Держава и Скипетр
Елизавета I, Англия, 16-й век
Фридрих V, Чехия, 17-й век
Екатерина Великая, Россия, 18-й век
Александр III, Россия, 19-й век
Елизавета II, Англия, 1953
Историки говорят, что Скипетр произошел от Посоха, т.е. царь — пастырь для народа. Тот же символизм у Папы Римского, например. Изображения это подтверждают:
Наполеон, Франция, 19 век
Видим самый настоящий посох. Однако есть и другие изображения этой же коронации. Например:
Прикольная штука с рукой… чесать спину, видимо… Шучу.
Наполеон примерно так отреагировал бы на мою шутку:
«Казнить…»
Но я это к чему. В англоязычной Вики вычитал следующее:
Коронация Эдуарда Исповедника
То есть нельзя сказать, что скипетр — это посох. В записях путаются термины: скипетр, посох, жезл, — поскольку обозначают почти одно и то же, и при переводе замещают друг друга, однако видно четко, что это разные предметы. Есть длинные посохи, есть короткие… ну, назовем их «скипетрами», раз уж речь о них, хотя можно было бы и «жезлом» величать.
Теперь, понимая, что у царей был и посох, и скипетр, можно отбросить мысль, будто скипетр — это только лишь укороченный со временем посох, и сосредоточиться на его изначальной «короткости», оставив посохи там же, где и плети — в «пасторском» отделе (хотя и там не так всё просто — к концу статьи увидите). Их символизм ясен, достаточно вспомнить, что слово «Дисциплина» произошло от французского хлыста (вроде бы).
А скипетр — это скипетр. Не зря же именно его, а не посох, пародировали шуты:
А мы ведь понимаем, что шуты — это наследие святочных ряженых. У шутов, как вы видите, на конце скипетра была кукла вместо христианских крестов и голубей, вместо имперских орлов (тоже языческих). И это, скорей всего, не забавы ради изначально было.
Пока вы оцениваете шикарные ноги нарисованного шута, скажу, что чую местом, откуда они растут: нельзя рассматривать скипетр отдельно от так называемой «державы», ведь они всегда идут бок о бок, составляя единое целое. В отличие от того же посоха. И именно пристрастие к нему Шутов, т.е. грубо говоря, Волхвов или Язычников, намекает нам то, чем же изначально являлась «держава», которую, кстати, нельзя увидеть в шутовских руках. Почему — я вам тоже скажу.
О державе говорят так: крест на шаре обозначает власть Христа над миром. А царь как бы носитель этого порядка. Опускаясь с неба на землю, говорят, что шар — это территория (orbis terrarum), над которой властвует царь. Допустим, так и было в недавних веках, но это не значит, что держава вообще появилась из понятия «Земной шар» и уж тем более «Территория».
Второе наименование её — «яблоко» — уже более символическое. Мы ведь помним, откуда у будущих князей это яблоко, не так ли? От «мирового древа» и его «молодильных яблок», конечно же. Это историки тоже не учитывают, ссылаясь просто на схожесть форм шара и яблока. Но я вам сейчас не о яблочном символизме хочу рассказать, а о другом предмете, который тоже связан с «мировым древом», являясь его частью и в шаманских культурах не отделим от того, что назвали «скипетром»… а Европа изначально была очень даже шаманской.
(Только не думайте, что шаманизм — это прям истинное мировоззрение. Он так же далёк от своего корня, как и Христианство. Однако это не мешает им всем быть носителями исконных традиций).
Впервые об этом я задумался, когда изучал Кибелу…
Российские державы
- Держава Большого наряда («Держава Мономахова», Держава Российского царствия) — (хранится в Оружейной палате). Вместе со скипетром и Шапкой Астраханской входила в состав «Большого наряда» царя Михаила Федоровича. Держава и скипетр, вероятно — работы западноевропейских ювелиров, исполненных во второй половине XVI века. Есть основания предположить, что скипетр и держава входили в состав даров, привезенных в 1604 году царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи. «Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. В верхней части она перепоясана обоймицами, делящими её на четыре сектора с чеканными композициями на темы из ветхозаветной истории царя Давида: „Помазание Давида пророком Самуилом“, „Победа Давида над Голиафом“, „Возвращение с победой“, „Гонения от Саула“. Сверкающие эмали на рельефных изображениях, яркие, насыщенные по тону самоцветы — зеленые изумруды, красные рубины, синие сапфиры, обведенные у основания эмалевыми узорами, — сливаются в мажорную по своему звучанию феерию красок, являющуюся доминантой декоративного оформления державы».
- Держава греческой работы (Держава царя Алексея Михайловича царьградского дела, Яблоко великодержавное греческого дела) — (в Оружейной палате). Изготовлена в Стамбуле. «Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году».
- Держава Петра II — (в Оружейной палате). Изготовлена в 1727 году. Миниатюрность регалии, скорее всего, объясняется тем обстоятельством, что она была предназначена для юного монарха.
- Держава императорская — создана для Екатерины II (хранится в Алмазном фонде)
Бубны и Колотушки
Тут мне остаётся только комментировать, ведь всё есть у профессионалов своего ремесла. Передаю слово Мирче Элиаде:
Вот вам и связь бубна с Яблоками, которые тоже висят на Мировом древе. За внешним образом скрывается глубокая суть. Что уж там говорить, когда все наши заговоры, которые, суть, языческие молитвы, всегда обращаются к тому же «центру мира».
А вы вспомните невероятно богатые украшения «держав», а также любимую деталь в виде Т-образного перекрестка, идущего от «экватора»:
Сравните с описанной «держалкой» бубна:
Рудимент, оставшийся в виде украшения, или простое совпадение в моей воспаленной фантазии?
Я уж молчу про наименование бубна «конём», поскольку его музыка способствует экстатическому трансу шамана. Это чуть ли не самое устойчивое сравнение во всем шаманском мире. Ну, и сравните это с «духом» (сивкой-буркой), который опьяняет будущего «князя» («конязя, кентавра») во время обряда.
Про бубны сказано много, но такова участь современного отношения к шаманизму, что лишних вопросов задавать нельзя. Бубен сакрален, мистичен, и всё тут. Просто сделай умный вид и промолчи
Хотя оно и ежу понятно, что сам бубен тут не несёт важности — важен его бой, музыка — Пегасов источник Муз, вдохновляющий, опьяняющий, несущий экстаз… А вы думаете просто так англичане с американцами подняли музыкальную индустрию до заоблачных высот? Вытекающее из этого следствие: бубен = болван, т.е. временное вместилище духа (той же музы)
Но бубен бесполезен без ударного инструмента — руки или колотушки, дающей и комфорт игры, и более глубокий звук. Приведу первое попавшееся описание (оно всё равно у всех народов одинаковое):
Как видите, тут вам и хлыст, и посох, и жезл… И даже два жезла, как у некоторых правителей. Еще чуть о колотушках:
Оттого у шутов и венчала жезл карикатурная голова — лик духа. Что ж, думаю, достаточно.
Кибела была не единственной Матроной-шаманкой в мифологии. Вспомнить хотя бы знаменитого Одина-Вотана, отца северо-западной Европы, от которого пошли германцы… Те самые, которые потом активно использовали Скипетр и Державу в качестве регалий власти. Самый настоящий князь-шаман со всеми атрибутами, приведший «Асов» с Востока. В мифах упоминается его восьминогий конь Слейпнир, на котором он путешествовал по мирам, — это и есть бубен шамана.
И для последнего сравнения:
Знаменитая шапка, превратившаяся в корону. Прочтём снова у М. Элиаде:
Случайных совпадений всё больше…
Верны ли мои догадки? Пока не знаю, найдется ли подтверждающая информация. В мою концепцию данное сравнение ложится просто идеально. Держава-Бубен, Скипетр-Колотушка, Корона-Колпак… Плюс сам трон — четвертый символ власти… А ведь у оракулов-шаманов тоже был трон!
Пифия
Кибела
Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про «курганную бабу» и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, — нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ — четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис… Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции — Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.
Кибела
Карл IV
Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.
Безумство — это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин — «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:
Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?
Понимаете, это просто ересь какая-то… Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!
Тимпан — это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:
Триумф Вакха
Всё остальное пропускаю — там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и Кентавры), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела — это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора — олицетворения жениха-князя… не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).
Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!
И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка — наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!