Применение в художественной литературе
Исследования показывают, что в художественном тексте противостояние образов употребляется чаще, чем другие фигуры контраста. Причем в зарубежной литературе применялось так же часто, как в стихах и прозе русских и советских писателей. Ее присутствие позволяет усилить эмоциональные ощущения читателя, полнее раскрыть позицию автора и подчеркнуть главную мысль произведения. Хорошие образцы применения антитезы и определение термина содержит Википедия.
Примеры в прозе
Русские писатели реалисты Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Тургенев И.С. активно применяли прием, основанный на контрасте понятий, в своих произведениях. Хороший пример есть у Чехова в рассказе «Душечка»: «Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки…»
Роман «Отцы и дети» Тургенева уже в самом названии содержит скрытое противостояние двух эпох. Система персонажей и сюжет романа также основаны на противопоставлении (конфликт двух поколений: старшего и младшего).
В зарубежной литературе роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» — отличный образец приема противопоставления в произведении эпохи романтизма. Контраст между прекрасным лицом героя и его низкими душевными качествами – аналогия противопоставления добра злу.
Чехов А.П. «Душечка»
Примеры в стихах
У любого известного поэта можно найти в стихотворении образцы применения антитезы. Поэты разных направлений широко использовали этот прием. У писателей серебряного века (Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Константин Бальмонт) антитеза была излюбленным методом:
«Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!»
(Константин Бальмонт)
В период классицизма этот способ создания выразительности поэты также любили. Пример в стихотворении Г.Р. Державина:
«Где стол был яств,
Там гроб стоит.»
Великий Пушкин часто включал противопоставление образов и персонажей в стихотворные и прозаические тексты. У Федора Тютчева есть яркие примеры развернутого противостояния неба и земли:
«С поляны коршун поднялся,
высоко к небу он взвился;
Все выше, далее вьется он,
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!»
Роль антитезы в романе «Война и мир»
Уже самое заглавие романа Льва Толстого «Война и мир» содержит антитезу. Война как смерть и разрушение противопоставляется миру — гармонии, счастью. Толстой тут и там противопоставляет правду и ложь, коллективизм и индивидуализм, а в конечном счете — добро и зло.
Ярчайшая антитеза романа — фигуры Наполеона и Кутузова. Полководцы показаны антиподами: Бонапарт самодоволен и активен, Михаил Илларионович — неуклюж и неспешен. При этом в Кутузове скрыто противоречие между негероической внешностью дряхлого старика и силой духа, миссией спасителя Отечества. В Наполеоне, наоборот, — претензия на величие и внутренняя пустота.
Толстой сталкивает между собой и других героев. Семьи Ростовых и Болконских противопоставлены семье Куракиных Исторические личности и «рядовые» персонажи оттеняют друг друга: так, сразу после встречи Наполеона и Александра I описывается встреча Наташи и Андрея Болконского.
Эпическим сценам войны и наполеоновского вторжения противопоставлены камерные сцены семейной жизни. Величественная и гармоничная природа контрастирует с суетой и приземленностью людей: например, небо Аустерлица или старый дуб на пути князя Андрея.
Толстой с помощью антитезы ищет ответы на вопросы о добре и зле. С другой стороны — показывает, что в жизни они сплетены неразрывно. Не зря среди центральных героев романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский, которые в поисках истины проходят через заблуждения и неудачи, а в итоге освобождаются от эгоизма, познают ценности любви, простоты, смирения.
Таким образом, антитеза в «Войне и мире» на уровне композиции и идей помогает разграничить добро и зло, наметить пути нравственного спасения героев, выразить моральные и философские воззрения автора.
Ссылки
Это заготовка статьи по лингвистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Фигуры речи | |
Фигуры | Адинатон • Аллюзия • Амплификация • Анадиплосис • Анаколуф • Анафора • Антитеза
• Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парентеза • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Силлепс • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора |
Тропы | Аллегория • Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет |
Антитеза в литературе
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С. :
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского :
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах , как, например, в александрийском стихе , с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона , «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:
В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова :
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса):
Структура антитезы
Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.
Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.
Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.
Примеры неверных конструкций:
«В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».
По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.
Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.
Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.
Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.
Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.
Что такое антитеза? Определение термина
Начнем, как всегда, с определения термина, который имеет древнегреческие корни, в латинском написании выглядит как «antithesis» и переводится на русский как «противопоставление». Таким образом, синонимом этого понятия можно вполне считать слово «противоположение».
В качестве составляющих антитезы в простых вариантах используются антонимы (слова одной и той же части речи, но с противоположным смыслом). При этом объектами могут быть абсолютно любые термины, отражающие свойства предметов, черты характера, внутреннее состояние и поведение людей, их мысли, явления природы, события и т.д. Несколько наглядных примеров:
- белое и черное;
- яркий и тусклый;
- шум и тишина;
- буйный и спокойный;
- хитрый и прямодушный;
- правда и ложь;
- шторм и штиль;
- приходить и уходить.
Если такие несложные противопоставления применить в контексте какого-нибудь литературного произведения, конкретного текста либо речи, то они станут полноправными антитезами.
К слову, антитезу зачастую путают с другой стилистической фигурой под наименованием «оксюморон», которая также базируется на игре с противоположностями. Их принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае происходит явное противостояние противоположных понятий, а во втором наличествует попытка их соединения для получения уникальной фразы. Нужны примеры? Пожалуйста: «огонь и вода» — это антитеза, а «огненная вода» — оксюморон.
Оба этих приема стилистики, как я уже отметил, полновесно работают лишь в том случае, если грамотно вкраплены в текст или речь, с которыми неразрывно связаны, иначе словосочетания будут выглядеть либо несуразностью, либо обычным, ни к чему не относящимся выражением.
Прежде чем перейти к следующему разделу повествования, приведу еще несколько примеров из недр народной мудрости, где антитеза определяет суть пословиц и поговорок на русском языке:
Ну а теперь сделаем следующий шаг от простого к сложному и рассмотрим творения классической литературы, в которых антитеза играет чуть ли не определяющую роль.
Области применения антитезы
Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.
Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».
Противопоставление часто присутствует и в обычной разговорной речи, такие примеры антитезы: бесчестие — достоинство, жизнь — смерть, добро — зло. Чтобы повлиять на слушателей и представить предмет или явление более полно и в нужном ключе, человек может сравнить эти явления с другим предметом или явлением, а может использовать контрастные характеристики предметов для противопоставления.
Примеры
Приведем следующие примеры антитезы:
Они сошлись: волна и камень,Стихи и проза, лед и пламень (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»),Ты богат, я очень беден;Ты прозаик, я поэт;Ты румян как маков цвет,Я как смерть и тощ и бледен (А. С. Пушкин)
На приеме антитезы строится все стихотворение А. А. Ахматовой:
Полюбил богатый – бедную,Полюбил учёный – глупую,Полюбил румяный – бледную,Полюбил хороший – вредную:Золотой – полушку медную.
Антитеза не всегда выражается конкретными словами с противоположным значением.
В прозаическом или поэтическом тексте добро может вступать в конфликт со злом – это тоже является антитезой.
Антитеза в поэтическом тексте, как правило, отличается от антитезы в прозаическом тексте. В лирических жанрах антитеза часто заложена в самом тексте, а в прозе антитеза обнаруживается в подтексте: один герой противопоставляется другому через описания внешности, поступки и речевые характеристики и др.
Антитеза может наблюдаться и внутри одного явления или персонажа: например, Кусака из рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» сначала является доброй собакой, затем – озлобленной на весь мир, после вновь становится доверчивой и дружелюбной. В данном произведении показаны противоположные друг другу состояния собаки.
Антитеза может лежать в основе названий художественной литературы: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова и др.
Что мы узнали?
Антитеза – это литературный прием, в основе которого лежит противопоставление противоположных понятий или явлений. Данная фигура речи выполняет экспрессивную функцию, помогая передать выразительность речи. Антитеза может выражается конкретными словами с противоположным значением, а может выражаться с помощью других средств: один герой противопоставляется другому через описания внешности, поступки и речевые характеристики и др. Антитеза может наблюдаться и внутри одного явления или персонажа, а также может лежать в основе названий художественной литературы.
