Литература
Список литературы
- Город Ахматовой. Ленинградская литография 1920-1960-е / Сост. С. А. Грушевская (Бобкова). — СПб: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — 2013.
- Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. XX век (история, феноменология. техники, имена). — СПб.: СПб ГУТД, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-7937-0490-8.
- Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. — СПб.: СПб ГУТД, 2009. — 261 с. — ISBN 978-5-7937-0397-0.
- Галеев И. Ленинградская станковая литография. Довоенный период (до 1941 г.). — М.: Скорпион, Галеев-Галерея, 2009. — 304 с.
- Два века русской литографии. ГРМ. Альманах. Вып. 171 / Вст. Ст. Ек. Климова — СПб: Palace Editions. — 2007.
- Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0717-5
- Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. — АСТ, Астрель, 2004. — 112 с. — ISBN 5-17-022291-2.
- Поляков В. В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с. ISBN 5-94183-005-X.
- Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В. М. Полевой. — М.: Большая Рос. энцикл, 1999. — 448 с. — ISBN 5-85270-314-1.
- Флекель М. И. Русская гравюра XVII-XVIII веков. — М., 1999. — 20 с. — ISBN 5-85952-001-8.
- Алексеева М. А. Гравюра Петровского времени. — Л.: Искусство, 1990. — 20 с. — ISBN 5-85952-001-8.
- Фаворский В. А. Литературно−теоретическое наследие / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Сов. художник, 1988. — 588 с. — ISBN 5-269-00094-6.
- Авторский коллектив научных сотрудников ГМИИ им.А.С.Пушкина. Очерки по истории и технике гравюры, в 14 тетрадях (в одном футляре, сплошная пагинация). — М.: Изобразительное искусство, 1987. — 688 с.
- Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Искусство, 1987. — 368 с.
- Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М.: Искусство, 1977. — 248 с.
- Ковтун Е. Что такое эстамп. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — 94 с.
- Павлов И. Н. Жизнь русского гравёра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 320 с.
- М. Холодковская, Е. Смирнова. Русская гравюра. (Альбом) / Оформление художника Д. Бисти. — М.: Изобразительное искусство., 1960. — 156 л. репр., 20 с.
- Герценберг В. Р. Современный советский эстамп (альбом). М., 1960.
- Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. М., 1953.
- Корнилов П. Е. Офорт в России XVII — XX веков. — М.: Академии художеств СССР, 1953. — 144 с.
- Суворов П. И. Искусство литографии, 3 изд. М., 1952.
- Под ред. Мервольф, Н.Р. Вступительная статья Корнилов П. Е. Русская гравюра XVI — XIX в.в.. — Л.: Искусство, 1950. — 116 с., тир. 5000 экз.
- Коростин А. Ф. Начало литографии в России. М., 1943.
- Кристеллер П. История европейской гравюры. XV—XVIII века. — Л.: Искусство, 1939. — 518 с.
- Павлов И. Н., Маторин М. Т Техника гравирования на дереве и линолеуме. Под ред. М. П. Сокольникова. М.-Л.: Искусство., 1938. — 140 с.,123 рис.,9 цв. вкл.
- Г. А.Х. Н. Графическая комиссия. Заседание 18 яеваря 1928 года. М.: ГАХН, 1928. — 8 с., илл. Тир. 50 экз. .
- Адарюков В. Я. Указатель гравированных и литографированных портретов А.С. Пушкина. — М.: Гравюрный кабинет ГМИИ, 1926. — 36 с.
- Чаянов А.В. Старая Западная гравюра. Краткое руководство для музейной работы. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1926. — 81 с.
- Фридлендер М. Литография (перевод с нем.). С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России. — Л., 1925.
- Фалилеев В. Д. Офорт и гравюра резцом. — М.— Л., 1925.
- Варшавский Л.Р. Очерки по истории современной гравюры в России: Ксилография и линогравюра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М., 1923. — 176 с.Тираж 1000 экз.
- Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. — М.-Пг., 1923.
- Леман И. И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. — СПб, 1913.
- Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. — СПб.: Аполлон, 1912. — 126 с.
- Матвеев Н. — сост. Каталог имеющихся в продаже гравюр и офортов из собрания императорской академии художеств. С иллюстр.на отд.листах. — СПб: тип.т-ва М.О.Вольф., 1907. — 75 с.
- Эстамп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX веков, т. 1—2. — СПб., 1895—1899.
- Вессели И.Э. О распознании и собирании гравюр (пособие для любителей). Пер. С. С. Шайкевича. С двумя таблицами монограм. — М.: тип. М. Н. Лаврова и К, 1882. — 368 с.
- Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии Художеств. — М., 1870.
К способам трафаретной печати относятся вырезной трафарет и шелкография.
Вырезной трафарет характеризуется большим количеством перемычек, предохраняющих трафарет от того, чтобы он не развалился на куски.
Рис. 1. Вырезной трафарет
Шелкография – более распространенный вид трафарета. Его особенность заключается в том, что основа трафарета в шелкографии – это мелкая, обычно шелковая сетка, которая частично заклеивается специальным составом и оставляет свободным лишь рисунок. Далее сетка накладывается на бумагу, заливается краской, которая протекает через ячейки и рисунок готов.
Рис. 2. Шелкография
Второй вид эстампа – высокая печать. Она заключается в том, что поверхность печатной формы гравируют. Краска, нанесенная на печатную форму, не попадает в канавки гравировки и остается на поверхности. К печатной форме прижимается бумага и получается цельное изображение, испещренное белыми линиями.
О значении этого слова
Слово «эстамп» — это русский вариант термина, занесенного к нам из Европы, где он появился еще в 14-15-м веках (по-французски estampe, по-итальянски stampa), и был непосредственно связан с развитием книгопечатания. Эстампом называли гравюрный или какой-нибудь иной оттиск с матрицы (печатной формы) на бумажный лист. Вначале эстамп не являлся самодостаточным видом искусства, а был лишь техническим способом размножения изображений. Причем весьма трудоемким, требующим от исполнителя кропотливости и высочайшего мастерства. Но с тех пор техника эстампа постоянно развивалась и совершенствовалась. Она обрастала неожиданными приемами, принимала новые очертания, и потому сейчас уже не так просто определить значение слова. Эстампы в наше время – это обобщающее название многих видов искусства.
О видах эстампа
Пытаясь понять, что собой представляет техника эстампа, обратимся вначале к истории. Прежде чем изображение распечатывают на бумаге, оно должно быть нарисовано или выгравировано на какой-нибудь основе: дереве, металле и т. д. Первыми стали появляться гравюры на дереве, позднее — на меди. Со временем возникали и прочие разновидности подобных техник. Выпуклая и углубленная гравюра — их технологии различались лишь тем, какому цвету оттиска будут соответствовать углубления на матричной доске. Литография – на плоскую поверхность наносилась краска, и полученный оттиск, как правило, не имел рельефа. В настоящее время эстампы, в зависимости от способа их получения, можно отнести к нескольким видам: высокая и глубокая печать, плоская, трафаретная. Каждый из этих видов, в свою очередь, делится на группы. Поговорим об этом немного подробнее.
К высокой печати относятся:
Рис. 3. Гравюра на гипсе
-
Ксилография – гравюра на дереве. К ней относятся:
Продольная (обрезная) гравюра. Каждая линия с двух сторон вырезается ножом, а середина вынимается специальным резцом. Основа под гравюру – деревянная доска, что усложняет процесс вырезания так как она неоднородна и выступы поперек волокон часто деформируются в процессе изготовления печатной формы. Для этого типа гравировки характерна некая жесткость и скованность линий. Но своя особенная фактура деревянной доски, из которой изготовляется форма, позволяет создать совершенно неповторимый эффект.
Рис. 4. Ханс Бургкмайер. Атака из засады. Ок. 1512 г.
Торцовая гравюра. Больше всего для гравюрной формы подходит дерево самшит. Несмотря на то, что его трудно достать, именно оно самое плотное и лучше всего держит полировку. Гравирование производится стальными резцами разных размеров и профилей. Такие резцы называются штихели. Так же как в гипсовой и обрезной гравюрах, штрихи делаются в тех местах, которые не должны быть пропечатаны. Штихель легко режет во всех направлениях, что позволяет художнику создать разнообразные штрихи, передающие тон, форму и т. д. Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами.
Рис. 5. Вильям Аллен Роджерс. Зазывая покупателей
Линогравюра. Этот вид гравировки получил свое название из-за необычного материала для изготовления гравюрной формы, а именно – линолеума. Такая гравюра немного рыхлая и грубоватая, но она более монументальна, чем другие виды гравировки. Кроме того, она позволяет делать гравюры большого размера.
Рис. 6. Ю.Тышкевич. Весна. 1970.
Цинкография. Также является разновидностью эстампа. Эта техника заключается в том, что на лист цинка наносится рисунок специальным кислоупорным раствором, а промежутки между линиями заливаются кислотой, образовывая канавки. Такая печать отличается от офорта только своим способом.
Рис. 7. А. П. Остроумова-Лебедева. Крюков канал
Гравюра на картоне. Отличительная особенность этого вида эстампа заключается в том, что благодаря малому перепаду толщины, пропечатывается вся поверхность картона – в том числе и углубления. Рельеф в гравюре создается иглой; макетным ножом; с помощью подкладывания или наклеивания сверху кусочков картона; с помощью клея, песка или рельефной пасты; путем наклеивания ткани.
Рис. 8. Сергей Дудко. Тянь-Шань, Памир 2000г.
О шелкографии
Правильным на вопрос «Эстамп, что это такое?» будет и ответ: «Шелкография». Шелкографией, или трафаретной печатью, называют метод воспроизведения текстов или рисунков при помощи печатной формы-трафарета, благодаря которой краска попадает на приготовленный для этой цели материал. Метод, использующий фотоэмульсии, во многом напоминает процесс печати фотографий. В настоящее время трафаретная печать особенно популярна, так как наиболее технологична. Область ее использования практически безгранична: от микросхем до огромных плакатов, от одного экземпляра до многотысячных тиражей. Способ трафаретной печати применим для бумаги и текстиля, для керамики и синтетических материалов. Шелкография идеальна для оформления изделий самых разных форм и предназначений: банки, бутылки, воздушные шары из латекса и др.
Но шелкография имеет не только огромное прикладное значение. Шелкография – это еще и очень интересный вид искусства, который обрел популярность в прошлом веке. К нему обращались даже такие известные личности, как Джексон Поллок и Фернан Леже, Энди Уорхол и ряд других замечательных, не похожих друг на друга мастеров. Они доказали: эстамп – это может быть здорово!