Логическая структура аккорда
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, с возможными октавными дублировками), которые господствовали в полифонической музыке Средних веков и Возрождения, аккорд представляет собой цельную единицу звуковысотной вертикали, воспринимаемую, по определению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit).
Монолитность аккорда поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии. В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:
- — основной тон — «корень» аккорда;
- — аккордовые консонансы — квинта и терция от основного тона;
- — аккордовые диссонансы — включая альтерацию;
- — побочные тоны — (также органные пункты, педали и т. п.).
Для аккорда существенны неаккордовые звуки (линейные неустои), а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не обретают внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, могут давать
- — внеаккордовые функции (задержания, проходящие и прочие линейные неустои; в старинной теории они назывались одним словом «тра́нзиты»).
Аппликатуры аккорда A
На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:
- указательный
- средний
- безымянный
- мизинец
Аппликатура аккорда A на 2 ладу
I
II
III
IV
V
X (Струна не играется)
A (Ля)
E (Ми)
A (Ля)
Db (Ре бемоль)
E (Ми)
безымянный
средний
указательный
Как зажать аккорд A на 2 ладу:
- Струны 1 и 5 остаются открытыми.
- Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.
- Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
- Струна 4 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.
- Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.
Аппликатура аккорда A на 5 ладу
V
VI
VII
VIII
IX
A (Ля)
E (Ми)
A (Ля)
Db (Ре бемоль)
E (Ми)
A (Ля)
указательный
указательный
средний
мизинец
безымянный
указательный
Как зажать аккорд A на 5 ладу:
- Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
- Струна 3 зажимается средним пальцем на 6-ом ладу.
- Струна 4 зажимается мизинцем на 7-ом ладу.
- Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.
Аппликатура аккорда A на 7 ладу
VII
VIII
IX
X
XI
X (Струна не играется)
X (Струна не играется)
A (Ля)
E (Ми)
A (Ля)
Db (Ре бемоль)
безымянный
мизинец
средний
указательный
Как зажать аккорд A на 7 ладу:
- Струна 1 зажимается безымянным пальцем на 9-ом ладу.
- Струна 2 зажимается мизинцем на 10-ом ладу.
- Струна 3 зажимается средним пальцем на 9-ом ладу.
- Струна 4 зажимается указательным пальцем на 7-ом ладу.
- Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
Аппликатура аккорда A на 9 ладу
IX
X
XI
XII
XIII
X (Струна не играется)
A (Ля)
Db (Ре бемоль)
E (Ми)
A (Ля)
X (Струна не играется)
средний
указательный
безымянный
мизинец
Как зажать аккорд A на 9 ладу:
- Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
- Струна 2 зажимается средним пальцем на 10-ом ладу.
- Струна 3 зажимается указательным пальцем на 9-ом ладу.
- Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 11-ом ладу.
- Струна 5 зажимается мизинцем на 12-ом ладу.
Аппликатура аккорда A на 12 ладу
XII
XIII
XIV
XV
XVI
X (Струна не играется)
A (Ля)
E (Ми)
A (Ля)
Db (Ре бемоль)
X (Струна не играется)
безымянный
безымянный
безымянный
указательный
Как зажать аккорд A на 12 ладу:
- Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
- Струны 2, 3 и 4 зажимаются безымянным пальцем на 14-ом ладу приемом баррэ. Такой прием взятия аккорда требует подготовки и гибкости безымянного пальца, поэтому этот аккорд можно взять зажав указательным пальцем 2, 3 и 4 струны приемом баррэ, а остальные струны зажать средним пальцем, безымянным и мизинцем.
- Струна 5 зажимается указательным пальцем на 12-ом ладу.
Аппликатуры аккордов:
Аккорды от ноты B:
- B (H)
- Bm (Hm)
- B+ (H+)
- Bdim (Hdim)
- B7 (H7)
- B7+5 (H7+5)
- Bm7 (Hm7)
- Bm7+ (Hm7+)
- Bm7-5 (Hm7-5)
- Bdim7 (Hdim7)
- B6 (H6)
- Bm6 (Hm6)
- B7-5 (H7-5)
- B6/9 (H6/9)
- B9 (H9)
- B7-9 (H7-9)
- Bmaj9 (Hmaj9)
- B11 (H11)
- Bm11 (Hm11)
- B13 (H13)
- Bmaj13 (Hmaj13)
- Bsus (Hsus)
- Bm6/9 (Hm6/9)
- B5 (H5)
- B7+9 (H7+9)
- B7+11 (H7+11)
- B7-5(+9) (H7-5(+9))
- B7sus4 (H7sus4)
- B9-5 (H9-5)
- B9+11 (H9+11)
- B9sus4 (H9sus4)
- B13-9 (H13-9)
- B13sus4 (H13sus4)
- Badd9 (Hadd9)
- Bm-6 (Hm-6)
- Bm9 (Hm9)
- Bm9-5 (Hm9-5)
- Bm9+7 (Hm9+7)
- Bm13 (Hm13)
- Bm(add9) (Hm(add9))
- Bmaj7 (Hmaj7)
- Bmaj7-5 (Hmaj7-5)
- Bmaj7+11 (Hmaj7+11)
- Bsus2 (Hsus2)
- B+7+9 (H+7+9)
- B+7-9 (H+7-9)
- B+9 (H+9)
Два свойства аккорда – структура и функция
Любой аккорд можно рассматривать двояко. Во-первых, можно построить его от звука и рассматривать структурно, то есть по интервальному составу. Этот структурный принцип как раз таки и отражён в уникальном названии аккорда –мажорное трезвучие, большой минорный септаккорд, минорный квартсекстаккорд и т.д.
По названию мы понимаем, как нам построить тот или иной аккорд от заданного звука и каково будет «внутреннее наполнение» данного аккорда. И, заметьте, ничто не мешает нам построить любой аккорд от любого звука.
Во-вторых, аккорды можно рассматривать на ступенях мажорного или минорного лада. В этом случае на образование аккордов оказывают большое влияние вид лада, знаки тональностей.
Так, например, в мажорном ладу (пусть будет До мажор) мажорные трезвучия получаются только на трёх ступенях – первой, четвёртой и пятой. На остальных ступенях возможно построение только лишь минорных или уменьшённого трезвучия.
Аналогично в миноре (для примера возьмём до минор) – минорные трезвучия также будут находиться только на первой, четвёртой и пятой ступенях, на остальных же можно будет получить либо мажорные, либо уменьшённое.
В том, что на ступенях мажора или минора можно получить только определённые виды аккордов, а не любые (без ограничений) состоит первая особенность «жизни» аккордов в условиях лада.
Другая особенность заключается в том, что аккорды приобретают функцию (то есть определённую роль, значение) и ещё одно дополнительное обозначение. Всё зависит от того, на какой именно ступени аккорд построен. Например, трезвучия и септаккорды, построенные на первой ступени, будут называться трезвучиями или септаккордами первой ступени или тоническими трезвучиями (тоническими септаккордами), так как они будут представлять «тонические силы», то есть будут относиться к первой ступени.
Трезвучия и септаккорды, построенные на пятой ступени, которая именуется доминантой, будут называться доминантовыми (доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд). На четвертой ступени строятся субдоминантовые трезвучия и септаккорды.
Это второе свойство аккордов, то есть умение выполнять какую-то функцию, можно сравнить с ролью игрока в какой-нибудь спортивной команде, например, в футбольной. Все спортсмены в команде – футболисты, но одни поставлены вратарями, другие – защитниками или полузащитниками, а третьи – нападающими, и каждый выполняет только свою, строго определённую задачу.
Функции аккордов не следует путать со структурными названиями. Например, доминантсептаккорд в ладу по своему строению является малым мажорным септаккордом, а септаккорд второй ступени – малым минорным септаккордом. Но это совсем не значит, что любой малый мажорный септаккорд можно приравнять доминантсептаккорду. И это также не значит, что в роли доминантового септаккорда не может выступить какой-нибудь другой по структуре аккорд – например малый минорный или большой увеличенный.
