Хитон

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще — сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск — все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них — подражание варварам и стремление к роскоши — подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство — это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

Хитон

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны — один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Кулинарное использование

Хитоны едят в нескольких частях света. Сюда входят острова в Карибском бассейне, такие как Тринидад , Тобаго , Багамы , Сен-Мартен, Аруба, Бонэйр, Ангилья и Барбадос , а также на Бермудских островах. Их также едят в определенных частях Филиппин , где его называют кибетом в сыром виде и хитоном в жареном виде. Нематериальное наследие традиционной обработки кибета в хитон существует на Филиппинах. Коренные американцы тихоокеанского побережья Северной Америки едят хитоны. Это обычная еда на тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах . Основание хитона подготавливается аналогично морскому ушку . Некоторые островитяне, живущие в Южной Корее, также едят хитон, слегка сваренный и смешанный с овощами и острым соусом.

Значение слова Хитон по словарю Брокгауза и Ефрона:

Хитон (χιτών, ион. κιθών) — у древних греков (первоначально у ионян) имевшая вид сорочки мужская и женская нижняя одежда, которую шили из льняной ткани. С ионийским X. не следует смешивать дорийский пеплос (resp. гиматий) — прямоугольный кусок шерстяной материи, не сшивавшейся, а закреплявшейся на плечах застежками (фибулами. см.), Древнейшая одежда греков изготовлялась из шерсти. льняные ткани вошли в употребление лишь в гомеровскую эпоху. Ионяне, которые прежде других греческих племён стали носить льняные X., заимствовали как материал, так и его название у семитов, обозначавших словами kett &acirc.n, katt&acirc.n, kitt&acirc.n, холст, полотно. У Гомера X. служит лишь мужской исподней одеждой. гомеровские женщины носят еще шерстяные пеплосы, дорического типа. По свидетельству Геродота, одежда, которую в его время называли дорийской, первоначально употреблялась женщинами всех греческих племен, ионийская же одежда была заимствована у карийцев. Чтобы одежда не сползала с плеч, употреблялись завязки. Шейные и плечевые борты нередко обшивались узкой каймой. Мужские X. были короткие (до и выше колен), средние (до икр) и длинные — до пят. Длинные мужские X. служили одеждой богов, лиц преклонного возраста и знатных, а также праздничным нарядом. с V в. их носили лишь жрецы, кифареды, флейтисты и управители колесниц. Простейший покрой Х. X. короткий и средний употреблялись в будничной жизни, как одежда не стесняющая движения. ее носили ремесленники, рабочие, солдаты и пр. У X. не было рукавов. если же в памятниках древне греческого искусства встречаются X. с рукавами, то это указывает на принадлежность подобных сюжетов к культуре востока, так как у восточных народов (евреев, персов, парфян, арабов, скифов) одежда с рукавами была обычным явлением. Единственное исключение составляет одежда Диониса и актеров, а также елевзинских жрецов (дадухов и гиерофантов), которые носили X. с рукавами. у трагических актеров рукава были длиннее, у комических — короче. Материалом для X. служила льняная ткань, как белая, так и цветная. из цветов наиболее употребительны были шафранный (только для женских X.), мутно-красный, ярко-красный, черный (траурные X.), серый, пурпуровый, зеленый. Употреблялись X. и пестрые, украшенные орнаментными рисунками (вышитыми и в красках), цветочными сюжетами и изображениями животных. После персидских войн женский пеплос опять вошел в моду и стал употребляться наряду с X.. мужские X. с этого времени в Афинах стали изготовляться не из льна, а из шерсти. Ср. Studniczka, «Beitr &auml. ge zur Geschichte der altgriechischen Tracht» (Вена, 1886, = «Abhandlungen der arch&auml.ol.-epigraph. Seminars der Universit&auml. t Wien», VI, 1). Boehlau, «Quaestiones de re vestiaria Graecorum» (Веймар, 1884). W. M &uuml. ller, «Quaestiones Vestiariae» (Геттинген, 1890). Heibig, «Das Homerische Epos» (Лпц., 1887). ст. Chiton в III томе «Real Encyklop &auml.die der Klassischen Altertumswiss.» Pauly-Wissowa (1899). Н. О.

Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче.

Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.

Успенский собор в Москве. Здесь хранился хитон Иисуса

В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

23 июля
день почитания Ризы Господней

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян.

Показывали ее только в день почитания — 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

 Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,

к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,

благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти

и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,

е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия.

Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:

спаси́ оте́чество на́ше,

и архиере́ев, и град, и вся лю́ди

честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,

и спаси́ ду́ши на́ша,

я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу.

