Хоровод

Посолонь

ХороводКартинка взята с сайта YouTube

Он же танок, круг или карагод. Это все названия всенародно любимого танца. Если заглянуть в научную литературу, то у Владимира Даля можно отыскать такую трактовку: «собрание деревенской молодежи, который выходя на улицу, «играет» песни или зачинает прибаутки». В центре события оказывалась хороводница. Ею назначали самую веселую и яркую женщину поселения. Балетмейстер и хоровик отвечали за создание новых танцевальных этюдов.

Для крестьянских девушек хоровод был своеобразным балом, как для дам из высшего общества, где можно присмотреть себе ухажера. В некоторых деревнях участвовать в таких танцах разрешали с двенадцати лет, в других поплясать удавалось только барышням постарше. Главный критерий – количество девочек в хозяйстве.

Первыми в хоровод отправляли старших дочерей, младшенькие до поры вынуждены были отсиживаться дома. В танцах парни также приглядывали себе невест, оценивали, как девушка поет или танцует.

Культурное и социальное значение танца

Хоровод

Хоровод – это массовая пляска, которая традиционно сопровождалась песнями. Танец позволял выделить из толпы не только членов общины, которые обладали хореографическими талантами, но также мастеровитых певцов. В древности каждая деревня имела своего заводилу. Последним выступал так называемый хороводник либо хороводница. Такой человек вызывал уважение, восхищение, и был знаменит как в родном поселении, так и далеко за его пределами. Для некоторых членов общества подобное занятие становилось чем-то сродни профессии. Мастерство ведения хоровода передавалось через поколения.

Хороводниками назначали преимущественно одаренных от природы личностей, которые выделялись на фоне общей серой массы прекрасной фантазией, сильным, поставленным голосом, выдающимся артистизмом. Именно от их богатого воображения зачастую зависело то, насколько витиеватым и оригинальным окажется переплетение кругового шествия во время пляски.

Ни один праздник, гулянье либо массовое мероприятие в седые времена не обходилось без вождения хороводов. В целях такого времяпрепровождения любили собираться жители селений после повседневной рутины. Круговые пляски организовывались посреди улиц, на лесных полянах. Коллективные танцы выглядели отличным решением для культурного обмена с людьми из соседних деревень.

Во время хороводов происходило не только общение и веселье. Парни выбирали здесь будущих невест, а девушки присматривали мужей. Активные пляски пробуждали яркие эмоции и романтические чувства. Хоровод подталкивал население к созданию рукотворных нарядов и украшений. На подобные игрища собирались молодые люди в лучших одеждах. Девушки облачались в красочные головные уборы, украшали себя цветастыми платками, ожерельями и лентами, даже если на покупку подобных аксессуаров приходилось потратить немалые деньги.

Вот мы и выяснили, что такое хоровод, какое он имел символическое, социальное и культурное значение. Далее в нашем материале хотелось бы поведать, какие существуют основные фигуры и разновидности танца.

Игровой хоровод

Хоровод

В древности существовала специфическая игровая разновидность хоровода. Если во время песни сюжет, действия и содержание раскрывались в словесной форме, то в ходе пляски все это выражалось движениями, яркой мимикой, жестами, созданием оригинальных образов персонажей. Зачастую в игровых плясках участвовали люди, переодетые в костюмы зверей, мифических существ. Участники старались подражать их повадкам.

Сюжеты подобных плясок отражали быт, культуру, традиции, труд, религиозные взгляды древних народов. Нередко хоровод раскрывал процесс выбора невесты либо жениха, говорил о взаимоотношениях между полами, содержал намеки на сказочные темы.

Игровые пляски требовали участия талантливых артистов, которые выбирались из народа. От них ожидали умения перевоплощаться в самые различные образы. Иногда во время танца использовались не только костюмы, но и дополнительные предметы, которые позволяли в полной мере раскрыть характер обыгрываемых персонажей.

Сказочная горная усадьба

Хоровод

Супруги Виктор Атаманюк и Евгения Юрьева со своими тремя детьми переехали в глухую тайгу из Хабаровска еще в 2003 году. Сбежали из города по собственному желанию: хотелось побыть наедине с природой, отвлечься от офисных будней и попробовать «бизнес с нуля».

Здесь, на горном хребте Мяо-Чан, в 8 км от ближайшего поселка по практически бездорожью, они обустроили ]]>настоящую базу отдыха]]> без интернета, с удобствами на улице. Зато есть четыре гостевых домика с печками, настоящая русская банька на дровах и восемь северных ездовых собак, аляскинских маламутов и сибирских хаски, чтобы кататься на санях по заснеженной тайге. Дальневосточная Аляска — так Евгения называет свои владения.

«Сначала мы в течение 13 лет просто арендовали эти земли, а когда появился “Дальневосточный гектар”, оформили их по программе», — рассказывает Евгения.

Хоровод

За сезон к ним приезжает около тысячи человек, и места всем желающим уже становится мало. Здесь проходят и семейные экскурсии, и веселые девичники, и деловые семинары.

«Мы хотели бы построить такой гостевой дом, который мог бы принимать больше гостей одновременно и был бы проще в обслуживании, чем те, которые отапливаются печками, — говорит хозяйка. — Под этот проект мы хотели взять кредит, однако банки нам отказали, посчитав наши доходы недостаточными».

Пока что вся прибыль идет на содержание хозяйства, а это в северных условиях дикой тайги без инфраструктуры очень емко. «Мы за свой счет сделали скважину, у нас автономный бензиновый генератор, а ездим мы по заросшей дороге, оставшейся от советских геологов. Зимой возможно добраться до нас от поселка только на снегоходах, лыжах… или пешком», — говорит Евгения.

Хоровод

До 2020 года финансировались «дальневосточные гектары, которые реализуют сельскохозяйственные проекты, но на будущий год обещают помочь и туристической отрасли, и Евгения надеется, что скоро красоты Мяо-Чана смогут увидеть больше гостей.

Фигуры хороводов

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.). Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Хоровод

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Хоровод в традициях русского севера

Хоровод на севере довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт. В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок (восходящих, возможно, к языческому обряду поклонения Яриле). Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении Горок относятся к середине XIX в.

Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

Столбы — первая фигура, в которой участвуют только женщины. Неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.

Хоровод
Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода

  • Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
  • Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
  • Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
  • Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
  • Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
  • В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.

Неожиданный подарок к Рождеству

В декабре 2001 года в зоопарке штата Небраска (США) на свет появился детеныш молотоголовой акулы (Sphyrna tiburo). Эти живородящие рыбы приносят потомство раз в год и, как правило, сразу от 12 до 15 акулят. Однако в тот день был только один детеныш. Работники зоопарка, не ожидавшие прибавления, не успели вытащить его из аквариума — практически сразу акуленка убил живший там электрический скат.

Эта история мало чем отличалась бы от других случаев размножения рыб в неволе, если бы не один нюанс: на протяжении последних трех лет в аквариуме жили только самки молотоголовых акул.

Специалисты, ухаживающие за животными, решили, что неудачливая мать еще на воле вступила в половой контакт с мужской особью и сохранила его сперму про запас. В дикой природе подобное иногда случается. Однако данных о том, что сперма сохраняет фертильные свойства в течение столь длительного времени, не было.

Один из первых случаев партеногенеза среди акул зафиксировали в 2001 году. В зоопарке штата Небраска молотоголовая акула родила детеныша, у которого не было биологического отца. Иными словами, его ДНК содержала только материнские гены

Тело погибшего детеныша отправили в Институт океанологии Пью, входящий в Университет Майами. Там исследователи, проведя целую серию генетических тестов, выяснили: у акуленка не было отца вовсе, а его мать, судя по всему, зачала посредством партеногенеза.

Так называется способ размножения, при котором эмбрион развивается из женской половой клетки без оплодотворения. Обычно это присуще беспозвоночным животным, но бывают и исключения — например, чешуйчатые рептилии. А для молотоголовой акулы партеногенез мог стать последним средством спасти свой вид от вымирания, предполагают биологи.

Девственная самка слишком долго ждала самца для продолжения рода, и организм посчитал это угрозой всей популяции. В результате включился механизм сохранения минимального числа особей.

Какие виды хороводов бывают?

Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Рисунок хороводов часто напоминает замысловатые узоры русских кружев, участники двигаются цепью, змейкой, встречается построение в два ряда.

Орнаментальные обрядовые хороводы являются древнейшими. Им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаичных песен, инструментальное сопровождение встречается редко. Необрядовые отличаются более развитой хореографией, сопровождаются либо песнями, либо инструментальным ансамблем, иногда с песней и инструментальной музыкой одновременно хороводы устраивались в лугах и полях, на берегу рек и озер, на улицах и погостах; участники, взявшись за руки, плавно, в медленном темпе двигались по кругу (рядами, парами, извивающейся цепочкой и др.) иногда выстраиваются в линии друг против друга.

Затевали “веревочку”: все участники, взявшись за руки, водили хоровод сложными петлеобразными фигурами под различные песни. “Веревочка” выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Наши пращуры очень любили как-нибудь в летний вечерок собраться на околице деревни и под протяжные напевы станцевать… свастику. Аналог символа был и в русской танцевальной культуре — танец «Коловрат».

Что расскажет хоровод

На Руси существовало два типа «кругового танца»: игровой и орнаментальный. Во втором не было ни сюжета, ни ролей. Парни и девушки просто ходили по кругу, плетя из хороводной цепочки многочисленные фигуры. Хореографические «иероглифы» ассоциировались с природными образами. Например, известная во всем мире «Во поле березонька стояла» символизирует только распустившееся деревце ранней весной.

В танце можно рассмотреть кружевные узоры и орнаменты, которые часто использовали резчики по дереву. Народное творчество также напоминало хороводную змейку, перенесенную на ткань или древесину. Завлечь людей новыми и витиеватыми фигурами – настоящее искусство, доступное лишь истинной хороводнице.

Игровые танцы характеризовались театрализованными действиями, с главными героями и полноценным сюжетом. Действующие лица выражали эмоции с помощью мимики и разнообразных фигур, которые «рисовали» участники хоровода. Изображали людей, птиц, зверьё.

Пчелиный кемпинг

Хоровод

Провести выходные на пасеке и даже переночевать в доме с пчелами — такой необычный формат отдыха появился в Приморье благодаря Александру Юркину. В поселке Тигровое у его семьи сначала была дача, а в 2016 году он взял 10 гектаров земли, где они построили ферму.

«Пока что принимаем на отдых друзей и их друзей, которые узнают о нас по сарафанному радио», — рассказывает Александр. Живут гости как в хозяйском доме, так и в палатках, а кроме того, могут переночевать в «Апитории», доме с пчелами.

«На первом этаже стоит большой кедровый лежак, где живут 4 пчелосемьи, а на втором этаже — гостевая комната с панорамным видом на пасеку, — говорит пчеловод. — Здесь могут останавливаться люди, которые хотят полежать на лежаке с пчелами, окрепнуть и набраться сил, послушать их жужжание, побыть с ними на одной энергетической волне, поприсутствовать в их биополе, почувствовать запах смолы маньчжурского кедра и меда. Можно ночевать или приходить просто на пару часов».

Хоровод

Александр о пчелах знает все: его отец с детства брал с собой в тайгу на пасеку, и у него до сих пор хранятся полувековые улья, доставшиеся от дедушки жены. Когда у него появилась своя семья, он начал задумываться о продуктах питания и об отношениях с окружающей средой.

На хуторе он с женой и тремя детьми и мамой постоянно живет с апреля по ноябрь, а на зиму уезжает во Владивосток — дети ходят «в общество», как он говорит, а сам занимается ремонтом ульев, стройкой, а также продает мед через ]]>Инстаграм]]>, пару дней в неделю выезжая в город к семье.

Несмотря на то, что до города всего 160 км, добраться сложно из-за горного рельефа, особенно после тайфунов, которые бывают не так уж редко. В советские годы здесь была база для лыжников и ходил туристический поезд «Снежинка», а в самом поселке жило более тысячи человек. Сейчас на хуторе заселены лишь пять домов, включая дом Александра.

Хоровод

«Вокруг нас были земли без документов, и когда появилась программа “Дальневосточный гектар”, то мы решили их оформить. Взяли место вдоль реки, где были жилые дома лет сто назад. Там планируем расчистить все заросли и разместить дома для отдыха».

Александр говорит, что эта программа позволила людям, которые боялись бюрократической волокиты с оформлением земель в собственность, сделать все просто и бесплатно. «Массового притока людей из других регионов я здесь не вижу, хотя есть и серьезные предприниматели, которые берут по 50 гектар и пытаются развивать туризм, сельское хозяйство».

Трудности в освоении гектаров не только из-за дорог, но и с электричеством. В гости заходят и таежные жители — тигры, изюбры, кабаны, медведи.

«В том году 33 ночи ходил медведь за ульями, я стрелять в него не хотел, все равно они каждый год возвращаются. В итоге решил поставить ему стеклянную банку с медом. Он ее вылизал, не разбил даже, очень культурным оказался и больше не приходил».

Впрочем, Александр надеется, что все это временные трудности, и жители городов снова будут приезжать в Тигровое, чтобы почувствовать единение с природой.

«Я хочу простора, — говорит он. — Хочу, чтобы у нас люди чувствовали себя свободно, пусть даже без электричества и интернета. И чтобы пчелы жужжали».

Хороводные игры

В начале хороводной игры обязательна пригласительная песенка (сборная), а в конце — разборная или разводная. Особенно примечательны хороводы-игры, связанные с театрализованным разыгрыванием текста песенки солистами или всеми участниками хоровода, и хороводы-пляски, основанные на общем массовом движении круговой формы или затейливых фигурных форм.

Тематическое содержание хороводных песен весьма разнообразно, но преобладает, при этом, тема земледельческого труда и семейно-бытовая тематика

Важно значение шуточных и шуточно-сатирических образов. Поэтический язык текстов хороводных песен очень живой, красочный, яркий и образный, эмоциональный и точный

А музыкальный язык отличается выявленным песенным началом, широким использованием колоратурных распевов, четкостью ритма, часто связанного с плясовыми элементами.

Из развлечения наших предков хороводные игры превратились в развлечение для детей. Но традиция жива, хоть и немного трансформировалась. А некоторые существующие хороводные игры и поныне сохранили оригинальный текст хороводных песен таким, каким его знали еще наши предки.

Фото: muzruk.info, www.2099.ru, shkola7gnomov.ru, www.pavelbers.com,http://вднх-отдых.рф

Что такое хоровод?

Первоначальное значение хоровода в культуре наших предков, увы, не представляется возможным узнать. История хоровода насчитывает сотни тысячи лет. Есть мнение что слово «хоровод» происходит от греческого chorobateo — ступаю в хоре. Но к единой точке зрения ученые так и не пришли. Как до сих пор точно не установлено, когда и где появилось такое явление — хоровод.

Хоровод по значимости у наших предков стоял наравне со свадебным обрядом. В хороводах принимали участие все: девочки и женщины, юноши и старики. В хороводе пели обрядные и наставляющие песни, играли, общались. Хороводные песни и традиции передавались из поколения в поколение.

Места, где отправляли народные хороводы, получили свои особые имена, где-то проводили хороводы праздничные, где-то — обыкновенные. Самым древним видом являются праздничные хороводы, к которым готовились заранее, созывали родню и знакомых. Обычно хороводы устраивали вечером, на заходе солнца, после того, как закончились дневные работы.

Женщины и девушки перед хороводом прихорашивались, надевали свои лучшие наряды. А вот мужчины, по большей части, представляли гостей, и могли присоединяться к хороводу только по разрешению хороводницы («руководительницы» этого события). В городских хороводах и вовсе редко мужчины принимали участие.

Хороводы обычно сопровождались особенными песнями и играми. Причем, хороводные игры шире распространены были в городах. Обычно игры были тесно связаны с повседневным бытом, олицетворяли какие-то моменты семейной жизни.

Основные фигуры хоровода

Хоровод

Существует несколько базовых рисунков хоровода, на которых может строиться танец:

  1. Круг – число участников в таком построении не ограничивается. Минимальным количеством выступает три человека. Находясь лицом друг к другу танцоры берутся за руки, формируя замкнутый круг. Движение участников происходит согласно часовой стрелке. Идут танцоры простыми, приставными либо переменными шагами.
  2. Два смежных круга – кольца хоровода располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Каждая формация может двигаться, как по направлению часовой стрелки, так и в обратную сторону. Движения осуществляются шагами, аналогично предыдущему варианту.
  3. Круг в круге – образовывается большое кольцо, а внутри другое, но поменьше. Движение участников может происходить в одном либо различных направлениях.
  4. Корзинка – формация в данном случае не отличается от предыдущего варианта. Однако в определенный момент участники поднимают руки. Внутренний и внешний круги соединяются.
  5. Восьмерка – отдельные круги движутся в противоположных направлениях. Затем хороводы разрывают сцепку. Участники одной формации проходят через другую, образовывая рисунок, который напоминает символ бесконечности.

Посолонь

Хоровод

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Исключительно мужское потомство

Помимо акул, биологи фиксировали единичные случаи однополого размножения у пятнистого орляка — это вид скатов — и обыкновенного удава. Причем самка последнего решила воспроизвести саму себя, даже имея возможность спариться с самцом. Хотя соитие произошло, двое детенышей в приплоде оказались результатом партеногенеза. Это удостоверил анализ ДНК.

На однополое размножение, пусть и искусственное, способны млекопитающие. Еще в 2004 году японские биологи получили мышат от двух матерей без отца. Для этого использовали незрелые яйцеклетки, в геномах которых «выключили» несколько важных участков. Одна самка, появившаяся на свет в результате партеногенеза, дожила до половозрелого возраста и родила собственных детенышей обычным способом.

Мышь, имеющая двух мам, и ее потомство

Четырнадцать лет спустя эти эксперименты повторили китайские ученые. Правда, они пошли немного дальше и получили потомство не только от двух самок-одиночек, но и от двух самцов (то есть у мышат были только отцы). Для этого задействовали эмбриональные стволовые клетки, в которых сохранялась ДНК одного из родителей. В ней блокировали активность генов, работающих по-разному в зависимости от того, кто их передал — самец или самка.

Ученые ввели такие стволовые клетки с подправленной ДНК в незрелые яйцеклетки. Получившиеся эмбрионы пересадили суррогатным матерям. В результате родились жизнеспособные мышата, у которых не было отца. Правда, у животных имелись дефекты развития. Они двигались медленнее и быстрее уставали. Но прожили дольше.

Чтобы получить детенышей от двух отцов, подготовленные эмбриональные стволовые клетки вводили в безъядерные яйцеклетки. Из тысячи эмбрионов выжили лишь 12. Экспериментальные мыши весили вдвое больше обычных, страдали водянкой, не могли нормально дышать, сосать молоко и быстро погибли.

Авторы работы отмечают, что дефекты развития можно подавить только в зародышах, полученных от двух матерей. А вот мужской партеногенез не очень жизнеспособен. Это объясняет, почему однополое размножение в дикой природе, как правило, свойственно самкам.

Хоровод

Мышонок, имеющий двух пап

Различие между народными и сакральными танцами

Народные танцы:

    групповые танцы, передаваемые из поколения в поколение с древних времен, основаны на языческих обычаях, традициях.
    особое понимание жизни, а не только развлечение.
    с появлением церкви запрещены, сохранились лишь некоторые рисунки движений.

Сакральные танцы:

    всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим.
    попытка наладить контакт со своим глубинным Я, ответить на вопросы «Кто Я? Для чего я здесь?..»

Сакральный танец — основа ритуальной и духовной жизни наших далеких предков. Эти движения являются проводниками во внутренний мир для поколений людей на протяжении тысячелетий.

Роль женского сакрального танца была наиболее сильной в культурах, почитающих богинь, где женщины справляли обряды и богослужения, что наблюдалось в культурах всего мира. ьИменно с почитания богини начинается путь сакрального танца в мире. Космическая Мать-Богиня символизирует силу и гармонию самой жизни. Женщины резонируют с образом богини как женского аспекта божественного – вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности.

Хоровод планет Солнечной системы располагается вблизи плоскости, проходящей через солнечный экватор, и кружит вокруг Солнца в одном и том же направлении — с запада на восток. Горит солнечный костер, а вокруг него хоровод планет. Иногда планеты выстраиваются в ряд.

Жизнь, — это священный танец деятеля ,облаченного в физическую оболочку, являющую собой прекрасное человеческое тело. Забывший свое прошлое не имеет, в этом танце своего будущего, т.к. ему неведомо предназначение сакрального танца богов, переданного человеку чтобы тот помнил дорогу домой.

Хоровод помогает равномерно организовать свое биополе, за счет взаимодействия с сородичами. Равномерно замкнутая цепь это своего рода вращение и организация Тока Силы.

Смена ритма и направления хоровода давало взаимодействие с разного рода потоками, вибрациями. Что собственно полностью характеризует устроение большего хоровода КОЛОГОДНОГО.