Иллюстрация

История иллюстрации

Человек использует иллюстрации, чтобы помочь себе в общении с доисторических времен, ещё даже до развития письменности. Можно лишь вспомнить наскальную живопись (на камнях), сделанную природными красками-пигментами.

Хотя значения этих древних проявлений не доказаны, считается, что рисунки стремились передать послания: выразить ценности, убеждения и изобразить повседневную жизнь этих народов.

ИллюстрацияНаскальные рисунки в Национальном парке Серра-да-Капивара в Бразилии

Одна из самых ранних письменных иллюстраций к рукописи — Древнеегипетская Книга мёртвых, коллекция записей, которая вероятно была составлена египтянами между 16 и 10 веками до нашей эры.

В этих рукописях описаны процедуры, которые следует соблюдать после смерти, для того, чтобы отвести опасность и облегчить путь мёртвых в рай. Для иллюстрирования этих рукописей были специально назначены люди.

ИллюстрацияДревнеегипетская Книга мёртвых, 1040–945 гг. до н. э.

С тех пор люди не переставали использовать изображения и рисунки, чтобы рассказывать истории, описывать ситуации разных времён и пространств, выражать чувства и заставлять читателя думать.

Сегодня иллюстрации есть везде: в книгах, журналах, рекламных роликах, картинах, граффити и т. д. А благодаря технологиям и программам дизайна создание изображений стало ещё проще и присутствует в нашей повседневной жизни.

Иллюстрация в России

В 1920-е гг. в СССР начался подъем ксилографии, рисунка, а также возникновение фотомонтажа. В советской иллюстрации начали появляться некоторые детали плакатности. Данная эпоха характеризуется исканиями предметно-визуального единения книг с иллюстрациями. В эти года формируется и, переливающаяся всеми цветами радуги, иллюстрация для детей.

Уже для 1930–50-х гг. присуща склонность к перенесению содержания с психологической точки зрения, к реалистичности образов, к приближению к станковой графике.

Более многообразной иллюстрация становится в 50–80-х гг.

Одними из самых ярких представителей художников-иллюстраторов считаются:

  • Иван Яковлевич Билибин;
  • Борис Александрович Дехтерёв;
  • Владимир Григорьевич Сутеев;
  • Леонид Викторович Владимирский;
  • Евгений Михайлович Рачёв.

Виды иллюстраций

Иллюстрации различают:

  • обложка или переплёт — изображают суть представленного литературного произведения;
  • иллюстрации-фронтиспис — иллюстрация перед титульным листом, тоже должна показывать главное в произведении;
  • иллюстрации-заставки — иллюстрация в начале главы книги;
  • разворотная — иллюстрация внутри текста на двух страницах;
  • полосная иллюстрация — иллюстрация внутри текста во всю страницу;
  • полуполосная — полустраничная иллюстрация;
  • оборочные — небольшая иллюстрация для менее значимых частей произведения;
  • рисунки на полях — рисунки для не очень важных частей произведения.

История

Иллюстрация

Александрия Сербская. На миниатюре Александр, спускающийся в морские глубины

Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII веке ей на смену пришла литография.

Развитие печатного дела и появление периодических изданий открыло новые возможности для иллюстраторов. Наряду с оформлением книг, иллюстрации потребовались для газет и журналов, в том числе комического плана — карикатуры. В иллюстраторы переквалифицировались художники, получившие классическое художественное образование. Улучшалось качество рисунка, а издатели журналов обнаружили, что хорошие иллюстрации продаются не хуже хорошего текста.

Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства. С появлением новых средств информации иллюстрация потеряла свои лидирующие позиции, но остаётся по-прежнему востребованной.

Литература

В Викисловаре есть статья «иллюстрация»

  • Иллюстрация //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.  (Проверено 11 ноября 2011)
  • Иллюстрация // Издательский словарь-справочник : / А. Э. Мильчин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  • Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX веков. М., 1937.
  • Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955.
  • Чегодаев А. Д. Русская графика. Рисунок. Эстамп. Книга. 1928-1940. М., 1971.
  • Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962.
  • Сидоров А. А. История оформления русской книги. 2-изд. М., 1964
  • Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964.
  • Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900—1941. М., 2005.

Иллюстрация в корпоративных изданиях

Иллюстрация — универсальный язык коммуникации, который подходит для общения не только с клиентами, но и с сотрудниками.

Корпорация M8 создала иллюстрированный кодекс для сотрудников об основных ценностях и правилах компании.

Иллюстрация

Все эти примеры показывают, что иллюстрация годится не только на роль дополнения для дизайна или заполнения пробелов в тексте или на сайте. С её помощью можно решать маркетинговые и UX-задачи, рассказывать о сотрудниках и проектах, выстраивать коммуникацию бренда с пользователями.

Если вы хотите серьёзно подготовиться к работе в современной digital-иллюстрации, можно начать с нашего курса «Художник компьютерной графики». Там вы освоите профессиональную работу с Photoshop и 3D-программами и начнёте уверенно ориентироваться в рекламной графике. После этого вам будет проще выбрать подходящее направление внутри иллюстрации.

Искусство книжной иллюстрации в России

В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами. Самые древние из них относятся к XI веку (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Молитвенник Гертруды). В XII веке были созданы Мстиславово Евангелие, Юрьевское Евангелие, Галицкое Евангелие и другие памятники. Среди рукописных книг монгольского и послемонгольского периода (XIII—XV века) известны Оршанское Евангелие, Фёдоровское Евангелие, Сийское Евангелие, Галичское Евангелие, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово, Андрониково Евангелие, Аникиевское Евангелие, Буслаевская псалтирь, Геннадиевская Библия.

С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра. В XVII—XVIII веках в России были распространены так называемые гравированные, или блочные, книги, в которых текст и изображение вырезались на одной доске. Но большее распространение получила техника, при который текст печатался с наборный формы, а иллюстрация представляла собой гравюру.

С XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным произведениям. Они выходили в виде отдельных тетрадей, которые читатель мог объединять в альбом. Среди подобных изданий выделяется серия иллюстраций к гоголевским «Мёртвым душам», работы гравёра Евстафия Бернардского по рисункам Александра Агина. В 1846—1847 годах были издано 72 листа из 100. Полное издание альбома вышло лишь в 1892 году под названием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“».

В конце XIX века — начале XX века в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили. Реалистическая иллюстрация представлена работами Дмитрия Кардовского («Каштанка» 1903, «Горе от ума», 1907—1912, «Русские женщины», 1922, «Ревизор» 1922, 1933), Леонида Пастернака («Воскресение» Л. Толстого). Традиции модерна в русской книжной иллюстрации во многом распространились под влиянием главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа («Медный всадник» 1916—1918). Искусство конструктивизма представлено в работах Василия Кандинского и Эля Лисицкого.

Событием в истории русской книжной иллюстрации стало издание И. Н. Кнебелем серии из 50 брошюр «Картины по русской истории» (1908—1913) с иллюстрациями, оригиналы которых выполнили выдающиеся художники: С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.

Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский. Среди известных советских иллюстраторов книг Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Виктор Замирайло. В 1950-е — 1980-е особое развитие получила иллюстрация в детских книгах, над которыми работали Евгений Чарушин, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Леонид Владимирский, Алексей Лаптев, Владимир Конашевич, Анатолий Савченко, Олег Васильев, Борис Диодоров, Евгений Рачев, Владимир Конашевич, Георгий Нарбут, Борис Зворыкин, Осип Авсиян.

Художники-иллюстраторы часто применяют в творчестве мотивы и приемы традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации, мотивы народного декоративно-прикладного искусства, лубка (Иван Билибин и многие другие). Также авторы обращаются к классической персидской миниатюре, античной вазописи и другим традициям в зависимости от содержания иллюстрируемого произведения. Дмитрий Брюханов, иллюстрируя сказки народов Крайнего Севера и произведения чукотских и эвенских авторов, использовал композиционные приемы традиционной чукотской резьбы по кости. При этом обращение иллюстратора к образам народного искусства часто становится предметом теоретических дискуссий, так как искусствоведы и художники пытаются найти грань между примитивной стилизацией и копированием с одной стороны, и отражением в произведении народного духа — с другой.

В 1924—1925 годах полиграфическая секция Российской академии художественных наук выпускала журнал «Гравюра и книга», посвященный искусству шрифта и книжной иллюстрации. Изданием руководили Л. Р. Варшавский и А. А. Сидоров.

Искусство иллюстрации

В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.

В мире визуальных искусств и художественной критики иллюстраторов ценят обычно больше по сравнению с графическими дизайнерами, но меньше, чем художников. Однако, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, иллюстрации стали весьма популярным и доходным видом визуального искусства.

Иллюстрация Белого Кролика из книги «Алиса в Стране чудес», нарисованная Джоном Тенниелом (1820–1914)

Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники — художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы — пластилин, засушенные растения, допускается применение различных техник — вышивка, аппликация, оригами.

Иллюстрация в инструкциях

Мало кто читает длинные руководства по эксплуатации товара, который покупает. Но что делать, если совсем без инструкции не разобраться? Правильно, добавить картинки.

Магазины IKEA работают в разных странах и продают мебель, которую покупатель чаще всего собирает самостоятельно. С помощью картинок они оригинально и экономично решили проблему: рисованные инструкции помогают клиентам собрать мебель, а компании при этом не приходится переводить один и тот же текст на разные языки и печатать отдельные инструкции для каждой страны.

Также к товару прилагаются общие советы по сборке мебели, в которых текст не нужен совсем.

Из этой картинки понятно, какие инструменты могут понадобиться при сборке.

Иллюстрация

Эта рассказывает, как лучше действовать и как не надо делать.

Иллюстрация

А тут показано, что делать, если самостоятельно собрать мебель не получается или есть вопросы.

Иллюстрация

Разница между иллюстрацией и рисунком

Хотя они часто используются как синонимы, иллюстрация и рисунок — это разные понятия. Существенное различие между этими двумя терминами состоит в том, что у иллюстрации есть какое-то предназначение, в то время как рисунок не обязан иметь никакой цели.

Рисунок является более свободным проявлением. Он может быть сделан просто для красоты и без цели передать какое-либо сообщение. Следовательно, рисунок не обязательно является иллюстрацией.

Но рисунок может быть иллюстрацией если его функция — передать идею или мысль. Например, рисунок на обложке книги является иллюстрацией, потому что он обычно предназначен для передачи какого-то сообщения, относящегося к содержимому текста.

ИллюстрацияИллюстрация Николая Алексеевича Богатова к книге «Конёк-Горбунок», 1914 г.

Где компании используют иллюстрацию

Она пригодится, чтобы выделиться среди конкурентов, общаться с пользователями и создавать приятный визуальный эффект. У каждой компании свои цели и задачи, поэтому и иллюстрацию они применяют по-разному. Вот несколько примеров.

Иллюстрация в логотипах компаний

Любая компания хочет запомниться своим клиентам и пользователям. Для этого не всегда нужно иллюстрировать весь сайт, иногда достаточно менее формального логотипа. Например, там может быть интересный персонаж: человек, животное или предмет, который будет представлять бренд.

MailChimp — платформа для автоматизации маркетинга и почтовый сервис. Когда-то они решили разместить на своём логотипе подмигивающую обезьянку. Благодаря ей сервис узнают даже те, кто никогда не пользовался почтовой рассылкой.

Иллюстрация
Логотип MailChimp. Источник

MailChimp— не единственная компания, которая решила выделиться с помощью логотипа. Благодаря иллюстрациям мы сразу узнаём бренды Lacoste и Starbucks, а если выбираем браузер, то легко найдём среди них Mozilla Firefox по лисе на логотипе.

Иллюстрацию для логотипа выбирают не только компании, которые продают товары или услуги, но и благотворительные организации. Например, Всемирный фонд дикой природы много лет сохраняет на своём логотипе панду.

Иллюстрация в упаковке

Иллюстрация помогает продавать не только digital-продукты, но и физические товары. Чтобы привлечь покупателей, можно разместить на упаковке оригинальную картинку.

Когда нужна оригинальность

В испанском рекламном агентстве Señor Burns придумали, нарисовали и анимировали персонажей для сайта — смешных монстров, которые теперь встречают посетителей.

Иллюстрация
Главная страница сайта рекламного агентства. Источник

А сеть пиццерий «Додо-пицца» вообще сделала иллюстрацию частью своего бренда, использует её на сайте и в приложении. В компании гордятся этим стилем, поэтому рассказывают клиентам, как и почему выбрали именно его и в чём особенность картинок.

Иллюстрация

Когда нужно рассказать о компании и сотрудниках

Для этого можно написать текст, перечислить сотрудников, добавить общее фото и остановиться на этом. А можно действовать нестандартно. Например, в агентстве «Сделаем» заменили групповое фото команды, которая работает над проектами клиентов, на иллюстрацию.

Иллюстрация
Команда агентства «Сделаем». Источник

И дополнили комиксом рассказ о внутренней «кухне» своей работы.

Иллюстрация
ИсточникИллюстрация
Источник

Издательство «МИФ» с помощью иллюстрации рассказывает о целях, миссии компании или отдельных проектах. Например, так они объяснили, зачем вообще издают книги:

Иллюстрация

Когда нужно рассказать о продукте

Если вы делаете продукт или сервис, функции которого сложно описать словами, дополните текст иллюстрацией. Например, так делают в Intercom: