Фуэте

Введение

Фуэте (также верно и Фуэтэ; фр. fouetté) — это балетный термин, обозначающий одно из классических балетных pas, выраженное во вращении исполнителя. Толковый словарь Ожегова дает определение фуэте как группы па классического балета с характерным маховым движением ноги, помогающим повороту или вращению балерины . Фуэте является одним из самых виртуозных вращений и во многих балетах используется как завершающее па, становясь кульминацией коды.

Fouetté — движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, рабочая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45°.

«Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté» — не являются разновидностями Fouetté, но имеют одинаковое название в терминологии. .

Термин балетного элемента звучит по-французски: Fouettés (множественное число), так как форс даёт возможность танцовщице выполнять один поворот за другим. Во французском языке есть прилагательное фр. fouetté обозначающее «взбитые» и глагол фр. fouetter

Определение термина

Термин фуэте имеет в русском языке несколько толкований, приведённых в разных словарях:

  1. Энциклопедический: несколько движений танцовщика, внешне схожих с ударом хлыстом, периодически распрямляющегося, крутящегося.
  2. Ожегова:  несколько па с махом ногой, способствующим совершению поворота в балете.
  3. Ефремовой:  Группа па с хлещущим, резким телодвижением ноги, помогающим поменять направление или выполнить вращение, не теряя равновесия.

Несмотря на широкое распространение в балете, данный термин имеет другие значения:

  • гимнастическое упражнение;
  • акробатический китайский балет;
  • французский бокс.

Описание исполнения

fouettes.Coda.
Затакт: 2 пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте.
Помощь по воспроизведению

Fouetté Екатерины Максимовой — классический вариант (a la second)

рабочая нога проделывает demi rond

Движение начинается с préparation в IV позиции, из которой выполняется одинарный или двойной pirouette en dehors, по окончании которого работающая нога не опускается на пол в IV или V позицию, а открывается в сторону, в положение à la seconde на высоту 60-90°, одновременно для последующего толчка выполняется приседание (plié) на опорной ноге, после чего выполняется следующий поворот вокруг себя.

В начале поворота работающая нога сгибается и подводится к опорной в положение passé сзади (носок одной ноги касается икры либо колена другой сзади), одновременно толчковая нога вытягивается в колене и поднимается на полупальцы либо пальцы (пуанты). Во время вращения стопа быстрым движением переводится в положение passé спереди, выполняя petit battement — это движение делается одним лишь низом стопы, бедро при этом двигаться не должно.

Во время вращения руки активно помогают брать форс, каждый раз раскрываясь в стороны и вновь собираясь в первую позицию. Балерина, хорошо владеющая техникой исполнения фуэте, может разнообразить движение, поднимая одну руку в третью позицию, раскрывая и закрывая веер (как это делает Китри в балете «Дон Кихот»), беря форс только одной рукой, другой же изящно держась за пачку, или вовсе не помогая себе руками и держа их на талии.

Движение может усложняться самым различным образом: добавлением двойных туров в начале и в конце комбинации, а также через каждые несколько поворотов, смещением точки, на которой фиксируется взгляд (отдельные повороты выполняются на 1 и 1/4 круга, либо на 1 и 1/2 круга) добавлением пируэтов в других позах (à la seconde, attitude вперёд), добавлением pas de bourrée en tournant, чередованием поворотов en dehors и en dedans, а также исполнением одного из поворотов на прыжке или, что встречается особенно редко, не сходя с пуантов (этот виртуозный приём использовал балетмейстер Джордж Баланчин в финале своего балета «Симфония до мажор»).

В существует разные методики исполнения фуэте, в частности в некоторых западных школах работающая нога при выполнении элемента открывается из положения passé не точно в сторону, а в направлении практически вперёд, что позволяет делать demi-rond de jambe, дающий вращению дополнительный форс. Существует и другой вариант, когда каждое фуэте фактически начинается с тура в позе à la seconde: в этом случае работающая нога не сгибается в колене одновременно с началом вращения, а запаздывает и подводится к колену уже во время выполнения поворота, когда все положение тела исполнителя сдвинуто по ходу вращения на какую-то часть круга.

Современные балерины значительно усложнили фуэте. Например, газета «Коммерсантъ», под впечатлением от спектакля «» так описала фуэте Натальи Осиповой:

«На третий акт припасла и вовсе невиданное — фуэте. Такого не делал никто и никогда: первые пятнадцать — сплошь двойные, шестнадцатый — тройной (то есть оборот в 1080 градусов!), остальные шестнадцать — связка из двух одинарных и одного двойного. И все это в бешеном темпе, с высоко поднятой „рабочей“ ногой, с продвижением вперед максимум на полтора метра».

Долгое время фуэте не входило в список обязательных балетных элементов, считаясь особым балетным трюком, не обязательно органично входящим в хореографическую канву балетного спектакля и нужным лишь для того, чтобы дать блеснуть прима-балерине. Именно из-за этого фуэте не любили балетмейстер, реформатор балета Михаил Фокин и великая балерина Анна Павлова.

В настоящее время фуэте входит в обязательную программу хореографических училищ, исполняется на государственном экзамене по классическому танцу и в какой-то мере его техникой владеет любая выпускница балетной школы.

Шаги

Часть 1 из 2:

Тренируйтесь у станка

  1. 1

    Станьте возле станка, поставив ноги в первую или пятую позицию. Если у вас нет балетного станка, можете использовать стену или даже перила! Вам просто будет нужна опора для поддержания баланса.

  2. 2

    Подготавливаясь к выполнению упражнения, начните с пассе и релеве.

    В таком положении держитесь за станок (стену или перила) левой рукой. Держите спину ровно, подтяните грудную клетку и бедра. Ваша правая рука должна быть в первой позиции.

    Ваша правая нога, согнутая в колене, находится в выворотном положении и касается носком левого колена – это пассе. Релеве – это подъем на полупальцы или пальцы ног. В данном случае будет работать правая нога.

  3. 3

    Плие и девелопе. Оставьте руки в первой позиции и держите таз подтянутым. Плие — согните немного левую ногу в колене, следите за тем, чтобы колено не уходило в сторону, держите его над стопой. Сделайте девелопе, т.е. потяните носок правой ноги вперед, подняв ногу под прямым углом.

  4. 4

    Отведите вашу правую ногу в сторону, поставьте ее во вторую позицию. Руки держите также во второй позиции. Оставайтесь в плие, колени над пальцами ног. Убедитесь, что ваши бедра тянутся вниз!

  5. 5

    А теперь сделайте все вместе. Ваши руки возвращаются в первую позицию, нога делает пассе, и вы возвращаетесь к релеве. Запомните: спина всегда должна быть прямой, а бедра подтянутыми!

  6. 6

    Как только вы соедините эти три движения, делайте пируэт. Плие и девелопе вперед, потом вторая позиция ног, и затем пируэт, делайте все это, не отходя от станка. Это ваша основа для фуэте, остается только отработать движения. Как только вы почувствуете себя уверенными, тогда можете попробовать сделать это без помощи станка!

Часть 2 из 2:

Очередность освоения шагов

  1. 1

    Поставьте ноги в четвертую позицию. Отведите правую ногу назад, согните колени, правую руки вытяните перед собой, а левую руку направьте в сторону. Из этой позиции вы будете кружиться вокруг своей оси – фуэте с французского переводится как «взбивать, хлестать.»

  2. 2

    Сделайте поворот!

    Держите спину ровно, не забывайте фиксировать взгляд на одной точке (так вы избежите головокружения) и вперед! Поначалу может ничего не получаться, но не стоит опускать руки, нужно просто тренироваться. Не заставляйте себя делать что-то через силу, лучше возьмите небольшой перерыв, чтобы отдохнуть и с новыми силами начать снова заниматься.

    Вы делаете все тоже самое, что и раньше, но теперь без помощи станка. Из исходного положения сделайте девелопе, повернитесь вокруг себя, вернитесь в пассе, и повторите это снова. Положение ваших рук должно соответствовать движению ног – когда вы делаете пассе, ваши руки находятся в первой позиции — когда вы делаете девелопе, ваши руки раскрываются. Традиционно, перед тем, как сделать фуэте, делаются два пируэта.

  3. 3

    Развивайте свою выносливость, постепенно увеличивая количество поворотов за один подход. Многие танцоры могут сделать до 32 фуэте подряд. Как только отработаете движение до автоматизма, вашей основной задачей станет работа над своей выносливостью. Раз вы можете сделать одно фуэте, значит, сможете сделать и 32. Это лишь вопрос времени, работайте над собой!

  4. 4

    Для того, чтобы закончить движение, поднимите правую ногу повыше из пассе и отведите ее назад, таким образом поставив ноги в четвертую позицию. Ноги можно поставить чуть шире, чем в обычной четвертой позиции, так вам проще будет поймать равновесие. Вот и все!

Советы

Всегда держите спину ровно и бедра подтянутыми.
Не забывайте делать плие между фуэте.
ВСЕГДА ПОМНИТЕ О ФИКСАЦИИ НА ТОЧКЕ! Это очень важно – так вы сможете избежать головокружения!

3. Из истории

В русский балет исполнение фуэте пришло от европейских балерин. Секрет исполнения фуэте раскрыл балетмейстер Энрико Чеккетти:

Балерина, начиная делать фуэте, должна выбрать зрительную точку и держать (фиксировать) взгляд на ней. При вращении голова отстаёт от корпуса, затем поворачивается, «догоняя». В противном случае у исполнительницы закружится голова и она потеряет равновесие.

Исполнение четырнадцати фуэте подряд было рекордом итальянской балерины Эммы Бессон (Emma Bessone) в балетном спектакле «Гарлемский тюльпан» на музыку Б. А. Фитингоф-Шеля, в постановке Л. И. Иванова, Петербург, Мариинский театр (Петербургская императорская сцена), 1887).

Впервые в России 32 фуэте исполнила приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в завершающей коде балета «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры: Э.Чекетти, М. И. Петипа, Л.Иванов) на сцене императорского Мариинского театра, Петербург, 17 декабря (по ст.ст. 5 декабря) 1893 года.

В 1895 году при постановке балета «Лебединое озеро» балетмейстер-постановщик Мариус Петипа роль Одиллии поручил именно П. Леньяни, с тем чтобы она блистала в этой партии своими вращениями-фуэте. Балетмейстер специально использовал музыкальные «дополнительные такты» для возможности этих танцевальных вращений, набрав 32 таких дополнительных тактов, это и составило полное количество фуэте. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.

Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовалась накрахмаленная короткая «шопенка», стоящая горизонтально.

С начала ХХ века 32 фуэте стало непременной принадлежностью классического балета.

Техника исполнения

Техника выполнения фуэте —  это совокупность поз и телодвижений, выполняемых в соответствии с установленными правилами и традициями конкретной школы балета.  Начинать его надо с préparation, находясь в четвёртой позиции. Именно из неё делают двойной пируэт, но завершив его, не ставят ногу на поверхность, а производят открывание в бок, принимая промежуточную позу, получившую название à la seconde. Получить импульс для очередного  толчка помогает приседание, выполняемое на одной ноге, за которым следует разворот вокруг собственной оси.

ФуэтеТехника исполнения фуэте

Техника исполнения будет идеальной, если учитывать ряд ключевых особенностей:

  •  надо в начале разворота согнуть рабочую ногу и подвести её к опорной, чтобы носок соприкасался с коленом;
  • толчковая нижняя конечность поднимается на пуанты;
  • petit battement делают нижней частью стопы, не подключая бёдра.

Руки нужны взятия форса, раскрываясь, они впоследствии опять собираются и удерживаются 1-ой позиции. Балетмейстеры рекомендуют опытным балеринам  одну из рук переводить в третью позицию, поочерёдно закрывая и раскрывая веер. Форс, в таком случае, берётся только одной из рук, а второй удерживается пачка.

Лента новостей

  • 08:53 Четыре подростка пострадали после драки в Купчино

  • 08:28 Павла Швеца успешно переизбрали главой МО № 72

  • 07:58 СК хочет арестовать 10 участников ЛГБТ-сообщества по делу о торговле детьми

  • 07:30 Эсеры предложили ввести госмонополию на производство и оборот этилового спирта

  • 07:03 Путин обсудил с Макроном ситуацию в Нагорном Карабахе

  • 06:45 Александровскую больницу вновь перепрофилировали под прием больных COVID-19

  • 30.09.2020 Эстонские эксперты назвали опасные для здоровья виды балтийской рыбы

  • 30.09.2020 Росстат: Естественный прирост населения наблюдается только в 14 регионах

  • 30.09.2020 Летевший из Антальи в Петербург самолет экстренно приземлился в Сочи

  • 30.09.2020 Минкульт выделит 1 млрд рублей на реставрацию петербургской консерватории

  • 30.09.2020 «Зенит» заинтересовался хавбеком «Атлетико» Эктором Эррерой

  • 30.09.2020 Мантуров: Россия уже «проехала» историю с «Новичком»

  • 30.09.2020 Суд вынес приговор мигрантам, изнасиловавшим и выбросившим девушку из окна

  • 30.09.2020 Два порожних вагона сошли с рельсов на станции Сортировочная-Московская

  • 30.09.2020 Сирены и громкоговорители в Петербурге проверят 2 октября

Интересные факты и мифы[править | править код]

Существует миф о том, что некоторые балерины никогда не делали фуэте на сцене. Борис Эйфман рассказывал в интервью журналу «Вестник»:

«Уланова и Плисецкая никогда в „Лебедином озере“ не вертели 32 фуэте даже в одну сторону. Это делали более техничные танцовщицы». При этом общеизвестно, что Майя Плисецкая делала это движение в других балетах, однако исполняя партию Одиллии в балете Лебединое озеро, она предпочитала выполнять в коде па-де-де круг, состоящий из туров пике (tours piqué), чередующихся с поворотами шене chaînés- deboulés как движение, более отвечающее характеру её героини.

Известный педагог и директор МАХУ С. Н. Головкина как-то на гастролях, по её собственным словам, проделала 100 фуэте подряд [неавторитетный источник?], причем строго держась на одной точке. Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Головкиной, вспоминала: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого все газеты писали в рецензиях, что „мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке“». Галина Степаненко в интервью выразила желание повторить подвиг педагога. Позднее Галина Степаненко, исполняя роль Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Большого театра, не раз исполняла фуэте на бис два, иногда даже три раза.

Солистка Большого театра балерина Ольга Лепешинская рассказывала в телевизионном интервью о том, как она, будучи ученицей, отрабатывала свои фуэте по вечерам в школьном балетном зале, очерчивая мелом круг на полу вокруг себя.

В России фуэте долгое время считалось исключительно женским элементом. В западной хореографии нет такого чёткого разделения на «мужские» и «женские» движения, поэтому в различных балетах попадаются примеры выполнения фуэте не только балеринами, но и танцовщиками. В частности, в балете «Этюды» (1948 г.) балетмейстер Харальд Ландер поручил фуэте именно мужчине.

В наше время отдельные солисты-виртуозы могут исполнить на сцене не только некоторое небольшое количество поворотов фуэте на полупальцах, но и полные «32 фуэте»: Солист балета Валерий Михайловский, создатель собственной труппы Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского (по типу англ. Trocadero), рассказывал в интервью: «Ещё в ту пору, когда я танцевал у Бориса Эйфмана, то в миниатюре „Комедианты“ спокойно делал 32 фуэте. Там по сюжету балерина начинает делать этот трюк, но падает, вновь пытается его сделать, снова падает… тогда я, оттолкнув её, выхожу на середину сцены и откручиваю 32 пируэта. Ребята нашей труппы тоже отлично справляются с фуэте, даже делают бисовку. В „Пахите“ иногда три танцовщика откручивают фуэте с продвижением по диагонали из дальнего угла сцены к авансцене».

Направление вращения

В большинстве своём вращения выполняются в направлениях как en dehors (наружу), так и en dedans (внутрь). Вращения en dedans делаются в сторону опорной ноги (т.е. на правой ноге вправо, либо на левой ноге влево), вращения en dehors — в сторону, противоположную опорной (т.е. на правой ноге влево, либо на левой ноге вправо). В некоторых движениях направление не задаётся: например, tour soutenu с переменой ног в V позиции можно исполнить только в сторону стоящей сзади ноги, тогда как tours chaînés выполняются последовательно по половине поворота (т. е. по 180°) сначала en dedans, затем en dehors.

Обман зрения

Одна из функций вестибулярного аппарата — стабилизировать картинку, передаваемую в мозг от наших глаз. Для этого существует особый вестибулоокулярный рефлекс, заставляющий глазные яблоки двигаться так, чтобы компенсировать изменения положения головы.

Проведите простой эксперимент: возьмите в вытянутую руку книгу и попробуйте ее прочитать, водя головой вправо-влево (как будто говорите «нет»). Это вам удастся с легкостью, если, конечно, ваш вестибулоокулярный рефлекс в порядке. А теперь попробуйте двигать не голову, а книгу. В этой ситуации у вас, скорее всего, очень быстро закружится голова: мозг будет получать противоречивые сигналы. Схожая ситуация возникает и при исполнении фуэте. Поэтому балерины и используют хитрость с фиксацией взгляда во время поворота головы при вращении.

Обмануть вестибулоокулярный рефлекс сложно, поэтому вряд ли у вас получится научиться читать колеблющуюся книгу. Но можно улучшить свою реакцию (чем и занимаются балерины с раннего детства). Самый простой способ: стоя прямо, сведите ноги вместе и закройте глаза; руки положите на пояс, поднимитесь на цыпочки и задержитесь в таком положении на несколько секунд; затем плавно вернитесь в начальное положение. Повторите несколько раз. Еще одно эффективное упражнение — кататься на качелях, постепенно увеличивая амплитуду движения.

При выполнении серии вращений в быстром темпе на месте работающая нога балерины по окончании каждого поворота на 360° открывается в сторону на 45–90°.

Медосмотр

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 17 209.

Категории: Танцы

English:Do Ballet Fouette Turns

Italiano:Eseguire i Fouetté di Danza Classica

Español:hacer fouettés en ballet

Français:faire un tour fouetté au ballet

Português:Fazer um Fouette no Balé

Deutsch:Fouette Drehungen im Ballett

Печать

Интересные факты

Есть несколько мифов, связанных с исполнением фуэте – это распространённые легенды, многие из которых печатались в прессе и были озвучены авторитетными личностями. Например, в журнале «Вестник», публиковалось интервью Эйфмана, заверявшего, что такие звёзды, как Плисецкая, Уланова не делали это па, танцуя «Лебединое озеро», так как это доверялось более техничным исполнительницам.

Некоторые танцовщицы, в частности Головкина, уверяли, что проделывали до  ста па на тренировки, не двигаясь с места.  Такую историю рассказывала её ученица Степаненко, уверявшая, что об этом даже писали в газетах. Лепешинская делилась собственным тренировочным опытом, заключавшимся в очерчивании вокруг себя круга мелом, удерживаемым ногой во время исполнения фуэте.

Терминология позволяет использовать это слово  в нескольких значениях, но традиционно оно связано с балетом, где используется с конца XIX века.  Однако параллельно его применяли во французском национальном единоборстве и некоторых видах спорта.

Количество туров

Кроме полных оборотов на 360°, могут быть и половинные (полпируэта, полтора, 2 ½ тура и т.д.), ровно как и другие варианты. При этом неполные пируэты считаются не в градусах, а по восьми точкам балетного зала.

В мужском танце

Среди танцовщиков, известных блеском своих многочисленных пируэтов — артисты Большого театра Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Александр Годунов. Михаил Барышников демонстрировал количество пируэтов на спор в фильме «Белые ночи» (1985). Примерно до 1960-х годов вращения выполнялись на низких или средних (т.е. невысоких) полупальцах. Считается, что стандарт выполнения пируэтов на высоких полупальцах задал танцовщик Рудольф Нуреев.

В женском танце

В старой французской школе женщины выполняли пируэты и другие вращения на полупальцах, практически не поднимаясь на пуанты — этот старинный штрих сохранился до нашего времени в Королевском балете Дании, в балетах из наследия Августа Бурнонвиля.

Виртуозную технику пируэтов развивали итальянцы. Согласно критику уже в июле года Фанни Эльслер, прошедшая итальянскую школу, исполняла в балете «Синяя борода» по два пируэта на пальцах: «Её двойные пируэты на пуантах, её необычайная сила и выносливость, её прелесть, лёгкость и точность оказались частями одного неделимого целого».

Согласно заметке Шарля Мориса в Le courrier des spectacles от 24 июня года, в Париже первой из балерин три пируэта продемонстрировала итальянка София Фуоко: «называют три её поворота, которые покамест не удавались никому; секретом обладает одна м-ль Фуоко». Так как балерина одновременно поразила парижан своей пальцевой техникой, не исключено, что и пируэты она также делала на пальцах.

На петербургскую сцену технику исполнения пируэтов на пальцах, ровно как и развитую пальцевую технику вообще, также приносили итальянки. «Двойные туры на пуантах теперь уже не редкость» — писал в году балетный критик Николай Безобразов в «Петербургской газете» по поводу премьеры балета Энрико Чекетти и Льва Иванова «Золушка». Однако дебютантка Пьерина Леньяни всё же смогла изумить рублику своим вращением: «…того, что делает и как делает эта итальянская балерина, — мы ещё не видали. Г-жа Леньяни, стоя на пуанте, делает три раза по одному туру и затем два тура, повторяя это четыре раза… В последнем акте Леньяни положительно превзошла себя», исполнив ни больше, ни меньше, как 28 фуэте «и всё это — не сдвинувшись с места ни на один сантиметр».

В наше время женщины обычно делают 2, реже 3 пируэта на пальцах. Своей устойчивостью на пуантах и большим количеством туров — до 7-8 оборотов — известны балерины , и Софиан Сильве.