Что такое деист

Деисты – известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром – божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Что такое деист

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами – они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убежденным атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической, и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Примечания

  1. — статья из Новой философской энциклопедии
  2. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=5
  3. ↑ Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 2000.
  4. Кузнецов Б. Г. Ньютон. — М.: Мысль, 1982. — (Мыслители прошлого).
  5. Л.Я.Бляхер, Б.Е.Быховский, С.Р.Микулинский и др. История биологии с древнейших времен до начала XX века. — М.: Академия наук СССР, 1972.
  6. Коллинз, Джон-Энтони // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  8. Тарле Е. В. Наполеон // Сочинения в 12 томах. — Том 7. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 121. — 866 с.

История

Идеи деизма связаны с концепцией , сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (). Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624). В XVII—XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

От Чербери к Юму

Рациональное представление о Боге было абстрактной и свободной надстройкой над строгой закономерностью Вселенной, надстройка эта оснащена предикатами непостижимой мудрости и разума, но недостижима для любого истинно религиозного приближения. Понимание Просвещением строгой причинности и прагматическая потребность Просвещения предполагать цели и намерения за упорядоченными вещами были в деизме связаны довольно поверхностно и неорганично. Дэвид Юм представлял этот деизм, объявляя естественным, если не необходимым, выводить из единства, правящего во Вселенной, простой и неделимый мировой разум

Но он дал этому деизму новый поворот, благодаря которому взорвал естественно-правовое мышление в очень важном месте.

Прежний деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовых основах. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество, принадлежавшая к вневременным изначальным элементам истин разума, которая в старые времена, конечно, могла быть затемнена обеднением и искажением, но всегда оживала вновь, когда побеждал разум. Приведенное же Юмом мощное и потрясающее доказательство того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям, задевало не только христианскую религию откровения, но и старую античную и естественно-правовую веру в стабильный, действующий во все времена разум человека. Человечество, по мнению Юма, только постепенно восходит от низшего к высшему.

Примечания

  1. — статья из Новой философской энциклопедии
  2. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=5
  3. ↑ Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 2000.
  4. Кузнецов Б. Г. Ньютон. — М.: Мысль, 1982. — (Мыслители прошлого).
  5. Л.Я.Бляхер, Б.Е.Быховский, С.Р.Микулинский и др. История биологии с древнейших времен до начала XX века. — М.: Академия наук СССР, 1972.
  6. Коллинз, Джон-Энтони // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  8. Тарле Е. В. Наполеон // Сочинения в 12 томах. — Том 7. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 121. — 866 с.

История

Идеи деизма связаны с концепцией , сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (). Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624). В XVII—XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

От Чербери к Юму

Рациональное представление о Боге было абстрактной и свободной надстройкой над строгой закономерностью Вселенной, надстройка эта оснащена предикатами непостижимой мудрости и разума, но недостижима для любого истинно религиозного приближения. Понимание Просвещением строгой причинности и прагматическая потребность Просвещения предполагать цели и намерения за упорядоченными вещами были в деизме связаны довольно поверхностно и неорганично. Дэвид Юм представлял этот деизм, объявляя естественным, если не необходимым, выводить из единства, правящего во Вселенной, простой и неделимый мировой разум

Но он дал этому деизму новый поворот, благодаря которому взорвал естественно-правовое мышление в очень важном месте.

Прежний деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовых основах. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество, принадлежавшая к вневременным изначальным элементам истин разума, которая в старые времена, конечно, могла быть затемнена обеднением и искажением, но всегда оживала вновь, когда побеждал разум. Приведенное же Юмом мощное и потрясающее доказательство того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям, задевало не только христианскую религию откровения, но и старую античную и естественно-правовую веру в стабильный, действующий во все времена разум человека. Человечество, по мнению Юма, только постепенно восходит от низшего к высшему.

Отношение деизма к традиционным религиям

Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести.

Отношение деизма к традиционным религиям

Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести.

Отношение деизма к традиционным религиям

Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убежденным атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической, и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Отношение деизма к традиционным религиям

Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют посмертными блаженствами и адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести[источник не указан 455 дней].

История

Слова деизм и теизм, первоначально синонимы, происходят от слова «бог»: первое от латинского deus, второе от греческого θεός . Мыслители этих направлений утверждали веру в единого Верховного Бога, Творца. В XVII веке значения этих терминов начали расходиться: теисты учили, что Бог активно интересуется созданным миром и действует в нём, тогда как деисты утверждали, что при создании Бог наделил мир самоподдерживающими и самодействующими силами, а затем полностью отдал его под управление этих сил. Термин деист впервые появился в своём новом смысле в книге «Анатомия меланхолии» (1621 г.) Роберта Бёртона.

Идеи деизма связаны с концепцией естественной религии, сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (название также переводят как «Семичастный разговор о секретах высших истин») в 1593 году. Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624), хотя в ней, как и в работе Бодена, сам термин деизм не используется. Слово «деизм» было популяризировано противниками этого направления мысли, прежде всего богословом Эдуардом Стиллингфлитом (англ.)русск. в «Письме к деисту» (1677), и стало использоваться как оскорбительный ярлык. В XVII—XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

Деизм процветал в Англии между 1690 и 1740 годами

В это время привлекла большое внимание работа Мэтью Тиндала «Христианство, древнее как само Творение, или Евангелие как воспроизведение естественной религии]» (Christianity as Old as the Creation, or the Gospel a Republication of the Religion of Nature, 1730). Её часто называли «Библией деистов», поскольку в ней были почти все доводы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся десятилетиями.

Позднее деизм распространился во Франции (особенно благодаря работе Вольтера), в Германии и в других странах.

Деизм господствовал над интеллектуальным миром Франции и Англии с конца семнадцатого до первой половины восемнадцатого века, затем его культурное значение уменьшилось. Но и в современном мире деизм продолжает существовать. Некоторые учёные, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, не называли себя деистами, но их взгляды на Бога как на возможного создателя мира или как на воплощение законов физики соответствуют взглядам деистов. К числу современных последователей деизма относятся, в частности, Энтони Флю и Вацлав Гавел.

От Чербери к Юму

Деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовом мышлении. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество.

Юм же привёл доказательства того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям. Человечество, по мнению Юма, только постепенно восходит к более высокому уровню разумности.

Примеры[править]

Фольклор и Мифологияправить

  • Многочисленные пословицы типа «на Бога надейся, а сам не плошай» намекают на невозможность, или, во всяком случае, маловероятность прямого божественного вмешательства

    Либо на то, что в христианстве называется синергией: Бог отвечает Своей помощью на усилия самого человека, «девятьсот девяносто девять камней Бог поднимет за тебя, но тысячный камень ты должен поднять сам».

    .

  • Хаос из греческой мифологии: создал мир, но никак на него не влияет и в дальнейшем в мифах не фигурирует.

Литератураправить

Русскоязычнаяправить

  • Н. С. Лесков, «Соборяне» — ученик Алёша Лялин заявляет учителю, что «допускает только Бога Творца, но не признает Бога Промыслителя».
  • Л. Н. Толстой, «Разрушение Ада и восстановление его» — предлагаемая картина мира близка к деистической; отрицается воскресение Христа и другие чудеса, а также действенность церковных таинств.
  • Ник Перумов — в Упорядоченном именно такая картина в целом: Творец его создал и отстранился. С фитильком

    Так безрезультатно же. Были бы с ним постоянно на связи — фитилек бы тем самым прикрутили. Да и действовали уже давно в своих интересах, а как запахло жареным, побежали папку звать. А вот Дальние, будучи самым последним экспериментом Творца, действуют и поныне так, как он замыслил. Вот это фитилек прикручивает.

     — последним его актом творения были Молодые Боги, которые впоследствии пытались с ним связаться, но безрезультатно.

На других языкахправить

  • Станислав Лем, «Профессор Коркоран» — ГГ ничего не меняет в созданной им виртуальной реальности, несмотря на периодически возникающий соблазн.
  • Артур Кларк, «Звезда» — зигзаг: одно из евангельских чудес (вифлеемская звезда) объясняется рационально, как вспышка сверхновой, хотя верующий рассказчик все же предполагает, что эта вспышка могла быть инициирована Богом.
  • К. С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — зигзаг: Бог не мог бы послать подчинённые ему силы на Землю для разрушения демонического Института, если бы люди до этого не нарушили изоляцию Земли сами своими перелётами к Марсу и Венере.
  • Лавкрафтианские ужасы — Азатот, здешний Творец, одновременно со всемогуществом полностью безумен и неадекватен, а потому на реальность сознательно в силу своего слабоумия не влияет, однако может по желанию левой пятки как создать, так и уничтожить бесконечное множество вселенных.

Телесериалыправить

«Сверхъестественное»: зигзаг с местным всевышним. Поначалу Дин искренне уверен, что Бога нет; затем, познакомившись с ангелами, он волей-неволей признает существование Творца, но тут выясняется, что Бог так давно и надолго покинул свое творение, что ангелы сами впали в деизм и утратили веру в его возвращение. И действительно, Бог поначалу выглядит точь-в-точь как сабж этой статьи — ни во что не вмешивается, предоставляя событиям идти своим чередом и переложив спасение человечества на плечи Винчестеров. Правда, в 11 сезоне ему все-таки приходится принять участие в судьбе созданного им мира, а к финалу 14 сезона он превращается в изрядного козла и собирается выпилить население Земли путем зомби-апокалипсиса.

Видеоигрыправить

The Elder Scrolls — Ану и Падомай, первосущества сеттинга, в то, что происходит в Аурбисе никоим образом не вмешиваются.

  • Одним из первых деистов можно назвать Аристотеля, который считал, что причина мира есть бог — недвижимый двигатель, который запустил однажды вселенскую гармонию, и теперь она работает по установленным Богом законам. Помимо главного бога, у Аристотеля были и другие, сотворённые им; отчасти они соответствовали планетам.
  • Некоторые философы XVII в. и эпохи Просвещения, вроде Гоббса и Вольтера, были деистами. Всплеск популярности деизма в то время был связан с открытиями Ньютона (который был теистом-арианином) и развитием механики, из-за которых Вселенную начали представлять в виде часов, заведённых однажды небесным часовщиком и с тех пор не перестающих тикать.
  • Деистами звали себя многие «отцы-основатели» США, например Джефферсон и Фрэнклин. Это привело их к чётко высказанному утверждению что новоявленная страна «христианской» не является. Но во имя Deus Absconditus умоляю, не говорите этого американским консерваторам! Желчью изойдут, а потом в клочья порвут или хотя-бы попытаются (по собственному опыту говорю).

Основные принципы

Концепция деизма охватывает самые разные позиции по широкому кругу религиозных вопросов. Не существует ортодоксального деизма, поэтому представления деистов о Высшей реальности в той или иной мере индивидуальны.

Рассматривая классический деизм столетие спустя, сэр Лесли Стивен выделил в нём «конструктивный» и «критический» аспекты. Авторы-деисты «конструктивной» направленности определяют деизм как форму естественной теологии и утверждают, что:

  • Бог существует и создал вселенную.
  • Бог дал людям способность разумно мыслить.

Большинство сторонников этой точки зрения считали себя христианами (хотя многие ортодоксы обвиняли их в атеизме).

Элементы, общие для деистов критического и конструктивного направлений:

  • Отказ от религий, основанных на книгах, где содержатся откровения Бога.
  • Отказ от религиозной догмы и демагогии.
  • Скептическое отношение к сообщениям о чудесах, пророчествах и религиозных таинствах.

Согласно деистам, рассудок (разум) предоставляет всю необходимую информацию. Деисты стремились использовать рассудок для разоблачения того, что они считали бессмыслицей.

Жизнь после смерти

Те из деистов, чьи взгляды близки взглядам теистов, разделяют представление последних о том, что жизнь после смерти существует, но есть и деисты, которые верят только в физическое существование.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убежденным атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».
  • Гавел, Вацлав.

Влияние деизма на развитие философии

Деизм в философии — это абсолютно новое направление, давшее начало как минимум трем мировоззренческим концепциям:

  • Эмпиризму.
  • Материализму.
  • Атеизму.

На идеи деизма опирались многие немецкие ученые. Кант использовал их в своем известном труде «Религия в пределах только разума». Даже до России дошли отголоски европейского Просвещения: в 18-19-м веках новое направление стало популярным у российских прогрессивных деятелей.

Деистические идеи способствовали:

  • Борьбе с предрассудками и суевериями.
  • Распространению научного знания.
  • Положительному толкованию прогресса.
  • Развитию общественной мысли.

Определение

Что же подразумевается под деизмом? Можно ли считать его религией?

Деизм в философии – это направление общественной мысли, возникшее в 17-м веке. Является синтезом рационализма с идеей Бога. Согласно деизму, первопричиной возникновения мира был Бог или некий Высший Разум. Именно он дал толчок для развития того удивительного и прекрасного, что окружает нас. Дальше он оставил мир развиваться по естественным законам.

Деизм в философии появился благодаря революционной буржуазии, отрицавшей феодализм и безграничную власть Церкви.

Пришло время разобраться, что такое деизм: религия, философия или же мировоззренческая концепция? Большинство источников определяют его как направление или течение мысли, объясняющее мироустройство. Деизм — это точно не религия, поскольку отрицает догмы. Некоторые ученые даже определяют это философское направление как скрытый атеизм.

Теизм, деизм, пантеизм – в чем различие?

Разница между этими похожими по звучанию словами велика:

  • Теизм – это мировоззренческая концепция, основывавшаяся на вере в единого Бога. Две мировые религии – христианство и ислам — являются теистическими. Они относятся к монотеистическим религиям, т. е. признают единого Бога.
  • Деизм – это не религия, как уже говорилось ранее, а симбиоз двух идей: идеи Творца и законов науки. Это философское направление не основывается на откровении, а признает разум, интеллект и статистические данные.
  • Пантеизм – это религиозно-философское направление, приравнивающее Бога к природе. Понять «Бога» можно через сближение с Вселенной и с природой.

Что такое деист

Определившись с понятиями, перечислим основные отличия этих понятий друг от друга:

  • Теизм – то же самое, что и религия. Признает существование единого Бога, сотворившего мир и по сей день помогающего людям. Пантеизм и деизм – это философские направления, описывающие мироустройство.
  • Деизм – течение мысли, сочетающее в себе идею Бога, создавшего Вселенную, и идею дальнейшего развития мира по определенным законам, уже без вмешательства Творца. Пантеизм — это философское направление, отождествляющее понятие Бога с природой. Деизм и пантеизм – это принципиально разные вещи, которые не стоит путать между собой.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убежденным атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической, и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».

Где зародился деизм?

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Что такое деист

Второе название деизма – это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер – это ключевая фигура во французском Просвещении. Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение «Просвещение». Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.