Итак, в сегодняшнем выпуске мы рассмотрели основные типы сложных музыкальных созвучий – аккордов и кластеров, затронули вопросы их классификации (аккорды с терцовой и нетерцовой структурой), описали обращения и выявили две главные стороны аккорда – структурную и функциональную. В следующих выпусках мы продолжим изучать аккорды, подробнее рассмотрим виды трезвучий и септаккордов, а также самые основные их проявления в ладу. Следите за обновлениями!
Музыкальная пауза! За роялем — Денис Мацуев.
Ян Сибелиус — Этюд ля минор соч. 76 № 2.
Кластеры или секундовые гроздья
До сих пор мы упоминали только те созвучия, которые состоят из консонансов разного рода – терций, кварт и квинт. Но созвучия можно строить и из интервалов-диссонансов, в том числе и из секунд.
Из секунд образуются так называемые кластеры. Иногда их также называют секундовыми гроздьями (их графическое изображение очень напоминает гроздь каких-нибудь ягод – например, рябиновых или винограда).
Нередко кластеры обозначаются в нотах не в виде «нотных россыпей», а как закрашенные или пустые прямоугольники, располагаемые на нотном стане. Их следует понимать следующим образом: играются все ноты (белые или чёрные клавиши фортепиано в зависимости от цвета кластера, иногда и те, и другие) в пределах границ этого прямоугольника.
Пример подобных кластеров можно увидеть в фортепианной пьесе «Праздничная» российского композитора Лейлы Исмагиловой.
Кластеры, как правило, не относят к аккордам. Причина на то следующая. Оказывается, в любом аккорде должны хорошо прослушиваться отдельные звуки его составляющие. Любой такой звук можно в любой момент звучания выделить слухом и, например, пропеть, остальные звуки, составляющие аккорд, при этом нам не будут мешать. В кластерах же – иначе, потому что все их звуки сливаются в единое красочное пятно, и отдельно расслышать какой-либо из них не представляется возможным.
Что такое аккорды на гитаре?
Что же такое «аккорд» на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд — это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд — он же аккорд гитарный.
В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.
Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.
Аккорды — что такое?
Аккордом называется сочетание звуков, произведенных одновременно. Такая конструкция получается при помощи интервалов. Интервал обозначает расстояние между звуками (тон, полутон, четверть тона и т.д.). В зависимости от количества тонов и полутонов ему присваивается определенное название (прима, тон, терция, кварта и т.д.). Аккорд состоит из 3, 4 или 5 звуков.
Строение аккорда подчиняется следующему закону:
- к нижнему звуку («до») присоединяется определенный интервал (к примеру — терция);
- затем к ним добавляется еще один звук — квинта;
- к имеющимся нотам присоединяется четвертая интонация – септима.
В результате получился септаккорд из четырех нот. Игра на гитаре требует знания основных музыкальных конструкций. Стоит определиться с тем, аккорды — что такое и как ими пользоваться?
Примечания
- См., например: Холопов Ю. Н. Аккордика // Гармония. Практический курс. Ч.2: Гармония XX века. М., 2005, сс.38-92
- Подобное определение впервые дал И. Г. Вальтер в 1732 году.
- Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч.1. М., 1924, с.14; Аналогичным образом определяет нетерцовое сочетание тонов Н. А. Римский-Корсаков. См.: Практический учебник гармонии. 16-е изд. М., 1937, с.9.
- Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Л., 1937, с.19 .
- Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1989, с.80.
- «Durch Alteration werden die Quartenakkorde zu noch nie gehörten Harmonien, die frei von jeder tonalen Beziehungen sind» (1912). Цит. по: Quarte // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967, S.763.
- Холопов Ю. Н. Квартаккорд // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.243.
- Нетерцовые аккорды. Кварто-квинтовые созвучия // Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Ч.2. М., 2005, с.49-52.
- ↑ Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
- ↑ Филенко Г. «Французская музыка первой половины XX века». — Л.: Музыка, 1983. — С. 55. — 232 с.
- Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entestehung der harmonischen Tonalität. Kassel, Basel u.a.O., 1968, SS. 57, 256 et passim.
Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов
Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).
Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.
Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».
Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.
Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.
- Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
- Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
- Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
- Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.
На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:
Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).
Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.
Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:
- Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
- Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
- Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
- Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
- Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
- Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
- Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).
Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:
Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.
Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):
- Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
- Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
- Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
- Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
- Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).
В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»: