Фальцет

Музыкальная история

Использование голоса фальцетом в западной музыке очень старо. Его происхождение трудно проследить из-за двусмысленностей в терминологии. Возможно, когда авторы 13-го века различили грудь, горло и главные регистры (pectoris, guttoris, capitis) они означали capitis относиться к тому, что позже назовут фальцетом. К 16-му веку термин фальцет был распространен в Италии. Врач, Джованни Камилло Маффеи, в его книге Discorso della voce e del modo d’apparare di cantar di garganta в 1562, объяснил, что, когда бас пел в диапазоне сопрано, голос назвали «фальцетом». В книге Великобританией Манчини, названный Pensieri e riflessioni написанный в 1774, фальцет приравнивается к «voce di testa» (переведенный как ‘главный голос’).

Регистр фальцетом используется альтами мужского пола, чтобы петь в альте и иногда диапазоне сопрано, и был стандартом, прежде чем женщины пели в хорах. Фальцет иногда используется специалистами по старинной музыке сегодня, и регулярно в британских хорах собора мужчинами, которые поют линию альта.

Есть различие между современным использованием «главного голоса» термин и его предыдущим значением в Ренессанс как тип фальцета, согласно многим поющим профессионалам. Фальцет может быть окрашен или изменен, чтобы казаться отличающимся. Этому можно дать классическое моделирование, чтобы звучать, поскольку классические альты мужского пола заставляют его звучать или быть спетым в более современных музыкальных стилях.

В опере считается, что низкий голос, средний голос и главный голос происходят в женщинах. Главный голос человека, согласно Дэвиду А. Клиппингеру, наиболее вероятно эквивалентному среднему голосу женщины. Это может означать, что главный голос женщины — эквивалент человека фальцетом. Хотя в современном обучении некоторые учителя больше не говорят о среднем голосе, принимая решение назвать его главным голосом как с мужчинами. Фальцет обычно не считается классическими пуристами как часть вокального диапазона никого кроме альтов. Есть исключения, однако, такие как Бэритон-Мартин, который использует фальцет (см. статью баритона).

Фальцет использовался в мексиканских песнях для многих поколений. В Мексике одним из самых великих певцов falsete был Мигель Асевес Мехиа, певец и актер в Золотой Век мексиканского кино, известного как «Рэй де Фальзет», или «Король Фальцетом». Он спел более чем тысячу песен, таких как «La Malagueña, El Jinete, La Noche y Tú и La Del Ребосо Бланко», многие из который используемый фальцет.

Много гавайских песен показывают фальцет. В фальцете гавайского стиля — названный «ka leo ki’eki’e» — певец, обычно мужчина, подчеркивает разрыв между регистрами. Иногда певец преувеличивает разрыв посредством повторения как йодль. Как с другими аспектами гавайской музыки, фальцет развился от комбинации источников, включая предъевропейское гавайское пение, раннее христианское пение гимна и песни и пение йодлем ковбоев-иммигрантов во время Господства Kamehameha в 1800-х, когда ковбои были принесены из Мексики, чтобы преподавать гавайцев, как заботиться о рогатом скоте.

Фальцет также распространен в африканской народной музыке, особенно южноафриканский стиль под названием Mbube, традиционно выполненный все-мужчиной а капелла, поет хором.

Как научиться петь фальцетом: лайфхаки для начинающих

Неопытные вокалисты часто путают фальцет и головной голос, поскольку звучат они похожим образом. Но отличия существенные: при пении фальцетом голосовые связки тонкие и растянутые, плотность звука меньше, чем при пении головным голосом. В звук трансформируется только часть набранного при дыхании воздуха. Но это не означает, что при пении фальцетом параллельно можно шипеть, как порванный шланг. Как научиться петь фальцетом? Регулярно тренироваться!

Фальцет

«…И то верно. Особенно если тренироваться…»

Если вы уже разобрались с дыханием и умеете набирать воздух при помощи диафрагмы (животом), а не «качаете» легкие, то время приступать к фальцетному пению. При пении фальцетом изначально звук переходит по тонам скачками, а не плавно. Поэтому не расстраивайтесь, если на начальном этапе вы будете «пускать петуха», как сосед Петя.

Контролировать правильное звукообразование при фальцетном пении помогут наши подсказки:

Изначально важно расслабиться. Расслабить гортань поможет обычное… зевание

Да-да, это как раз тот случай, когда можно бессовестно позевать, не прикрывая рот рукой. Так вы расслабите весь голосовой аппарат, гортань не будет резко задираться вверх, мешая плавному звукоизвлечению. (Вспомнили соседа Петю? Не говорите ему, в чем секрет.)

Полезно держать руку на груди во время пения. При пении фальцетом грудь не должна вибрировать.

Фальцет

«…Не надо так!..»

  • Если звук вибрирует в голове, а не в груди, значит, вы нашли правильный способ, как петь фальцетом.
  • Не пытайтесь сразу брать высокие ноты. Пойте в среднем регистре, постепенно переходя выше. Старайтесь не напрягать голос и не форсировать звук.
  • Полезно также слушать вокалистов современной эстрады и оперных исполнителей, «примеряя» их партии на себя.

Интересный способ «подобраться» к фальцету предлагает Назар Сахратов на канале VocalMaster (посмотрите — и возвращайтесь к нам ).

Фальцет, высокий голос или ложный звук?

Что такое фальцет, и как понять, он ли это звучит? Попробуйте изменить свой тембр и сказать любую фразу высоким голосом: можно «закосить» под ребенка или женщину (если вы – мужчина).  Вот вам грубый пример фальцета.

Музыкальные источники и словари характеризуют фальцет, как очень высокий голос (мужской или женский), либо высокое звучание голоса, которое требует специального исполнительского приема. В переводе с итальянского «falsetto» обозначает «ложный».

Добиться фальцетного звучания возможно специальным приемом за счет колебания только краев голосовых связок, когда расположение гортани находится выше, чем в случае обычного певческого положения. (Звучит страшно, но конкретные приемы и техники мы разберем чуть ниже.)

Фальцет широко используется в камерном пении, в операх для имитации голосов женских персонажей. В современной рок-музыке и эстраде также используются приемы пения фальцетом.

Фальцет

«…Я? Фальцетом? Да никогда!..»

Голос фальцет относится к верхнему головному регистру певческого голоса, в нем меньше обертонов, но тембрально фальцет считается более простым, чем основной голос вокалиста. Для развития диапазона голоса вверх используют упражнения, чтобы «прокачать» средний голосовой регистр. Тогда вам будет легче петь высоким голосом и брать высокие ноты.

Где встречается[править]

Киноправить

  • Голлум говорит мерзким сиплым фальцетом.
  • Георгий Милляр в роли Бабы-Яги.
  • Трус из «Приключений Шурика» в исполнении Георгия Вицина
  • «Бегущий человек»: Пила (Buzzsaw) орет фальцетом, после того как герой заставляет его оседлать собственное оружие.

Мультфильмыправить

Последняя линейка «Том и Джерри» (1964—1969), выполненная Чаком Джонсом и его товарищами. Мыш Джерри, если вдруг принимается петь, поёт именно фальцетом. Субверсия: в данном случае это воспринимается не как признак его трусливости или мелочности (Джерри несомненно не таков), а всего лишь как указание на малые размеры его тела, на живость его характера и склонность к приколам.

Видеоигрыправить

https://youtube.com/watch?v=0wbEOYy4VxQ%3F

()

Шляпник тот ещё лектор

  • Batman Arkham City (и Arkham Origins) — по всей видимости, голосом именно такого регистра разговаривает Безумный Шляпник.
  • Blood — если на Калебе загорается одежда, он мгновенно меняет свой страшный загробный голос

    Многие выкрики культистов Чернобога тоже где-то на грани фальцета, особенно предсмертные.

    на фальцет и начинает верещать: It burns! Aargh! Падая в пропасть, он тоже оглашает окрестности ультразвуком.

  • Warhammer 40,000: Dawn of War — культисты Хаоса. Особенно в пылу битвы. CHAAARGE!

Музыкаправить

https://youtube.com/watch?v=niRtGwCafR4%3F

()

Один певец, два голоса

  • Вошла в историю строчка «Битлз», спетая фальцетом (см. эпиграф).
  • Томас Андерс из «Modern Talking» куплеты в песнях исполняет лирическим тенором. А вот припевы — именно тропом.
  • Именно этим голосом пел песни Пресняков-младший в начале своей карьеры. На удивление красиво, между прочим.
  • Вячеслав Мясников из «Уральских пельменей» говорит и поёт фальцетом, что позволят ему играть женские и мальчишеские роли.
  • Люк Арбогаст поет не только крутым баритоном

    Аналогично — и Марко Сааресто из Poets of the Fall. Правда, он фальцетом пользуется лишь эпизодически, в основном — в романтических песнях (Carnival of Rust, Daze, Dreaming Wild Awake и др.)

    , но и фальцетом. И это круто!

  • Бэк-вокалист группы Steam Powered Giraffe Сэм Люк, он же Hatchworth, поёт тонким голосом, похожим на женский. При этом являясь усатым мужиком.
  • Великий Фредди Меркьюри часто переходил на фальцет. Несколько песен (Cool Cat, Pain Is So Close To Pleasure) состоят из фальцета полностью.
  • Вокалист Muse Мэттью Бэлламми может переходить на фальцет. И это придаёт группе неповторимое звучание.
  • The Tiger Lillies — вокалист Мартин Жак и поёт-то главным образом именно так.
  • Так пел Бутусов на первых альбомах.
  • System Of A Down — Vicinity of Obscenity же! Banana, Banana, Banana Terracota, Terracota Pie!
  • Judas Priest — у Роба Хэлфорда голос и так-то из самых высоких на метал-сцене (сейчас с годами «съехал» вниз), но песня Touch of Evil выжимает педаль сквозь сцену — вопль «YOU’RE POSSESSING ME!» уходит в ультразвук.
  • Scorpions — ВПС и вовсе долгое время был уверен, что на вокале у группы дама.
  • Angra, Wuthering Heights (кавер на Кейт Буш) — поскольку от лица Кэтрин Эрншо поёт Андре Матос, в ту пору классический юный тенор, забирается он в ультразвуковые верха.
  • King Diamond же! Тот ещё любитель поверещать, что в Mercyful Fate, что в сольном проекте.
  • Грязный, нарочито неприятный фальцет — фирменный стиль Удо Диркшнайдера.

Театрправить

Оннагата — актеры театра кабуки, играющие женщин, — говорят фальцетом. Это привело к тому, что в эпоху Эдо низкие голоса женщин вышли из моды и японки сами принялись напропалую пищать. Так и пищат до сих пор. Крутое контральто в японской культуре — признак опасной женщины.

Физиологический процесс

Модальный голос, или модальный регистр и регистр фальцетом отличаются прежде всего по действию голосовых связок. Производство нормального голоса включает вибрацию всех голосовых связок с голосовой щелью, открывающейся сначала в основании и затем наверху. Производство фальцета, с другой стороны, вибрирует только ligamentous края вокальных сгибов, оставляя тело каждого сгиба относительно смягченным. Переход от модального голоса до фальцета происходит, когда основная часть каждых голосовых связок или vocalis мышца, расслабляется, позволяя cricothyroid мышцам протянуть вокальные связки. Уильям Веннард описывает этот процесс следующим образом:

В модальном регистре вокальные сгибы (когда рассматривается со стробоскопом), как замечается, связываются друг с другом полностью во время каждой вибрации, преодолевая разрыв между ними полностью, если только в течение очень короткого времени. Это закрытие отключает убегающий воздух. Когда давление воздуха в повышениях трахеи в результате этого закрытия, сгибы уничтожены, в то время как вокальные процессы черпаловидных хрящей остаются в приложении. Это создает промежуток овальной формы между сгибами и некоторым воздушным спасением, понижая давление в трахее. Ритмичное повторение этого движения создает примечание.

В фальцете, однако, вокальные сгибы, как замечается, уничтожены, и в нетренированных певцах фальцетом постоянное овальное отверстие оставляют в середине между краями двух сгибов, через которые определенный объем воздуха убегает непрерывно, пока регистр занят (певец поет использование голоса). В квалифицированных альтах, однако, слизистая оболочка вокала сворачивает контакт друг с другом полностью во время каждого цикла вибрации. Черпаловидные хрящи проводятся в устойчивом приложении в этом голосовом регистре также. Длина или размер овального отверстия или разделения между сгибами могут измениться, но это, как известно, становится больше в размере, поскольку давление выставленного воздуха увеличено.

Сгибы составлены из упругой и жировой ткани. Сгибы покрыты на поверхности гортанной слизистой оболочкой, которая поддержана глубже вниз внизу самыми внутренними волокнами thyroarytenoid мышцы. В фальцете чрезвычайные перепончатые края, т.е. края дальше всего далеко от середины промежутка между сгибами, кажется, единственные вибрирующие части. Масса, соответствующая самой внутренней части thyro-arytenoid мышцы, остается тихой и неподвижной.

Некоторые певцы испытывают чувство мускульного облегчения, когда они изменяются от модального регистра до регистра фальцетом.

Исследование показало, что не все спикеры и певцы производят фальцет точно таким же образом. Некоторые спикеры и певцы оставляют хрящевую часть голосовой щели открытой (иногда называемый ‘мутационная щель’), и только две трети фронта вокальных связок входят в вибрацию. Получающийся звук, который типичен для многих подростков, может быть чистым и подобным флейте, но обычно мягкий и анемичный по качеству. В других полная из голосовой щели открывается и закрывается в каждом цикле. Во все еще других явление, известное, поскольку, демпфирование появляется с суммой глоттального открытия, становящегося все меньше и меньше, когда подача повышается, пока только крошечный разрез не появляется на самых высоких передачах. Мутационный тип щели фальцета считают неэффективным и слабым, но есть мало информации, доступной об относительных достоинствах и недостатках других двух типов.

Используйте в речи

Способность говорить в рамках регистра фальцетом возможна для почти всех мужчин и женщин. Использование фальцета считают необычным в нормальной Западной речи и чаще всего используют в пределах контекста юмора. Однако использование речи фальцетом варьируется культурой, и ее использование было изучено в афроамериканцах и гомосексуалистах в определенных контекстах. Его использование было также отмечено на американском Юге. Изменения подачи, располагающиеся к фальцету, также характерны для британского варианта английского языка.

Некоторые люди, которые говорят часто или полностью в регистре фальцетом, идентифицированы речевыми патологами как страдающий от функциональной дисфонии. Фальцет также описывает мгновенное, но часто повторяемый, колебания в подаче, испускаемой обоими полами, претерпевая голосовое изменение во время юности. Эти изменения, однако, более очевидны и происходят с большей частотой в мальчиках, чем они делают в девочках. Отказ подвергнуться надлежащему голосовому изменению называют puberphonia.

Миф №2. Фальцет – это какой голос?

Второй миф в чем-то похож на первый. Некоторые считают, что мужчины поют настоящим фальцетом, а женщины – лишь субтоном. Например, так мне говорила преподаватель по вокалу в университете. Я не могла до конца поверить в данное утверждение, чувствуя в своем голосовом аппарате колоссальную разницу между исполнением с субтоном и на фальцетном смыкании! Поверьте, это разные вещи!

Субтон – это звук с намеренным напором выхода воздуха (пение на шепоте)

В этой технике важно не переборщить с объемом выдоха, не форсировать. Субтон иногда даже называют «придыхательной атакой звука»

Потому что это полноценное смыкание связок, просто с достаточным объемом воздуха!

Фальцет – это неполное смыкание связок! В этой технике работают на смыкание только края, а сами связки визуально становятся высокими и длинными.

Читайте нашу статью «Самые лучшие вокальные техники для вашего голоса» >>>

Миф №1: Женского фальцета не существует

Многие считают, что фальцет – это высокий певческий голос у мужчин, а женщины вообще не имеют природной возможности переключаться на него. На просторах интернета можно встретить следующее определение:

«Фальцет (итальянское falsetto, от falso – ложный), самый верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами».

Это распространенное, но устаревшее определение фальцета. Такое мнение бытовало до научных исследований в 1950-1960 гг. Сегодня многие вокальные гуру в педагогике, такие как  Уильям Веннар и Маргарет Грин, активно практикуют обучение женскому фальцету.

Почему же многие считают, что у женщин фальцета не бывает? Дело в том, что так учит итальянская вокальная школа. А ее авторитет неоспорим: сам термин «фальцет» придумали итальянские педагоги. Еще один довод в пользу мужского фальцета: в голосе мужчин этот регистровый переход звучит резче, чем у женщин. И на самом деле: мужской фальцет обычно действительно более мягкий, тусклый по сравнению с женским. Этому способствует множество факторов, особенно анатомических.

На практике профессиональные вокалистки могут сделать этот переход таким образом, что зрителю вообще не отличить на слух: полноценное это смыкание или нет. А вот мужчины делают это очень явно, так что переход хорошо слышен, ведь обертона в их голосе более грубые и низкие от природы!

Последний аргумент в пользу женщин – визуальный

Обратите внимание на работу гортани. Вы увидите, что женщины так же способны переключаться на фальцет

Впрочем, это давно доказано электромиографическими исследованиями нескольких ведущих логопедов и фониаторов. Так что если какой-нибудь преподаватель говорит о том, что у женщин не бывает фальцета, он просто некомпетентен в этом вопросе.

Примечания

  1. ↑ Фальцет //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Иванов А. П. Искусство пения. — М.: Голос-пресс, 2006. — С. 76. — 436 с. — ISBN 5-7117-0124-X.
  3. McKinney, James. The Diagnosis and Correction of Vocal Faults. — Genovex Music Group, 1994. — ISBN 978-1565939400.
  4. Greene, Margaret. The Voice and its Disorders. — John Wiley & Sons; 6th Edition, 2001. — ISBN 978-1861561961.
  5. Richard Miller. National Schools of Singing: English, French, German, and Italian. — Scarecrow Press, 1997. — P. 115.
  6. Miller, Richard. Solutions for Singers: Tools for Performers and Teachers. — Oxford University Press, 2004. — P. 148.

Женский фальцет

И мужчины, и женщины физически способны использовать фальцет. До научных исследований 1950-х и 1960-х гг. было распространено мнение, что фальцет есть только у мужчин. Одно из вероятных объяснений того, почему женский фальцет не замечали ранее, состоит в том, что у мужчин более заметна разница в тембре и громкости голоса между фальцетом и модальным голосом, чем у женщин. Тем не менее, видеосъёмка работы гортани доказывает, что женщины могут пользоваться и пользуются фальцетом. Электромиографические исследования нескольких ведущих логопедов и педагогов вокала также это подтверждают.

Педагоги вокала по-разному отнеслись к появлению научных доказательств того, что у женщин есть регистр фальцета. В настоящее время эти споры существуют не в научной среде, а аргументы против существования женского фальцета не соответствуют современным знаниям о физиологии. Некоторые пионеры вокальной педагогики, например Маргарет Грин (англ. Margaret Green) и Уильям Веннар (англ. William Vennard), быстро приняли результаты научных исследований 1950-х гг. и провели дальнейшие исследования женского фальцета, а также применили полученные знания в обучении певиц. Некоторые другие педагоги, напротив, не признали эту идею, и оппозиция концепции женского фальцета продолжила существовать среди учителей пения долгое время после того, как были получены научные доказательства существования женского фальцета. Так, известный оперный певец и учитель вокала Ричард Миллер (англ. Richard Miller) в своей книге 1997 г. писал, что немецкая школа вокала широко внедрила идею женского фальцета в педагогическую практику, тогда как во французской и английской школах есть как сторонники, так и противники этой идеи, а в итальянской школе пения идея женского фальцета преимущественно отрицается. В своей книге 2004 г. Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от певицы.

Тем не менее, другие писатели предупреждают об опасностях в случае, если женский фальцетный регистр не распознаётся. В частности, Джеймс МакКинни (James McKinney) пишет, что многие юные певицы заменяют фальцетом верхние ноты своего модального голоса. В результате некоторых юных контральто или меццо-сопрано ошибочно идентифицируют как сопрано, поскольку те способны петь фальцетом в тесситуре сопрано.

Звучание и применение

Голосовые складки, схематическое изображение

Процесс фонации фальцетом

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но всё равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоёв ткани в строении голосовых складок.

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» охарактеризовал фальцет следующим образом:

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике» (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин — Алисы Форд в первом случае и Розины — во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса — в расчёте на кастратов, контртеноров и мужских альтов.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

Женский фальцет

Оба пола физически способны звучать в регистре фальцета. До исследований, проведенных учеными в 1950-х и 1960-х годах, было широко распространено мнение, что только мужчины могут производить фальцет. Одно из возможных объяснений этой неспособности быстрее распознать женский фальцет состоит в том, что когда мужчины фонируют в регистре фальцета, происходит гораздо более выраженное изменение тембра и динамического уровня между модальным регистром и регистром фальцета, чем в женских голосах. Частично это связано с разницей в длине и массе голосовых складок, а также с разницей в частотных диапазонах. Тем не менее, кино- и видео-исследования работы гортани доказывают, что женщины могут воспроизводить фальцет, и электромиографические исследования, проведенные несколькими ведущими логопедами и педагогами по вокалу, дают дополнительное подтверждение. Кроме того, существование большого количества женщин- йодлеров на протяжении всей истории ясно демонстрирует женский фальцет.

Хотя научные данные доказывают, что у женщин есть регистр фальцета, вопрос о «женском фальцете» вызвал споры среди учителей пения. Этого противоречия в науке не существует, и аргументы против существования женского фальцета не согласуются с современными физиологическими данными. Некоторые пионеры вокальной педагогики, такие как Маргарет Грин и Уильям Веннард , быстро переняли текущие научные исследования 1950-х годов и продолжили снимать биологический процесс женского фальцета на пленку. Они пошли дальше, включив свои исследования в свой педагогический метод обучения певиц. Другие отказались принять эту идею, и противостояние концепции женского фальцета продолжалось среди некоторых учителей пения еще долгое время после того, как научные данные доказали существование женского фальцета. Знаменитый оперный певец и преподаватель вокала Ричард Миллер в своей публикации 1997 года « Национальные школы пения: английский, французский, немецкий и итальянский языки» указал на то, что, хотя немецкая школа учителей вокала в значительной степени приняла идею женского фальцета в педагогическую практику, существует разделение французской и английской школ и полный отказ от идеи женского фальцета в итальянской школе пения. В своей книге 2004 года « Решения для певцов: инструменты для исполнителей и учителей» Миллер сказал: «Нелогично говорить о женском фальцете, потому что женский фальцет неспособен воспроизводить тембр в верхнем диапазоне, который радикально отличается от его« мецца ». voce ‘или’ voce piena in testa ‘качества «.

Однако другие певцы предупреждали об опасности непонимания того, что у женщин регистр фальцета. МакКинни, который выразил тревогу по поводу того, что во многих книгах по искусству пения полностью игнорируется или замалчивается проблема женского фальцета или настаивает на том, что у женщин нет фальцета, утверждает, что многие молодые певицы заменяют фальцетом верхнюю часть модального голоса. Он считает, что эта неспособность распознать женский фальцетный голос привела к неправильной идентификации молодых контральто и меццо-сопрано как сопрано , поскольку этим типам с более низким голосом легче петь в сопрано- тесситуре, используя свой регистр фальцета.