Фанк

Король музыки соул Джеймс Браун — отец Фанка

Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения «Black Power» и активизацией агрессивных организаций «Черные мусульмане» и «Черные пантеры». Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как «Sex Machine Today», «Body Hit». Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как «Cool and de Gang», «Ohio Players», «Blackbirds», «Air, Wind & Fire»…

Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму — фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.

Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить

  • барабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэдда
  • басистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса
  • саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна
  • композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса

но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis).

Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: «Everege White Band» или «Tower Of Power». Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть «блюайд соул».

Соул — как основа фанка

Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.

Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее — жалобе и созданию соответствующего настроения.

Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение «шаут» (крик).

Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок — эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации).

Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином «скрим» (вопль).

В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип «вопроса-ответа», реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.

Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических «подтягов» и мелизмов.

Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder).

Музыкальная составляющая фанка

Основа фанки музыки – «грув» бас-гитары. Именно этот ритм, принесенный в танцевальную культуру из соула, джаза, положил основу для всемирно известных хитов, придал многим мелодиям современное, запоминающееся звучание.

Интересно, что обнаружена эффективность этого «ритмового» приема была совершенно случайно – звукорежиссеры американской студии Motown Records просто выдвинули на передний план партии бас-гитары. Так она стала не просто незаметным на заднем плане инструментом, а основой композиций.

Именно на заре возникновения фанка появился слэп – характерный звук бас-гитары, который впоследствии активно использовался (используется до сих пор) рокерами всего мира. Впервые этот звук прозвучал в исполнении бас-гитариста группы Sly & The Family Stone Ларри Грэхема, а затем появился у других фанковых басистов – Бернарда Эдвардса, Луиса Джонсона, Джорджа Портера-младшего, Бутси Коллинза.

Итак, слэп, короткий рифф электрогитар, использование духовых инструментов – так появилась лучшая фанк-музыка!

Музыкальные особенности фанка:

  • предельная синкопированность,
  • пульсирующий ритм,
  • кричащий вокал,
  • многократное повторение коротких мелодических фраз,
  • использование “мёртвых” или приглушённых нот,
  • активное использование эффектов слеп и “wah-wah” гитаристами и бас-гитаристами,
  • специфическая роль бас-гитары.

Фанк стал прародителем огромного количества современных стилей — это прекрасная музыка — джаз-фанк, эйсид-джаз, хаус.

История фанка это история возникновения двух самых популярных направлений мировой музыки – диско и хип-хоп. А история джаз-фанка украшена именами таких ярких, талантливых музыкантов как Виктор Вутен, МаркусМиллер, Майлс Девис, Жако Пасториус.

Два самостоятельных стиля

Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.

Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок.

Ярким примером тому может служить английская группа «Level 42».

Фанк — отец современных стилей

Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии.

Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное — поспокойнее.

И вот в середине 70-х годов появилась музыка «диско», которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

[править] Примечания

  1. Спорное утверждение
Направления ритм-н-блюза Beach • Smooth jazz • Британский ритм-н-блюз • Диско • Ду-воп • Новоорлеанский ритм-н-блюз • Пост-диско • Соул • Фанк • Фристайл • Хип-хоп 
Современный ритм-н-блюз Современный ритм-н-блюз • Неосоул • Грайм • Кранк • Нью-джек-свинг • Снэп-н-блюз • Хип-хоп соул 
Родственные направления Adult contemporary • Motown • Quiet storm • Slow jam • Urban • Софт-рок
Категория «Ритм-н-блюз»

Фанк

Поджанры Эйсид-джаз • Афробит • Брит-фанк • Буги • Дип-фанк • Драм-фанк • Фри-фанк • Фанк-кор • Фанк-метал • Фанк-рок • Джи-фанк • Go-go • Джаз-фанк • Ликвид фанк • Нейрофанк • Ню-фанк • Пи-фанк • Пост-диско • Панк-фанк • Скви • Синти-фанк 
Связанные статьи Список исполнителей фанка

[править] История

Джордж Клинтон и группы Parliament и Funkadelic

Earth, Wind and Fire

Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В 70-х, одним из создателей и исполнителей стиля «электрофанк» был Херби Хэнкок, оказавший огромное влияние на развитие этого стиля. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Red Hot Chili Peppers, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, и Spin Doctors.

В 1980-е гг. Майкл Джексон и Принс получили признание в мировой поп-музыке. В 1980-х семплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes.

Отличительные особенности направления

Стиль фанк — это более агрессивная музыка, чем соул, подчеркивающая внутреннее состояние исполнителя. Лирические герои песен – это бунтари, которые противопоставляют себя миру. Исполняется фанк на фортепиано (в классическом варианте), а также на медных духовых инструментах (саксофон, тромбон) иногда использовалась гитара, но это только для того, чтобы «поймать» ритм. Вокал то надрывный и даже яростный, иногда переходящий в крик, то спускающийся до речитатива, обычно мужской. Фанк-музыка содержит в себе больше эмоций и бунтарства, она очень хорошо подходит для танцев.

Funk Dancers

Сказать однозначно, как правильно толковать название этого направления, трудно. Funk переводится и как «сильный запах», первоначально употреблялось по отношению к табачному дыму, но позже появился другой оттенок смысла – запах тела во время танца, запах пота. Еще есть мнение, что фанк имеет и другое значение – это запах тела во время секса. Но есть и другое, более приличное толкование – на языке исполнителей джазовой музыки это значит «замысловатый, необычный способ исполнения музыкального произведения».

История фанка

Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название «фанк». Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.

Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey), бессменный руководитель ансамбля «Jazz Messagers», а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес «Opsude Funk»).

Изначально «фанк» — на жаргоне обитателей черных гетто — это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя, таким образом свою музыку, ее исполнители как бы специально подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее. В этом термине скрыты определенная ирония, горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки.

Начиная с 1967 года термин «фанк» занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения. Появилась мода по-новому называть песни:

Появилась мода по-новому называть песни:

  • «Funky Brodway»
  • «Funky Street»
  • «Funky Wolk» и т. п.

Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа «Slay & Family Stone», руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный «психоделический фанк», оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как «Tamptations».

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton), создавший в этом стиле несколько коллективов: «Parlament», «Funkadelic», «Funkenshtain» и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка — буква «U» («unity» — единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг