Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

В науке

Богомол Idolomantis diabolica

Название «дьявол» дано двум видам животных: тасманийскому сумчатому дьяволу (Sarcophilus harrisii), виду млекопитающих из отряда сумчатых, и скату манте, которого ещё называют морской дьявол. Кроме того, латинское diabolus — «дьявол» и diabolicus — «дьявольский» используются в научных названиях некоторых родов и видов животных и растений, например:

  • Diabolocatantops — род прямокрылых насекомых из подотряда короткоусых;
  • Boopedon diabolicum, Cardeniopsis diabolicus, Clerithes diabolicus, Eumacroxiphus diabolicus, Meridacris diabolica, Neduba diabolica, Ocnocerus diabolicus — семь видов прямокрылых насекомых;
  • Idolomantis diabolica — вид богомолов;
  • Sphex diabolicus — вид перепончатокрылых насекомых из семейства роющих ос;
  • Coccophagus diabolicus — вид перепончатокрылых насекомых из группы наездников;
  • Troglohyphantes diabolicus, Australomimetus diabolicus — два вида пауков;
  • Cyprinodon diabolis — Дьявольский карпозубик, вид лучепёрых рыб из отряда карпозубообразных;
  • Batrachoseps diabolicus — вид хвостатых земноводных из семейства безлёгочных саламандр;
  • Hypsiboas diabolicus — вид бесхвостых земноводных из семейства квакш;
  • Eurostopodus diabolicus — вид птиц из отряда козодоев;
  • Carpodacus rubicilla diabolicus — подвид большой чечевицы, певчей птицы из семейства вьюрковых;
  • Telipogon diabolicus — вид орхидей.

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В литературе таннаев Сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к Сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (Сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесен милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказали Мы ангелам: „Поклонитесь Адаму! “. Поклонились все, кроме Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников /20/ » (см. Св. Коран, 2:34).

В сатанизме

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

В теософии

В «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской говорится о том, что нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания, и отмечается, что «противодействующий», «противник», Сатана — это наш животный, низший аспект, который проявляется в наших страстях, неуёмных желаниях и пороках. То есть И Бог, и Дьявол находятся внутри самих людей и это является причиной зла, которая кроется в животной человеческой природе, в невежестве и страстях, потому что через человека могут действовать как добрые силы, так и злые силы, и люди сами порождают их в своём сознании. Автор утверждает, что своими мыслями, чувствами, негативом творим монстров зла и из своего сознания отправляем их в пространство, и они начинают жить независимо от нас и это означает, что человек сам поддерживаете несовершенство мира, так как у человека есть свободная воля, значит он сам направляет свою энергию на несовершенство, и оно продолжает существовать.

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке  (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Образы Дьявола в искусстве

Один из классических образов Дьявола

Дьявол, скупающий души

О том, что Сатана — на самом деле падший ангел, вспоминают редко. Обычно это просто самое злое и коварное существо в мире. Например, Дьявол приходит на подмогу какому-нибудь смертному, который не может достичь чего-нибудь (обычно это что-то банальное и, как оказывается потом, не очень полезное) и предлагает сделку — ты мне душу, я тебе всё, что пожелаешь. Не ощущающий душу как материальную ценность герой обычно соглашается, обрекая себя тем самым на вечные муки.

Нередко Дьявол может и обхитрить героя, как это делают обычные мошенники, и заставить заключить сделку об отдаче ему душеньки обманным путём. Он ведь трикстер. Ему можно.

Дьявол в Аду

В некоторых произведениях описывается сошествие персонажа в Ад, где он встречается с главным — с Сатаной, который мучает в аду всех грешников. Тот строит несчастному различные козни, чтобы герой не смог найти то, зачем он явился в пекло, и остался там навсегда. Мораль ясна — не ходите в ад.

Дьявол — инфернальный монстр

Нередко Дьявол наделяется способностью менять обличье. Иногда говорят, что у него нет одного определённого облика. Каноническое изображение: огромный страшный красный рогатый монстр, объятый языками пламени и плюющийся огнём. Объясняется это, по-видимому, тем, что Дьявол обитает в аду, то есть под землёй, а там кипящая магма, жидкое ядро и вообще достаточно жарко. Что ж, всё может быть, всё может быть…

Дьявол, вселяющийся в людей

Священник изгоняет Дьявола из одержимого мальчика

Если Дьявол по какой-то причине не может показаться миру в своём теле, он выбирает чужое и вселяется в него, чтобы творить зло. Часто это тело беззащитного ребёнка. Почему бы не выбрать тело посильнее? Например, крепкого мужчину, который способен спустить экзорциста с лестницы. Скорее всего, сказывается мнение, что «пожар легче предупредить, чем потушить» — т. е. сопротивляться вторжению взрослый человек может, в то время как самостоятельно изгнать Дьявола — нет. В любом случае, с одержимым начинают твориться ужасные пугающие вещи, а сам одержимый начинает вершить различные непотребства. Помочь ему может только ритуал экзорцизма.

Дьявол — жертва

Хотя чаще всего Дьявол в кино и литературе — олицетворение зла, можно встретить и другую позицию. Роль протагониста отводится Дьяволу в произведениях, в которых Единый Бог — тиран и злодей, пускающий людям пыль в глаза. Обычно авторы играют на однобоком описании изгнания Дьявола с небес. Кратко, дело было так: один из ангелов вёл себя нехорошо, за что остальные ангелы во главе с богом изгнали его. С тех пор существует чёткая граница между добром и злом. Добро — то, что одобряется богом, зло — то, что не одобряется им. И впрямь выглядит немного сомнительно. Поэтому и появились «сомневающиеся», которые начали разбираться в природе Дьявола, наделяя его светлыми мыслями и стремлениями, и противопоставляя ему бога. Бог в таких произведениях — злодейский тиран, наслаждающийся своей властью и ограничивающий свободу своей паствы, а иногда — вообще садист, наслаждающийся людскими мучениями.

Дьявол — должность

А что? Кто сказал, что Адом править не надо? Это важная и ответственная работа. Он может быть тюремщиком, может быть организатором. Вы никогда не думали, что тот факт, что мир не пожрали демоны, — заслуга Дьявола? А ведь Богу Ад тоже нужен. Зачем? Ну, не в Раю же грешников складировать, честное слово. А уничтожить душу нельзя. Душа бессмертна. Вот Дьявол и выполняет свою работу. Наиболее актуально в произведениях про небесную канцелярию. В таких произведениях традиционные вопросы религии тщательно деконструируются или же, напротив, реконструируются неожиданным образом.

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

1. Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

2. Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе — вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога — совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

3. Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

4. Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).

Позиция Сатаны в качестве главы демонических сил не вызывает сомнений. Писание называет его «лукавым» (Матф.13:19), «князем мира сего» (Иоан.12:31), «богом века сего» (2Кор.4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Мы видим, как он инициирует атаки на Божий народ (Иов 1:6; 1Пар.21:1; Зах.3:1) с «властью» и силой (Деян.26:18), чтобы «связать» (Лук.13:16) и «обладать» (Деян.10:38).

Майкл Хортон разъясняет: «К падшим ангелам относятся не как творениям злым по природе, но как к последователям Сатаны в его мятеже. Однажды, самый славный и сильный ангел, Сатана, был преисполнен гордостью и совершил попытку небесного переворота».

5. Зло Сатаны проявилось изнутри него самого.

Не было никого, чтобы соблазнить Сатану в грех, его зло поднялось изнутри него самого. Тогда не удивительно, что Иисус называет его «отцом лжи» и  «человекоубийцей от начала» (Иоан.8:44) — эти слова отзываются эхом ещё в начале истории.

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

Давние вопросы

“Есть две равные и противоположные друг другу ошибки, в которые впадает наша человеческая раса, относительно демонов, – пишет К. С. Льюис в «Письмах Баламута. – Одна — не верить в их существование. Другая — верить и испытывать чрезмерный и нездоровый интерес к ним».

Мы находимся в глубоких и таинственных водах, и есть много не отвеченных вопросов, относительно которых Писание просто хранит молчание. Как могло нравственно чистое Божье творение восстать против Бога? Почему другие ангелы присоединились к мятежу? Когда все это произошло?

И хотя христиане не знают всех ответов, мы знаем Бога, у которого есть все эти ответы. И мы знаем, что «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8).

Если вы следуете за Царем Иисусом, мужайтесь. Ваш враг был побежден (Кол.2:13-15), он терпит поражение прямо сейчас (Еф.6:10-20), и он будет окончательно побежден (Рим.16:20). Да, он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), но смерть Иисуса обезвредила его, а возвращение Иисуса его уничтожит.

А пока, его разрушающее влияние распространяется ровно настолько, насколько позволяет рука Божья.

Автор – Мэтт Смитерст / thegospelcoalition.org Перевод – ieshua.org

Последнее: 21.08 (Украина).

Чем отличается Сатана, Дьявол и Люцифер в Библии

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

В Библии нет ни одного стиха или отрывка, в котором явно сказано: «Люцифер – Сатана», но изучение нескольких отрывков показывает, что это два имени единого духа. Падение Люцифера, описанное в Исаии 14:12, вероятно, то же, что Иисус упоминал в Луки 10:18: «Я видел сатану, падающего, как молния с небес». Подобное падение изображено в Иезекииль 28.

Исаия 14: 12-18 описывает падение с небес человека по имени «Люцифер» в версии короля Иакова и «утреннюю звезду, сына рассвета» в NIV. Другие версии Библии называют его «Дневная звезда», «сияющая звезда» и «яркая утренняя звезда». Эти различия обусловлены разногласиями по поводу перевода ивритского словогела. Несмотря на это, описание того, о ком идет речь, показывает, что это может быть не кто иной, как Сатана. Из собственных слов Иисуса в Евангелии от Луки известно, что он пал с небес. Таким образом, когда Исаия говорит о том, что Люцифер или Хелел низвержены на землю (Исаия 14:12) – речь идет о Сатане. Причина его падения найдена в стихах 13 и 14:

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

Это вечное желание – быть Богом, и именно такое искушение он и использовал в Эдемском саду, чтобы заставить Еву ослушаться Бога: « Ты будешь как Бог» (Бытие 3:5).

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

Иезекииль 28 – это еще один отрывок, относящийся к Люциферу. Хотя всё и начинается с того, что Бог повелел Иезекиилю «поднять жалобу на царя Тира» (ст. 12), злого царя-идолопоклонника, вскоре становится ясно, что в этом отрывке также говорится о силе, стоящей за этим царем. Сила эта – Сатана. В стихе 13 говорится, что он был «в Эдеме, в саду Божьем». Очевидно, что царь Тира никогда не был в Эдеме. В стихе 14 говорится: «Вы были помазаны херувимом-хранителем, потому что я рукоположил вас». По-видимому, у Люцифера была позиция ангела-хранителя на небесах «среди огненных камней», считающихся сияющими драгоценными камнями, которые можно увидеть в других описаниях небес (Исход 24:10; Откровение 21: 18-21).

Подводя итог различий Дьявола, Сатаны и Люцифера, можем заключить, что большинство исследователей склоняются к мнению, что Люцифер и Сатана в Библии – одно и то же имя для единого существа. В других источниках и культурах – это 3 разных сущности. К какой из версий склоняться – личный выбор каждого в зависимости от убеждений и вероисповедания.

Космология

Вселенная, описанная Мемнохом Лестату, следует определённой космологии:

Бог является могущественным существом, которому поклоняются ангелы ещё до создания вещества и времени

Земля является его творением (следует заметить, что на вопрос Лестата «Существует ли жизнь за пределами Земли?», Мемнох отвечает, что не знает, так как всё его внимание сосредоточено на этой планете). Из-за этого ангелы проводят большую часть времени наблюдая за Землёй

Но эта версия Творца не является всезнающей.
В конце концов существа на земле эволюционировали в образ ангелов посредством «пламени» жизни, который позволил боль и смерть. Люди даже обрели свои собственные души, невидимые силы по-сущности похожие на ангелов. Это повергло многих ангелов в шок. После смерти, эти души собирались вокруг мира на уровне бытия который ангелы назвали Шеолом или Сумраком, пытаясь своё существование. Попытки душ повлиять на мир живых и привели к появлению мифов о духах, реинкарнации и вампирах.
Также упоминаются духи которые никогда не были людьми (они также упоминаются в книгах «Царица проклятых» и «Час ведьмовства»). Мемнох объясняет что они являются либо ангелами полюбившими некоторые части природы и стали её духами либо невидимыми существами которые никогда не связывались с ангелами.
Мемнох, ещё будучи архангелом, теряет терпение от постоянных заверений Бога, что всё происходящее вписывается в его план, несмотря на боль, страдания и смерть живого. Мемнох открыто критикует план Бога, обвиняя его в недостатке сострадания. Решив полностью испытать на себе особую природу человека, Мемнох спускается на Землю и создаёт себе физическую форму, после чего он встречает женщину и познаёт её. За это Бог выгоняет Мемноха из рая, заставляя его жить среди людей. Обладая огромным запасом знаний, Мемнох начинает обучать первобытных людей науке, объясняя такие понятия как огонь и колесо. Таким образом, Мемнох ненароком становится основателем цивилизации. За время пребывания в обществе людей Мемнох осознаёт, что людей отделяет от всего живого способность любить и чувствовать страсть.
Когда Бог возвращает Мемноха в рай, чтобы тот объяснил причину его нарушения естественного порядка вещей, Мемнох убеждает Бога позволить ему найти души, достойные попасть в рай. После нескольких тысяч лет брождения по Шеолу, Мемнох обнаруживает особо сильную группу душ, которые научились прощать Бога и любить всё сотворённое им. Бог принимает эти души в рай, навсегда изменяя его, так как души обладают способностью изменять своё окружение (именно человеческие души превратили рай в цветущий сад).
Бог очень доволен новым составом рая, но Мемнох продолжает обвинять его в том, что ему безразличны остальные души в Шеоле. В конце концов Мемнох теряет доверие к Богу и требует, чтобы он принял человеческую форму, чтобы понять их страсть. В ярости Бог изгоняет Мемноха из рая.
Пока Мемнох пребывает в изгнании, Бог понимает, что кое-что в его предложении было верным и решает принять облик человека — Иисуса Христа. Бог считает что, появившись в этой форме, творя чудеса, страдая и умирая, он создаст религию, которая позволит большему количеству людей попасть в рай посредством почтения и страха. Это является противоположным методу Мемноха, который считает, что чистоту души следует достигать любовью и вниманию чудес творения. Они встречаются в пустыне.
Мемноха шокирует самопожертвование Бога. Но он всё же утверждает, что Бог недостаточно пережил. В отличие от обычного человека, когда Бог умер на кресте, он знал что воскреснет, и поэтому никогда не испытает в полной мере страдания человека, который не знает, выживет ли он после смерти или нет. Для Бога это было последней каплей, и он объявляет, что Мемнох является его противником, приказывая ему править Шеолом и Землёй в чёртоподобной форме, готовя души к приёму в рай своим способом.
Работая в Шеоле, Мемнох превращает его в ад, в котором души плохих людей (и все вампиры) испытывают наказания до тех пор, пока они не поймут радость творения и свет Божий. Только тогда они будут готовы попасть в рай.
Мемнох не любит свою работу и постоянно просит Бога назначить кого-нибудь ещё на должность (Дэвид Тальбот становится свидетелем одной из таких бесед в кафе в Париже).

Дьявол в христианстве

В Ветхом Завете

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

В своём первоначальном значении «сатана» – имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15).

Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он – огромное морское существо или летающий дракон. В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов. 1:6–12). В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим – «сынов Божьих», в древнегреческой версии – ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов. 1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов. 1:18), насылать болезни (Иов. 2:7).

В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) – предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис. 14:12) взято «ангельское» имя Сатаны – הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

В Новом Завете

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6).

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и

отец лжи» (Ин. 8:44). Иисус Христос видел падение Сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), его слуги – «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Также утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) (2Кор. 11:14).

В Откровении Иоанна Богослова Сатана описывается как дьявол и «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны». Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7–9, 20:2,3, 7–9), после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр. 12:4–9).

Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол. 2:15). В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2–3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7–10).

Сюжет

Главный герой фильма Сокити — женатый человек, однако его брак бездетен. Семь лет тому назад Сокити завёл любовницу, которая родила ему троих детей. Герой, работающий со своей женой О-Умэ в собственной небольшой типографии, до поры, до времени как мог, помогал деньгами матери своих детей. Когда бизнес в типографии приходит в упадок, он уже не в состоянии давать деньги любовнице. Как следствие, разгневанная мать его детей Кикуё появляется в один прекрасный день на пороге дома Сокити и закатывает истерику, требуя денег на содержание. Поняв, что она ничего не получит, Кикуё оставляет детей в возрасте одного, четырёх и шести лет на попечение отца и исчезает. Для неё это месть и способ проучить Сокити, которого она считает безответственным.

Еле-еле сводящий концы с концами Сокити не может получить кредит на новую технику для работы в типографии, потому что он пропустил платежи по предыдущему займу. А теперь ему на шею повесили ещё три дополнительных рта, которые к тому же постоянно напоминают разгневанной О-Умэ о неверности мужа. Законная жена Сокити отказывается помогать заботиться о детях и постоянно пилит его за обман, говоря Сокити о том, что это возможно вообще не его дети. Она также начинает испытывать неконтролируемую ненависть к отпрыскам муженька и считает, что он должен от них избавиться.

Сокити стоит перед сложной дилеммой — что делать со своими детьми, когда жена их не хочет. Отчаянно пытаясь сделать несчастную жену счастливой, он вскоре начинает и сам ненавидеть своё потомство. Когда годовалый сынок умирает, задохнувшись под упавшей на него клеёнкой, Сокити хоть и подозревает жену в его убийстве, но ни слова ей не говорит. Напротив, он уже сам вынашивает планы избавления от оставшихся двоих. Четырёхлетнюю Ёсико отец увозит в центр города и оставляет её на смотровой площадке токийской телебашни. С оставшимся самым старшим сыном Риити дело обстоит сложнее. Этот смышлёный ребёнок уже много знает и понимает, так что его не так то просто оставить где бы то ни было. И Сокити берёт его с собой в дальнюю поездку, вознамерившись скинуть мальчика с крутого обрыва на океанском берегу…

А что с Люцифером?

Есть очень вероятная аллюзия на падение Сатаны с небес в книге Исайи. Когда пророк описывает Божий суд над царем Вавилона, он переходит на язык, слишком грандиозный, чтобы описывать просто человека:

В Библии версии короля Иакова «сын зари» (morning star) переведено как Люцефер, что означает «носитель света». И хотя это общеупотребительный религиозный термин, он не встречается в большинстве современных переводов Библии.

Невозможно с уверенностью утверждать, что это место из книги пророка Исайи является аллюзией на гордыню Сатаны и его последующее падение с небес, но это, безусловно, возможно.

Демоны ада: список имен

Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.

  1. Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) — Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
  2. Касикандриэра — жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
  3. Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) — первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
  4. Астарта (ивр. עשתורת) — жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли Астартой богиню войны и материнства.
  5. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‏‎‎‎, Beelzebub) — Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном — Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
  6. Буфовирт — жена Вельзевула.
  7. Лилит (ивр. ‏לילית‏‎‎‎, лат. Lamia) — первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В средние века Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница — супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
  8. Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) — другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них — падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.

Персоналии, прозванные Дьяволом

  • Роберт Дьявол (ок. 1000 — ум. 1035) — герцог Нормандии (с 1027).
  • Роберт-Дьявол — с XIII века легендарная личность, весьма популярная в средневековых преданиях: нормандский рыцарь, отличающийся чрезвычайной жестокостью, но искупающий затем свои грехи раскаянием и подвигами благочестия. Герой многих рыцарских романов, из которых первый появился под заглавием: «La vie du terrible Robert le Diable, lequel fut après l’homme de Dieu» (Лион, 1496), и вызвал множество подражаний и переводов. На этот сюжет написаны драма «Robert der Teufel» (с нем. — «Роберт Дьявол») Эрнста Раупаха и большая опера «Роберт-Дьявол» (1831) Джакомо Мейербера.
  • Оливье Дьявол (1428—1484) — любимец французского короля Людовика XI, его цирюльник, сын крестьянина; король сделал его графом Меланским (1477), а впоследствии губернатором Сен-Кантена; после смерти короля был повешен.
  • Фра-Дьяволо (Брат-Дьявол; 1771—1806) — итальянский монах, затем разбойник и участник освободительного движения на юге Италии, направленного против французской оккупации.

В религиях

В индуизме

Индуизм не выделяет отдельной злой сущности. Все божества могут творить зло, будучи одержимы «гуной невежества». Наиболее близким к понятию дьявола является демон Раху.

Тем не менее, в одном из течений индуизма, айявари, существует олицетворение зла в виде бога Крони (англ. Kroni), с которым борется Вишну.

В зороастризме

В древнейших зороастрийских текстах понятие дьявола не встречается. Ахура Мазда, верховное божество, создаёт «истину», законы бытия, а «ложь» появляется как их нарушение, а не действие некоего противника.

В иудаизме

В иудаизме понятие дьявола, то есть персонифицированного зла, отсутствует. Религиозные тексты не показывают связи между змеем, искусившим Еву в райском саду согласно Книге Бытия, и «сатаной», упоминаемым в Летописи и Книге Иова. Библейское слово ha-satan (השָׂטָן) означает «противник», — это имя нарицательное, означающее противных людей или обстоятельства, но также и служащего Богу ангела-обвинителя.

В хасидизме ha-satan соответстует Baal Davar.

В Книге Премудрости Соломона, относящейся ко второканоническим, дьявол называется одним из тех, кто принёс в мир смерть. Во Второй книге Еноха упоминается ангел Сатанаэль, князь ангелов-наблюдателей григори, которого изгнали с небес и который различает добро и зло. Сходный текст имеется в Первой книге Еноха, но князь ангелов в ней носит имя Семиаза. Мастема из Книги Юбилеев также часто отождествляется с дьяволом.

Ари Шеффер. «Искушение Христа» (1854)

В христианстве

В христианстве дьявол наиболее известен под именем Сатаны. Современные формы христианства рассматривают дьявола как ангела, восставшего против Бога. Ему приписывается ненависть к человечеству и вообще созданиям божьим, противостояние Богу, распространение лжи и хаоса в людских душах. Другие христианские течения считают дьявола воплощением людских пороков и страстей.

Сатаной часто считают змея-искусителя, заставившего Еву вкусить запретный плод, как следствие, его часто изображают в виде змеи. Хотя в рассказах об Адаме и Еве подобной идентификации прямо не делается, истоки этой концепции прослеживаются вплоть до времени написания Откровения, в котором Сатана прямо называется змеем.

В библейских текстах дьявола называют «драконом», «древним змием», Сатаной, «князем этого мира».

В исламе

В исламе с дьяволом отождествляется Иблис — джинн, созданный Аллахом из огня, в отличие от ангелов, созданных из света. Когда Аллах потребовал от Иблиса пасть ниц перед Адамом, джинн ослушался и был изгнан с небес. Иблис поклялся мстить людям, вселяя в них неверие.

Младшие дьяволы и бесы называются шайтаны.

В некоторых преданиях говорится, что Иблиса звали Азазель, которого Книга Еноха и Талмуд называют предводителем падших ангелов, изгнанных с небес за любовные связи с земными женщинами.

В суфизме рассматривается иная интерпретация поступка Иблиса, когда он не стал поклоняться Адаму: так Иблис продемонстрировал свою приверженность Аллаху, не поклоняясь никому иному даже вопреки требованию Аллаха. По этой концепции Иблис является воплощением совершенной любви к Богу и будет прощён после Судного дня.

В сатанизме

Сатанизм и схожие религии рассматривают дьявола как верховного бога. При этом образ и мифология, как правило, заимствована из христианства. В Церкви Сатаны дьявол рассматривается как первичное состояние человечества, а существование сверхсуществ: и Бога, и дьявола — отрицается.

В религии «нового века»

Течения Нью-Эйдж, отталкиваясь от христианства, сохранили восприятие дьявола как олицетворения зла или, по крайней мере, символа людских пороков, но в целом отказались от этой концепции и отрицают существование дьявола.