Главное о диссидентах в 9 вопросах

Добавление в см. также

Коллаборационизм не имеет никакого отношения к диссиденству. Инакомыслие и служение врагу это вещи разные и подобный намёк здесь неуместен.
Например, в статье Коммунизм не стоит См. также Рабство или См. также Палач или См. также Преступник, хотя есть ссылка на статью Коммунистические преступления. Надеюсь, аналогия понятна. Собираетесь написать про критику диссидентов — ищите АИ, а не вставляйте в См. также собственные идеологические клише и аллюзии. —Pessimist2006 10:51, 26 мая 2009 (UTC)

  • Кто-то говорит, что коллаборационизм и диссидентство одинаковые вещи? Тогда бы и статья была одна и называлась «Враги народа». Коллега, прислушайтесь к Ратушинской: часть диссидентов работают против своего государства — это факт. Или хочется оспорить путинское выражение «шакалить у иностранных посольств»? Соответственно, ссылка на коллаборационизм в «См. также» вполне уместна. Цитирую : «Данный раздел удобно использовать, когда хочется добавить ссылку на связанную статью, но качественно оформить её (в теле статьи или в навигационном шаблоне) нет возможности.» А свои аллюзии прошу Вас локализовать в рамках своего организма. Nickpo 11:03, 26 мая 2009 (UTC)
  • Кстати, статья о «преступлениях» называется Коммунистические преступления (законодательство Польши). Дьявольская разница. Nickpo 11:11, 26 мая 2009 (UTC)
Это статья «Диссидент». Когда какой-нибудь авторитетный источник свяжет само понятие «диссидент» с понятием «коллаборационизм» — тогда и обсудим. Пока что такого источника вы не привели. А до тех извините. Оно конечно удобно — если вам «хочется добавить». Но мне вот хочется добавленное убрать, поэтому правилами РВП вы не отделаетесь. Как я уже отмечал: ваши личные аллюзии — не основание для формирования энциклопедической статьи. Воистину дьявольская разница между путинским «шакалят у иностранных посольств» и вставкой подобной ссылки в головную статью о понятии. Кстати, иностранцы=враги? Хайек тоже писал о «Дороге к рабству». Это в отличие от Путина учёный писал, Нобелевский лауреат… Можно начинать вставлять Рабство в раздел См. также в статьях Коммунизм и Социализм? Хочется ведь, согласно РВП… —Pessimist2006 12:07, 26 мая 2009 (UTC)
Уже привёл, Вы невнимательны. Nickpo 12:18, 26 мая 2009 (UTC)
Повторите, будьте так любезны. Применимость термина «коллаборационизм» к диссидентам. Кто так считает? —Pessimist2006 12:21, 26 мая 2009 (UTC)
Ратушинская? Во-первых там ничего не сказано о врагах. Во-вторых, есть проблема с применимостью термина, поскольку он применяется к сотрудничеству с оккупантами или в военное время. Россия оккупирована или в состоянии войны? —Pessimist2006 12:24, 26 мая 2009 (UTC)

Ну и наконец можно сравнить две посылки:

Некоторые современные российские диссиденты по мнению бывшей диссидентки Ратушинской работают против своего государства. ::: Вы предлагаете вставить в статью Диссидент См. также Коллаборационизм
Все без исключения коммунистические и социалистические режимы по мнению Нобелевского лауреата Хайека ведут народы к рабству.
Я предлагаю вставить Рабство в раздел См. также в статьи Коммунизм и Социализм
В каком случае вставка более обоснована? Pessimist2006 12:29, 26 мая 2009 (UTC)

В пылу спора Вы не заметили, что вопрос исчерпан. См. последние правки. Спокойней, коллега. :о) Nickpo 12:36, 26 мая 2009 (UTC)

Если вы полагаете Литература изгнания в качестве замена Коллаборационизм — я могу лишь развести руками, поскольку я не понял этой посылки… Такое добавление я могу только приветствовать. —Pessimist2006 13:12, 26 мая 2009 (UTC)
Нет, не полагаю. :о) Эта правка не имеет отношения к вопросу. А вот интегрирование слова «коллаборационизм» в статью — таки имеет. В Вашем броузере правда есть поиск? :о) Nickpo 13:16, 26 мая 2009 (UTC)
В таком ракурсе вы просто шикарно обошли противоречие, правда смысл этого включения для меня есть непостижимая тайна. Но это не противоречит правилам. —Pessimist2006 13:29, 26 мая 2009 (UTC)
Ну и слава Богу. :о) Всегда рад найти общую платформу для взаимодействия. Nickpo 13:34, 26 мая 2009 (UTC)

Слово «диссидент»: откуда произошло

Каково же происхождение слова «диссидент»? Хотя пришел этот термин из латыни, появился он не так давно – около 60 лет назад. О значении слова «диссидент» граждане СССР узнали уже после того, как этот термин получил широкое распространение на Западе. Так в американских СМИ называли советских инакомыслящих. В понимании неравнодушных граждан США диссидент был человеком, находящимся в опале, проведшим много лет в лагере.

«Диссидент» – что оначает это термин? С точки зрения американских журналистов, это бывший политический заключенный, который даже после освобождения не отказывается от своих убеждений.

В Советском Союзе термин приобрел более широкое значение. Так, один из историков сравнил диссидентов с народниками, декабристами и даже неформалами. Вообще, под этим термином стоит понимать любого человека, который недоволен авторитарным или тоталитарным режимом.

Главное о диссидентах в 9 вопросах

История термина

В религиозном значении

В Англии XVI—XVII веков термин «диссиденты» или «диссентеры» (англ. dissenters) применялся к членам протестантских групп, противостоявших официальной Англиканской церкви — пуританам, квакерам и т. п. Также они назывались нонконформистами.

В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий — так, великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии (лат. pax inter dissidentes de religione), что и было осуществлено на конвокационном сейме 1573 года в акте Варшавской конфедерации.

Позднее слово «диссиденты» стало обозначать только некатоликов. Ещё до этого значение этого слова сузилось иным образом: после Брестской унии 1596 года не принявших её православных в Польше стали называть «дизунитами» (польск. dyzunity), и название «диссиденты» осталось только за последователями протестантского исповедания, хотя вне Польши (в частности, в России) православных в Польше продолжали именовать диссидентами. Противостояние решению диссидентского вопроса стало одной из ключевых причин падения Речи Посполитой во второй половине XVIII века.

В СССР и Восточной Европе

Основная статья: Диссиденты в СССР

Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978

В 1960-е годы диссидентами стали именовать представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистско-ленинской идеологии, а апеллировало к советским законам (см. правозащитник) и официально провозглашаемым ценностям. Термин сначала стал применяться на Западе, а затем и сами инакомыслящие начали его использовать.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Иногда слово «диссидент» неточно используется по отношению к людям, не выступающим против политического режима непосредственно, но относящихся к нему критически и сознательно уклоняющихся от любых форм «сотрудничества», в том числе от карьеры, привлекательных должностей и т. п.; таких людей ещё называют «внутренними эмигрантами». Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий Василий Ерну в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент — продукт коллаборационизма между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство — «творчество, своего рода общий язык, поддерживаемый обеими сторонами».

Большинство жителей СССР не имело информации о деятельности диссидентов, не имевших возможности печататься в официальных СМИ, и не стремилось получать подобные сведения. Сравнительно немногочисленный самиздат был почти незаметен на фоне миллионных тиражей официальных печатных изданий. Среди тех же, кто такую информацию имел, отношение к диссидентам было неоднозначным. Яков Кротов так описывал отношение части прихожан Александра Меня к диссидентам:

…отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п.

