Организованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза

Дзицуроку эйга

Дзицуроку эйга (яп. 実録映画, буквально — фильм-хроника, летопись) — ещё один поджанр якудза эйга, сформировавшийся в начале 1970-х годов. Его отличительной особенностью было создание образа послевоенных якудза как алчных и жестоких гангстеров, забывших во имя наживы устои и традиции своих «благородных» предшественников. Родоначальником направления стал режиссёр Киндзи Фукасаку своим 5-серийным фильмом «Битвы без чести и жалости» с участием Бунты Сугавары. По мнению обозревателя Time Out:

Эта разрушительная антология убийств изменила направление всего жанра якудза-эйга. Ушли традиционные истории о кодексе чести и чувстве долга, их сменили волчьи законы, отсутствие морали с гарниром из чрезмерного насилия и абсурдных кровавых сцен.

Выход первого фильма цикла совпал по времени с чередой политических потрясений в Японии: кровавая драма в аэропорту Лод, попытка государственного переворота Юкио Мисимы и другие действия националистов сформировали у граждан их негативный образ. Эта ситуация обеспечила успех картины, открыто отвергающей националистический идеализм и криминальные методы в политике и экономике. По итогам XX века она была признана одним из высших достижений японской культуры. В середине 1970-х Фукасаку развил успех «Боёв» фильмам «Полицейские против бандитов» (1975 год), «Кладбище якудза» (1976 год).

1.

Технически якудза легальнаОрганизованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза
Да, это так, – якудза действует в Японии вполне открыто. Вы можете запросто найти в крупных городах штаб-квартиры этой организации, – на их дверях висят специальные таблички с опознавательным знаком.

Якудза легально управляет бизнес-сетями во многих отраслях – от строительства до порноиндустрии. Мало того, она довольно давно вовлечена и в политику Японии.

Публичные скандалы из-за связей ведущих политиков (в том числе и министров) с мафией происходят в этой стране регулярно, но редко приводят не то что к отставкам, но и даже к ухудшению дальнейшей политической карьеры их фигурантов.

Якудза много лет открыто спонсирует правую Либерально-демократическую партию Японии (во многом благодаря этому ЛДП правит страной с 1955 года почти без перерывов), агитирует население перед выборами за «нужных» кандидатов и т.д. И вообще, японцы давно воспринимают якудза как часть национальной культуры.

Из истории якудза

С начала 17 и до середины 19 века в якудза набирались люди низших сословий, то есть различные крестьяне, торговцы и ремесленники. Также в якудза попадали те, кто скрывался от власти или в силу тех или иных обстоятельств, потерявшие своё жильё и имущество. У якудза они всегда могли получить кров и работу.

Самураи, в мирное время не способные найти применение своим боевым навыкам, часто вступали в ряды полиции. Они называли членов якудзы выскочками, которые не почитают кодекс чести Бусидо. В силу этого между полицией и группировками якудзы часто происходили конфликты. Но такое противостояние было не повсеместно и в некоторых областях якудза и полиция могли даже сотрудничать.

Очень хорошо прослеживается развитие современных группировок якудза из двух групп, которые начали своё становление в 18 веке. Это были игроки (бакуто) и коробейники (тэкия).

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

Организация бакуто была создана правительством для развлечения рабочих, которые строили государственные объекты. Кроме того, за игрой рабочие проигрывали значительную часть своей зарплаты, которая благополучно возвращалась в казну. Часто члены бакуто совершали преступления. Узнать бакуто можно было по татуировкам, которые в том числе были и испытанием силы воли, ведь на то, чтобы наколоть цветную татуировку на всю спину, уходило более 100 часов. При этом боль была адская.

Членам бакуто принадлежит и другая традиция, которая сохранилась до наших дней. Это так называемый обряд отрезания фаланги пальца («юбицумэ»). Юбицумэ совершал бакуто с помощью танто или молотка за совершённую им провинность. Отрезание фаланги пальца символизировало то, что без фаланги уже нельзя также твёрдо держать в руках меч или карты. За следующие преступления бакуто могли либо отрезать следующую фалангу, либо вовсе выгнать из группировки.

Да и собственно сам термин «якудза» пришёл именно из сословия бакуто, которые играли в ойтё-кабу.

Позже организациям тэкия и бакуто пришлось объединиться, так как начались реформы и борьба с азартными играми, в то время как мелкая и средняя торговля переживали расцвет. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

В это же время якудза стали наращивать взаимосвязи с политиками. Они научились применять свои таланты, обманывая, шантажируя, подкупая избирателей. Иногда даже приходилось запугивать или убивать, ради достижения поставленных целей. За свои услуги якудза получали относительную свободу действий от политиков, которым они помогали.

Происхождение

На протяжении всей истории, особенно с современной эпохи, остров Кюсю был крупнейшим источником якудза , в том числе многих известных боссов Ямагути-гуми . Исокити Ёсида (1867–1936) из района Китакюсю считался первым известным современным якудза . В последнее время Синобу Цукаса и Кунио Иноуэ, боссы двух самых могущественных кланов Ямагути-гуми, происходят из Кюсю. Фукуока , самая северная часть острова, имеет наибольшее количество среди всех префектур.

Несмотря на неопределенность в отношении единого происхождения организаций якудза , большинство современных якудза происходит от двух социальных классификаций, которые возникли в середине периода Эдо (1603–1868 гг.): Тэкия , те, кто в основном торговал незаконными, украденными или низкокачественными товарами; и бакуто — те, кто был вовлечен в азартные игры или участвовал в них.

Текия (разносчики) считались одной из самых низких социальных групп в период Эдо. Когда они начали создавать собственные организации, они взяли на себя некоторые административные обязанности, связанные с торговлей, такие как выделение киосков и защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей эти разносчики открывали киоски, и некоторые участники были наняты в качестве охранников. Каждый коробейник платил арендную плату в обмен на назначение киоска и охрану во время ярмарки.

Tekiya был высоко структурирован и иерархической группой с оябун (босс) в верхней части и kobun (членами банды) в нижней части. Эта иерархия напоминает структуру, аналогичную структуре семьи: оябун часто считался суррогатным отцом, а кобун — суррогатным ребенком. В период Эдо правительство официально признало текия . В это время оябуны были назначены надзирателями и получили статус почти самураев , что означало, что им было разрешено достоинство фамилии и двух мечей.

Бакуто (игроки) имели гораздо более низкий социальный статус даже, чем торговцы, поскольку азартные игры были незаконны. Многие небольшие игорные дома возникли в заброшенных храмах или святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство этих игорных домов управляли ростовщиками для клиентов и обычно содержали собственный персонал службы безопасности. Общество в целом относилось к игорным домам и к бакуто с пренебрежением. Большая часть нежелательного образа якудза происходит от бакуто ; это включает и само название Якудза .

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания торгового класса развивающиеся группы якудза состояли из неудачников и преступников, которые присоединились или сформировали группы якудза, чтобы вымогать клиентов на местных рынках путем продажи поддельных или низкокачественных товаров.

Корни якудза сохранились до наших дней в церемониях посвящения , которые включают ритуалы тэкии или бакуто . Хотя современные якудза разнообразились, некоторые банды все еще идентифицируют себя с той или иной группой; например, банда, основным источником дохода которой являются незаконные азартные игры, может называть себя бакуто .

Знаки отличия

Уже несколько столетий татуировки используют члены мафии по всему миру как метку определенной банды. По ней можно понять, к какой группировке относится человек и какое положение в ней занимает. Не стали отходить от традиций и якудза. Татуировки в Японии вообще долгое время ассоциировались исключительно с ними. Люди, не состоящие в банде, не делали их, в то время как мафиози покрывали ими все свое тело. Рисунками и надписями покрывались кисти рук, голова и даже гениталии.

Порой обычные ремесленники и крестьяне попадали в ряды якудза. Татуировки в таком случае подбирались под новое имя. Имена обычно давали звучащие вроде «ревущая буря», «стальной меч», «молниеносный дракон». Сегодня татуированные люди все еще продолжают ассоциироваться с опасной бандой. В некоторые места купания даже запрещён вход для людей с изображениями и надписями на теле

Запрет этот не оправдан, так как после того, как группировку официально запретили, ее члены не стремятся так явно привлекать к себе внимание полиции и обычных граждан

Несмотря на то что мафия японская, в ее рядах можно встретить и корейцев. Корейцы составляют всего 0,5% населения страны, и потому их, как национальные меньшинства, подвергают жестокой дискриминации. Даже родившиеся на территории Японии корейцы, как правило, признаются иностранцами лишь из-за своей этнической принадлежности. Заниматься законной торговлей они не могут, как и трудиться без получения разрешения на работу. Именно потому, что общество сделало их изгоями, мафиози стали принимать их в свои ряды. Якудза вообще с охотой принимают в свои ряды всех изгоев. Обиженные обществом, страной и всем миром, они обретают особую злобу и непоколебимую преданность тем, кто их приютил.

Всем корейцам, принятым в ряды группировки, дают новое имя. Чтобы стереть их принадлежность к другой культуре, им наносят на тело особые знаки – татуировки с японской традиционной символикой. Нередко на их теле красуются надписи на японском языке.

Татуировки якудза

Некоторые якудза делали татуировки в виде чёрного кольца вокруг руки после каждого преступления, которое они совершали. Татуировки были признаком силы и того, что якудза противостояли обществу и отказывались подчиняться его нормам и законам.

Организованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза

Судя по этой фотографии современные якудза уже не стесняются показывать свои татуировки посторонним, хотя в Японии человека, покрытого татуировками могут дискриминировать (например не пустить в общественные бани онсен).

Якудза в современной японии

Известные личности — якудза

Якудза в кино, аниме, манге

Фотографии якудза

Видео якудза

Статья ещё не закончена…

Ритуалы, знаки и традиции якудза

Уже несколько столетий якудза используют обширные татуировки, как знак отличия и часто, как принадлежность к какой-либо группе или клану. Этим же они обозначают своё положение в группе.

Изначально, когда ремесленники и крестьяне вступали в якудза, они получали новые звучные имена, например, Девять драконов или Тигр и журавль. Затем соответствующие изображения наносились им на спину или на грудь и дополнялись различными узорами. В итоге, очень часто получалось, что татуировка покрывает всё тело якудза.

И в наши дни в Японии татуировка в первую очередь ассоциируется с якудза. Однако, на самом деле это стереотип, потому что после официального запрета якудза, многие из них стараются не отличаться от окружающих.

О другом обряде уже упоминалось выше. Это, так называемый ритуал юбицумэ, то есть отрубание пальца за провинность. Сегодня старые якудза, у которых отсутствует несколько пальцев, стараются скрыть это с помощью протезов.

Ещё одним видом наказания является сэппуку или по-другому ритуальное убийство путём вспарывания живота. Cэппуку было более популярно среди самураев, однако, иногда его совершали и якудза.

Мукокусэки акусён

Мукокусэки акусён (яп. 無国籍アクション, буквально — безграничное действие или беспредельный экшн) — поджанр якудза эйга, зародившийся на студии Nikkatsu (Никкацу) в конце 1950-х годов, для которого, по определению кинокритика Ивана Денисова, были характерены «новый японский индивидуализм и освобождение от уз традиционализма». Режиссёры в своих картинах постепенно осознавали обретённую свободу, одновременно возвращаясь к национальным традициям киноязыка, свободно и органично использовали накопленный опыт криминальных фильмов Европы и США. Ещё одной особенностью мукокусэки акусён является создание не только гангстерских лент, но и так называемых «мисо-вестернов» (по аналогии со «спагетти-вестернами»). Наиболее значимыми работами поджанра стали: «Я жду» Корэёси Курахары (1957 год), «Ржавый нож» Тосио Масуды (1958 год), «Мой паспорт — кольт» Такаси Номуры (1967 год), «Три секунды до взрыва» Мотому Иды (1967 год). Отдельно необходимо отметить Сэйдзюна Судзуки и его «Молодость зверя» (1963 год, снятый по сути на основе сюжета «Кровавая жатва» Дэшилла Хэммета), «Токийский скиталец» (1966 год) и «Рождённый убивать» (1967 год). За эту работу, объявленную непонятной зрителю, Судзуки был уволен со студии Никкацу. Практически тут же его место занял Тэруо Исии, он снял два фильма о женщинах-якудза «Дружелюбный убийца» (1969 год) и «Татуированная фехтовальщица» (1970 год), сделавших звездой Мэико Кадзи. В качестве, вероятно, главных исполнителей мужских ролей в Мукокусэки акусён необходимо назвать Акиру Кобаяси и Дзё Сисидо. Много лет спустя, в 2005 году, последний так сравнивал криминальные фильмы студии Никкацу и близкую продукцию компании Тоэи:

Эти боевики были совершенно разными. Никкацу, по сути, производила молодёжные фильмы — абсолютно человечные истории с молодыми героями, содержащими иногда криминальные персонажи или ситуации. Тоэи делала картины о настоящих якудза. <…> Они старались снимать реальность мира якудза, его этнос. Зрители были совершенно разными. Люди, пришедшие смотреть фильмы Тоэи, любили ленты о якудза. Но те, кто предпочитали Никкацу, ходили на драматургию. Никкацу экшн отличались от боевиков других стран. Мы не знали как организовать акробатику схваток или сложные эффектные эпизоды. Мы сосредотачивались на истории взаимоотношений между персонажами.

Синдикаты

Три крупнейших синдиката

Хотя количество членов якудза сократилось с момента введения в действие Закона о борьбе с борёкуданом в 1992 году, по состоянию на 2019 год в Японии по-прежнему насчитывается около 28 200 активных членов якудза. Якудза состоит не из одной группы, а из множества различных групп синдикатов, которые вместе образуют одну из крупнейших организованных преступных группировок в мире.

Основные семьи Описание Пн (гребень)
Ямагути-гуми (山口 組, Ямагути-гуми ) Ямагути-гуми — самая большая семья якудза, составляющая 30% всей якудза в Японии, насчитывающая более 8 900 членов. Из своей штаб-квартиры в Кобе она руководит преступной деятельностью по всей Японии. Он также участвует в операциях в Азии и США. Синобу Цукаса , также известный как Кеничи Шинода, является нынешним оябуном Ямагути-гуми. Он следует экспансионистской политике и увеличил количество операций в Токио (который традиционно не был территорией Ямагути-гуми).

Семья Ямагути успешна до такой степени, что ее имя стало синонимом японской организованной преступности во многих частях Азии за пределами Японии. Многие китайцы или корейцы, не знающие имени «Якудза», знают имя «Ямагути-гуми», которое часто используется в фильмах о гангстерах.

«Ямабиси» (山 菱)

Сумиёси-кай (住 吉 会) Сумиёси-кай — вторая по величине семья якудза, насчитывающая около 4500 членов. Сумиёси-кай — это конфедерация небольших групп якудза. Его нынешний глава (会長 kai-cho) — Исао Секи. Структурно Сумиёси-кай отличается от своего основного соперника Ямагути-гуми тем , что действует как федерация . Цепочка подчинения более расслаблена, и ее руководство распределяется между несколькими другими участниками.
Инагава-кай (稲 川 会) Инагава-кай — третья по величине семья якудза в Японии, насчитывающая около 3400 членов. Он базируется в районе Токио-Иокогама и был одним из первых семейств якудза, расширивших свою деятельность за пределами Японии.

Назначенный бурёкудан

Обозначенный борёкудан (指定 暴力 団, Shitei Bōryokudan ) — это «особо вредная» группа якудза, зарегистрированная комиссиями префектуры общественной безопасности в соответствии с Законом о борьбе с организованной преступностью (暴力 団 対 策 法, Bōryokudan Taisaku H ), принятым в 1991 году. Группы обозначаются как борёкудан, если их члены пользуются влиянием банды для ведения бизнеса, имеют одного лидера, и большая часть их членов имеет судимость.

