Что такое душевность?

Афоризмы

  1. «Большое сердце, как океан, никогда не замерзает», – говорил немецкий публицист и писатель Людвиг Берне. Он сравнивал доброе сердце с океаном. Оно такое же безбрежное, наполнено теплотой, состраданием, милосердием, поэтому никогда не очерствеет, не замерзнет.
  2. «Все добрые люди невзыскательны», – утверждал немецкий писатель и философ Иоганн Гете. Он говорил, что все добрые люди нетребовательны, неприхотливы. Они могут обходиться самым малым.
  3. «Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», – писал русский писатель М. Горький. Он убеждает нас в том, что доброта, милосердие, любовь к  людям окрыляют человека, позволяют ему подняться выше.
  4. «Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек», – говорил султан Кабус бен Саид. Он утверждал, что человек, который совершает добрые дела, получает такое же удовольствие, как и человек, которому делают это добро.
  5. «Сердечность такой же дар, как красота и ум»,-  писал русский и советский актер  В.И.Качалов. Он называл сердечность, душевность драгоценным подарком, таким же, как красота и ум.
  6. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – говорил Блез Паскаль, французский математик, физик, философ. Он считал, что добрый человек не способен замечать в людях плохое, он видит только добрые поступки и помыслы.
  7. «Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны бы утомлять человека», – отмечал  шотландский писатель и поэт Роберт Стивенсон. Он считал, что самые важные человеческие качества – это доброта и скромность, они никогда не утомляют человека, а делают жизнь легче, проще, привлекательнее.
  8. «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему», – говорил  американский писатель Генри Торо. Он сравнивал доброту с самыми нежными растениями. Они способны прорасти даже в неблагоприятных условиях. Так и добрый человек способен противостоять разным трудностям силой своей доброты, сочувствия, милосердия, человеколюбия.
  9. «Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден», – утверждал немецкий писатель Густав Фрёйтаг. По его мнению, добрый человек остается привлекательным для других и в бедной одежде.
  10. «Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие», – писал французский писатель Никола де Шамфор. Он считал, что на доброту не способны люди с возвышенной душой, они оторваны от реальной действительности, витают в мечтах, поэтому для них доступно только добродушие.

«Духовность» – это сугубо религиозный термин?

Что такое душевность?

Ответ на вопрос в заголовке: «Конечно, нет!» Духовность – это любое нематериальное производство. Духовность вбирает в себя все явления человеческого гения – от науки до религии. Естественно, в эту область включается и литература. Сейчас существует термин «духовная литература», то есть религиозная. Но это не совсем корректный вариант, потому что всякая литература духовна. Вопрос в том, почему возникает заблуждение? Все очень просто. Сейчас достаточно много верующих людей, а религиозное сознание несколько отличается от светского. Например, первое считает, что абсолютное истина – это только его ведомство. Также религиозные люди, даже христиане, нередко грешат нетерпимостью к чужому мнению и выражению, поэтому они и полагают: если литература или искусство связаны с Богом, то эти формы человеческой деятельности духовны, а остальным они отказывают в этом качестве.

Дело еще и в том, что у термина «духовность» сейчас широкий спрос, потому что масса людей увлечена православием. Но, как это часто бывает, люди, употребляя какое-то слово, не утруждают себя тем, чтобы заглянуть в словарь. Кроме того, человеку свойственно заблуждаться. И Френсис Бэкон выявил четыре типа ошибок субъекта при познании мира. Здесь нет нужды в перечислении всех четырех, нас интересуют только «идолы рыночной площади» – феномен сводится к тому, что люди бездумно используют слова, и каждый вкладывает в них свой смысл. Это, в свою очередь, сильно затрудняет понимание. Как пример, можно взять значение слова «духовность»: человек религиозный разумеет под этим термином одно, а человек нерелигиозный – совершенно другое. Печально то, что они никогда между собой не договорятся.

К счастью, значение слова «душевность» не вызывает у людей таких сложностей. Оно все равно ассоциируется в сознании человека с чем-то добрым и хорошим. Надеемся, и наш читатель не будет впредь путать родственные понятия. Каждый образованный человек должен знать разницу между терминами «духовность» и «душевность», конечно, если он хочет сказать, что по-настоящему знает русский язык.

^ Католицизм

Особенно ярко обнаруживается действие прелести у католических аскетов, оторвавшихся от опыта духовной жизни древней Церкви. Святитель Игнатий, например, писал: «Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых – по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от нее – молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом… В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некое напряжение, как являлись перед его взорами, по его желанию, ад или рай… Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, – даруются неожиданно, весьма редко… Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разожжены прельщенные» [].

При этом святитель указывает и на другие скрытые от внешнего взора причины прелестных состояний западных подвижников. Он пишет: «Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками. Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще не способен по нечистоте своей; за недостижением истины – сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения. Все незаконно подвизающиеся находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги. Из этого состояния написано западными писателями множество книг» []. Это особенно видно на примере таких великих католических святых как Катарина Сиенская, Тереза Авильская или блаженная Анжелла.

Святитель Игнатий (изучавший католическую аскетическую литературу не по переводам, а в латинских подлинниках) указывает и конкретные временные координаты отступления новых католических аскетов от единого опыта святых единой Вселенской Церкви. Он пишет: «Преподобный Венедикт (†544 г.), святой папа Григорий Двоеслов (†604 г.) еще согласны с аскетическими наставниками Востока; но уже Бернард Клервосский (XII в.) отличается от них резкою чертою; позднейшие уклонились еще более. Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная… мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию» []. Поэтому святитель Игнатий напоминает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им… Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение, совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным» [].

Примечания:

30. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. I. С. 224.

31. Там же. Т. IV. С. 499.

32. Там же. С.498.

33. Там же. Т. II. С.126.

Как объяснить, что такое душевность, иностранцу или несведущему русскому? Синонимы

Что такое душевность?

Больше всего в качестве альтернативы «душевности» подойдет термин из психологии – «эмпатия». Это способность сочувствовать и сопереживать другому человеку. Но эмпатия – это сложное понятие. На самом деле в русском языке нет полноценной замены термину «душевность». Как бы мы ни тасовали слова, все равно полного аналога нет. Есть в этом сочетании звуков и букв что-то такое… чрезвычайно искреннее и при этом остающееся все время в тени. Душевность – это тайна.

Например, если в рекламе говорят, что такой-то напиток душевный, то зритель, если он носитель русского языка, только на интуитивном уровне понимает, что это значит. Если мы возьмемся толковать, то тут же попадем в неловкое положение, ибо прилагательное «душевный» – это (если речь идет о напитке) «вкусный», «свежий», «бодрящий» и много чего еще, что приходит на ум, а вместе с тем еще что-то непереводимое на язык символов, а понимаемое только нутром.

Однако если читатель спросит нас сурово: «Как это понимать — «душевность»? Синонимы можно к этому слову подобрать или нет?» Мы честно предоставим список:

  • Искренность.
  • Открытость.
  • Подлинная заинтересованность.
  • Способность к сопереживанию.

Читатель, уловив общую тональность лингвистических замен понятия «душевность», сам с легкостью может сыграть в эту игру. А нам пора идти дальше.

Аргументы из народной мудрости

«Большая душа, что большой костер – издалека видна», – утверждает русская пословица. Она отмечает, что душевный человек похож на большой костер, его видно издалека, к нему тянутся другие люди, потому что он привлекает других добротой, милосердием, умением выслушать, помочь, поддержать.
«Добрые умирают, да дела их не пропадают», – считал русский народ. Он говорил, что даже после смерти доброго человека слава о нем остается на века. Он становится примером для подражания, вдохновляет других на добрые дела, поэтому память о душевном человеке продолжает жить в других поколениях.
«Добрый человек придет – словно свет принесет», – гласит русская пословица. В ней приход доброго, душевного человека сравнивается со светом. Добрый человек приносит радость, тепло, счастье. С ним приятно беседовать, ему не страшно открыть душу, приятно поделиться успехами и удачами.
Русская народная пословица говорит: «Час в добре побудешь – все горе забудешь»
 Наши предки обращают внимание на то, что доброта лечит человека, помогает ему забыть обо всех печалях, неудачах и  о трудностях. Поэтому, пообщавшись с душевным человеком, мы исцеляемся от душевных терзаний.
«Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает», – говорит русская пословица, в которой наши мудрые предки хвалят силу, ум, но превыше всего ставят доброе сердце
Потому что доброе сердце – это и великая сила, и огромная мудрость.
«Доброго человека пчела не жалит», – говорится в русской пословице

Русские люди утверждают, что даже пчела не жалит доброго человека, потому что боится сделать ему больно, доставить неудобства.
«Неважно, лицо какое, было бы сердце золотое», – говорит русский народ. Он утверждает, что самое ценное в человеке – это его золотое сердце

Если у человека добрая душа, умеющая сострадать, сочувствовать, то неважно, красив ли внешне этот человек.  Он будет притягивать к себе, как магнитом, других людей своей внутренней красотой.
Русская народная пословица говорит: «К доброжелательному человеку люди стремятся, как рыбы в озеро, богатое водорослями».  Действительно, добрый человек притягателен для других своей искренностью, сострадательностью, скромностью. Люди тянутся к нему, потому что душевный человек умеет выслушать, помочь, успокоить своими словами, посоветовать, порадоваться, рядом с ним тепло и спокойно.  
«Добрые слова сильнее кнута», – так сравнивает русский народ добрые слова с кнутом. Они имеют большую силу: помогают встать на ноги, почувствовать силу, поддержку, надежную опору. Они способны вытащить из любой беды и одарить крыльями надежды.

Аргументы из жизни

  1. Душевные люди окружают нас и в реальной жизни. Не раз, и не два они помогают нам выстоять под ударами судьбы, выслушают, помогут, поддержат, порадуются вместе с нами. Им не страшно открыть душу, поплакаться, потому что твердо знаешь, что твои тайны останутся тайнами, и дальше их слуха не уйдут. Я знала такого человека. К моему великому сожалению, ее уже нет на свете, но память о ней благодарно живет в моем сердце.  Ее звали матушка Мария. Умная, образованная, воспитанная, очень добрая и открытая, она сразу полюбилась всем жителям нашего села. Казалось, от нее шел какой-то теплый свет, который делал даже самый пасмурный день ярче и прекраснее. Во время службы она каким-то чутьем умела угадывать мысли, сразу понимала, что у кого-то из прихожан случилась беда  или его терзают невеселые мысли. После службы матушка старалась разговорить человека, и каким-то образом получалось так, что ей открывали душу, а она терпеливо выслушивала, никогда не перебивала, но, выслушав, всегда находила нужные слова для успокоения. Она будто умела включить внутри каждого человека какой-то внутренний фонарик, с которым  все проблемы решались быстрее и проще, казались не такими страшными, как до разговора с матушкой. Ее уже нет более пятнадцати лет, но каждый раз, когда становится трудно, я мысленно прошу у нее совета, а через некоторое время приходят ответы на вопросы и находится выход из трудной ситуации. Мне искренне хотелось бы, чтобы таких душевных людей было как можно больше, потому что они делают нашу жизнь понятной и потрясающе интересной.

Текст для сочинения:

(1)По обычаю своему эконом Бобров был домосед. (2)Сорок кряду лет он буквально не выходил из корпуса, но зато постоянно ходил по корпусу и всё хлопотал, «чтобы мошенники были сыты, теплы и чисты». (3)Мошенники эти были мы, – так он называл кадет, разумеется, употребляя это слово как ласку, как шутку. (4)Мы это знали.

(5)Всякий день он вставал в пять часов утра и являлся к нам в шесть часов, когда мы пили сбитень; после этого мы шли в классы, а он – по хозяйству.

(6)3атем обед и всякую другую пищу мы получали непременно при нём. (7)Он любил кормить и кормил нас прекрасно и очень сытно. (8)Порций, как это водится во всех заведениях, у нас при Боброве не было – все ели, кто сколько хотел. (9)Одевал он нас всегда хорошо; бельё заставлял переменять три раза в неделю. (10)Был очень жалостлив и даже баловник, что отчасти было, вероятно, известно директору, но не всё: водились и такие вещи, которые Андрей Петрович по добросердечию своему не мог не сделать, но знал, что они незаконны, и он, бригадир, скрывался с ними, как школьник. (11)Это больше всего касалось кадетов, подвергнутых наказанию.

(12)Тут он весь вне себя был, сдерживался, но внутренне ужасно болел, кипятился, как самоварчик, и, наконец, не выдерживал, чтобы чем-нибудь не «утешить мошенника». (13)Всякого наказанного он как-нибудь подзовёт, насупится, будто какой-то выговор хочет сказать, но вместо того погладит, что-нибудь даст и отпихнёт:

— Пошёл, мошенник, вперёд себя не доводи!(14)Особенная же забота у него шла о кадетах-арестантах, которых сажали на хлеб и воду, в такие особенные карцеры, куда товарищи не могли доставить арестантам подаяние. (15)Андрей Петрович всегда знал по счёту пустых столовых приборов, сколько арестованных, но кадеты не упускали случая с своей стороны ещё ему особенно об этом напомнить.

(16)Бывало, проходя мимо него из столовой, под ритмический топот шагов, как бы безотносительно произносят:

— Пять арестантов, пять арестантов, пять арестантов.(17)А он или стоит только, выпучив свои глазки, как будто ничего не слышит, или, если нет вблизи офицеров, дразнится, то есть отвечает нам тем же тоном:

— Мне что за дело, мне что за дело, мне что за дело.

(18)Но когда посаженных на хлеб и воду выводили из арестантских на ночлег в роту, Андрей Петрович подстерегал эту процессию, отнимал их у провожатых, забирал к себе в кухню и тут их кормил, а по коридорам во всё это время расставлял солдат, чтобы никто не подошёл. (19)Сам им, бывало, кашу маслит и торопится тарелки подставлять, а сам твердит:

— Скорее, мошенник, скорее глотай!(20)Все при этом часто плакали: и арестанты, и он, их кормилец, и сторожевые солдаты, участвовавшие в проделках своего доброго бригадира.

(21)Кадеты его любили до той надоедливости, что ему буквально нельзя было показаться в такое время, когда мы были свободны.

(22)Если, бывало, случится ему по неосторожности попасть в это время на плац, то сейчас же раздавался крик:

 — Андрей Петрович на плацу!(23)Больше ничего не нужно было, и все знали, что делать: все бросались к нему, ловили его, брали на руки и на руках несли, куда ему было нужно. (24)Это ему было тяжело, потому что он был толстенький кубик, – ворочается, бывало, у нас на руках, кричит:

— Мошенники! (25)Вы меня уроните, убьёте… (26)Это мне нездорово, – но это не помогало.

(По Н. С. Лескову*)* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) – известный русский писатель и публицист.