Готический стиль

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Готический стиль
Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Готический стиль

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Готический стиль
Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами

Готический стиль

Признаки нео-готики[править]

  • ПАФОС. Ну куда же без него!
  • Викторианская внешняя стилистика.
    • Характерная для вампирских романов одежда: сложные платья с корсажами и многослойными юбками для женщин, строгие закрытые тёмные костюмы с высоким воротником для мужчин.
    • Характерное место событий: уже современный город, но с сохранившимися частными особняками, закрытыми клубами и прочими старыми строениями, которым не один век, обставленных внутри антикварной мебелью.
    • В настольных и видеоиграх уже стало отдельным элементом (само)пародии: персонаж нарочито одевается в одежду по моде прошедших веков и сохраняет у себя в доме такую же обстановку, даже если это его явно выделяет из толпы с риском для жизни!
  • Христианские мотивы: распятия, особенно серебряные, нательные кресты. Органные мотивы и песнопения. Черепа и кости как символы смерти и бренности плоти.
  • Атмосфера упадка, тоски и грусти по былому величию и прежнему блеску. Что-то ушло навсегда, его не вернуть. Отсюда же:
    • Суицидальные мотивы c романтическим подтекстом, тяга к смерти.
    • Некроромантика. Если не в каждом первом, так в каждом втором произведении точно.
  • Все оттенки серого. Великие подвиги и великие герои остались в далёком прошлом. Нынешние герои и злодеи — их далёкие потомки, которые лишь хотят достичь прежнего уровня.
  • Рефлексирующие персонажи. Склонные к самоанализу, колебаниям, сильным эмоциям. Все оттенки чувств и эмоций, отношений, стремящиеся к мрачной гамме.
  • Мотивы потустороннего: Ада и Рая, Судьбы. Размышления персонажей и автора о награде и наказании за поступки, их правомерности.

Нео-Готика[править]

https://youtube.com/watch?v=1Zgzm1gM-OI%3F

()

Суть!

Отделилась от Готики старой школы, отбросив черты жанра ужасы, саспенса, детектива, триллера. Главным героем часто является не жертва, а сам вампир

Это не значит, что в классической готике не было произведений с главными героями — чудовищами — были (Франкенштейн, Варни-Вампир), но там особое внимание уделялось личной рефлексии протагониста, которая и являлась источником атмосферы ужаса. Существуют, однако, современные произведения, построенные по формуле «Варни» — например, настольная ролевая игра Vampire: the Masquerade (а вот видеоигра VtM: Bloodlines уже чисто нео-готика).

Отличительная черта современной готики — повышенная внешняя мрачность. В видеоряде преобладает черный плюс красный или желтый цвет, что сближает ее с нуаром. Герои часто бледные, даже если они люди. Если в готике старой школы акцент делали на духовные мучения, то в новой на конкретно-материальные, телесные. В отличие от темного фэнтези, в готике нет победившего вселенского зла, общая атмосфера ближе к черно-белой или даже серо-белой.

Поджанры современной готики:

  • Собственно готика. Редкий.
  • Вампирский роман.
  • Роман про оборотней, часто совмещён с вампирским.
  • Готика-мистика: адская. Про демонов и искушения.
  • Готика-мистика: привидения.
  • Сказочная готика по мотивам мрачных средневековых сказок.
  • Прочая нечисть вроде фейри. Встречается редко.

Признаки готического романа[править]

  • Жанр произведения «размытый». Есть элементы ужасов, мистики и детектива.
  • Ригидная, старомодная мораль. Помним, когда писались произведения
  • Силы Ада и Рая обязательно присутствуют и действуют ради зла и добра. Они могут быть нематериальными, но так или иначе есть всегда.
  • Добро всегда добро, зло всегда зло. Отклонения и рассуждения неприемлемы.
  • Строгий черно-белый сеттинг.
  • Зло и добро четко обозначено внешне, зачастую ещё и с цветной кодировкой.
  • Светлые персонажи всегда как минимум симпатичные, а то и вовсе писаные красавцы, в светлых одеждах. Злые в основном уродливые или как минимум в чем-то эклектичные в тёмных мантиях.
  • Даже если по каким-то причинам добрый персонаж переходит на темную строну, он этого не переносит. Либо находит способ вернуться к добру, либо убивает себя. Либо убивают его, если он не спешит каяться. Если переносит и смиряется, меняем жанр на «неоготику» или какой-нибудь ещё.
  • Зло должно быть наказано. Всегда. Сериал «След» и детективы в этом не оригинальны.
  • Кающийся грешник как следствие, в качестве альтернативы только смерть.
  • Часто он в чёрном, она в белом, ещё и «красавица и чудовище».
  • Дева в беде. Повсеместно.
  • Девственность — это сила.
  • Эротики нет вообще и совсем. Никаких глубоких вырезов, мелькающих ножек и даже поцелуев. Неприлично! Постельные сцены именно про постель, с натянутым до шеи одеялом. А вы что подумали? Кровать предназначена для сна! В поздних экранизациях романов есть отступления, но не слишком большие.

История становления

ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.

Готический стиль
Нотр-Дам де Пари, Франция

Примеры[править]

Литератураправить

  • Смешанная и переходная готика:
    • Ширли Джексон, автор сборника «Лотерея». Стал родоначальником «психологической готики».
    • Анджела Олив Картер — основательница смежного направления «магического реализма»: смеси драмы, готики и мрачной средневековой сказки. В России известна по сборнику новелл «Кровавая комната». Так же написала «Shadow Dance» и «Magic Toyshop».
    • Тэнит Ли — мастер и основатель направления «мистическое фэнтези». «Замок Тьмы», «Кровавый Камень», «Тайные книги Парадиза», «Тайные книги Венеции», «Кровавая Опера».
    • Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха», стилизованная под Анну Радклифф.
  • Современная готика, прямая наследница готического романа:
    • Фрэнк Пол Уилсон, роман «Застава», 1981 год. Суперхит.
    • Грэм Мастерсон, самый популярный в мире современный автор «чистой» готики. Написал бесцеллер «Маниту». Так же автор романов «Prey», «Spirit», «The Chosen Child», «Trauma». (извините, с переводом названий у меня проблема. Кто знает — дополните, пожалуйста. В России они мало известны.).
    • Брайан Ламли, цикл «Titus Crow», «Некроскоп» о десяти томах (книжная полка). Ещё один мастер пера.
    • Рэмзи Кэмпбелла называют «современным Лафкрафтом». Его произведения: «The Doll Who Ate His Mother», «To Wake the Dead», «The Hungry Moon».
    • Джеймс Херберт, автор «The Dark», «The Magic Cottage», «Sepulchre». Он же автор романов «Крысы» и «Логово» о гигантских крысах.
  • Современные вампирские романы, отделившиеся от классического готического романа:
    • Том Холланд, стилизировал романы под классическую готику. «Вампир: История лорда Байрона», «Раб своей жажды».
    • Энн Райс: «Вампирские хроники», любовный роман в готической обстановке. Этого автора здесь хорошо знают.
    • Лорел Гамильтон: «Запретный плод», первый роман из цикла об Аните Блэйк. Сам цикл — гибрид нуара, детектива, городского фэнтези фэнтези и любовного романа.
  • Современная демоническая готика:
    • Денис Уитли. На русский язык переводится редко, а зря. Его книги оцениваются очень высоко.
      • «И исходит дьявол». В России известен как «Против Тьмы». Толстый роман о борьбе с демонами нескольких героев.
      • «Дочь Сатаны». Девочку 15 лет спасают от жертвоприношению демону отцом. По мотивам снят фильм, который обвиняли в педофилии из-за обнаженного тела несовершеннолетней. В остальном качественный фильм.
      • «Сатанист». Продолжение «Дочери Сатаны». Герой зачищает логово сатанинского культа. И эту книгу в чем только не обвиняли, хотя она является качественным романом.

Киноправить

  • Готичная «киноверсия» «Красной Шапочки» (2011 г.). Красная Шапочка, которая носит кроваво-красный плащ с капюшоном — оборотень, как и её бабушка. Ловить волка приезжают не простые охотники, как в сказке, а охотники за оборотнями

    Убить того, кого любишь. Охотник за оборотнями убил свою жену за то, что она оказалась оборотнем. Главгад-оборотень убил свою дочь, когда узнал, что она рождена не от него. А ведь дочерью явно дорожил: вырастил, да и оборотнем сделать хотел, чтобы вместе жить и охотиться.

    .

  • «Битлджус».
  • «Эдвард Руки-Ножницы».
  • «Ворон».
  • Киносага «Другой мир», в роли главной героини — вампир.

Музыкаправить

  • Из металла, «чистая» готика:
    • Готик-рок. Почему и как, очевидно.
    • Готик-метал.
    • Дарк-фолк.
  • Пограничные с жанром «Тёмное фэнтези

    Дум-метал.

    »:

  • Прочее:
    • Дарквейв.
    • Этереал-вейв.
    • Дарк-фолк.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

В словаре Энциклопедии

(от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центральной и отчасти Вост. Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Главные черты

Если описывать готику кратко – это стиль, который противоречит всему, что было до него.

Готический стиль

Особенности стиля:

  • Готика – это в первую очередь возвышенность и динамика. Вся архитектура стремится ввысь и развивается снизу вверх.
  • Все здания, построенные в стиле готики, имели большую высоту. Этот эффект достигался не только за счет стен, но и за счет длинных, остроконечных крыш.
  • Витражи стали использоваться повсеместно. Ими украшают окна, двери и даже потолки.
  • Арки стали пользоваться популярностью среди архитекторов XII в., входные и межкомнатные пространства оформлялись именно в этом архитектурном решении.

Готический стиль

Скульптура с период готики получила широкое распространение. Скульпторы теперь украшали не только интерьеры и экстерьеры, но и занимались оформлением стен здания.

Атмосфера готического романа[править]

Литературный готический роман возник под влиянием готики настоящей — культурном явлении Западной Европы эпохи Средневековья, существовавшем между Тёмными Веками и Возрождением. Действие готического романа происходит в XIII—XV вв. или в месте, которое сохранило характерные черты вопреки времени.

Характерные внешние черты готики: острые концы в аксессуарах и предметах быта, острые высокие шпили и арки в архитектуре. Все стремится ввысь, вверх, подчеркивая доминирование духовного над материальным. Доминируют мрачные мотивы смерти и посмертных страдания, отвергаются все плотские радости. Частый мотив живописи и скульптуры: адские муки, черти, грешники. Декоративных элементов либо нет совсем, либо они крайне скудные, исключение — религиозные атрибуты и утварь. Цветовая гамма оптимистическая: жёлтый стал основным цветом. Только через несколько веков он станет цветом дьявола и чумы. В моде болезненная бледность и худощавость. Женщины стараются уменьшить свою грудь, в некоторых местах до накладных железных пластин, никаких декольте. Носят шляпки-конусы и остроносую обувь. Мужчины тоже подчеркивают свою стройность, утягивая себя и стремясь к идеалу тонкого во всех смыслах кавалера. Идеал фигуры для обеих полов S-образный, живот выпячен вперед, плечи узкие. Сложных многослойных платьев пока нет, ткани простые и грубые у всех без исключения.

Место действия произведения в готическом стиле — всегда какой-нибудь готический замок.

Люди в эпоху готики жили даже по меркам авторов готического романа XVIII в. очень бедно и тесно, включая высшую аристократию вроде герцогов и королей. У них мало мебели в принципе, а вся имеющаяся — жёсткая. Сундуки заменяют стулья и табуретки, столы. Есть и каменная мебель, сверхмассивные скамьи. Кровати металлические. Деревянных вещей мало, в основном всякие аксессуары — дерево плохо переносит атмосферу Средневековья. Стекло в окнах — крайне, крайне редкое явление, потому что оно невероятно дорогое, его заменяют ставни. Готический замок каменный, холодный и тёмный, а к тому же вонючий и кишащий паразитами, потому что в нем царит жуткая антисанитария. В туалет ходят в дырку в полу из специальных выпирающих из стены башенок — гардеробов, туда же вешают одежду от паразитов. Моются (хорошо если вообще) в бочках, а летом — в речке. Одежду не стирают никогда, только чистят.

Стены замка прикрываются гобеленами, на которых хозяйка замка может чего-нибудь вышить своими руками. В моде мотивы военных подвигов хозяев и охота. Обязательно должна быть капелла, в котором все обитатели замка регулярно молятся. В замке в норме живет прорва народа, которая должна этот замок поддерживать и охранять, сам хозяин и его семья занимают сравнительно небольшие апартаменты. Как минимум пара сотен постоянных обитателей, и это мы рассматриваем ещё замок какого-нибудь мелкого аристократа вроде барона.

Дух готического романа всегда мрачный… ну, по меркам современных читателей точно. В XVIII в. готический роман возник на почве тоски по прежней душевной чистоте, которую сменила развращенность и сверхнасыщенность материальными благами (как видим, эта идея не новая). В Средневековье люди жили мало, умирали часто и помногу. Особенно дети — хорошо если до 16 лет доживал один из трех. Кладбища занимали весьма значительный процент городской площади. Люди, вынужденные жить в этом кошмаре, относились к своей жизни и здоровью совсем не так, как сейчас, а куда как легче. Они считали свою плоть несущественной и верили словам священников больше, чем первым учёным. Священник обещал им рай в случае правильного поведения, а учёный… но это совсем другая история. Для готического романа характерны идеи греха, соблазна и последующего наказания, при чем все соблазны идут от разума и тела.

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

04 3 Готическая архитектура 1
10:30

04 3 Готическая архитектура 2
11:12

04 3 Готическая архитектура 3
11:25

СЕКРЕТЫ СТИЛЯ готика
26:01

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Архитектура

Главным образом готика проявилась именно в архитектуре. Людям после тяжеловесных зданий, построенных в романском стиле (с маленькими окнами и минимумом декоративных элементов), хотелось чего-то легкого и возвышенного.

Готический стиль

  1. Ранний. В зданиях этого периода еще прослеживается влияние романского стиля. Но все же уже явно наблюдается облегчение конструкций и вертикальный декор. Именно в это время появился крестовый свод, и можно проследить уход архитекторов от цилиндрических сводов. Продуманная система колонн и контрфорсов позволила делать здания более легкими, ажурными. Самым ярким строением этого периода считается собор Парижской Богоматери.
  2. Зрелый. В церквях этого периода прослеживается переход к каркасным конструкциям. Вместо стекол в середине XIII в. начинают использовать витражи. Сами окна, кстати говоря, становятся вытянутыми и приобретают форму заостренной арки. Практически все здания этого периода дополняются скульптурами и скульптурными композициями. Самые яркие постройки зрелой готики — соборы в Шартре и Реймсе.
  3. Поздний. В этот период скульптура постепенно приобретает не библейский характер, а бытовой. Даже несмотря на то что мраморные и каменные изваяния украшали стены церкви, темой для творчества выступали сцены из жизни простых людей. Самые яркие строения поздней готики — это соборы: кафедральный в Мулене и Миланский.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

Готический стиль
Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Готический стиль
Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Живопись

Стиль готики – это не только архитектура и скульптура, это еще и живопись. Именно в XIII-XIV вв. начал зарождаться реализм. Конечно, в готическую эпоху он не в полной мере сформировался, но все-таки самые значимые работы того периода, такие как А. Лоренцетти «Аллегория доброго правления», братья Ван Эйк «Гентский алтарь», были выполнены в зарождающемся стиле натурализма.

Лица всех главных героев довольно правдоподобны, хотя и чувства на них изображенные подчас слишком наигранные. Вообще, во времена готики было модно изображать на иконах яркие моменты проявления страстей. Например, Богоматерь очень часто на полотнах художников находится в обморочном состоянии, а на лицах женщин, ее окружающих, написана явная скорбь и сострадание.

Практически каждое полотно несло религиозный характер. Художники прорабатывали каждую деталь своей картины. Не было непродуманных моментов, и ни одна деталь не ускользала от внимания творца. Ведь вводить в свои полотна аллегории считалось хорошим вкусом. Поэтому можно найти много работ художников готики, где на алтаре подробно выписаны образы.

В словаре Словарь иностранных слов

и, мн. нет, ж.

Стиль западноевропейского средневекового искусства, гл. обр. архитектуры, где он характеризуется остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием орнамента. | Термин г. возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, представлявшегося тогда «варварским»; отсюда связь с готами, которых деятели Возрождения счита-ли варварами, разрушившими античный Рим.||Ср. АМПИР» title=’АМПИР, АМПИР это, что такое АМПИР, АМПИР толкование’>АМПИР, БАРОККО» title=’БАРОККО, БАРОККО это, что такое БАРОККО, БАРОККО толкование’>БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ» title=’КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИЗМ это, что такое КЛАССИЦИЗМ, КЛАССИЦИЗМ толкование’>КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН» title=’МОДЕРН, МОДЕРН это, что такое МОДЕРН, МОДЕРН толкование’>МОДЕРН, РОКОКО.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Готический стиль
Дуомо, Милан

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.