали верующих и практиковали пытки, тюремное заключение и казни, а также католическую инквизицию.
История
Сигил Малкадора
Само создание Инквизиции покрыто тайной и существует как минимум две разные версии.
Первая — в сумрачные часы пред Его заточением в Золотом Троне, в то время как Терра находилась под осадой предательских войск Воителя Хоруса, Император Человечества приказал Малкадору Сигиллиту набрать «людей твёрдых, решительных и умелых» для проверки и тренировки на пригодность к элитной группе следователей, которым можно будет поручить поиск чужаков, мутантов и еретиков. Прямо перед штурмом боевой баржи Хоруса, Малкадор представил Императору 12 личностей — восьмерых Астартес и четырёх людей, которых он собрал по приказу Императора. Представленные Астартес отринули принадлежность своим примархам и легионам, которые поддержали Хоруса; Малкадор также заявил, что они были благословлены необычайными способностями, подходящими для битвы с ужасами, появляющимися из варпа.
Несмотря на то, что личности двенадцати, представших пред Императором, никогда не были объявлены, известно, что среди них были капитан Натаниэль Гарро из Гвардии Смерти и Сестра Безмолвия Амендера Кендел, а также Кирилл Зиндерманн.
Вторая история гласит о том, что сразу после того, как Императора подключили к Золотому Трону, четверо доверенных слуг Императора собрались втайне ото всех для того, чтобы обсудить дальнейшие действия. Мнения разделились: двое считали, что Императора можно было вернуть к жизни, двое же решили, что глупо было вмешиваться в случившиеся события. Двое ресуррекционистов, Промей и Мориана, покинули Терру и начали свой поиск средства, которое сможет вернуть Императора к жизни. Двое оставшихся быстро установили связь с Сенаторум Империалис и создали организацию, которая сможет воспрепятствовать усилиям Промея и Морианы, из которой с течением времени родилась Инквизиция.
Неизвестно, являются ли та или иная история стопроцентной правдой, или же обе они хранят её частицы. Говорят, что когда Сенаторум Империалис был созван на первую годовщину Вознесения Императора, человек с мрачным лицом присоединился к совету, назвавшись представителем Святых орденов Императорской Инквизиции. Тот факт, что они называли себя «ордены» во множественном числе, может означать, что ранняя Инквизиция являлась объединением нескольких организаций.
Цели и средства[править]
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.
В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.
Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.
Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.
Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Вместе с тем, пытки считались неэффективным средством следствия и поэтому применялись инквизицией реже, чем светскими трибуналами (только приблизительно в 10 % случаев). Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.
Исторические этапы развития инквизиции
Наиболее драматические события, связанные со святой инквизицией, проходили в Испании, Италии и Франции.
Доминиканский период развития инквизиции
В южных провинциях Франции, в конце XII в. начало зарождаться сообщество людей, которые проповедовали учение альбигойцев. Проповедники серьёзно подрывали авторитет католической ортодоксальной церкви.
В целях усмирения движения и дальнейшего его разгрома был создан орден монахов — доминиканцев. В 1209 году начались опустошительные, кровавые войны, известные как альбигойские.
Действия инквизиторов вызвали народные бунты, что повлияло на настроения короля Франции Людовика IX и поэтому инквизиция в дальнейшем была значительно ограничена.
Испанская святая инквизиция
В конце XV века король Испании Фердинанд II под давлением епископов начал гонения на зажиточных евреев.
Кроме евреев, к зажиточным слоям населения Испании принадлежали и мавры, не принявшие христианства. Их преследование организовал доминиканец Томас де Торквемада с благословения Изабеллы Кастильской и Фердинанда II. Торквемада получил от Папы Сикста буллу, которая давала право испанским королям на проведение инквизиции.
На всей территории Испании создавались инквизиторские учреждения, городские трибуналы, а также был разработан кодекс, на основе которого еретики предавались судам.
Создание инквизиции в Российской империи
В 1711 году была сформирована фискальная служба и учреждены должности коллежских фискалов. Их целью было написание доносов на имя царя. В это же время Петр I учредил Святейший Синод.
В своей работе фискалы руководствовались Духовным регламентом, документом, созданным в недрах Синода. Согласно этому документу учреждалась должность протоинквизитора. Во главе епархии назначался свой инквизитор.
При Синоде была организована раскольническая канцелярия, отслеживавшая отступников от веры. Такая практика недолго просуществовала в России и была прекращена в период царствования дочери Петра, Екатерины.
Другие страны
Доминиканский монашеский орден, при содействии Папы Григория IX, распространил действия инквизиторов по всему Пиренейскому побережью. Но не во всех регионах инквизиция пользовалась успехом. Наибольшее развитие она получила в Италии при папах Сиксте V и Пие V.
Конрад Марбургский, главный и первый инквизитор Германии, выступил против племени стендингов, чьё учение противоречило основам христианства. В период народного восстания Конрад был убит. Дальнейшее развитие инквизиции было слабым, даже доминиканцы не смогли удержать своих позиций.
В государствах со славянским населением инквизиция просуществовала недолгое время. Наибольшее развитие она получила в тех странах, где господствовал католицизм, например, в Польше.
Ранги Инквизиторов
Основная статья:
Хотя у Инквизиции отсутствует формализованная иерархия, стоит знать, что Император занимает пост высшего уровня и является верховным командующим, а также существует множество постов, которые может занимать инквизитор. Эти посты не дают дополнительной власти (ведь власть инквизитора и так абсолютна), хотя инквизитор, занимающий такой пост, будет пользоваться уважением и влиянием своих коллег в случае правильной и добродетельной работы его ведомства. Примером такого поста может являться Инквизиторский Представитель, представляющий Инквизицию среди Высших Лордов Терры.
Роль Инквизиции
Инквизиция обладает почти безграничной властью, так как она по сути полностью независимая организация, которая не подчиняется даже Адептус Терра. В то время, как работа инквизиторов включает в себя надзор и изучение работы других имперских организаций, сама Инквизиция отвечает за свои действия только перед самим Императором. Каждый житель Империума, без исключения, может стать объектом изучения Инквизиции. Такая власть известна как Инквизиторский Мандат.
Инквизиция является единственной имперской организацией, обладающей абсолютной независимостью, за исключением Министорума (который, в любом случае, работает в рамках, установленными имперскими законами). В отличие от других организаций, Инквизиция не является ветвью обширной Адептус Терра, обладает независимостью и отвечает только перед собой. Инквизиция использует укрепления, разбросанные по всему Империуму, известные как Инквизиторские Крепости, в качестве своих оперативных баз.
Задачей обычного Инквизитора является расследование и устранение потенциальных угроз человечеству и Империуму, которых существует огромное множество. Главной опасностью является не вторжение чужаков, пришельцев, а угроза изнутри — коррупция и неверность внутри имперских организаций, а также угроза, исходящая от псайкеров. Другой критичной проблемой является мутация — постоянная порча человеческого генофонда. Для Инквизиции не существует границ ответственности: планы чужих, мутации, политические интриги, некомпетентность, коррупция — всё находится под её юрисдикцией.
В случае необходимости, Инквизиция может потребовать услуг и ресурсов любого Имперского гражданина или организации. Даже Высшие Лорды Терры не могут воспротивиться ордеру Инквизитора без веских причин. Эта власть распространяется также и на Адептус Астартес и на Адептус Механикус (хотя в основном, предусмотрительные инквизиторы лишь просят о содействии космического десанта и предпочитают не злить Адептов Марса).
Задачи Инквизиции требуют высокой активности и эффективности действий, не скованных догмами и бюрократией, вполне обычными для других имперских департаментов. Поэтому, в Инквизиции почти полностью отсутствует иерархия и деление на отделы носит лишь формальный характер. Власть внутри Инквизиции определяется двумя факторами: репутацией и влиянием. Старшинство само по себе не является показателем статуса, хотя большинство Инквизиторов всегда готовы выслушать мнение более старшего и умудрённого коллеги.
Благодаря всему вышеперечисленному, Инквизиция является верным сторожевым псом Империума, не ограниченным ни в чём. Однако даже в такой фанатичной организации постоянно присутствует угроза порчи и коррупции. Из-за этой угрозы Инквизиция постоянно следит сама за собой. Говорят, что Ордо Маллеус первоначально был создан именно с этой целью, как секретный Внутренний орден.
Что до Инквизиторского Мандата, Инквизиторы обладают абсолютной властью судить тех, на кого пал их взгляд. У Инквизиции существует множество способов умерщвления, которые применяются в зависимости от тяжести вины осуждённого. Ужасы арко-флагелляции, службы в штрафном легионе или встраиванию в Машину Покаяния — лишь малая часть тех уникальных форм наказания, которые Инквизиция использует на регулярной основе.
Инквизитор обладает властью приговорить целый мир к Экстерминатусу. Такая мера применяется, если мир считается непоправимо испорченным. Экстерминатус полностью уничтожает мир, в котором порча укоренилась так глубоко, что любые другие меры ни к чему не приведут.
Средневековая инквизиция
С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.
Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».
В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.
Эмблема доминиканцев.
Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.
Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.
Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.
Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».
Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.
Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.
Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.
Мифы о миллионах сожженных душ
На самом деле в большинстве случаев борьбы инквизиции против еретиков и язычников немного опущены. Первые насильно ввергали последних в свою веру. Если те отказывались, то в ход шли приговоры инквизиции: болезненные пытки и конфискация имущества. Это необходимо было для того, чтобы показать непоколебимость верующего человека, которому уготовано место в Раю, даже после осуществления преступления. В 95% случаев люди сдавались, и в обмен на свое имущество, а иногда это были и дети, веровали в новую религию. Однако те самые 5%, которые отказывались предавать собственных богов, подвергались жестоким пыткам. Описывать их сложно, так как это непростая работа.
Одним из самых ярких примеров приговора инквизиции есть пытка с невероятными болезненными ощущениями со стороны еретика. Человека привязывали к стулу, так, чтобы он не мог шевелить руками и ногами. Потом постепенно нагревали небольшие щипцы до красного цвета. Затем отрывали по одному ногтю до тех пор, пока человек не сдастся и не признает власть Божью. Стоит признать, что это была не самая страшная пытка. История узнавала случаи и страшнее. Однако, к смертельным пыткам прибегали крайне редко. Приговор зачастую ограничивался болезненными терзаниями.
Жанна Д’Арк и жертва считается самым известным мифом об ужасной инквизиции. После того, как девушка смогла спасти Францию от непоправимого давления Англии после Столетней войны, ее пленили племена бургундцев. Они передали ее властям английского королевства. Потом ее осудили, как простого еретика, и затем сожгли на костре. Но правда ли это?
Есть не только научные работы той эпохи, указывающие на обратные факты, но и множество предполагаемых материальных доказательств. К примеру, раскопали скелет неопознанного человека. С помощью новейших технологий удалось подтвердить, что это скелет девушки, 18–19 лет. А по окаменелостям, легко определили и возраст костей. Практически все подходит под всемирно известный миф о сожженной Жанне Д’Арк. Поэтому и приговор сожжения на костре можно смело считать нереальным.
В интернете присутствует большое количество статей о том, что количество жертв инквизиции сравнимо с общим количеством смертей на Второй мировой войне. Это все не более, чем гиперболизированный треп. За 400 лет активной деятельности инквизиции предполагается, что приблизительное количество пострадавших не превышает цифры в 40 тысяч.
Многие технологии современности сумели добиться прекрасных результатов в максимальной правдивости истории. То есть большинство предположений, которые считались правдивыми и воспринимались, как факт, теперь не имеют никакой исторической ценности.
История инквизиции: ее появление
И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…
Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.
А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.
А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.
В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.