Что такое гротеск в литературе и примеры его использования

Литература

  • Власов В. Г. Гротеск // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб : Азбука-классика, 2005. — Т. III. — С. 306—310.
  • Гротеск // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 188—190 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Kayser, Wolfgang (1957) The grotesque in Art and Literature, New York, Columbia University Press
  • Lee Byron Jennings (1963) The ludicrous demon: aspects of the grotesque in German post-Romantic prose, Berkeley, University of California Press
  • Bakhtin, Mikhail (англ.)русск.. Rabelais and his world (неопр.). — Bloomington: Indiana University Press (англ.)русск., 1941.
  • Dacos, N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance (London) 1969.

Этимология

Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, ‘относящийся к гроту’ или ‘находящийся в гроте’, от grotte — ‘грот’ (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — ‘скрытая’, ‘подземная’, ‘подземелье’. Выражение появилось в XV веке после того, как в результате археологических изысканий в подземных помещениях были обнаружены древние римские декорации, настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни (поэтому первоначально гротеском назывались искажённые изображения). Эти помещения были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

Французское неоклассическое расписное убранство, изображающее классических грифонов, не гротесков, во Дворце Фонтенбло, 1780-е.

Гротеск в литературе

Гротеск в литературе — это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного. Первый исследователь гротеска, германский историк литературы Карл Фридрих Флёгель (Geschichte des Groteskkomischen, 1788), писал: «В изобразительных искусствах гротескно-комическое является в карикатуре… — в индивидуализации, доведенной до границ невозможного, а также в юмористическом контрасте, где могут сочетаться сами по себе некомические вещи».

Во Франции одним из главных мастеров гротеска был Франсуа Рабле. В пятитомном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он рассматривает основы мировоззрения Ренессанса и высмеивает его врагов.

Также гротеск широко использовался Чарльзом Диккенсом. В России к гротеску прибегали Ф.М.Достоевский, который, по словам Гофмана, хочет в своих романах «забавной перетасовкой деталей оцарапать сердце читателя», Н.В. Гоголь (например, повесть «Нос»), в XX веке — М.А. Булгаков, И.Г. Эренбург.

В литературе

Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.

Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя «Нос» или «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.

В словаре Энциклопедии

(франц. grotesque, букв. — причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). 2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).—устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.

В искусстве

Основная статья: Гротеск в изобразительном искусстве

Ренессансные гротески (коллаж)

Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками (Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама). За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма. Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты.