Школьная энциклопедия

Слушать новинки радио Духовная Музыка бесплатно

Оркестры, хор, орган, месса, хорал, гимны- все это на канале «Духовная Музыка.101». Исторически они сочинялись монахами и служителями церквей. Но так же можно услышать и композиции Генделя или Баха. Прекрасные слияния церковных голосов дарят особую атмосферу. Православная, католическая, протестантская духовная музыка — каждый найдет музыкальную душу своей религии.

  • Отче Наш (П.Чесноков)

    Хор Московской Церкви Рождества Пресвятой Богородицы

  • Буди Благословен День и Час

    Институт Певческой Культуры Валаам

  • Всем Скорбящим Радосте (В.Титов)

    Ленинградская Академическая Капелла

  • Радуйся, Земле

    Хор Под Управлением Федора Паторжинского

  • Величит Душа Моя Господа (византийский распев)

    Хор Храма Святого Апостола Симона Кананита

  • Song Of The Cherubim

    Детский И Мужской Хор Московской Хоровой Академии

  • Милость мира (С.Рахманинов)

    Московский Академический Камерный Хор

  • От Юности Моея

    Мужской Хор Санкт-Петербурга

  • Марие, Дево Чистая

    Клиросный Хор Орфос

  • Святый Боже

    Смешанный Хор Болгарии

    Госпел

Рекомендуем

  • 101.ru

    363

    Para Mi Isla

    Velvet Birds

    Office Lounge

  • 101.ru

    Радио ВЕРА

  • 101.ru

    163

    Distant Shore

    Bernd Scholl

    New Age

  • 101.ru

    15

    Бормотушка

    Птицы

    Звуки Природы

  • 101.ru

    50

    This Love (Maroon 5 Acoustic Cover)

    Natasha Bedingfield

    Акустика

Подкасты

Больше подкастов

Радио

Больше радио

  • 101.ru

    372

    Photo Jaunie

    Andre Gagnon

    Relax Nature

  • 101.ru

    163

    Distant Shore

    Bernd Scholl

    New Age

  • 101.ru

    305

    Крутится Карусель

    Горшенев

    Русский Рок

  • 101.ru

    1029

    Honey, Honey! (Extended Version)

    Eddy Huntington

    Дискотека 80-х

  • 101.ru

    374

    Criminal (Alex Shik Remix)

    ANIKV

    Russian Dance

  • 101.ru

    194

    Le Paradis Blanc

    Veronique Sanson

    Relax Life

Новинки треков

Все треки

  • Elektro

    Dynoro

    &

    Outwork

    feat.

    Mr Gee

    House

  • I Dream

    Sander Van Doorn

    Dance

  • Smells Like Teen Spirit

    R3HAB

    x

    Amba Shepherd

    Dance

  • ALE-ALELUIA (MalYar Radio Mix)

    ATIKA PATUM

    Dance

  • All The Things She Said

    Ilkay Sencan

    &

    Faruk Sabanci

    Electro House

  • Такси

    Мохито

    &
    Зомб

    Pop

Новости

Больше новостей

Максим Матвеев перебрался окончательно жить в Санкт-Петербург

В новом сезоне в Театре имени Олега Табакова зрители могут не увидеть спектакли с мужем Елизаветы Боярской. Стало известно, что актер пару месяцев назад решил наконец-то перебраться на постоянное…

2020-08-21T10:00:00+03:00
2020-08-21T10:00:00+03:00

101.ru

Лили Рейнхарт впервые высказалась о расставании с Коулом Спроусом

Этой весной появились первые слухи о расставании звезд, которые дебютировали в качестве пары 2 года назад. Артисты долго не комментировали ситуацию. В новом интервью для издания Elle Лили Рейнхарт…

2020-08-21T13:00:00+03:00
2020-08-21T13:00:00+03:00

101.ru

Павел Прилучный берет детей на съемочную площадку

В свежем интервью Павел Прилучный рассказал, что при возможности всегда берет детей на съемки. Он назвал наследников воспитанными людьми, которые понимают серьезность работы. Они не мешают команде и…

2020-08-25T19:00:00+03:00
2020-08-25T19:00:00+03:00

101.ru

Ольга Бузова боится не оправдать ожиданий поклонников

Ольга Бузова поделилась впечатлениями от тренировок по фигурному катанию. Певица стала участницей нового сезона «Ледникового периода» и попала в пару к Дмитрию Соловьеву. Ольга нередко испытывает…

2020-08-24T17:00:00+03:00
2020-08-24T17:00:00+03:00

101.ru

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Музыка в православном богослужении

Основная статья: Православная музыка

Православное богослужение, в отличие от католического, является исключительно вокальным — инструментальное сопровождение не допускаются. Важнейшими жанрами православной богослужебной музыки, помимо общих для всех христианских конфессий псалмов и антифонов, являются тропарь, стихира, канон (песнопение), ектения, кондак, величание, евхаристические песнопения «Иже херувимы», «Милость мира» и др.

В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождает все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужения сложились разные манеры пения — распевы.

Распевы

Самой простой манерой исполнения была псалмодия — чтение нараспев (литургический речитатив); псалмодия предназначалась для чтения Евангелия, Апостола и Пророчеств.

Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объёму гимнов, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси — для исполнения киноников, стихов из псалмов и припевов к ним. Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения — уже к XIV веку.

Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век. В зависимости от характера песнопения и его места в службе применялись три разновидности распева: малый знаменный, отличавшийся простотой мелодики, построенный на чередовании музыкальных строк, от 2-4 до 9 и более. Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. Выбор попевок и их последовательность определяли индивидуальную форму песнопения. Большой знаменный распев отличался богатством и развитостью мелодики, использовался обычно при исполнении праздничных стихир.

Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение.

Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми (в частности, в партесных концертах XVIII века), способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр — партесный концерт a cappella.

Русский духовный концерт

Духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, пришёл с Запада, непосредственно — из католической Польши, в 30-х годах XVII века сначала в Малороссию, а после воссоединения с Россией, и уже в традициях русского партесного пения развивался усилиями целого ряда композиторов. Это прежде всего Василий Титов, автор многочисленных концертов и служб; сохранились также концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова.

В отличие от западноевропейского, русский духовный концерт, в соответствии с традициями богослужения, не предполагал инструментальное сопровождение. Классические образцы сочинений этого жанра во второй половине XVIII века создали Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский: это крупное по масштабам хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, с сопоставлением 3-х или 4-х разнохарактерных частей.

Виды музыки

У духовной музыки различных религиозных направлений — свои особенности, обусловленные разными акцентами на духовную жизнь в каждой из религий.

Христианская

Благодаря тому, что существуют несколько основных ветвей христианства и множество ответвлений, христианская музыка является весьма разнообразной: от канонической богослужебной до свободно исполняемой под светские тексты в сопровождении светских исполнителей.

Благодаря реформаторам и преобразователям церкви, а также обращению к подобной музыке ведущих нецерковных композиторов, она стала ближе к народу, оказав огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру. От чисто вокального унисонного исполнения псалмов в первых христианских общинах до сложных форм полифонии в духовных концертах происходило формирование разнообразных ее жанров.

В музыке Западной церкви к ним относились:

  • псалмы;
  • гимны;
  • мессы;
  • хоралы;
  • пассионаты;
  • сенквенции;
  • реквиемы.

Для церковной православной музыки, в которой было недопустимым использовать музыкальные инструменты, и где, так же как и на Западе, использовались в богослужениях псалмы, характерны были иные жанры.

А именно:

  • кондак;
  • стихира;
  • тропарь;
  • величание;
  • литургия;
  • всенощная.

Христианская музыка католической и православной традиции глубоко торжественна и печальна, дабы напомнить присутствующему о страстях Господних и о бренности земного бытия. Протестантская же музыкальная традиция, тем более евангельская, особенно позднего и современного периода, характерна призывом к высшей радости, которая может присутствовать в этом мире, источником которой является Бог.

Школьная энциклопедия

Иудейская

Согласно Библии, еще при царе Давиде музыка была введена в обязательное сопровождение храмовых служб, где при храме находились оркестр и хор. Псалом являлся в то время единственным жанром храмовой музыки. И уже к началу нашей эры сложилось три вида псалмопений.

Такие, как:

  • соло;
  • соло, сопровождаемое «ответами» хора;
  • хоровое.

Синагогальная музыка начала развиваться после разрушения римлянами Иерусалимского Храма, которое произошло в 70 году н. э. Именно синагога явила миру молитву как новый жанр богослужения, которая заменила собой ритуальные жертвоприношения.

Позже появилось песнопение на тексты не Псалтири, а других книг Ветхого Завета, называвшееся псалмодия. Если в храмовой музыке пение сопровождалось оркестром, количество инструментов в котором доходило до двадцати четырех, то на протяжении многих веков синагогальное исполнение было только вокальным. Возник особый вид декламации, где чтение речитативно соединялось с мелодией.

Раннехристианское церковное пение многое впитало именно из богослужебной иудейской музыки. Теперь же, ближе к семнадцатому веку, еврейские общины возвращались к инструментальному сопровождению своих служб, позаимствовав это в культурах европейских народов, рядом с которыми они проживали.

Эти пресечения и перенимание лучшего продолжались на протяжении всех последующих столетий.

Школьная энциклопедия

Исламская

Основным жанром исламской культовой музыки является Каввали. Эта традиция существует уже более семисот лет. Мужчины, которые в основном участвуют в певчей группе Каввали, поют на несколько голосов под аккомпанимент народных инструментов суфийские песни духовного содержания. Изначально Каввали использовались ритуально во время религиозных праздников, но позже стали применяться и в мирских музыкальных выступлениях.

Цель Каввали — ввести всех присутствующих в особое состояние духовного экстаза — важд, в котором возможно ощутить свое соединение с Аллахом.

В следующем видеоролике можно услышать исполнение Каввали.

Сюжеты и образы песнопений

Звук является носителем информации. Вспомним библейское: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Или изначальный «Ом»(Аум) в ведической и индуистской традиции. То есть — тот же звук, та же информация.

Звуки, формирующие звукоряд по определенным гармоническим законам — это уже музыка, которая может созидать и разрушать, вдохновлять и угнетать, поскольку информация отдельных звуков усилилась их музыкальным сочетанием.

Вот почему во многих духовных конфессиях и течениях во время богослужений не просто читают слова из церковных писаний, их пропевают. То, что вкладывается в виде образов в церковные и духовные песнопения, воспринимается на многих уровнях как осознанно, так и подсознательно. Музыка является очень мощным усилителем информации, воспринимаемой на многих уровнях человеческого естества.

К примеру, все византийское богослужение было просто пропитано музыкой. А православный осмогласник содержит тексты молитвословий и песнопений на каждый день недели, в которых поминается или прославляется какой-нибудь святой.

Патриархи, стоявшие у истоков христианской церкви, осознавали важность и необходимость музыкального оформления всей церковно-ритуальной церемонии. На протяжении столетий методы музыкального воздействия совершенствовались и систематизировались

Что-то заимствовалось, что-то рождалось или преобразовывалось. И то, что мы, например, воспринимаем как Православие — предстает перед нами благодаря непосредственно сюжетам и образам, вложенным в церковные песнопения.

Школьная энциклопедия

К песнопениям в православной традиции относят:

  • псалмы;
  • антифоны;
  • гимн;
  • икос;
  • ипакои;
  • канон;
  • стихиру;
  • тропарь.

Сюжеты, которые вложены в них, пронизаны образами из Библии.

Рассмотрим конкретнее:

  • псалтирь составляют сто пятьдесят гимнов Ветхого Завета, в которых происходит обращение к Богу;
  • канон — песнопение, делящееся на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и тропарей, посвящается прославлению святого или церковного праздника;
  • в икосе, являющемся строкой из акафиста или канона, прославляются святые или празднуемые события;
  • ипакои — песня об известии, переданном апостолам через ангелов о воскресении Спасителя;
  • в стихире раскрывается тема дня, связанная с каким-либо памятным событием или святым, повествуя о некоторых моментах из его жизни.

Ну и конечно же, красной нитью через все христианские песнопения проходят образы Иисуса Христа и Богородицы, которые давно вышли за рамки только церковных песнопений.

Песнь народная бывает также высокодуховна и нравственна, как и та, что была написана в свое время духовными лицами и канонизирована. Души людские, искренне обращаясь в песнях за помощью к Спасителю, Богородице и другим святым, наполняются светом безусловной любви, которая благодатно истекает на слушающего. В наше время есть много примеров, когда религиозная и народная музыка сливаются воедино.

Один из таких примеров можно услышать в данном видеоролике.

Примечания

  1. Успенский H. Д. Псалмы // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  2. на западе счет гласов другой: а за каждым основным следует его побочный, а впоследствии к ним прибавлен 9-й, представляющий смесь 2-го и 8-го — лат. tonus peregrinus sive irregularis
  3. ↑ Григорианское пение // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2.
  4. Бакеева Н. Орган. — М.: «Музыка», 1977.
  5. Баранова Т. Б., Владышевская Т. Ф. Церковная музыка // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6.
  6. Мотет // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3.
  7. Левик Б. В. Реквием // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  8. Раабен Л. H. Концерт (произведение) // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2.
  9. А. Швейцер. Глава 8. Бах в Лейпциге // Иоганн Себастьян Бах. — М., 1965.
  10. Попов В.  (недоступная ссылка). «Вера и жизнь», № 3 (1988). Дата обращения 11 апреля 2013.
  11. Эндру Уилсон-Диксон. История христианской музыки. — Санкт-Петербург: Мирт, 2001. — С. 210. — ISBN 5-88869-097-X.
  12. J. Gordon Melton. Encyclopedia of Protestantism. — New York: Facts On File, Inc., 2005. — С. 283. — ISBN 0-8160-5456-8.
  13. Жарнасек И.  (недоступная ссылка). Межцерковный диалог. Беларусь христианская. Дата обращения 11 апреля 2013.
  14. . znamennoe.ru. Дата обращения 26 октября 2016.
  15. Соловьёв Н. Ф. Киевский распев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Иудейская духовная музыка

Музыка с древнейших времён играла важную роль в духовной жизни иудеев: в Ветхом Завете упоминается множество музыкальных инструментов — ударных, духовых и струнных (по подсчётам специалистов, в общей сложности 24). В храмовый ритуал музыка, согласно Библии, была введена ещё в царствование Давида; при храме состояли и участвовали в службе обширный хор и оркестр.

Основным жанром храмовой музыки был псалом, — как предполагают, синкретический музыкально-поэтический жанр. Содержание псалма обусловливало и характер его исполнения, и выбор инструментального сопровождения. К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное, то есть соло, сопровождаемое хоровыми репликами — «ответами», и просто хоровое, без солиста. Хор, в свою очередь, мог делиться на две группы, которые вели между собой диалог (антифон).

После разрушения Храма (в 70 г. н.э.) началось развитие синагогальной музыки. В синагоге родился новый жанр — молитва, заменившая собой жертвоприношения, а позже псалмодия — песнопение, текст для которого черпали не в Псалтири, а в других книгах Ветхого Завета, например в книгах Иова, Иеремии и Притчей Соломоновых. В отличие от храмового, синагогальное пение на протяжении многих веков было исключительно вокальным; упростилась и манера исполнения: выработался особый вид литургического речитатива — соединение собственно чтения с мелодической декламацией.

Уже в средние века получил распространение ещё один жанр — пиют; как и псалом, жанр музыкально-поэтический, чаще всего представляющий собой гимн религиозного характера. На рубеже VIII и IX веков в синагогах появились профессиональные певцы — хаззаны (канторы). Хаззаны имели право интерпретировать старинные молитвенные напевы и создавать новые, постепенно в них проявлялись черты мелодики в современном значении этого слова.

Если изначально иудейская культовая музыка оказала влияние на раннехристианское церковное пение, то в дальнейшем музыка еврейских диаспор вбирала в себя элементы местных европейских культур; под их влиянием в быт еврейских общин постепенно возвращалось инструментальное сопровождение пения. Так, живший в Мантуе на рубеже XVI и XVII веков скрипач и композитор Саломоне деи Росси создавал светскую вокальную и инструментальную музыку в распространённых в то время в Италии жанрах (мадригалы, канцонетты и др.), в то же время он является автором синагогальных сочинений: 33 хоралов (книга «Еврейские псалмы и песни») и сборника композиций «Ха-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»).

В XIX веке представители реформистского направления в иудаизме, сторонники приобщения еврейского народа к ценностям европейской культуры (в их числе — Якоб Херц Бер, отец Джакомо Мейербера) устанавливали в синагогах органы и создавали органные обработки литургических напевов.

В Восточной Европе, где еврейские общины вынужденно жили более замкнуто, в 30-х годах XVIII века в Речи Посполитой зародился хасидизм, распространившийся впоследствии на территории Австро-Венгрии и Российской империи

В культуре хасидов важной частью ритуала стал танец, исполняемый под инструментальное сопровождение или пение. Музыка и танцы хасидов вобрали в себя элементы украинского, польского, румынского и венгерского фольклора, вместе с тем представляли собою искусство глубоко национальное.

Во второй половине XIX века влияние западноевропейской музыкальной культуры достигло и Восточной Европы; в 1901 году в Одесской синагоге был установлен орган, хаззан Н. Блюменталь организовал в Одессе первую, но не последнюю хоровую школу, в которой культивировался стиль бельканто, а в литургии использовал мелодии классической немецкой музыки.

Христианская традиция

Секвенция является песнопением для католиков на латыни. Чаще всего исполняют Stabat Mater итальянского композитора Ж. Россини, включающую замечательные певческие партии. Секвенции писали:

  • А. Вивальди;
  • Й. Гайдн;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Д. Верди;
  • К. Пендерецкий.

Гимн Te Deum – католическая благодарственная молитва, основанная на словах псалмов. Произведения этого жанра отошли от культовых обрядов и стали принадлежностью придворных торжественных событий – коронаций. В позапрошлом веке гимн приобрел концертный характер, его сочиняли для серьезных церемоний, исполнял большой оркестр с участием хора и певцов. В православии это песнопение звучит как «Тебе Бога хвалим».

Ave Maria известна всему мира как католическое моление матери Христа. Самой прославленной становится написанная Ф. Шубертом. Обращались к этому виду:

  • Ш. Гуно;
  • Ф. Мендельсон;
  • Д. Верди;
  • Ф. Лист;
  • Дворжак.

На канонические слова написаны произведения современных композиторов Э. Морриконе, И. Лученка.

История оформления жанров

Школьная энциклопедияКаждая форма духовных мелодий имеет свои особенности, традиции и историю. Законы создания установленных традицией видов песнопений формируются вследствие отбора, типизации и стандартизации творений. Постепенно возможность сочинения духовных произведений обрели светские композиторы, позже их музыка частично была канонизирована.

После Реформации признание пришло к божественным музыкальным сочинениям – хоралам, гимнам, позже Страстям. В продолжение всего исторического развития духовного музыкального искусства параллельно с церковными бытовали религиозные мелодии, не соответствующие богослужебным традициям. Появление симфонической музыки и оперы переродило Страсти и мессы, а также другие виды произведений, приблизив их к симфониям, концертам и операм.

Что такое духовная музыка

Принято считать, что рассматриваемое нами понятие является музыкальным произведением, соотносящимся с религиозными текстами, которое используют для богослужений или для каких-то иных целей.

Однако люди задолго до Христа обращались к звуковым гармониям, чтобы войти в контакт с непознанным. Их духовная часть резонировала при этом с высокими вибрациями запредельных духовных областей, поднимаясь над миром обусловленных форм, чтобы, вернувшись обратно, поведать миру о невыразимом.

И поскольку духовные образы легче передать языком символов и метафор, который сам по себе непрост, — люди обращались к музыке как универсальному способу передачи своих чувств и эмоций.

Происхождение фразы

Еще во времена каменного века музыка сопровождала культовые действия, доказательством чего могут служить настенные пещерные рисунки древних авторов с изображением музыкальных инструментов и божеств.

В Индии и Китае, Персии и Египте, у кельтов и эллинов были религиозные обряды, сопровождавшиеся музыкальным исполнением соответствующих произведений, заключающих в себе глубокий сакральный смысл. Вспомним посвященного в глубину древнегреческих мистерий Орфея, к звучанию золотой лиры которого прислушивались даже боги, или дервишей древнего Востока, в духовную практику которых, помимо прочего, входил мистический танец-кружение под специальную мелодию, которую, как они полагали, можно услышать у ворот Рая.

Богат был духовно-музыкальный язык кельтских бардов — странствующих мудрецов-философов. Живое слово, наполненное мудростью тысячелетий, в древней Руси несли калики перехожие, гусляры, или можно вспомнить песни Вещего Бояна.

И то, что мы ныне называем церковной музыкой, не появилось как-то вдруг, оно возникло на фундаменте, уходящем своим основанием в глубину тысячелетий.

Школьная энциклопедия

Значение понятия

Музыка духовного характера, как и всякая другая, является мощным инструментом воздействия на сознание человека, ушей которого достигают возвышенные благозвучия. Возможности ее огромны, поскольку через нее, как через своеобразное чудо общения с невидимым духовным миром, человек может переплавить свои пороки и изъяны в добродетели. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому.

Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то во глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов

Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации.

В связи с этим целесообразно будет ознакомиться подробнее именно с христианской музыкой, с ее историей, жанрами произведений, тенденциями в современном духовно-музыкальном направлении, не обойдя, конечно же, вниманием и музыку иудейскую и исламскую

Школьная энциклопедия

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Ценности православных произведений искусства

Всенощное бдение (Всенощная) является православной службой, соединяющей в себе великую вечерню, утреню и первый час. Уже с XVIII столетия русскими композиторами начали создаваться на их основе произведения для концертного исполнения. Шедеврами жанра становятся Всенощные, написанные П. Чайковским и С. Рахманиновым.

Школьная энциклопедия

В XVII столетии в России возник жанр духовных концертов, символизирующий соперничество хоров. Сначала этот вид считался исключительно церковным и напоминал богослужебные православные традиции. Он не предусматривал инструментального сопровождения, а представлял собой утвердившееся в церкви тех времен партесное многоголосное пение. Классическими являются произведения, созданные Д. Бортнянским.

Духовность иудейской музыки

Значимая роль в иудейской нравственной жизни принадлежала музыкальному искусству. В Библии перечисляется масса музыкальных инструментов. В храме музыкальные произведения начали исполнять еще во время царя Давида, в службах принимали участие хор и оркестр. Две тысячи лет назад существовало 3 приема исполнения:

  • сольный вокал;
  • хоровое пение;
  • соло в сопровождении хоровых реплик.

Хор также делился на 2 группировки, ведущие друг с другом разговор. Уничтожение храмовых традиций привело к рождению нового вида – синагогальной музыки, представлявшей собой молитвословие, заменившее принесение жертвы. Позднее возникло вокальное песнопение с текстом, взятым из ветхозаветных книг. К древности относится появление в синагогах профессионалов-певцов. В позапрошлом столетии приверженцы присоединения евреев к европейской цивилизации добились установки в синагоге органов.

Жанровое своеобразие

Псалмы являются древнейшими песнопениями, основанными на библейских текстах. Молитвы, основанные на стихах Давида, появились на его родине в дохристианскую эпоху. В XVI веке они получили повсеместное распространение.

Месса как жанр многоголосного произведения католической молитвы сочинялись композиторами с целью украсить литургию. Впервые авторский вариант мессы был создан еще в XIV столетии. Позже эта форма отделяется от церковной службы. К ней обращаются великие музыканты:

  • И. Бах;
  • А. Моцарт;
  • Ф. Шуберт;
  • Л. ван Бетховен.

В органных сочинениях фрагменты для хора заменены органным исполнением, но эти мессы также принадлежат к духовной музыке.

Реквием изначально был католической заупокойной мессой. Но позднее этот жанр использовался не для церковного исполнения. Сегодня наиболее часто можно услышать реквиемы В. Моцарта, Д. Верди.

Страсти являются вокально-драматическим творением, рассказывающем о евангельских событиях Страстной седмицы. В какой-то период к Страстям был потерян интерес, но в ХХ столетии забытая старинная музыка снова вернулась и обрела возрождение.