Выделенные группы борёкудан обычно представляют собой крупные организации (в основном сформированные до Второй мировой войны , некоторые — до Реставрации Мэйдзи 19 века); однако есть некоторые исключения, такие как Намикава-кай , который, с его явными вооруженными конфликтами с Додзин-кай , был зарегистрирован всего через два года после его образования.

4.

Татуировки членов якудза делаются вручнуюОрганизованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза
Одно из самых визуально заметных отличий якудза – это замысловатая цветная татуировка по всему телу. Такие татуировки (главные мотивы которых – драконы, горы и женщины) занимают практически всё пространство кожи, кроме кистей рук, ступней ног и чистой полосы от шеи до живота, – чтобы можно было расстегнуть рубашку.

Из-за этой «росписи по телу» якудза обычно носят закрытую одежду, так как у остальных японцев такие «украшения», мягко говоря, не приветствуются.

Татуировки-ирэдзуми делаются, по традиции, с использованием металлических или бамбуковых игл. Хотя электрические инструменты и не запрещаются прямо, они нежелательны: поскольку большая и сложная татуировка весьма болезненна и занимает много времени на изготовление, её наличие означает, что перед вами мужественный человек, способный много часов терпеть сильную боль.

Правда, в последнее время члены якудза стали постепенно отказываться от этой многолетней традиции. Законы становятся всё строже, а отношение к бандитам в обществе – всё нетерпимее, а с такими «особыми приметами» во всё тело, само собой, очень трудно затеряться в толпе или хотя бы временно «залечь на дно».

Кстати, жёны якудза (которые обычно не играют никакой роли в их бизнесе, сидят дома и воспитывают детей) тоже делают ирэдзуми – в знак преданности мужьям.

Традиции

В этой банде очень строгий кодекс поведения, потому, возможно, она столь долго существует. Все должны иметь хорошие отношения между собой и беспрекословно подчиняться вышестоящим «руководителям» преступной группировки.

Якудза в любой ситуации должны оставаться верными своему клану. Если босс велит взять чью-то вину на себя, даже если за это грозят пытки или тюрьма, — это надо сделать.

Нельзя предавать членов своей семьи (группировки) и воровать у них, вступать в стычку с другими группировками без разрешения шефа, и ни в коем случае нельзя «посягать» на простых законопослушных граждан. Если же кто-то из членов якудза причинит вред ни в чем не повинным людям, он должен будет компенсировать им ущерб и понести наказание.

Желательно, чтобы члены якудза имели официальный бизнес, который служил бы ширмой для сокрытия доходов от преступной деятельности.

Якудза должны воспринимать смерть, как нечто неизбежное (хотя она неотвратима абсолютно для всех) и не бояться ее скорого наступления. Они должны быть нетерпимыми к противнику и строить отношения с ним только с позиции силы. В некоторых кланах якудза не запрещается каннибализм (съесть врага — значит помочь клану). Нужно уметь терпеть лишения и боль, нельзя показывать страх ни при какой ситуации (желательно его вообще не испытывать).

Многие из вышеперечисленных качеств хорошо бы иметь всем людям, и именно этими качествами в прошлом должны были обладать самураи.  Для японцев бусидо (кодекс поведения самураев) очень важен, потому якудза ими нередко воспринимается как организованная группа эдаких благороднейших Робин Гудов, помогающая бороться с нехорошими криминальными проявлениями в стране, пусть даже с применением силы, если это необходимо. И, конечно же, все это привлекает молодых юнцов, желающих связать свою жизнь с «настоящей семьей» якудза. И никто при этом не вспоминает об их криминальном бизнесе…

Отрубание фаланг пальцев в якудза

Если кто-то из членов нарушает законы якудзы, он подвергается наказанию — собственноручному отрубанию пальца (точнее, фаланги) с помощью меча катаны или ножа танто. Такая же кара ждет и тех, кто решается выйти из рядов якудза. Отрезанный обрубок, завернутый в тряпочку, дается боссу как доказательство искупления вины. Сколько проступков — столько отрезанных пальцев. В прошлые столетия систематическое нарушение законов якудза и, как следствие, потеря нескольких пальцев, приводили к неспособности хорошо держать меч в руках (в те годы именно он был основным оружием якудза), потому злостные нарушители признавались негодными для выполнения своих обязанностей и изгонялись боссом из кланов. Сейчас отрубание фаланг — дань ритуалам прошлого.

На мой взгляд, очень точно кодекс поведения современных якудза характеризуют слова босса Есинори Ватанабэ: «Безусловное единение. Расплата и тишина. Необходимые наказания и вознаграждения, а также целесообразное применение силы».

Но сейчас все эти жесткие законы якудза стали «хуже работать», что привело, в конечном итоге, к ослаблению дисциплины и медленному превращению ее в обычную организованную преступную банду.

Якудза сегодня

Как и в 17 веке, в настоящее время японские гангстеры делятся на 2 группы, и это по-прежнему бакуто и тэкия. Первые из них контролируют азартные игры, и все с ними связанное, а вторые занимаются рэкетом. В 21 веке такое разделение весьма условно.

В отличие от итальянской и китайской мафии, якудза — почти официальная организация. Она действует в открытую, а на штаб-квартирах в разных городах и префектурах можно заметить таблички с названиями. Полицейские редко связываются с группировкой считая, что она держит под контролем уличную преступность.

Пик влияния японской мафии пришелся на шестидесятые годы двадцатого века. Тогда у нее насчитывалось свыше 180 000 бойцов. Только к началу девяностых годов в стране был принят закон против организованной преступности, который развязал полиции руки.

Сегодня в состав якудза входят четыре крупных синдиката:

  • ямагути-гуми, самая многочисленная группировка со штаб-квартирой в Кобе;
  • сумиёси-кай из Осаки;
  • айдзукотецу-кай из Киото;
  • инагава-кай, представляющие Токио.

Самой активной считается Ямагути-гуми, которая не гнушается таких вещей, как торговля наркотиками, рэкет, проституция, а также замешана в громких политических убийствах.

Современная жизнь якудза

Членов якудза можно встретить в Японии повсеместно, однако, иностранцам опознать их сложно, так как очень часто они выглядят, как обычные бизнесмены. Японская мафия проникла почти во все сферы жизни, в том числе и финансовые рынки. Кроме того, у них есть свои люди в политике.

Не бросила японская мафия и свои традиционные сферы деятельности, такие как наркоторговля, незаконный игорный бизнес, контроль за проституцией и «крышевание». Не брезгуют они и различными видами шантажа. Для этого у них есть специалисты по корпоративному шантажу («сокайя»). Кроме того, якудза отлично управляется с операциями по недвижимости и строительством, что приносит им неплохие доходы.

Как правило, головные офисы или штаб-квартиры якудза располагаются в престижных районах. Японская мафия может чувствовать себя спокойно, так как она имеет связи с чиновниками и часто с полицией. Кроме того, полиции сложно взять под стражу всю группировку якудза, потому как вину за совершённое преступление, по негласному правилу, берёт на себя один из членов бандформирования.

Издавна якудза сотрудничает с преступными группировками корейцев и китайцев, как правило, это сотрудничество в сфере наркоторговли. Однако, иногда сотрудничество перерастает в разборки и столкновения.

В 1992 году правительство Японии приняло меры по борьбе с членами преступных группировок. Кроме всего прочего, принятый акт запретил один из главных видов деятельности якудза, а именно «защитный рэкет». Этот закон вызвал море негодования якудза, их семей, а также всех тех, кто имел с ними тесные контакты (отдельные политики, юристы и другие).

Но, несмотря на протесты, правительство не пошло на уступки. Общественность также поддержала принятые меры правительства. Так, теперь в некоторые заведения не пускают людей с татуировками.

Но этот закон оказался куда меньшим злом, по сравнению с экономическим кризисом, начавшимся в стране в начале 90-ых годов. Из-за него многие кланы понесли огромные потери, в результате чего даже пришлось уволить часть сотрудников низшего сословия.

Однако в целом, пока существует теневой бизнес, искоренить якудза полностью почти невозможно.

Структура Якудзы.

Организованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудзаВ ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun»), где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель»). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга»), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.

Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом, якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям.

В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката – кумитё, сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант»), а за ним – со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба»).

На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira»), который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира (shateigashira). Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.

Организованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза

7.

Один из глав клана якудза оказался информатором ФБРОрганизованная преступность с самурайскими мечами: 9 мифов о японской мафии якудза
Многолетний глава клана Гото-гуми Тадамаса Гото – один из самых легендарных оябунов («глав семьи») якудза. Начав свою «карьеру» в 1972 году как «мальчик на побегушках», он умудрился не только дожить до старости, но и стать одним из самых влиятельных и успешных якудза, и к тому же «выйти сухим из воды», попав в несколько весьма некрасивых историй.

Так, в 2001 году случайно выяснилось, что он несколько лет подряд без зазрения совести «сливал» ФБР своих союзников из других кланов (сорвав, в числе прочего, ряд крупных выгодных сделок).

Зачем? А за тем, чтобы ФБР помогло ему и троим его приближённым якудза организовать операции по пересадке печени в США (в Японии у них с этим были проблемы из-за строгости оформления документов на подобные лечебные процедуры, а въезд в США Гото запретили уже задолго до того).

Дело в том, что серьёзные проблемы с печенью – это, буквально, «профессиональная болезнь» якудза (как из-за образа жизни, так и из-за татуировок, нарушающих потоотделение и блокирующих вывод токсинов через кожу).

Самое удивительное, что после такого разоблачения Гото не просто не понёс никакого наказания, но и остался главой своего клана до 2008 года! В 2008-м он принял сан буддистского священника, но в 2010-м был обвинён по делу об убийстве («подарив» родственникам убитого 1,5 миллиона долларов, Гото снова выкрутился).

Мало того, вскоре после этого бывший оябун ещё и издал автобиографию, в которой раскрыл многие «непубличные» аспекты жизни якудза.

Благотворительность

Землетрясение в Кобе, 1995

Когда возникает необходимость, якудза оказывают помощь нуждающимся. Так, в январе 1995 года произошло землетрясение в городе Кобе — погибли 6,5 тысяч человек, было разрушено 200 тысяч домов. Жители попали в тяжелейшую ситуацию, а власти почему-то не спешили им помогать. Тогда помощь пострадавшим поступила от якудза: вода, продукты, деньги, лекарства, работы по восстановлению зданий — все это организовали члены мафии.

В дни празднования Нового года якудза поздравляют жителей района, который «курирует» группировка, и дарят им подарки.

Перед какими-то крупными мероприятиями власти иной раз обращаются к якудза за помощью, и те бескорыстно следят за общественным порядком в своих районах во время празднования.

Конечно, все это добавляет симпатий к якудза со стороны простых японцев.

Законопослушные бандиты

Мафия якудза занимается преступной деятельностью различной направленности: организовывают продажу девушек в Европу, Америку и страны Востока, держат свои публичные дома, вовлекают в проституцию несовершеннолетних, распространяют запрещенную порнографию, занимаются нелегальной эмиграцией и рэкетом. Из всех мировых преступных банд именно они самые организованные и, как бы парадоксально это ни звучало, больше, чем другие группировки, чтут закон.

Группировка разделена на 750 кланов и вместе со всеми их членами составляет самую огромную мафию по численности бандитов во всем мире. Основной их враг — китайские преступные группировки. Якудза и триада, иначе говоря — китайская мафия, ведут вражду, это как дань традиции. Китайцы и японцы на протяжении многих веков считают друг друга соперниками.

Японские правители и все правительство страны в целом на протяжении всей истории главной своей задачей ставили контроль над всем своим государством

Неважно, какими именно способами приходилось это делать. Так и получилось, что сами власти занимались контролем над всем, что лежит в легальной сфере, в том числе бизнес-деятельностью, а японская мафия вела контроль над нелегальной сферой жизни азиатского государства

Мафия никогда не ссорилась с властями, а те, в свою очередь, не лезли к ним.