Примеры антитезы в политике, рекламе и СМИ
Благодаря тому, что явная антитеза резко бросается в глаза и способна сфокусировать на себе внимание окружающих, именно такой тип противопоставления нашел себе приверженцев в сфере политики, рекламной и маркетинговой деятельности, а также средствах массовой информации
В политической среде главными средствами отражения приема антитезы являются лозунги и воззвания, самые известные из которых, наверное, относятся к революционным временам. Вот, например, популярный лозунг времен Великой Французской Революции 1789 года:
Или возьмем Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию 1917 года, когда подобных высказываний тоже было немало. Думаю, представители старшего поколения хорошо помнят известную цитату из «Интернационала»:
Или же из Манифеста Коммунистической Партии:
Совершенно очевидно, что противопоставления манят глаз, поэтому они достаточно эффективны при разработке рекламных объявлений и видеороликов. При каждом удобном случае в нашей жизни можно увидеть или услышать популярные слоганы:
Современная эпоха не оставляет человеку достаточно свободного времени
Поэтому современные люди при чтении новостей, неважно, какой носитель при этом используется (электронный или бумажный), вначале пробегают глазами заглавия в поисках интересной изюминки
Естественно, средства массовой информации (СМИ) учитывают такую особенность читателей и используют разнообразные варианты уникальных привлекательных заголовков. Одним из самых эффективных способов сделать их таковыми как раз и является антитеза. Судите сами, насколько хорошо это работает по ниже следующим заголовкам статей популярных изданий:
Ну и в завершение посмотрите обобщающее видео, в котором еще раз оцените силу антитезы как одного из самых эффективных средств для привлечения потенциальных читателей:
Примеры антитез в прозаической литературе
На антитезе построены даже названия
некоторых известных произведений:
Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании
. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.
А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа
. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.
И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.
Основные виды тропов в русском языке
Тропы — это словосочетания или отдельные слова, которые используются автором в переносном значении для создания нового образа. Они применяются везде: в художественной литературе, публицистике и устной речи.
- метафора — словосочетание или слово, употребляемое в переносном смысле, в котором был перенесён смысл с одного предмета/действия/явления на другой, из-за их сходства в каком-то отношении;
- аллюзия — намёк на какой-то общеизвестный литературный, мифологический или исторический факт;
- синекдоха — применяется, когда целое или общее называется частным или наоборот (но реже);
- олицетворение — одушевление неодушевлённых предметов, автор даёт человеческие качества/действия неодушевлённым предметам;
- сравнение — слово или выражение, где существует уподобление одного предмета/явления другому;
- гипербола — чрезмерное преувеличение размеров/явлений;
- литота — преуменьшение или смягчение, ослабление утверждения, противоположность гиперболы;
- оксюморон — стилистическая фигура, сочетающая противоположные по значению слова, таким образом создаются новые понятия;
- аллегория — выражение идей через какой-то конкретный образ;
- ирония — сатирический приём, тонкая насмешка, сформулированная в завуалированной форме;
- эпитет — красочное определение слову в переносном значении, влияет на его экспрессивность;
- мейозис — образное выражение с преуменьшением интенсивности;
- перифраз — описательный оборот, употребляемый вместо конкретного слова/названия для выделения какого-то его качества.
Разница между оксимороном и антитезой
Оксиморон (также называется оксюморон) на греческом означает «интенсивный» + «глупый». Это фигура речи, что ставит слова с противоположным значением рядом друг с другом, при этом происходит парадокс и усиливается смысл найденного словосочетания.
Антитеза противопоставляет (конфронтирует) различные концепции, темы и объекты, добавляя таким образом мощный контраст и акцентируя различие среди них.
Например:
Или антитеза в названиях: «Красавица и чудовище» и «Война и мир».
Оксюморон описывает один и тот же предмет, концепцию или действие, но словами, которые не совмещаются между собой. В оксюмороне они не противопоставляются, а сливаются в одно целое и создают новый парадоксальный образ. Например: горячий лёд, правдивая ложь, громкое молчание.
