Цирк (древний рим)

достопримечательности Рима:

  • Аппиева дорога
  • Базилика Сан-Джованни
  • Базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме
  • Ватиканская апостольская библиотека
  • Вилла Боргезе
  • Галерея Боргезе
  • Дворец консерваторов
  • Замок Святого Ангела
  • Императорский форум
  • Испанская лестница
  • Капитолий (холм)
  • Капитолийская площадь
  • Колизей
  • Колонна Траяна
  • Мост Честио
  • Музеи Ватикана
  • Остров Тиберина
  • Палатин
  • Пантеон
  • Площадь Испании
  • Площадь Республики
  • Площадь Святого Петра
  • Площадь Трилусса
  • Пьета «Оплакивание Христа»
  • Пьяцца Венеция
  • Пьяцца Навона
  • Пьяцца-дель-Пополо
  • Римский форум
  • Римское гетто
  • Санта-Мария-ин-Трастевере
  • Санта-Мария-Маджоре
  • Святая лестница
  • Сикстинская капелла
  • Собор Святого Петра
  • Станцы Рафаэля
  • Театр Марцелла
  • Термы Каракаллы
  • Трастевере
  • Трастевере
  • Триумфальная арка Тита
  • Уста истины
  • Фонтан Треви
  • Фонтан Четырёх рек
  • Форум Августа
  • Форум Цезаря
  • Фреска «Страшный суд»
  • Холм Джаниколо
  • Храм Весты

История

Для того чтобы делать выводы об истории этой огромной арены, слишком мало письменных доказательств. Поэтому точное время возведения этого сооружения не знает никто. Одни историки считают, что первые скачки произошли за тысячу лет до нашей эры. Тогда великой империей правил Тарквиний Приск. Эти мероприятия были популярны примерно двести лет. Однако, в эти года никаких построек не наблюдалось и колесницы ездили по открытым пространствам, такая организация позволяла делать скачки линейными. Примерно за триста лет до нашей эры эти состязания стали проводиться после окончания жатвы. То есть были приурочены к определенному празднику для крестьян. Учёные даже смогли найти остатки временных построек, которыми пользовались организаторы таких состязаний.

Цирк (древний рим)

Большой цирк в Риме

Примерно за сто пятьдесят лет до нашей эры появились различные ворота и клетки, в которых содержались животные. Историки считают, что именно в те времена появились различные правила и схема проведения этого мероприятия. Например, посередине долины был прорыт канализационный тоннель. Его ширина была два с половиной метра, глубина четыре с половиной. Из-за этого канала появилось возвышение. По какой-то причине это возвращение выравнивать никто не взялся. Таким образом, скачки перестали иметь линейное направление и стали проводиться по кругу. Для соревнований такого типа, имеющих ограниченную территорию для проведения, можно возводить большие серьёзные постройки, которые будут служить не один год. Циркус Максимус стал первым таким строением.

Цирк (древний рим)

Циркус Максимус

Цезарь – не только великий полководец, но и правитель. Он славился своим умом и любовью к Риму, который, как он искренне считал, будет центром мира. Во многом благодаря его необузданной любви к Риму и своей стране, во времена правления Цезаря было построено очень много сооружений, вошедших в историю и приводящих людей в восхищение и по сей день. Цирк в том числе попал под влияние великого полководца. По его приказу арену расширили в несколько раз. Если говорить о современных стадионах, сравнивая их размеры с Максимусом, это будет нечестно по отношению к молодым постройкам.

Цирк (древний рим)

Цезарь

Древний цирк мог вместить до двухсот пятидесяти тысяч обычных людей, которые смогли бы сидеть, столько же тех, кто был вынужден стоять. Это количество мест, помимо знати. Из этих вычислений можно понять только одно – выступления, проводившиеся на огромной арене, привлекали полмиллиона жителей империи.

Само сооружение возводилось за очень короткий срок. Было сооружено три башни и ворота, предназначавшиеся для победителей. Для украшения арены из Египта привезли обелиски, которые и сейчас можно наблюдать приезжим. Для сохранности их перевезли в другие места. Одна украсила Пьяцца дель Пополо, другая стала частью лютеранского дворца.

Цирк менял облик постоянно. Например, император Август принял решение оборудовать арену специальными каменными местами. Они стали очень дорогими, билеты для этих особых мест отливались из бронзы, поэтому далеко не каждый мог позволить себе такое дорогое зрелище.

Ярусы, наиболее близко располагавшиеся к небу, были созданы из дерева. Для этих целей выбрали специальную, твердую древесину. Некоторые меты выполнили из мрамора, отделанного золотом. Такое решение принял Клавдий. Злобный правитель Нерон, во время которого было уничтожено множество построек, решил расширить арену для увеличения количества колесниц. Для этого он приказал закопать канал.

Цирк (древний рим)

правитель Нерон

В шестьдесят четвертом году до нашей эры случился страшный пожар. Он уничтожил многие творения великой империи. Пострадал от бедствия и цирк. Были уничтожены верхние ярусы, основным материалом которых было дерево. Кстати, именно в них располагались различные лавки и увеселительные заведения.

Когда правил Марк Траян, было приказано построить ворота и восстановить деревянные сооружения. К сожалению, архитекторы, которые занимались постройкой этих сооружений, выполнили расчеты неграмотно. Поэтому предположительно произошли обвалы, которые погубили множество людей.

Цирк (древний рим)

Марк Траян

Известно что последний забег был произведен в пятьсот сорок девятом году. В последующие годы цирк стал забываться. Во многом это произошло из-за того, что людям перестали быть интересны состязания такого рода, однако обрушение конструкций сыграло не последнюю роль.

Цирк (древний рим)

Большой цирк в Риме

Название

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований. В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

Цирк (древний рим)

Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений,  хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.
«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.
Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.
Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Создание

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так называемыми лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособления для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов — (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — лат. carceres — из дерева с пёстрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счёта туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после Пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался «хребет». Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая «хребет» арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Историческая справка

Цирк (древний рим)

Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.

Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.

В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.

Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали — цирк. Что такое это было в то время? Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях.

В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.

Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.

Никулин на сцене

Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».

Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.

В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.

В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.

Литература

  • Ростовцев М. И., Сомов А. И. Цирк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Александр Росин. «Волшебный круг манежа» // Очерки о цирке // Мн.: Полымя, 1985—143 с., ил.
  • Макаров С. М. Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 280 с. — ISBN 978-5-397-00163-2. (обл.)
  • Буренина-Петрова Ольга. Цирк в пространстве культуры / Иллюстратор Е. Габриелев. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 432 с. — (Очерки визуальности). — 1000 экз. — ISBN 978-5-4448-0181-9.
  • Дмитриев, Юрий. Цирк в России от истоков до 1917 года. Искусство, 1977.
  • НАРОДНЫЕ, ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ, and ЦИРКОВОЙ ЖАНР ЦИРК. «НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ЦИРКОВЫХ ЖАНРОВ.» ИЗВЕСТИЯ 63-1 (2008): 272-277.

Цирки России

  • Цирки «Российской государственной цирковой компании» («Russian State Circus Company») — см. Росгосцирк.
  • Большой московский государственный цирк
  • Большой Санкт-Петербургский государственный цирк
  • Ижевский цирк
  • Кемеровский государственный цирк
  • Казанский государственный цирк
  • Екатеринбургский цирк
  • Кировский государственный цирк
  • Курский государственный цирк
  • Московский цирк Никулина на Цветном бульваре
  • Новокузнецкий государственный цирк
  • Самарский государственный цирк им. Олега Попова
  • Саратовский цирк им. братьев Никитиных
  • Симферопольский государственный цирк им. Б. Н. Тезикова.
  • Ульяновский Государственный цирк-шапито «Симбирск»
  • Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»
  • Хабаровский государственный цирк
  • Читинский государственный цирк-шапито
  • Ярославский государственный цирк
  • Магнитогорский государственный цирк
  • Театр-цирк «Базиллиум»
  • Передвижной цирк-шапито «Юность»

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.
Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное  нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Большой цирк в настоящее время

В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

Закат

После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

Цирк (древний рим)

Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., император Август восстановил цирк и придал ему окончательную форму. Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал.

Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.

Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.

Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования дня рождения Рима.

Легенда о сабинянках

Цирк (древний рим)

Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

Цирк (древний рим)

Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.

️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ️
️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ????️

Цирковой артист

Цирковой артист — артист, принимающий участие в цирковом представлении.

К их числу относятся:

  • Гимнасты
  • Акробаты
  • Жонглёры
  • Дрессировщики
  • Вольтижировщики
  • Фокусники и престидижитаторы
  • Клоуны и комики

и др.

Артисты-животные

Кроме людей, в цирковых выступлениях участвуют животные под руководством дрессировщика. По современным нормам, для цирковых представлений используются только те животные, которые изъяты из дикой природы минимум в третьем поколении. То есть они привыкли к человеческому окружению и не приспособлены к жизни в естественных условиях. Многие цирки, в частности, Национальный цирк Украины, следят за соблюдением данного правила в своих стенах. В России животные, вышедшие на пенсию по возрасту, передаются в зоопарки, где начинают новую жизнь.

Цирковая дрессура (дрессировка) — процесс обучения цирковых животных выполнению трюков в цирке. В её процессе используется поощрительный, безболевой принцип, благодаря которому животные обучаются кормлением и ласковым обращением с ними. Именно этот принцип отстаивают цирки. К примеру, Национальный цирк Украины во главе с Людмилой Алексеевной Шевченко, которая утверждает: «Если дрессировщик издевается над животным, он не подходит цирку в принципе».

О месте Большой цирк

 Большим цирком в Риме называется древний ипподром очень больших размеров, сохранившийся со времен эпохи до нашей эры. Частичные разрушения ипподрома не позволяют ему функционировать в полной мере в наши дни. Сегодня эта историческая достопримечательность выполняет роль легендарного каменного сооружения, являющегося памятником великой Римской Империи. Находится Большой цирк в центральной части старого города, среди других хорошо известных исторических районов, до краев наполненных древними сооружениями, многовековыми зданиями, археологическими раскопками.История возникновения
Первые упоминания о Большом цирке касаются 500 года до нашей эры. Уже на тот момент были организованы публичные гонки на колесницах, весьма популярные у простых людей, жаждущих зрелищных соревнований и красивых побед. Императором Тарквинием Приском был построен первый вариант современного Большого цирка (название происходит от латинского «Циркус Максимус»). Получившийся ипподром был самой большой ареной для соревнований, имеющий прямоугольную форму. С боковых сторон размещались зрители, с торцевых сторон были загоны для колесниц с воротами и барьерами. Соревнования заключались в том, чтобы участники пересекали поле ипподрома, достигнув его предела, разворачивались, и на большой скорости мчались к финишу. Тот, кто приходил первым получал победу, небольшое денежное вознаграждение, а в случае частых побед мог претендовать на свободу, так как участниками колесничных гонок выступали рабы и только крайне редко представители зажиточного сословия.Архитектура
При правлении императора Юлия Цезаря Большой цирк достиг своих максимальных размеров. Его длина составляла 600 метров, ширина чуть более 200, а количество зрителей по разным данным колеблется от 150 тысяч человек до 250 тысяч. Кроме того, общая архитектура строений вокруг ипподрома была создана в едином классическом стиле с высокими арками для входов, каменными ложами с навесом для особ, приближенных к императору, несколько рядов скамей для более простых посетителей, а также деревянные лавки для остального народа. Именно эти лавки разрушались чаще всего от непрекращающегося наплыва желающих посмотреть гонки. Но самым главным изменением,  которое привнес период правления Цезаря — это схема движения по ипподрому, сохранившаяся до наших дней в других видах спорта. Причиной нововведений стала недавно  разработанная система городской канализации, подразумевавшая подземную трубу с отходами, пересекающую весь древний Рим, включая центр знаменитого ипподрома. После проложенной трубы получился подземный туннель, виднеющийся продолговатым холмиком через всю площадь Большого цирка. С тех пор, чтобы не усложнять движение колесниц, было решено осуществлять гонки по кругу, вокруг туннеля с канализационной трубой. Эти условия прижились очень быстро, зрители оценили тот риск на поворотах, которые демонстрировали участники, то и дело падая в этом месте друг на друга или наступая на соперников. Интересный и очень захватывающий вид соревнований в течение долгих лет оставался одним из любимых, как у самих зрителей, так и у императорской четы. С появлением более удобных видов транспорта, гонки на сложных колесницах утратили былую славу, а площадь Большого цирка так и не пригодилась для новых соревнований. В период 13-16 веков, многие сооружения были разобраны, а сохранившиеся останки можно посетить в пределах старого города.Окрестности
Вблизи есть Олимпийский стадион, римский зоопарк, Вилла Боргезе, Вилла Ады, Вилла Дориа-Памфили.

Описание

Цирк (древний рим)

Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.

Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок (Похищение сабинянок или сабинская война — эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории), а также похищение скота Геркулеса.

Создание

Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов — (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.

Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — лат. carceres — из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

Цирк (древний рим)

В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался «хребет». Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая «хребет» арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

Описание большого Римского цирка

Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

Упадок и разрушение

Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение — арка Тита — стояло до XII в., но уже в XVI в. от цирка оставалось не более, чем осталось к XIX веку, когда долину цирка застроили зданиями газовой фабрики. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).

Цирк Юрия Никулина

Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.

Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.

Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми. Только Саламонский осознал, что дети — это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.

Циркус Максимус на фото и видео

Фото: ниже представлены фотографии, на которых запечатлен легендарный римский Циркус Максимус. Изображения лишь отчасти могут передать грандиозность этого сооружения, но они станут стимулом, чтобы посетить вечный город и лично увидеть уникальные памятники истории.

Видео: к вниманию предлагается обширный видеоматериал, который содержит разностороннюю информацию о Большом Цирке — важнейшем общественном сооружении Древнего Рима.

https://youtube.com/watch?v=otoWsrt9eDI

Где найти церковь Сан Пьетро ин Монторио в Риме.

Цирковые сооружения

В начале существования Рима, при первых царях, местом цирка служило Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого цирка» (лат. Circus Maximus).

Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий цирк вновь с большей против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году. Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи.

Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы. Арена цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники, а остальные ярусы предоставлялись для людей прочих сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского «Великого цирка» строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без подобного здания. В Риме кроме «Великого цирка» находилось ещё три:

  • построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов посреди арены, наполненной водой;
  • цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкой при Калигуле, законченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров;
  • цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков.

Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 году остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.
Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было – он заглушался восторженным ревом толпы.

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 32 285

Цирк (древний рим)

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 21 685

Цирк (древний рим)

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 17 444

Цирк (древний рим)

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…