Идеалист

В словаре Энциклопедии

(франц. idealisme, от греч. idea — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Что подразумевает понятие?

Значение термина многогранно. В доступном для слоев населения с разным статусом и уровнем жизни, он подразумевает склонность к переоценке действительности. Вдумываясь в поступки другого человека, личность подразумевает, что индивидуум мотивировался исключительно благими побуждениями. Такой образ мысли есть проявление оптимизма. В ином случае, идеализм выступает преобладанием нравственных ценностей над материальными. Еще это — пренебрежение действительными обстоятельствами жизни в пользу торжества духовных сил. Идеалистическая психологическая философия, перечисленных ранее видов, отражает душевное состояние, субъективное отношение к действительности.

Немецкая школа

Немецкая школа мыслительных наук открыла уникальное направление – трансцендентальный идеализм. Кант выдвинул теорию, из которой следует, что мир явлений определяется неопровержимыми условиями познания – пространством, временем, категориями мышления. Философы этого учения, как субъективные идеалисты, полагали: физические тела доступны человеку только совершенным естеством, а действительное естество явлений находится за границами познания. Кантовскую теорию знаний воспринимают, как проявлением крайности и делят на разветвления:

  • Субъективный (основоположник Фихте);
  • Объективный (основатель Шеллинг);
  • Абсолютный (основатель Гегель).

Идеалист

Течения, которые описаны выше, различаются восприятием действительности окружающего мира. Кант считает существование мира неоспоримым, полно содержательным. По Фихте реальность выступает неосмысленной гранью, стимулирующей личность к созиданию идеального мира. Шеллинг трансформирует внешнюю грань внутрь, считая ее первоначалом творческой сущности, которая есть нечто промежуточное между субъектом и объектом. У Гегеля реальность самоликвидируется, мировой прогресс воспринимается через самореализацию абсолютной идеи.

Как смириться со своей неидеальностью

Человек по своему определению – незаконченный проект. Идеал и абсолют недостижимы. К тому же каждый определяет для себя сам, что считать несовершенством. Получая каждый новый опыт, человек развивается. Меняются его ценности и взгляды на жизнь. То, что вчера казалось смертельным грехом, завтра окажется проступком, который можно понять и простить, как другому человеку, так и самому себе.

Смириться со своей идеальностью – не значит закрыть глаза на имеющиеся недостатки. Это означает продолжать относиться к себе с уважением и любовью, несмотря на очевидное несовершенство. Ненависть к самому себе и самоуничижительные мысли контрпродуктивны

Важно понимать, что, только научившись мирно преодолеть свои слабости, человек способен помочь в этом другим

Добиться истинной трансформации личности можно только через любовь и самопринятие. Все остальное – лишь временное подавление каких-то частей самого себя.

Ахиллесова пята идеалиста

Идеалист – это зачастую такой человек, который не только старается следовать высшим идеалам, но думает, что окружающие его люди в этом с ним схожи. Потому такого человека легко обмануть, в особенности в молодости. Лишь жестоко обжегшись несколько раз, идеалист становится более осторожным в выборе друзей.

Наличие высоких идеалов в сознании не гарантирует того, что человек всегда им соответствует. Ведь порой идеалист предъявляет к самому себе просто нечеловеческие требования.

Идеалист

Осознание недостижимости собственных идеалов может причинять страдания

Даже самые лучшие из рода человеческого имели свои слабости и совершали ошибки. Однако идеалист зачастую не оставляет себе право иметь какие-либо недостатки. В итоге он страдает от глубокого чувства неудовлетворенности собой. Может считать себя недостойным счастья, любви окружающих. С такими проявлениями идеализма необходимо бороться.

Философский объективизм

Объективный идеализм в науке о человеке и мире, представляет собой учение о превосходстве идеального первоначала над человеческим сознанием. Представители данного течения считают, что первоначалом выступает некий «космический дух». Один этап его развития способствует появлению мира, зарождению жизни на Земле. Такое мировоззрение очень близко к религии, где Бог выступает создателем мироздания, но не имеет материальной сущности. Объективные идеалисты считают свое направление не религиозным, но сохранились связи с церковными догматами и об этом существуют свидетельства. Яркими деятелями учения считаются Платон, Гегель.

Примечания

  1. Например. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
  2. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  3. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  4. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  5. Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  7. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  8. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  9. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  10. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  11. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  13. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  14. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  17. История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  18. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  19. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  20. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Как начать ощущать себя идеальным

Обычно за стремлением быть идеальным находится страх, что в противном случае значимые люди тебя отвергнут. Однако любовь – это не то, что возникает как ответная реакция на чье-то совершенство. Чувства единения и любви возникают между людьми, которые приняли решение уважать и любить окружающих, несмотря ни на что.

Чтобы начать ощущать себя идеальным, необходимо культивировать в себе чувство любви ко всему миру. Только в состоянии гармонии и единства с жизнью можно достичь такого умонастроения, в котором значимость и ценность собственной личности являются само собой разумеющимися фактами.

Примечания

  1. Например. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
  2. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  3. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  4. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  5. Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  7. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  8. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  9. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  10. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  11. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  13. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  14. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  17. История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  18. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  19. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  20. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Отрицательные стороны идеалиста

Несмотря на все положительные качества идеалиста, строить с ним отношения бывает очень непросто. Идеалистичность взглядов побуждает его стремиться к максимуму. При этом в погоне за совершенством идеалист зачастую не щадит ни себя, ни окружающих. Нравственные ценности, честность, справедливость такой человек ставит превыше всего и от других ждет, а нередко и требует того же.

Если идеалист в ком-то разочаровывается, то вновь завоевать его расположение и доверие становится практически невозможно

Для человека с таким характером действительно очень важно, чтобы люди соответствовали его стандартам

Вместо того чтобы следить за своим поведением, идеалист может начать перекраивать мир и окружающих согласно собственным представлениям о том, как все должно быть. В такие моменты он и сам не замечает, как превращается в самого настоящего фанатика и тирана.

Еще одна отрицательная черта характера, которую можно обнаружить у идеалиста, – это ментальное высокомерие. Отказываясь культивировать в себе чувство уважения к другим людям и их идеям, он рискует превратиться в эдакого рафинированного интеллигента, воспринимающего лишь собственные жизненные ценности как значимые и важные.

Так как идеалистичного человека мало интересуют физические и материальные стороны жизни, он зачастую бывает не устроен в быту. Может быть успешен в карьере, но деньги и статус для него не являются ценностью.

Идеалистично настроенный человек не стремиться достичь материального успеха намеренно

Разве что за исключением тех случаев, когда требуется обеспечить реализацию какого-то социально важного проекта. Для женщин, которые хотят видеть в своем избраннике кормильца семьи, такая черта может показаться недостатком

Идеалист

Порой идеалисты не считают нужным тратить свое время и усилия на зарабатывание на хлеб насущный

Идеалистически настроенные люди встречаются и среди девушек. Ухаживать за кем-то из числа подобных барышень решится далеко не каждый мужчина. Ведь идеалистка, как это ни странно, – вовсе не наивная мечтательница, когда дело доходит до построения отношений. Она предъявляет высокие моральные требования к потенциальному партнеру, и произвести впечатление на нее бывает гораздо сложнее, чем на более приземленную девушку.

Чем хороши идеалисты

Идеалист – это приверженец высоких нравственных идеалов. Он верит в добро и справедливость, стремится к общему благу и ценит духовные наслаждения превыше всего остального. Идеалист пытается построить рай на Земле, изменить мир к лучшему. Даже если он осознает, что это невозможно, все равно руководствуется этическими соображениями в своих решениях и поступках.

Дополнительная информация. Хорошими примерами идеалистического человека могут послужить князь Мышкин, Жанна Д’арк, рыцарь Галахад.

Идеалист

Князь Мышкин, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского, – яркий пример человека идеалистического типа

Для идеалиста многие нравы и правила современного общества просто неприемлемы. Он никогда не пойдет по головам ради достижения желаемого. Это самые надежные партнеры и работники.

Важно! У многих людей, которые позиционируют себя как циников и реалистов, можно обнаружить скрытый идеализм, безотчетную тягу к нравственному образу жизни. Дело в том, что духовные идеалы зачастую закладываются на уровне подсознания еще в детском возрасте, и, хотя не замечаются самим человеком, оказывают огромное влияние на его поведение

Субъективизм и его влияние

Субъективное течение позиционирует идеальным первоначалом сознание человека. При таких обстоятельствах реальность теряет объективный характер, потому что все, как считают сторонников субъективизма, происходит в голове индивидуума. Течение приобретает новое проявление – солипсизм, иными словами утверждение единственности бытия конкретного субъекта. Реальные процессы, которые происходят в окружающем мире являются результатом активности сознания. Беркли больше остальных «коллег по цеху» раскрывает теорию солипсизма.

На практике приверженцы субъективных взглядов сохраняют умеренность, не выступают открыто против существования общепринятой реальности, потому что не предоставляют весомых доказательств чувственного учения. Кант уверен, что такая постановка вещей «скандал в научном обществе». Современное общество наблюдает продолжение направления в прагматизме, экзистенциализме. Известными представителями наукоучения считаются Протагор, Беркли, Кант.

Историческое предназначение

Несмотря на уже продолжительное существование и возраст философии, зарождение термина относится только к XVII-XVIII векам нашей эры. Слова «идея», «идеалисты» постоянно крутились в научных кругах, но не находили соответствующего продолжения. Пока в 1702 году Лейбниц не назвал Платона и Эпикура великими максималистами и идеалистами.

Позже Дидро дал определение понятию идеалистов. Французский деятель называл таких философов слепыми, признающими только собственное бытие, существование мира ощущений.

Кант воспринимал направление теорией существования предметов в пространстве отдельно от человека. Мыслитель не принимал материальный вид течения. Немецкий классик был автором трансцендентного (формального) идеализма, который противостоял предыдущему. Основываясь на невозможности происхождения вещей вне нашего сознания, Кант утверждал, что ничто не способно существовать вне человеческого разума.

1800 год стал открытием Шеллингом теории распространения формального принципа до масштаба системы знаний в целом.

Гегель полагал, что сущность учения сводится к непризнанию конечного неоспоримо действительным. Ученый полагал, что уважающая себя мыслительная наука подчиняется принципам конкретно этой направленности.

По Марксу динамическая действительность развивалась только идеалистическими действиями, но образно. Материализм отражал созерцание, отсутствие действий.

Энгельс в 1886 году утверждал, что сторонники теории первоначала духа над природой, невольно стали основателями идеалистической концепции. Противники, признающие главенство природы, становятся адептами материализма.

Изданная в 1957-1965 годах в СССР «История философии», объясняла: «Основными этапами развития отрасли науки является противоборство пары ведущих течений, где одно отражает прорывные идеи общества, а другое сводится к консервативным, реакционным взглядам».

История использования термина приобрела широкое распространение в XIX и начале XX века особенно в странах Европы.

Сторонники Канта мнили себя идеалистами, представители британской школы абсолютного идеализма стали последователями Гегеля.

Во второй половине ХХ века мудрецы и мыслители избегают использование термина, но дискутируя, все чаще употребляют слово «идеология».