Знаете ли вы, что такое художественная литература? художественная литература: определение и особенности

Русская художественная литература

Литература, как явление в целом, делится на несколько больших категорий: публицистическая литература, историческая, научная, художественная и т.д.

Определение 1

Художественная литература – это искусство, использующее в качестве материала словесные конструкции и различные языковые нормы.

Основных отличий художественной литературы от любого другого вида несколько:

  • Во-первых, художественная литература не имеет таких четких рамок и правил, как собственно научная или же публицистическая.
  • Во-вторых, художественная литература включает в себя гораздо большее разнообразие жанров, стилей, направлений, а также уместных троп.
  • В-третьих, художественная литература может повествовать от любого лица, иметь не только линейную композицию, а также может вообще не содержать действующих лиц.

Итак, это основные отличия художественной литературы от любой другой. В России художественная литература, как явление, возникла раньше, чем любая другая – ее развитие началось в начале восемнадцатого века. Первыми реформаторами в области художественной литературы были представители дворянских родов и сословий. Сам Петр Первый способствовал развитию художественной литературы в России.

Сама по себе художественная литературы подразделяется еще на несколько частей – ее основных видов: драма, эпос и лирика. Также она делится и по структурной организации на поэзию и прозу. Художественная литература включает в себя большое разнообразие жанров, стилей и направлений, которые в русской литературе характерны для того или иного времени.

Одним из самых первых направлений в русской литературе стал классицизм. Его расцвет пришелся на время, которое было сразу после отделения художественной литературы от церковных и панегирических текстов. Так, классицизм получил свое развитие в конце первой половины восемнадцатого века, частично захватывая и начало девятнадцатого века.

Основным жанром русской литературы в этот момент была ода. Также преобладала драма, сатира и комедия. Однако, тексты все еще носили панегирический характер, а также содержали в себе большой государственный пафос.

Главными темами произведений того времени были темы либо философского характера, либо патриотические. Главный герой обязательно совершал подвиг во имя государства или всячески прославлял отечество. Способность к самопожертвованию считалась чуть ли не самой главной способностью героя. Писатели того периода: Радищев, Ломоносов, Жуковский.

Дальше, в начале девятнадцатого века настала эпоха сентиментализма, просуществовавшая, однако, недолго. Если классицизм характеризовался четкими языковыми нормами и рамками, то сентиментализм, напротив, возводил чувства человека в культ. Произведения отличались чувствительностью, нежностью, часто романтикой. Основным жанром здесь является баллада.

После эпохи сентиментализма в русскую литературу пришло такое направление, как романтизм. Романтизм, в основном, характеризовался возведением в культ свободы человека – как внешней, так и внутренней. Герой сражается, идет против чего-либо, часто – против системы. Такая литература была отголоском первых либералистических взглядов в России, первых подпольных декабристских организаций. В направлении романтизма творили следующие писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Далее, уже в конце девятнадцатого века, так называемого «Золотого века русской литературы», на смену романтизму пришел реализм. Это направление характеризуется в основном реальным изображением окружающего мира, нашей действительности. В этот период творили: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие. Основной жанр того времени: роман, рассказ, сатира.

Начало двадцатого века в художественной русской литературе ознаменовалось всплеском поэзии. Здесь художественная литература включает в себя очень много различных направлений: от акмеизма до имажинизма. В данной период имеют место быть различные литературные группировки.

Вторая половина двадцатого века характеризуется, в основном, в русской художественной литературе как послевоенная, а далее и фантастическая литература. Также получает свое развитие экзистенциализм.

Таким образом, мы рассмотрели развитие русской художественной литературы.

Что такое виды художественной литературы?

Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.

Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.

Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».

В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.

Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).

Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.

Таблица

Емко и коротко представим в таблице отличия художественной литературы от научной. Это поможет быстрее запомнить материал и при необходимости освежить его в памяти.

Коротко об отличиях

Параметр сравнения

Художественная

Научная

Цель

Эстетическое наслаждение

Сообщение о научном факте

Область применения

Искусство

Наука и техника

Черты стиля

Образность, эмоциональность

Сухое и последовательное изложение фактов

Жанры

Стихи, романы, повести, сказки

Доклад, монография, выступление, статья, учебник

В таблице представлены ключевые отличия художественной литературы от научной. В завершение отметим, что современные авторы нередко пытаются совместить черты, например, излагая в научном труде информацию эмоционально и с экспрессией. Однако с учетом сферы применения всегда можно быстро определить, относится то или иное произведение к научной или художественной словесности.

Драматургическая литература

Драма по сути является не только литературным родом, но также принадлежит и к театральному искусству. Это направление предназначено для игры на сцене, где чаще всего демонстрируются трагические эпизоды. Основное отличие драмы от других родов литературы заключается в том, что ее текст представлен в виде реплик, так же присутствуют авторские ремарки, все произведение поделено на действия и явления. К драматической литературе относят так же комедию, трагедию, драму, фарс, водевиль.

Первые намеки на драму можно заметить еще в первобытной литературе. Как вид поэзии раньше всех драма появилась в Индии и Древней Греции. Сюжеты греческой драмы были основаны на мифологии, а также бытовых ситуациях.

В 16 веке в Европе начинается возрождение греческой драмы. Европейцы старались подрожать греческой традиции, которая проявлялась в:

  • единстве времени и места
  • продолжительность действия изображаемых на сцене не более суток
  • 3-5 актов
  • не более 3-5 главных персонажей
  • главные герои – высшие представители общества

Позднее в структуру произведения начинают внедрять изменения.

Отличием драматической литературы от других видов художественной литературы так же заключается в наличии в драме строгой структуры. Текст драмы включает:

  • список действующих лиц
  • внешние ремарки
  • реплики
  • внутренние ремарки

Художественная литература: особенности

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое художественная литература, нужно знать, что все книги делятся на художественные и не художественные. В чем отличие? Приведем примеры предложений из художественной литературы.

«В ту же секунду, когда я решил для себя, что до смерти не хочу быть здесь, в двери за моей спиной загремел замок и появился уставший после ночного дежурства Фред. Он пялился на незнакомцев, наполнивших его дом ужасной вонищей и размотавших везде бумажные салфетки». Это отрывок из первой книги Дэнни Кинга «Дневник грабителя». Он показывает нам основные признаки художественной литературы — описание и действие. В художественной литературе всегда есть герой — будь даже это история, написанная от первого лица, где как будто сам автор влюбляется, грабит или путешествует. Ну и без описаний тоже никуда, иначе как нам понять, в какой именно среде действуют герои, что их окружает, куда они идут. Описание дает нам возможность представить, как выглядит герой, его одежда, его голос. И у нас формируется свое представление о герое: мы видим его таким, каким нам помогает увидеть его наше воображение в совокупности с желанием автора. Мы рисуем портрет, автор нам помогает. Вот что такое художественная литература.

Примечания

  1. Карайченцева С. А. Современное литературно-художественное книгоиздание Российской Федерации.. — М.: Изд-во МГУП, 2000. — ISBN 5-8122-0160-9.
  2. Валентин Осипов. Корифеи моего времени. — М.: Русский раритет, 2013. — С. 187-191. — 640 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-7034-0267-2.
  3. Валентин Осипов. Корифеи моего времени.. — М: Русский раритет, 2013. — С. 506. — ISBN 978-5-7034-0267-2.
  4. Печать СССР в 1980 году: Статистический сборник / Всесоюзная книжная палата. — М.: Финансы и статистика, 1981. — С. 132. — 255 с.
  5. Печать СССР в 1985 году: Статистический сборник / Всесоюзная ордена «Знак Почета» книжная палата. — М.: Финансы и статистика, 1986. — С. 132. — 311 с.
  6. Печать СССР в 1990 году: Статистический сборник / НПО «Всесоюзная книжная палата». — М.: Финансы и статистика, 1991. — С. 135. — 288 с. — ISBN 5-279-00634-3.
  7. Валентин Осипов. Корифеи моего времени.. — М.: Русский раритет, 2013. — 640 с. — 1 000 экз. — ISBN 978-5-7034-0267-2.
  8. Валентин Осипов. Корифеи моего времени. — М.: Русский раритет, 2013. — С. 356. — ISBN 978-5-7034-0267-2.

Герои

Еще одно отличие художественной литературы от научной – в наличии или отсутствии героев. Так, в романе или поэме обязательно должно быть действующее лицо. В «Евгении Онегине» это сам Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга. По ходу повествования с ними происходят разные события, герои претерпевают личностную эволюцию, общаются друг с другом. Некоторые персонажи являются главными, ключевыми для раскрытия авторского замысла, другие – второстепенными, необходимыми для обыгрывания какой-либо ситуации с главными героями или также для выражения идей писателя. Отдельные персонажи художественного произведения могут погибнуть по ходу повествования, что также дает возможность писателю донести до своего читателя важную информацию. Например, убийство Ленского на дуэли в романе Пушкина говорит о том, что Онегин, несмотря на умение и способность мыслить, еще не отошел от правил, навязанных презираемым им обществом.

Знаете ли вы, что такое художественная литература? художественная литература: определение и особенности

В научных трактатах и трудах все обстоит иначе. В них нет героя. Можно, конечно, условно называть героями предмет и объект исследования, но в том, что с ними происходит, нет авторской фантазии. Ученые излагает все факты, опираясь на собственные наблюдения, может иметь место и домысливание. Например, описывая неизвестное науке насекомое, энтомолог может предполагать о назначении того или иного органа. Поэтому в статье или монографии имеются слова «полагаю», «предполагаю», «гипотеза». Постепенно, уже в других трудах каждая гипотеза проходит проверку фактами и опровергается или подтверждается.

Жанровое разнообразие художественного текста

Художественные творения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Автор должен разбираться в литературных жанрах для того, чтобы:

  • повышать мастерство именно в своем жанре;
  • знать, какому издателю предложить свое творение;
  • изучить свою целевую аудиторию.

Для жанровых произведений главным условием является развитие сюжетной линии, вписывающейся в определенные, заранее очерченные рамки. К примеру, любой детектив формируется по схеме «преступление — расследование — разоблачение преступника»; в любом женском романе «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца».

Но это не значит, что все жанровые работы обладают одинаковым сюжетом. Задача писателя – создать в имеющихся рамках собственный неповторимый мир. Читатель должен задаваться вопросом «Что же там дальше?».

Жанры художественной литературы:

  • Авангардная — отличается нарушением канонов, языковыми и сюжетными экспериментами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик — ориентирован, главным образом, на мужскую аудиторию. В основе сюжета — драки, погони, спасение прекрасных дам и пр.
  • Детектив — главной линией сюжета является раскрытие преступления.
  • Исторический роман — сюжет развивается в относительно далеком прошлом, обычно, связан со значимыми историческими событиями.
  • Любовный роман — ориентирован преимущественно на женскую аудиторию. Главные персонажи через серию испытаний обретают любовь.
  • Мистика — в основе сюжетной линии находятся сверхъестественные события.
  • Приключения — герои отправляются в опасное путешествие или ввязываются в рискованную авантюру.
  • Триллер/Ужасы — герои пытаются избавиться от смертельной опасности, которая им грозит.
  • Фантастика — сюжетная линия закручивается в предположительном будущем или в параллельном мире.
  • Фэнтези/Сказки — характерными чертами являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр.

В произведениях жанра мейнстрим (от англ. main­stream — основной поток) не место типичным шаблонам. Термин ввел американский писатель и критик Уилльям Дин Хоуэллс (1866–1920), который в своем журнале The Atlantic Month­ly публиковал преимущественно реалистическим сочинениям с акцентом на философских и нравственных проблемах.

В этом жанре главное — это философия и идеология, нравственное развитие героев. Читатели ждут от автора неожиданных решений. Поэтому профессиональные требования к создателю мейнстримных работ значительно выше: он должен быть серьезным мыслителем, хорошим психологом и отличным рассказчиком.

Еще один значимый признак мейнстрима — произведения пишутся на стыке жанров. К примеру, нельзя однозначно заявить, что «Унесенные ветром» М. Митчелл — это исключительно любовный роман или только историческая драма.

Интеллектуальная проза, в отличие от жанровых произведений и мейнстрима, направлена на узкую читательскую аудиторию и претендует на элитарность ценителей. Авторы преследуют цель не заработать, создать творение ради искусства. Они изливают душу и погружают читателя в мир своего подсознания. Как правило, интеллектуальная проза окрашена в мрачные настроения.

Средства создания художественного образа

Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

Иногда читатели наблюдают в произведениях неявный, потаенный смысл, что называется подтекстом. Большое значение имеет внешняя характеристика героев: рост, одежда, фигура, мимика, жесты, тембр голоса. Проще это назвать портретом. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут в произведениях детали, выражающие подробности. Чтобы выразить смысл какого-то явления в предметной форме, авторы используют символы. Представление о среде обитания того или иного героя дает описание внутренней обстановки помещения — интерьер.

Классификация художественных образов

Художественные образы можно классифицировать на:

  • индивидуальные
  • хара́ктерные
  • типические
  • образы-мотивы
  • топосы
  • архетипы

Отличительной особенностью индивидуального художественного образа является его самобытность и необычность. Чаще всего такие образы представляют собой плод воображения самого автора. Индивидуальные художественные образы в большей степени характерны для творчества писателей романтиков и писателей фантастов, например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.

Характерный художественный образ отличается от индивидуального в первую очередь тем, что он является обобщающим. В таких образах запечатлены характеристики, нравы, особенности людей той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского.

Типичный художественный образ подразумевает наивысшую степень характерного образа. Иными словами, в данном случае под «типичным» понимается наиболее вероятное, характерное, образцовое для определенной эпохи. Типичные художественные образы были обязательными для реалистической литературы XIX века. Примерами типичных художественных образов можно назвать отца Горио О. Бальзака, Анну Каренину Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера и др. Часто в типичном художественном образе автор может отразить как социально-исторические характеристики эпохи, так и общечеловеческие черты характера персонажа.

Такие понятия как образы-мотивы и топосы выходят за границы индивидуального образа. Под образом-мотивом понимают часто повторяющуюся тему в творчестве писателя, например, «деревенская Русь» у С. Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока.

Под топосом понимают общие и типичные образы, которые были созданы в литературе в определенную эпоху, или в литературе определенной нации, а не отдельно взятого писателя. Например, образ «маленького человека», который присутствует в творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголя, М. Зощенко, А. Платонова.

Такое понятие как «архетип» все чаще и чаще начинает встречаться в концепции литературоведения. Смыслом это понятие наполнил швейцарский психолог К. Юнг. По К. Юнгу, архетип — это общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Архетип имеет связь с мифологическим миром. Писатели, как и все люди носят в себе эти архетипы, но кроме этого они еще могут наполнять эти архетипы новым современным содержанием. В литературе существует такое понятие как «мифологема», которое имеет прямую близость с понятием «архетип». Отличие мифологемы от архетипа заключается в том, что по мимо образа она включает в себя еще и мифологические сюжеты.

Структурные типы текста

Проза

Дон Кихот и Санчо Панса

Основная статья: Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (—) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» () Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

Основная статья: Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

  • Литературные формы
  • Литературные жанры

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Литература 21 века

Смело можно сказать что современное общество в целом не является литературным, как это было во время СССР. Это можно сказать как в отношении России, так и мира в целом, сегодня интерес к чтению у людей снижен.

Сегодня литература подвержена влиянию рынка. Для писателей важными стали литературные премии, популярность на книжных ярмарках, участие в издательских проектах. Литература в основном является массовой. Массовая литература в свою очередь так же подразделяется на направления:

  • собственно массовая литература, которая представлена такими жанрами как детективы, фентези, любовные романы и так далее
  • мемуары, ЖЗЛ, литература города, литература путешествий
  • мейнстрим, то есть литература на грани массовой и элитарной
  • женские авторы
  • книжные серии

Литературу стараются адаптировать под массового читателя. Следует так же отметить что массовая литература часто связана с кино. Большое количество популярных сегодня книг были экранизированы, фильмы получили не меньше, а иногда даже больше успеха чем книги. Ярким тому примером можно считать сериал «Игра престолов», который снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».

В 21 веке все виды искусства стараются максимально оживить, добавить в них больше действия. Все современное искусство характеризуется процессуальностью, то есть потребитель хочет принимать непосредственное участие в этом творческом процессе. Так как книги не в состоянии удовлетворить все требования современного потребителя, возникает впечатление что они устаревают, интерес к ним все больше снижается.

Очень важной характеристикой литературы является сам язык, на котором она написана. Сегодня происходит упрощение языка, связано это с той же самой массовостью, что бы как можно больше людей вне зависимости от их интеллектуальных данных могли воспринимать публикуемые произведения

Современная литература имеет отличную форму и отличное содержание от литературы предшествующих десятилетий. Для современной литературы на первый план выходит форма, а не содержание произведения.

Сегодня складывается ситуация, когда практически каждый может стать писателем, так как грань межу писательством и не писательством стёрта, так же, как и грань между литературой и не литературой.

На первом месте в современной литературе стоит оригинальность текста, качественность стоит далеко позади. Сегодня все хотят попробовать нечто новое, еще неизведанное, но большинство сюжетов избиты, поэтому писателям приходится прибегать к множеству экспериментов, насколько они удачны приходится судить публике.

Самыми известными книгами современности можно считать:

  • «Девушка с татуировкой дракона», Стиг Ларссонс,
  • «Одиночество в Сети», Януш Вишневский,
  • «Код да Винчи», Дэн Браун, и др.

Художественные методы и направления

Труды Мольера

  •  — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  •  — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  •  — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  •  — совокупность течений в литературе первой половины XX века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
  • Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.

Что такое род художественной литературы?

Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.

Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.

Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.

Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.

Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).

Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.

Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.