Потому с благодарностью взываем Ему:

«Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния

все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,

Твое́ Боже́ственное сокро́вище — честну́ю ри́зу,

я́же есть хито́н,

е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́.

Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,

стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:

сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,

по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил.

Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю

Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии

ХитонГерб древнего рода Багратиони. В центре композиции находится хитон Господень.

Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони — королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе.

Риза — главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

  • одну частицу перенесли в Киев. Там она хранилась в Софийском соборе;
  • две части отправились в новую столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. Первая в церкви Спаса нерукотворного образа, вторая — в храме Петропавловской крепости.

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие — в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви.

Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.

ХитонХрам Христа Спасителя. Здесь хранится часть хитона Иисуса Христа

Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично.

Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.

ХитонХристорождественский собор Рязани. Здесь также можно видеть частицу хитона Господня

Эволюционное происхождение

Хитоны имеют относительно хорошую летопись окаменелостей, насчитывающую до девона. До этого, некоторые организмы были интерпретированы (условно) , как стволовые группы polyplacophora, потенциально растягивая запись polyplacophora обратно в ордовике .

Отдельные пластины Маттевии , позднекембрийского полиплакофорана из пачки Хеллнмария известняка Нотч-Пик, перевал Стимбот, южный хребет Хаус, штат Юта, показаны с монетой в один цент США (диаметром 19 мм).

Kimberella и Wiwaxia из докембрия и кембрия могут быть связаны с предковыми полиплакофорами. Matthevia — позднекембрийский полиплакофоран, сохранившийся в виде отдельных заостренных створок и иногда считающийся хитоном, хотя в лучшем случае он может быть членом стебельной группы этой группы. Основываясь на этой и сопутствующих окаменелостях, одна правдоподобная гипотеза происхождения полиплакофора состоит в том, что они образовались, когда аберрантный моноплакофоран родился с несколькими центрами кальцификации, а не с обычным. Выбор быстро воздействовал на образовавшиеся конические снаряды, превращая их в защитную броню; их оригинальные конусы гомологичны кончикам пластин современных хитонов.

Хитоны произошли от мультиплакофора во время палеозоя, а их относительно сохранившийся современный план тела был закреплен в мезозое.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо белый цвет, был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Привычки жизни

Cryptoconchus porosus , хитон бабочки, створки которого полностью покрыты поясом.

Хитон медленно ползет по мускулистой ноге. Он имеет значительную силу сцепления и может очень сильно цепляться за камни, как блюдце .

Хитоны, как правило, травоядные травоядные, хотя некоторые из них всеядны, а некоторые плотоядны. Они питаются водорослями , мшанками , диатомовыми водорослями , ракушками , а иногда и бактериями , очищая каменистый субстрат своими хорошо развитыми радулами .

Некоторые виды хитонов являются хищниками , например, небольшой вид Placiphorella velata в западной части Тихого океана . Эти хищные хитоны имеют увеличенные передние пояса. Они ловят других мелких беспозвоночных , таких как креветки и, возможно, даже мелкую рыбу, удерживая увеличенный, похожий на капюшон передний конец пояса над поверхностью, а затем зажимая ничего не подозревающую, ищущую убежище добычу.

Размножение и жизненный цикл

Личинки хитонов: первое изображение — трохофор , второе — метаморфоза, третье — незрелая имаго.

Хитоны бывают разных полов, и оплодотворение обычно внешнее . Самец выпускает сперму в воду, а самка выпускает яйца по отдельности или длинной цепочкой. В большинстве случаев оплодотворение происходит либо в окружающей воде, либо в мантийной полости самки. Некоторые виды несут яйца в полости мантии, а виды Callistochiton viviparus даже удерживают их в яичнике и рождают живых детенышей, что является примером яйцежитости .

Яйцо имеет жесткую колючую шерсть и обычно вылупляется, чтобы выпустить свободно плавающую личинку трохофоры , типичную для многих других групп моллюсков. В некоторых случаях трохофор остается внутри яйца (и затем называется лецитотрофным — питается желтком), которое вылупляется, чтобы произвести миниатюрную взрослую особь. В отличие от большинства других моллюсков, между трохофорой и взрослой особью нет промежуточной стадии, или велигера . Вместо этого на одной стороне личинки образуется сегментированная панцирная железа, а на противоположной — ступня. Когда личинка готова стать взрослой, тело удлиняется, и панцирная железа выделяет пластинки панциря. В отличие от взрослой особи, у личинки есть пара простых глаз, хотя они могут оставаться в течение некоторого времени у незрелой взрослой особи.

Мужская одежда

Дельфийский возничий в хитоне

Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его

Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.

Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Женская одежда древних греков

Женщины древней Греции знали десятки способов, как превратить простые одежды, такие же, как у мужчин, в изысканный костюм. Туника — разновидность хитона — из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые множеством способов. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины — под грудью. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы ножка казалась почти голой. Когда женщины выходили из дому, они накидывали поверх туники гиматий, край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был не более чем шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. Но при желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Знали гречанки и веера в форме листа лотоса, обычно голубого цвета.

Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста. Высокие женщины древней Греции носили обувь на очень тонкой подошве, а низенькие, напротив, на высокой.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой — хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон — главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант — до колен — больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Хитон

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

Хитон Иисуса Христа

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие.

После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон — разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

(Ин. 19:23-24)

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон.

Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

ХитонСобор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя.

Самонаводящаяся способность

Подобно многим видам морских блюдца , несколько видов из хитона , как известно, проявляют самонаведения поведение, отправляемся к корму , а затем возвращаются в точное место , они уже заселены. Метод, который они используют для такого поведения, в некоторой степени исследован, но остается неизвестным. Согласно одной из теорий, хитоны запоминают топографический профиль региона и, таким образом, могут вернуться к своему домашнему шраму, зная скалы и получая визуальные данные из многочисленных примитивных глазков. Море улитки Нериты textilis (как и все брюхоногие ) отложений слизи TRAIL , как она двигается, которую chemoreceptive орган способен обнаруживать и направлять улитку обратно в его родном сайте. Неясно, действует ли хитоновое самонаведение таким же образом, но они могут оставлять химические следы на поверхности камня и в домашнем рубце, которые их обонятельные органы могут обнаружить и определить. Кроме того, могут быть обнаружены и более старые следы, что является дополнительным стимулом для хитона найти свой дом.

Радулярные зубцы хитонов сделаны из магнетита , и кристаллы железа в них могут участвовать в магнитоцепции , способности ощущать полярность и наклон магнитного поля Земли . Экспериментальные работы показали, что хитоны могут обнаруживать магнетизм и реагировать на него.

Этимология

Английское название «хитон» происходит от латинского слова chitōn , что означает «моллюск», и, в свою очередь, происходит от греческого слова khitōn , что означает туника (которая также является источником слова хитин ). Греческое слово khitōn восходит к центрально-семитскому слову * kittan , которое происходит от аккадских слов kitû или kita’um , означающих лен или лен, и первоначально шумерского слова gada или gida .

Производное от греков название «полиплакофора» происходит от слов поли- (много), плако- (табличка) и -форос (несущий), отсылающих к восьми пластинам оболочки хитона.

Каждой вещи – свой символ

В одеянии священника каждой вещи придаётся отдельный смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время пострига называется «хитоном вольной нищеты».

Подобие хитона – стихарь носят алтарники, чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости.

Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Считается, что орарь появился из полотенца-убруса, которым иудеи подавали знак говорить «Аминь».

Одежда священника – это мужское длинное платье до пят – подрясник бывает разных покроев – с запахом или на пуговицах. Это единственное облачение, которое священник может надевать вне храма. Сверху на подрясник надевают рясу – просторное черное облачение с длинными рукавами – ниже ладоней. Крест, который священники носят поверх одежды, должен напоминать им о том, что каждый христианин должен исповедовать Христа перед всеми.

Во время Литургии священник надевает подризник, который имеет тот же смысл, что и стихарь.

На подризник снадевается фелонь или риза – длинная, широкая одежда без рукавов, с твердыми и высокими оплечьями, которая означает верность Богу и багряницу, которую одели на Спасителя во время Его страданий. Известно, что фелонь носил уже апостол Павел.

Остальные облачения священник надевает поверх фелони. Это поручи – нарукавники, которые стягиваются шнурками, символизирующими узы Христа; епитрахиль – длинная полоса материи с шестью крестами вокруг шеи, символизирует служение Христу; пояс, символизирующий готовность служения; набедренник, являющийся знаком духовного меча – вооружения священника, который представляет собой прямоугольный плат с крестом. Он указывает на Евангелие, и его носят там же, где ранее воины носили меч.

В Русской Православной Церкви священнослужители имеют право носить одежды золотого, белого, красного, голубого, пурпурного, черного и зеленого цвета – в зависимости от совершаемого богослужения и церковного календаря. Символика цвета считается не устоявшейся и различается в Русской православной церкви в России и за рубежом.