Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Носороги без еды

Уже понятно, что в этом сезоне откроются не все передвижные цирки, какие-то из них не выживут. Отчасти такая ситуация выгодна Росгосцирку, который надеется, что кризис вернет под его знамена разбредшихся по свету артистов. Прецеденты уже есть. Например, в Хабаровске заложниками пандемии оказалась семья дрессировщиков Нестеровых-Федотовых. Шесть белых бенгальских тигров, белый носорог, а также свора собак остались без еды.

К5

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артистыФото: ТАСС/imago/Future Image

— Мы попали в затруднительную ситуацию, и рады, что Росгосцирк поддержал нас и принял под свою опеку, — поделилась с «Известиями» Алиса Нестерова.

А гендиректор компании Владимир Шемякин заметил, что в ситуации кризиса, вызванного пандемией, государственная компания — единственная тихая гавань. И когда талантливые артисты с их экзотическими, занесенными в Красную книгу животными оказались в бедственном положении, он не мог их не приютить.

В Росгосцирке подтвердили, что возвращение дрессировщиков — не единственный случай. Кризис вернул на родину цирковых, работавших по контракту во Франции, Германии, Китае и Италии. Теперь они потенциальные артисты Росгосцирка. Многие уже просились обратно в конвейер отечественной компании.

К6

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артистыФото: РИА Новости/Антон Денисов

Задача привлечь новых высококлассных артистов и возвратить тех, кто некогда ушел, была поставлена компании еще до карантина, отметили в Росгосцирке. Но, похоже, только карантин сделал то, что ранее не удавалось сделать никакими посулами.

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны – это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, М. Марсо, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Цирковой артист

Цирковой артист — артист, принимающий участие в цирковом представлении.

К их числу относятся:

  • Гимнасты
  • Акробаты
  • Жонглёры
  • Дрессировщики
  • Вольтижировщики
  • Фокусники и престидижитаторы
  • Клоуны и комики

и др.

Артисты-животные

Кроме людей, в цирковых выступлениях участвуют животные под руководством дрессировщика. По современным нормам, для цирковых представлений используются только те животные, которые изъяты из дикой природы минимум в третьем поколении. То есть они привыкли к человеческому окружению и не приспособлены к жизни в естественных условиях. Многие цирки, в частности, Национальный цирк Украины, следят за соблюдением данного правила в своих стенах. В России животные, вышедшие на пенсию по возрасту, передаются в зоопарки, где начинают новую жизнь.

Цирковая дрессура (дрессировка) — процесс обучения цирковых животных выполнению трюков в цирке. В её процессе используется поощрительный, безболевой принцип, благодаря которому животные обучаются кормлением и ласковым обращением с ними. Именно этот принцип отстаивают цирки. К примеру, Национальный цирк Украины во главе с Людмилой Алексеевной Шевченко, которая утверждает: «Если дрессировщик издевается над животным, он не подходит цирку в принципе».

Кормежка за госсчет

Цирк изначально был частным, преимущественно семейным мероприятием, но в Советском Союзе его поставили на мощные государственные рельсы. Потом эту модель скопировал Китай, и теперь Россия с Поднебесной — единственные страны, где государство содержит цирк. В кризис это даже хорошо: например, крупнейший в мире частник Cirque du Soleil уже распустил своих 4579 сотрудников в бессрочные отпуска.

К1

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Шоу «Тотем» Cirque du Soleil в Мюнхене, февраль 2020 года

Фото: ТАСС/dpa/Ursula Düren

— Компания приобрела нам билеты и отправила домой в Россию, — сообщила «Известиям» воздушная гимнастка Сабрина Шатирова. — Нам выплатили единоразовую материальную помощь. Сейчас сидим дома, ждем, что будет дальше.

Артисты, работающие в системе Росгосцирка, рассказали «Известиям» в ведомстве, тоже ушли в отпуска. Но — в оплачиваемые, как при привычном режиме работы. Есть понятие «репетиционный простой» — когда репетиции идут, но номера еще нет. В мае, если вынужденный простой продлится, у артистов все равно останется базовая зарплата в 12 тыс. рублей. Зверей, если сотрудники цирка работают с животными, кормят за госсчет. В апреле их суточное содержание обойдется в 366 тыс. рублей, а сохранение в рабочем состоянии инфраструктуры цирков и гостиниц — в 1 млн 606 тыс. рублей, уточнили в ведомстве.

Всего в России 38 стационарных цирков в системе Росгосцирка и около 200 передвижных — преимущественно частных. Среди них тоже есть стационарные. Например, знаменитый цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре с оборотом, сопоставимым с крупными госцирками. Но большинство частников разъездные. В основе таких трупп — семейный бизнес плюс нанятые по контракту независимые артисты. Как правило, работают передвижные цирки в шапито — по-цирковому, в палатке. Зимой отдыхают — холодно да и передвигаться тяжело.

К2

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Представление цирка Юрия Никулина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Цирк шапито — это палатка, вагончики, персонал, — пояснил «Известиям» Роман Коробко, директор цирка Романа Коробко. — Владельцы 30% частных цирков имеют еще и своих животных. Остальные нанимают дрессировщиков по контракту на сезон.

Цирк в России

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.

В России представления часто организовывали в частных домах — в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.

Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.

Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.

История

Разработка проекта

С 1950-х годов население Москвы росло, столица становилась центром международного и внутреннего туризма и городу стали необходимы новые культурные объекты, в том числе цирк. Одним из специалистов по строительству цирков в СССР был архитектор Степан Сатунц, по проекту которого в 1940 году в Тбилиси возвели цирк на 2000 мест. В 1952-м вышла его диссертация «Архитектура советского цирка (Вопросы типологии)», где он подробно проанализировал опыт строительства отечественных и зарубежных цирков начиная с XIX века, включая расчёты видимости и акустики залов. Представленный им в 1958 году план Московского летнего цирка остался нереализованным. Спустя два года совместно с архитекторами Яковом Белопольским, Ефимом Вулыхом и Львом Мисожниковым Степан Сатунц выдвинул проект московского стационарного цирка на 3000 зрительских мест, который был одобрен Градостроительным советом. В дальнейшем Вулых и Белопольский стали руководителями архитектурной группы, ответственной за строительство здания нового цирка. Консультантами при проектировании выступили сотрудники Московского цирка на Цветном бульваре: режиссёр Марк Местечкин, главный художник Леонид Александрович Окунь и другие.

Для постройки был выбран большой пустырь на Воробьёвых горах, рассечённый оврагом. Начавшееся в 1964 году строительство должны были закончить в 1967-м, но сроки затянулись. Виновными в задержке признали завод «Знамя труда», который вовремя не поставил панели кровли купола. В возведении здания цирка участвовали десять строительных управлений. Достроить цирк было решено к XXIV съезду КПСС.

Первые представления были показаны для строителей в начале апреля 1971 года, официальное открытие состоялось 30 апреля того же года. Директором цирка назначили балетного либреттиста, драматурга, бывшего директора Кремлёвского дворца съездов Петра Фёдоровича Аболимова.

Архитектура и интерьеры

Вид на Большой государственный цирк с проспекта Вернандского, 2009

Площадь цирка составляет 3000 м², высота — 31 метр. Зрительный зал выполнен в форме амфитеатра и вмещает 3400 человек. Здание цирка построено в стиле художественного функционализма и представляет собой остеклённый по всей окружности шатёр под складчатым куполом. Внутренние помещения отделаны естественным камнем, гранитом, мрамором, деревом, стеклом, пластиком и алюминием. Основу купола цирка составляют 24 металлических складки с консолью, вес каждой — 30 тонн. Его конструкцию разрабатывали инженеры Г. Кривин и Александр Леонидович Левенштейн. Между внешней оболочкой и подвесным потолком зала располагаются ярусы колосников с возможностью закреплять подвесное сценическое оборудование в любой точке купола.

Зрители попадают в зал с промежуточного и верхнего ярусов вестибюля через входы, расположенные намного выше манежа. Такое решение позволило организовать отдельные выходы на манеж для артистов и животных. Служебные помещения цирка полностью скрыты в стилобатной части.

Интерьеры фойе выполнены с открытыми проходами, лестницами, стальными колоннами и зеркалами. Напротив каждого входа на стене отчеканены рельефы из бронзы: эквилибрист, клоун с пуделем и прыгающий через огненный обруч лев.

Проект цирка включал ряд технических новшеств: четыре киноустановки, ксеноновые прожекторы, динамики в спинках кресел, но главным оригинальным решением считается система сменных манежей. Всего манежей пять: конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой, на смену каждого уходит не более пяти минут. Идея конструкции принадлежит заслуженному строителю России Георгию Семёновичу Хромову. Такая система подъёма была разработана для ракетного комплекса «Тополь». Поскольку технология была секретной, из всего коллектива цирка доступ к ней имели только пять человек. Гриф «строго секретно» сняли к концу 1990-х годов.

История

До середины 1970-х годов, на протяжении более сорока лет, стационарный Свердловский государственный цирк находился на углу улиц Куйбышева и Розы Люксембург. Здание цирка, построенное в 1933 году, было деревянным (конструктор — К. Безухов) и имело парадный пристрой со стороны улицы Куйбышева, через который и осуществлялся вход. В 1976 году здание цирка погибло при пожаре.

Современное здание цирка построено на правом берегу реки Исети, на пересечении улиц 8 Марта и Куйбышева города Екатеринбурга, при активном участии директора старого цирка Н. И. Слаутина и первого директора нового цирка Ф. Ф. Лейцингера. Феликс Феликсович, имея опыт цирковой специфики, полученный в Нижнетагильском государственном цирке, внёс более ста шестидесяти замечаний, которые были учтены при строительстве. По своей конструкции здание считается одним из лучших в Европе и приспособлено для сложнейших постановок (архитекторы — Ю. Л. Шварцбрейм, М. Ф. Коробов; конструкторы — Е. П. Песков, Р. М. Иванова; инженер — Никитин). Отличительной особенностью Екатеринбургского цирка является его купол — решётчатое ажурное сооружение, состоящее из полуарок. Высота купола — 50 метров (внутренний купол — 26 метров). Высота и форма купола придаёт цирку хорошие акустические свойства. Интерьер цирка отделан уральским камнем.

Открытие нового здания цирка состоялось 1 февраля 1980 года.

Цирк рассчитан на 2558 мест, в нём — два манежа (основной и репетиционный).

Цирк носит имя Народного артиста СССР, дрессировщика Валентина Ивановича Филатова.

С 1996 года в цирке ежегодно проводятся региональные, всероссийские и международные фестивали циркового искусства.

С января 1994 года директор и художественный руководитель цирка — Народный артист РСФСР Анатолий Павлович Марчевский. Заместитель директора — Марчевский Руслан Анатольевич.

В 2012 году Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова стал лауреатом российской премии в области циркового искусства «Шаривари», учреждённой «Росгосцирком» и Министерством культуры России, в номинации «Лучший цирк года».

[править] История

Римский цирк

У древних римлян цирк (circus, «круглый дом») — это одно из основных римских «зрелищ», место прежде всего скачек и соревнований в скорости езды на колесницах, а впоследствии и других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов — дрессировщиков, формально тоже считались гладиаторами, несмотря на то, что они не боролись), травля зверей и т. п.), проходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, что сохранялась также в первые века Византии.

Средние века

Бродячие циркачи в Китае

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял свое значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу разные представления, но последние особого успеха не имели, и поэтому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Значительное развитие мистерий и театральных спектаклей в Средневековье окончательно подорвали значение цирка как общественного развлечения.

XIX век

Жорж Сёра. Цирк. 1891

Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его стали два английских наездника, отец и сын Астлея. В 1774 г. они построили в Париже, в пригороде Temple, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоящие из различных упражнений на лошадях и акробатических. Преемники Астлея, итальянцы Франкони, вскоре построили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

В XIX веке в цирках, независимо от того, были ли они выстроены на 500 зрителей или на 5000, манеж имел одни и те же размеры. Объяснялось это профессиональной необходимостью. Для конной вольтижировки и акробатики нужно, чтобы спина бегущей лошади была всегда под одним углом к центру манежа. Этого можно добиться, только поддерживая четко заданную скорость лошади при определенном диаметре манежа. Данное условие потребовало унификации всех манежей, на которых работали конные номера. Диаметр арены цирка во всем мире одинаков и составляет 42 фута, или 13 метров. Арена цирка отделялась от мест для публики небольшим, достаточно широким барьером, высота которого должна была быть такая, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по арене. В двух противоположных пунктах арены, покрытой конечно слоем песка или опилок толщиной в 6-8 см, этот барьер разбирался для образования проходов при впуске и выпуске лошадей; когда лошадь была на арене, барьер был закрыт.

Спектакли по дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX в. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевали весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но большая часть крупнейших театров была устроена так, что партер мог быть превращен в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где проводится с античности коррида.

Никулин на сцене

Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».

Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.

В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.

В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.

Городская легенда

29 октября 2010 года североирландский независимый режиссёр Джордж Кларк, просматривая DVD с фильмом, заметил на кадрах, отснятых во время лос-анджелесской премьеры картины, вошедших в допматериалы, подозрительную женщину, держащую предмет, издали напоминающий мобильный телефон, и выложил этот фрагмент на YouTube, утверждая, что единственное объяснение, которое приходит ему в голову, это то, что женщина является путешественником во времени. Она получила название «Чаплинский путешественник во времени» (англ. ). В то же время некоторыми критиками данный факт был подвергнут сомнениям, так например женщина могла использовать слуховой аппарат фирмы Siemens выпускающийся с 1924 года, просто прикрывать лицо перчатками, чтобы не попасть в кадр и так далее. Ими также было отмечено, что разговор по мобильному телефону требует наличия сотовой связи, которой в 1928 году быть не могло. Некоторые скептики также высказали мысль, что эти кадры могут быть фотомонтажом для увеличения продаж фильма, так как незадолго до этого был выпущен DVD с фильмом. Этот момент получил широкую огласку в СМИ, делая акцент на анахроничности этого факта.

Участники записи

Группа «Алиса»:

  • Константин Кинчев — вокал
  • Пётр Самойлов — бас-гитара, вокал
  • Дмитрий Парфёнов — клавишные, вокал
  • Евгений Лёвин — гитара
  • Игорь Романов — гитара
  • Андрей Вдовиченко — ударные

Приглашённые музыканты:

  • Труба – Роман Парыгин
  • Саксофон – Григорий Зонтов
  • Тромбон – Владислав Александров
  • Голос – Люся «Тёща» Махова
  • Петербургский Детский хор телевидения и радио
  • Дирижёр – Грибков Игорь

Записано на студии «КГ звук», Санкт-ПетербургСведение — Jam на студии «BLACKSHEEP», ДюссельдорфМастеринг — Kay Blankenberg на студии «Skyline Tonfabrik», Дюссельдорф
Оформление — Владимир Цветков

Сюжет

В город приехал цирк, которым руководит достаточно жёсткий человек (Аллан Гарсия): свою дочь (Мирна Кеннеди) он морит голодом за каждую провинность, а с клоунами обращается как с рабами. Среди интересующихся выступлением оказывается и Бродяга (Чарли Чаплин), который тут же попадает в переделку: рядом с ним карманник () крадёт кошелёк у прохожего, но, испугавшись полицейских, кладёт его в карман Бродяге. Прохожий, заметив это, пытается вернуть деньги, но его арестовывает полицейский и вручает бумажник Бродяге, считая, что это его. Внезапно прохожий вырывается и начинает погоню за Бродягой, в которую постепенно втягивается и полиция. Преследование заканчивается прямо в цирке, куда Бродяга забежал в надежде скрыться. Публике так понравился «смешной человечек» (как он был ею прозван), что она не желает смотреть ничего другого, в результате чего директор цирка вынужден взять Бродягу на работу. С этого момента его дела резко пошли в гору, а у самого Бродяги завязываются дружеские отношения с дочерью директора.

Однажды Мирна попадает к гадалке, и та предсказывает ей любовь и свадьбу с молодым черноволосым красавцем. Бродяга думает, что речь идёт про него, но на самом деле этим человеком оказывается Рекс (), новичок в стане циркачей, чей номер — ходьба по канату. Между ним и Мирной вспыхивает любовь с первого взгляда, что сильно задевает Бродягу, и из-за переживаний он начинает плохо выступать. Однажды Рекс по какой-то причине не вышел на арену, и Бродяга вынужден его заменить. Чтобы подстраховаться, он платит работнику цирка пять долларов, за то чтобы он обвязал его тросом. Благодаря этому Чарли выделывает фантастические трюки на канате, но внезапно трос отвязывается, и жизни Бродяги угрожает реальная опасность, к тому же на него нападают сбежавшие обезьяны. Впрочем, ему удаётся добраться до конца каната и пересесть на велосипед, на котором он с бешеной скоростью вылетает из цирка и попадает в табачную лавку.

Вернувшись в цирк, Бродяга становится свидетелем очередной ссоры Мирны с отцом. Это становится последней каплей, и он нападает на директора, в результате чего лишается работы. Той же ночью Бродяга узнаёт, что Мирна тоже покинула цирк. Она просит Бродягу взять её с собой, но он отказывается, однако помогает ей стать счастливой: тайком проникает в цирк, зовёт Рекса и устраивает ему свидание с Мирной, в результате утром они женятся.

Цирк уезжает вместе с молодожёнами, Бродяга отказывается ехать с ними и остаётся совершенно один.

Цирк сегодня

Что такое цирк? цирковое искусство. цирковые артисты

Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.

Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных. Уникальный цирковой жанр — клоунада. Клоун обязан владеть несколькими дисциплинами, в последнее время распространен прием, когда клоун «внезапно» принимает участие в чужих номерах.

В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.

В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.

Литература

  • Ростовцев М. И., Сомов А. И. Цирк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Александр Росин. «Волшебный круг манежа» // Очерки о цирке // Мн.: Полымя, 1985—143 с., ил.
  • Макаров С. М. Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 280 с. — ISBN 978-5-397-00163-2. (обл.)
  • Буренина-Петрова Ольга. Цирк в пространстве культуры / Иллюстратор Е. Габриелев. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 432 с. — (Очерки визуальности). — 1000 экз. — ISBN 978-5-4448-0181-9.
  • Дмитриев, Юрий. Цирк в России от истоков до 1917 года. Искусство, 1977.
  • НАРОДНЫЕ, ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ, and ЦИРКОВОЙ ЖАНР ЦИРК. «НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ.» ИЗВЕСТИЯ 63-1 (2008): 272-277.

Аллея звёзд

Аллея звёзд российского цирка была заложена в 2000 году в фойе здания. На 2018 год аллея содержит 28 имён:

  • Багдасаров Михаил Ашотович
  • Бугримова Ирина Николаевна[источник не указан 268 дней].
  • Головко Виль Васильевич
  • Дикуль Валентин Иванович
  • Довейко Владимир Владимирович
  • Дуров Юрий Владимирович
  • Дурова Наталья Юрьевна
  • Запашный Вальтер Михайлович
  • Запашный Мстислав Михайлович
  • Кио Игорь Эмильевич
  • Кобзон Иосиф Давыдович
  • Корнилов-Дементьев Алексей Степанович
  • Куклачёв Юрий Дмитриевич
  • Костюк Леонид Леонидович
  • Лякишев Александр
  • Милаев Евгений Тимофеевич
  • Назарова Маргарита Петровна
  • Нугзаров Тамерлан Темирсолтанович
  • Никулин Юрий Владимирович
  • Ольховиков Николай Леонидович
  • Осинский Лев Александрович
  • Погосян Лаврентий Геворкович
  • Рубан Иван Федотович
  • Румянцев Михаил Николаевич (Карандаш)
  • Саввин Юрий Александрович
  • Соколов Алексей Сергеевич[источник не указан 268 дней]
  • Сударчикова Любовь Кузьминична
  • Попов Олег Константинович