Футуризм

Деятели русской культуры о футуризме.

Первым откликом на русский футуризм стала статья В.Брюсова Новейшие течения в русской поэзии. Футуристы. Опытный критик сразу «уличил» футуристов в том, в чем они признаваться не хотели: их манифесты по существу повторяют манифесты итальянцев, и подметил разницу между петербургскими и московским футуристами, не столько, впрочем, в теории, сколько в ее осуществлении – «петербургским поэтам посчастливилось: среди них оказался поэт с дарованием бесспорно выдающимся: Игорь Северянин… Но поэт выдающийся всегда выше той школы, к которой его причисляют: его творчество не может быть мерилом устремлений и достижений школы». (Статья В.Брюсова появилась в 1913, когда талант В.Маяковского еще не раскрылся в полной мере). В конце статьи мэтр символизма отмечает, что в области « словесного изложения» у футуристов есть некоторые достижения и можно надеяться, что «зерна» когда-нибудь вырастут «в настоящие цветы», но для этого, конечно, «придется поучиться многому у… символистов».

«Плоским хулиганством» назвал футуризм И.Бунин. М.Осоргин, иронически относившийся к футуризму итальянскому, был всерьез озабочен распространением футуризма в России: «Поход молодых итальянцев против застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним, против него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, кто выступает против культуры лишь зародившейся, которой еще нужна теплица и бережный уход… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили».

К.Чуковский, внимательно следивший за книгами и выступлениями футуристов и друживший с В.Маяковским, писал: «Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, – но все они вместе, – как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры».

М.Горький, напротив, всячески поддерживал «будетлян» – «Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они – вовремя рожденные ребята… Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни».

Любопытно, что о футуризме спорили не только читатели и критики, но даже… герои литературных произведений. Так, герой рассказа А.Грина Серый автомобиль выдвигает довольно оригинальную теорию: футуристическая живопись – это зрительное впечатление Машины от Человека.

Группировки

Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом. Акмеисты, футуристы и представители других течений модернизма в своем творчестве и объединении были внутренне противоречивы. Самая значительная из группировок футуристов, названная впоследствии кубофутуризмом, объединяла различных поэтов серебряного века. Наиболее известные ее поэты-футуристы — это В. В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Крученых, В. В. Маяковский и другие. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни — 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. В группе «Центрифуга» начинали свое творчество известные советские поэты Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев.

Возникновение

Группа футуристов в Париже в 1912 году. Слева направо: Руссоло, Карра, Маринетти, Боччони, Северини.

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль».

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись). Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и «Манифеста Коммунистической партии». Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Метаболизм, 1950–1960

История

Теория метаболизма — в первую очередь градостроительная теория, целью которой было глобальное преобразование городского пространства. Она возникла в Японии в 50-х годах, а ее стремительное развитие началось в 60-х благодаря резкому экономическому росту в стране.

К ряду основоположников относятся такие архитекторы, как Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фумихико Маки, а во главе них находился Кэндзо Танге, который руководил восстановлением Хиросимы после бомбардировок. Для Японии метаболизм стал глотком свежего воздуха, надеждой на возрождение после Второй мировой войны.

В 1960 году в Токио прошел Всемирный конгресс архитекторов, на котором был представлен манифест «Метаболизм: план нового урбанизма». Он описывал города будущего и вмещал несколько глав, написанных каждым членом группы. Города, по мнению архитекторов, должны были состоять из отдельных капсул и могли плавать в океане, летать в космосе. Конечно, перестроить уже существующую структуру города очень сложно, поэтому многие проекты так и остались на бумаге. Но несмотря на это идеи метаболизма оставили существенный след в истории и оказали большое влияние на все последующие поколения японских архитекторов.

Капсульная башня «Накагин», Кисё Курокава. Токио, Япония, 1970–1972 Отель Sofitel Tokio, Киёнори Кикутакэ. Токио, Япония, 1994 Центр коммуникаций, Кэндзо Танге. Кофу, Япония, 1962–1967 гг. Музей современного искусства, Арат Исодзаки. Гумма, Япония, 1974

Архитектурные принципы

В основу теории метаболизма японские архитекторы заложили концепцию развития живого организма. Всё, как и в живой природе, подчиняется стадиям зарождения, развития, угасания, смерти и перерождения. В здании могут быть как постоянные, так и органически меняющиеся во времени элементы. Совершенно не удивительно, что именно Япония стала родиной метаболизма: такой подход неразрывно связан с местной культурой и ее мировоззрением.

Особенностью стиля является некая недосказанность, незавершенность с перспективой на дальнейшее развитие. Объекты нельзя рассматривать как законченные — это скорее структура, предполагающая возможность что-то добавить, изменить или убрать, отталкиваясь от требований нашего изменчивого мира.

Начало футуризма в России.

В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма (хотя само слово до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось).

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), впоследствии ставшее едва ли не визитной карточкой футуризма. Чуть позже вышел сборник Садок судей. Среди авторов – Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский

Звуковое сходство слов «садок» и «судей» сразу обращало на себя внимание. Смысл же названия для непосвященного читателя был невнятен (и потому эпатировал его)

Однако авторы «расшифровывали» заглавие так: садок – клетка для содержания животных в неволе, поэты будущего пока загнаны в клетку (садок), но в будущем именно они станут законодателями (судьями) поэтического вкуса. «Главное – все единодушно понимали, – вспоминал В.Каменский, – что суть нашего пришествия не только в книге Садок судей, но в тех огромных затеях будущего, за которое мы энергично взялись в надежде на поддержку армии передовой молодежи». Книга была напечатана на оборотной стороне обоев. По воспоминанием того же В.Каменского (его стихотворением Чюрлю-Журль открывался сборник) книга «с оглушительным грохотом разорвалась… на мирной дряхлой улице литературы». «Обойные поэты», «клоуны», «курам на смех» – так встретила сборник профессиональная критика. Но широкая публика сборника не заметила: он был издан мизерным тиражом, да к тому же не полностью выкуплен из типографии.

Русский футуризм

Основная статья: Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков». К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др.

Эго-футуризм.

Игорь Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом. Прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организован кружок Ego, в который, кроме Северянина, вошли Г.Иванов, К.Олимпов (К.Фофанов), Грааль – Арельский. В январе 1912 кружок был преобразован в «Академию Эго поэзии». Из-за внутренних распрей, главным образом между Северяниным и Олимповым, «Академия» в конце 1912 распалась. На страницах журнала «Гиперборей» Северянин объявил о своем выходе из всех групп: «…находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад».

Однако Эго-Футуризм продержался еще какое-то время. Примкнувший в последний момент к «Академии» Иван Игнатьев (И.Казанский) создал на ее руинах объединение «Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм» (иногда его называют «Петербургский Глашатай» – по названию основанной Игнатьевым газеты.) После самоубийства Игнатьева в январе 1914 эгофутуризм практически перестал существовать, хотя отдельные попытки его возрождения имели место.

Теория эгогфутуризма незначительна. На его «скрижалях» (именно так был назван текст, содержащий основные положения эгофутуризма), варьировалось на все лады «восславление Эгоизма». Игорь Северянин – самый крупный поэт эгофутуризма – декларировал свою позицию в стихах. (До нас Державиным стал Пушкин, – / Нам надо новых голосов! / Теперь повсюду дирижабли / Летят, пропеллером ворча, / И ассонансы, точно сабли, / Рубнули рифму сгоряча! / ………………………/ Не терпим мы дешевых копий, / Их примелькавшихся тонов / И потрясающих утопий / Мы ждем, как розовых слонов»). (Пролог «Эго-футуризма». Поэза-грандиоз).

«Эго» и «кубо» футуризм роднит прежде всего отношение к слову. «Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам», – эти слова из манифеста кубофутуристов можно отнести и к Игорю Северянину. (Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден). У Олимпова встречаются урбанистические образы ( Мозги черепа – улицы города. / Идеи – трамваи с публикой – грезы / Мчатся по рельсам извилистых нервов…). Не чурались эгофутуристы и эпатажа. (Я, гений Игорь-Северянин… – в 1912 это звучало эпатирующе). Однако в стихах Северянина было то, что отсутствовало у «гилейцев», – певучесть, изящество, тонкая ирония. «Эго» Северянина чуждо «глумленью надо всем святым» (Не Лермонтова – с парохода / А бурлюков – на Сахалин.) Главное же: он очень хорошо понимал, к какому будущему приведет провозглашаемая кубофутуристами расправа с прошлым. (Они – возможники событий, где символом всех прав – кастет.). Недаром первый сборник Северянина назывался Громокипящий кубок (слова Ф.Тютчева), и предисловие к нему написал символист Ф.Сологуб.

В истории литературы Игорь Северянин – вождь эгофутуризма. Но для читателей – «только поэт».

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой «Манифест архитектуры футуризма». До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна — в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов — лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон — форма преобладает над содержанием.

Неофутуризм

Основная статья: Неофутуризм

Неофутуризм — постмодернистское движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца XX — начала XXI века, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий. Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х — конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру Холу Фостеру; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену; английской архитектурной группе «Аркигрэм», датскому архитектору Хенингу Ларсену; чешскому архитектору Яну Каплицкому; шведскому художнику Симону Сталенхагу, итальянскому световому скульптору Марко Ладоле; американскому концептуальному художнику Сиду Мид, американскому театральному сценаристу Грегу Аллену и русскому поэту Андрею Вознесенскому[источник?].

Неофутуризм возобновил своё существование в 2007 году после публикации «Манифеста Неофутуристического Города», написанного дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтобы обрисовать футуристическое видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года.

Кубофутуристы – «Гилея»

(В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых

и другие).

Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое, изобразить  объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.

По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок раскрепощённое искусство, «Самоценное Слово».

Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и поэтики.

СЛОВО против:

  • содержания,
  • языка (литературного),
  • ритма (музыкального, условного),
  • синтаксиса,
  • этимологии.

Группировки

Статус

— писатели-эмигранты — поэты, также занимавшиеся живописью — авторы, чьё творчество перешло в общественное достояние — репрессированные поэты — погибшие в годы Великой Отечественной войны

  • «41°» — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году (хотя официально о ней было объявлено только два года спустя) поэтами Алексеем Кручёных, Ильей Зданевичем, братом последнего художником Кириллом Зданевичем и театральным деятелем Игорем Терентьевым.
  • Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея».
  • «Мезонин поэзии» — группа, созданная в 1913 году московскими эгофутуристами под началом Вадима Шершеневича. Объединение появилось в качестве литературного противовеса «Гилее» с целью превзойти её успех. «Мезонин» испытывал сильное влияние итальянского футуризма, поклонником которого являлся Шершеневич.
  • «Творчество» — дальневосточная группа, сложившаяся благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова; группа была объединена вокруг одноимённого журнала, ставшего их «центральным органом».
  • «Центрифуга» и «Лирень» — «Центрифуга» сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Основной инновацией объединения был акцент в произведениях на интонационно-ритмические и синтаксические структуры в большей степени, чем на сами слова.
Срок перехода наследия в общественное достояние
Дата смерти Срок перехода
1941 (автор не работал во время Великой Отечественной войны и не участвовал в ней) 2011 =1941+70
1941 (автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней) 2015 =1945+70
дата реабилитации + 70 лет
Всё, написанное до 1917 года
  • «Бескровное убийство» — литературно-художественная группа, сложившаяся в 1914 году вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой и издававшая в 1915—1916 годах рукописный гектографированный журнал «Бескровное убийство». Деятельность группы, носившая анархично-карнавальный характер, предвосхитила абсурдистскую линию будущих обэриутов.
  • Эгофутуризм («Академия Эгопоэзии», «Интуитивная школа», «Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм (группа „Петербургского Глашатая“)» — направление, сложившееся вокруг Игоря Северянина. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

Начало конца.

Впервые о смерти футуризма как направления заговорили уже в 1915: «… русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В.Каменский», – писал М.Горький. Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «…Да, умер. Вот уже год вместо него, огнесловного, еле лавирующего между правдой, красотой и участком на эстрадах… в аудиториях скучнейшая логика, доказывание каких-то воробьиных истин вместо веселого звона графинов по пустым головам… я и сам не очень-то жалею покойника… Футуризм мертвой хваткой взял Россию… Футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Первую часть нашей программы – разрушение мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках увидите… чертеж зодчего, и голос футуризма… выльется в медь проповеди». (Из статьи В.Маяковского Капля дегтя, 1915).

«Голос футуризма», действительно, очень скоро вылился в «медь проповеди», но, увы, и «первая часть программы» была продолжена. Если итальянские футуристы в большинстве своем приняли фашизм как воплощение своих идеалов, то русские кубофутуристы приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов не было). Моя революция. Пришел в Смольный. Начал работать», – писал В.Маяковский в Автобиографии.

Футуристы активно участвовало в политически-агитационных начинаниях новой власти. В частности, в ленинском плане монументальной пропаганды, хотя не все их проекты были приняты, по причине «формализма». С декабря 1918 по апрель 1919 «боевым органом» футуристов стала петроградская газета «Искусство коммуны», на страницах которой выступал В.Маяковский. Именно здесь впервые появляются попытки совместить положения футуризма с требованиями, подсказанными новой действительностью. Газета постоянно приукрашивала и идеализировала теорию и практику дореволюционного «будетлянства» и вела энергичную атаку на искусство прошлого, которое целиком объявлялось «буржуазным». Авторы «Искусства коммуны» (О.Брик, Н.Пунин, Н.Альтман и др.) мечтали о «прыжке» в будущее, рассматривая собственное творчество как единственно возможный трамплин для этого скачка. Футуризм провозглашался течением, наиболее близким пролетариату.

Большевики, однако, не слишком обрадовались таким помощникам. Незамедлительно последовал окрик А.Луначарского – Ложка противоядия. Стало ясно (увы, не всем), что футуристы гораздо больше любят советскую власть, чем она их. Вскоре В.Ленин сделал выговор А.Луначарскому и М.Покровскому за издание поэмы Маяковского 150 000 000.

В 1920–1921 во Владивостоке сформировалась футуристическая группа «Творчество», выпускавшая одноименный журнал, возглавляемый старым коммунистом, подпольщиком Н.Чужаком (Насимовичем). Активное участие принимали Д.Бурлюк, Н.Асеев, С.Третьяков, С.Алымов (известный обработанной им песней П.Парфенова По долинам и по взгорьям) и др. Журнал в основном развивал идеи, выдвинутые ранее в «Искусстве коммуны». После того, как «Творчество» перестало выходить, его сотрудники в 1921–1922 в Чите выпускали газету «Дальневосточный телеграф». И во Владивостоке, и в Чите проходили «футуроконцерты железной когорты футуристов».

История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.).

Людмила Поликовская

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна.Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

Умберто Боччони «Улица входит дом» (1911 г.)

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

Давид Бурлюк «Цветы с ангелами» (1959 г.)

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Владимир Владимирович Маяковский

Футуризм

Футуристом был и известный поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Первые его стихи вышли в свет в 1912 году. Владимир Владимирович привнес в это направление свою тему, которая с самого начала выделяла его среди других представителей. Маяковский-футурист активно выступал за создание нового в жизни общества, а не только против различного «старья».

В предшествующее революции 1917 года время поэт был революционным романтиком, который обличал так называемое царство «жирных», предчувствовал надвигающуюся революционную грозу. Отрицая всю сложившуюся систему капиталистических отношений, он провозглашал гуманистическую веру в человека в таких поэмах, как «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир». Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы «Облако в штанах» сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика «Долой!»: долой любовь, искусство, строй и религию. Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества.

Нигилизм

В годы, предшествовавшие революции, в русской поэзии существовали яркие индивидуальности, которых было сложно отнести к конкретному литературному течению. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). После 1910 года появляется еще одно новое направление — футуризм, противопоставившее себя всей литературе, не только прошлого, но и настоящего. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Нигилизм виден и во внешнем оформлении сборников поэтов, которые издавались на обратной стороне обоев или на оберточной бумаге, а также в их названиях — «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и другие типичные стихотворения футуристов.

Литература

  • Б. Лившиц «Полутораглазый стрелец».
  • А. Кручёных «Кукиш прошлякам».
  • В. Маяковский «Как делать стихи».
  • В. Хлебников «Зангези». «Наша основа».
  • Р. Якобсон «Грамматика поэзии».
  • Б. Шкловский «Про и контра».
  • Кедров К. А. «Звёздная азбука Велимира Хлебникова» (1982)
  • С. Бирюков «Поэзия русского авангарда» (2001). «Поэзия русского футуризма» (1999). Новая библиотека поэта.
  • С. Джимбинов «Литературные манифесты от символизма до наших дней» (2000)
  • Sylvia Martin «Futurismus», Köln 2005.
  • Л. Мартынов. Воздушные фрегаты: Книга новелл. — М.: Современник, 1974
  • Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусствознание. 1/99. С. 300—329.
  • Бобринская Е. А. Футуризм. — М.: Галарт, 2000. — 192 с. — ISBN 5-269-00931-5
  • Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт: Олма-Пресс, 2000. — 175 с. — (История живописи. XX век: Европа. Россия, 1910—1930). — ISBN 5-224-01672-X, ISBN 5-269-00992-7
  • Петров В. О. Футуризм в искусстве: истоки, эстетика, эволюция // История науки и техники. — 2016. — № 7. С. 32-44.
  • Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915—1933 / Введ., сост., пер. с итал., комм. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2013
  • Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм: Анализ и критика основных направлений / ред. В. В. Ванслов, Ю. Д. Колпинский. — М.: Искусство, 1969. — С. 37—78.

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Узнайте также, что такое Импрессионизм.

Сложности взаимоотношений

Интересно, что, при всем отрицании в искусстве, футуристы серебряного века все же ощущают преемственность символизма. Так, Александр Блок, наблюдавший за творчеством Игоря Северянина, говорит с беспокойством, что у него отсутствует тема, а в статье 1915 года Валерий Брюсов отмечает, что неумение мыслить и отсутствие знаний принижают его поэзию. Он упрекает Северянина в пошлости, безвкусице, в особенности критикует его стихи о войне.

Еще в далеком 1912 году Александр Блок говорил, что боится того, что у модернистов нет стержня. Скоро понятия «футурист» и «хулиган» стали синонимами для умеренной публики тех лет. Пресса с жадностью следила за «подвигами» создателей нового искусства

Благодаря этому они стали известны широким слоям населения, привлекали к себе огромное внимание. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок, из которых каждая считала, что именно она выражает «истинный» футуризм, и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль

Эта борьба происходила в потоках взаимной критики, что усиливало их обособленность и враждебность. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.

Другие группировки футуристов.

После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Центрифуга» (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак, К.Большаков, Божидар (Б.Гордеев) и др.). Каждая из этих групп считала именно себя выразительницей «истинного» футуризма. Новым «бойцам» приходилось воевать уже не столько с прежней литературой, сколько с лидерами самого футуризма и «перекрывать» их по части их же лозунгов. «… не желая больше поощрять наглость зарвавшейся банды, присвоившей себе имя Русских футуристов, заявляя им в лицо… Вы предатели и ренегаты… Вы самозванцы … Вы трусы… Вы… будете поставлены в необходимость получить в руки свои истинный послужной список ПАССЕИСТОВ» (т.е. Людей, пристрастных к прошлому и равнодушных к настоящему). Под этими словами из манифеста «Центрифуги» – «Грамота» стояли подписи Н.Асеева, С.Боброва, И.Зданевича, Б.Пастернака.

«Мезонин поэзии», вся история которого умещается в несколько месяцев зимы 1913–1914, даже не выпустил своего манифеста. Его заменили статьи М.Росиянского (Л.Зака) Перчатка кубофутуристам и В.Шершеневича Открытое письмо М.М.Россиянскому. Оставляя смысл логике и науке и не удовлетворяясь кубофутуристическим восприятием слова, Зак и Шершеневич предлагали: первый – «слово-запах», второй – «слово-образ», что предшествовало пониманию поэтического слова в имажинизме. Ни одного крупного таланта среди участников «Мезонина поэзии» не было.

«Центрифуга», организованная С.Бобровым в 1914, просуществовала несколько лет. Из изданий «Центрифуги» можно отметить сборники поэзии и критики Руконог (1914) и Второй сборник Центрифуги (1916), сборники стихов Н.Асеева Оксана (1916), Б.Пастернака Поверх барьеров (1917) и др. Книги «Центрифуги» оформляли «левые» художники (А.Экстер, А.Родченко, Эль Лисицкий и др.).

Новый язык

Велимир Хлебников, еще один теоретик футуризма, провозгласил новый «заумный» язык в качестве будущего языка во всем мире. В нем слово теряет смысловое значение, приобретая взамен субъективный оттенок. Так, гласные понимались как пространство и время (характер устремления), согласные — звук, краска, запах. Стремясь к расширению языковых границ, он предлагает создавать слова по корневому признаку (корни: чар…, чур… — «мы чаруемся и чураемся»).

Эстетизму символистической и в особенности акмеистической поэзии футуристы противопоставили подчеркнутую деэстетизацию. Например, «поэзия — истрепанная девка» у Давида Бурлюка. Валерий Брюсов в обзоре «Год русской поэзии» (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые. Мы встречаемся с ними в поэзии 18-го века, у Вергилия и Пушкина, а теория звуков-красок была предложена еще Теофилем Готье.