Имеется в виду, что оксюморон в примере «горячий лёд» превратился в одно целое (одну концепцию/предмет), а «Красавица и чудовище» является антитезой, так как это две противопоставляемые друг другу идеи (персонажа два, а не один).
Как сделать антитезу выразительной?
Усиление выразительности достигается следующими способами:
Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.
Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по
Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».
Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «»Делиться или нет?» — подумал калькулятор».
Можно использовать фонетическое подобие, например «научит — наскучит».
Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.
Примеры антитезы из художественной литературы
Итак, как мы выяснили, наибольшее распространение рассматриваемый сегодня художественный прием получил в литературной среде. Его уже давно начали применять русские и зарубежные классики. Антитеза используется в названиях многих произведений.
В этих творениях гениальных авторов полностью раскрыта тема соответственно их названию и в каждом случае антитеза красной нитью проходит через их содержание. То есть, такие заглавия этим произведениям даны отнюдь не просто для привлечения внимания читателей (впрочем, это и так понятно, потому данную ремарку считайте необязательным дополнением).
Необходимо иметь ввиду, что антитеза в художественной литературе может проявляться как в явной, так и в скрытой форме. Представленные выше заголовки произведений являются как раз примером явного противопоставления с помощью присутствующих там антонимов. А скрытое обычно выражено не одной фразой, а целыми текстовыми фрагментами, и в этом случае антитезу можно обнаружить, лишь окунувшись в содержание и проанализировав характеры персонажей, их поступки, описываемые события и т.п.
Кроме этого, явное противопоставление бывает простым (с применением пары слов-антонимов) и сложным (когда их присутствует сразу несколько):
В общем, различного рода разновидностей антитез в литературе встречается немало, однако, все они выполняют задачу наполнения романов, повестей, рассказов, стихов ярким содержимым.
Из прозы
Возьмем в качестве основных примеров два произведения из творчества величайшего русского классика Л.Н. Толстого: его эпический роман «Война и мир», а также рассказ «После бала», где использован прием антитезы, который во многом играет определяющую роль.
В романе «Война и мир» Толстой сумел раскрыть все разнообразие обоих присутствующих в антитезе понятий: непонимание, неприязнь, склоки между отдельными людьми и вражда между целыми государствами, с одной стороны; спокойствие в душе отдельного человека, семейное счастье, единение с природой, мир между всеми народами, с другой.
На основе противопоставления автор описывает черты характера отдельных героев (Элен, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова), их мироощущения и взгляды на жизнь, а также мирные сцены и военные баталии, в которых участвуют массы людей.
Рассказ «После бала» не имеет антитезы в заглавии, хотя его содержание также построено на принципе контрастности образов героев и происходящих событий.
Вот некоторые противопоставления, которые были использованы в рассказе «После бала»:
В «Преступлении и наказании» Достоевский также использует принцип антитезы, но здесь в названии произведения заложено противодействие двух диаметрально противоположных терминов не в узком юридическом, а в гораздо более широком смысле. То же самое касается и героев. До преступления тот же Раскольников вызывал скорее симпатию, тогда как после совершения злодеяния на него был наложен негативный образ убийцы.
Из поэзии
В поэзии стиль, в котором проявляется антитеза, несколько другой. Здесь противостояние чаще выражается не в заглавии, а в содержании, причем оно проявляется в более открытом виде. Ярким примером может служить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где вот так выражено противостояние главного героя и Ленского:
Теперь обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова, чье стихотворение «Ангел» можно считать примером использования скрытой антитезы в поэзии:
Здесь в эпицентре внимания песня ангела, в которой восхваляется все небесное в противовес земному. Последние строки едвусмысленно это подтверждают.
Вот еще несколько примеров применения антитезы в стихотворениях:
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.
В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.
Заключение
Для сопоставления контрастных или противоположных понятий, с целью усиления впечатления служит антитеза. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что она может быть главным принципом построения как отдельных частей, так и целого произведения.
Антитеза
Антите́за
, антитезис
(др.-греч. ἀντίθεσις
— противоположение от ἀντί
— против + θέσις
— тезис) — риторическое противопоставление текста
, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом .