Канделябр

Когда возник и как развивался подсвечник

Канделябр

Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.

Канделябр

Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.

Канделябр

Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.

Канделябр

Канделябр

Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов… И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…

Канделябр

Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники. 

Канделябр

Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.

Керамические, фарфоровые и стеклянные подсвечники и канделябры

Керамические канделябры и подсвечники несут в себе особый символический смысл. А все дело в том, что керамика объединяет в себе четыре стихии: Воздух, Огонь, Воду и Землю — замешанную на воде глину обжигают в пламени и закаляют дымом. Обычно керамические канделябры служат подставкой не более чем для пяти свечей, однако бывают и исключения. Керамические подсвечники и канделябры могут быть большими и маленькими, украшенными узорами и строгими без украшений. Такие изделия прекрасно подойдут как для декора интерьера, так и для проведения торжественных праздников. 

КанделябрФарфоровые подсвечники и канделябры чаще всего выполняются в стиле кантри, а на их поверхность наносятся традиционные рисунки, к примеру, «под гжель». Фарфоровые канделябры и подсвечники редко бывают высокими, как правило, они предназначаются для укороченных свечей. 

Канделябр
Нередко фарфоровые и керамические подсвечники имеют вид статуэток или олицетворяют собой целые действия: девушка, собирающая цветы; молодой человек, ловящий руками рыбу из пруда; охотник, целящийся в дичь и т.д. Что касается стеклянных подсвечников, имеющих вид прозрачных фонариков или цветных бокалов, то они наилучшим образом подойдут для создания теплого и уютного освещения. Стеклянные подсвечники олицетворяют собой милый сердцу огонек свечи, который может менять свой цвет в зависимости от цвета стекла. Обычно для таких подсвечников используют низкие чайные свечи. 

Канделябр
Керамику, фарфор и стекло используют для изготовления подсвечников, предназначенных для ароматизации помещений, которые используются в лечебных целях, а также для оформления жилища по принципам фэн-шуй. Такие подсвечники являются отличным примером хранения и совершенствования народных традиций. Часто подсвечники для ароматизации помещений играют роль оберегов дома. Неоспоримым преимуществом фарфора, керамики и стекла является то, что изделия, выполненные из этих материалов, не требуют особого ухода, их спокойно можно мыть в посудомоечной машине. 

Разновидности подсвечников и их применение

Канделябр

За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.

Канделябр

Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.

Канделябр

Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.

Канделябр

Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.

Канделябр

Канделябр

Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.

Канделябр

Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).

Канделябр

Тапперт  — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.

Канделябр

Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.

Канделябр

Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.

Канделябр

Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.

Канделябр

Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…

Канделябр

Канделябр

В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.   

Значение слова Канделябр по словарю Брокгауза и Ефрона:

Канделябр (латинск. Candelabrum) — у древних подставка (подсвечник) для свеч (candelae), ламп, курений и т. п. К. обыкновенно состоял из ножки (треножник), представлявшей из себя изящно сделанные металлические лапки (обыкновенно наподобие львиных лап), или гладкого шеста, или древка (καυλός), и верхушки (κάλαθος) в виде тарелки или плоского сосуда, или же подобие древесных стволов с ветвями, с которых свешивались лампы на небольших цепочках (лампадарии). Первоначально К. приготовлялись из дерева, тростника или жженой глины, позже и из мрамора или алебастра. Большие, искусно сделанные К. встречались как посвящения в храмах, а людьми богатыми ставились и в частных домах. Великолепные древние канделябры имеются особенно в Британском музее в Лондоне, в парижском Лувре, в мюнхенской глиптотеке, в собраниях римских (так назыв. К. Барберины в античном собрании Ватикана), флорентийских и неаполитанских. Искусство времени Возрождения возродило снова К., но гораздо богаче изукрасило древко не только листьями и орнаментами, но и небольшими фигурами. Такие бронзовые канделябры в большом количестве сохранились в Италии, напр. в Чертозе павийской и каррерском собрании в Венеции. В XVIII в. К. зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо. они применялись для освещения зал, улиц и площадей. в XIX в. кованое железо заменено было литым чугуном. Современное газовое освещение в связи с возрождением художественной промышленности снова придало значение К. Часто К. употреблялись и употребляются в христианских, особенно в католических церквах для алтарных свечей. В XVI и XVII вв. их приготовляли при этом из серебра, бронзы и олова, в XVIII в. стали пользоваться фарфором

Промышленность последнего времени обратила большое внимание и на этот род изделий (см. табл

Бронзовые изделия).

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий