Артефакты

Этимология слова

Артефакт происходит от двух латинских слов, обозначающих «are» (ремесло или искусство) и «factum» (сделанное). Буквально это слово можно перевести как искусственно сделанный. Данный термин активно используется в археологии в качестве обозначения найденных объектов культуры или искусства древности. Такие предметы были искусственно созданы людьми, жившими в прошлых веках.

В искусствознании артефакт несет с собой значение произведений искусства, которые могут выходить за представления людей. Это могут быть не обязательно старинные произведения, а даже современные продукты, выходящие за рамки классических жанров. Например, слово «артефакт» может применяться по отношению к современному арт проекту.

На данный момент в понятие слова могут входить не только материальные предметы, но также визуальные и аудио объекты. Артефакт в сфере искусства обозначает экспериментальный продукт культуры, который является первопроходцем в своей сфере. При этом не обязательно он будет иметь ценность в качестве художественного или духовного объекта. Он ценится исключительно благодаря своей первичности.

Виды артефактов

Как вы уже поняли, слово артефакт может менять свое значение в зависимости от того, в какой сфере деятельности оно используется. Предлагаем вам рассмотреть основные виды артефактов:

  • Культурология. В данной области под словом подразумевается определенный носитель информации, который был создан искусственно. Это может быть средство коммуникации, предмет культурного наследия, который несет информацию о человеческих отношениях.
  • В культуре термин обозначает объект, который несет с собой не только определенные характеристики, но также имеет символический смысл. Такой артефакт является знаковым.
  • Археология. В этой науке слово используется наиболее часто, и, собственно говоря, впервые стало применяться именно в этой области знаний. Такие объекты, как правило, находятся во время специальных раскопок. Они могут многое рассказать о быте народов, о конкретном событии истории и т. д.
  • В сфере ИТ также применяется данный термин. Он несет с собой значение вспомогательных элементов, которые используются во время программного обеспечения. Данные продукты тоже будут входить состав готовой программы.
  • В сфере кодирования данных под артефактом подразумевается появление лишних деталей. Это могут быть шумы в системе, наличие неуместных элементов на изображении и тому подобное.
  • Слово активно применяется в электронных играх, особенно в стиле фэнтези. В этом случае артефакт играет роль магического предмета, способного выполнять важную роль для главного героя ролевой игры. Примером артефакта в играх будет кольцо всевластия.

Наконец, в сфере антиквариата под артефактом имеется в виду искусственно созданный руками человека предмет, который имеет особое значение и может сообщить некоторые детали о жизни людей в прошлом. На данный момент существует большое количество интересных предметов, которые могут иметь название артефакта.

Поиск[править | править код]

На различных этапах разработки игры концепция поиска артефактов несколько менялась.
В «S.T.A.L.K.E.R.: Тени Чернобыля» артефакты, зачастую, были хорошо заметны и их поиск происходил визуально. Найти артефакты можно было как у одиночной аномалии, так и в местах, где их много.
В «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» и «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» искать артефакты приходится уже при помощи специальных детекторов в скоплениях аномалий:

В зависимости от модели детектора, он сообщает дистанцию до артефакта, направление, либо его координаты на дисплее.
Кроме того, в состоянии невидимости, артефакты стали курсировать внутри аномальных скоплений, что усложнило их поиск и добычу. С другой стороны, наличие артефактов в скоплении аномалий можно проверить без какой-либо аппаратуры — некоторые аномалии реагируют на перемещающиеся артефакты и издают соответствующие звуки и эффекты.
Учёные обладают специальными сканерами для обнаружения артефактов в больших пределах, гораздо больших, чем детекторы, доступные сталкерам. Например, такой сканер ставил Дегтярёв возле «Бетонной ванны», после чего мог узнавать о наличии артефактов в этой аномалии при посещения мобильной лаборатории.
Причиной смены концепции поиска артефактов послужило желание разработчиков «сделать геймплей с аномалиями и артефактами равноправным шутеру», то есть больше мотивировать игрока прокачивать экипировку, больше погружаться в процесс добычи артефакта внутри более опасных и уникальных аномалий.
В самой игре разработчики отобразили нововведение в диалогах:

Поиск Править

В ТЧ процесс поиска предельно прост: артефакты в основном находятся рядом с аномалиями и, в большинстве случаев, видны невооружённым глазом. Более того, многие из них ярко светятся и подпрыгивают. Начиная с ЧН (та же механика присутствует в ЗП), процесс поиска артефактов был изменён: теперь для их обнаружения требуется специальное устройство — детектор. Когда сталкер со включённым детектором подходит достаточно близко к артефакту, тот становится видимым и его становится возможным подобрать. Ко всему прочему, артефакты находятся непосредственно в аномалиях, что делает их поиск более опасным.

В науке, культуре и развлечениях

Если речь идет о культуре, то артефактом можно назвать произведения искусства, различные суеверия, произведения устного народного творчества, рукотворные предметы. В науке это результат эксперимента, на который повлияли непредвиденные факторы. Уникальная формула – вот что такое артефакт в математике. В документоведении этим понятием обозначают различные эффекты, не имеющие отношения к содержанию документа: пятна, рисунки и т. д.

Этот термин существует даже в психиатрии. Там артефактом клиники называют неадекватные действия пациентов, попавших в непонятную для них или новую ситуацию. В компьютерных ролевых онлайн-играх артефактами именуют редкие магические предметы, наделяющие игрока силой и другими преимуществами.

Артефакты

Классификация и показатели характеристик Править

«Тень Чернобыля» Править

Положительные и отрицательные эффекты Распространённые(1000 RU) Средней редкости(2500 RU) Редкие(5000 RU)

«Бенгальский огонь»

«Вспышка» «Лунный свет»

Выносливость

+36 +73 +109

Электрошок

−10 %

«Кровь камня»

«Ломоть мяса» «Душа»

Здоровье

+200 % +400 % +600 %

УдарРазрывПулестойкость

−10 %

«Слизь»

«Слизняк» «Слюда»

Кровотечение

+133 % +267 % +400 %

ОжогХимический ожог

−10 %

«Медуза»

«Каменный цветок» «Ночная звезда»

Пулестойкость

+2 % +3 % +5 %

Радиация

+0 (+5 %)

«Мамины бусы»

Пулестойкость

+5 %

«Выверт»

«Грави» «Золотая рыбка»

Разрыв

+2 % +3 % +5 %

Радиация

+0 (+5 %)

«Колобок»

Разрыв

+5 %

«Колючка»

«Кристальная колючка» «Морской ёж»

Радиация

−0 (−10 %) −0 (−20 %) −0 (−30 %)

Кровотечение

+100 %

«Капли»

«Огненный шар» «Кристалл»

Радиация

−0 (−10 %) −0 (−20 %) −0 (−30 %)

Выносливость

−18

«Пустышка»

Ожог

+30 %

«Плёнка»

Химический ожог

+30 %

«Пружина»

Удар

+30 %

«Батарейка»

Электрошок

+30 %

«Чистое Небо» и «Зов Припяти» Править

Основные артефакты
Положительные и отрицательные эффекты Распространённые Средней редкости Редкие Очень редкие
«Батарейка» «Пустышка» «Снежинка»

Выносливость / Восст. сил

+2 +4 +6

/ Радиация

+2 (ЧН)+1 (ЗП) +3 (ЧН)+2 (ЗП) +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU
«Душа» «Колобок» «Светляк»
Здоровье / Восст. здоровья +2 +4 +6
/ Радиация +2 +2 +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU

«Мамины бусы»

«Глаз» «Пламя»

Кровотечение / Заживление ран

+20 (ЧН)+2 (ЗП) +40 (ЧН)+4 (ЗП) +60 (ЧН)+6 (ЗП)

/ Радиация

+2 (ЧН)+1 (ЗП) +2 +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU

«Ночная звезда»

«Грави» «Золотая рыбка»

/ Максимальный вес

+10 кг (ЧН)+4 кг (ЗП)

+20 кг (ЧН)+8 кг (ЗП) +30 кг (ЧН)+12 кг (ЗП)

/ Радиация

+2 (ЧН)+1 (ЗП) +3 (ЧН)+2 (ЗП) +3

Стоимость

6000 RU 12 000 RU 18 000 RU
«Медуза» «Выверт» «Пузырь»

/ Радиация

−2 −3 −6 (ЧН)−4 (ЗП)
Стоимость 4000 RU 8000 RU 12 000 RU

«Каменный цветок»

«Лунный свет»

Телепатия / Пси-защита

+1 (ЧН)+3 (ЗП)

+3 (ЧН)+6 (ЗП)

/ Радиация

+1 +2

Стоимость

3000 RU 6000 RU

«Кристалл»

«Огненный шар»
Ожог / Термозащита +1 (ЧН)+3 (ЗП) +3 (ЧН)+6 (ЗП)
/ Радиация +1 +2

Стоимость

2000 RU 4000 RU
«Кровь камня» «Ломоть мяса»
Химический ожог / Химзащита +1 (ЧН)+3 (ЗП) +3 (ЧН)+6 (ЗП)

/ Радиация

+1 +1 (ЧН)+2 (ЗП)

Стоимость

2000 RU 4000 RU
«Бенгальский огонь» «Вспышка»

Электрошок / Электрозащита

+1 (ЧН)+3 (ЗП) +3 (ЧН)+6 (ЗП)

/ Радиация

+1 +1 (ЧН)+2 (ЗП)

Стоимость

2000 RU 4000 RU
Прочие артефакты
Особые

«Компас»

«Сердце Оазиса»
Положительные эффекты

Выносливость / Восстановление сил:+6 (ЧН)+2 (ЗП) Пси-защита Термозащита Химзащита Электрозащита:+3 (ЗП)

Восстановление сил Восстановление здоровья Заживление ран:+2 Насыщение:+1
Отрицательные эффекты

Отсутствует (ЧН) Радиация: +4 (ЗП)

Радиация: +4
Квестовые

«Аленький цветочек»

Изменённый штурвал Изменённый изолятор

Отрицательные эффекты

Отсутствует Радиация: +6

Безупречные конструкции

Древние люди могли владеть технологиями, возраст которых учеными определяется как гораздо более поздний. Примером тому служит механизм, поднятый из недр древнего затонувшего судна близ греческого острова Антикитера. Объект представляет собой астрономический шестереночный календарь, созданный приблизительно в сотом году до н. э. Ученых поразило совершенство антикитерского механизма, ведь до сих пор были известны подобные изобретения более позднего периода (6-й век н. э.), которые сделаны намного примитивнее, нежели найденный календарь. Этот факт говорит, в частности, о том, что не всегда современная наука по праву оценивает интеллект и технические возможности наших предков.

Артефакты

Активация артефактов[править | править код]

Основная статья — Активация артефактов

В сетевой игре игрок может активировать артефакт, взяв его в руки и произведя некоторые манипуляции. Затем, артефакт бросается на землю, он начинает излучать свечение и партиклы. После нескольких секунд, артефакт исчезает и на его месте появляется аномалия, которая его породила.
Несмотря на то, что возможность активировать артефакты в одиночной игре была вырезана, во всей трилогии в ресурсах игры в файле artefacts.ltx находилась таблица с данными о том, какой артефакт какую аномалию порождает, какие звуки и партиклы будет издавать при активации. Так же об этом процессе в одиночной игре упоминает техник на базе Свободы в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»:

Помимо активации через инвентарь, в предрелизных сборках, например, в ‘xrCore’ build 2205, Apr 15 2005, артефакты можно было активировать и другими способами. Так, если выстрелить по «Морскому ежу», он активируется и при прикосновении к нему, будет метаться от одного живого объекта к другому, нанося им урон.

Происхождение Править

Единого мнения о том, как именно образуются артефакты, среди учёных нет. Эмпирические наблюдения показывают, что артефакты образуются из останков живых существ и растений, а также неорганических материалов, попавших в аномалию. Эти и другие останки подвергаются разного рода воздействиям, которые и создают артефакт. До сих пор не ясно, являются ли они своеобразными «отходами» аномалий или же, наоборот, «плодами».

Сталкерские легенды поддерживают версию о том, что артефакты — это останки попавших в аномалию существ. От этого произошли названия таких артефактов, как «Кровь камня», «Ломоть мяса», «Душа».

Общие сведения[править | править код]

Артефакты порождают аномалии из различных органических и неорганических веществ, попавших в зону досягаемости: трава, песок, куски плоти, металл и т.д. Разные типы аномалий порождают разные артефакты и их свойства могут быть как похожи («Душа» и «Колобок» в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»), так и разительно отличаться («Пузырь» и «Ломоть мяса» в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»).
Внешний вид у артефактов бывает самый разнообразный: они могут светиться, подпрыгивать, быть прозрачным, обладать цветными ореолами или же не иметь ни одно из этих свойств и просто лежать не земле, как «Колючка». Форма так же редко бывает одинаковой, но размеры, обычно, варьируются в пределах 10-30 сантиметров в диаметре.
Некоторые артефакты формируются в течение длительного времени и, порой, бывают найдены в наполовину формировавшемся состоянии, как, например, «Изменённый штурвал».
Существуют артефакты, у которых, в силу тех или иных причин, родительская аномалия неизвестна — например, «Компас» или «Мамины бусы» в «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля».

Применение[править | править код]

Как правило, артефакты имеют положительные и\или отрицательные свойства, которые можно применить для повышения выживаемости в Зоне. Иногда, можно компенсировать негативное влияние одного артефакта другим — например, повышенную чувствительность к химическим ожогам из за «Слюды» можно компенсировать «Плёнкой».
Для того, чтобы артефакт стал действовать, его нужно расположить на поясе в контейнере для артефактов.
В предрелизных сборках, например, в ‘xrCore’ build 2571, Mar 16 2006, на поясе было 18 ячеек, в которые можно было поместить не только артефакты, но и патроны для питания оружия и детекторы. В «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» у игрока было 5 ячеек на поясе для артефактов вне зависимости от костюма. В других играх серии, количество контейнеров для артефактов стало зависеть от типа надетой брони — так, в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» в комбинезоне «Заря» присутствует 2 контейнера, а в кожаной куртке их нет. У техников можно улучшать параметры брони, в том числе, увеличивать количество контейнеров.
Кроме ношения на поясе, артефакты могут использоваться сталкерами для модификации оружия, а так же для кустарного изготовления аккумуляторов для Гаусс-пушки.
Помимо Зоны, артефакты находят применение и на Большой земле:

Свойства и применение Править

Каждый артефакт, при экипировке его на поясе, имеет воздействие на владельца, и чем реже артефакт, тем он дороже и тем сильнее его свойства. Обычно, это комбинация отрицательных и положительных свойств (например, «Огненный шар»), но встречаются и артефакты не наносящие вреда, к примеру, «Мамины бусы» в ТЧ, «Компас» в ЧН, «Выверт» в ЗП. Есть также исключительно вредные артефакты «Изменённый штурвал» и «Изменённый изолятор» в ЗП. Кроме того, в ЧН присутствует квестовый артефакт «Аленький цветочек», особенностью которого является отсутствие каких-либо воздействий на Шрама.

Чтобы начать использоать артефакт, его нужно повесить на пояс. В ТЧ слотов на поясе пять, игрок может свободно размещать в них любые артефакты, даже если на нём нет брони. В ЧН и ЗП этот аспект подвергся изменению. Игрок не может просто носить артефакты на себе, для этого требуется костюм, имеющий соответствующие слоты. Каждый вид брони имеет изначально заданное количество таких слотов (до двух), которое может быть увеличено у техников не более, чем до пяти. Альтернативно, продажа артефактов является эффективным способом заработка.

Комментарии к таблице[править | править код]

  1. Технически не является артефактом
  2. В игре присутствует в интро-ролике (dream_doctor.ogm). Визуал и конфиги отсутствуют.
  3. Вес артефакта — 3 кг
  4. Вес артефакта — 1 кг
  5. В игре присутствует уникальный экземпляр, полностью идентичный в свойствах оригиналу
  6. В игре присутствует уникальный экземпляр, полностью идентичный в свойствах оригиналу
  7. Имеется в виду не добавочная защита к броне, а скорость восстановления от радиоактивного заражения.
  8. Имеется в виду не добавочная защита к броне, а скорость восстановления от радиоактивного заражения.
  9. В игровых файлах присутствует уникальный экземпляр, полностью идентичный в свойствах оригиналу
  10. Хотя его вес в информации указан таким же, как и у остальных артефактов (0,5 кг), в действительности веса он не имеет
  11. Имеется в виду не добавочная защита к броне, а скорость восстановления от радиоактивного заражения.

Артефакты истории

Ученые выделяют несколько групп, имеющих отношение к прошлому человеческой цивилизации. Артефакты в культуре древних – объекты, обладающие символическим смыслом. Палеоартефакты или неопознанные ископаемые предметы – вещи, созданные кем-то до возникновения человека разумного. Некоторые исследователи выдвигают на основании подобных находок многочисленные гипотезы о происхождении и истории нашей планеты. С точки зрения традиционной науки, неопознанные объекты являются все же не искусственными, а природными образованиями, очень похожими на рукотворные предметы.

В 20-м веке писатель и ученый Айвен Теренс Сандерсон ввел в обиход слово out-of-place artifact, что значит «неуместный артефакт». Так называют предметы и объекты, найденные в необычных местах и заставляющие ученых ломать голову над их происхождением и предназначением.

Интересные факты[править | править код]

  • Идея и названия некоторых артефактов, были позаимствованы разработчиками из повести Стругацких «Пикник на обочине».
  • Впервые артефакты появляются в ‘xrCore’ build 1265, Dec 17 2002.
  • В «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» исчезают артефакты-семена «Жгучего пуха» и артефакты химической аномалии «Холодец». Кроме того, почти все артефакты меняют свой внешний вид и характеристики.
  • Тогда же, разработчики изменили характеристики всех артефактов, упростив их, аргументируя это тем, что среднестатистические игроки поняли данную механику.
  • В «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» финансирование мобильной лаборатории в окрестностях завода «Юпитер» зависит от того, как много артефактов для учёных добудет Дегтярёв.
  • Вероятно, группировка «Монолит» не использует и не собирает артефакты, так как в местах их скоплений артефакты лежат у них, буквально, под ногами.
  • Группировка «Долг», несмотря на свою идеологию, направленную на уничтожение Зоны, артефактами пользуется, а так же активно ими торгует:
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий