Саксофон

Интересные факты

Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.

42-й президент США Билл Клинтон хорошо владеет теноровым саксофоном, в юности неоднократно выступал в телешоу и хотел связать свою жизнь с карьерой профессионального музыканта.

Создатель одной из самых известных сред разработки (IDE) Паскаля Turbo Pascal и президент фирмы Borland International Филип Кан иногда подрабатывал, играя на саксофоне в ночных клубах. В 1985 году Кан с легкостью истратил почти 50 тыс. долларов на организацию приема, пригласив на него 600 клиентов фирмы Borland и других гостей. По случаю своего успеха (достигнутого в 33 года) он исполнил несколько музыкальных произведений на саксофоне.

Саксофон является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодежных Дельфийских игр России.

В СССР в период критики джазовой субкультуры 40-50-х годов было распространено выражение, приписываемое А. А. Жданову: «от саксофона до финского ножа — один шаг»

История инструмента

Название духового музыкального инструмента саксофон пошло от фамилии его создателя «Sa» и греческого слова «звук». Первый саксофон был создан в конце восемнадцатого столетия, только спустя четыре года его удалось запатентовать.

Начиная с середины 19 века, этот инструмент на постоянной основе используется в духовом оркестре. Он так же является «родным» инструментом джаза и похожих на него музыкальных направлений.

Популярность саксофона обеспечена его специфическим и выразительным звучанием.

С ростом популярности джазовой музыка, производство этого духового инструмента возросло до необычайных высот.

Можно ли достигнуть совершенства?

Дело в том, что идеальная техника игры на саксофоне у каждого профессионального музыканта получается уникальной. Как говорят специалисты, эксперимент – дорога в будущее. Не бойтесь экспериментировать.

Необходимо выработать собственную постановку дыхания и оптимальную работу амбушюра, а также найти нужное положение тела. Всего это можно достичь лишь за годы долгой и упорной практики.

Момент извлечения звука, называемый атакой, бывает трех видов. Атака бывает мягкой, твердой и вспомогательной, в зависимости от силы, с которой язык отводится от мундштука во время исполнения. Саксофонисты помогают себе, имитируя различные слоги во время игры.

Теперь мы выяснили, что игра на инструменте требует не только определенных знаний, но и постоянного труда. Но это действительно стоящее дело, ведь именно мелодии с этим инструментом называют усладой для души. Саксофон – это вместилище разнообразных чувств, которые заставляют человека ощутить себя живым и, вместе с тем, ранимым и романтичным.

Интересные факты

Билл Клинтон играет на саксофоне

  • Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.
  • 42-й президент США Билл Клинтон хорошо владеет теноровым саксофоном, в юности неоднократно выступал в телешоу и хотел связать свою жизнь с карьерой профессионального музыканта.
  • Создатель одной из самых известных сред разработки (IDE) Паскаля Turbo Pascal и президент фирмы Borland International Филип Кан иногда подрабатывал, играя на саксофоне в ночных клубах. В 1985 году Кан с легкостью истратил почти 50 тыс. долларов на организацию приёма, пригласив на него 600 клиентов фирмы Borland и других гостей. По случаю своего успеха (достигнутого в 33 года) он исполнил несколько музыкальных произведений на саксофоне.
  • Саксофон является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.
  • В СССР в период критики джазовой субкультуры 40-50-х годов было распространено выражение, приписываемое А. А. Жданову: «от саксофона до финского ножа — один шаг».

Последние комментарии

19.06.2014 13:40 | Вэл

Статья ни о чем.

01.12.2016 00:11 | jonny

Продам в Москве!Только новые-Б\У нет…..саксафоны  amati buffet cannonball selmer stagg wisemann yamaha — все с офиц. гарантией.
Продам Саксафоны Yamaha-Все Только новое б\у ничего нет- Вышлю в любой город подберем оптимальный вариант Всегда в наличии 8(926)713-62-92
yamaha yas-23 yas-275 yas-475 yas-62 yas-82 yas-87 и др
yamaha ybs-32 ybs-62 ybs-52 и др
yamaha yss-475 yss-675 yss-875 yss-82 и др
yamaha yts-23 yts-275 yts-475 yts-62 yts-82 yts-875 и др

23.10.2017 20:47 | александр

похоже, статьи писались через автопереводчик что ли какой — то? Последняя статья ващще бессмыслица и надо ее расшифровывать. Какие тональности? тем более дополнительные? какие ключи? Сами то читали это? Видимо, имеются в виду дополнительные звуки, находящиеся за пределами общепринятого диапазона. Статья предназначена для начинающих и это вот темный лес для них!
Дополнительные тональности
Большинство современных саксофонов имеют высокую тональность F#, хотя это можно играть без ключа. Все большее число сопрано саксофонов предлагают высокую тональность G, хотя опять, к сведению, можно играть без ключа. Альты Selmer Paris Series III включают C# резонансный ключ для улучшенной четкости среднего С#. Низкая тональность А есть на большинстве современных баритон саксофонов.

Семейство саксофонов

 Саксофон

Баритоновый саксофон

 Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Альтовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Теноровый саксофон B (си-бемоль) Большая нона вниз
Баритоновый саксофон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Басовый саксофон B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Контрабасовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

 Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

 Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

 Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении нотыдо прозвучит си-бемоль).

 Саксофон

Семейство саксофонов от басового до сопранинового

 Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались длясимфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемольсоответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

 Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Литература

  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: Музыка, 1972.
  • Иванов В. Д. Саксофон. Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Саксофон // Современный оркестр. Том 1 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 411—425. — 481 с.
  • Черных А.В. Саксофон // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 93—95. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Саксофон // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 105—106. — 224 с.
  • Саксофон // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 821—822. — 976 с.
  • Sax, Mule & Co, Jean-Pierre Thiollet, Paris, 2004. ISBN 2-914266-03-0
  • R. Ingham, ed. The Cambridge Companion to the Saxophone. — Cambridge, 1998. ISBN 0-521-59666-1.

Строение саксофона

Мундштуки, трости, лигатуры, колпачок тенорового саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме . Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые альтовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.

Трости альтового (слева) и тенорового саксофонов

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Выдающиеся саксофонисты

Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.

XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.

В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес,Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер .

https://youtube.com/watch?v=-88t2-eolpo

Интересные факты

Билл Клинтон играет на саксофоне

  • Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.
  • 42-й президент США Билл Клинтон хорошо владеет теноровым саксофоном, в юности неоднократно выступал в телешоу и хотел связать свою жизнь с карьерой профессионального музыканта.
  • Создатель одной из самых известных сред разработки (IDE) Паскаля Turbo Pascal и президент фирмы Borland International Филип Кан иногда подрабатывал, играя на саксофоне в ночных клубах. В 1985 году Кан с легкостью истратил почти 50 тыс. долларов на организацию приёма, пригласив на него 600 клиентов фирмы Borland и других гостей. По случаю своего успеха (достигнутого в 33 года) он исполнил несколько музыкальных произведений на саксофоне.
  • Саксофон является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.
  • В СССР в период критики джазовой субкультуры 40-50-х годов было распространено выражение, приписываемое А. А. Жданову: «от саксофона до финского ножа — один шаг».

Семейство саксофонов, разновидности

Вообще Сакс сконструировал 14 разновидностей инструмента, но в настоящий момент используется лишь 7 из них.

Саксофон

К ним относятся саксофон-сопранино, саксофон-сопрано, саксофон-альт, саксофон-тенор, саксофон-баритон, саксофон-бас, саксофон-контрабас.

Из представленных разновидностей только три получили широкое распространение. К ним относятся альтовый, теноровый и сопрановый саксофоны. Это своеобразное саксофонное трио, которое задействуется в джазе и классической музыке. Использование баритонового джаза отмечается преимущественно в джазе, в его производных и родственных жанрах.

Диапазон саксофона составляют три регистра: низкий, средний и высокий. Он покрывает две с половиной октавы. Некоторые современные сочинения характеризуются использованием «фальцетного» регистра (который считается выше высокого), достигаемого за счет специальной аппликатуры, которая используется для получения «флажолетных» гармонических звучаний.

Интересные факты

Билл Клинтон играет на саксофоне

  • Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом.
  • 42-й президент США Билл Клинтон хорошо владеет теноровым саксофоном, в юности неоднократно выступал в телешоу и хотел связать свою жизнь с карьерой профессионального музыканта.
  • Создатель одной из самых известных сред разработки (IDE) Паскаля Turbo Pascal и президент фирмы Borland International Филип Кан иногда подрабатывал, играя на саксофоне в ночных клубах. В 1985 году Кан с легкостью истратил почти 50 тыс. долларов на организацию приёма, пригласив на него 600 клиентов фирмы Borland и других гостей. По случаю своего успеха (достигнутого в 33 года) он исполнил несколько музыкальных произведений на саксофоне.
  • Саксофон является одной из основных номинаций в конкурсной программе молодёжных Дельфийских игр России.
  • В СССР в период критики джазовой субкультуры 40-50-х годов было распространено выражение, приписываемое А. А. Жданову: «от саксофона до финского ножа — один шаг».

Техника игры на саксофоне

Фрагмент клапанного механизма альтового саксофона

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, но губы не так сильно подворачиваются, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете, но немного легче сделать амбушюр. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Ни саксофон, ни валторна не являются деревянными инструментами. Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Использует

Сначала теноровый саксофон приобрел популярность в одной из своих первоначальных предполагаемых ролей: военном оркестре . Вскоре после его изобретения французские и бельгийские военные оркестры начали в полной мере использовать инструмент, который Сакс разработал специально для них. Современные военные оркестры обычно включают квартет саксофонистов , играющих E ♭ баритон , тенор, E ♭ альт и B ♭ сопрано . Британские военные оркестры обычно используют только теноровые и альтовые саксофоны, с двумя или более музыкантами на каждом инструменте.

Тенор используется в классической музыке . Это стандартный инструмент в концертных ансамблях и саксофонных квартетах . Также в нем есть сольный репертуар. Тенор иногда используется в составе оркестра в таких произведениях, как « Ромео и Джульетта » Сергея Прокофьева, « Сюита лейтенанта Кидже » и « БолероМориса Равеля . Чарльз Айвз использует тенора в своей Четвертой симфонии . Винсент д’Инди написал для тенора свою оперу « Фервааль» . Лукас Фосс включает тенор в свою Симфонию № 2. База данных репертуара тенорового саксофона была запущена в июле 2012 года.

Большая часть популярности саксофонов в Соединенных Штатах обусловлена ​​большим количеством военных оркестров, существовавших во время Гражданской войны в США . После войны инструменты бывшего военного оркестра попали в руки широкой публики, где на них часто играли госпел и джаз . Работа первого руководителя оркестра Патрика Гилмора (1829–1892) оказала большое влияние; он был одним из первых аранжировщиков, которые противопоставили медные духовые инструменты ( трубу , тромбон и корнет ) язычкам (кларнет и саксофон) в манере, которая теперь стала нормой для аранжировок биг-бэндов.

Широкой публике теноровый саксофон стал широко известен благодаря частому использованию в джазовой музыке. Именно гений-первопроходец Коулмана Хокинса в 1930-х годах отвлек тенор-саксофон от его традиционной роли добавления веса ансамблю и сделал его самостоятельным высокоэффективным музыкальным инструментом.

Многие новаторские джазовые музыканты с 1930-х годов были тенор-саксофонистами. Сильный резонансный звук Хокинса и его последователей контрастировал с более легким подходом Лестера Янга и его школы. В годы бибопа наиболее заметными теноровыми звуками в джазе были звуки четырех братьев в оркестре Вуди Германа , включая Стэна Гетца, который в 1960-х годах добился большого успеха, играя бразильский звук босса-новы на тенор-саксофоне (не забывая Джона Колтрейна , Декстер Гордон и Сонни Роллинз ). В последние годы тенор по-прежнему пользуется большой популярностью у поклонников мягкой джазовой музыки, его играют такие исполнители, как Кирк Уолум , Ричард Эллиот , Стив Коул и Джесси Дж . Саксофонисты Рон Холлоуэй и Карл Денсон — два основных сторонника тенора на сцене джем- бэндов.

Благодаря своей известности в американском джазе, этот инструмент также широко известен и в других жанрах, и было сказано, что многие инновации в американской музыке были изобретены тенор-саксофонистами. Тенор широко используется в ритм-н-блюзе и играет важную роль в рок-н-ролле и современной рок-музыке, а также в афроамериканской , латиноамериканской , афро-карибской и африканской музыке.

Строение саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трех частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из черного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания. Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для ее изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжен сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Саксофоны имеют либо конструкцию с ребрами, либо без, самые современные инструменты – с ребрами. Это относится к тому, каким образом ручки, выступающие над корпусом для удержания клапанов, прикреплены к корпусу. Отдельно ручки прикреплены к пластинам или латунным листам с помощью высокотемпературной пайки. Эти ребра затем прикрепляются к корпусу саксофона с более низкой температурой припоя. Ребра укрепляют связь между клапанами и корпусом, помогая сохранить настройку инструмента как можно дольше. Студенческие саксофоны и старинные духовые американского производства традиционно неребристые. Это тоже имеет свои преимущества: инструмент становится немного легче и удобнее для обучения.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Альтовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Теноровый саксофон B (си-бемоль) Большая нона вниз
Баритоновый саксофон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Басовый саксофон B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Контрабасовый саксофон Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F, эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Классические композиции

Альтовый саксофон имеет большой классический репертуар, который включает соло с оркестром и фортепиано. Среди наиболее известных композиций: «Короткий концерт альтового саксофона и одиннадцати инструментов» Жака Ибера и «Концерт ми-бемоль мажор» Александра Глазунова.

Жорж Бизе включил его в Менуэт Второй Сюиты «Арлезианки». Рихард Штраус в своей симфонии «Domestica» включил партию для четырёх саксофонов (альтовый в том числе).

Дмитрий Шостакович использовал соло альт-саксофона в «Сюите для эстрадного оркестра № 2», «Сюите № 1» и «Сюите № 2».

Сергей Рахманинов в «Симфонических танцах» включил соло альтового саксофона в первой части сюиты.

Альбан Берг в своих поздних оркестровых произведениях также уделял внимание этому инструменту: «Скрипичный концерт», опера «Лулу» и прочие композиции.

У Джорджа Гершвина в произведениях «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже» альтовый саксофон звучит органично и ярко.

Дариус Мийо в своем одноактном балете (концерте-симфонии) «Сотворение мира» представил альт-саксофон во всех его красках: от классического звучания в «Увертюре», до джазовой фуги в исполнении контрабаса, тромбона, саксофона и трубы во второй части «Хаос до сотворения» (Le chaos avant la création) (фр.).

История

1841 год

Созданная им металлическая змеевидная конструкция с мундштуком и специальной системой клапанов была показана на выставке.

1844 год

Ознаменовался первым участием саксофона совместно с иными духовыми инструментами в композиции, которую продирижировал композитор-француз Гектор Берлиоз.

Декабрь — саксофон впервые становится частью состава оперного оркестра.

Начало XX века

Новый виток в истории инструмента, вновь начавшего стремительно набирать популярность.

Сегодня саксофон в современном джазе, наряду с прочими инструментами, является ведущим, а классическим музыкальным композициям он придает глубокое звучание.

Кто может стать саксофонистом

Стоит заметить, что игра на саксофоне является довольно сложным занятием, требующим высоких нагрузок на органы дыхания и музыкальную грамоту.

В данном разделе статьи дадим описание важных качеств, требуемых для музыканта, играющего на саксофоне. К ним относят:

  • Хороший музыкальный слух и творческое начало;
  • Знание нотной грамоты;
  • Стремление к постоянному самообразованию и получению знаний;
  • Отсутствие страха публичных выступлений;
  • Целеустремленность и напористость;
  • Умение работать в команде;
  • Коммуникабельность;
  • Хорошая физическая форма, здоровые органы дыхания.

Данная профессия не подойдет людям с заболеванием легких, хронической бронхиальной астмой и другими болезнями, сопровождающимся одышкой.

Если противопоказаний нет и все вышеперечисленные условия соблюдены, то стоит рассказать, чем занимается саксофонист, выполняя свою работу.

Требования к музыканту

СаксофонДля того чтобы стать профессиональным музыкантом и освоить профессию саксофонист, следует:

  1. постоянно развивать у себя музыкальные и творческие способности;
  2. стремиться приобретать новые знания, умения и навыки;
  3. отрабатывать как новые, так и хорошо известные пьесы, добиваясь высокого мастерства их исполнения;
  4. участвовать в выявлении новых одаренных детей, которые готовы проходить обучение по классу саксофон, проводить их подготовку.

Кроме того, специалист должен будет:

  1. развить у себя интерес и любовь к классической и современной эстрадной музыке, а так же к непосредственному музыкальному творчеству;
  2. работать над развитием музыкальных способностей, таких как: слух, память, ритм;
  3. учиться использовать эмоциональную сферу и музыкальность, артистизм для качественного исполнения произведений;
  4. доводить до совершенства знание музыкальной грамоты;
  5. вырабатывать автоматизм в исполнении, как в оркестре, ансамбле или сольно;
  6. постоянно совершенствовать свою технику исполнения;
  7. стремиться уже на начальной стадии разучивания, понять, замысел композитора;
  8. стремиться побороть возникающий страх публичных выступлений. Если такой имеется.

Техника игры на саксофоне

Фрагмент клапанного механизма альтового саксофона

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, но губы не так сильно подворачиваются, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете, но немного легче сделать амбушюр. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Ни саксофон, ни валторна не являются деревянными инструментами. Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Литература

  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: Музыка, 1972.
  • Иванов В. Д. Саксофон. Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Саксофон // Современный оркестр. Том 1 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 411—425. — 481 с.
  • Черных А.В. Саксофон // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 93—95. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Саксофон // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 105—106. — 224 с.
  • Саксофон // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 821—822. — 976 с.
  • Sax, Mule & Co, Jean-Pierre Thiollet, Paris, 2004. ISBN 2-914266-03-0
  • R. Ingham, ed. The Cambridge Companion to the Saxophone. — Cambridge, 1998. ISBN 0-521-59666-1.

Выдающиеся саксофонисты

Основная статья: Проект:Музыка/Списки/Список саксофонистов

Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.

XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.

В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер.