Значение слова «амплуа»

Что означает фраза «сменить амплуа»

Привычный образ человека, формирует устойчивое амплуа личности. Окружающие привыкают к особенностям отдельного индивида: характер, внешность, устрой жизни – все отвечает общим ожиданиям общества. Но приходит время, и человек решает изменить свою жизнь (амплуа):

  • Облик. Изменения касаются внешности: мужчина, носив на голове длинные волосы, стал стричься коротко, а женщина имеющие русые волосы, покрасила их в рыжий цвет;
  • Работа. Изменения, связанные с профессиональной трансформацией: слесарь становится водителем, а бухгалтер – экономистом;
  • Личное. Коренной холостяк, пропагандирующий брутальный образ жизни, женится и заводит детей. Второй пример: айлурофоб заводит у себя дома кота.

Таки образом человек кардинально реорганизует привычный образ жизни – меняет свое амплуа. В большинстве случаев это происходит из-за комплексов – недовольство своей внешностью, материальным или семейным положением.

Использование новых терминов позволяют избегать громоздких описаний. С одним из них вы сегодня познакомились. Определение «амплуа», можно объяснить так: определенный образ человека, роль и положение в некотором общественном деле. Многословно – скажете вы. Так и есть. На помощь приходит французское слово emploi, и теперь термином амплуа можно метко и четко обобщать громоздкие категории, охватывающие многие аспекты современной жизни.

Значение слова «амплуа»

Видео: как влияет амплуа актеров на зрителя

В данном ролике кинокритик Владимир Абдулин расскажет, как может влиять актерское амплуа на мнение зрителя о фильме:

Корни

Как слышно и видно, происхождение у слова французское. Слух и зрение нас не подводят. На языке Гюго слово emploi означает «занятие», а на английском (employ) – «занимать» и «трудоустраивать».

Что такое работа? Это задачи, которые человек решает каждый день, и в итоге эта деятельность накладывает на мужчину или женщину свой отпечаток. Дадим список профессиональных деформаций:

  • Врач везде и всюду видит болезни.
  • Психолог и психиатр замечают различные отклонения в поведении.
  • Редактор и филолог выявляют ошибки в речи и на письме.

Что и говорить, всех нас уродует работа, но это только с одной стороны. А с другой – профессиональная деятельность развивает в нас лучшие качества. Мы приносим кому-то пользу. Вот так и с амплуа, и это станет главной темой следующего раздела.

Что дает смена амплуа?

Значение слова «амплуа»

Вопрос поставлен грубовато. Амплуа нельзя просто так сменить. Ведь опыт нарабатывается. Кстати, наше сегодняшнее словечко можно связать с современной риторикой про зону комфорта. Амплуа – это привычное. Да, человек делает свою работу хорошо, но выход за пределы привычного порождает новый опыт, свежие эмоции и открывает путь к освоению иных навыков и умений, а может быть, и карьерному росту.

Но если подумать, то выйдет следующее. В жизни столько потерянных людей, без всякого, фигурально выражаясь, амплуа. И это наталкивает на вопрос: может быть, не стоит гневить Бога и менять хорошее на лучшее? Потому что первое-то вот оно, а второе совершенно не гарантировано. Подумайте об этом на досуге.

Что такое амплуа в футболе

Футбол – одна из самых доступных, для широкой массы населения, игра. Что и нужно для занятий, так это пара кроссовок, поле, ворота и кожаный мяч. Рассмотрим, какую роль (амплуа) в действиях команды играют отдельные игроки:

  • Голкипер. Защищает ворота от попадания в них мяча. В пределах периметра штрафной площадки он может играть руками, на другом участке поля его возможности схожи с полевыми игроками;
  • Защитник. Правый, левый и центральный ­– сосредоточены на обороне штрафной площадки. Правые и левые защитники могут подключаться к атакам;
  • Полузащитник. Амплуа полузащиты – «доставить» мяч нападающим. Кроме левого и правого полузащитника, в зависимости от стратегии тренера, на поле могут находиться центральный полузащитник (либеро);
  • Нападающий. Нападающий – угроза для ворот соперника. Если команда пропагандирует защитный футбол, форварда на поле может вовсе не быть. Его роль переходит к игрокам полузащиты.

Амплуа отдельно выбранного игрока, определяет тренер. Еще в юном возрасте он наблюдает за действиями мальчишек, и решает, на какой позиции будущий футболист будет действовать наиболее эффективно.

Значение слова «амплуа»

Амплуа в театре

Благодаря театральным подмосткам, а в средневековье каждый артист выполнял только одну роль, мир узнал о новом термине – амплуа. Особая специализация актера связывалась с типажом мастера:

  • Любовник. Роль играют красивые молодые люди;
  • Злодей. Обычно это мужчина средних лет, невысокого роста, который обладает низким и неприятным голосом.

В середине 18 века, термин амплуа охватил жанры постановок:

  • Комедия;
  • Трагедия;
  • Пантомима и т.д.

Специализация артиста была связана с его творческими способностями. Например, актер, играющий комедийные роли, в качестве героя с трагической судьбой зрителем попросту не воспринимался.

Значение слова «амплуа»

Значение и предложения-примеры

Значение слова «амплуа»

Давайте сначала дадим определение из толкового словаря, а потом подумаем, какие плюсы и минусы есть у такого явления, как амплуа. Итак, толковый словарь говорит следующее об объекте исследования:

  1. Тип актерских ролей.
  2. Определенный круг занятий. («Он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов».)

Второе значение, разумеется, переносное. Давайте сочиним предложения по теме, пусть их будет пять:

  • Вы что, хотите меня убить? Человек, которого зритель привык видеть в амплуа доброго дядюшки, вдруг сыграет маньяка-убийцу. Вы в своем уме? Хотя, возможно, из этого что-то и выйдет.
  • Послушайте, но совершенно же очевидно, что Алексей Игоревич слишком стар для амплуа любовника. То, что хорошо было 20 лет назад, совершенно не подходит сейчас.
  • Я понимаю, что вы президент клуба, но ставить на позицию нападающего вратаря – безумие, ведь это не его амплуа!
  • Эх, если бы Николсон согласился сняться у меня лет 30 назад, я бы ему позволил выбрать амплуа самостоятельно. Он может сыграть все!
  • Я знаю, что у нас научно-исследовательский институт, но все же заставлять бухгалтеров писать статьи так же противоестественно, как и заставлять научных сотрудников сводить дебет и кредит. Ведь это не их амплуа.

Преимущество амплуа в том, что у человек есть в любом случае стабильная работа, в которой он хорош. Основной же минус в том, что человек теряет широту и превращается в специалиста узкого профиля, даже если дело касается творческой профессии.

Иностранные слова и термины в русском языке

Удачное использование чужеродных слов в нашем языке, позволяет сделать его современным и динамичным. Причины заимствования новых терминов:

  • Развитие. При обозначении новых технологий и явления, найти эквивалентное слово проблематично или попросту нельзя (принтер, скейтборд, факс);
  • Культура. Влияние культуры другого народа, которую, посредством информационных каналов, стараются идеализировать. С американских фильмов, популярных в начале 90 годов прошлого века, в наш язык проникли такие слова как шоп – магазин, коп – полицейский, тинэйджер – подросток;
  • Краткость. Вместо громоздкого описательного оборота, используют одно слово (снайпер – человек который умеет метко стрелять, джем – желеобразная сладкая масса из ягод и фруктов);
  • Интернационал. Некоторые слова используют во всем мире без изменений. Например: брокер, менеджер и т.д.

Употребление некоторых терминов в русском языке, то ли от безграмотности, то ли от лени, считаются безосновательными. Для других, а ниже мы рассмотрим значение слова «амплуа», подобрать точный эквивалентный термин невозможно.

Значение слова «амплуа»

Театр классицизма

Театр классицизма знал следующую, ставшую для европейского театра традиционной, классификацию ролей:

  • герои и героини
  • любовники (герои-любовники, фаты, рубашечные любовники) и любовницы
  • молодые любовники (jeunes premiers)
  • короли
  • тираны
  • отцы
  • наперсники и наперсницы
  • лакеи
  • субретки
  • инженю (ingénues)
  • резонёры
  • петиметры (petit-maîtres)
  • простаки
  • злодеи
  • травести

Согласно системе амплуа в рамках классицизма, для каждой характерной роли предполагался определённый набор внешних данных (рост, сложение, тип лица, тембр). Одним из первоочередных требований для актёра, претендующего на определённую роль, было соответствие такому набору требований.

Так, если актёр имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актёр же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы актёров из одного амплуа в другое при этом не приветствовались, за исключением возрастных изменений: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, мог стать «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

Амплуа как театральная классификация

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и пр.). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

В 18–19 вв. система амплуа существовала более в устной театральной практике, чем в театральной теории. Система амплуа применялась при создании театральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенные драматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем Словаре театра называет амплуа по социальному положению (король, слуга и пр.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т.п.), по функции в драме (инженю, любовник, злодей, наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивую основу театрального действия, с другой стороны, она более подвижна и гибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названия изменяются в различные эпохи.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа – театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Р.Кугель и др.

В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда Амплуа актера актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.

Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа «социального героя».

Пример использования слова амплуа

Амплуа героя-любовника Ален Делону к лицу.

Смирись, это не твое амплуа.

Современные футболисты настолько универсальны, что могут играть в разных амплуа.

В комнате двое — Безруков и подполковник Калинин, некогда в Москве подвизавшийся в амплуа мужа Лидии, а теперь срочно прибывший в Лондон, чтоб расхлебывать заварившуюся здесь кашу.

Наблюдавшие его много позже совсем в другом амплуа такие разные люди, как А.

Американская пресса к тому же с тревогой обнаружила, что у Советов появился лидер, способный бросить вызов Рональду Рейгану в той сфере, где он считал себя непревзойденным профессионалом: амплуа публичного политика.

Демиурга нового мира или лидера второй мировой сверхдержавы в амплуа секретаря крайкома, отвечающего за все, что происходит на подведомственной ему территории, — от заготовки кормов до обеспечения школьников учебниками.

Выбор амплуа профессионального эволюционера в приученной к бунтарям-анархистам и деспотам стране мог означать либо вопиющую наивность, в чем Горбачева не устают обвинять российские критики, либо высшую политическую мудрость, за которую его не устают превозносить главным образом западные поклонники.

О мир, где вместо падуг Над нами арки радуг, Где блещет вместо ламп Луна, Где мы, мы играем слабо, О, как бы нам хотя бы Не путать амплуа, амплуа, амплуа, амплуа, амплуа, Оп-ля-ля.

Лопе де Вега, который и создал это сценическое амплуа — амплуа ловкого или, наоборот, неповоротливого слуги, часто — смышленого и лукавого крестьянина.

Как вы смотрите на то, — поинтересовался он, бесстрастно улыбаясь, — чтобы испытать себя в амплуа телеведущей в программе криминальных новостей?

Для амплуа ТР-физика вы кажетесь мне, извините, слишком юной и слишком рыжеволосой.

Работаю здесь уже четыре дня и, как вы только что выразились, именно в амплуа ТР-физика.

Вчера я начала новую жизнь в непривычном для себя амплуа, в незнакомом доме, и, чтобы дебют не провалился, просто необходимо было подвести баланс моим достижениям и поражениям, ознаменовавшим эту жизнь.

Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.

Женская роль — оннагата, быть может, в большей степени, чем какое-либо другое амплуа, требует от исполнителя особого дара перевоплощения.

Поэтому, когда на деле мечты о трудовом хлебе разрешились тем, что ей предложили занять опереточное амплуа на подмостках одного из провинциальных театров, то, несмотря на контраст, она колебалась недолго.

Такой механизм Виго находит, возвращаясь к гротеску: начинается массовое буйство Буффон подлежит истязанию, но при этом ни на секунду не утрачивает своего амплуа.

Уточнить словоДобавить слово

Популярные факты

Самые известные сигаретыСамые известные философыСамые знаменитые политикиСамые известные вампирыСамые необычные праздники мира

Популярные советы

Чем книга лучше фильма100 вещей, которые нужно сделать в жизниПсихологические приемы, которые работаютКак скачать видеоКак сдать устный экзамен

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий