Императивы — это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Императив стабильного развития

Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императиваИмператив стабильного развития имеет и региональные, и национальные, и глобальные аспекты. Он касается непосредственно перспектив развития Российской Федерации в дальнейшем в указанных аспектах. В 1996 г. издали Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором предложили внести на рассмотрение Президента разработать проект Государственной стратегии стабильного развития РФ. Разработка Государственной стратегии стабильного развития России сталкивается вместе с двумя группами проблем, которые являются и практичсско-политическими, и научно-исследовательскими,. Первая группа связывается с состоянием экологического современного кризиса и перспективами разрешения. Дело в том, что кризис одновременно является, как глобальным, так и внутрироссийским. Другими словами, научное, правильное определение сущности кризиса и способов его разрешения возможно только при сбалансированности и учете потребностей и интересов мирового сообщества и потребностей и интересов российского многоэтнического народа, российского общества. В данной связи небезынтересно привести мнение президента Римского клуба Р. Диес-Хохлайтнера: «Концепция стабильного развития будет иметь право на существование лишь тогда, когда полностью будут учтены особенности всех стран, оценены ее перспективы и ресурсы сельскохозяйственного и промышленного развития, проанализированы тенденции мировой торговли, исследуется экологическая жизнеспособность глобальной экономики. Пока не установим гранично допустимый уровень загрязнения и не договоримся о том, как компенсировать ущерб, применяя механизмы влияния, которые находятся в распоряжении мировой общественности, не получится гармоничное и устойчивое развитие мира».

Другая группа проблем не меньше, а, возможно, больше сложная. Идет речь о кризисе глобального распространения в течение нескольких веков такой модели социально-экономического развития, которая базируется на представлениях об эффективности и безусловных преимуществах рыночных капиталистических отношений, необходимости и возможности бесконечного эксплуатирования природных ресурсов, природных богатств, неизбежности разделения мирового сообщества на благополучные, развитые страны («золотой миллиард»), в которых господствует обрабатывающая промышленность, экологически чистое, наукоемкое производство, и слаборазвитые страны, где доминирует экологически «грязные» технологии, добывающая промышленность.

Не секрет, что данную модель экономическо-социального развития в неявной или явной форме поддерживают некоторые видные западные ученых, политических деятелей, представителей транснациональных компаний. И не лишь поддерживают, но через государственные органы определенных западных стран и сквозь некоторые международные организации стремятся всему миру навязать представления, что такая модель — единственно приемлемая, единственно возможная модель стабильного развития в современных условиях.

Категорические императивы

Понятие этих требований в корне отличается от гипотетических. Категорический императив – это выполнение определенного рода условий. Они подразумевают под собой требование того, чтобы человек относился ко всем людям только бескорыстно. При этом в своих отношениях он должен видеть не средство достижения целей, а самоценность, которая абсолютна и самостоятельна. По мнению Канта, любой из нас заслуживает этого, так как человек является образом и подобием Бога. Другими словами, каждый из нас является на земле высшей ценностью.

К сожалению, категорические императивы – это способность, которой природа не смогла в полной мере наделить человека. Именно поэтому для того, чтобы не превратиться в раба своего эгоизма, каждому из нас необходимо постоянно помнить о своем нравственном долге и проводить волевое самопринуждение. Кант доказал, что для этого у человека есть все необходимые качества. Любой из нас не только может, но и должен вести себя в соответствии с условиями категорического императива. При этом, по утверждению мыслителя, каждый из нас стремится не к счастью, а к выполнению своего нравственного долга. Постепенно продвигаясь по этому нелегкому пути, человек попадает на самые высшие ступеньки духовности. Награда, которая его ждет, – чувство собственного достоинства.

Гипотетические императивы

К ним Кант отнес те требования, которые соблюдаются как необходимые условия для достижения поставленных целей. Так, гипотетический императив для человека, который занялся торговлей и желает иметь постоянных клиентов, это честность. Выполнение данного требования, без всякого сомнения, привлечет покупателей. Условие честности для торговца является гипотетическим императивом. Оно позволит получать планируемый доход. В данном случае гипотетические императивы – это не самоцель. Это просто средство, позволяющее успешно торговать.

Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

Гипотетические императивы, в свою очередь, подразделяют на правила умения и благоразумия. К первым можно отнести требования, предписывающие овладеть конкретными навыками, которые необходимы в торговой деятельности. А вот императив благоразумия – это условие честности. При этом оно продиктовано отнюдь не нравственными мотивами. Его исток кроется в прагматических соображениях.

Все поступки, которые человек осуществляет под воздействием гипотетических императивов, Кант относит не к моральным, а к легальным. Они вполне приемлемы и одобряются обществом. При этом они не противоречат задачам и интересам развития цивилизованных отношений.

Принципы Канта

Одна из основных заслуг великого мыслителя состоит в том, что он сумел отделить вопросы, которые касались теоретического и практического разума. Он показал человечеству истинный путь. По его утверждениям, практический разум, указывающий нам на наш долг, не зависит от теоретического разума и значительно шире его.

Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

В центре кантовских рассуждений находится этика. Мыслитель указывал на то, что социальный характер поведения людей регулируют не только правовые, но и нравственные нормы. При этом данные понятия имеют отличия между собой. Состоят они в характере принуждения. Правовая нормативность отличается внешним принуждением со стороны социальных институтов, других людей, а также всего государства в целом. Иначе обстоит дело в нравственности. Здесь принуждение возможно только внутреннее. Оно происходит через осознание своего долга каждым человеком.

Согласно принципам Канта, право публично. Нравственность при этом является внутренней сферой свободного и самостоятельного выбора личности.

Императив в экологии

Другие большие ученые (академик РАН Моисеев И. И. и др.) полагают, что речь должна идти не только о бережном отношении к природе, ее сбережении для будущих поколений, и о всецелом осознании необходимости перехода социума к новому виду эволюции, так называемой коэволюции, то есть гармоничному совместному развитию общества и природы. Моисеев считает абсолютно недостаточными и иллюзорными представления о том, что когда мы научимся окружающую среду не загрязнять промышленными отходами и не разрушать живой мир, то гарантировано будущее наше. Конечно, «сбережение живой природы — условие абсолютно необходимое, однако недостаточное». Ситуация намного серьезнее. Проблема стабильного развития — «это проблема образования новой цивилизации». Мы не знаем, какой эта цивилизация будет, однако мы твердо убеждены, что путь развития при помощи покорения природы, при помощи покорения одних стран другими, одних народов другими, одних людей другими, этот путь фактически исчерпал собственные возможности. Он вызвал современный экологический кризис, кризис социально-экономического развития мирового сообщества. На повестке дня — выработка «стратегии переходного периода к такому состоянию общества и природы, которое мы сможем характеризовать терминами “эпоха ноосферы” или “коэволюция”».

Как видим, концепция Моисеева весьма перспективная, основательная, глубокая теоретически. Она в наиболее масштабной и острой форме ставит задачу осмысления кризиса современной цивилизации и разработки сознательно современной стратегии ее исторического и социального развития.

Мы коротко рассмотрели императив: гипотетический, нравственности, в экологии, экономике, стабильного развития, а также его противоречивость. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Крупнейший мыслитель 18 века

В этике эпохи Просвещения особое место отводится Иммануилу Канту. Труды этого крупнейшего мыслителя 18 века и до настоящего времени оказывают на философию огромнейшее влияние. Духовная ситуация, которая складывалась в обществе того времени, была характерна попытками создать особое течение. Оно должно было представлять собой автономную философию, в основе которой находились только разум и опыт.

Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

Данные пытки привели к тому, что споры мировоззрений предельно заострились. Оказалось, что если использовать только чисто логические рассуждения и опираться на опыт, то выводом может стать как существование Бога, так и его отрицание. Данный подход позволял с одинаковым успехом как доказывать какой-либо тезис, так и полностью отвергать его.

Императивы в экономике

Опасности такого рода для всего человечества в последние десятилетия осознаются уже на уровне правительств, политических деятелей разных стран, международных политических и экономических организаций. Это проявилось в созыве нескольких международных конференций, форумов, встреч руководителей различных стран, на которых обсуждалась сложившаяся ситуация.

Так, Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императивав 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по развитию и окружающей среде на уровне глав правительств и государств, которая указала на появляющиеся перед мировым сообществом проблемы и необходимость устойчивого глобального развития (sustainable development; необходимо сразу заметить, что, с нашей точки зрения, русский перевод данного выражения как «устойчивое развитие» является неудачным. Смысл этого понятия — это самоподдерживаемое развитие, т. е. развитие общества, согласованное с развитием и состоянием природы, окружающей среды, в итоге природа и общество необходимо рассматривать, как единую целостную систему).

Председатель Конференции Президент Бразилии Коллор де Мелло Фернандо так определил цели ее проведения: «Мы собрались, чтобы снабдить прогресс в разрешении общей задачи, которая основана на двух фундаментальных положениях — окружающая среда и развитие. Мы принимаем нравственную обязанность и историческую необходимость сформировать новую модель (развития), в которой благополучие всех и сбережение окружающей среды обязательно были бы синонимами… Мы не можем снабдить экологическую безопасность планеты в несправедливом социально мире».

Императив стабильного развития, его осознание в науке складывали в течение ряда десятилетий. В научной литературе в этой связи называют концепцию ноосферы необходимого отечественного ученого академика Вернадского В. И., известные доклады представителей Римского клуба и определенные течения социально-экономической и философской мысли. Концепция Вернадского имеет общенаучный и философский характер, и суть се, коротко говоря, заключена в следующем: человеческий разум достигает ныне такого могущества, что познавая законы природы, развивая технологию и технику, становится не только геологической, но и социальной силой. Появляются новые формы обмена энергией и веществом меж природой и обществом, углубляется и расширяется биогеохимическое и другое воздействие на природу человека. В итоге биосферу превращают в ноосферу, то есть переходит в высшую, новую стадию. Природа и общество должны и могут рассматриваться в качестве некоторой целостности.

Римский клуб — это объединение некоторых политиков, ученых, общественных деятелей, неформальная организация. В ряде своих докладов в 1970-1980-х гг. его представители доказали, что продолжение прошлой политики неконтролируемого экономического роста губит природу, вызывает истощение природных ресурсов планеты. Данная идея в особенности отчетливо выражена в известном докладе Медоуза Д. «Пределы роста». Авторы доклада наряду с этим доказывали, что ввиду ситуации, которая сложилась в мировой экономике, нужно установить границы экономического развития и роста, в первую очередь не допустить превращения стран «третьего мира» в развитые индустриально страны западно-европейского или североамериканского уровня. Иначе по мысли докладчиков, может случиться глобальная катастрофа ввиду исчерпанности природных — минеральных, материальных, продовольственных и других ресурсов и необратимого поражения природной среды обитания человека.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Нравственные императивы

Жизнь любого человека протекает в стесненных рамках выдвигаемых обществом требований. При этом постоянно происходит утверждение новых нравственных принципов. Например, некоторые допустимые действия в прошлом становятся недопустимыми в сегодняшнем мире. Такие ограничения и есть нравственный императив.

Здесь требования не менее жесткие, чем экологические. Нравственные императивы – это те условия, от которых в решающей степени будет зависеть будущее человечества. Все мы должны осознать, понять и усвоить эти требования. Любой человек принадлежит не только к какой-либо конкретной нации или стране. Он является членом сообщества всей планеты. Для нормального развития цивилизации люди должны иначе относиться к природе. Они обязаны оставить опасную иллюзию главенства над ней. При этом вся жизнь человеческого общества должна быть подчинена законам природы, а также ее морали.

Экологические императивы

Развитие общества напрямую связано с природными условиями. Более спокойный эволюционный период в развитии человечества наблюдался в те эпохи, когда окружающую среду можно было подчинить своим интересам. При этом люди не задумывались о последствиях своей деятельности, о том, что существует ли обратная связь, способная внести необратимые коррективы в их жизнь.

Бывали в истории человечества и кризисы, когда полностью исчерпывались те возможности, которые были приобретены в более спокойные периоды развития. При этом дальнейшее существование цивилизации становилось возможным только при кардинальных изменениях в экологической нише, а также при новой организации общества. Такие периоды были характерны великими переселениями народов, коренной сменой структуры цивилизации и т.д.Императивы - это что такое? определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива

Экологическая опасность, которая подстерегает человечество, очень серьезна. Устранение данной проблемы ставит перед обществом довольно трудные задачи. Для продолжения своей истории человечество должно обязательно согласовывать все виды деятельности с нуждами природы. При этом развитие общества должно идти в одной цепочке с развитием биосферы земли. Данное требование – это экологический императив. Нарушение его условий грозит катастрофическими последствиями.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий