Философский камень

Примеры[править]

Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — основатель рода Хосе Аркадио Буэндиа сошёл с ума, пытаясь отыскать философский камень.
  • «Гарри Поттер

    HPMOR — а здесь философский камень просто делает трансфигурацию постоянной.

    и философский камень» — Волдеморт пытался украсть камень, дабы с его помощью вернуть себе утраченное тело.

  • Fullmetall Alchemist: здесь философский камень — мощный усилитель трансмутаций благодаря входящим в его состав человеческим душам. Считается, что он позволяет обойти закон сохранения, но на самом деле .
  • Метавселенная Рудазова: философский камень — вообще не камень, а алхимическое вещество, способное трансформировать физическую часть любого другого вещества.
  • Terraria — представляет из себя аксессуар, выпадающий из мимиков, который снижает кулдаун до следующего использования зелья лечения с минуты до 45 секунд. Также его можно объединить с кольцом на регенерацию здоровья.
  • Алхимик Бранд считал таковым полученный им белый фосфор, который светился в темноте.
  • В World of WarCraft философский камень — один из инструментов алхимика, позволяющий трансмутировать одни вещества в другие. Теоретически, ничто не мешает заняться производством искусственного золота, но на практике гораздо выгоднее преобразовывать камни и металлы, которые иным способом не получить.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в серии «Алхимик» доктор Квест и доктор Монтегю обнаруживают философский камень, согласно легенде, материализовавшийся из яйца гигантского орла, выступающего его вечным хранителем. Идею философского камня в мультсериале упростили и опошлили, сведя всё его могущество к созданию золота из неблагородных металлов. Однако душа алхимика оказывается погублена и поглощена камнем, стоит ему поддаться алчности при виде результатов эксперимента. Монтегю являлись безымянный китайский алхимик, некогда добывший яйцо орла и погибший в процессе, доктор Фауст и чародей Мерлин. Из концовки серии вытекает, что все, кто пытался использовать камень неизбежно погибали вскоре после этого, а сам артефакт исчезал, чтобы спустя сколько-то лет вновь попасть кому-нибудь в руки.
  • Little Witch Academia — источник магической энергии в академии Луна Нова, официально конечный, но исчерпывать нужно столетиями. И естественно к появлению главных героинь он был близок к исчерпанию.
  • D&D — присутствует в третьей редакции как малый артефакт. Представляет собой черный кристалл, внутри которого есть полость с серебристой жидкостью. С ее помощью любой тайный заклинатель (волшебник, чародей, варлок

    В пятой редакции волшебник, специализирующийся на магии трансформации, может сделать особый камень преобразования, дающий своему владельцу особый бонус, а также потратить его магию для постоянной трансформации веществ, лечения болезней/ядов, восстановления здоровья, воскрешения и даже омолаживания (правда, без отодвигания смерти).

    ) может превратить пять тысяч фунтов железа в серебро или тысячу фунтов свинца в золото. Если смешать эту жидкость с зельем лечения, то получится напиток, воскрешающий из мертвых без потери уровня.

Что такое философский камень: описание

Философский камень

Легенда, рассказывающая про философский камень, до сих пор будоражит сознание ученых умов. Считается, что такой минерал обладает невероятными свойствами. Он имеет несколько разных названий. Это:

  • эликсир вечности;
  • камень мудрецов;
  • ребис;
  • пятый элемент;
  • красноцветная тинктура.

Его наделяли разнообразными удивительными свойствами. Но самое главное и основное его качество – это возможность любой металл превратить в золото. Из древних писаний следует, что история происхождения мифического минерала связана с ошибочной реакцией ртути с серой. И именно они являются основными компонентами эликсира жизни, который дарит долголетие и здоровье.

К основным свойствам, которым наделяла наука алхимия этот камень, можно отнести:

  • достижение вечного бытия;
  • возможность получить несметное богатство, создавая золото из сподручных металлов;
  • обретение славы и невероятной силы;
  • раскрытие все мировых тайн и секретов.

Тайны тайн о философском камне

Те, кому действительно удалось найти философский камень, понимали, что передать сведения о нем всем людям было бы опрометчивым шагом, поэтому они старались держать свои секреты в тайне, тщательно зашифровывая рецепты нахождения Философского камня сложной символикой, понятной только избранным. Так, в одном из трактатов известного алхимика Арнольда из Виллановы мы читаем: «Дважды свяжи раба и трижды заточи его в темницу. Затем оберни его слоем белейшего льна. А в том случае, если он будет непокорен, брось его обратно в темницу. На третью ночь заточения дай ему белую жену, что бы он оплодотворил ее и тогда она породит на свет тридцать сыновей, которые превзойдут своего родителя».

Встречаются и более лаконичные описания — «Из мужчины и женщины создай круг, потом квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг. В результате ты получишь Философский Камень, таким, каков он есть».

Философский камень

Философский камень*

Философский камень (англ. Philosopher’s Stone) – волшебное сокровище из мира Гарри Поттера.

Внешний вид

Внешне философский камень похож на необработанный рубин. Он кроваво-красного цвета, с острыми гранями. Камень хорошо отражает свет: при попадании лучей света на камень тот словно горит. В фильме «Гарри Поттер и философский камень» драгоценность по форме напоминает человеческое сердце.

Волшебные свойства

Основное магическое свойство философского камня заключается в способности превращать неблагородные металлы в золото. Кроме того, философский камень используют для приготовления эликсира жизни – напитка, дарящего бессмертие.

Создатель

Николас Фламель создает философский камень**

Создателем философского камня является средневековый алхимик Николас Фламель (это исторический персонаж, он жил на самом деле). Когда именно Фламель создал камень, неизвестно, но, вероятнее всего, он сделал это после окончания Шармбатона. Вполне вероятно, что он создал камень после свадьбы. О том, как был создан камень, тоже нет сведений. Скорее всего, он был создан случайно.

Хранение

Где раньше хранился камень, нет информации. Некоторое время Николас Фламель хранил его в банке Гринготтс (но почему-то в лондонском отделении).

Сам Фламель пользовался камнем от случая к случаю и, скорее всего, не злоупотреблял эликсиром. Возможно, это было предчувствие, но Фламель попросил Альбуса Дамблдора спрятать камень в Хогвартсе. Дамблдор поручил это дело Хагриду, и тот его выполнил. Причём он забрал камень как раз вовремя – после того, как Хагрид забрал камень из сейфа Гринготтса, банк ограбили. Возможно, это ограбление и осталось бы нераскрытым, но преступник сумел сбежать (а был это сам Тёмный Лорд).

Так камень оказался под надёжной охраной. Хагрид одолжил Дамблдору Пушка (потомка Цербера); профессор Спраут посадила дьявольские силки; Флитвик заколдовал ключи; МакГонагалл создала волшебные шахматы; Квиррелл поставил тролля; а Снегг установил логическую задачу с зельями. Но самое лучшее хранилище установил Дамблдор: он спрятал камень в зеркале Еиналеж. Причём директор применил хитрость. Камень мог достать только тот, кто просто хочет найти камень, а не использовать.

Утрата

О камне впоследствии узнали Гарри Поттер и его друзья, Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Повстречавшись в лесу с Тёмным Лордом, Гарри решил первым найти камень. Ему почти удалось, и он даже достал камень из зеркала. Правда, Квиррелл чуть его не отобрал, но Гарри сумел дать противнику достойный опор. В ходе сражения камень был уничтожен (или его уничтожил Дамблдор по просьбе Фламеля).

Литературные источники

Роулинг Дж. Гарри Поттер и философский каменьРоулинг Дж. Гарри Поттер и Орден ФениксаРоулинг Дж. Гарри Поттер и принц-полукровка

Аудиоверсии

Роулинг Дж. Гарри Поттер и философский камень (читает Л. Кулагин). Росмэн-Аудио, 2001 г.Роулинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса (читает А. Клюквин). Издательский дом «Союз», 2008 г.Роулинг Дж. Гарри Поттер и принц-полукровка (читает Ю. Заборовский)

Экранизации

Спасение камня(кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»)

«Гарри Поттер и философский камень» (англ. “Harry Potter and the Philosopher’s (Sorcerer’s) Stone”), фэнтези-фильм. Режиссёр К. Коламбус. Кинокомпания «Warner Bros. Pictures», «Heyday Films», «1492 Pictures». США, Великобритания, 2001 г. (англ. “LEGO Harry Potter and the Philosopher’s (Sorcerer’s) Stone”), лего мультфильм. США, 2011 г.

Музеи

*Источник картинки: http://www.fanpop.com/clubs/harry-potter-and-the-vampire-diaries/picks

**Источник картинки: http://es.harrypotter.wikia.com/wiki/Alquimia_(clase)

О содержании

Действие происходит в Центральной Европе XVI века (в основном во Фландрии), расколотой религиозным конфликтом и сотрясаемой войнами. Главный герой — Зенон Лигр, алхимик, врач и естествоиспытатель. Основным прототипом был Парацельс, также при создании образа были использованы черты известных деятелей позднего ренессанса: Коперника, Этьена Доле, Мигеля Сервета, Джироламо Кардано, Амбруаза Паре.

Оригинальное название романа — Чёрная стадия (или Стадия чернения) — наименование первой и самой сложной ступени (нигредо, или меланозис) алхимического процесса — Великого делания.

Суть чёрной стадии заключается в «разделении и разложении субстанции» до состояния некой аморфной «чёрной массы» первоэлементов, в которой, как в изначальном хаосе, скрыты все потенции. Высшая ступень алхимии — разновидность теургической магии, — предполагает произведение аналогичного процесса в самом экспериментаторе — ритуальную (инициатическую) смерть и возрождение в новом качестве. В аналитической психологии Юнга, на известную работу которого «Психология и алхимия» опиралась Юрсенар, Великое делание соответствует процессу индивидуации личности, а трансмутация означает обретение архетипа «самости».

По словам автора, чёрная стадия также символически обозначает попытки духа вырваться из плена привычных представлений, рутины и предрассудков.

Зенон проходит свою «чёрную стадию» на фоне ужасов Европы эпохи религиозных войн. Большинство персонажей романа гибнут мучительной смертью, часты описания жестокостей и принятых в то время способов казни. Своеобразной вставной новеллой в романе ярко и жёстко изображена деятельность Яна Лейденского и его приспешников, трагедия Мюнстера, павшего жертвой безумия фанатиков, и кровавый финал анабаптистской секты.

По мнению исследователей, в романе есть доказательства того, что Зенон, сам того не ведая, проходит вслед за чёрной стадией белую (альбедо), а в концовке, носящей отчетливо мифологический характер, достигает красной стадии (рубедо), завершающей алхимическую трансмутацию.

Несмотря на обилие алхимических и каббалистических аллюзий, «Чёрная стадия» не является романом об алхимии, избегает мистики и отражает достаточно традиционные гуманистические представления. Алхимия в романе присутствует, в основном, в символическом, юнгианском смысле.

Философский камень
Аллея Маргерит Юрсенар в парке Эгмонт в Брюсселе. По всей длине аллеи размещены 14 цитат из «Чёрной стадии».

История философского камня

Философский камень
Это некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший).

По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Философский камень
Золото

Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины.

На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.

Интересные факты[править | править код]

  • По сути, единственное, что мешает созданию философского камня — это соображения морали.
    • Эд и Ал отказались от поиска оного, узнав, что его создание требует человеческих жертв.
    • Доктор Марко дезертировал из-за психологической травмы, полученной в результате экспериментов.
    • Высшие офицеры Центрального командования не имеют проблем с принесением в жертву людей (в первую очередь, смертников), чтобы создать несколько более слабых камней.
    • Баск Гран отвечал за философские камни, созданные в лаборатории №5 (ТВ-1).
    • В ТВ-1 существует второй барьер для создания философского камня — сила алхимика, пытающегося его создать: Хоэнхайм почти убил себя, трансмутируя камень, и был спасен только благодаря вмешательству его возлюбленной Данте.
  • Несмотря на ужасающий метод создания камня, если он уже существует, у большинства нет никаких сомнений в его использовании: Альфонс был готов использовать камень против Гордыни и Кимбли.
  • Философские камни распадаются и исчезают, когда они израсходованы; живой философский камень, находясь на грани истощения, быстро стареет и показывают следы трансмутации на своем теле.
  • Интересно отметить, что в манге и ТВ-2 Ван Хоэнхайм, будучи человеческим философским камнем, казалось, мог использовать больше энергии из своего камня, чем кто-либо другой, из-за того, что индивидуализировал каждую из 536 329 душ внутри себя. Сила была настолько велика, что Ван был в состоянии блокировать несколько энергетических взрывов Отца после того, как последний поглотил «Бога».
    • Это может указывать на то, что добровольное согласие душ на участие в трансмутации увеличивает процент энергии, которую они способны передать алхимику (иными словами, мотивация лучше — КПД выше).
    • Однако, кажется, из-за силы Отца все души во время остановки взрыва были сожжены и оставили Хоэнхайма только с его собственной душой.
  • В ТВ-1 Данте говорит в какой-то момент, что она не знала, как сделать философский камень, но это, скорее всего, ложь. Более чем вероятно, что она просто не хотела пытаться из-за риска, связанного с созданием камня.
  • Поскольку у каждого человека есть душа, каждый человек технически является философским камнем, позволяя талантливому алхимику использовать собственную душу для трансмутаций. Однако считается, что это сокращает продолжительность жизни алхимика.
  • Концепция красных камней была получена из заключения Эдварда Элрика о том, что философский камень отца Корнелло был подделкой, основанного на том, что он исчерпал силу и распался. В сюжетной линии манги это просто неверное предположение: камень Корнелло просто израсходовал все свои души, и, поскольку Эд еще не узнал об истинном происхождении камней, он первоначально поверил легенде и предположил, что их энергия должна быть бесконечной.

На языке символов

Философский камень

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика — это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Философский камень

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

Философский камень

Далее – еще более туманно:

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Философский камень

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Философский камень

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Философский камень

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Способ получения золота

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Mutus Liber

Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так, как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.

По Джорджу Рипли

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня:

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.
Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.

Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.

Философский камень

Философский камень — свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель — это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.

Философский камень

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Существовал ли философский камень и есть ли сейчас

Как вы понимаете, проверить, был ли философский камень действительно найден и если да, то что это такое, пока что никому из учёных не удалось. Официальная наука к его существованию относится скептически хотя тут есть свои нюансы.

Философский камень

Дело в том, что в прошлом столетии учёные выяснили – трансмутация металлов реально достижимый процесс. Правда он наблюдается в процессе ядерных реакций. И при работе ядерного реактора золота выделяется совсем не много.

Холодный синтез технология, которая вероятно позволила бы достичь безопасного и высокоэффективного процесса трансформации других металлов в золото. Но пока эта технология не воплощена в жизнь в полной мере.

Кроме того, современные химики также ищут философский камень и, хотя они, его так не называют, но по своим свойствам он таковым и является. Дело в том, что многие десятилетия химики разрабатывают универсальный катализатор.

Вещество, которое почти без расхода, способно многократно усиливать химические процессы. Такой катализатор вполне мог бы позволить создать систему трансформации металлов в золото и обратно. Впрочем, пока он является лишь теорией.

Таким образом вполне вероятно, что некий вариант философского камня мог существовать в прошлом. Но его свойства могли быть описаны в легендах не точно. Что же касается эликсира жизни, его ищут и современные, биологи и медики.

Возможно в древности его также пытались синтезировать. Но достигли ли древние мистики и алхимики каких-либо успехов в этом вопросе тайна покрытая мраком.

Состав и свойства философского камня[править | править код]

Точный процесс создания философского камня показан не был, но известно, что он получается путем трансмутации живых людей — причем, чтобы камень оставался эффективным в течение долгого времени, жертв требуется немало. Их души составляют как силу, так и физическую основу существования философского камня.

Распространено заблуждение, что свойства самого камня позволяют преодолеть закон равноценного обмена, но это не более, чем иллюзия. Сила философского камня позволяет совершать усиление трансмутации, но камень становится слабее каждый раз после использования, потому что его могущество исходит от душ, которые используются в качестве «топлива». Когда все души оказываются использованы, камень прекращает свое существование.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень — это реактив особенного свойства — с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Природа философского камня

Согласно некоторым источникам, это вещество имеет животную, растительную и минеральную природу, другие утверждают, что даже сам философский камень обладает телом, душой и духом и «вырастает» из плоти и крови, из огня и воды. Некоторые адепты были склонны считать, что это все символические описания. Например, во внутренней даосской алхимии очень часто употребляются символы «огня» и «воды» для описание тонких энергетических процессов внутри человеческого организма, приводящих к полной трансмутации его тела и духа. И, конечно же, были и те, кто утверждал, что данные описания хоть и аллегории, но указывают на вполне конкретные физические явления.

Работа над книгой

Роман написан той же монументальной прозой, напоминающей литую бронзу, что и «Воспоминания Адриана»; стиль обоих произведений восхищённые критики назвали «мраморным». Как и при создании предыдущего романа, Юрсенар проделала значительную работу по изучению источников.

Описания научных исследований Зенона сделаны, по большей части, на основе «Тетрадей» Леонардо. Латинские формулы алхимических манипуляций взяты из работ Марселена Бертло «Химия в Средние века» (1893), К. Г. Юнга «Психология и алхимия» (1944, 1952) и Юлиуса Эволы «Герметическая традиция» (1948), авторов, которые придерживались совершенно разных взглядов на алхимию.

В основе книги лежит новелла «По мотивам Дюрера», изданная в 1934 в составе сборника «Повозкой правит смерть» и являющаяся фрагментом юношеского романа, который Юрсенар писала в 1921—1924 годах. Вновь к этой теме она вернулась в середине 1950-х, по окончании работы над «Воспоминаниями Адриана». В основном, роман был написан к 1965 году.

При создании романа использовались те же медитативные приемы, что и во время работы над «Адрианом»:

Как возникла идея философского камня

Алхимия – это целая средневековая дисциплина, в основе которой лежит физика, философия, религия и химия. Именно поэтому она сосредоточена на преобразовании различных элементов. Поэтому многие ученые алхимики почти всю жизнь отдали на то, чтобы одни материалы попробовать превратить в другие.

В древние времена алхимик Николас Фламель первый упомянул в своих писаниях о философском камне. Он писал, что во сне к нему явились ангелы, которые как раз и рассказали, как получить такое мистическое вещество. Но ученый неожиданно проснулся и так не успел запомнить самый последний компонент. В итоге, попробовав заниматься его созданием, он получил ошибочную реакцию при взаимодействии всех составляющих.

Но вера в магический философский камень не только не пропала, она стала еще крепче. И в последующем алхимик вместе со своей женой всю жизнь посвятили поиску последнего, недостающего компонента. И некоторые считают, что он все-таки философский камень создал.

Многие алхимики были одержимы идеей получить философский камень, который между собой они называли ребис. Для них это было сродни приближению себя к Богу, так как посредством такого вещества моментально откроются все тайны мира.