В Российской Федерации

По поводу корректности применения термина «диссидент» в современной России существуют разногласия. Так, в дискуссии на Радио «Свобода» 19 октября 2007 Андрей Бабицкий говорит о «новых диссидентах», а Владимир Голышев ему оппонирует: «Несогласный — это человек, который сам себя идентифицирует через отрицание окружающего. Диссидент, он не отрицает, он себя выключает — это две большие разницы». С этим не согласен Бабицкий (его поддерживает Александр Даниэль и поддерживала Валерия Новодворская): «В советских условиях диссидентское движение было именно движением ненасильственного сопротивления, не просто неучастия». Итог дискуссии подвёл участник диссидентского движения 1970-х годов Владимир Тольц:

Я думаю, что если сейчас оно <слово> находит новую жизнь, то это от жизни зависит и словоупотребление найдётся, уточнится в процессе.

Когда и как в СССР появились «несогласные» и с чем они были не согласны?

Пока был Сталин, открыто не соглашаться с действием властей почти никто не решался — можно было попасть в лагерь и за более мелкие провинности. Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество начинает попытки наладить диалог с властью: сни­маются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным. Вырастает поколение, которое верит в то, что действия государ­ства можно редактировать, и позволяет себе все больше свобод. В частности, два писателя — Андрей Синявский и Юлий Даниэль — передали на Запад свои произведения и издали их под псевдонимами. В 1965 году их арестовали и стали судить за «антисоветскую агитацию и пропаганду». К недовольству властей, за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие), направив в Президиум Вер­хов­ного Совета «Письмо 62-х» с просьбой об освобождении писателей. Несколько человек организовали на Пушкинской площади «Митинг гласности», а мате­риалы процесса стали собирать и распространять в самиздате.

Примерно тогда же СССР подписывает Международный пакт о гражданских и политических правах своих граждан  Пакт Организации Объединенных Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года., о чем сообщается в советских газетах. Советские граждане с удивлением узнают, что об их правах заботится Комис­сия по правам человека ООН и что туда можно обращаться в случае их не­со­блюдения. Люди не обязательно пострадавшие, но считающие не­об­ходимым указать власти на правонарушения начинают собирать свидетельства.

Главное о диссидентах в 9 вопросахПротестующие против ввода советских войск в Чехословакию. Прага, август 1968 года

Одновременно похожие процессы происходят в других социалистических странах. Доходит даже до того, что в Чехословакии начинаются либеральные реформы. Советское правительство, боясь потерять контроль над со­циа­ли­сти­ческим миром, вводит в 1968 году в Прагу танки. В знак протеста восемь че­ловек выходят на Красную площадь с плакатами «За вашу и нашу свободу», «Позор оккупантам» и т. д. Естественно, их тут же арестовывают, судят и от­правляют в лагеря или психиатрические лечебницы (ведь только сумасшедший может выступать против СССР, как однажды заметил Хрущев).

Идеи диссидентства

Среди участников этого движения встречались люди совершенно разных взглядов. Всех их объединяло желание открыто высказывать свою точку зрения. В Советском Союзе позволить себе это не мог даже крупный чиновник.

Единой диссидентской организации в Советском Союзе не существовало. Это было явление скорее психологическое, нежели общественное. Диссидентов, среди которых были и писатели, и художники, и ученые, объединяла ненависть к официальной лжи. Ни один из них, как однажды отметила Елена Боннэр, жена знаменитого физика и правозащитника Андрея Сахарова, не стремился к политической деятельности.

Инакомыслие в советские времена впервые возникло в кругах московской интеллигенции. И, прежде всего, среди тех, чьи отцы и деды пережили «красный террор», сталинские репрессии. На первом этапе своего развития это движение не было антикоммунистическим. Скорее, либеральным.

Главное о диссидентах в 9 вопросах

Сколько всего диссидентов было в СССР?

Точное число неизвестно, и зависит оно от того, кого, собственно, мы считаем диссидентом.

Если считать тех, кто каким-либо образом привлек внимание КГБ (например, дал почитать кому-то самиздат) и был приглашен на так называемые «про­филактические беседы» с сотрудниками Госбезопасности, — это почти полмиллиона человек за 1960–1980-е годы. Если считать подписавшихся под разными письмами (например, под обращениями с просьбой разрешить эми­грировать или открыть храм или под письмом в защиту политзаключен­ных) — то это десятки тысяч людей

Если сократить диссидентское движение до ак­тивных правозащитников, адвокатов или составляющих обращения, то это сотни.

При этом надо учитывать, что многие ничего не подписывали, а тихо хранили дома архив «опасных» документов или перепечатывали на машинке за­пре­щен­ные тексты.

С трудом можно понять, сколько людей слушало запрещенные песни Галича или читало самиздат, но известно, что сигнал западных радиостанций прини­мали многие тысячи людей.

Как «несогласные» превратились в диссидентское движение?

Действия «несогласных» главным образом сводились к двум направлениям: первое — составление коллективных писем в советские инстанции, суды, прокуратуру, партийные органы с просьбами обратить внимание на нарушения (например, прав заключенных, инвалидов или нацменьшинств). Второе — это распространение информации о правонарушениях — главным образом через самиздатский бюллетень «Хроника текущих событий» (он выходил с апреля 1968 года)

То, что делало активистов движением, — это два «символа веры»: прин­ци­пи­альное ненасилие и основной инструмент борьбы — буква закона, принятого в стране, а также международные обязательства в сфере прав человека, кото­рые СССР обязался соблюдать.

Сначала они называли себя «правозащитники» или «Демократическое Дви­жение» (оба слова с большой буквы), потом — «инакомыслящие» (впо­след­ствии исследователи уточняли: «инакодействующие» — «мало ли кто был инакомыслящим»). Однажды иностранные корреспонденты, которые за­труднялись одним словом описать явление, которое в целом нельзя было охарактеризовать ни как правое, ни как левое, ни как оппозиционное, употребили тот же термин, каким в XVI–XVII веках называли английских протестантов, — dissidens (от лат. «несогласный»).

Тем не менее организации как таковой не было — каждый диссидент сам определял меру своего участия в общем деле: найти бумагу для самиздата, распространить, хранить его, самому писать воззвания или их подписывать или помогать деньгами политзаключенным.

У диссидентов не было лидера, но были авторитеты: скажем, письма, которые писал Сахаров, или заявления Солженицына весили больше, чем высказывания какого-либо другого человека. Для власти отсутствие иерархии было пробле­мой — если нет главы, невозможно ликвидировать кого-то одного и тем самым разрушить всю организацию.

Андрей Сахаров

Правозащитная деятельность ученого началась с выступлений против испытания ядерного оружия. В шестидесятые годы Сахаров оказался под жестким наблюдением КГБ. Он подвергался обыскам и многочисленным оскорблениям в советских СМИ. Вошло в историю и его выступление за вывод войск из Афганистана. Десять лет продолжалась война, смысл который не был ясен советским гражданам. После выступления Андрей Сахаров нашел поддержку среди обычных людей, но столкнулся с полным непониманием властей. В 1980 году его отправили в ссылку в Горький. Там он провел несколько голодовок. В 1984 году был насильно госпитализирован. Во время ссылки Сахарова за границей разворачивалась кампания в его защиту. Площадь, расположенную вблизи Белого дома, переименовали в честь советского правозащитника.

Главная задача диссидентского движения

Основной задачей диссидентов являлось информирование граждан о том, что коммунистический строй изжил себя и на смену ему должны прийти стандарты из западного мира. Свою задачу они выполняли в различных формах, но зачастую это было издание литературы, листовок. Диссиденты иногда собирались в группы и проводили демонстрации.

Что такое «диссидент» было известно уже практически во всём мире, и только в Советском Союзе их приравнивали к террористам. Их часто называли не диссидентами, а просто «антисоветчиками» или «антисоветскими элементами». На самом деле многие диссиденты именно так себя и именовали и часто отрекались от определения «диссидент».

Главное о диссидентах в 9 вопросах

Александр Солженицын

Это еще один всемирно известный диссидент. Деятельность органов государственной безопасности в преследовании писателя стала показательной и вызвала резонанс во всем мире. В конце шестидесятых годов в КГБ было создано особое подразделение, которое занималось исключительно разработкой знаменитого прозаика. Однажды сотрудники госбезопасности даже предприняли попытку убийства Солженицына. Писателю была сделана инъекции ядовитого вещества. Он выжил, но после тяжело болел.

Главное о диссидентах в 9 вопросах

Писатели-диссиденты публиковали свои произведения исключительно на Западе. Страдали от преследований КГБ не только авторы запрещенных книг, но и их помощники. Трагическое событие присутствует в истории публикации романа «Архипелаг ГУЛАГ». Помощницу Солженицына однажды задержали сотрудники КГБ. В ходе допроса она не выдержала, выдала местонахождение рукописи писателя. Ее отпустили, она пришла домой и повесилась. Узнав о смерти своей помощницы, Солженицын немедленно распорядился об издании книги «Архипелаг ГУЛАГ», которая поразила весь мир.

Лишение права на легальную публикацию

Александр Исаевич выпустил много статей и произведений на тему советской власти. Однако с приходом к власти Брежнева он был лишён права на легальную публикацию своих записей. Позднее сотрудники КГБ изъяли у Солженицына все его документы, которые содержали антисоветскую пропаганду, однако даже после этого Солженицын не собирался прекращать свою деятельность. Он стал активно заниматься общественными движениями, а также выступлениями. Александр Исаевич пытался донести до каждого, что такое «диссидент». В связи с этими событиями советское правительство стало воспринимать Солженицына как серьёзного врага государства.

После того как книги Александра были выпущены в США без его разрешения, он был исключен из общества писателей СССР. Против Солженицына была развязана настоящая информационная война в Советском Союзе. Антисоветские движения в СССР всё больше и больше не нравились властям. Таким образом, в середине 1970 годов на совет ЦК КПСС был вынесен вопрос о деятельности Солженицына. По окончании съезда было решено арестовать его. После этого 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и лишён советского гражданства, а позднее его выслали из СССР в ФРГ. Сотрудники КГБ лично доставили его на самолёте. Спустя два дня был издан указ о конфискации и уничтожении всех документов, статей и любых антисоветских материалов. Все внутренние дела СССР теперь были под грифом «секретно».

Опасно ли было быть диссидентом?

Официально власть не признавала, что в «счастливом» советском государстве есть какие-то «несогласные»: только уголовники или сумасшедшие могли заниматься антигосударственной деятельностью под маской защиты прав чело­века. Основных статей, по которым можно было расправляться с такими людьми, было четыре: «Антисоветская агитация и пропаганда»; «Рас­простра­нение заведомо ложных измышлений, порочащих советский го­су­дарственный и общественный строй»; «Нарушение закона об отделении церкви от государ­ства» и «Посягательство на жизнь и здоровье граждан под видом исполнения религиозных обрядов» (все осужденные по этим статьям в 1990-х годах были реабилитированы вне зависимости от «фактической обоснованности обвинений»).

Только за «агитацию и пропаганду» можно было попасть в политический лагерь (небольшая, как правило, зона для особо опасных преступников), по остальным — в обычные лагеря к уголовникам. Власти в какой-то момент поняли, что, несмотря на большие сроки, политическим желательнее попадать в лагерь «к своим», поскольку там они пребывали в кругу интеллигентных людей, учились друг у друга — например, юриспруденции и языкам.

Была еще статья «Измена родине» (по которой предусматривалась ответствен­ность вплоть до смертной казни), но после смерти Сталина она использовалась ред­ко  В 1962 году семь человек было расстреляно по делу восстания рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. А послед­ним политическим делом, по ко­то­ро­му был вынесен приговор к расстрелу, можно считать дело о мятеже на «Сторожевом», когда в 1975 году замполит корабля Валерий Саблин захватил управление и выдвинул политические требования властям.. Диссидентов ею скорее пугали.

Если брать статистику арестов, то она не очень высокая: в 1959 году КГБ ввел практику так называемого «профилактирования» — предупредительных бесед сотрудников органов с «инакомыслящими» — и на сто профилакти­ро­ван­ных приходится примерно один арестованный. То есть несколько десятков человек в год в Москве. В регионах — плюс еще несколько человек за все 1970–80-е го­ды. Полтора десятка человек умерли в тюрьмах и лагерях от болезней, спрово-цированных голодовками и избиениями.

Главное о диссидентах в 9 вопросахЗдание КГБ на Лубянской площади. 1989 год

Но кроме лишения свободы к диссидентам применялось множество других мер: могли выгнать с работы, из института, установить слежку или про­слуши­вание, отправить на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Людей, которые через это прошли, уже были тысячи.

Известен ряд случаев, которые можно назвать политиче­скими убийствами, но доказать это невозможно. Среди самых известных — нападение на перевод-чика Константина Богатырева в 1976 году и происшествие с математиком и организатором Еврейского народного университета Беллой Субботовской, которую в 1982 году при странных обстоятельствах задавил грузовик.

Боялась ли власть диссидентов?

Поскольку у диссидентов не было задачи свергнуть власть, то прямой угрозы они не представляли, но их действия постоянно доставляли неприятности руководству страны в целом и разным администрациям в частности.

Во-первых, неприятно было объясняться с западными компартиями, неудобно было заку­пать высокотехнологичное оборудование через подставные фирмы и быть жертвой санкций; неприятно было маленькому начальнику получать по шапке от вышестоящего за какого-нибудь зэка. Политические заключенные за­брасы­вали тюремное руководство жалобами, которые нужно было про­токо­лировать и с которыми нужно было разбираться, ломая канцелярскую машину.

Во-вторых, диссиденты подавали плохой пример и смущали «правоверных» граждан, распространяя вредную информацию. Кроме того, было непонятно, как бороться с тем, что не имеет организованной структуры: кого сажать?

С другой стороны, КГБ был нужен внутренний враг, которого удобно было связать с внешним — Америкой, чтобы постоянно генерировать ощущение опасности. Это позволяло влиять на политические решения и получать дополнительное финансирование от КПСС.

Почему диссидентам было так важно обращаться к Западу?

Сначала правозащитники не собирались «выносить сор из избы» и писали о своих открытиях советскому руководству, в крайнем случае — главам ком­партий стран Восточной Европы. Но в январе 1968 года четверых активистов самиздата осудили за то, что они опубликовали материалы по предыдущему громкому процессу — суду над писателями Синявским и Даниэлем 1965 года. Тогда двое других диссидентов написали «Обращение к мировой обществен­ности». В нем они описали процессуальные нарушения и попросили пересмо­тра дела при международных наблюдателях. Обращение было передано по ра­дио BBC на английском и русском языках, за ним по­сле­довала кампания против политических преследований, гораздо более мас­штабная, чем в 1965 году.

Это был первый случай такого официального выступления диссидентов против действий властей. В дальнейшем же они старались сообщить на Запад обо всем незаконном, что попадало в их поле зрения. Власть это раздражало: так слож­нее было делать «хорошую мину». Кроме того, информация, попадавшая на Запад, становилась инструментом экономического давления, своего рода санкций. Например, в 1974 году к закону о торговле США была принята по­правка Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивали торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции. Из-за этой по­правки СССР, в частности, было трудно закупать компьютеры и приходилось действовать через подставные фирмы.

Другим раздражающим фактором для советского правительства были письма от международных комитетов ученых в поддержку коллег — как, например, в защиту биолога Сергея Ковалева, историка Андрея Амальрика, физиков Юрия Орлова и Андрея Сахарова — на такие обращения невозможно было не реа­ги­ровать: бюрократическая система была устроена так, что по факту каждого обращения нужно было проводить расследование, кого-то наказывать, при­ни­мать какие-то меры.

Главное о диссидентах в 9 вопросахГенеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 1975 год

В 1975 году СССР подписал Хельсинский акт  «Хельсинский акт» — За­ключительный акт Совещания по без­опас­ности и сотрудниче­ству в Европе, подписанный в 1975 году на встрече в Хельсинки представителями СССР, США, Канады, большинства государств Европы и Турции., то есть подписался под обяза­тельством предоставлять своим гражданам свободу передвижения, контактов, информации, право на труд, право на образование и медицинское обслужи­вание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус. Документ, опубликованный в советских газетах, стал главной картой правозащитников: «Вот, вы же сами подписали, извольте выполнять». На следующий год пра­во­защитники объеди­нились в Хельсинкские группы (сначала в Москве, потом на Украине, в Литве, Грузии и Армении), чтобы отслеживать нарушения этих прав и свобод, о кото­рых, опять же, сообщали остальным странам-под­писан­там.

Вывозить информацию помогали иностранные корреспонденты, которых звали на домашние пресс-конференции. (Интересно, что общение с иностранцами в целом для обычного советского человека выглядело вопиющим диссидент­ским актом — о каждом случае такого общения становилось известно властям.) Распространяя информацию таким образом, диссидентам удавалось, не меняя системы в целом, спасать или смягчать участь отдельных людей.

Чего добивались диссиденты?

Диссиденты не планировали захватить власть в СССР и даже не имели кон­крет­ной программы по его реформированию. Все вместе они хотели, чтобы в стране уважались базовые права человека: свободы передвижения, вероисповедания, слова, собраний, а каждая группа в отдельности добивалась чего-то своего — еврейское движение занималось репатриацией в Израиль, движение крымских татар выступало за то, чтобы вернуться в Крым, откуда татары были де­пор­ти­рованы в 1944 году; христианское движение хотело открыто исповедовать Христа и крестить детей; диссиденты-заключенные го­лодали за то, чтобы соблюдались их права и выполнялись тюремные правила; кришнаиты хотели спокойно заниматься йогой и кормить своих детей вегетарианской пищей, не боясь, что их лишат родительских прав.

Главным образом диссиденты старались, чтобы как можно больше людей в СССР и за рубежом узнало о нарушениях и о том, что власть врет, когда говорит, что в стране соблюдаются права человека и все счастливы. Для этого использовался и самиздат, в частности «Хроника текущих событий», и разные способы передачи информации на Запад — домашние пресс-кон­фе­ренции, пересылка текстов через иностранных подданных и т. д. Но часто пострадав­шие получали и конкретную помощь: деньги или бесплатного адвоката. Скажем, Солженицын передавал все доходы от издания за рубежом «Архипе­лага ГУЛАГ» политзаключенным, а адвокат Софья Каллистратова бесплатно защищала самиздатчиков, крымских татар и евреев-отказников.

Заключение диссидента

Во время Второй мировой войны он отправился на фронт и дослужился до звания капитана. Однако он стал не одобрять многие действия Сталина. Ещё во время войны он вёл переписку с товарищем, в которой жестко критиковал Иосифа Виссарионовича. У себя в документах диссидент хранил бумаги, в которых сравнивал сталинский режим с крепостным правом. Данным документов заинтересовались сотрудники «Смерша». После этого началось расследование, в результате которого Солженицын был арестован. Его лишили капитанского звания, а в конце 1945 г. он получил срок.

В заключении Александр Исаевич провёл почти 8 лет. В 1953 году его освободили. Однако даже после заключения он не поменял своё мнение и отношение к Советской власти. Скорее всего, Солженицын только убедился, что инакомыслящим людям в Советском Союзе приходится нелегко.

Главное о диссидентах в 9 вопросах