Диалектика души в романе «война и мир»

Через страдания и борьбу

Диалектика души в романе "война и мир"

Диалектика души в романе «Война и мир» раскрывается и через изменение героев, через их духовный рост, который происходит в процессе внутренней борьбы и страданий. Им сопутствуют радости, горести, разочарования, взлеты и падения. То есть автор показывает героев в непростые для них минуты жизни, тем самым раскрывая все стороны их личности, в том числе и неприглядные.

Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.

То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.

Роман «Анна Каренина»

В наиболее драматичном романе Толстой также использует метод диалектики души. Это тоже очень сильное произведение, раскрывающее человеческий нравственный мир. В «Анне Карениной» личность героини показывается очень глубоко. Вся накаленная ситуация, которая ставит ее перед выбором — муж, положение или любовь — отзывается в ней гигантским нравственным кризисом. Аристократическая среда ее изгоняет, совесть и желание счастья вне брака раскалывают ее. Это внутренний кризис ломает героиню. Здесь происходит не диалектическое развитие, а диалектическое падение, надлом и отчаяние в жизни.

Диалектика души в романе "война и мир"

Моральную своеобразную перестройку проходит и Вронский. Раскрытию характера Графа Вронского Толстой уделил меньше внимания. Этот герой до встречи с Анной полностью доволен своим высоким положением и успехом в обществе. Но любовь меняет его еще юношеские взгляды на жизнь. Он разрушается изнутри из-за любви, становится опустошенным, хотя настоящая любовь должна окрылять, а не опускать на дно душу.

Искусство рассуждения

Диалектика души в романе "война и мир"

Прежде чем разобраться в значении рассматриваемого нами объекта, целесообразным будет определиться с толкованием термина «диалектика». Он пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство вести спор, умение рассуждать».

Так назывался один из философских методов – метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.

Этот метод следует из «Диалогов» Платона, где два или больше участников, имеющих различные мнения, стремятся найти истину, обмениваясь своими мыслями. В результате происходит движение вперед, развитие, и «в споре рождается истина».

Далее перейдем к рассмотрению понятия «диалектика души».

Примеры развития через противоречия

Что же такое диалектика души? Примеры можно найти на страницах томов «Войны и Мира». Персонаж Андрей Болконский прошел наиболее глубокое развитие. Толстой провел своего героя через потери и разочарования, чтобы читатель увидел, как постепенно гордый молодой человек стал умудренным военным и житейским опытом зрелым человеком.

Писатель хотел, чтобы читатель увидел, насколько противоречивыми могут быть мысли и чувства в одном человеке, и как он справляется с этим. Духовные метания героев, диалектика души в романе «Война и мир» приводит к значительным трансформациям внутренней психологии героев.

Диалектика души в романе "война и мир"

Сначала Болконский показывается нам тщеславным человеком. Но пройдя через ранение, испытав душевный кризис, герой становится более человечным, мягким и умиротворенным внутри.

Через внутренние переломы проходит и графиня Марья, и Николай Ростов. Каждый из героев находит свою новую судьбу. А вот князь Андрей ищет счастье во внутреннем спокойствии, его последнее испытание стало роковым. Он принимает после очередного ранения Бога, исповедуется и умирает.

Диалектика души в романе "война и мир"

Своих героев Толстой намеренно ставит в сложные ситуации, которые изменяют в корне их мысли и духовные устремления. Например, Пьер Безухов. Когда он попадает в плен, его личность изменяется до неузнаваемости. В условиях плена он общается с простым народом, пересматривает свои личные усмотрения и попадает домой уже более духовно сильным, нравственно более чистым человеком.

Трилогия Толстого

В трилогии «Детство»,»Отрочество» и «Юность» писатель старается показать тяжелый путь, который нужно пройти, чтобы стать настоящей личностью. Герой Иртеньев медленно, шаг за шагом, проходит все этапы взросления и социализации. Анализ своей личности, сравнения и духовные поиски — все это крутится хаотическим потоком в душе героя, заставляя его страдать и познавать жизнь.

В повести «Юность» Толстой во многом описывал свои переживания. Диалектика как метод здесь максимально точна. И писатель подчеркивает, что без постоянной внутренней борьбы человек не станет ни нравственным, ни великим.

Ценность «негероической» жизни

Диалектика души в романе "война и мир"

Молодой Безухов выступает в романе в качестве представителя интеллектуальной элиты российских дворян. Он с презрением относится ко всему «понятному» и «близкому», то есть к повседневной жизни, лишенной глобальных идей и возвышенных устремлений. Толстой называет это «оптическим самообманом», отчужденностью, неспособностью увидеть бесконечное и великое в простом, возможностью видеть в нем лишь мелкое, бессмысленное, житейское, ограниченное.

Здесь у Толстого диалектика души героя отражена в духовном прозрении Пьера. Ему удалось постичь ценность обыденной, «негероической» жизни. После испытанных в плену унижений и увиденной изнанки отношений между людьми, после открытия им духовности в обычных русских людях, таких как Платон Каратаев, Пьер многое усвоил для себя.

Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.

Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя. Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.

Новое время

Разные сферы мышления в этот период были подчинены метафизике, диктуемыми ею взглядами. Тем не менее диалектика – это важный аспект философии Нового времени. Видно это, в частности, из высказываний Декарта, который продвигал теорию того, что окружающее нас пространство неоднородно. Из заключений Спинозы следует, что природа сама есть своя собственная причина, а значит, диалектика становится необходимой для осознания свободы: понимаемой, безусловной, неотменимой, не поддающейся исключению. Идеи, появление которых обусловлено мышлением, фактически отражают связи вещей, в то же время категорически недопустимо рассматривать материю как некую косность.

Рассматривая категории диалектики, немаловажные заключения делает Лейбниц. Именно он стал автором нового учения, гласившего, что материя активна, сама обеспечивает собственное движение, представляет собой комплекс субстанций, монад, отражающих разные аспекты мира. Лейбницем впервые была сформулирована глубокая идея диалектики, посвященная времени, пространству, единству этих явлений. Ученый считал, что пространство – это взаимное существование материальных объектов, время – порядок следования этих объектов один за другим. Лейбниц стал автором глубокой теории непрерывной диалектики, рассматривавшей тесные связи произошедшего с наблюдаемым в настоящий момент.

Диалектика души в романе "война и мир"

Средневековая диалектика

Период «Темных времен» истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.

Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой «объективной» реальности был разделен между родами и видами.

Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития — все они применялись в Средневековье.

Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.

Диалектика души в романе "война и мир"

Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона «перехода от количественного к качественному развитию». В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.

Античная диалектика

Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика — это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.

Диалектика души в романе "война и мир"

Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности — порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.

Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия «диалектика» и «аналитика». Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое — философское понятие, а второе — научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.

Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии — это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий — единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.

В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт «существования» этих двух понятий. Их объединяло третье — «бытие». На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.

Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому «бытие» и «иное», так же связано, как и «покой» и «движение». Сопоставление этих понятий делает их «тождественными», что противоречит само себе по своей сути.

Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего — покоя, движения, бытия, тождества и иного.

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ . Дата обращения 28 апреля 2013.
  3. ↑ ДИАЛЕКТИКА // Современная энциклопедия. — 2000.
  4. Сократ //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Философия //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. . Дата обращения 30 апреля 2013.
  7. Под редакцией А.А. Ивина. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. — 2004.
  8. Диалектика — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9. Цитируется по: Антилатинские сочинения / святитель Фотий, патриарх Константинопольский. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия. — 2-е изд. 2017. — 248 с. / Амфилохии. 208 с. ISBN 978-5-9908681-0-6.
  10. Горнштейн Т. Н. Диалектический метод / Глава четвёртая // Философия Николая Гартмана. (Критический анализ основных проблем онтологии). — Ленинград: «Наука», 1969.
  11. Эварист Санчес-Паленсиа. Диалектическая прогулка в науке. 2012
  12. Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995.
  13. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. Философско-историческое введение // Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995. — С. 608—648
  14. К.Поппер, «Что такое диалектика?»
  15. «… не следует думать также, что именно „борьба“ между тезисом и антитезисом „создаёт“ синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и создавать новые идеи …»
  16. «Единственной „силой“, движущей диалектическое развитие, является, таким образом, наша решимость не мириться с противоречиями между тезисом и антитезисом.»

Методы диалектики у Толстого

Благодаря нескольким хорошо продуманным методам, Толстому удается сделать внутренний мир своих героев настолько красочным, глубоким, многогранным, что они кажутся реальными людьми. Писатель раскрывает эти миры через внутренние монологи, сны, размышления.

Очень важными для сюжета здесь оказываются страницы из дневников в «Войне и мире». Например, нам многое рассказывает дневник графини Марьи. Также дневник ведет Пьер, когда увлекается масонскими идеями. Причем все размышления не оторваны от окружающей персонажа действительности. Толстой создает гармонию между внутренним и внешним миром героя.

Вокруг нас и не только

Отличительная особенность нашей повседневности – обилие противоречий, повторений, отрицаний. Это побуждает многих применять метод диалектики к циклическим процессам, наблюдаемым человеком в окружающем пространстве. Но законы этой области философии таковы, что существенно ограничивают область применения явления. Как воспроизведение, так и отрицание, как следует из диалектики, можно рассматривать строго на уровне противоположных особенностей конкретного предмета. Говорить о развитии можно лишь в том случае, когда известны исходные противостоящие друг другу особенности. Правда, выявление таковых на начальной стадии представляет собой немалую проблему, поскольку логические аспекты растворены в исторических предпосылках, возвраты, отрицания нередко лишь отражают результат воздействия внешнего фактора. Следовательно, сходство в такой ситуации не более чем внешнее, наносное, а значит, не допускающее применение методов диалектики к объекту.

Внушительное развитие явления, теории того, что это – диалектика, было связано с работами, над которыми трудились последователи стоицизма. Особенно важные вехи – труды Клеана, Зенона, Хрисиппа. Именно их усилиями явление углубилось, расширилось. Стоики анализировали категории мысли и языка, что стало принципиально новым подходом к философскому течению. Созданное в тот период учение о слове было приложимо к окружавшей действительности, воспринимаемой логосом, из которого рождается космос, чьим элементом выступает человек. Стоики рассматривали все окружающее как некую единую систему тел, поэтому многие называют их в большей степени материалистами, нежели кто-либо из более ранних деятелей.

Принцип «диалектики души» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Люди как реки..

J1. Толстой

Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляются одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

«Диалектика души», «текучесть человека», его способность к постоянному раз­витию, к самосовершенствованию всегда были для писателя признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, с его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в ней, пытаются понять глубинный смысл, путаются, ошибаются, начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Так живут все положительные герои романа «Война и мир»: князь Андрей и Пьер Безухов, княжна Марья и Наташа Ростова. От начала и до конца книги прошло не много лет, но герои ее не просто стали старше, они стали лучше, мудрее, оставаясь при этом самими собой. Они пережили личные драмы, со всем народом прошли испытания 1812 года. Пересилив общую беду и перестрадав свои ошибки, они многое открыли для себя и сделали все, что успели и хотели сделать для людей.

Помните, как мечтал о славе князь Андрей: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым. .. для одного этого я живу». Но уже в этом тщеславном стремлении молодости есть нечто большее, чем простое желание быть в центре внимания. В нем есть стремление совершить что-то нужное, значительное для людей, есть любовь к другим людям; он готов даже погибнуть в бою под Аустерлицем во имя своей мечты и общего блага. Борьба со страхом, страдание от боли и потерь, разочарование открыли князю Андрею простые и вечные ценности жизни. «Я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух», — понял тяжелораненый Болконский. «Сострадание, любовь к братьям, к лю­бящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам… вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив» — это последние слова князя Андрея.

А как меняется Пьер! Смешной, неуклюжий, легкомысленный в начале романа, он все ждал «чего-нибудь особенно умного», хотел бы заняться чем-нибудь дельным, да только никак не знал, с чего ему начать. Он натворил немало глупостей, ненавидел свою жизнь и презирал себя, пока не понял, «как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся». «Теперь он был совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге», — с удовольствием отмечает Толстой. Теперь уже Пьер убеждал князя Андрея в том, что понял сам, во что поверил всей душой: «Несправедливо то, что есть зло для других», — говорил Пьер и пытался исправить это зло, учился жить для других людей. У него не все получалось, но он убеждал своего разочарованного друга: «Наложить, надо любить, надо верить…» Пьер долго шел к своему «великому подвигу и великому счастью». Но путь его был честен.

Лучшие герои Толстого всегда недовольны собой. Видимо, это побуждает их «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться». Это и есть движение, развитие, «диалектика души», без которой нет жизни и нет настоящего человека.

Беру это сочинение!

Похожие сочинения

Истории душ в романах Толстого, духовные искания героев

Зачастую отмечают, что на многочисленных страницах книг Толстого души главных героев проходят через сложные и многогранные процессы перевоплощения. Это относится к понятию «диалектика души», ведь наблюдая за душевным ростом или падением героя, мы осознаем, что послужило этому или воспрепятствовало.

Личности героев меняются и вырастают – через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлеты и падения. Идеал человека Толстой видел в подлинности его личности, он старался раскрывать душевную суть и глубину героя через моменты, когда человек меньше всего управляет собой и своим поведением.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Анна Каренина, Андрей Балконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого.

Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая как протекала история становления их душ.

Диалектика души — это все о персонаже

Диалектика — это философское понятие, которое означает изменения посредством взаимодействия 2 начал, противоположных друг другу. Если говорить о литературных героях, то их развитие как личностей — ключевой момент в любом произведении. То ли в рассказе, то ли в поэме. Так как именно внутренний мир героя трогает читателя, заставляет последнего сочувствовать выдуманному персонажу или порицать его.

Как мы помним из курса литературы, в произведении есть герой и повествователь. И последний является индивидуальностью со своими личными воззрениями.

Главный герой произведения и сюжет тесно взаимосвязаны. Чтобы подтолкнуть события в придуманном мире в нужном направлении, нужно изменить строй мыслей и состояние души персонажа. Тогда развитие внешних событий будет естественным. Поэтому начинающий писатель обязан изучать методы, с помощью которых литературный персонаж проходит этапы развития, либо же, наоборот, этапы деградации личности.

Самобытный психологизм Толстого

Критики и литераторы отмечают оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма.

То, как он желал продемонстрировать характеры героев в движении, было отчасти новаторским решением для русской литературы той эпохи, но даже сейчас его углубленный анализ личностей и влияние событий на их движение вперед или нравственное падение вызывает восхищение.

Таким образом, Толстой не просто показывал героев читателям, он также выражал свое мнение и выражал оценку изображаемого. И эта оценка была нравственной, потому что предпочтительнее всего для Толстого было смотреть на вещи с этой позиции.

Используя внутренний монолог героя, Толстой создавал иллюзию «подслушанных мыслей», например – размышления князя Андрея под небом Аустерлица. Он подробно анализировал поведение и мышление героев, тем самым, предоставляя от автора уже готовую психологическую оценку.

Путем изображения различных и порой неожиданных событий в жизни героев, он раз за разом раскрывал глубины их душ и создавал впечатление того, что читатели вместе с персонажами проходят этот путь развития и переосмысления действительности.

Толстой использовал сны, чтобы преподнести подсознательный ментальный план Пьера, детализированное впечатления персонажей от мира, чтобы показать, на чем конкретно заостряется их психика, и тем самым определить их внутренний психологический процесс мышления – Наташа Ростова на балу.

Критика и оценки диалектики

Николай Гартман

По мнению Н. Гартмана,

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».

Карл Поппер

Основная статья:

Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезисантитезиссинтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как . Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.

К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определённое логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.

Метод «диалектики души» на примере образа Пьера Безухова

Метод «диалектики души», предполагающий не только «мелочность», но и «генерализацию», связан с мировоззренческой позицией Толстого. Внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к всемирной гармонии. Так называемые «духовные озарения» являются моментом торжества внутренней свободы интеллектуального героя, силой духа преодолевающего враждебные обстоятельства. Эти мгновенные ощущения, приводящие героя к радостному сознанию своего единства с Миром, вместе с тем обусловлены сложной системой перекрещивающихся внешних и внутренних воздействий.

Сирого перечисляются внешние детерминанты, определяющие нравственно-психологические состояния персонажей и их поведение. Вместе с тем »тот строго причинный ряд встречается с другим рядом мотивов, возникающих из внутреннего опыта личности, ее душевного содержания. Внутренние детерминанты, сочетаясь с внешними, образуют сложную систему уровней детерминирующих факторов.

Трактуя идейно-нравственные возвышения героев-персонажей как мгновенные проявления их трансцендентной свободы, Толстой объективно изображает встречу внешних и внутренних детерминант. Таким образом, он, не будучи сторонником однозначного детерминизма, улавливал объективно вероятностно-статистические закономерности. Философское учение о всеобщей причинной связи, универсальной обусловленности и закономерности развития всех явлений природы и общества позволяет нам понять сложную идейно-эстетическую позицию Толстого, в произведениях которого внутренне и внешне обусловленное поведение персонажей вполне сочетается с признанием за ними свободной воли.

Толстой более всего заботится о соответствии философских идей и представлений «собственному нравственному и эстетическому чувству». Под чувство, говорит исследовательница, Толстой «стремится подвести рациональное, как правило философское, основание, но лишь затем, чтобы проверить в этом философском облачении истинность своих чувств материалом и опытом жизни других людей. В процессе этой неустанной проверки нравственно-философские идеи Толстого наполнялись непрерывно все новым и новым эстетическим содержанием, из философских превращались в идеи эстетического качества». Действительно, учение Толстого обобщило уникальный художественный опыт. Стройная система его убеждений, как отмечалось, возникает только в результате органического слияния теоретических воззрений и личного эмоционально-психологического восприятия. Толстой создал великие художественные ценности не вопреки своим философским воззрениям, а благодаря им. Его произведения формировались под явным влиянием плодотворных философских идей, органически вошедших в нравственно-психологический опыт писателя, способствовавших эстетическому постижению закономерностей человека и мира, материалистическому решению проблемы взаимодействия субъекта и объекта в самой художественной практике писателя.

Возникает вопрос: как же представления о человеческой личности, выраженные в эпилоге романа в терминах идеалистической философии, соотносятся с эстетическим содержанием романа, превосходящим, логическую схему? Несомненно, они трансформируются в соответствии с самой природой художественного творчества. Философские идеи писателя, принимая эстетическое выражение, синтезируясь в эстетическом идеале, возвышаются до уровня прекрасного. Эстетический идеал, следовательно, содержательнее, разностороннее не только социально-политических, но и нравственно-философских воззрений писателя, взятых в отдельности друг от друга. Принимая эстетическое выражение, они теряют характер научной абстракции и выливаются в конкретно-чувственную картину взаимодействия человека и мира.

Положительные герои Толстого, и прежде всего Пьер Безухов и Андрей Болконский, обнаруживают в себе то общечеловеческое содержание, которое считается писателем абсолютной духовностью, а в художественном преломлении выступает торжествующей гармонией. Неоспоримая, самоочевидная духовность человека, воспринимаемая как прекрасное и возвышенное, составляет концепцию личности у Толстого.

Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

Диалектика в немецкой философии

Диалектика души в романе "война и мир"

Жемчужиной мировой философии традиционно называют работы немецких философов эпохи классицизма. Идеалистические понятия значения диалектики в философии (кратко) связаны не только с познанием истинности суждений, но и с деятельностью и причинно-следственными факторами. Согласно кантовской диалектической теории, главная проблема бытия заключается в критике чистого разума, действительности и философского познания древности. Это был принципиально новый подход к обсуждению диалектики, который был раскрыт в работах Фихте, Шелинга, Гегеля и многих других известных мыслителей эпохи классицизма. Они размышляли над природой человеческого развития не как религиозного познания, а как единение разума и души.

Правила и понятия

Основные законы диалектики определяют развитие. Ключевой считается закономерность борьбы противоположностей, единства, а также переход из качества в количество и назад. Необходимо упомянуть закон отрицания. Через все эти законы можно осознать источник, направленность движения, механизм развития. Диалектическим ядром принято называть закон, декларирующий, что противоположности вступают в борьбу меж собой, но при этом едины. Из закона следует, что всякое явление, предмет одновременно наполнены изнутри противоречиями, которые взаимодействуют, едины, но противоборствуют. Согласно пониманию диалектики, противоположность – такая форма, этап, когда присутствуют исключающие, отрицающие друг друга специфические черты, качества, тенденции. Противоречие представляет собой взаимоотношение сторон, находящихся в противостоянии, когда одна другую не только исключает, но и является условием для ее существования.

Диалектика души в романе "война и мир"

Сформулированная суть основного закона диалектики обязывает анализировать взаимные отношения посредством формальной логической методологии. Необходимо запрещать противоречия, исключать третье. Это стало для диалектики определенной проблемой в момент, когда противоречия, исследуемые наукой, необходимо было привести в соответствии с гносеологическими подходами, то есть учением, рассматривающим процесс познания. Материальная диалектика вышла из этой ситуации через выяснение отношений логичного, формального, диалектического.