Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Понятие, определение менталитета

Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.

Что же такое менталитет:

  • ценности, убеждения, установки личности;
  • нормы, идеалы;
  • когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
  • культурный, личный опыт;
  • жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
  • представления о мире, своем месте в нем.

Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.

Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.

Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.

Точки зрения

Карл Юнг рассматривал коллективно-бессознательное начало независимо от психологических архетипов. Но формы социального сознания неразрывно связывал с историческим контентом и общественными движениями.

«Анналы»

В 20 веке, в свою очередь, гуманитарная наука рассматривала интеллектуальное начало человека и общества в рамках классического рационализма 19 века. Она, отождествляя сознание со сферой знаний и научного развития, формировала однозначное представление о ментальности. Гуманитарий четко разграничивал менталитет от принадлежности к одной главенствующей родительской цивилизации других культур и линейного видения истории.

Центральным вопросом стал внутренний мир человека, его потребность в социальном общении и принадлежности к группам. Сама же ментальность есть средство анализа. Такое представление было заложено в 1930-х годах учеными Франции, создав свой журнал «Анналы». Основы исторической антропологии они разработали в «новой исторической науке».

Основополагающий термин встречается в работах Р. Эмерона 1856 года, но многоплановость и устойчивое развитие продолжает М. Пруст, занеся слово «ментальность» в неологический словарь. Л. Леви-Брюль исследовал два типа ментальности в своей работе «Первобытное мышление» – логический и дологический. Он подчеркивал несоразмерное отличие различных племен Австралии и Африки в русле европейской рациональности. Исследования Ж. Лефевр проводил в 1789 в рамках массовой паники французских деревень. Он рассматривал психологические и социальные моменты в один комплекс биологической обусловленной константы.

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людейВ манифесте «Новых Анналов» участвовали З. Барбу, И. Майерсон, А. Баллон, Ш. Блондель. Л. Февр в 1946 году на основании их работ отрицает бессознательную связь внутри групп, считая само сознание источником формирования истории и самой личности. Ментальность представляется как общая система ценностей, поведения, разума и ощущений. Внутри целого Февр обнаруживает противоречие двух составляющих ментальности – продуцированного и сопротивляющегося движений, необходимые для развития целого.

Другая точка зрения

М. Б. Туровский обобщил в философии понятие «ментальность пространства». В этом направлении человек является субъектом, опираясь на надындивидуальный фундамент общего информационного поля. Этот ментальный фон интегрирует в себя все, что когда-либо было создано обществом. Используя это понятие, Туровский объясняет истинную природу ограниченности человека.

Кармическая связь: признаки

    • необъяснимое доверие к незнакомому человеку может быть признаком кармической связи. Возникает ощущение, что вы сто лет знакомы, хотя встретились совсем недавно. В прошлых воплощениях вы могли быть супругами, родственниками, врагами, друзьями и пережили сильные эмоции. Сейчас встретились, чтобы разрешить вопросы, с которыми не справились;
    • стремительное развитие отношений, сильная тяга Возможно вы переживали такой опыт: вы видите человека и, словно, встречали его когда-то. Но откуда вы его знаете, понять невозможно. Неконтролируемое притяжение… Вас тянет друг к другу, словно магнитом и хочется быть вместе. Если вы не вместе, то это вам мешает. Если вместе – то наоборот может помогать;
    • сильный накал эмоций – ревность, страсть, бесконечное выяснение отношений. Встреча с кармическим партнером всегда вызывает неоправданно сильные эмоциональные всплески. Признак кармической связи, когда в его присутствии вы не в состоянии контролировать свои чувства, реагируете излишне горячо или, напротив, впадаете в ступор. В спорах и конфликтах никто не хочет уступать. Здесь нет диалога, компромисса. Но оборвать связь никто из двоих не решается;

Хотите освободиться от разрушительных моделей поведения, понять что их запускает, освободиться от устаревших программ и принять дары? Бесплатный МК + медитация освобождения от мешающих моделей поведения. Сделайте ваши отношения ИСЦЕЛЯЮЩИМИ Станьте легкими, открытыми, искренними.

фатальность Бывают ситуации, когда люди вроде и хотят быть вместе, но не могут ужиться. В результате десятилетиями расходятся и сходятся снова. Могут притягиваться партнеры с большой разницей в жизненном опыте, ценностях и интересах. И даже если вместе им сложно, то и врозь так же тяжело;

тирания, агрессия, разные формы домашнего насилия связаны с комплексом вины, состоянием жертвы, жаждой мести. Отношения больше похожи на испытания. Страдая, пытаясь расстаться, судьба невероятным образом снова сводит вас. Случай из практики: партнеры начинают друг друга  терроризировать. Начинаются претензии: почему ты общаешься со мной как с подчиненным? У нее есть внутри ощущение что он должен

Где то очень глубоко…

большая разница в возрасте Не важно кто из двоих моложе – мужчина или женщина. Часто несмотря не стремление обоих партнеров разорвать такие отношения под давлением социума, не получается

Они все равно продолжают поддерживать связь на энергетическом уровне;

  • сны Если вы уже расстались или даже партнер умер, он продолжает сниться, напоминая о себе;
  • отсутствие детей в браке По каким то причинам род не хочет продолжаться в этих отношениях. Такие отношения предназначены для обдумывания личных черт характера двоих. Часто если пара усыновляет ребенка , то у них рождается общий. Или, если “грамотно” вел себя только один партнер, то жизнь наградит его «плодовитым» супругом;
  • зависимость Вы были самодостаточной личностью, но как-будто потеряли часть себя. Когда начались отношения с партнером, стали зависимы от мнения и решений. И ваше состояние оставляет желать лучшего. Вы можете быть друг другу обязаны. Присутствует внутреннее непонятное ощущение.
  • отсутствие свободы Вместо того, чтобы увидеть в друг друге мужчину и женщину, они подсознательно переносятся, например как случай из практики,  во времена инквизиции, когда были ведьмой и палачом. Нет осознанности, просто срабатывает карма.

Если вы обнаружили у себя от трех перечисленных признаков, вероятно у вас есть кармические уроки. Пока вы не отработаете свою карму, у вас все это будет продолжаться.

Плюсы и минусы кармических связей:

Плюсы Минусы
Легкое узнавание Неосознанный подтекст “долга”
Быстрое сближение Сильная тяга
Понимание с полуслова Запрограммированное будущее
Сильная тяга Отсутствие свободы
  Предвзятость в отношениях

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Наглядные примеры

Что такое ментальность на простых примерах.

  1. В России в начале каждой весны празднуют Масленицу: в течение недели пекут блины, затем устраивают гуляния, в процессе которого сжигают чучело, что символизирует проводы зимы. В Индии об этом знать не знают и, возможно, ее жители покрутили бы у виска, услышав о такой традиции.

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Русские перроны заполнены людьми, которые прощаясь, обнимаются и целуются. Во Франции такое поведение на железнодорожных вокзалах строго запрещено – можно даже штраф схлопотать. А все из-за того, что некогда их перроны были очень узкими, и обнимающиеся мешали движению других.
Если к вам придут в гости, то, скорее всего, в знак гостеприимности вы предложите им чай с чем-нибудь вкусненьким, а может и накроете богатый стол с чем покрепче. В Китае кружку чая гостю подают вместо слов «А не пора ли вам домой?» Вот что значит разная ментальность.

Русская ментальность по И. И. Ильину

Что касается российского менталитета, то о нем очень хорошо сказал русский философ и публицист, деятельность которого пришлась на первую половину XX века, Ильин Иван Александрович. Он писал о том, что русская культура в первую очередь держится на сердце и чувствах, на созерцании, на свободе совести. За ними следуют воля, правовое сознание, осознанная мысль.

Таким образом, русский народ является народом совести и сердца. И в этой последовательности кроется источник всех его достоинств и недостатков. В отличие от западного человека, в основе русской натуры – доброта и мечтательность, терпение, достоинство и простота. Дав такую характеристику русскому менталитету, Ильин в полной мере раскрыл его глубинную сущность.

Особенности национального образа мысли

Стереотипы о национальном мировоззрении, пожалуй, относятся к числу самых популярных. Вспомните, сколько анекдотов придумано про эстонский, американский, русский или немецкий образ мысли. Давайте рассмотрим ментальные особенности некоторых наций.

Англичане

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Особенности английского образа мысли:

  • самоирония;
  • самоуважение;
  • исполнительность;
  • активность;
  • строгость в воспитании детей;
  • решительность;
  • стойкость;
  • способность бросать вызовы судьбе и себе, держать удар, проигрывать;
  • сдержанность.

Французы

Особенности французского мышления:

  • остроумие;
  • красноречие;
  • неконфликтность;
  • повышенный контроль над эмоциями;
  • скрытность в отношении личной жизни;
  • утонченность.

Испанцы

Особенности мировосприятия испанцев:

  • индивидуализм;
  • гордость;
  • обостренное чувство справедливости;
  • чувство чести, патриотизм;
  • открытость;
  • жизнь по принципу «здесь и сейчас».

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительныхструктур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Что влияет на формирование взглядов

Мировоззрение личности формируется под влиянием нескольких факторов:

  • СМИ;
  • социальные институты (семья, школа);
  • значимые близкие, окружение;
  • книги, ТВ, журналы, прочее;
  • культура, состояние общества;
  • наследственность, в том числе общественное наследие.

Проще говоря, менталитет формируется под влиянием воспитания и образования (специально организованных или стихийных), а также на генетическом уровне. Сама личность тоже участвует в создании, коррекции мировоззрения. Зависит это от силы воли, психологической устойчивости, способности к самообразованию (саморазвитию, самосовершенствованию).

Формирование менталитета начинается в три года и заканчивается к шестнадцати годам. Но в дальнейшем происходят постоянные изменения (как минимум под влиянием личного опыта человека). Изменить образ жизни и мысли можно в любом возрасте. Стоит лишь захотеть.

Менталитет в исторических, религиозных и научных источниках

Рассуждения о том, что у отдельных народов имеются свои специфические социально-психологические особенности, присутствуют ещё в трудах Плиния и Геродота. Дополняет картину также художественная литература того времени, в которой был очень популярен сюжет путешествий по далёким странам. В таких произведениях всегда очень подробно описывались культурные особенности разных народов (реальных и вымышленных) и недоразумения, возникающие из-за этих особенностей.

Немало информации современные исследователи черпают также из религиозных книг – Библии и Корана. Библия подробно описывает исторические сюжеты, по которым можно судить о бытовавших в разные времена обычаях, моральных и этических нормах

В Коране большое внимание уделяется ценностям, культурным и духовным принципам, которых должны придерживаться мусульмане

В 18 веке исследованием особенностей поведения, свойственных отдельным народам и нациям, занялся шведский естествоиспытатель Карл Линней (он больше известен как автор единой системы классификации животных и растений). Он стал первым, кто решил разобраться, что такое менталитет с научной точки зрения. Примерно тогда же появилась этнопсихология – новая наука, изучающая «душу народа» и «национальный характер».

Термин «менталитет» (mentality) ввёл в научный обиход французский философ, антрополог и этнолог Люсьен Леви-Брюль. Значительную часть своей научной карьеры он посвятил изучению австралийских аборигенов и папуасов, сохранявших на тот момент первобытно-общинный строй. Результаты данного исследования он изложил в книге «Первобытный менталитет», в которой описывал, какие специфические черты присущи представителям разных племён.

Но по-настоящему популярным термин стал с подачи «Школы Анналов» – французского исторического сообщества, основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром. Они определяли менталитет как черту характера, которая есть и у рядового солдата, и у короля Франции. Это определение подчеркивало, что данная черта является коллективной, но проявляется у каждой личности.

В дальнейшем тема менталитета интересовала самых выдающихся психологов 19-20 веков: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и других. Сегодня данная тема также активно изучается в социальной психологии, культурологи, истории, этнологии и других науках.

Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.

Между кем образуются самые сильные узы

Астральная связь между людьми на уровне подсознания возникает только между очень близкими людьми:

  • родителями;
  • детьми;
  • влюблёнными.

Подобные же отношения можно наблюдать между друзьями, особенно если у них много общего и очень многое пережито вместе. Часто подобные отношения носят название ментальных объятий. Они крайне важны в жизни людей

Поэтому сегодня исследованиям в этой области уделяют огромное внимание

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Согласно тантрическому учению, когда мужчина встречает женщину, между ними начинается обмен энергией.

Мужчине от природы свойственно заряжаться энергией сверху (идейная), а женщине – снизу (энергия силы). Чтобы воплотить идею в жизнь, мужчине необходимо «зарядиться» женской силой. А женщина, так как она представляет собой «банк» энергии, не способна расходовать её для действия, а только отдаёт, ведь получает необходимую ей разновидность энергии только в процессе взаимодействия с мужчиной.

Между сильным и слабым полом всегда происходит обмен энергиями. Как только мальчик появился на свет, у него уже есть мать, вдохновляющая его, дарящая ему свою материнскую любовь. Потом он встречает свою первую, вторую любовь, симпатичную сотрудницу на работе – во всех представительницах прекрасного пола мужчина стремится найти тот самый источник энергии, наполнившись силой из которого он сможет успешно реализоваться в жизни.

Затем, когда между мужчиной и женщиной завязываются любовные отношения, женщина отдаётся (не только в физическом плане, но и заботясь о своём любимом, морально и интеллектуально), а мужчина, получая женскую силу, способен создавать и совершать активные действия в жизни.

С этим всё понятно, но это только начальная стадия, во время которой энергия ещё не перетекает, потому что не происходит сам обмен. Наполнившись необходимой женской силой, позволяющей ему воплощать свои идеи, мужчине следует возвратить женщине энергию (в виде подарков, финансовой заботы, физической помощи), в таком количестве, чтобы вдохновить свою даму на последующую отдачу.

И такое взаимодействие постоянное.

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Эмоциональная связь с человеком

Если вы соглашаетесь поддерживать отношения, несмотря на отсутствие в них даже намека на эмоциональную связь с человеком и взаимопонимание – вы добровольно соглашаетесь на страдания и недовольство жизнью. Потому что скорее всего, ничем хорошим такие отношения не закончатся.

Даже если вашему партнеру сложно или не хочется строить с вами эмоциональную связь, он все равно захочет от вас вовлеченности в отношения. Человек хочет видеть, что его любят и понимают, даже если он не готов для этого палец об палец ударить. Со временем, скорее всего, очень быстро, вы почувствуете, что такие отношения не способны вас удовлетворить. Все общение и взаимодействие в них поверхностно, неинтересно и не стоит потраченных усилий. Оно не способно дать вам чувство, что вас понимают и любят. Вы вроде бы проводите время с человеком, о чем-то разговариваете, как-то взаимодействуете, но вас словно не видят. Партнеру абсолютно все равно, есть вы или нет.

Очень опасно соглашаться на продолжение отношений лишь потому, что никто не идеален. Если в отношениях партнер не настроен на вас, не резонирует, то появляется противоречие. Вы остаетесь в отношениях, привязываетесь к человеку и попадаете в ловушку, поскольку ему как было на вас наплевать, так, скорее всего, и будет.

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Такие ситуации не единичны, они достаточно широко распространены, поэтому для психологов нет никакой загадки в том, как будут складываться ваши отношения. Пытаясь принять своего партнера таким, какой он есть, вы не заглушите свои желания и потребности, эти приведет лишь к тому, что вы дольше будете ощущать боль.

Начинается все с того, что вы разочаровываетесь в своих ожиданиях. Становится яснее, что от этого человека вы так и не получите желаемого тепла и взаимности. Пытаясь к этому приспособиться, принять и дальше его любить, вы не получите от отношений ничего хорошего, лишь еще больше разочарований.

Менталитет

Менталите́т

(от лат.mensили (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Этимология

Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

Менталитет культуры

Глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

ru.wikipedia.org>

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Что влияет на формирование взглядов

Мировоззрение личности формируется под влиянием нескольких факторов:

  • СМИ;
  • социальные институты (семья, школа);
  • значимые близкие, окружение;
  • книги, ТВ, журналы, прочее;
  • культура, состояние общества;
  • наследственность, в том числе общественное наследие.

Проще говоря, менталитет формируется под влиянием воспитания и образования (специально организованных или стихийных), а также на генетическом уровне. Сама личность тоже участвует в создании, коррекции мировоззрения. Зависит это от силы воли, психологической устойчивости, способности к самообразованию (саморазвитию, самосовершенствованию).

Формирование менталитета начинается в три года и заканчивается к шестнадцати годам. Но в дальнейшем происходят постоянные изменения (как минимум под влиянием личного опыта человека). Изменить образ жизни и мысли можно в любом возрасте. Стоит лишь захотеть.

Ментальное пространство

Анализируя термин, важно помнить об еще одной его составной – ментальном пространстве. Оно представляет собой ресурс, который гарантирует процесс «очеловечивания» субъекта в процессе самосозидания

Введено это понятие в ментальность было М. Б. Туровским.

Главной причиной появления ментального пространства была возможность создать людскую человечность, исходя из деятельности предметного характера, что формировалась в условиях, ограниченных различными традициями, например марксистской. В ходе становления человека как части истории он создает себя на основе содержания индивидуальности. По Туровскому, ментальное пространство пронизано интегральными директивами надиндивидуального характера, которые диктуют человечеству его отношение ко всему, что окружает субъекта.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий