Разберем примеры хоров с видеофрагментами
Детский хор:
Ваш покорный слуга имел опыт работы с детским хором. Если Вы спросите меня, что же сложнее всего в работе с хором детей, то я скажу вам одно — дисциплина! И со мной согласятся все, кто хотя бы один урок провел с детским хором
Самое сложное — собрать внимание детей от начала и до конца занятия. Представьте школьный класс: гомонящий, кричащий, смеющийся, а в хоре все дети еще и поют
А так, это обычная группа детей. От авторитета руководителя детского хора и от того, насколько собрано и с вниманием поют дети, чаще всего зависит и вокально-хоровой уровень исполнения!
Видим пример ретро записи хора. Примечательно то, что здесь детский хор поет с солисткой. Главная партия — мелодия у солистки- девочки, а хор в данном случае исполняет партию припева. Звучит прекрасная композиция Евгения Крылатова “Крылатые качели”. Наверняка, публика старше 30-ти лет эту прекрасную песню знает.
А это случай, когда хормейтер заслуживает аплодисментов. Ведь он ищет новые формы в хоровом искусстве
Очень важно всегда подбирать интересный современный репертуар. Здесь детский хор просто блистательно поет шедевр группы Queen. Видим, насколько разным и интересным может быть детское хоровое пение, слушать которое не то что не скучно, а даже очень приятно
И конечно же, главная персона в нем — это персона дирижера хора.
Переходим к женскому хору:
Количество партий здесь может варьироваться от 2-х до 4-х. Безусловно, я должен отметить, насколько бывают разные хоры: профессиональные, любительские, аматорские. И конечно же, в каждом своя сложность работы! Но, наверное, самое красивое в женском пении — это плавность, когда голоса сливаются.
Здесь мы послушаем известнейший женский хор из гениальной оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Как мы понимаем, хоровые композиции могут быть как самостоятельной формой, так и частью оперы.
“Улетай на крыльях ветра” — многим, уверен, знакома эта фраза. Но немногие знают, что эта фраза из хора невольниц, которая звучит в опере Бородина “Князь Игорь”.
Не обращайте внимания на стоящих рядом мужчин, хор женский. У женского хора есть своё качество, которое находит отклик в сердцах людей.
Мужской хор:
Что сказать о мужском хоре? Сила, объем, уверенность — вот, наверное, основные качества звучания мужских голосов. Послушаем пример военного хора, что встречается довольно часто среди мужских хоров. Опять же, тут и солист, и симфонический оркестр. Прекрасная песня военных лет “Тульская оборонная”.
Ну, и известный многим хор Турецкого, как современный вариант хора, который не стоит на хоровых “станках”, а двигается по сцене и ведет себя более артистично. Как говорится, время не стоит на месте. И хоровые формы меняются!
Завершает наш список Смешанный хор:
Напомню, что это хор, где поют как и мужчины, так и женщины, не исключены случаи включения в смешанные хоры детских голосов.
Отдельно заслуживает внимания казачье пение. В данном случае уместно вспомнить легендарный Кубанский казачий хор, который лично я обожаю и рекомендую вам послушать такую же легендарную украинскую песню “Розпрягайте хлопці коней”
https://youtube.com/watch?v=BRU4FEUugOY
Тут так же есть солист. Невероятное, классное настроение создается после прослушивания этого хора и этой песни.
Безусловно, стоит нам вспомнить бессмертное произведение Шуберта “Аве Мария” в проникновенном исполнении смешанного хора и солистки.
Виды хорового пения
По количеству участников различают:
- вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
- камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
- средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
- большие хоры — от 70 до 120 участников;
- сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.
Определение слова «Хор» по БСЭ:
Хор (греч. chorуs)обязательный коллективный участник древнегреческого спектакля (5 в. до н. э.). Древнегреческая драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий. В трагедиях Эсхила Х. состоял из 12 чел., Софокла — около 15, в комедиях — до 24 чел. Подбор и оплату Х. брал на себя хорег (руководитель хора — богатый гражданин Афин). Непосредственную его подготовку к выступлению осуществлял хородидаскал (буквально — учитель хора).Значение Х. в древнегреческом театре связано с общенародным характером театра: Х. выражал отношение зрителей к событиям пьесы, служил своеобразным «гласом народа» (Х. в «Персах» и «Агамемноне» Эсхила, «Антигоне» Софокла)и одновременно выступал также как действующее лицо («Молящие» и «Эвмениды» Эсхила, ранние комедии Аристофана). С повышением интереса к индивидуальным героям роль Х. снижается (у Еврипида партии Х. содержат обычно только лирические размышления). В поздних комедиях Аристофана, а затем у Менандра партии Х. заменяются разделяющими акты вставными номерами и танцами, не связанными с сюжетом комедии.
Хор — 1) коллектив певцов. Х. различают по составу — однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, а также по количеству исполнителей — большие и малые. Смешанный Х. состоит из 4 групп: сопрано, альтов (женские голоса), теноров и басов (мужские голоса). Каждая из них может разделяться на несколько партий (т. н. divisi). Минимальное число участников смешанного Х. — 12 (по 3 чел. в одной группе, что позволяет использовать цепное дыхание), максимальное — обычно до 100-120 (с пропорциональным распределением певцов по группам для соблюдения ровности ансамблевого звучания). Х. может быть единственным исполнителем произведения или одним из участников исполнения вокально-симфонического, музыкально-сценического сочинения. Существуют 2 вида Х. — а капелла (без сопровождения) и с инструментальным сопровождением.2) музыкальное сочинение, предназначенное для хорового исполнения, самостоятельное или часть какого-либо произведения — оперы, мессы, оратории, кантаты. Иногда используется в инструментальном жанре — симфонии (9-я симфония Бетховена, ряд симфоний Малера), а также в балете(«Щелкунчик» Чайковского, «Дафнис и Хлоя» Равеля).3) парные, утроенные и т.д. струны в струнных музыкальных инструментах.
Хор — в архитектуре, в раннехристианских культовых сооружениях пространство перед главным алтарём, где помещался хор певчих. позднее в западно-европейских странах Х. стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.
Хор — Хоро, Пор, река в Хабаровском крае РСФСР, правый приток Уссури. Длина 453 км, площадь бассейна 24 700 км2. Течёт по западному склону хребта Сихотэ-Алинь в глубокой долине, в низовьях — по Нижнеамурской низменности, близ устья разбивается на рукава. Питание преимущественно дождевое. Летом катастрофические паводки. Средний расход воды 388 мі/сек, наибольший — около 5000 мі/сек. Замерзает в конце октября — в ноябре, вскрывается в конце апреля — начале мая. Сплавная. Местное судоходство на 196 км от устья.
Хор — посёлок городского типа в районе им. Лазо Хабаровского края РСФСР. Расположен на р. Хор (приток р. Уссури). Ж.-д. станция на линии Хабаровск — Владивосток, в 72 км к Ю. от Хабаровска. Деревообрабатывающий комбинат, гидролизный и кирпичный заводы. Строится (1978) биохимический комбинат.
Зачем нужен хор человеку?
Пение в хоре доставляет удовольствие. Поющий человек наименее подвержен воздействию стрессам и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтическое воздействие.
Качественное хоровое пение во многом зависит от правильного дыхания, что положительно действует и на здоровье певцов. Хоровая музыка улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает тонус головного мозга. В Австралии квалифицированные специалисты медицины обнаружили, что пение способно поправить здоровье людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника. Еще один интересный факт заключается в том, что хоровое пение постепенно вводится в программу профилактики и лечения в различных медицинских учреждениях. Так, например, в одной из женских консультаций Саратова практикуются распевки беременными, что положительно влияет как на саму будущую маму, так и на ее плод. Хоровое пение предназначено и для детей — оно развивает их физически и духовно.
В словаре Д.Н. Ушакова
ХОР, хора, мн. хоры и (·устар.) хоры, ·муж. (·греч. choros).1. В древнегреческой драме — Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (·ист. ).2. перен. О ком-чем-нибудь, постоянно пребывающем вместе, одной группой (·поэт. ). «Резвая дева роем в хоре богинь Аонид.» Пушкин. «На воздушном океане… тихо плавают в тумане хоры стройные светил.» Лермонтов.3. Группа, коллектив певцов, совместно выполняющих вокальную музыку. Женский хор. Мужской хор. Хор оперного театра. Церковный хор. «Твой хор горланит вздор.» Крылов. «Замолкли птичек хоры.» Крылов.| Оркестр (·устар. ). Хор музыкантов. Хор балалаечников.| перен., кого-чего. О большом количестве кого-чего-нибудь, заявляющего свое мнение, подающего свой голос (·книж. ). «Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.» Пушкин. «Безумным вы меня прославили всем хором.» Грибоедов.4. Музыкальная пьеса, в которой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; исполнение такой пьесы, пение на много голосов (муз.). Двухголосный хор (для двух вокальных партий). «Хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов.| перен. О голосах, словах, высказываниях множества людей (·книж. ). Хор голосов. Хор насмешек. «К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор?» Лермонтов.5. твор. хором употр. также в знач. 1) все вместе, в хоровом исполнении. «Запойте хором, господа, нет нужды, что нескладно.» Пушкин. «Вдруг песня хором грянула, удалая, согласная.» Некрасов. 2) все сразу, одновременно или вместе, подобно хору. «И хором бабушки твердят: «как наши годы-то летят!» Пушкин. «Потерпи!» — соседи хором говорят.» Некрасов.
В словаре Энциклопедии
(греч. choros),..1) певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный)…2) Музыкальное произведение для хорового исполнения…3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре.—в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.—река на Дальнем Востоке России, в Хабаровском крае, правый приток Уссури. 453 км, площадь бассейна 24,7 тыс. км2. Средний расход воды 387 м3/с. Сплавная.—см. Гор.
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек).
Что такое хор в музыке?
Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора, состав которого порой удивляет своей численностью, не так уж и просто. В музыкальных заведениях III и IV уровней аккредитации существует специальность «Хоровое дирижирование», где изучается одна из важнейших дисциплин для будущего профессионала — «Хороведение». Главная цель – достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание ансамбля ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение.
Таким образом, хор – это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами. Хоровые коллективы могут состоять из любителей, звучание голоса которых порой ничуть не уступает настоящим профессионалам.
Что такое хор? Определение в словарях Даля, Ожегова и Ушакова
В толковом словаре Владимира Даля – это собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный. Хорища – в три сотни голосов. Хоровое пение определяется в словаре Даля как дружное и совместное.
В толковом словаре Ожегова это — ансамбль или некоторая группа певцов. Четырехголосный хор состоит из различных певческих голосов.
В толковом словаре Ушакова – в древнегреческой драме хором называется группа людей, участвующая в представлении с пением или пляской. Также он расшифровывает хор как коллектив певчих, которые исполняют преимущественно вокальную музыку. Разновидности хора по Ушакову:
- хор оперного театра;
- хор музыкантов;
- хор балалаечников;
- женский;
- мужской;
- церковный.
Этим словом называется и музыкальная пьеса, где всякая вокальная партия исполняется несколькими голосами.
Вот что такое хор как определение в толковых словарях маститых знатоков русского языка.
Литература
- Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
- Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. — М.: Музыка, 1995
- Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. — Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
- Казачков С. А. Дирижёр хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
- Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
- Пигров К. Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
- Самарин В. Хороведение. — М.: Музыка, 2011.
- Соколов В. Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
- Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). — М.: 4 филиал Воениздата,2002
- Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с.]
Подведем итоги:
Что хочется сказать про хор: несмотря ни на какую критику, каждому ребенку, который начинает заниматься вокалом, советую ходить на хор. Хор развивает умение слушать себя и слышать окружающих. Хор развивает внутренний слух и умение держать свою партию. В хоре прекрасно можно научиться “чувству локтя” и музыкального товарищества, которое никогда и нигде не купишь! Хороший хор — это семья, это коллектив, ведомый единой целью — рождать музыку!
Но прежде чем начать ходить на занятия в хоре, советую вам понять и прочувствовать свои вокальные возможности, разобраться с типом голоса и тембром, чтобы потом в хоре четко понимать почему вам дали петь именно эту партию и эту роль. Для этого вы можете записаться на наш пробный урок вокала и получить ответы на все интересующие вас вопросы.