Джихад

Условия для призыва к реальной борьбе

Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:

  • Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
  • К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
  • Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.

Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.

Роль главнокомандующего выполняет правитель страны – никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Награда совершающему джихад

Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной. Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником). Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.

Материальная награда – это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий

В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника

Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу – грабительский набег, не содержащий духовного контекста.

Что такое Джихад

Джихад – это арабское слово, которое используется для обозначения борьбы и стремления к тому, чтобы стать лучше в духовном плане. Джихад иногда называют шестым столпом ислама, поскольку все мусульмане верят, что именно следуя данной концепции, они выглядят более достойными в глазах Аллаха.

Что такое джихад в исламе и его связь с терроризмом.

Джихад также воспринимается как священная война от имени ислама. Это значение, тесно связанное с религиозным терроризмом. Согласно экстремистским позициям, жертвовать своей жизнью за ислам считается джихадом. Кроме того, защита ислама от захватчиков путем войны определяется тем же термином.

Это последнее значение вызывает споры, а иногда и страх у тех, кто не является мусульманином. Все дело в том, что понятие джихада имеет массу различных трактовок, в частности огромное количество таких определений несут в себе радикальный и экстремистский характер. Хотя, по сути, согласно утверждениям авторитетных теологов в области ислама: Джихад – это личное сражение с собственными пороками, которое должно сделать человека лучше. К сожалению не все приверженцы ислама разделяют данную концепцию и воспринимают письмена слишком буквально. В результате мы и получаем жуткие террористические акты.

Аналогии с христианством.

Следует отметить, что в христианстве существует своя концепция подобная джихаду. Она заключается в идее войны между плотью и духом. По словам многих христиан, такие вещи, как похоть, жадность, обжорство и стремление к власти, должны быть усмирены, чтобы идти по пути Христа.

Джихад

Разногласия по поводу джихада

Между исламскими учеными и теологами существуют интенсивные дебаты относительно целесообразности джихада, практиковавшегося в ходе реальной войны. Некоторые осуждают все виды насилия, которые не являются непосредственно самообороной. Другие считают, что джихад с мечом — это приемлемый и почетный способ защиты собственной свободы и религии.

Самые умеренные исламские ученые и религиозные лидеры осуждают джихад, который нацелен на убийство невинных людей, как это принято в террористических актах. Тем не менее, ислам действительно пришел к власти через насильственный джихад форме битв и завоеваний. Золотой век Османской империи не мог быть достигнут без джихада меча, поскольку он позволил исламу контролировать многочисленные страны.

Джихад в Священном Писании

Джихад

Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман – это несокрушимая опора в их жизни (2:256).

«Священная война» в современном мире

Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.

Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии — прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад — это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха — обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.

Джихад в Священном Писании

Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман — это несокрушимая опора в их жизни (2:256).

Какие рамки имеет война в исламе?

В правилах ведения военных действий, согласно исламскому праву, выделяются четыре принципа:

1. Военная необходимость

Сила должна применяться до той поры, пока не разрешится проблема, из-за которой и возник конфликт; чрезмерное использование оружия запрещено.

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (2:193)

2. Различение

Применение силы в отношении не воюющей части населения недопустимо.

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (2:190)

3. Пропорциональность

Наносить вред в ходе военной кампании можно ровно в той мере, в которой мусульмане сами претерпели в результате нападения со стороны противника, чрезмерное применение силы и нанесение ущерба запрещены.

«Если вы подвергнете их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас» (16:126)

4. Гуманность

Этот важнейший принцип проистекает из предыдущего аята, а также сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). После завоевания Мекки Посланник Всевышнего (с.г.в.) объявил амнистию всем мекканцам, несмотря на то, что те творили издевательства в отношении мусульман и всячески препятствовали распространению подлинного единобожия. Уважение должно также проявляться и по отношению к погибшим в ходе военных столкновений противникам.

Таковы общие правила, касающиеся ведения боевых действий мусульманами. Тем не менее, необходимо помнить, что мирное сосуществование всегда лучше конфликта. Наш Создатель в Своей Книге весьма красноречиво выделяет этот момент:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (8:61)

В свете всего вышесказанного, естественно, ни в коем случае нельзя рассматривать самоподрывы и другого рода террористические акты в качестве какого-то особенного проявления «борьбы на пути ислама». Подобного рода утверждения ничто иное, как провокация, которая имеет своей целью представить мусульман как гнусных преступников, что не имеет с реальностью ничего общего. Ислам является религией, исповедующей гуманизм во всех сферах, в том числе и тех, где приходится решать проблемы силой, о чём убедительно свидетельствует этот текст. Нельзя ни в коем случае позволять провокаторам спекулировать на теме насилия, которое в исламе рассматривается в качестве недопустимой манеры поведения. Это касается применения силы в отношении как других людей, так и самого себя.

Дополнительные материалы для чтения

  • Hashami, Сохель., редактор Просто войны, священные войны и джихад: христианин, еврей, и мусульманские Столкновения и Обмены (издательство Оксфордского университета; 2012) 434 страницы
  • DeLong-Bas, Natana (2010). Джихад: Оксфордские библиографии гид исследования онлайн. Издательство Оксфордского университета
  • Djihad в: энциклопедия ислама
  • Альфред Морэбия, Le Ğihâd dans l’Islâm médiéval. «Le сражаются с sacré» des происхождение au XIIe siècle, Албин Мишель, Париж 1 993
  • Рудольф Питерс: джихад в классическом и современном исламе
  • Никола Мелис, «Трактат Hanafi на восстании и ğihād в османском возрасте (XVII c.)», в евразийских Исследованиях, Istituto за l’Oriente/Newham Колледж, Кембридж Неаполя цыган, Том II; Номер 2 (декабрь 2003), стр 215-226.
  • Рудольф Питерс, ислам и колониализм: доктрина джихада в современной истории, «Религия и общество», мутон, Гаага 1 979
  • Мухаммед Хэмидалла: мусульманское поведение государства
  • Мухаммед Хэмидалла: поля битвы пророка Мухаммеда
  • Джон Келсей: просто война и джихад
  • Кремень для высекания огня Reuven: джихад. Происхождение священной войны в исламе
  • Хэдия Даджани-Шакил и Рональд Мессир: джихад и его времена
  • Маджид Каддури: война и мир в законе ислама
  • Единое время Hizb Тахрир: Обязательство джихада в исламе
  • Хасан аль-Банна: джихад
  • Сеид Катб: этапы
  • Бернард Льюис: политический язык ислама
  • Сухас Маджумдар: джихад: исламская доктрина постоянной войны; Нью-Дели, июль 1994
  • Джавед Ахмад Гамиди: Мизан
  • Заид Шакир: джихад не Бесконечная Война
  • Амуры Biancamaria Scarcia, Tolleranza e guerra Санта nell’Islam, «Scuola aperta», Sansoni, Фиренце 1 974
  • J. Тернер Джонсон, идея священной войны в западных и исламских традициях, Pennsylvania State University Press, университете парк, Пенсильвания 1 997

Отличия газавата от джихада

Относительно соотношения обоих видов священной войны в исламе существует две основные точки зрения. Одни исследователи считают, что газават – это фактически синоним малого джихада. Сторонники такой позиции уверены, что газаватом может считаться та война, которая ведётся с соблюдением всех правил джихада. В данном случае газават действителен только в том случае, если мусульмане вынуждены вступить в вооруженную борьбу по причине вторжения извне иной угрозы. Фактически в данном случае титул «гази» приравнивается к титулу «муджахид» и несёт в себе исключительно благое.

Другие учёные полагают, что сущность газавата близка к джихаду, но все же имеет некоторые отличия. Во-первых, джихад в данном случае выступает как более возвышенное деяние, совершая которое человек руководствуется исключительно благими намерениями. Газават также считается благим делом, но в меньшей степени, нежели джихад. Это объясняется тем, что джихад осуществляется на пути Аллаха, и муджахид защищает своих братьев и сестёр по вере. В случае с газаватом человек может сражаться в интересах своей Родины или своего народа, что также благо, но уже в меньшей степени.

Вторым отличием газавата от джихада служит источник принятия решения. Перед тем, как вступить в вооружённую борьбу, руководство племени, города или государства должно вынести соответствующее решение. Принятие решения о начале джихада возлагается исключительно на высшее духовное лицо, каковым может быть верховный муфтий, шейхуль-ислам или иной священнослужитель высшего ранга. Это объясняется тем, что именно духовный лидер, обладая большими знаниями в области религии, способен адекватно оценить возможность и необходимость начала вооружённой борьбы. Решение об объявлении газавата может принять не только духовное лицо, но и светский правитель. Исторически эта точка зрения подкрепляется конкретными примерами, когда вожди племён или ханы отдельных государств объявляли газават своим врагам.

Брачный джихад

В Сирии появилось новое понятие — «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду — «священной войне».

Цели

По мнению историка ислама Даниэля Пайпса, «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что, согласно идеологии джихада, разрешается вести только защитные военные действия или что джихад является всецело ненасильственным движением».

Джихад в исламизме

Основные статьи: Исламизм и Исламистский терроризм

Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама.

Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом»

По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами». Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира.

Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части — «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад.

В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом, являющимся важнейшим источником международного терроризма

Малый джихад

Слово «Джихад», обозначающее буквально «усилие, направленное на достижение определенной цели», часто переводится на европейские языки как «священная война»

Однако его первое и важное значение — «усилие, направленное на самого себя» с целью следования по пути Бога. Наиболее полным переводом этого термина представляется выражение «усилие на дороге Бога».
Некоторые комментаторы выделяют великий джихад и малый джихад

Под великим джихадом понимается духовное самосовершенствование, постоянное борение против греха, ежедневные усилия мусульманина в соблюдении чистоты духа и отвержении зла. Великий джихад требует больших усилий и считается очень трудной задачей.
Малый джихад включает миссионерскую деятельность и вооруженную борьбу против неверных, тирании и гнета.

Духовное истолкование получил джихад в суфизме.
По мнению шиитов-двунадесятников, о священной войне не может идти речи до возвращения на землю скрывшегося имама.

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат — свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

История Джихада

Первый раз, когда был объявлен Джихад, упоминается в VII веке во время войны Мухаммада против Мекки и всех ее жителей, которые не приняли ислам. Также эта война была направлена на истребление иудеев живших в Медине. Уже в это время Джихад толковался как война против неверующих (не мусульман).

Иллюстрированный портрет пророка Мухаммада

После смерти Мухаммада были сформулированы основные принципы Джихада, которые делили весь существующий мир на три части:

  • территория Ислама;
  • территория войны против других государств, исповедующих другие религии;
  • территория договора, которая включала в себя государства платящие дань и признавшие превосходство Ислама.

Использование термина

Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:

Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности, выделяют следующие:

  • Джихад на поле боя («джихад руки»). Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
  • Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
  • Военный джихад (газават) («джихад меча»). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
  • Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
  • Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
  • Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.

Анализ текстов, принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде, показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий